ПРОГРАММА «Мастер народных промыслов»
Оценка 4.6

ПРОГРАММА «Мастер народных промыслов»

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
технология
9 кл—11 кл
06.12.2017
ПРОГРАММА    «Мастер народных промыслов»
Содержание программы направлено на формирование у учащихся компетенции в области декоративно-прикладного искусства, возможности проявить себя и добиться успеха, помогает сориентироваться в выборе дальнейшего профиля обучения. Резьба по дереву является интересным, увлекательным и полезным занятием для школьников не только средних и старших классов, но и младших. Для начинающих обучаться этому виду декоративно-прикладного искусства следует рекомендовать использование настоящей программы.
Программа мастер народных промыслов пред проф.doc
муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного  образования детей центр эстетического воспитания детей «ТЮЗ»  отделения декоративно­ прикладного искусства                                                                  УТВЕРЖДАЮ Директор МУ ДОД ЦЭВД  ____________Т. И. Мигулева  принято на педсовете протокол  №_________________ от«    »________20___г.                                                                                     ПРОГРАММА                                       «Мастер народных промыслов»     Срок обучения: 2 года                                                                                                          Возраст: 15 ­17лет                                                                                                            Направленность:                                                                                                        Педагог:  художественно ­ эстетическая     Чаюков С.В. ст, Тбилисская, 2011г 1. Пояснительная записка    Содержание программы направлено на формирование у учащихся  компетенции в области декоративно­прикладного искусства, возможности  проявить себя и добиться успеха, помогает сориентироваться в выборе  дальнейшего профиля обучения.  Резьба по дереву является интересным, увлекательным и полезным занятием для школьников не только средних и старших классов, но и  младших. Для начинающих   обучаться   этому   виду   декоративно­прикладного  искусства следует рекомендовать использование настоящей программы.     Одним из наиболее древних и распространенных видов народного искусства на   Руси   является   резьба   по   дереву,   которая   своими   истоками  уходит   к искусству восточных славян. Большинство изделий народного творчества в глубокой   тайне   хранят   своих   создателей,   и   только   мастерство  исполнения свидетельствует   о   том,   что   это   были   художники   с   хорошим   вкусом   и изобретательностью.    В процессе подготовки молодежи к жизни особое значение имеет единство трудового   и   эстетического   воспитания.   Определенную   роль   в  системе трудового и эстетического воспитания школьников играют занятия в студиях декоративно­прикладного   искусства,   в   том   числе   и   в   студии   «Резьба  по дереву».  Поэтому  была  разработана  данная  пред  профильная  программа  в направлении «Резьба по дереву» на основе ранее разработанных программ. В процессе составления данной программы были рассмотрены и проанализированы ряд программ: Кротов И.В. Программы (изд. 1988 г.), «Творческие задания Лернера», «Современные образовательные технологии» Селова Р.К. , «Творческие проекты» Сомоненко М.С., «Программы»  Хворостова А.Л., а также Методическое пособие «Русское деревянное творчество»  №3 1999 г. Хворостова Д.А.       В процессе работы с этими методическими пособиями возникла необходимость взять из них самое рациональное, что соответствует целям и задачам УДО, и создать на основе одной из программ авторизованную программу «Резачок» для младшего школьного возраста. В программах Кротова И.В. 1988 г. изд. широко представлены такие виды резьбы,   как   контурная,   геометрическая,   рельефная.   Здесь   хорошо  составлены учебно­тематические планы по данным темам, которые и были взяты за основу. Также в программе автора имеется реферативное описание  некоторых блоков и разделов. Но имеются и недостатки. Так совсем не охвачена тема формирования творческого коллектива детей, мало уделяется времени экскурсионным занятиям, отсутствуют   мероприятия   воспитательного   характера.