Программа "Методика решения физических задач"
Оценка 4.6

Программа "Методика решения физических задач"

Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
физика
7 кл—8 кл
02.09.2017
Программа "Методика решения физических задач"
Программа предназначена для 7-8 классов. Программу можно использовать для внеурочной деятельности и факультативных занятий. Календарно-тематическое планирование разбито на 7 и 8 классы, с учетом тем, изучаемых в этих классах. В планировании рассматриватся вопросы методики решения задач по разным темам а также применение методики на практике.
Методика решения физических задач.docx
Р А Б О Ч А Я   П Р О Г Р А М М А Курса «Методика решения физических задач» (базовый уровень) Ступень обучения – основное общее образование, 7,8 классы 1.Планируемые результаты  освоения учебного предмета. Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения астрономии Личностными результатами  изучения курса «Методика решения физических задач» является формирование следующих умений:  Определять и высказывать под руководством педагога самые общие для всех людей  правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для  всех правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и  педагога, как поступить. Средством достижения этих результатов служит организация на уроке парно­групповой работы.  Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).  Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке.  Проговаривать последовательность действий на уроке.  Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией  учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.  Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку  деятельности класса на уроке.  Средством   формирования   этих   действий   служит   технология   оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.  Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.  Перерабатывать   полученную   информацию:   делать   выводы   в   результате     совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять  рассказы и задачи на основе   простейших   моделей   (предметных,   рисунков,   схематических   рисунков,   схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.  Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на  уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Читать и пересказывать текст. Средством   формирования   этих   действий   служит   технология   проблемного   диалога (побуждающий и подводящий диалог).  Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых  группах (в методических рекомендациях даны такие варианты проведения уроков).  Предметными результатами  изучения курса «Методика решения физических задач» являются формирование следующих умений.  7 класс Знать    смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество. смысл   физических   величин:  путь,   скорость,   ускорение,   масса,   плотность,   сила, давление, работа, мощность, коэффициент полезного действия, работа и мощность. смысл физических законов: Паскаля, Архимеда. Уметь            равноускоренное   прямолинейное   движение,  равномерное   прямолинейное   передачу   давления описывать   и   объяснять   физические   явления: движение, жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;  использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических   величин:  расстояния,   промежутка   времени,   массы,   силы,   давления, температуры; представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой   основе   эмпирические   зависимости:  пути   от   времени,   силы   упругости   от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;  выражать   результаты   измерений   и   расчетов   в   единицах   Международной системы; приводить   примеры   практического   использования   физических   знаний  о механических явлениях;  решать задачи на применение изученных физических законов; осуществлять   самостоятельный   поиск   информации   естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно­популярных   изданий,   компьютерных   баз   данных,   ресурсов   Интернета),   ее обработку   и   представление   в   разных   формах   (словесно,   с   помощью   графиков, математических символов, рисунков и структурных схем); использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической   деятельности   и повседневной жизни для: обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств; рационального применения простых механизмов; Учащийся обязан знать и уметь Физика и методы научного познания 1) планировать и проводить наблюдения, находить в явлениях закономерные связи, делать обобщения по результатам наблюдений; 2) собирать установку для эксперимента по рисунку или схеме;  3) пользоваться   измерительными   приборами   (барометром,   термометром,   весами, динамометром, измерительным цилиндром, секундомером);  4) записывать   результаты   прямых   измерений   физических   величин   с   учетом инструментальной погрешности;  5) представлять результаты эксперимента в виде схем, таблиц, графиков;  6) интерпретировать   (объяснять,   используя   научную   терминологию)   результаты наблюдений и эксперимента; 7) делать заключения и выводы по результатам эксперимента;  8) определять категорию того или иного научного утверждения в конкретной ситуации (факт, установленный наблюдениями: понятие, закон или принцип; модель; теоретический вывод; результат эксперимента; техническое применение теории на практике), делать расчеты. Движение и силы 1) приводить конкретные примеры, показывающие, что скорость движения одного и того же тела, а также его траектория могут быть различными в разных системах отсчета;  2) измерять массу тела, силу тяжести, упругости, трения скольжения;  3) приводить примеры изменения скорости тел под действием сил;  Вещество 1) знать   основные   положения   атомно­молекулярного   учения   (дискретное   строение вещества, взаимодействие и непрерывное хаотическое движение частиц вещества);  2) приводить   примеры   опытов,   подтверждающих   основные   положения   атомно­ молекулярного учения о строении вещества;  3) приводить примеры сжимаемости и упругости газов, жидкостей, твердых тел;  4) применять   основные   положения   строения   вещества   для   объяснения:   большой сжимаемости газов, малой сжимаемости жидкостей и твердых тел;  5) измерять плотность вещества, атмосферное давление.   