Программа объединения по интересам "Экологический экспресс"
Оценка 5

Программа объединения по интересам "Экологический экспресс"

Оценка 5
Образовательные программы
docx
окружающий мир +2
Взрослым
27.12.2018
Программа объединения по интересам "Экологический экспресс"
Программа предоставляет широкие возможности для экологического образования, формирования основ экологической культуры, системы знаний о растительном и животном мире, здоровом образе жизни, экологических проблемах и путях их решения, охране окружающей среды. Ведущим методом и средством реализации программы является игра (деловая, ролевая, игра-путешествие, компьютерная). Игровая деятельность позволяет организовать образовательный процесс в более доступной и интересной форме, что способствует созданию у учащихся мотивации к обучению. Программа ориентирована на базовый уровень изучения образовательной области в объеме 144 часов. Возраст учащихся: 9-10 лет. Занятия проводятся два раза в неделю по два часа. Продолжительность одного учебного часа – 45 минут. Срок реализации программы – 1 год.
Программа _Экологический экспресс.docx
Пояснительная записка Программа   объединения   по   интересам   «Экологический   экспресс» составлена на основе типовой программы дополнительного образования детей и   молодежи     утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 123 от 06.09.2017 года (эколого­биологический   профиль), Программа   предоставляет   широкие   возможности   для   экологического образования, формирования основ экологической культуры, системы знаний о растительном   и   животном   мире,   здоровом   образе   жизни,   экологических проблемах и путях их решения, охране окружающей среды. Целью реализации программы является  формирование экологического сознания   и   системы   эколого­биологических   знаний   как   компонента экологической культуры личности учащихся. Для   достижения   поставленной   цели   предполагается   решение следующих задач: Образовательные: – формировать   систему   знаний   о   живой   природе   и   закономерностях   ее развития; – знакомить   с   экологическими   проблемами   современности,   путями   и средствами их решения; – обеспечить условия для закрепления полученных знаний, умений и навыков на практике; – содействовать   формированию   экологического   мировоззрения   и   активной жизненной позиции по вопросам охраны окружающей среды. Развивающие: – развивать   познавательные   интересы   учащихся   в   изучении   окружающей среды; – развитие эмоциональной отзывчивости учащихся к природе. Воспитательные: – воспитывать бережное отношение к объектам природной среды;  – воспитать   чувства   взаимопомощи,   коллективизма   во   взаимодействии   с природой. Актуальность   программы   обусловлена   тем,   что  она   направлена   на формирование принципов взаимодействия с природой, воспитание осознания учащимися   своей   ответственности   за   дальнейшее   развитие   биосферы,   на обеспечение своей будущности, базой которой является исследовательская биолого­экологическая и практическая природоохранная деятельность. Ведущим методом и средством реализации программы является игра (деловая, ролевая, игра­путешествие, компьютерная). Игровая деятельность позволяет   организовать   образовательный   процесс   в   более   доступной   и интересной   форме,   что   способствует   созданию   у   учащихся   мотивации   к обучению. Программа   ориентирована   на   базовый   уровень   изучения образовательной области в объеме  144 часов. Возраст учащихся: 9­10 лет. Занятия   проводятся   два   раза   в   неделю   по   два   часа.   Продолжительность одного учебного часа – 45 минут. Срок реализации программы – 1 год.  Численный   состав   учебной   группы   регламентируется   Кодексом Республики   Беларусь   об   образовании.   Образовательный   процесс осуществляется   с   учетом   возраста   учащихся   и   базируется   на   соблюдении инструкций   по   охране   труда,   норм   СанПина,   правил   электрической   и пожарной безопасности. 2 Учебно­тематический план № п.п Название разделов, тем Всего часов Количество часов на на теоретические практические занятия от 30% до 50% занятия от 50% до 70% 1 Вводное занятие. 2 Правила общения.  Тренинг «Давайте  познакомимся». Мир  природы. 3 Возникновение жизни на  Земле. Природа живая и  неживая. 4 Экология и охрана  природы. 5 Экологическая культура. 