Программа объединения дополнительного образования

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 23.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В современном российском образовании сложилась ситуация рас-согласованности целей и отсутствия целостной образовательной систе¬мы на разных этапах обучения и воспитания детей. Отсюда особенно важным представляется создание единой цепи непрерывного образо-вания, звенья которой не только связаны друг с другом, но и каждое является основанием для другого. В связи с тем, что наблюдается отрыв и рассогласованность между потребностями школы I ступени и реальными возможностями дошкольных учреждений, возникла необходимость организации дошкольной подготовки детей 5-6 лет на базе образовательного учреждения.
Иконка файла материала программа дошкольников.doc
Программа объединения дополнительного образования подготовка к школе (для детей 5­6 лет) Пояснительная записка В   современном   российском   образовании   сложилась   ситуация   рас­ согласованности целей и отсутствия целостной образовательной системы на разных   этапах   обучения   и   воспитания   детей.   Отсюда   особенно  важным представляется   создание   единой   цепи   непрерывного   образования,   звенья которой не только связаны друг с другом, но и каждое является основанием для другого. В связи с тем, что наблюдается отрыв и рассогласованность между потребностями школы  I  ступени и реальными возможностями дошкольных учреждений, возникла необходимость организации дошкольной подготовки детей 5­6 лет на базе образовательного учреждения. Учитывая   особенности   образовательного   пространства   (наличие вариативных   программ   «Школа   России»   и   «Школа   2100»),   учителями начальных   классов   МОУ   СОШ   «Земля   родная»   Кондратьевой   М.В., Секретарёвой Т.М., Ширенковой В.И., Шумской Н.Ю. был создан модуль программы дошкольного образования. Предлагаемая программа составлена на базе комплексной программы развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100»,   которая   рассматривает   психолого­педагогические  и   методические аспекты   развития   и   воспитания   детей   дошкольного   возраста   и   является одним   из   структурных   компонентов  Образовательной   системы   «Школа 2100».  Авторский   коллектив:   А.А.   Леонтьев   (руководитель),   Р.Н.  Бунеев, Е.В. Бунеева, М.М. Борисова, А.А. Вахрушев, М.В. Корспанова, Т.Р. Кислова, С.А. Козлова, О.А. Куревина, И.В, Маслова, О.А. Степанова, О.В. Чиндилова. Основная   цель   данной   программы   ­  реализовать   принцип   преем­ ственности   и   обеспечить   развитие   и   воспитание   дошкольников   в   соот­ ветствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100». Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она реально   решает   проблему   непрерывности   дошкольного   и   школьного образования. Цель дошкольного образования  состоит в создании условий для мак­ симального   раскрытия   индивидуального   возрастного   потенциала   ребенка. Необходимо синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не   противостоящими   друг  другу,   а   взаимодополняющими,   обогащающими развитие   детей.   Ребенок   должен   получить   право   стать   субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться  быть успешным в деятельности. Это в значительной мереоблегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения. Реализация цели предполагает решение ряда задач. Разработка содержания, обеспечивающего 1. ­ воспитание, гармоничное развитие личностных качеств ребенка; ­  развитие   познавательной   сферы  (мышления,  воображения,  памяти, речи); ­ развитие эмоциональной сферы; ­ 2. цельность детского мировоззрения. Формирование опыта практической, познавательной, творческой и другой деятельности. Формирование опыта самопознания. 2. Результатом всего хода развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте   является   максимальное   раскрытие   его   индивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие его личностных качеств, осознание   ребенком   самого   себя,   своих   возможностей   и   индивидуальных особенностей,   умение   общаться   и   сотрудничать   со   взрослыми   и сверстниками, овладение основами физической культуры и здорового образа жизни, готовность к школьному обучению. Программа   строится   в  соответствии   с  целью  и   общими  принципами Образовательной   системы   «Школа   2100».   