Программа математического кружка
Оценка 4.8

Программа математического кружка

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
математика
1 кл—4 кл
04.02.2018
Программа математического кружка
Программа представляет систему интеллектуально - развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 4 года обучения. Особенность изучения разделов заключается в том, что материал располагается как линейно (от простого к сложному), так и спирально, сочетая последовательность и цикличность; конкретизированы виды логических задач и заданий практической направленности; углубление тем происходит постепенно в течение четырех лет. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. С каждым занятием задания и темы усложняются.Данная программа направлена на: развитие у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, совершенствование навыков аргументации собственной позиции по определенному вопросу, создание условий для развития интеллектуальных способностей и учебных умений ребенка в соответствии со способностями; развитие мотивации к обучению математики и творческих возможностей.Файл содержит пояснительную записку, особенности построения программы и занятий кружка, календарное планирование.
Соловьёва, Шафоренко. Кружок занимат. математики Бастау (4).doc
ГУ «Школа-лицей №8 для одаренных детей» г. Павлодара Программа  математического кружка «Бастау»  для школ инновационного  типа  (1­4 класс) Составители:  Соловьева И.Ю., учитель начальных классов Шафоренко Л.П., учитель начальных классов Рецензент: Омарова В. К., кандидат педагогических наук,  профессор кафедры педагогики ПГПИ, 2015г. 1 Пояснительная записка Программа   разработана   в   соответствии   с   требованиями   ГОСО   РК начального   образования,     представляет   систему   интеллектуально   ­ развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 4 года   обучения.   Программа   учитывает   возрастные,   общеучебные     и психологические особенности младшего школьника. Новизна программы состоит в том, что её содержание соответствует «Адаптированной   ускоренной   программе   по   математике   для   школ инновационного типа», 2012г. Особенность изучения   разделов заключается в том, что материал  располагается как  линейно (от простого к сложному), так   и   спирально,   сочетая   последовательность   и   цикличность; конкретизированы   виды   логических   задач   и   заданий   практической направленности;  углубление тем происходит постепенно в течение четырех лет.  Занятия   построены   таким   образом,   что   один   вид  деятельности сменяется   другим.   Это   позволяет   сделать   работу   детей   динамичной, насыщенной  и  менее  утомительной.  С  каждым  занятием  задания  и   темы усложняются. Актуальность программы обусловлена  тем, что в настоящее время идет   модернизация   казахстанской   системы   образования   и   науки,   что предполагает   развитие   у   учащихся   интеллектуальных   и   творческих компетенций, формирование функциональной грамотности.  Данная программа направлена на:  ­  развитие   у   учащихся   умений   самостоятельно   работать,  думать,  решать творческие задачи, совершенствование навыков аргументации собственной позиции по определенному вопросу. –  создание   условий   для   развития   интеллектуальных   способностей   и учебных умений ребенка в соответствии со способностями; – развитие мотивации к обучению математики и творческих возможностей; – приобщение детей к общечеловеческим ценностям; – интеллектуальное  развитие личности ребенка. Педагогическая  целесообразность  программы  объясняется  тем, что познавательные способности можно развивать, вырабатывая определенные 2 навыки и умения, а главное ­ привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению, т.е. качества, которые   обязательно потребуются  ребенку,   чтобы   добиться   успеха   в   жизни,   содействует развитию   у   детей  математического   образа   мышления:   краткости   речи, умелому   использованию   правильному   применению математической терминологии и т.д.  символики, Программа   позволит   учащимся   ознакомиться   со   многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за   рамки   школьной   программы,   расширить   целостное   представление   о проблеме   данной   науки.   Решение   математических   задач,   связанных   с логическим   мышлением   закрепит   интерес   детей   к   познавательной деятельности,   будет   способствовать   развитию   мыслительных   операций   и общему интеллектуальному развитию. Программа   разработана   с   учетом   современных   образовательных технологий, которые отражаются в: –  принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);  формах   и   методах   обучения   (активные   методы   обучения, – дифференцированное   обучение,   занятия,   конкурсы,   соревнования,   КВН, викторины, индивидуальная работа, работа в парах, командах); – методах контроля и управления образовательным процессом (олимпиады, тестирование, анализ результатов конкурсов, соревнований ) –  средствах   обучения   (ИКТ,   демонстрационный   материал,   карточки   с заданиями, счетные палочки и т.