6 Разнообразие   жизни   на Земле.   Вода   как   среда жизни. 7 Почва как среда жизни. 8 Воздух как среда жизни. 9 Природа,   среда   жизни человека. 10 Экскурсия   «Осенние явления в природе». 11 Разнообразие растений на Земле. 12 Растительный   мир   в Республике Беларусь. 13 Растения сада. 14 Растения огорода. 15 Растения водоёмов. 16 Растения леса. 17 Растения леса. Травы. 18 Лесные ягоды. 19 Лесные грибы. 20 Растения луга. 21 Растения поля. 22 Растения   в   Красной 2 2 6 4 2 4 4 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 3 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 3 1 3 3 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 книге   Беларусь. Республики 23 Редкие   и   исчезающие растения на Земле. 24 Однолетние   и   двулетние цветочно­декоративные растения. 25 Многолетние   цветочно­ декоративные растения. 26 Комнатные растения. 27 Лекарственные растения. 28 Парки, скверы,   оранжереи, теплицы. 29 Занимательные факты из жизни растений. 30 Экскурсия   «Зимние явления в природе». 31 Разнообразие   животных на Земле. 32 Фауна   в   Республике Беларусь. 33 Животные   в   Красной Республики книге   Беларусь. 34 Животные леса. 35 Животные луга. 36 Животные водоёмов. 37 Домашние животные. 38 Обитатели   уголков живой природы. 39 Обитатели аквариума. 40 Занимательные факты из жизни животных. 41 Здоровье человека. 42 Природные   источники здоровья человека. 43 Лес   как   источник здоровья человека. 44 Значение   минералов   в 45 Солнце жизни человека.   как валеологический фактор. 2 2 2 4 2 4 2 2 4 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 1 1 1 1 1 2 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 2 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 46 Воздух   как валеологический фактор. как валеологический фактор. 47 Вода   48 Организм человека. 49 Опора   тела   и   движение. Осанка. 50 Дыхание. дыхания.   Органы 51 Сердце.   Роль   здорового в образа   жизни укреплении сердца.   52 Основы питания.   здорового 53 Восприятие   человеком окружающего мира. 54 Зрение   и   слух.   Их значение для восприятия окружающего мира. 55 Восприятие   окружающей   Природа   в   поэзии   и природы. живописи, музыке. 56 Предупреждение заболеваний. 57 Энергия.   Природные ресурсы   как   источники энергии. 58 Энергопотребление энергосбережение. 59 Изменение климата. 60 Экскурсия   «Весенние   и явления в природе». 61 Заключительное занятие. Итого 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 144 1 65 1 79 5 Содержание образовательной области 1. Вводное занятие. Знакомство   с   планом   работы   объединения   по   интересам «Экологический экспресс». Правила поведения в учреждении образования и правила техники безопасности при проведении занятий. Практические   занятия:   Изучение   взаимоотношений   живых   существ между собой и окружающей средой, взаимоотношений человека и природы. 2. Правила   общения.   Тренинг   «Давайте   познакомимся».   Мир природы. Правила общения. Мир природы. Разнообразие природы на Земле. Практические   занятия:   Тренинг   «Давайте   познакомимся». Упражнение «Комплименты». Творческая работа «Природа». 3. Возникновение жизни на Земле. Природа живая и неживая. Возникновение жизни на Земле. Природа живая и неживая. Признаки объектов   живой   и   неживой   природы.   Изучение   отдельных   признаков предметов (веществ), явлений, тел, сравнение по определенным признакам, чертам.  Практические занятия: Игры: «Живая и неживая природа», «Природа в моей жизни». 4. Экология и охрана природы. Предмет   и   задачи   экологии.   Из   истории   охраны   природы,   охрана природы в Республике Беларусь. Зависимость состояния окружающей среды от использования природных ресурсов. Практические   занятия:  Игра   –   путешествие   «Увлекательный   мир экологии». Игра «Эколята». 5. Экологическая культура. Экологическая   культура   человека,   общества.   Система   экологических знаний и практические экологические умения. Экологическая этика. Навыки поведения учащихся в природе.  Практические занятия: Игра «Правила поведения на природе». 6. Разнообразие жизни на Земле. Вода как среда жизни. Вода   как   компонент   природы.   Вода   как   среда   обитания.   Вода,   ее значение.   Свойства   воды.   Круговорот   воды   в   природе.   Рациональное использование и охрана водных ресурсов. Практические   занятия:   Кроссворд   «Три   состояния   воды». Занимательные наблюдения и опыты «Яблоко и картофель в воде». 