Более   свежее   издание Симоненко Н.С. «Творческие проекты» (1995 г. изд.) помогло разработать методику подготовки учащихся к взрослой жизни, т.е. научить самостоятельно оценивать значение изготавливаемого изделия, его рентабельность, полезность для себя и общества. Слабость данного издания заключается в том, что все основывается на полном   экономическом  расчете,   но   не   учитываются   индивидуальность   и неповторимость. В   программах   Хворостова   А.С.   ярко   отражена   структура   и   методика проведения индивидуальных занятий, также хорошо рассмотрены такие вопросы, как древесиноведение, история ремесел. Продолжателем идей  Хворостова  А.С. стал   его   сын   Хворостов   Д.А.,   который   выпускает  методические   пособия «Русское деревянное зодчество» (Кч3 1999 г),«Изготовление инструмента», Итак, на основе передового опыта многих авторов получилась программа, включающая   в   себя   основные   виды     художественной   обработки   древесины. Программа рассчитанная на два года обучения и средний возраст учащихся ­15­ 17лет.  Данная программа разработана на основе программы студии «Резьба по дереву»   для   внешкольных   учреждений   и   общеобразовательных   школ (Министерство   Просвещения,   1982   г.)   и   программы   студии   «Резьба   по дереву» Д. Хворостова( Ж. «Я вхожу в мир искусства» , № 3, 1999).    Программа основана на том, чтобы разработать содержание «Методики обучения учащихся резьбе по дереву», определить формы и методы данной программы для ее успешной реализации на практике. А также выявить условия формирования   творческих   способностей   учащихся   в   процессе   обучения резьбе по дереву.    В данной программе рассмотрены следующие разделы:  изготовление инструмента   с   использованием   передовых  технологий   и   из   подручного материала;  планомерное   изучение   всех   видов   резьбы   по   дереву   (контурная резьба,   объемная резьба);токарная обработка древесины  (сочетание со всеми видами резьбы).   плоскорельефная   резьба,   геометрическая   резьба,    В этом и заключается новизна данной программы ­ объединение путем обобщения,  выделения главного из ранее изученных программ, методических пособий   и   вспомогательной   литературы   по   резьбе   по   дереву   передовых методов обучения и воспитания.  Цель: 1. Помочь учащимся осмыслить перспективы собственной трудовой и профильной   деятельности,   и   не   приятия   бытующих   в общественном сознании стереотипов   выбора профессиональной успешности. 2. Дать основные знания, выработать умения, навыки у учащихся по предмету «Резьба по дереву».          Задачи: 1. Сохранение развития древнего вида искусства – Резьба по дереву. 2. Научить учащихся выполнять как простые элементы резьбы, так и более сложные комплексные изделия. 3. Научить   создавать   творческие   работы,   используя   все художественные средства. 4. Создание   предпосылок   для   формирования   ценностно­   нравственной   основы   развития   будущего смысловой, профессионала. 1. Воспитать бережное отношение к окружающему нас миру. 5. Воспитание у учащихся нравственных черт характера. 2. Развитие художественного воображения и фантазии, необходимых       будущему мастеру народных промыслов. 3. Развитие творческих способностей и абстрактного мышления.      В программе студии предусматривается сочетание теоретического (не более 1/5­1/6 времени) и практического занятий. В процессе практических занятий выполняются два вида работ:  по готовым образцам и по выбору учащихся (творческий). Занятия студии имеют политехническую направленность.  Данная программа предусматривает двух летний срок обучения: I год обучения ­ 2 часа в неделю, 72 часа в год II год обучения — 3 часов в неделю, 108 часов в год.    На протяжении всего процесса обучения учащиеся изготавливают изделия по принципу:   от   простого   к  сложному. В соответствии с этим, работы учеников вначале выставляются на выставке в школе, затем – на районной, зональной, краевой, всероссийской   и   международной   выставках   детского   творчества.Это   дает учащимся не только стимул для творческого развития, но и  имеет большое значение в воспитании всесторонне развитой личности, так как учащиеся принимают непосредственное участие в проведении выставок, конкурсов, конференций, где рассматриваются все интересующие подростков вопросы.   