Главная   цель   данной   образо­ вательной   системы   ­   создание   условий   для   развития   функционально грамотной личности ­ человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы),   используя   для   этого   приобретаемые   в   течение   всей  жизни знания, умения и навыки и оставаясь при этом человеком. Цель   определяет   систему   психолого­педагогических   принципов,   от­ ражающих наше представление о самоценности дошкольного возраста  и его значении для становления и развития личности ребенка. а) Личностно ориентированные принципы Принцип   адаптивности.  Он   предполагает   создание   открытой   адап­ тивной   модели   воспитания   и   развития   детей   дошкольного   возраста, реализующей   идеи   приоритетности   самоценного   детства,   обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка. Принцип развития.    Основная задача ­ это развитие  дошкольника, и в первую очередь — целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию. Принцип   психологической   комфортности.  Предполагает   психологи­ ческую   защищенность   ребенка,   обеспечение   эмоционального   комфорта, создание условий для самореализации. б) Культурно ориентированные принципы Принцип   целостности   содержания   образования.    Представление дошкольника   о   предметном   и   социальном   мире   должно   быть   единым   и целостным.Принцип смыслового отношения к миру.   Образ мира для ребенка­это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания  для меня:  это  мои знания. Это не  мир вокруг меня:  это мир,  частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя. Принцип   систематичности.    Предполагает   наличие   единых   линий развития и воспитания. Принцип   ориентировочной   функции       знаний.  Содержание   дошкольного образования   не   есть   некий   набор   информации,   отобранной   и   система­ тизированной нами в соответствии с нашими «научными» представлениями. Задача   дошкольного   образования   ­   помочь   формированию   у   ребенка ориентировочной   основы,   которую   он   может   и   должен   использовать   в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна  быть понятной детям и принимаемой ими. Принцип   овладения   культурой.  Обеспечивает   способность   ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в   соответствии   с   результатами   такой   ориентировки   и   с   интересами   и ожиданиями других людей. в) Деятелъностно­ориентированные принципы Принцип обучения деятельности. Главное ­ не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами   делают   открытия,   узнают   что­то   новое   путем   решения  доступных проблемных   задач.   Необходимо,   чтобы   творческий   характер  приобрели специфические   детские   виды  деятельности  ­  конструирование,  рисование, лепка.   Используемые   в  процессе   обучения   игровые   моменты,   радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а   преодоление  возникающих   в   процессе   учения   интеллектуальных   и личностных трудностей развивает волевую сферу. Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие.  Не нужно делать   вид,   что   того,   что   уже   сложилось   в   голове   ребенка   до   нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней   мере,   прямо   не   управляемое),   самостоятельное,   «житейское» развитие. Креативный принцип.  В соответствии со сказанным ранее необходимо учить   творчеству,  то   есть   «выращивать»   у   дошкольников   способность переносить   ранее   сформированные   навыки   в   ситуации   самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций. Программа   базируется   на   следующих  основных   линиях   развития дошкольника:  1)   формирование   произвольного   поведения,   2)   овладение средствами   и   эталонами   познавательной   деятельности,   3)   переход   от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другогочеловека),   4)   мотивационная   готовность.   Эти   четыре   линии  развития определяют содержание и дидактику дошкольного образования.  Программа поможет преодолению негативной тенденции упрощенного понимания   содержания   образования   в   период  дошкольного   детства, использования   неспецифических   для   него   форм.  Поэтому   игровые образовательные технологии являются ведущими во всех разделах учебно­ познавательного блока программы, а предлагаемые детям знания выступают в качестве средства развития личности ребенка­дошкольника.   Программа обеспечит непрерывное и поступательное развитие личности ребенка на всех последующих   этапах   образования   в   условиях   единой   образовательной системы. Комплексная   программа   развития   и   воспитания   дошкольников реализована   в   конкретных   пособиях,   рекомендованных   Министерством образования и науки РФ, и методических рекомендациях для педагогов (см. список   литературы   в   конце).   