д ) Программа   рассчитана   на   4   года.   Занятия   1   раз   в   неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 35 – 45 минут. Цель программы:  Развивать у учащихся исследовательские умения, познавательную   и   творческую   активность,   формировать   устойчивый интерес   учащихся   к   предмету   посредством   решения   нестандартных   и занимательных задач. Задачи: обогащение   знаниями,   раскрывающими   исторические   сведения   о математике; повышение уровня математического развития; углубление   представления   о   практической   направленности математических знаний, развитие умения применять математические методы при разрешении различных ситуаций; применение  математической терминологии; пробуждение потребности к самостоятельному приобретению знаний; ­ ­ ­ ­ ­ 3 ­ умение   делать   доступные   выводы   и   обобщения,   обосновывать собственные мысли. Принципы программы: Актуальность.  Создание условий для повышения мотивации к обучению математики,   стремление   развивать   интеллектуальные   возможности учащихся. Научность.  Математика   –   учебная   дисциплина,   развивающая   умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения. Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач). Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на   освоение   математической   терминологии,   которая   пригодится   в дальнейшей   работе,   на   решение   занимательных   задач,   которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах. Обеспечение мотивации. Во­первых, развитие интереса к математике как науке   естественно­математического   направления,   во­вторых,   успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике. Курс   ориентационный.   Он   осуществляет   учебно­практическое знакомство   со   многими   разделами   математики,   удовлетворяет познавательный   интерес   школьников   к   проблемам   данной   точной   науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине. Основой   организации  работы   с   детьми   на   занятиях   кружка   факторов   учебного   процесса   является следующая система дидактических принципов: ­создается         образовательная         среда,         обеспечивающая         снятие стрессообразующих     (принцип психологической комфортности); ­новое       знание       вводится       не       в     готовом       виде,       а     через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности); ­обеспечивается   возможность   продвижения   каждого   ребенка   своим темпом (принцип минимакса); ­ при введении нового знания раскрывается взаимосвязь с предметами и явлениями   окружающего   мира  (принцип   целостного   представления   о мире); ­у  детей   формируется  умение  осуществлять  собственный  выбор   (принцип  вариативности); 4 ­процесс   обучения   сориентирован   на   приобретение   детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества); ­обеспечиваются   преемственные   связи   между   всеми   ступенями обучения (принцип непрерывности). Изложенные   выше   принципы   интегрируют   современные   научные взгляды об  основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития каждого ребенка в   классе.  В   соответствии   с   ними   на   занятиях   применяются   следующие методы и приемы: ­ практическо ­ игровые; ­ экспериментирование; ­ моделирование; ­ ­ преобразование; ­ конструирование; воссоздание;   Продолжительность и общая характеристика рекомендуемых этапов занятия. 1.  Разминка   (3­5   минут).  Основной   задачей   данного   этапа   является создание  определённого   положительного   эмоционального   фона,   без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому в разминку включены  достаточно   легкие,   способные   вызвать   интерес   вопросы, рассчитанные   на  сообразительность,   быстроту   реакции,   окрашенные немалой долей юмора и потому   помогающие   подготовить   ребёнка   к активной   познавательной деятельности.      Например: • Шоколадка   стоит   10   рублей   и   еще   половину   шоколадки.   Сколько стоит шоколадка? (20 рублей) • Сумма   трех   чисел   равна   их   произведению,   эти   числа   различные   и однозначные. Назовите эти числа? (1,2,3) • К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличили число? (в 11 раз) • Апельсин тяжелее груши. Яблоко легче груши и тяжелее персика. Что тяжелее? (Апельсин) • Который   сейчас   час,   если   оставшаяся   часть   суток   вдвое   больше прошедшей? (8 часов) • Петя и Миша имеют фамилии Белов и Чернов.  