Для улучшения организации учебного процесса, обучение ведется по  группам, состоящим   из   6­8   человек,   в   зависимости   от   возраста,   физического   и творческого развития воспитанников. Большую роль в эффективности учебного процесса  играет посещение музеев, выставок   прикладного   творчества,   а   так   же   мастер   классов   с   привлечением профессионалов резчиков по дереву, выезды на фестивали. 2. Учебно­тематический план. 1­й год обучения Всего  часов Количество часов учебных занятий Теория Практика Выездные 2 4 4 2 2 2 6 2 4 2 30 2 2 4 12 4 14 2 40 2 2 № Наименование разделов,  блоков, тем 1. Токарное дело. 1.1 Вводное занятие 1.2 Мир человека и место в нем  материальных технологий. 1.3  Выбор профессии. 1.4 Русское деревянное зодчество 1.5 Контрольно – измерительные  инструменты, инструменты  для резьбы и приспособления. 1.6 Художественное  проектирование. Создание  собственного комплексного  изделия на бумаге. 2 4 4 4 4 6 1.7 Изготовление комплексного  18 изделия в материале,  художественная обработка  древесины. 1.8 Сборка и отделка готового  изделия 1.9 Копирование образцов с  наименьшей допустимой  погрешностью 1.10 Отделка готовых изделий.  Защита проектов. 1.11 Организация выставки работ .  Подведение итогов. ИТОГО: 6 18 4 2 72 2­ой год обучения Рельефная резьба 2. 2.1 Вводное занятие 2.2 Общие сведения о резьбе и ее  видах, общие правила  безопасности при резьбе. 2.3 Подготовка древесины под  резьбу. Материаловедение,  инструменты для резьбы. 2.4 Безопасные приемы работы с  инструментами 2.6 2.5 Композиция из простейших  фигур (работа по образцам) Резанье древесины.  Приспособления и  оборудование для резанья  древесины. 2.7 Художественное  проектирование. Резьба  геометрического,  растительного или  смешанного характера  (творческая работа) 2.8 Выполнение резьбы с  созданием анималистических  изображений (зверей, птиц и  т.д.). Информационное  обеспечение. 2.9 Художественное  проектирование. Выполнение  контурной резьбы  произвольной тематики. 2.10 Отделка готовых изделий,   подготовка их к выставке. 2.10 Организация выставки.  Итоговое занятие. Итого:         2 2 4 2 2 2 6 4 4 2 4 8 12 4 6 8 16 18 18 8 6 108 30 2 6 8 2 4 6 10 14 14 6 2 74 4 4 3. Содержание  деятельности (реферативное описание разделов, блоков, тем) 1­й год обучения Тема 1. Токарное дело. Тема 1.1     Вводное занятие. (В­2ч., Т­2ч.) Программа, задачи и план работы студии. Оборудование и инструменты. Повторение пройденного за прошлый год. Материалы. Хранение инструментов, материалов,   изделий.   Общие   правила   безопасности  труда.   Организационные вопросы. Тема 1.2 Мир человека и место в нем материальных технологий                     (В­4., Т­4.)   Потребительские   качества   вещей:   функциональные   и   эстетические. Удовлетворение   потребности.   Маркетинг.   Реклама.   Психологическое восприятие   рекламы.   Себестоимость   и   цена.   Произведения   декоративно­ прикладного искусства из древесины. Тема 1.3 Выбор профессии. (В­4., Т­4.)  Профессии:   массовые,   специалисты,   творческие.   Уровень   образования   и квалификации. Учебные заведения и особенности приема в них. Дни открытых дверей.   Условия   трудовой   деятельности:   монотонность,   переменность, большая, малая физическая нагрузка, большая, малая психическая нагрузка и т.д..       Тема 1.4 Русское деревянное зодчество (В­4., Т­2., П­2) Возникновение и развитие деревянного зодчества в России. Просмотр иллюстраций, посещение музеев, просмотр видео и фотоматериалов.  Тема 1.5    Контрольно­измерительные инструменты. (В­4ч., Т­2ч, П­2ч.) Виды   и   назначение   контрольно­измерительных   инструментов   (КИИ). Устройство и техника использования КИИ. Практические занятия: Лабораторная работа по теме «Измерение заготовок при помощи КИИ.     Тема 1.6  Художественное проектирование. Создание собственного    комплексного изделия на бумаге. (В­ 6ч, Т­2ч., П­4ч.) Текущий инструктаж при выборе и разработке эскизов, чертежей, лекал, шаблонов. Практические занятия: Изготовление     эскизов,   чертежей,   лекал,   шаблонов,  технологических карт.     Тема1.7Изготовление   комплексного   изделия   в   материале.     