Продолжение  непрерывных   курсов   по   всем образовательным линиям в начальной школе обеспечивается программами и учебниками тех же авторов. Структура и содержание программы Реализация   программы  начинается   со  II  полугодия   учебного   года   и рассчитана на 16 недель по 4 занятия в неделю. Продолжительность занятий 30   минут.   Продолжительность   перерывов   между   занятиями   15­20   минут. Программа представлена следующими предметами: развитие речи и подготовка к обучению грамоте – 16 часов; ознакомление с окружающим миром – 16 часов; введение в математику – 16 часов; изобразительная деятельность – 8 часов; лепка, аппликация – 8 часов. Всего – 64 часа. Недельная нагрузка Предмет Развитие   речи   и   подготовка   к   обучению грамоте Ознакомление с окружающим миром Введение в математику Изобразительная деятельность Лепка. Аппликация.  Всего Количество часов в неделю 1 1 1 0,5 0,5 4Тематический план. № темы Название темы Количество  часов Развитие речи и подготовка к обучению грамоте (16 часов) 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 1. 2. 3. 4. 5. Лексическая и грамматическая работа  Развитие связной речи Развитие звуковой культуры и фонематического  слуха Обучение звуко­слоговому анализу Работа по развитию мелкой моторики руки  ( штриховка, обведение по контуру) Ознакомление с окружающим миром (16 часов) Семья  Поликлиника Магазин Библиотека Почта Знакомство со своим районом Осень – время года Путешествие на север Путешествие в леса На каникулы  ­ в Москву Путешествие на юг Возвращаемся домой Путешествие в дальние страны Зоопарк Введение в математику (16 часов) Признаки предметов Отношение Числа от 1 до 10 Счёт по образцу и заданному числу с участием  анализаторов Последовательность чисел 3 4 4 3 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 2 2 26. 7. 8. 9. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Величины и их измерение Простые арифметические задачи на сложение и  вычитание Элементы геометрии Ознакомление с пространственными и временными  отношениями Изобразительная деятельность (16 часов)   Материалы Цветоведение Композиция Лепка предметная, с натуры  Лепка по замыслу Аппликация предметная, с натуры Аппликация декоративная Аппликация по замыслу 2 3 1 1 2 2 3 3 1 2 1 2 На занятиях прививаются детям элементарные учебные умения: слу­ шать   объяснения   взрослого,   выполнять   задание,   не   мешая   друг   другу, проявлять   активность   и   интерес   к   предлагаемой   деятельности. Поддерживаются усилия детей качественно выполнить задание с помощью похвалы,   положительной   оценки;   поощряются   высказывания   и  суждения малышей.  Реализация   принципа   преемственности   между   предшкольной подготовкой и начальной школой, проявляется в том, что помимо предметного   содержания,   обеспечивающие познавательную   деятельность   дошкольников,  ориентированы   на развитие   не   только   предметных,   но   и   общеучебных  умений. Дальнейшее   развитие   данной   группы   умений   осуществляется  в начальной школе средствами всех учебных предметов.   все   программы, Основные группы общеучебных умений: • интеллектуальные  (умение   отличать   новое   от   уже известного;  сравнивать   и   группировать   предметы   и   их   образы, находить ответы на вопросы, делать выводы); • организационные  (определять   цель   деятельности, планировать ее, работать по предложенному плану или алгоритму, оценивать полученный результат); • коммуникативные  (слушать   и   понимать   чужую   речь, грамотно  оформлять   свою   мысль   в   устной   речи,   выполнятьразличные роли); • оценочные (учиться оценивать результаты своей работы). Технология организации познавательной деятельности дошкольников В   Образовательной   системе   «Школа   2100»   одним   из   ведущих принципов, определяющих содержание, технологию, методы и приемы работы с детьми, является принцип обучения деятельности. В соответствии с ним школьный урок открытия знаний строится с использованием проблемно­диалогической технологии, а для занятий с дошкольниками разработана технология, специально адаптированная к возрасту детей. Детям не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что­то новое и используют  полученные  знания и умения  для решения   жизненных   задач.   Такой   подход   позволяет   обеспечить   пре­ емственность между дошкольным этапом и начальной школой как на уровне содержания, так и на уровне технологии. Общая схема организации занятия 1. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (3­5 мин.). Детям   предлагается   дидактическая   игра,   в   ходе   которой   они вспоминают   то,   что   поможет   им   познакомиться   с   новой   темой (актуализация  знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее   в   деятельности   ребенка   не   возникало   затруднения   (дети  5­6   лет сначала   фиксируют   в   речи   свои   шаги,   затем   выполняют  действия). Каждый ребенок должен принять участие в игре. Необходимое   условие   —   четкое   объяснение   правил   игры.   В результате каждый ребенок должен: 1) понимать, что от него требуется в игре; 2) определить, может он играть в эту игру или не может; 3) определить, хочет он играть в эту игру или не хочет. Материалы для организации дидактической игры можно найти в со­ ответствующих пособиях (тетрадях). 2. Затруднение в игровой ситуации (1­3 мин.). В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не  знаем, мы это еще не умеем...). Учитель выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия. В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, каквсем вместе выйти из затруднительной ситуации. 3. Открытие нового знания или умения (5­7 мин.). Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной дея­ тельности   детей   приводит   их   к   открытию   нового   знания   или   умения. Оформив   в   речи   новое,   дети   возвращаются   к   ситуации,   вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия. Материалы для этого этапа работы можно найти в соответствующих пособиях (тетрадях). 4. Воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин.). На   этом   этапе   проводятся   игры,   где   детьми   используется   новое знание   или   умение.   Выполняется   работа   в   тетради   (2­3   мин.).   В   конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым   ребенком   нового   материала.   Происходит   самооценка   ребенком своей деятельности по освоению нового: дети или  убеждаются в том, что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки. 5. Повторение и развивающие задания. Проводятся   по   желанию   педагога   при   наличии   свободного   времени. Материалы   для   работы   на   этом   этапе   можно   найти   в   соответствующих пособиях (тетрадях). 6. Итог занятия. Дети фиксируют в речи: а) что нового узнали; б) где новое пригодится. РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ  (16 часов) Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова (Пособия «По дороге к Азбуке», ч. 3 и 4, «Наши прописи», ч. 1 и 2, авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова, О.В. Пронина) Для   речевого   развития   старших   дошкольников   характерен довольно   богатый   словарь,   который   продолжает   расширяться   в   том числе и за счет пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование   грамматического   строя   речи,   и   дети   начинают постепенно осваивать грамматику текста (используют в речи средства связи   между  предложениями;   при   составлении   собственного   текста оформляют его вводным и заключительным предложением). Роль   педагога   состоит   в   том,   чтобы   создавать   ситуации активного  говорения,   общения,   освоения   образцов   речи.   Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять   развитию   фонематического   слуха   и   правильного звукопроизношения, мелкой моторики руки.Задачи работы по развитию речи с детьми 5­6 лет: 1) обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; 2) развитие грамматического строя речи, 3) развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт  ребенка; 4) развитие фонематического слуха, совершенствование  звуковой культуры речи детей; 5) обучение звуко­слоговому анализу слов; 6) развитие мелкой моторики руки. Содержание программы 1. Лексическая и грамматическая работа (3 часа): ­ обогащение  словарного запаса детей; наблюдение над многозначными  словами в речи; ­ употребление новых слов в собственной речи  (конструирование словосочетаний и предложений). 2. Развитие связной речи (4 часа): ­ ответы на вопросы, участие в диалоге; ­ подробный пересказ текста по зрительной опоре; ­   составление   рассказа­описания,   рассказа   по   сюжетной картинке,  по серии картинок; 3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха (4 часа): ­ знакомство с органами артикуляции, способами  произнесения звука, его условным обозначением; ­ знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные  звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные; ­ выделение звука в начале, конце и середине слова, определение  положения звука в слове; ­ выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых,  мягких, звонких, глухих согласных; ­ «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных  звуковых обозначений. 