Какую фамилию имеет Миша, если Петя на год старше Белова? (Белов) 5 • Часы с боем отбивают один удар за одну секунду. Сколько времени потребуется часам, чтобы отбить 12 часов? (11 секунд) 2. Тренировка   и   развитие   психических   механизмов,   лежащих   в основе  творческих   способностей   ­   памяти,   внимания,   воображения, мышления (8­10  минут) через работу как с математическими объектами, так   и   нет.   Используемые   на   этом   этапе   занятия   задания   не   только способствуют  развитию   перечисленных   качеств,   но   и   позволяют углублять знания детей,  разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности. Например: • Составление  выражений. Берутся   любые   три   числа   –   81,   27,     9. Дети составляют как можно больше выражений с ними и решают • Поиск   общего   и   отличительного. Берутся   наугад   два   объекта (числа 528 и 780, фигуры квадрат и ромб, задачи…)  • Поиск   аналогов. Называется   какой­либо   предмет   или   явление, например,   «прямоугольник»,   «уравнение»,     дети   называют   как можно больше похожих с ним предметов или слов. • Поиск   противоположных   предметов. Называется   какой­либо предмет, например «дом». Надо назвать как можно больше других предметов, противоположных данному. • Поиск соединительных звеньев. Задаются два предмета, например, «лопата» и «автомобиль», «задача» и «ручка» • Способы   применения   предмета. Называется   какой­либо   хорошо   ребята   например   «линейка», известный   предмет, предлагают различное их применение.   «лупа», • Перечень возможных причин. Описывается какая­либо необычная ситуация и дети предлагают варианты её причин. 3. Весёлая   переменка  (2­3   минуты).   Динамическая   пауза   в   составе занятия  развивает не только двигательную сферу ребёнка, но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно. 4. Решение   творческо­поисковых   и   творческих   задач   (20  минут). Продолжение работы по изучаемой теме. Решение задач на данном этапе опирается   на   самостоятельность,   поисковую   активность   и сообразительность   ребёнка,   на   умение   в   нужный   момент   «достать»   из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения.  Например, тема «Метод Прокруста» 6 • Двое поделили между собой мешок 30­килограммовый мешок зерна. Одному   при   этом   досталось   на   4   кг   зерна   больше,   чем   другому. Сколько зерна получил каждый?  • Два карандаша и ластик стоят столько же, сколько один карандаш и четыре ластика. Во сколько раз карандаш дороже ластика?   • У Коли, Толи и Оли вместе 29 значков. При этом у Коли на 3 значка меньше, чем у Оли, а у Толи на 2 значка больше, чем у Оли. Сколько значков у Оли?  5. Логические   задачи   на   развитие   аналитических   способностей  и способности  рассуждать     (5­7   минут). Данное задание может выйти за рамки изучаемой темы или базироваться на ранее изученном материале.  В целях    развития    логического    мышления  предлагаются задачи, при решении которых ребенок учится производить анализ, сравнение, строить дедуктивные умозаключения. Например: Есть два суждения, оба полностью истинны.    Некоторые   игры   А. Б.  Все игры развивают ум. ­   компьютерные   программы. Есть ещё четыре суждения, одно из них полностью следует из двух опорных суждений, и поэтому истинно. Надо найти это суждение.  1) Все компьютерные программы развивают ум 2) Все развивающие ум вещи ­ игры 3) Некоторые развивающие ум вещи ­ компьютерные программы 4) Некоторые компьютерные программы не развивают ум При   выполнении   игровых   заданий   и   упражнений   соблюдаются условия: не использовать оценки «лучшего», «правильного» ответа или способа   действия,   а   выбор   вариантов   ответов,   действий   признаётся равноправным; создается ситуации реализации собственных возможностей каждого   ребенка   через   ситуации   сотрудничества;   необходимо   ставить детей  в   такие   условия,   при   которых   они   сами   определяют   свои действия,  планируют   их;   сами,   практически   без   помощи,   учителя добиваются   создается   атмосфера эмоционального   подъёма  и   раскрепощённости;   осуществляется   обмен между   группами   с  равными   возможностями;   ученики  проявляют искреннюю   заинтересованность   в   достижениях   детей;   не  акцентировать внимание  на недостатках, неудачах   ребенка, не  сравнивать  между  собой детей с разными учебными возможностями.   положительных   результатов; Занятия   построены   таким   образом,   что   один   вид   деятельности сменяется   другим.   Это   позволяет   сделать   работу   детей   динамичной, 7 насыщенной   и   менее   утомительной.   