8 класс Знать:       влажность   воздуха, смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная   теплоемкость,   сила электрического   тока,   электрическое   напряжение,   электрическое   сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы; смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического   заряда,   Ома   для   участка   электрической   цепи,   Джоуля­Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;   электрический   заряд, Уметь:    кипение,   плавление,   испарение,   конденсацию, описывать   и   объяснять   физические   явления:   теплопроводность,   конвекцию, излучение,   кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление и дисперсию света; использовать   физические   приборы   и   измерительные   инструменты   для   измерения физических   величин:   температуры,   влажности   воздуха,   силы   тока,   напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;        представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света; выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы; приводить   примеры   практического   использования   физических   знаний   тепловых   и электромагнитных явлениях; решать задачи на применение изученных физических законов; осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с   использованием  различных  источников   (учебных   текстов,  справочных  и   научно­ популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов,   рисунков   и   структурных   схем);использовать   приобретенные   знания   и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения   безопасности   в   процессе   использования   электробытовых   приборов, электронной техники; контроля   за   исправностью   электропроводки,   водопровода,   сантехники   и   газовых приборов в квартире. Требования к уровню подготовки учащихся.  7 класс 1. Владеть методами научного познания. 1.1.   Собирать   установки   для   эксперимента   по   описанию,   рисунку   или   схеме   и проводить наблюдения изучаемых явлений. 1.2.   Измерять:   температуру,   массу,   объем,   силу   (упругости,   тяжести,   трения скольжения), расстояние, промежуток времени, плотность. 1.3. Представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков: силы упругости от удлинения пружины; массы вещества при разных его объемах. 1.4. Объяснять результаты наблюдений и экспериментов: большую сжимаемость газов; малую сжимаемость жидкостей и твердых тел. 1.5. Выявлять эмпирические закономерности: зависимость силы тяжести от массы тела; зависимость массы тела от его объема. 2. Формулировать физические законы и условия их применимости. 2.1. Вычислять равнодействующую силу. 2.2. Объяснять изменение скорости при свободном падении. 3. Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в  различных формах (словесной, образной, символической). 3.1. Приводить примеры:   зависимости   скорости   движения   одного   и   того   же   тела,   а   также   его траектории от выбора системы отсчета; деформации тел при взаимодействии;  опытов,   подтверждающих   основные   положения   атомно­молекулярного учения о строении вещества. 3.2. Читать и пересказывать текст учебника. 3.3. Выделять главную мысль в прочитанном тексте. 3.4. Находить в прочитанном тексте ответы на поставленные вопросы. 3.5. Конспектировать прочитанный текст. 3.6. Определять промежуточные значения величин по таблицам результатов измерений и построенным графикам. 3.7. Определять по графику зависимости координаты от времени координату тела в данный момент времени. 8 класс 1. Владеть методами научного познания. 1.1. Собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений.  1.2.   Измерять:   температуру,   силу   (трения   скольжения),   расстояние,   промежуток времени, период колебаний маятника. 1.3. Представлять результаты измерений температуры тела в разные моменты времени при теплообмене в виде таблиц, графиков. 1.4. Объяснять результаты наблюдений и экспериментов при испарении и плавлении вещества: испарение жидкости при любой температуре и ее охлаждение при испарении; постоянство температуры при плавлении кристаллических тел. 1.5. Применять полученные в опыте результаты для предсказания значения  величин, характеризующих   ход   физических   явлений:   положение   тела   при   его   движении   под действием силы; значение температуры остывающей воды в заданный момент времени. 2. Владеть основными понятиями и законами физики.  2.1. Формулировать физические законы и условия их применимости.  2.2.   Описывать   изменения   и   преобразования   энергии   при   анализе   движения   тел   при наличии   трения,   колебаний   нитяного   и   пружинного   маятников,   плавления   и   испарения вещества. 2.3. Определять направление теплопередачи путем сравнения температур тел.  2.4. Вычислять: ­ равнодействующую силу, используя второй закон Ньютона; ­ импульс тела, если известны скорость тела и его масса; ­ расстояние, на которое распространяется звук при заданной скорости; ­ кинетическую энергию тела при заданных массе и скорости; ­ потенциальную энергию взаимодействия тела с Землей и силу тяжести при заданной массе тела; ­ энергию, поглощаемую (выделяемую) при нагревании (охлаждении) тел. 2.5. Объяснять реактивное движение. 3.   Воспринимать,   перерабатывать   и   предъявлять   учебную   информацию   в различных формах (словесной, образной, символической).  3.1. Называть преобразования энергии в двигателях внутреннего сгорания. 3.2. Приводить примеры: ­ зависимости скорости движения одного и того же тела, а также его траектории от выбора системы отсчета; ­ изменения скорости тел под действием силы, ­ проявления закона сохранения импульса в природе и технике; ­ колебательных и волновых движений в природе и технике; ­   экологических   последствий   работы   двигателей   внутреннего   сгорания,   тепловых, атомных и гидроэлектростанций; ­   опытов,   подтверждающих   основные   положения   атомно­молекулярного   учения   о строении вещества. 