4. Обучение звуко­слоговому анализу (3 часа): ­ звуковой анализ состава слогов и слов; ­ дифференциация понятий «звук» и «буква»; ­ соотнесение букв и звуков. 5. Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка,  обведение по  контуру). (2 часа)В результате работы дети могут:     •конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами; • • • • отвечать на вопросы педагога; задавать свои вопросы; подробно пересказывать текст по зрительной опоре; составлять   устный   рассказ   по   картинке,   серии   сюжетных картинок; • • • • выделять звук в начале слова; различать звуки и буквы; узнавать и называть буквы русского алфавита; соединять звуки в слоги. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ (16 часов) Авторы А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова (Пособие «Здравствуй, мир!», ч. 2) В старшем дошкольном возрасте у ребенка оформляется новое пси­ хическое качество ­ ценностная ориентация. В связи с этим особое значение для   полноценного   развития   детской   личности   приобретает   дальнейшее приобщение   к   миру   взрослых   людей   и   созданных   их   трудом  предметов. Задача   педагога   ­   помочь   ребенку   научиться   свободно   ориентироваться, правильно   использовать   по   назначению   и   ценить   предметы   материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду,   на   улице.   Организуя   познание,   важно   раскрыть   детям   сущностные особенности   предметов,   способствовать  освоению   способов   познания   и видов   интеллектуальной   деятельности,  развивать   наблюдательность, исследовательский   подход   к   доступным  для   дошкольника   объектам окружающей   действительности.   Именно  это   открывает   перед   ребенком возможности   действовать   в   повседневной   жизни   разумно   и   достаточно самостоятельно, позволяет понимать, осмысливать и реализовывать в своем поведении   нравственное   отношение   к   предметам   как   результатам человеческого труда. Ознакомление   с   техникой,   машинами   и   механизмами,   доступными понимания   дошкольника,   разнообразными   видами   труда   взрослых   в ближайшем   окружении,   профессиями   родителей   обеспечивает   дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям.  В   старшем   возрасте   у   дошкольника   формируются   отчетливые представления  о   предметах   материальной   культуры,   с   которыми   он сталкивается в повседневной жизни. Обогащаются знания ребенка о свойствахи разновидностях различных материалов (бумага, картон, резина, пластмаcca, дерево, металл и др.), используемых для изготовления предметов в зависимости от их назначения и применения в жизни человека. Знания     расширяются,     о   явлениях   природы    уточняются   и систематизируются. Особое внимание уделяется формированию у детей обобщенных   представлений   на   основе   выделения   характерных   и существенных признаков природных объектов. Воспитание   бережного   отношения   к   природе   происходит   через формирование осознанно правильного отношения к ней. Главной становится задача   воспитания   у   дошкольников   основ   экологического   сознания, ценностных   ориентации   в   поведении   и   деятельности,   обеспечивающих ответственное   отношение   к   окружающей   социальной   и   природной   среде, здоровью (собственному и окружающих людей), следование экологическим правилам в доступных для ребенка формах: культурно вести себя в природе: не   загрязнять   места   отдыха,   бережно   относиться   к   цветущим   растениям, кустам, животным. Детям   помогают   понять   роль   человека   в   нарушении   и   сохранении целостности   конкретной   экосистемы,   освоить   правила   поведения   в   ней. Расширение   представлений   детей   о   растительном   и   животном   мире   в разных   уголках   планеты:   дети   получают   знания   о   внешнем   облике   и поведении   животных;   учатся   выделять   особенности  формы,   размера, окраски отдельных частей тела, их функции. У   детей   формируются   элементарные   понятия:   «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «насекомые», «рыбы», «птицы», «среда обитания», «сезонные изменения». Обогащаются   и   уточняются   знания   ребенка   о   самом   себе,   своей семье, ближайшем социальном окружении; формируются этические нормы и правила поведения в обществе. Содержание программы Семья (1 час).  