Художественная обработка древесины (В­18ч, Т­6ч, П­12ч.) Инструктаж по технике безопасности. Вводный инструктаж при выборе и изготовлении   заготовок.   Текущий   инструктаж   в   процессе  изготовления изделия. Практические занятия: Изготовление заготовок для будущего изделия. Обработка заготовок на токарном станке с учетом технологической карты.    Тема 1.8     Сборка и отделка готового изделия. (В­6ч.,Т­2ч., П­4ч.) Вводный   инструктаж   по   отделке   и   сборке   готовых   изделий. Практические занятия: Отделка   готовых   изделий.   Сборка   готовых   изделий.   Окончательная доводка. Отделочные работы. Подготовка изделий к выставке.       Тема   1.9   погрешностью.     Копирование   образцов   с   наименьшей   допустимой (В­18ч., Т­4ч., П­14ч.) Инструктаж  по  технике   безопасности.  Вводный  инструктаж  при        ' выборе   и   изготовлении   заготовок.   Текущий   инструктаж   в   процессе изготовления изделия. Выполнение  работы с использованием КИИ, при этом допустимая погрешность должна быть минимальной. Практические занятия: Изготовление заготовок для будущего изделия. Обработка заготовок на токарном станке с учетом технологической карты.    Тема 1.10     Отделка готовых изделий. Защита проектов.  (В­4ч,, Т­2ч., П­2ч.) Вводный   инструктаж   по   отделке   и   сборке   готовых   изделий. Практические занятия: Отделка   готовых   изделий.   Сборка   готовых   изделий.   Окончательная доводка. Отделочные работы. Подготовка изделий к выставке.    Тема 1.11    Организация выставки работ. Итоговое занятие. (В­2ч, В­2ч.) Сбор   всех   работ.   Отбор     лучших   работ    в   зависимости   от   качества. Тематика проводимых выставок и степень сложности изготовленных изделий. Участие в выставке. 2­ой год обучения 2. Рельефная резьба. Тема 2.1     Вводное занятие. (В­4ч, Т­2ч., П.­2ч.) Программа,   задачи   и   план   работы   студии.   Организационные   вопросы: закрепление   рабочих   мест,   культура   труда.   Оборудование   и   инструменты. Материалы.   Хранение   инструментов,   материалов,   изделий.   Общие   правила безопасности труда. Тема 2.2         Общие сведения о резьбе и ее видах, общие правила безопасности при резьбе, (В­8ч, Т­2ч, П­6ч.) История   резьбы   по   дереву.   Разновидности   резьбы.   Демонстрация дидактического   материала   с   разновидностями   резьбы.   Инструменты   для рельефной резьбы. Общие правила безопасности труда при резьбе по дереву. Практические занятия: Упражнения по заточке и доводке инструмента. Тема 2.3      Подготовка древесины под резьбу. Инструменты для резьбы (В­12ч., Т­4ч.,П­8ч.) Инструменты для резьбы. Древесина, ее строение, свойства, породы деревьев. Необходимость бережного отношения к природе. Пороки,  влажность древесины. Особенности   подбора   древесины   под   резьбу.   Пиление,  строгание,   циклевание древесины.   Крашение   древесины   Основные   требования   к   качеству   изделий   из древесины.   Безопасность   труда   при  выполнении   технических   операций   при обработке древесины. Практические занятия: Определение пород и пороков древесины. Выбор заготовок. Обработка основы при помощи пил, струг, цикли под резьбу по образцу. Тема 2.4     Безопасные приемы работы с инструментами. (В­4ч., Т­2ч., П­2ч.) Техника безопасности при работе с резчицким инструментом. Практическое занятие: Изготовление приспособлений для безопасной работы. Тема 2.5     Композиция из простейших фигур (работа по образцам). (В­6ч., Т­2ч., П­4ч.) Ритм, композиция. Использование  образцов при выборе рисунка. Перевод рисунка   на   основу.   Приемы  увеличения   и   уменьшения   рисунка.   Рациональные способы получения рисунка. Практические занятия: Составление простой композиции из геометрических фигур.  Увеличение и уменьшение рисунка. Перевод рисунка на основу. Тема 2.6         Резанье древесины. Приспособления и оборудование  для резанья древесины. (В­8ч., Т­2ч., П­6ч.) Приемы   резанья   древесины   ножом­резаком.   Безопасность   труда. Практические занятия: Практические упражнения по резанью в различных направлениях  древесины (на оборотной стороне плашки). Контурная резьба по образцам. Тема 2.7 Художественное проектирование. Резьба геометрического, растительного или смешанного характера (творческая работа). (В­16ч.,Т­6ч.,П­10ч.) Основные   требования,   предъявляемые   к   созданию   композиции   из геометрического   и   растительного   орнаментов.   