Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) как результата изучения курса внеурочной деятельности по информатике
Оценка 4.6

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) как результата изучения курса внеурочной деятельности по информатике

Оценка 4.6
Документация
docx
информатика
1 кл—4 кл
07.05.2019
Программа мониторинга уровня сформированности                                                            универсальных учебных действий (УУД) как результата изучения курса внеурочной деятельности по информатике
мониторинг УУД нач школа.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 74 Г. УЛЬЯНОВСКА Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) как результата изучения курса внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах»  в начальной школе Разработчик:  учитель информатики  МБОУ СОШ № 74  г. Ульяновска Гришина Анна Петровна Пояснительная записка Данная программа разработана с учетом Стандартов второго поколения общего  образования на основе «Примерной основной образовательной программы основного   общего  образования» (версия  1.0, Москва, ноябрь 2010). Актуальность программы. С каждым годом объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные  людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а  результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения  учиться становятся  сегодня всё более востребованными. Федеральный государственный образовательный  стандарт нового поколения  поставил на первое место в качестве главных результатов  образования не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные  действия. Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие  овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В разделе: “ Требования к результатам освоения основной образовательной программы  общего образования”, ФГОС сформулированы основные требования к итоговым навыкам и  умениям учеников по курсу информатики, а именно: 1) освоение учащимися системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных  процессов в обществе, биологических и технических системах; 2) овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать  информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом  информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при  изучении других школьных дисциплин; 3) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих  способностей путём освоения и использования методов информатики и средств  ИКТ при изучении различных учебных предметов; 4) воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности; 5) приобретение опыта использования информационных технологий в  индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе  проектной, деятельности. 6) формирование умений применения знаний для осмысления сущности  современных общественных явлений,  жизни, мире; 7) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и  настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней; Актуальной и новой задачей образования становится обеспечение развития  универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей  фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением  предметного содержания конкретных дисциплин, формирование совокупности  универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не  только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках  отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом  профилактики школьных трудностей.   Приоритетным направлением новых  образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования. Современное общество  требует  от нас подготовить  человека обучаемого, способного  самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно меняющейся  жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни,  деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то  внутреннего багажа  всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что  есть, то есть, важны  не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Школа  должна «научить учиться». Именно поэтому перед школой остро встала  проблема  самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций,  включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение  универсальных учебных действий. Именно поэтому «Планируемые результаты»  Стандартов образования  второго поколения определяют не только предметные, но  метапредметные и личностные результаты.  Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их  ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами  учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на  всех этапах дальнейшего образования. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым  целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный;  2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный;  4) коммуникативный. Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной  информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных  действий у   школьников среднего звена в условиях реализации федеральных  государственных стандартов нового поколения. Задачи мониторинга    :   1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД в рамках  изучения курса информатики; 2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД; 3. Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД на  занятиях; 4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения  мониторинга уровня сформированности УУД  у обучающихся 1­4 классов на занятиях; 5. Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности  УУД в результате изучения информатики у обучающихся  начального образования.  Срок реализации программы 4 года (ступень основного общего образования). Программа мониторинга представляет собой исследование, направленное на отслеживание  индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени  начального  образования. Система критериев и показателей уровня сформированности УУД    : Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у  обучающихся выступают: 1. соответствие возрастно­психологическим  нормативным требованиям; 2. соответствие свойств  универсальных действий заранее заданным требованиям; 3. сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень  развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления  познавательной деятельностью учащихся. Возрастно­психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД  с учетом стадиальности их развития.    Методы сбора информации:      анкетирование; тестирование; наблюдение; беседа; выполнение обучающимися письменных и устных заданий в рамках изучаемого  курса.    Предполагается, что результатом обучения в начальной школе является развитие у  учащихся широкого круга компетентностей – социально­адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно­технологической, коммуникативной.  Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 1) критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;  2) уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей; 3) осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными  ситуациями; 4) начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий,  связанных с информационными и коммуникационными технологиями. 5) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности  обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к  обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей  индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных  интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,  развития опыта участия в социально значимом труде;  6) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному  уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,  культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 7) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к  другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,  гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,  ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести  диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 8) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем  на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и  нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к  собственным поступкам;  9) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе  образовательной, общественно полезной, учебно­исследовательской, творческой  и других видов деятельности; 10) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил  индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных  ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на  транспорте и на дорогах; Регулятивные  УУД   на   этапе   освоения   основной   образовательной   программы основного общего образования должны отражать: 1) умение   самостоятельно   определять   цели   своего   обучения,   ставить   и формулировать   для   себя   новые   задачи   в   учебе   и   познавательной деятельности,   развивать   мотивы   и   интересы   своей   познавательной деятельности;  2) умение   самостоятельно   планировать   пути   достижения   целей,   в   том  числе альтернативные,   осознанно   выбирать   наиболее   эффективные   способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение   соотносить   свои   действия   с   планируемыми   результатами, осуществлять   контроль   своей   деятельности   в   процессе   достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;  4) умение   оценивать   правильность   выполнения   учебной   задачи,   собственные возможности ее решения; 5) владение   основами   самоконтроля,   самооценки,   принятия   решений   и осуществления   осознанного   выбора   в   учебной   и   познавательной деятельности. 6) планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; 7) поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Познавательные  УУД   на   этапе   освоения   основной   образовательной   программы основного общего образования должны отражать: 1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,     самостоятельно   выбирать   основания   и   критерии   для классификации,   устанавливать   причинно­следственные   связи,   строить логическое   рассуждение,   умозаключение   (индуктивное,   дедуктивное   и   по аналогии) и делать выводы; 2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 3) смысловое чтение.  4) моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель,  где выделены существенные характеристики объекта (пространственно­ графическая или знаково­символическая); 5) анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,  несущественных); 6) синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное  достраивание с восполнением недостающих компонентов; 7) выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации  объектов; 8) подведение под понятие; установление причинно­следственных связей;  построение логической цепи рассуждений Коммуникативные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 1) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем   и   сверстниками;   работать  индивидуально   и   в   группе:  находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации   для   выражения   своих   чувств,   мыслей   и   потребностей; планирования   и   регуляции   своей   деятельности;   владение   устной   и письменной речью, монологической контекстной речью;  3) формирование   и   развитие   компетентности   в   области   использования информационно­коммуникационных технологий (далее ИКТ­ компетенции); 4) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в   и социальной   практике     познавательной, профессиональной ориентации. коммуникативной, 5) аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при  выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание  собеседника и ведение диалога; 6) признавание возможности существования различных точек зрения и права  каждого иметь свою. В соответствии с новыми образовательными стандартами, введенными в 2010 г.,  обучающиеся основной школы в процессе изучения курса истории должны овладеть  следующими аспектами предмета:        определять составные части предметов, а также состав этих составных частей; описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он  входит (по аналогии с почтовым адресом); заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке  таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из  нескольких предметов); выполнять алгоритмы с ветвлениями; с повторениями; с параметрами; обратные  заданному; изображать множества с разным взаимным расположением; записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации  составлять короткие цепочки правил «если …, то …». организация и предъявление изученного материала. Эти аспекты владения предметом достигаются  в процессе освоения объема учебного  материала   по истории родного края, страны и всеобщей истории. Набор  предметных умений и знаний:   ­  организация  и предъявление изученного материала:  отбор и организация исторической информации;  использование  дат и исторической лексики при описании изучаемых периодов   предъявление  полученных знаний и понимание истории различными способами (например, письменно, графически, используя ИКТ). Модель мониторинга сформированности УУД обучающихся в рамках изучения истории в основной школе ФГОС ООО I   этап (1 класс) Переход учащегося на новую ступень образования  При поступление в школу обучающиеся знакомятся с рядом новых для них предметов  школьной программы. Одним из таких предметов является курс внеурочной деятельности  по информатике. Психолого­педагогическое сопровождение обучающихся 1­х классов направлено на  создание условий для успешного обучения учащихся в среднем звене школы. Особое  значение придается созданию условий для успешной социально­психологической  адаптации к новой социальной ситуации. По своим задачам этот этап обеспечивается  психологическими программами и формами работы с детьми. Главное – создание в рамках  образовательной среды психологических условий успешной адаптации. Проводится фронтальная и индивидуальная диагностика. Ее результаты заносятся в  «Индивидуальные карты учащихся» и «Итоговые бланки аналитических отчетов» (см.  приложение 1), заполняется сводная ведомость сформированности УУД учащихся на  начало учебного года (приложение 2) и на конец учебного года (приложение 3),  адаптационная карта наблюдений (приложение 5). Таким образом, создается банк данных  об интеллектуальном и личностном развитии, о формировании УУД учащихся.  Индивидуальная диагностика проводится по запросу педагогов или родителей учащихся.  Комплекс методик обследования адаптационного периода включает в себя наиболее  показательные для адаптации процессы: мотивация учения, самочувствие, тревожность.  Заседание МО по результатам коррекционно­ развивающей работы по адаптации В рамках данного этапа (с сентября по май) предполагается: 1. Проведение  диагностики, направленной на изучение уровня психологической  адаптации учащихся к учебному процессу. 2. Проведение консультационной и просветительской работы с родителями  пятиклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и  трудностями адаптационного периода. 3. Выявление возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС.  Данное направление позволяет направить работу педагога на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников. 4. Коррекционно­развивающая работа проводится с обучающимися,  испытывающими временные трудности адаптационного периода. Занятия проводятся как в  индивидуальной, так и в групповой форме. Их задача – настроить обучающихся на  предъявляемую основной школой систему требований, снять чрезмерное психическое  напряжение, сформировать у учащихся коммуникативные навыки, необходимые для  установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь  учащимся в усвоении школьных правил. В рамках реализации этого направления может  быть использована успешно апробированная  программа по психологии для учащихся  средней школы «Психология» И.В. Дубровиной, программа Селевко. 5. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов  деятельности по  психолого­педагогическому сопровождению ФГОС ООО, планирование работы на  следующий год. Работа по сопровождению 2­3 классов определяется запросом со стороны родителей  учащихся и администрации образовательного учреждения.  II    этап  (2­3 классы) III    этап  (4 класс) В рамках этого этапа предполагается: 1. Проведение психолого­педагогических элективных курсов направленных на  самоопределение подростков и выбор ими дальнейшего образовательного маршрута. 2. Проведение профильных элективных курсов. 3. Проведение психолого­педагогической диагностики, направленной на определение у  учащихся уровня сформированности универсальных учебных действий; готовности к  выбору индивидуального образовательного маршрута при завершении обучения в 4  классе.  4. Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей. 5. Организация и проведение педагогического совета (консилиума) по готовности к  выбору учащимися индивидуального образовательного маршрута и планированию  открытия соответствующих социальному заказу профильных направлений.