С   каждым   занятием   задания усложняются:   увеличивается   объём   материала,   наращивается   темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки. Основные виды деятельности учащихся: ­ решение занимательных задач; ­ оформление математических газет; ­ знакомство   с   научно­популярной   литературой, математикой;   связанной   с ­ проектная деятельность  ­ самостоятельная работа; ­ работа в парах, в группах по решению проблем; ­ математические состязание между командами, с приглашением в жюри детей старшего возраста;   ­ творческие работы по самостоятельному составлению заданий. Личностными   результатами   изучения   курса   «Бастау» являются: ­ способность  регулировать   собственную  деятельность,   направленную на познание окружающей действительности; ­ способность    проводить    информационный    поиск    для    решения учебных задач; ­ умение   работать    с    моделями    изучаемых    объектов;     ­ умение   обобщать,   видеть общее в  единичном явлении, устанавливать связи       и     отношения     явлений   (пространство   и   время,   количество   и качество, часть и целое, причина и следствие и др.) ­ самостоятельный  поиск  решения  проблем;     ­   владение       базовым       понятийным       аппаратом       (доступным       для осознания  младшим     школьником),     необходимым     для     изучения   в области естественно­научных и социальных дисциплин; ­   умение   наблюдать,       исследовать     явления     окружающего     мира, выделять    описывать   и характеризовать факты; ­ умение   вести   диалог,     рассуждать   и   доказывать,     аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. характерные   особенности     объектов, Формы   и   виды   контроля.   Подведение   итогов   по   результатам освоения материала данной программы может   проводиться в следующей форме: ­ классные математические олимпиады 8 ­ игровой математический практикум ­ турнир по геометрии и математике ­ блиц ­ турниры по решению задач ­ познавательные конкурсно­игровые часы ­ школьная математическая олимпиада ­ областной интеллектуальный марафон ­ республиканская математическая олимпиада «Бастау» ­ международный конкурс по математике «Кенгуру» Результаты     учеников   в   течение   года   фиксируются   в   сводной ведомости   в   процентном   соотношения   выполнения,   благодаря   чему выстраивается рейтинг учеников кружка. № Ф.И. 1. Абрамов К. 2.  Букбулатулы Б Варнаев Г. 3.   1 №   . п м и л О 24 80% 18 60% 27 90% 4.  Гришанова Д. … 2 №   . п м и л О 21 70 % 22 73 % 23 77 % я а н ь л о к Ш . п м и л о 25 83% 19 63% 24 80% у р у г н е К 3 №   . п м и л О 81 68% 84 70% 88 72% 20 67 % 22 43 % 26 86 % р и н р у т ­ ц и л Б 22 73% 21 70% 24 80% … 5.  Дубовой С. … … Макс. баллов 30 30 30 30 120 30 . … %   . р С о т с е М 5 6 2 3 1 78 % 74 % 81 % 80 % 91 % Для   выявления   уровня   освоения   изучаемых   тем   в   начале   года   даётся олимпиадная работа на входе (нулевой срез) и в конце года аналогичная олимпиадная   работа   на   выходе   (итоговый   срез).   Рекомендуемые олимпиадные   проверочные   работы   приведены   ниже  после   каждого   года обучения. 9 Материально – техническое обеспечение для работы кружка. Библиотечный фонд. 1. Белицкая Н.Г., Орг А.О.  Школьные олимпиады. Начальная школа. 2­4классы. – М.: Айрис – Пресс, 2007.­ 128с. 2. Дробышев Ю.А. Олимпиады по математике. 1­4 классы. – Экзамен  – 2015 – 144с 3. Гейдман Б.П., Мишарина И.Э. Подготовка к математической  олимпиаде. Начальная школа  2 – 4 классы. Москва:Айис­пресс­2007г.­ 130с. 4. Зайкин М. И. Математический тренинг. Москва «Гуманитарный  издательский центр ВЛАДОС» 1996г., ­ 174 с. 5.Минскин   Е.М.   От   игры   к   знаниям:   пособие   для   учителя.­   М.: Просвещение, 2003.­190с. 6. Пупышева О.Н. Задания школьных олимпиад. 1­4 классы. – Вако – 2011г. – 240с. 7. Перельман, Я. И. Весёлые задачи. — Москва: АСТ, 2014. — 288 с.  8.  Перельман, Я. И. Живая  математика. — Москва:   Издательский Дом Мещерякова, 2013. — 359 с. 9. Рассел К.,  Картер Ф. Математические IQ тесты. Издательство  ЭКСМО, 2004 г., 205 с. 10. Сейфе Ч. Ноль. Биография опасной идеи.­Аст­ Москва­2014Р 11. Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа. – Вако  ­2004г. ­240с.                  Демонстрационный   и   дидактический     материал  (картинки предметные, таблицы, наборы тренировочных упражнений, индивидуальных карточек,   текстов   олимпиадных   работ,   разноуровневых   заданий,   лото, кроссворды, настольные развивающие игры...) в соответствии с основными темами программы обучения.             Технические средства обучения.   