Взаимоотношения в семье. Взаимопомощь в  семье. Прием гостей. Приготовление праздничного стола. Правила хорошего тона. Угощение. Вредные и ядовитые вещества в нашем доме. Огонь ­ друг, огонь ­ враг. Как спасаться от огня. Наши помощники ­ службы помощи. Поликлиника   (1часа).  Врач   и   больной.   Поведение   в   гардеробе. Профессии   врачей   (глазной;   ухо,   горло,   нос;   кожник;   терапевт; рентгеновский   кабинет;   стоматолог;   хирург).  Физкультура,   спорт   и здоровье. Закаливание организма.  Магазин   (1   час).  Продавец   и   покупатель.   Правила   поведения   в магазине. Разнообразие магазинов. Покупка товаров для путешествия. Библиотека(1  час).  Библиотекарь и читатель. Правила поведения в библиотеке. Книги ­ наши помощники. Путешествие с помощью книг. Почта(1 час). Работники почты. Правила поведения на почте. Адрес.Как написать письмо и телеграмму. Газеты и журналы и их доставка. Знакомство со своим районом (1 час). Экскурсия по району: улицы, дворы, здания, бульвары и парки. Правила поведения на улице. Осень — время года (1 час). Признаки осени. Подготовка растений и животных к зиме. Оседлые и перелетные птицы. Транспорт (1 час). Выбор средств передвижения. Водный, наземный и  воздушный   транспорт.   Автомобильный   и   железнодорожный   транспорт. Сказочный транспорт. Правила поведения в транспорте. Путешествие на север(1 час) . Северный полюс. Полярная ночь. Холод, лед. Животный мир ледовой пустыни   (медведи,   тюлени).   Сравнение   погоды   северных   и   наших  широт. Календарь погоды. Тундра. Погода в тундре. Вечная мерзлота. Растительный и животный мир. Жители тундры. Труд, быт, народные промыслы. Путешествие в леса (1 час). Тайга.  Погода   в   тайге.   Растительный   и   животный   мир.   Дары   леса (орехи, грибы). Лес ­ наше богатство. Смешанный  и  лиственный  лес.  Погода.  Растительный  и животный мир. Дары леса. Лес ­ наше богатство. Зима — время года. Признаки зимы. Звери и птицы зимой. На каникулы — в Москву (1 час). Москва   ­   столица   России.  Герб   и   флаг   России.   История   Москвы. Исторические   названия   улиц   и   площадей.   Принципы   градостроительства Москвы. Путешествие на юг(1 час) . Степи. Погода. Растительный и животный мир. Весна в степи. Труд людей в степных районах. Степь ­ житница страны. Как родится хлеб. Возвращаемся домой (1 час). Рассказ о путешествии по стране (обобщающее занятие). Путешествие в дальние страны (2 час). Африка.  Пустыня. Тропический  лес. Погода в Африке. Растения и животные Африки. Жители Африки и их быт. Заморские кушанья. Америка.  Индейцы ­ коренные жители Америки. Родина картофеля, томатов, кукурузы. Австралия.  Удивительные   животные   Австралии   (кенгуру,   коала, утконос, ехидна). Антарктида. Лед. Погода. Животный мир Антарктиды (пингвины). Зоопарк (1 час) . Обитатели разных стран в зоопарке. В результате работы дети знают: • • элементарные правила поведения в городе и природе; о правилах личной безопасности;• • • • • • о службах помощи; свой адрес, название страны, города; родственные отношения; о сезонных изменениях в природе; об условиях, необходимых для роста растений; основные   трудовые   действия   библиотекаря,   почтальона, пожарника; зимующих птиц. • Дети имеют представление: • о правилах поведения в общественных местах (в парке, в магазине, в гостях, в поликлинике, в театре, на транспорте, во время путешествия); о строении своего тела; о погоде в разных частях света в разное время года; о растительном и животном мире разных частей света; об образе жизни людей в других странах; о народных промыслах; о трех состояниях вещества на примере воды; о животных, растениях (обобщенное представление); о сезонных явлениях (обобщенное представление). устанавливать простейшие причинно­следственные связи; различать и называть деревья и кустарники по коре, листьям и • • • • • • • • Дети могут: • • плодам; • соблюдать   осторожность,   оказавшись   в   новых   жизненных ситуациях. ВВЕДЕНИЕ В МАТЕМАТИКУ (16 часов) Авторы М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В.  Пронина (Пособие «Моя математика» в 3­х ч.) Содержание программы Признаки предметов (2 часа). Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название. Выделение   предметов   из   группы   по   заданным   свойствам,   сравнение предметов,   разбиение   предметов   на   группы   (классы)   в   соответствии   с выделенными свойствами. Отношения (1 час). Сравнение групп предметов путем наложения и с помощью графов: равно, не равно, столько же, больше, меньше. Числа от 1 до 10 (2 часа). Натуральное число как результат счета и мера величины. Модели чисел. Формирование представлений о числах в преде­ лах   10   на   основе   действий   с   конкретными   предметными   множествами   и измерений величин с помощью произвольно выбранных мерок.