Привлечение   всех   студийцев   к обсуждению   и   подбору   объектов   работ.   Организация   индивидуальной   и коллективной работы, творческой взаимопомощи и соперничества.  Безопасность труда. Практические занятия: Создание композиции для резьбы. Подготовка основы. Нанесение  узора на основу. Выполнение контурной резьбы на изделие. Контроль качества изделия. Тема 2.8 Выполнение резьбы с созданием анималистических изображений (зверей, птиц и т. д.). Информационное обеспечение. (В­18ч.,Т­4ч.,П­14ч.) Стилизация рисунка под контурную резьбу. Основные принципы стилизации. Ознакомление с устройством и приемами пользования техническими средствами обучения:   Меры электробезопасности   при   пользовании   ТОО   на   занятиях   студии.   Лаки   для прозрачного   покрытия.   Приемы   лакирования   и  распиливания   поверхности. Безопасность труда при отделке изделий из древесины.  фотоувеличителем.   кодоскопом,   эпидиаскопом, Практические занятия: Стилизация рисунка под контурную резьбу; его увеличение или уменьшение. Подготовка поверхности заготовки с применением лаков. Перевод рисунка. Процесс резьбы.   Контроль   качества   выполнения   резьбы.  Исправление   допущенных погрешностей. Отделка изделия. Тема   2.9   Художественное   проектирование.   Выполнение   контурной резьбы произвольной тематики. (В­18ч., Т­4ч.,П­14ч.) Анализ   работ   профессиональных   художников   декоративно­прикладного искусства   (репродукции,   слайды,   фотографии).   Посещение   и  анализ   выставок декоративно­прикладного   искусства»   художественных   просмотр кинофильмов по народному искусству. Встречи с художниками­профессионалами и любителями декоративно­прикладного творчества. Выбор композиции произвольной тематики.  музеев, Практические занятия: Коллективное   обсуждение   тематики   творческих   работ,   их   назначения. Выполнение (коллективное или индивидуальное) резьбы произвольной  тематики. Контроль качества изготовляемого изделия, его соответствия  художественным требованиям. Тема 2.10   Отделка готовых изделий, подготовка их к выставке. (В­8ч., Т­2ч„ П­6ч.) Вводный инструктаж по отделке и сборке готовых изделий.  Практические занятия: Отделка готовых изделий. Сборка готовых изделий. Окончательная доводка. Отделочные работы. Подготовка изделий к выставке. Тема 2.11   Организация выставки. Итоговое занятие.  (В­6ч., П­2ч.,В­4.) Сбор всех работ. Отбор лучших работ в зависимости от качества. Тематика проводимых   выставок   и   степень   сложности   изготовленных   изделий.   Участие   в выставках, конкурсах. Ожидаемые результаты 1­й год обучения. Учащиеся должны: 1. Уметь подобрать материал (древесину) для изготовления изделия. 2. Знать устройство токарного станка. 3. Уметь выполнить основные фигуры на токарном станке по дереву. 4. Уметь сочетать резьбу по дереву с токарными работами. 5. Проводить анализ  своей деятельности. 2­ой год обучения. Учащиеся должны: 1. Знать общие сведения о резьбе и ее видах. 1. Уметь выполнить резьбу с созданием анималистических  изображений. 2. Уметь выполнить резьбу геометрического, растительного или  смешанного орнаментов. 3. Уметь защищать творческий проект. 5. Формы и виды контроля. Сроки Тематика Формы и виды контроля 1­й год  обучения 1­е  полугодие 2­е полугодие 2­ой год  обучения 1­е  полугодие      2­е  полугодие Подготовка инструмента к работе. Открытое занятие Выполнение резьбы в материале.  Составление технической документации. Зачет   Выполнение Устный опрос. Азы   токарных   работ. токарных работ в материале. Выполнение резьбы в материале. Рельефная резьба.  Плоскорельефная. Практическая работа. Выставка.  Защита проекта. Зачет             Выставка работ Выполнение резьбы в материале. Зачет Токарное дело с отработкой точности. Выставка работ. Защита проекта. 6. Методические рекомендации. Организация   студии   ­   благодарное   дело.   