Классная   доска   с   набором   приспособлений   для   крепления   постеров   и картинок, магнитофон, мультимедийный проектор, компьютер. Содержание программы по классам   Название блока 1класс 2класс 3класс 4класс Из истории математики Числа и действия с ними Четность ­ нечетность 2 3 1 1 2 1 1 2 ­ 2 2 1 10 текстовые   на   передвижения,     (задачи Нестандартные задачи Метод Прокруста Календарь, время, возраст Ребусы, шарады, шифры Задачи со спичками Стратегии переливание, перекладывания, взвешивание) Среднее арифметическое Комбинаторика Логические задачи Закономерности Принцип Дирихле Доли. Дроби. Простые числа. Делимость. Геометрические задачи Олимпиады Всего 5 ­ 2 2 2 2 ­ 2 3 3 ­ 2 ­ 2 2 33 5 ­ 2 2 2 2 ­ 2 3 2 ­ 2 ­ 2 4 34 4 1 1 1 2 3 1 2 3 2 1 2 1 2 4 34 4 1 1 1 2 3 1 2 3 1 2 2 2 2 4 34 Учебно­тематическое планирование занятий кружка «Занимательная математика» 1 класс Название блока № заня­ тия о в ­ л о К с а ч Содержание занятия Новое понятие Дата 1­2 Из   истории 2 математики Как люди учились  считать. Из истории  Число и цифра 11 3-4 Доли 5­6   и Числа действия   с ними 7 Четность   ­ нечетность 8­12 Нестандарт­ ные   тексто­ вые задачи 13­14 Календарь 15­17 Ребусы, шифры 2 2 1 5 2 3 18­19 Задачи   со 2 спичками 20 Стратегии  1 21­22 Комбинато­ 2 рика 23­25 Логические 3 задачи 26­28 Закономер­ 3 ности линейки. Числа в  пословицах. Деление, разрезание  фигуры на части. Подсчёт  разрезов. Сравнение групп  предметов. Решение  неравенств. Расстановка  знаков +/­ Знакомство с понятием  чётность­нечётность. Знакомство со схемами и  моделями для решения. Знакомство с календарём.  Решение задач на  ориентирование в  календаре, днях недели. Знакомство с понятием.  Разгадывание ребусов,  шифров. Составление. Составление фигур из  спичек, перекладывание с  изменением количества.  Знакомство с простыми  задачами на стратегии   (волк­коза­капуста),  переливания  Решение простых задач на  раскрашивание,  комбинирование  групп из  двух­трёх объектов Задачи на формулировку  умозаключений. Решение  простых логических задач  с помощью таблиц. Решение фигурных и   числовых  12 Доля, часть. Равенство и неравенс­ тво Четность ­ нечетность Схема, модель Календарь Ребусы, шифры Переклады вание стратегия Комбинато рика Умозаключ ение Матрица Раввена Геометрия. Объёмные фигуры. Новое понятие Дата Римские цифры Доля, часть. Рациональ ный способ. Магичес­ кий квадрт Четность ­ нечетность 29­30 Геометричес 2 кие задачи 31­33 Олимпиады 3 Всего 33 Название блока № заня­ тия о в ­ л о К с а ч 1­2 Из   истории 2 математики 3 Доли 4­6   Числа и действия   с ними 7 Четность   ­ нечетность 8­12 Нестандарт­ ные   тексто­ вые задачи 13­14 Календарь, время, возраст 1 3 1 5 2 закономерностей.  Знакомство с матрицами  Раввена. Построение фигур.  Деление плоских фигур.  Знакомство с объёмными  фигурами. Подсчёт фигур Самостоятельное  выполнение работы по  изученным темам. 2 класс Содержание занятия Открытие нуля. Из  истории числа 7. Римские  цифры Деление, разрезание  фигуры на части. Подсчёт  разрезов.  Решение рациональным  способом.  Расстановка  знаков +/­ в выражениях.  Магический квадрат действия с чётными и  нечётными числами Поиск способа  оформления и приёма  решения задач Решение задач на  определение возраста,  количества дней по  календарю. 13 15­17 Ребусы, шифры 18­19 Задачи   со спичками 20 Стратегии  21­22 Комбинато­ рика 3 2 1 2 23­25 Логические 3 задачи 26­27 Закономер­ ности 28­30 Геометричес кие задачи 31­34 Олимпиады конце   (в каждой четверти) Всего 2 3 4 34 Ребусы, шифры стратегия Дерево возможнос тей Ложность, истин­ ность Площадь Разгадывание ребусов,  шифров. Составление. Составление фигур из  спичек, перекладывание с  изменением количества.  Решение задач на  переправы, переливания  Решение задач на  комбинирование  групп из  трёх ­ четырёх объектов.  Рукопожатия.  Решение логических задач с помощью таблиц.  Ложные и истинные  высказывания. Решение сложных  фигурных и  числовых  закономерностей.  Нахождение периметра и  площади составных фигур Самостоятельное  выполнение работы по  изученным темам. Название блока № заня­ тия о в ­ л о К с а ч 3 класс Содержание занятия Новое понятие Дата 1 Из   истории 1 Старинная система записи Кирилли­ 14 математики чисел 2 3­4 Задачи   на внимание и Числа   действия   с ними 5 Четность   ­ нечетность 10 6 ­9 Нестандарт­ ные   тексто­ вые задачи Календарь, время, возраст Ребусы, шифры 11 12­14 Логические задачи 1 2 1 4 1 1 3 15­16 Задачи   со 2 спичками 17­19 Стратегии  20 Среднее арифметичес кое 21­22 Комбинато­ рика 3 1 2 Учимся сравнивать и  анализировать  Числа­гиганты и числа­ карлики,  различные  системы счисления,  множества, рациональные  приёмы умножения и  деления Свойства четности чисел  Формула четных чисел Задачи на смекалку Закономерность работы  часов. Определение  возраста по намекам Головоломки из области  физики и логики Задачи на пересечение и  объединение множеств Решение задач методом  Прокруста Составление фигур и  цифр из спичек,  перекладывание с  изменением количества.  Решение задач на  переправы, переливания  Вычисление среднего  арифметического Решение задач с помощью  таблиц, графов.  15 ческая система счисления Множест­ ва Формула четных чисел Головолом ки Объедине­ ние. Пере­ сечение  Метод Прокруста стратегия Среднее арифметич еское Графы 23 24 Закономер­ ности Принцип Дирихле 1 1 25­26 Доли. Дроби. 