Статья "Опыт использования ИКТ в образовательном процессе начальной школы"
Оценка 4.7

Статья "Опыт использования ИКТ в образовательном процессе начальной школы"

Оценка 4.7
Лекции
docx
информатика +2
1 кл—4 кл
25.02.2019
Статья "Опыт  использования ИКТ в  образовательном процессе начальной школы"
В статье подробно описан опыт применения ИКТ в образовательном процессе. Это и уроки, и внеурочная деятельность, а также применение дистанционных технологий. Уроки с использованием информационных технологий интересны не только детям, но и самому учителю. Они предоставляют возможность для саморазвития учителя и ученика. Новые программы появляются часто, а значит, растут и наши возможности.
Опыт использования ИКТ в образовательном процессе начальной школы.docx
Опыт  использования ИКТ в  образовательном процессе начальной школы. Использование ИКТ в учебном  процессе. Уроки с использованием информационных технологий интересны не только детям, но и самому   учителю.   Они   предоставляют   возможность   для   саморазвития   учителя   и   ученика. Новые программы появляются часто, а значит, растут и наши возможности. Ведение уроков со средствами   информационных   технологий   позволяет   повысить   уровень   первоначального усвоения нового материала (до 75 %).У ребят появляется желание учиться, ходить в школу. Ученики   с   хорошим,   рабочим   настроением   учатся.   Многие   проявляют   интерес   к   таким сложным   наукам,   как   русский   язык   и   математика.   Ребята,   проявляя   интерес   и   обладая пользовательскими умениями, вместе с родителями участвуют в виртуальных викторинах и конкурсах.   нахождения   нужной   информации. Очень   важно   уже   в   начальной   школе   заложить   мысль,   что   компьютер   –   это   не игровой автомат  и устройство  для путешествия  по виртуальным  мирам,  а инструмент для   решения   задач,   Большое   количество компьютерных программ для младших школьников ориентированы на развитие внимания, мышления, памяти младших школьников на основе заданий, явно выделяющих процессы обработки информации человеком, формирование осознанного и ценностного отношения к собственной деятельности по переработке информации. Проявляются во всей полноте такие   процессы,   восприятие   и   память.                     В   процессе   обучения   на   уроках   выделяются   следующие формы   работы   с информационными технологиями: •   непосредственное   применение   ИКТ   при   изучении   новых   тем   на   уроках; •   применение   ИКТ   для   контроля   знаний   обучающихся   на   уроках; •   применение   ИКТ   для   организации   самостоятельной   работы   обучающихся (http://resh.edu.ru/class/1/  ) .           коммуникационными   как   мышление,   представление,         проекты  Презентации к урокам окружающего мира составляют и сами дети, реализуя так свои замыслы.                На уроках окружающего мира широко применяются цифровые образовательные ресурсы и электронные пособия. Среди мультимедийных дисков в первую очередь хочу отметить   диск   «Детская   энциклопедия   Кирилла   и   Мефодия».   Живое   интересное изложение, яркое красочное оформление, доступность в использовании – все это делает «Детскую   энциклопедию   Кирилла   и   Мефодия»   незаменимым   помощником   в   познании мира.  и              На уроках математики при помощи компьютера с помощью учебных программ решается   проблема   дефицита   подвижной   наглядности,   когда   дети   на   экране   монитора сравнивают   способом   наложения   геометрические   фигуры,   изучают   состав   числа.   Для наилучшего представления условия задачи и способа её решения используют схему, решают задачи на движение. Интерес к урокам математики растет.   Для   развития   интереса   к   урокам   русского   языка   обучающихся   есть     творческие задания, которые могут выражаться: в составлении кроссворда, ребуса по теме.  На  уроках русского языка, математики для закрепления   знаний используются тренажеры.  Благодаря всеобщей компьютеризации и наличию Интернета учащиеся сегодня готовы к урокам разных дисциплин с использованием ИКТ. Для большинства из них не является но­ вым и неизвестным работа с различными редакторами, использование ресурсов Интернета, компьютерное тестирование. Там, где по учебному плану информатика преподается с на­ чального или среднего звена, где ребята рано знакомятся с возможностями компьютера и уже имеют конкретные практические умения, работа преподавателя строится проще и может быть более интенсивной. Но моделируя урок нужно не забыть выделить время для помощи тем, кто медленно усваивает материал и не стесняться привлекать к такой помощи более умелых учащихся.   Поэтому   нужно   проектировать   разные   виды   заданий,   и   оценить   творческий   и аккуратный подход к их выполнению. При всем этом учитель должен не забывать про здоро­ вье учащихся, не перегружать их, соблюдать технику безопасности. Безусловно, большая помощь тем педагогам, которые могут планировать занятия на интерактивной доске (рис 2,3).        