6 7. Почва как среда жизни. Почва   и  ее  значение.  Охрана   почвы.  Состав   почвы.  Свойства   почвы: плодородие, влагоемкость, воздухопроницаемость, водопроницаемость. Практические   занятия:   Видеоматериал   «Почва».   Игра   «Такая загадочная почва». 8. Воздух как среда жизни. Воздух как компонент природы, среда жизни. Состав, свойства воздуха. Состояние атмосферного воздуха. Загрязнение воздуха, охрана воздуха.  Практические   занятия:   Видеоматериал   «Воздух   и   его   свойства». Экологический ринг «Экологические проблемы воздуха». 9. Природа, среда жизни человека. Природа – естественная среда обитания человека. Влияние природы на здоровье человека.  Практические занятия: Творческая работа: «Природа и человек». 10. Экскурсия «Осенние явления в природе». Фенологические наблюдения в природе осенью. Практические занятия: Упражнение «Обними дерево». Игра «Живая картина из осенних листьев». 11. Разнообразие растений на Земле. Общие сведения о растительном мире. Разнообразие растений на Земле. Практические занятия: Игра «С какой ветки детки»? 12. Растительный мир в Республике Беларусь. Многообразие   растительного   мира   в   Республике   Беларусь. Дикорастущие и культурные растения. Практические занятия: Викторина «Загадки о растениях». 13. Растения сада. Плодово­ягодные   растения   сада,   их   многообразие   и   значение   для человека. Особенности плодово­ягодных растений. Практические занятия: Игра­путешествие «Фруктово­ягодный микс». 14. Растения огорода. Разнообразие овощных культур, их значение для человека. Особенности овощных культур. Игры: «Семена», «Вершки и корешки». Практические занятия: Определение крахмала в клубнях картофеля. 7 15. Растения водоёмов. Прибрежные   и   водные   растения.   Особенности   строения   растений водоемов. Практические занятия: Игры «Запомни и найди растение», «Загадки о растениях водоема». 16. Растения леса. Многообразие   растительности   леса.   Жизненные   формы:   деревья, кустарники, кустарнички и полукустарнички. Практические занятия: Игры «С какой ветки детки», «Знакомство с деревом». 17. Растения леса. Травы. Многообразие травянистых растений леса. Целебные свойства лесных трав. Способы применения, заготовки и хранение трав. Практические занятия: Игра «Что изменилось»? 18. Лесные ягоды. Разнообразие   ягодных   растений   леса.   Целебные   свойства   лесных ягодных растений. Способы использования, заготовка и переработка ягод. Практические занятия: Творческая работа «Нарисуй лесные ягоды». 19. Лесные грибы. Разнообразие грибов леса. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.   Питательная   ценность   и   способность   накапливать   различные вещества. Практические занятия: Творческая работа «Нарисуй лесные грибы». 20. Растения луга. Разнообразие луговых трав. Игра­путешествие «По лугу с лупой». Практические занятия: Творческая работа «Нарисуй луговые травы». 21. Растения поля. Основные сельскохозяйственные полевые культуры и значение их для человека. Практические   занятия:   Кроссворд   «Сельскохозяйственные   полевые культуры». 22. Растения в Красной книге Республики Беларусь. Редкие и исчезающие растения в Республике Беларусь. Практические   занятия:   Творческая   работа   «По   страницам   Красной книги. Растения». 23. Редкие и исчезающие растения на Земле. 8 Редкие и исчезающие растения на Земле. Практические занятия: Кроссворд «Редкие растения». 9 24. Однолетние и двулетние цветочно­декоративные растения. Однолетние   и   двулетние   цветочно­декоративные   растения (красивоцветущие,   вьющиеся, сухоцветы).   Разнообразие   однолетних   и   двулетних   цветочно­декоративных растений.   Особенности   выращивания   однолетних   и   двулетних   цветочно­ декоративных растений.   декоративно­лиственные,   ковровые, Практические   занятия:   Творческий   конкурс   «Нарисуй   сказку   о цветке». Аппликация «Цветок». 25. Многолетние цветочно­декоративные растения. Многолетние цветочно­декоративные растения, их разнообразие.  Игра: «Узнай по вкусу или запаху». Практические   занятия:   изготовление   аппликации   «Открытка   с цветами». 26. Комнатные растения. Комнатные   растения.   Уход   за   комнатными   растениями.   Посадка комнатных растений в контейнер или горшочек. Практические занятия: Игра «Мир комнатных растений». 