2 27 Простые числа 28­30 Геометричес кие задачи 31­34 Олимпиады конце   (в каждой четверти) Всего Название блока № заня­ тия 1 2 Из   истории математики Задачи   на внимание 3­4   Числа и действия   с ними 1 3 4 34 о в ­ л о К с а ч 1 1 2 Арифметический способ  решения. Решение сложных  фигурных и  числовых  закономерностей.  Решение задач с помощью  принципа Дирихле Решение логических  задач, содержащих доли Какие числа называют  простыми Геометрия вокруг нас  Самостоятельное  выполнение работы по  изученным темам. Принцип Дирихле Доли Простые числа Геометрия 4 класс Содержание занятия Новое понятие Дата Старинная система записи чисел. Великие  математики. Иероглифи ческая система записи Зрительные обманы,  задания с разрезыванием  фигур и составлением  силуэтов.  Числовая ось,  бесконечность,  арифметические  парадоксы и способы  быстрого счёта 16 Числовая ось Бесконеч­ ность 5­8 Нестандарт­ ные   тексто­ вые задачи 9 10 Календарь, время Ребусы, шифры 11­12 Задачи   со спичками 13­15 Стратегии  16­17 Комбинато­ 18 рика Среднее арифметичес кое 19­21 Логические задачи 22 23 Закономер­ ности Принцип Дирихле 25­26 Доли. Дроби. 27   Простые числа 28­30 Геометричес кие задачи 4 1 1 2 3 2 1 3 1 1 2 1 3 31­34 Олимпиады 4 Шансы и риски с точки  зрения вероятности.  Ложные и истинные  высказывания. Нестандартные задачи на  движение Головоломки из области  физики и логики Составление фигур и  цифр  из спичек,  перекладывание с  изменением количества.  Задания на перестановки и размещения Способ бильярда.  Вычисление среднего  арифметического.  Применение при решении  задач. Задачи типа «Кто есть  кто?» Задачи, решаемые с  конца Решение сложных  фигурных и  числовых  закономерностей.  Решение задач с помощью  принципа Дирихле Обыкновенные дроби Простые числа:  обыденность  неразгаданной загадки Геометрические  отношения в окружающем  мире. Евклидова  геометрия Самостоятельное  17 Среднее арифмети­ ческое Бильярд Принцип Дирихле Дроби  Евклидова геометрия конце   (в каждой четверти) Всего выполнение работы по  изученным темам. 34 Планируемые результаты освоения обучающимися программы. Требования к результатам обучения учащихся к концу 1 класса    Обучающийся научится:    ­ понимать как люди учились считать; ­ из истории линейки, нуля, математических знаков; ­ выполнять интересные приёмы устного счёта.  ­ решать нестандартные задачи на комбинаторику; Обучающийся получит возможность научиться:    ­ находить суммы ряда чисел; ­   решать   задачи,  связанные   с  нумерацией,  на   сообразительность,  задачи­ шутки, задачи со спичками; ­   разгадывать   числовые   головоломки,   закономерности   и   математические ребусы; ­ оформлять логические задачи из трёх объектов с помощью таблицы; Диагностика: Олимпиадная   работа   на   входе   в   начале   1­ого   (аналогичная на выходе – в конце года).   года   обучения Тема Задание 1. Числа   и действия   с ними 2. Нестандарт ные текстовые задачи 3. Календарь, время, возраст Ребусы. 4. Расставь знаки + и ­, чтобы получилось равенство:  5 4 3 2 1 = 3  В   коробке   лежит   8   шариков:   черных,   белых   и красных.   Красных   шариков   столько   же,   сколько белых и черных вместе, белых меньше всего. Сколько черных шариков в коробке? Коля в среду начал читать книгу. В какой день недели он закончил читать, если на чтение затратил 10 дней, но в воскресенье он отдыхал? Чему равно число С? Баллы 2 балла 4 балла 2 балла 3 балла 18 5. Задачи   со спичками А+А+А =9      А + Б  =5      Б + С = 10 Убери 3 спички, чтобы осталось  3 квадрата.  2 балла 6. Комбинато рика У Миши 3 карандаша – красный, жёлтый, зелёный. Сколькими способами он может раскрасить коврик? 5 баллов 7. Логические задачи 8. Закономер­ ности 9. Доли.  10. Геометриче ские задачи Три подруги купили по одной сладости: мороженое, пирожное, банан. Таня и Лена не едят молочное, Оля и Таня не покупали фрукт. Что ела каждая девочка?  Допиши следующие 4 числа: 1, 90, 3, 80, 5,….. 3 яблока разрезали пополам, а затем каждую часть ещё пополам. Сколько получилось кусочков? Сосчитай, сколько треугольников в данной фигуре? 3балла 2 балла 2 балла 3 балла Требования к результатам обучения учащихся к концу 2 класса Обучающийся научится:    ­ понимать  нумерацию древних римлян; ­некоторые сведения из истории счёта и десятичной системы счисления; ­выделять  простейшие математические софизмы; ­ пользоваться сведениями  из «Книги рекордов Гиннесса»; ­ понимать некоторые секреты математических фокусов. Обучающийся получит возможность научиться:    ­ использовать интересные приёмы устного счёта; ­ применять рациональные приёмы сложения и вычитания; 19 ­разгадывать   и   составлять   простые   математические   ребусы,   магические квадраты; ­решать   задачи   на   сообразительность,   комбинаторные,   с   геометрическим содержанием, задачи­смекалки; ­ находить периметр и площадь составных фигур  Олимпиадная   работа   на   входе   в   начале   2­ого   (аналогичная на выходе – в конце года).   