Счет по образцу и заданному числу с участием анализаторов (2часа). Состав чисел от 2 до 10 из единиц и двух меньших чисел на основе моделирования отношений между частями и целым. Сравнение множеств, выраженных числами, запись отношений между числами с помощью знаков­заместителей, придуманных детьми. Последовательность чисел(2 часа). Формирование представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных   множеств   (следующее   число   больше   данного   на   один, предыдущее число меньше данного на один). Различение   количественного   и   порядкового   счета,   счет   в   обратном порядке. Величины и их измерение (2 часа). Величины: длина, масса, объем. Деление объекта на равные части с помощью условной мерки и обозначение результатов   измерения   числовой   карточкой,   соотнесение   результатов измерений с предметами­заместителями. Простые арифметические задачи на сложение и вычитание  (3   часа).  Составление   математических   рассказов   на   основе предметных действий, сюжетных рисунков и слуховых диктантов. Составление и решение простых арифметических задач на нахождение суммы, остатка, нахождение разностных отношений на основе  предметных моделей и иллюстраций множеств, моделирование отношений между частью и целым: объединения частей в целое, выделения части из целого. Элементы   геометрии   (1   час).  Различение   и   называние геометрических  фигур   (квадрат,   круг,   треугольник,   прямоугольник, прямая,   кривая  линия,   отрезок.)   Моделирование   геометрических   фигур путем деления их на равные части и образование новых из частей различных геометрических фигур, придумывание их названий. Упражнения   в   обводке   заданных   геометрических   фигур   на   листе бумаги в клетку. Различные виды классификаций геометрических фигур. Ознакомление   с   пространственными   и   временными отношениями (1 час). Ориентация в пространстве и на плоскости: слева — направо, вверху ­ внизу, впереди ­ сзади, близко ­ далеко, выше ­ ниже и т.д. Ориентация в пространстве с использованием себя, выбранного объекта в качестве точки отсчета. Чтение   и   составление   плана   пространства   на   основе   замещения   и моделирования, определение своего места на плане. Формирование временных представлений: утро ­ день ­ вечер ­ночь, вчера, сегодня, завтра, раньше, позже, ориентация в последовательности дней недели,   времен   года   и   месяцев,   относящихся   к   каждому   времени   года,составление рассказов по сюжетным картинкам. В результате работы дети могут:  • называть числа от 1 до 10; • • продолжить заданную закономерность; производить   классификацию   объектов   по   цвету,   форме, размеру, общему названию; • устанавливать пространственно­временные отношения с помощью слов: слева ­ направо, вверху ­ внизу, впереди  ­ сзади, близко – далеко,  выше — ниже, раньше, позже, вчера ­ сегодня ­ завтра. • • сравнивать предметы по длине, ширине, высоте. распознавать   известные   геометрические   фигуры   среди предложенных и среди объектов окружающей действительности; составлять   с   помощью   педагога   простые   арифметические • задачи по   рисункам:   составлять   математические   рассказы   и   отвечать   на поставленный педагогами вопрос: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?   •обводить   заданные   геометрические   фигуры   на   листе   бумаги   в клетку «от руки»; ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (8 часов) Автор О.А. Куревина Данный   возрастной   период   отличается   повышенным   вниманием ребёнка   к   мотивированным   процессам   в   окружающем   мире,   объяснению многообразных   явлений   и   процессов.   Участие   взрослого   должно   быть направлено   на   пробуждение   самостоятельности   и   инициативности,   на расширение возможностей в фиксации своего образа мира. К   этому   периоду   уже   накоплен   достаточно   большой   опыт   ре­ продуктивной   деятельности,   что   дает   возможность   строить   работу   на активизации  творчества,   креативности.   Акцент   на   продуктивную   де­ ятельность   позволит   ребенку   осознать   себя   в   контексте   духовного   мира. Различные формы театрализации помогут ему в этом. Содержание программы Материалы (2 часа). Закреплять   навыки   работы   карандашом,   гуашью,   акварелью, использовать   бумагу   разной   фактуры,   пользоваться   ножницами, использовать различные техники для достижения художественного замысла, совершенствовать владение различными техниками.  