Для   занятий   не   требуется специально оборудованное помещение, и школьники обычно с удовольствием идут заниматься   в   такую   студию,   особенно   если   стиль  общения   с   ними доброжелательно­игровой. Занятия резьбой по дереву возможны со школьниками средних классов,  но чтобы добиться наиболее интересных результатов в работе и дать детям больше навыков, лучше проводить набор из старших классов. Заниматься  резьбой  лучше   в удобном  для  этого  помещении,  мастерской. Необходимые условия: хорошее освещение, постоянная комнатная температура и умеренная влажность ­ для комфорта работы и  предотвращения коробления изделий,   как   в   процессе   работы,   так   и   уже  готовых;   возможность   оставлять недоделанные изделия и материалы. Рабочее место резчика для занятий резьбой можно оборудовать на  старом верстаке или ученическом столе. При организации студии руководитель должен позаботиться о том,  чтобы показать детям различные изделия, пусть не самые сложные в исполнении. Но они должны   быть   выразительными   и   убедительными.   Одно   изделие   может   быть незавершенным, в процессе работы, чтобы можно было  наглядно показать этапы работы. Хорошо иметь эскизы, чертежи этих  изделий: сначала показать рисунок, эскиз, затем чертеж. Руководитель должен объяснить учащимся, что без всего этого изделие невозможно изготовить, но при этом эскизы и чертежи должны быть очень наглядны и понятны, и не должны отпугивать своей невыполнимостью и сложностью. Поэтому занятия в студии нужно начинать с простых, быстрых в изготовлении, но эффектных изделий. Работа в студии может быть коллективной и индивидуальной. Это зависит от характера   задания   и,   особенно,   от   психологических   особенностей  каждого воспитанника. Принуждать ни в коем случае нельзя. Если ребенок застенчив и нетороплив в своих действиях, то не следует сразу же заставлять его работать в компании   других.   Он   должен   начать   сам,   присмотреться,  привыкнуть   и,   уже потом,   влиться   в   коллектив.   Поэтому   руководитель   студии  должен планировать не только коллективные, но и индивидуальные занятия. По окончании первого года обучения необходимо подвести итоги за год, отметить каждого ребенка с лучшей стороны, а недостатки, если они есть, предложить назвать самим. После этого предложить ребятам     принять участие в районной выставке детского творчества. Педагог   может   применять   такую   форму   обучения,   как   мастер­класс,  где старшеклассники,   воспитанники   третьего   года   обучения,   проводят   занятия для   подготовительной   группы,   чем   закрепляют   свои   знания,   и   знакомят   с творческим процессом новичков. Педагог дополнительного образования может ограничиться обучением  детей только одному виду резных работ (например, геометрической резьбе), но может изучить с ними и другие доступные им  виды резного декора, например: ажурную и рельефную домовую резьбу. 7. Список литературы, рекомендуемой педагогам. 1. Афанасьев А. Ф. «Резьба по дереву» ­ 1999 г. 2. Бочаров Д. М. Дерево в архитектуре и скульптуре» Славян. 3. Гусарчук Д. М. «300 ответов любителю художественных работ по дереву» ­  1989 г. 4. Кирюхин А. В. «Домовая и художественная резьба» ­ 1992 г. 5. Кротов И. В. «Программы» ­ 1988 г. 6. Лернер. «Творческие задания» 7. Нилов И. В. «Альбом орнаментов резчика по дереву» Выпускник ­ IV. 8. Селово Г. К. Современные образовательные технологии ­ 1998 г. 9. Симоненко Н. С. «Творческие проекты» ­1995 г. Ю.Степанов Н. С. «Резьбы очарованье» ­ 1991 г. 11 .Столяров Ю. С. «Техническое творчество учащихся» ­ 1989 г.  12.Федотов Г. Я. «Секреты бондарного ремесла» ­ 1991 г. И.Хворостов А. С.  «Программы».  13. Чупахин В.Н. « 22 урока геометрической резьбы по дереву». С­Питербург. Идат. «Литера» 2004 год. 14.Хворостов Д. А. Методическое пособие «Русское деревянноезодчество» №  3 ­ 1999 г. 15. Шепелев А. М. «Декоративная отделка индивидуальных домов»­ 1992 г. 8. Список литературы, рекомендуемый для детей. 1.Афанасьев А. Ф. «Резьба по дереву» ­ 1999 г. 2. Бочаров Д. М. Дерево в архитектуре и скульптуре» Славян. 3. Гусарчук Д. М. «300 ответов любителю художественных работ по дереву» ­  1989 г. 4. Кирюхин А. В. «Домовая и художественная резьба» ­ 1992 г. 5. Нилов И. В. «Альбом орнаментов резчика по дереву» Выпускник ­IV. 6. Степанов Н. С. «Резьбы очарованье» ­1991 г. 7. Столяров Ю. С. «Техническое творчество учащихся» ­ 1989 г. 8. Федотов Г. Я. «Секреты бондарного ремесла» ­ 1991 г. 9. Хворостов Д. А. Методическое пособие «Русское деревянное зодчество» №  3 ­ 1999 г. 10. О.ШепелевA.M. «Декоративная отделка индивидуальных домов» ­1992 г.