года   обучения № Тема Задание 1. Числа   и действия   с ними 2. Нестандарт ные текстовые задачи 3. Календарь, время, возраст Ребусы. Задачи   со спичками 4. 5. Расставь знаки  « +»   или « ­ ». 2 6 3 4 5 8 = 12  Белка   спрятала   орехи   в   дуплах   трех   деревьев   .   В дуплах первого и второго дерева – 32 ореха, в дуплах второго и третьего – 36, а первого и третьего – 34 ореха.   Сколько   орехов   спрятала   белка   в   дупле каждого дерева? Каждую   минуту   от   бревна   отпиливают   метровый кусок.   Во   сколько   минут   распилят   на   такие   куски бревно длиной 6 метров? ААА – АА – А = ВВ Баллы 2 балла 4 балла 2 балла 3 балла 2 балла 6. Комбинато рика Уберите 8 спичек, не перекладывая остальных, чтобы осталось 5 равных квадратов. В школьном буфете Наташа, Яна и Алёна покупали пирожные   –   бисквитное   с   вареньем,   бисквитное   с кремом и трубочку с кремом. Кто что купил, если каждая девочка съела по одному пирожному, Яна и 5 баллов 20 7. Логические задачи 8. Закономер­ ности 9. Доли.  10. Геометриче ские задачи Алёна любят пирожные с кремом, а Наташа и Алёна купили себе по бисквитному пирожному ? Волейбольные   команды   А,   Б,   В,   Г,   Д   и   Е   – разыгрывали   первенство.   Известно,   что   команда   А отстала   от   Б   на   три   места,   команда   В   оказалась между Г и Д, команда Е опередила Б, но отстала от Д. Какое место заняла каждая из команд? В понедельник Аня решила задачу, во вторник – две задачи, в среду – три и так далее. Сколько задач она решила в воскресенье ? У   бабушки   два   внука:   Коля   и   маленький   Олег. Бабушка купила им 16 конфет и сказала Коле, чтобы он дал Олегу на 2 конфеты больше, чем взял себе. Как Коля должен разделить конфеты? Прямоугольник,   стороны   которого   8   и   5   см., разделили на одинаковые полосы шириной 1 см. Из этих полосок составили ленту. Найдите его длину. 3балла 2 балла 2 балла 3 балла Требования к результатам обучения учащихся 3 класса Обучающийся научится:    ­ различать имена и высказывания великих математиков; ­  работать с  числами – великанами; ­ пользоваться   алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов; ­ понимать «секреты» некоторых математических фокусов. Обучающийся получит возможность научиться:    ­преобразовывать   неравенства   в   равенства,   составленные   из   чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр; ­ решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи; ­ использовать особые случаи быстрого умножения на практике;  ­ находить периметр,  площадь и объём окружающих предметов; ­ разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы. Олимпиадная   работа   на   входе   в   начале   3­ого   (аналогичная на выходе – в конце года).   года   обучения № Тема Задания Баллы 21 1 2 3 4 5 6 7 Числа и действия с ними   Нестандартные текстовые задачи Календарь, время Стратегии 2 балл 3балла 4балла 3балла В   коробке   синие,   красные,   зеленые карандаши   –   всего   20   штук.   Синих карандашей в 6 раз больше, чем зеленых. Красных карандашей меньше, чем синих. Сколько   красных   карандашей   в коробке? Оксана   нашла   один   гриб,   Катя   –   два, Наташа – три. Мама дала им 18 конфет и предложила разделить их по заслугам. Сколько   конфет   должна   получить каждая девочка?  Когда  отцу  было  27  лет,  сыну  было только  три  года,  а  сейчас сыну  в  три раза  меньше  лет,  чем  отцу.  Сколько лет  сейчас  каждому из них? Имеются   чашечные   весы   без   гирь   и   9 одинаковых   по   внешнему   виду   монет. Одна   из   монет   фальшивая,   причем неизвестно,   легче   она   настоящих   или тяжелее   (настоящие   монеты   одного веса). сделать чтобы   определить взвешиваний, фальшивую монету?   Сколько   надо     Комбинаторика Логические задачи В   классе   35   учеников.   20   из   них занимаются   в   математическом   кружке, 11 — в биологическом, а 10 ничем не занимаются. Сколько ребят занимаются и математикой, и биологией? Из   64   маленьких   кубиков   составили большой куб. Синей краской покрасили пять   граней   большого   куба.   Назови количество маленьких кубиков с тремя синими гранями. 3балла 2балла Закономер­ ности В   таблице   числа   расположены   в с соответствии определенной   закономерностью.   Установите   эту   2балла 22 закономерность   и   назовите   число, которое следовало бы вписать в пустое место таблицы.  