Цветоведение (3 часа). Знать холодные и теплые цвета, уметь передавать их особенности исостояние в различное время суток,  закреплять знание об эмоциональных характеристиках цвета и его особенностях при создании образа.  Композиция (3 часа). Учить   передавать   пропорции   фигур   в   рисунке   и   композиции,   уметь выделять смысловой центр в композиции. Углублять представление об орнаменте, его особенностях и стилевом своеобразии; совершенствовать навык декоративной росписи на фоне (бордюр в квадрате, круге, овале). Уметь создавать рисунки на заданные сюжеты.  холодными и теплыми цветами; характеристиками света (дневного и искусственного); психологическими характеристиками цветовых тонов; В результате работы дети знакомятся с: ­ ­ ­ Дети могут: ­ ­ ­ ­ ­ самостоятельно применять различные техники в рисовании; использовать в работе, холодные и теплые цвета; выделять и фиксировать смысловой центр в рисунке; использовать основные и производные цвета в работе; самостоятельно подбирать светлые и темные тона, смешивать их с белилами; ­ рисовать   животных   и   человечков,   совмещать   их   в   сюжетно­ жанровой композиции; ЛЕПКА. АППЛИКАЦИЯ. (8 часов) Автор И.В. Маслова В старшем дошкольном возрасте дети хорошо ориентируются в ма­ териалах и приспособлениях для работы, с легкостью и желанием вносят дополнения и изменения в работу, придают ей индивидуальность за счет дополнительных деталей. У детей достаточно развит глазомер и мелкая моторика,   чтобы   передавать   форму,   строение,   пропорции   и  величину всех составляющих работы. Педагог осуществляет показ только той части работы, где возможны затруднения, после чего выполняется вся работа. Содержание программы ЛЕПКА (4 часа) 1. 2. Основные материалы. Пластилин. Инструменты и приспособления. Доска (клеенка), стека,  палочки разных размеров. 3. Содержание работы. Учить   новым   способам   крепления   элементов   изображения  (в  углуб­ лении   основной   детали,   прикрепление   тонкой   полосы   к   основанию) изготовление   посуды.  Учить   создавать   целые  композиции,   объединенныесюжетом,   передавая   при   этом   пропорции, изображаемых фигур. Лепка   предметная, натуры (3 часа)   с  расположение   и   движения Магазин   игрушек.   Гуси­лебеди.   Домашние   Дикие   животные. животные.   Космодром. Нарцисс.   Как   мы   гуляем   Тюльпан. (коллективная работа). По замыслу (1 час) Картина из пластилина. Приглашение к чаю. В результате работы дети знакомятся с: ­ правилами   передачи   движений   человеческой   фигуры   и животных; ­ ­ правилами составления узоров на плоских и объемных формах; с новыми способами крепления (в углублении и ленточным) и украшения работы. Дети могут: ­ под  руководством  педагога  определять  последовательность действий при выполнении работы; ­ объединять   изображенные   предметы,   соблюдая   пропорции предметов и соотнося их между собой; ­ изготавливать   объемные   формы,   передавая   движения, расположение частей работы в композиции; ­ ­ дополнять и украшать свою работу новыми деталями; поддерживать порядок на рабочем месте и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; ­ использовать знания и умения, полученные на других занятиях. АППЛИКАЦИЯ (4 часа) 1. 2. Основные материалы. Цветная бумага, картон. Инструменты   и   приспособления.   Ножницы,   клей, клеенка, тряпочка, шаблоны, трафареты, готовые выкройки, линейка. 3. Содержание работы. Учить   вырезать   из   бумаги,   сложенной   вдвое   или   гармошкой, изображения   или   повторяющиеся   элементы;   самостоятельно   создавать   ра­ боту   из   вырезанных   форм,   добавляя   элементы   по   своему   желанию; составлять   узоры   на   бумаге   разной   формы;;  работать   с   шаблонами   и трафаретами. Аппликация  предметная,  с натуры (2 часа) Снежинки на окне. Мечты о лете. Декоративная (1 час) Сказочный ковёр­самолёт.По замыслу (1 час) Костюм для сказочного героя.  В результате работы дети знакомятся с: ­ правилами   работы   с   шаблонами   и   трафаретами,   готовыми выкройками; ­ ­ новым инструментом ­ линейкой и правилами ее использования; понятием «симметрия». Дети могут: ­ ­ рационально использовать материалы для работы; выбирать   и   обосновывать   приемы   работы   и   использовать различные инструменты; ­ строить свою работу в соответствии   с правилами композиции, перспективы; ­ изображать (вырезать, наклеивать и т.д.) предметы по памяти, с натуры, обращая внимание на форму, пропорции; ­ правильно   организовывать   свое   рабочее   место,   поддерживать порядок во время работы и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; ­ привлекать знания и опыт, полученные на других занятиях.