Рисунок 2                                    Рисунок 3 Интерактивные   доски   ­   не   просто   электронные   «меловые»   доски.   Обучение   с   их помощью   гораздо   эффективнее   обучения   только   с   компьютером   и   проектором.   Чтобы максимально   использовать   возможности   такой   доски   необходимо   особенно   тщательно спланировать занятие.  Интерактивные доски предоставляют широкие возможности преподавания различных дисциплин.   Ведь   программное   обеспечение   позволяет   четко   структурировать   занятия, возможность сохранять уроки, дополнять их записями, улучшать способы подачи материала. Благодаря разнообразию материалов, которые можно использовать на интерактивной доске учащиеся гораздо быстрее схватывают новые идеи, к тому же им это очень нравится делать. Они   активно   обсуждают   новые   темы   и   быстрее   запоминают   материал.   Ведь   большинство остальных   уроков   каждый   день   проходит   для   них   по   привычной   и   достаточно   типичной схеме. Преподавание же с помощью интерактивной доски имеет преимущества: • материалы к уроку можно приготовить  и проверить элементы заранее  ­ это обеспечит хороший темп и сохранит время для обсуждения. • можно создавать (заготовить) ссылки с одного файла на другой ­ например, аудио­, видеофайлы или Интернет­страницы. Это позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов на самом уроке. Кроме того, к доске можно подключить и другое аудио­ и видеооборудование.  • материал   можно   структурировать   по   страницам,   что   требует   поэтапного логического подхода и облегчает планирование. • после занятия файлы можно сохранить в школьной сети, на сайте школы, чтобы ученики всегда имели доступ к ним, могли повторить дома материал или расширить тему. Файлы можно сохранить в изначальном виде или такими, как они были в конце занятия уже вместе с дополнениями. Затем их можно использовать во время проверки знаний или повторения на других уроках. Учитель   на   доске   может   по­разному   классифицировать   материал,   использовать возможности перемещения объектов, работы с цветом, привлечения учащихся в небольших группах к отдельным заданиям. Иногда можно снова обращать внимание учащихся на доску, чтобы они поделились своими мыслями и обсудили их перед тем, как продолжить работу. Но важно   понимать,   что   эффективность   работы   с   доской   во   многом   зависит   от   самого преподавателя,   от того, как он применяет те или иные ее возможности, от его желания заниматься своей работой не только согласно «новой педагогической моде», а действительно обучая и развивая учеников. (Приложение 1)      Применение на уроке компьютерных тестов, самостоятельных работ, позволяет за короткое   время   получать  объективную  картину   уровня  усвоения   изучаемого   материала   и своевременно его скорректировать.  Одна из  таких программ  MyTestStudent  (рис. 4). Тест составляется за 5 минут, результат ученик видит сразу (рис.5). А если есть сеть компьютеров, то учитель может собрать результаты теста и увидеть анализ работ обучающихся (рис. 6) Рисунок 4                          Рисунок 5                                   Рисунок 6          Практически ни один урок не обходится   без материалов единой коллекции ЦОР, которая дает возможность и рассмотреть картины, побывать в музеях, галереях, показывает порядок изображения предметов.       Единая коллекция ЦОР, разработанная по поручению Министерства образования и науки   РФ   в   рамках   проекта   «Информатизация   системы   образования»,   содержит   не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии,   карты,   схемы   и   др.),   которые   открывают   огромные   возможности   по   их использованию в образовательном процесс (http://school­collection.edu.ru  ).      Таким образом, опыт организации учебного процесса с  активным  использованием ИКТ в начальной школе позволяет сделать вывод о том, что при правильной организации обучения   с   использованием   ИКТ   можно   значительно   повысить   эффективность   освоения обучающимися   содержания   образовательных   программ,   обеспечить   не   только   повышение уровня   знаний   учащихся,   но   и   способствовать   их   личностному   росту,   повышению воспитанности, в том числе и в отношении к современному техническому обеспечению жизни и деятельности человека.        Об этом свидетельствуют   результаты статистических исследований. По   результатам   исследования   педагога­психолога   школы   показатели   мотивации содержанием   в   классе   неизменно   растут   (рис.   7),   а   социальной   мотивации   наоборот, понижаются (рис.8).  Рисунок 7                                                      Рисунок 8 Наблюдается   положительная   динамика   произвольного   внимания   (рис.9).   