8 9 10 Принцип Дирихле В классе учатся 38 человек. Докажите,  что среди них найдутся четверо, родившихся в один месяц. Доли. Дроби. Половина от половины числа равна  половине. Какое это число? Геометрические задачи У  двух  человек  было   два  квадратных торта. Каждый     сделал  на своём торте по 2 прямолинейных  разреза от края до края. При этом  у  одного  получилось три  куска,  а  у   другого  —  четыре.  Как  это  могло  быть?  4балла 3балла 4балла Требования к результатам обучения учащихся 4 класса Обучающийся научится:    ­ проводить  вычислительные операции площадей и объёма фигур ­ конструировать предметы из геометрических фигур. ­   разгадывать   и   составлять   простые   математические   ребусы,  магические квадраты; ­  применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание; Обучающийся получит возможность научиться:    ­ выполнять упражнения с чертежей на нелинованной бумаге. ­ решать задачи на противоречия, логические задачи. ­ анализировать  проблемные ситуаций во многоходовых задачах. ­ работать над проектами Олимпиадная работа на входе в начале 4­ого  года обучения  (аналогичная на выходе – в конце года). 23 № 1 Тема Числа и действия с ними   Задание   +ТРЮК     ТРЮК     ЦИРК Баллы 4балла 3балла 3балла 4балла 2 3 4 5 6 7 Нестандартные текстовые задачи Календарь, время Стратегии За 4 дня велосипедисты проехали 88км. Сколько   километров   они   проехали   в первый   день,   если   каждый   следующий день они проезжали на 2км. меньше чем в предыдущий?  Известно, что в январе четыре пятницы  и четыре понедельника. На какой день  недели приходится 1 января? столе       лежит На десять пронумерованных   шляп.   В   каждой шляпе лежит по десять монет. В одной из шляп находятся фальшивые монеты. Настоящая   весит   10   граммов,   а подделка   9.   В   помощь   даны   весы   со шкалой   в   граммах.   Как   определить   в какой   из   шляп   находятся   фальшивые монеты,   используя   весы   только   для одного   взвешивания?   Весы   могут взвешивать не более 750 грамм. Комбинаторика Логические задачи Закономер­ ности В   4   «А»   учится   25   детей.   Сколькими способами   можно   назначить   двух дежурных по классу? На   пароме   помещается   или   6 грузовиков,   или   10   легковушек.В четверг паром, полностью загруженный, 5   раз   пересек   реку   и   переправил   42 машины.Сколько   было   среди   них грузовиков? Профессор   завёл   новую   тетрадь,   в которой   ведёт   счёт   особо   секретным опытам.   В   конце   каждой   недели   он 3балла 4балла 2балла 24 записывает,   сколько   всего   опытов   он провёл   на   данный   момент.Выбери цепочки   чисел,   которые   подходят   под это описание. Укажи все правильные ответы: 1, 3, 5, 3, 7, 9 2, 4, 6, 8, 8, 11 4, 6, 7, 13, 14, 30 4, 5, 6, 7, 5, 6, 7 Сможете ли вы разложить 44 шарика на 9   кучек,   чтобы   количество   шариков   в разных кучках было различным? В классе учится меньше 50 школьников. За   контрольную   работу   седьмая   часть учеников   получила   пятёрки,   третья   — четвёрки,   половина   —   тройки. Остальные   работы   были   оценены   как неудовлетворительные.   Сколько   было таких работ?   квадрат   пять Разрежьте треугольников чтобы площадьодного   из   этих   треугольников равнялась сумме площадей оставшихся.   так, на     2балла 3балла 2балла 8 9 Принцип Дирихле Доли. Дроби. 10 Геометрические задачи 25 Список используемой литературы: 1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007 2. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. –  Волгоград: Учитель, 2008. 3. Козлова Е.Г.  Сказки и подсказки (учебник для математического  кружка) Москва.МЦМНО 2004. 4. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.:  Академкнига/Учебник, 2002 5. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной  школе. М.: «Панорама», 2006 6. Белицкая Н.Г., Орг А.О.  Школьные олимпиады. Начальная школа. 2­4классы. – М.: Айрис – Пресс, 2007.­ 128с. 7. Дробышев Ю.А. Олимпиады по математике. 1­4 классы. – Экзамен  – 2015 – 144с 8. Гейдман Б.П., Мишарина И.Э. Подготовка к математической  олимпиаде. Начальная школа  2 – 4 классы. Москва:Айис­пресс­2007г.­ 130с. 9. Зайкин М. И. Математический тренинг. Москва «Гуманитарный  издательский центр ВЛАДОС» 1996г., ­ 174 с. 10. Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1­4 классы – Вако – 2008г. – 240с. 11.  Минскин   Е.М.  От   игры   к   знаниям:   пособие   для   учителя.­   М.: Просвещение, 2003.­190с. 2011г. – 240с. 12. Пупышева О.Н. Задания школьных олимпиад. 1­4 классы. – Вако – 13.  Перельман, Я. И. Живая математика. — Москва: Издательский Дом Мещерякова, 2013. — 359 с. 14. Рассел К.,  Картер Ф. Математические IQ тесты. Издательство  ЭКСМО, 2004 г., 205 с. 15. Сейфе Ч. Ноль. Биография опасной идеи.­Аст­ Москва­2014Р 16. Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа. – Вако  ­2004г. ­240с. 26 27

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка

Программа математического кружка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2018