ПРОГРАММА «Мастер народных промыслов»

ПРОГРАММА    «Мастер народных промыслов»

ПРОГРАММА «Мастер народных промыслов»

ПРОГРАММА    «Мастер народных промыслов»

ПРОГРАММА «Мастер народных промыслов»

ПРОГРАММА    «Мастер народных промыслов»

ПРОГРАММА «Мастер народных промыслов»

ПРОГРАММА    «Мастер народных промыслов»

ПРОГРАММА «Мастер народных промыслов»

ПРОГРАММА    «Мастер народных промыслов»

ПРОГРАММА «Мастер народных промыслов»

ПРОГРАММА    «Мастер народных промыслов»

ПРОГРАММА «Мастер народных промыслов»

ПРОГРАММА    «Мастер народных промыслов»

ПРОГРАММА «Мастер народных промыслов»

ПРОГРАММА    «Мастер народных промыслов»

ПРОГРАММА «Мастер народных промыслов»

ПРОГРАММА    «Мастер народных промыслов»

ПРОГРАММА «Мастер народных промыслов»

ПРОГРАММА    «Мастер народных промыслов»

ПРОГРАММА «Мастер народных промыслов»

ПРОГРАММА    «Мастер народных промыслов»

ПРОГРАММА «Мастер народных промыслов»

ПРОГРАММА    «Мастер народных промыслов»

ПРОГРАММА «Мастер народных промыслов»

ПРОГРАММА    «Мастер народных промыслов»

ПРОГРАММА «Мастер народных промыслов»

ПРОГРАММА    «Мастер народных промыслов»

ПРОГРАММА «Мастер народных промыслов»

ПРОГРАММА    «Мастер народных промыслов»

ПРОГРАММА «Мастер народных промыслов»

ПРОГРАММА    «Мастер народных промыслов»

ПРОГРАММА «Мастер народных промыслов»

ПРОГРАММА    «Мастер народных промыслов»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2017