Уровни высокий, выше среднего и средний значительно растут от класса к классу, а число детей с низким уровнем  произвольного внимания сокращается.                                                                                                           Рисунок 9 Использование ИКТ во внеурочной деятельности. Использование   современных   информационно­коммуникационных   технологий   при проведении внеклассных мероприятий по предмету усиливает их образовательный эффект: возможность   в   период   участия   во   внеклассном   мероприятии   содержательно   общаться   и соревноваться   с   ровесниками   из   школ   других   городов   России   способствует   развитию   у школьников   информационной,   коммуникативной   культуры,   а   также   развитию   предметных компетентностей. Внеурочная работа в школе проводится в различных формах, среди которых важное место занимают факультативные занятия и кружки, призванные углублять информационные знания школьников, уже определивших основной круг своих учебных интересов. Учитывая, что   потребность   в   специалистах­информатиках   сейчас   очень   велика,   необходимо формировать соответствующий интерес еще в школе. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на многие, интересующие детей вопросы. И тогда на помощь   приходят   внеклассные   занятия.   А   если   в   них   внедрить   новые   информационные технологии, то они в силу своей наглядности, красочности и простоты, принесут наибольший эффект и будут иметь еще большее значение в развитии и воспитании детей. Использование ИКТ во внеурочной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов (Рис. 10, 11,12).  Основные «плюсы» в использовании ИКТ: наглядность,   доступность   и   относительно   низкие   затраты   на   оборудование.   Такая   форма работы позволяет увидеть и использовать индивидуальные способности каждого школьника, а, главное, используя новые современные информационные технологии, привить детям вкус к творчеству   и   исследовательской   деятельности.   Самостоятельная   практическая   работа совершенствует   навыки   владения   мультимедийной   техникой.   При   создании   проектов учащиеся   учатся   отражать   личные   цели,   а   также   учитывать   потребности   коллектива. Индивидуальная  и  групповая  работа  повышает  познавательный  интерес,  развивает  умения преодолевать   трудности,   способствует самостоятельному освоению новых возможностей информационных технологий.    искать   ответы   на   возникшие   вопросы,             Рисунок 12 Рисунок 11 Рисунок 10 В завершении можно сделать вывод, что внеурочная деятельность с применением ИКТ, безусловно,   важная   и   неотъемлемая   составляющая   современного   преподавания.   Она обеспечивает   широкую   творческую   деятельность   учащегося   в   информационной   среде, положительный   эмоциональный   настрой,   создает   ситуацию   успеха   (рис.   10,11,12).   Но   ее использование   должно   быть   продуманным,   целесообразным   и   грамотным.   Одним   словом, профессиональным. Практика дистанционного образования. В   настоящее   время,   с   развитием   новых   информационных   технологий,   становится возможным получение образования дистанционным путем. Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) представляют собой такие технологии, которые используются вместе с информационными и телекоммуникационными технологиями, при частично, или полностью опосредованном взаимодействии, то есть взаимодействии на расстоянии, ученика и учителя. Применение таких технологий позволяет сделать процесс образования более продуктивным. В   условиях   начальной   школы   это   особенно   актуально,   ведь   учащиеся   только   начинают осваивать школьное обучение. Дистанционные   образовательные   технологии   позволяют   учащимся   дополнить   свои знания, ведь за время урока педагогу зачастую не удается рассмотреть весь материал по теме. В   таком   случае   дистанционные   образовательные   технологии   становятся   своеобразными помощниками   младшим   школьникам,   которые   позволяют   проверить   домашнее   задание, использовать обучающее тестирование, обсудить пройденный материал на форуме (Рис.14), и т.д. ДОТ позволяют гораздо успешнее «восполнить пробелы», если школьнику по какой­ либо причине пришлось пропустить урок. К таким причинам относятся: ­ болезнь ребенка; ­ обострение хронических заболеваний; ­ инвалидность, связанная с ограниченными возможностями передвижения. Дистанционное обучение представляет собой такой тип обучения, в основе которого лежит  образовательное  взаимодействие  удаленных  друг  от  друга  педагогов  и   учащихся   с помощью компьютеров, телекоммуникационных технологий, а также ресурсов сети Интернет. Такое   обучение   включает   в   себя   все   присущие   учебному   процессу   компоненты   системы обучения:  смысл,   цели,   содержание,  организационные  формы,   средства  обучения,  система контроля и оценки результатов. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о перспективности дистанционного обучения   в   начальной   школе.   