3.3. Читать и пересказывать текст учебника. Выделять главную мысль в прочитанном тексте. Находить в прочитанном тексте ответы на поставленные вопросы. Конспектировать прочитанный текст.  3.4. Определять: ­ промежуточные значения величин по таблицам результатов измерений и построенным графикам; ­   характер   тепловых   процессов:   нагревание,   охлаждение,   плавление,   кипение   (по графикам изменения температуры тела со временем); ­ период, амплитуду и частоту (по графикам колебаний).  3.5. Определять по графику зависимости: ­ координату тела в данный момент времени; ­  промежутки   времени,  в  течение   которых   тело   двигалось   с   постоянной, увеличивающейся, уменьшающейся скоростью; ­ промежутки времени действия силы. Время,   выделяемое   на   изучение   отдельных   тем,   в   программе   считается   примерным, поэтому считаю его распределить следующим образом: 2.Содержание учебного предмета. 1 .Механическое движение – 10 часов. Физические величины. Перевод единиц. Система СИ. Прямолинейное равномерное движение. Графики кинематических величин. Силы в природе. Сила тяжести. Вес тела. 2. Гидростатика – 6 часов. Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Сила Архимеда в жидкости и газе. Плавание тел. 3. Работа. Мощность – 6 часов. Работа и мощность. Кинетическая и потенциальная энергии. Мощность. КПД. 4. Тепловые явления 6 часов. Количество теплоты. Внутренняя энергия. Уравнение теплового баланса. 5.Электромагнитные явления 7 часов. Заряды. Постоянный ток. Расчеты электрических цепей.  Магнитное поле. 3.Тематическое планирование. № п/п Наименование разделов и тем Учебные часы Контрольные работы 1 2 3 4 5 Механическое движение Гидростатика Работа. Мощность Тепловые явления Электромагнитные явления ИТОГО 7 5 6 9 8 35 часов КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по курсу «Методика решения физических хадач» ( углубленный уровень) Ступень обучения –основное общее образование, 7 класс Количество часов по программе ­ 18 № п/п Дата  по плану Дата  по факту Тема урока Примечания  1 2 3 4 Механика – 7 часов Единицы измерения физических величин.  Алгоритм перевода единиц. Система СИ. Практикум по переводу единиц  измерения. Приемы решения задач на движение. Урок решения задач на нахождение 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 кинематических величин. Графики.  Анализ величин, заданных  графически. Решение графических задач. Силы в природе. Решение задач с  использованием формул силы упругости  и силы трения. Ускорение свободного падения. Силы  всемирного тяготения. Вес тела.  Методика определения веса тела в  различных случаях. Гидростатика – 5 часов Давление твердых тел. Зависимость  давления от площади опоры. Природа давления в жидкостях и газах.  Закон Паскаля. Решение расчетных задач на  сообщающиеся сосуды. Природа силы Архимеда. Решение задач с использованием формулы силы  Архимеда. Экспериментальные задачи по теме  «Гидростатика» Работа. Мощность – 6 часов Механическая работа. Практические  методы определения работы. Виды механической энергии. Закон сохранения механической энергии. Применение закона сохранения энергии  при решении экспериментальных задач. Мощность. Единицы мощности. Методика определения кпд простых  механизмов. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по курсу «Методика решения физических хадач» ( углубленный уровень) Ступень обучения –основное общее образование, 8 класс Количество часов по программе ­ 17 № п/п Дата Дата по плану по факту Тема урока Примечания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Тепловые явления – 9 часов Внутренняя энергия. Способы изменения  внутренней энергии. Количество теплоты при нагревании.  Удельная теплоемкость. Парообразование и конденсация. Расчет  количества теплоты. Плавление и кристаллизация. Расчет  количества теплоты. Уравнение теплового баланса.  Методика решения задач с  использованием уравнения теплового  баланса. Решение задач по теме «Тепловые  процессы». Решение экспериментальных задач по  теме «Тепловые явления». Повторение темы. Электромагнитные явления – 8 часов Заряды. Закон Кулона. Границы  применимости закона Кулона. Решение задач на закон Кулона с  применением расчетов со степенями. Постоянный ток. Приемы измерения силы тока, напряжения и сопротивления. Последовательное и параллельное  соединение проводников. Методика расчета цепей постоянного  тока. 15 16 17 Решение задач по теме «Постоянный  ток». Магнитное поле тока и постоянных  магнитов. Правила определения направления  магнитных полей.

Программа "Методика решения физических задач"

Программа "Методика решения физических задач"

Программа "Методика решения физических задач"

Программа "Методика решения физических задач"

Программа "Методика решения физических задач"

Программа "Методика решения физических задач"

Программа "Методика решения физических задач"

Программа "Методика решения физических задач"

Программа "Методика решения физических задач"

Программа "Методика решения физических задач"

Программа "Методика решения физических задач"

Программа "Методика решения физических задач"

Программа "Методика решения физических задач"

Программа "Методика решения физических задач"

Программа "Методика решения физических задач"

Программа "Методика решения физических задач"

Программа "Методика решения физических задач"

Программа "Методика решения физических задач"

Программа "Методика решения физических задач"

Программа "Методика решения физических задач"

Программа "Методика решения физических задач"

Программа "Методика решения физических задач"

Программа "Методика решения физических задач"

Программа "Методика решения физических задач"

Программа "Методика решения физических задач"

Программа "Методика решения физических задач"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.09.2017