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) как результата изучения курса внеурочной деятельности по информатике

Программа мониторинга уровня сформированности                                                            универсальных учебных действий (УУД) как результата изучения курса внеурочной деятельности по информатике

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) как результата изучения курса внеурочной деятельности по информатике

Программа мониторинга уровня сформированности                                                            универсальных учебных действий (УУД) как результата изучения курса внеурочной деятельности по информатике

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) как результата изучения курса внеурочной деятельности по информатике

Программа мониторинга уровня сформированности                                                            универсальных учебных действий (УУД) как результата изучения курса внеурочной деятельности по информатике

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) как результата изучения курса внеурочной деятельности по информатике

Программа мониторинга уровня сформированности                                                            универсальных учебных действий (УУД) как результата изучения курса внеурочной деятельности по информатике

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) как результата изучения курса внеурочной деятельности по информатике

Программа мониторинга уровня сформированности                                                            универсальных учебных действий (УУД) как результата изучения курса внеурочной деятельности по информатике

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) как результата изучения курса внеурочной деятельности по информатике

Программа мониторинга уровня сформированности                                                            универсальных учебных действий (УУД) как результата изучения курса внеурочной деятельности по информатике

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) как результата изучения курса внеурочной деятельности по информатике

Программа мониторинга уровня сформированности                                                            универсальных учебных действий (УУД) как результата изучения курса внеурочной деятельности по информатике

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) как результата изучения курса внеурочной деятельности по информатике

Программа мониторинга уровня сформированности                                                            универсальных учебных действий (УУД) как результата изучения курса внеурочной деятельности по информатике

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) как результата изучения курса внеурочной деятельности по информатике

Программа мониторинга уровня сформированности                                                            универсальных учебных действий (УУД) как результата изучения курса внеурочной деятельности по информатике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2019