Со   временем   видов   интерактивных   методов   коммуникации становится   все   больше,   поэтому   можно   со   всей   уверенностью   ожидать   достаточного прогресса этого способа обучения. Кроме того, в настоящее время проводится достаточно большое количество исследований в данной области, с целью устранения недостатков, а также достижения более высокого уровня эффективности дистанционного обучения в начальной школе. Следует   отметить,   что   дистанционное   обучение   в   начальной   школе,   в   силу   своей новизны   и   недостаточно   большого   опыта   применения   на   практике,   имеет   и   некоторые недостатки. Так, один из основных недостатков дистанционного обучения в начальной школе заключается в том, что подобное получение знаний является применимым далеко не для всех детей,   предполагая   собой   определенную   степень   ответственности   и   мотивации.   Данная проблема   является   достаточно   сложным   и   весомым   препятствием   для   получения дистанционного образования многих школьников 1­4 классов, и может быть решена только посредством жесткого контроля со стороны родителей.                   Рисунок 14                                                           Рисунок 15 Дистанционное   образование   в   начальной   школе   является   довольно   эффективным   и актуальным типом образования, которое имеет множество преимуществ перед современной системой   образования.   В   то   же   время,   в   настоящее   время   имеются   и   отрицательные   его стороны.   Особенно   они   касаются   образования   в   начальной   школе.   Однако     отмечена перспективность развития и прогрессирования дистанционного образования. Итак, подводя итоги, можно смело утверждать, что при активном использовании ИКТ в начальной школе, которая выгодно отличается от традиционной образовательной системы, позволяет   повысить   мотивацию   обучения   и   познавательную   активность   обучающихся, улучшить качество их знаний по предметам, успешнее достигаются общие цели образования. Литература Атапина Т. В. Мультимедийные дидактические средства на уроках русского языка. «Начальная школа» №4 2009г Баранова   Е.В.,Гогун   Е.А.  и   др.   Методические   рекомендации   по   использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе.­ СПб.: Издат. “Анатолия”, 2003. Бовкунович Е.В.Моделирование современного   урока с использованием современных     //    Муниципальное образование: инновации и информационно­коммуникационных технологий   эксперимент. – 2018. ­  №.4 –с. 58­60  Горбункова Л. А. Качественная подготовка учителя к уроку // Школьная педагогика. — 2016. — №2. — С. 1­3.  Гусева А.И.  Методика осознанного применения ИКТ в учебном процессе. Учебное пособие ­ М. 2006 Ефимов   В.Ф.  Использование   информационно   ­   коммуникативных   технологий   в начальном образовании школьников. «Начальная школа». №2 2009г Intel  “Обучение для будущего” (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. ­ 3­е изд. испр. ­ М. : Издательско­торговый дом “Русская Редакция”, 2004. Малаян   К.Р.  Безопасность   жизнедеятельности.   Безопасность   при   работе   с компьютером [Текст]: Учеб. Пособие. СПб.: Изд­во СПбГТУ, 2001. 124 с. «Новые   информационные   технологии   для   образования».   Институт   ЮНЕСКО   по информационным технологиям в образовании. Москва. 2000. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: Учеб.пособие   для   студ.   пед.   вузов   и   систем   повыш.   квалиф.   пед.   кадров   /   Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С.Полат. ­ М.: Издательский центр "Академия", 2001. ­ 272 с. Тур С.Н., Бокучаева Т.П. Первые шаги в мире информатики. [Текст]: Методическое пособие для учителей 1­4 классов. ­ СПб.: БХВ­Петербург, 2006.

Статья "Опыт использования ИКТ в образовательном процессе начальной школы"

Статья "Опыт  использования ИКТ в  образовательном процессе начальной школы"

Статья "Опыт использования ИКТ в образовательном процессе начальной школы"

Статья "Опыт  использования ИКТ в  образовательном процессе начальной школы"

Статья "Опыт использования ИКТ в образовательном процессе начальной школы"

Статья "Опыт  использования ИКТ в  образовательном процессе начальной школы"

Статья "Опыт использования ИКТ в образовательном процессе начальной школы"

Статья "Опыт  использования ИКТ в  образовательном процессе начальной школы"

Статья "Опыт использования ИКТ в образовательном процессе начальной школы"

Статья "Опыт  использования ИКТ в  образовательном процессе начальной школы"

Статья "Опыт использования ИКТ в образовательном процессе начальной школы"

Статья "Опыт  использования ИКТ в  образовательном процессе начальной школы"

Статья "Опыт использования ИКТ в образовательном процессе начальной школы"

Статья "Опыт  использования ИКТ в  образовательном процессе начальной школы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2019