27. Лекарственные растения. Лекарственные   растения.   Легенды   и   предания   о   лекарственных растениях. Игра­путешествие «Травознайка». Практические занятия: Приготовление витаминных напитков. 28. Парки, скверы, оранжереи, теплицы. Растения   парков,   скверов,   оранжерей,   теплиц.   Эмоциональное восприятие окружающих растений, влияния на здоровье человека. Практические занятия: Творческая работа «Растения в городе». 29. Занимательные факты из жизни растений. Растения хищники, компасы, гиганты, индикаторы, самые­самые. Практические занятия: Просмотр видеофильмов по данной теме. 30. Экскурсия «Зимние явления в природе». Фенологические наблюдения в природе зимой. Практические занятия: Игра «Покормите птиц зимой». 31. Разнообразие животных на Земле. Разнообразие животных на Земле. Животные и их среда обитания. Игры: «Что я за зверь», «Узнай по голосу», «Невероятные превращения». Практические   занятия:   Видеоматериал:   «Наша   планета   Земля». Аппликация «Тигрёнок». Акция «Поможем птицам». 10 11 32. Фауна в Республике Беларусь. Разнообразие фауны в Республике Беларусь. Кормовые ресурсы. Игра­ путешествие «Живая природа».  Практические занятия: Творческая работа «Зайка». 33. Животные в Красной книге Республики Беларусь. Редкие   и   исчезающие   животные   в   Республике   Беларусь.   Причины занесения видов животных в Красную книгу. Практические   занятия:   Игра:   «По   страницам   Красной   книги. Животные». 34. Животные леса. Разнообразие   животных   леса,   их   значение.   Кроссворд:   «Животные леса». Практические занятия: Творческая работа «Животные в лесу». 35. Животные луга. Разнообразие животных луга, их значение. Кроссворд «Животные луга». Практические занятия: Аппликация «Животные на лугу». 36. Животные водоёмов. Обитатели   водоемов,   их   значение.   Игра­беседа   «Жизнь   обитателей водоёмов». Практические занятия: Творческая работа «Кто живёт в водоёме»? 37. Домашние животные. Домашние   животные   и   значение   их   для   человека.   Игра­викторина «Заешь   ли   ты   домашних   животных»?   Загадки   о   животных.   Кроссворд «Домашние животные». Практические занятия: Аппликация «Домашние животные». 38. Обитатели уголков живой природы. Видовое   разнообразие   уголка   живой   природы.   Особенности   ухода   и содержания обитателей уголка живой природы. Практические занятия: Игра «Такие разные животные». 39. Обитатели аквариума. Обитатели   аквариума.   Особенности   ухода   и   содержания   обитателей аквариума. Практические занятия: Творческая работа «Обитатели аквариума». 40. Занимательные факты из жизни животных. 12 Легенды   о   животных.   Животные   –   строители,   карлики,   гиганты, охотники, заботливые родители, разведчики, артисты, мыслители. Практические занятия: Просмотр видеофильмов по теме занятия. 41. Здоровье человека. Здоровье   человека.   Значение   здорового   образа   жизни   для   человека. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.  Практические занятия: Упражнения, игры: «Здравствуйте», «Для чего мне нужно здоровье», «Рекомендую», «Правила гигиены». 42. Природные источники здоровья человека. Валеологический потенциал природы: растения, животные, климат. Практические   занятия:   Упражнение,   игра:   «Путь   к   здоровью», «Пожелание». 43. Лес как источник здоровья человека. Лес   –   «лёгкие»   Земли.   Значение   отдельных   частей   растительного сообщества леса. Эстетическое значение леса.  Практические занятия: Игра «Лесная прогулка». 44. Значение минералов в жизни человека. Минералы, их многообразие. Минералолечение. Грязелечение. Лечение глиной. Лечение металлами. Легенды и предания о минералах и металлах. Значение поваренной соли для человека.  Практические занятия: Просмотр видеороликов по теме занятия. 45. Солнце как валеологический фактор. Солнце как  источник жизни на Земле. Значение и польза солнечного света для состояния здоровья человека. Правила загара. Искусственный загар. Польза и вред загара. Озоновые дыры. Практические занятия: Игра­путешествие «Вслед за солнышком». 46. Воздух как валеологический фактор. Воздух как компонент природы. Состав атмосферного воздуха. Чистый воздух – залог здоровья человека. Факторы, влияющие на чистоту воздуха. Лишайники   как   природные   индикаторы   чистоты   воздуха.   Состояние атмосферного воздуха территории и окрестностей учебного учреждения. Практические занятия: Игра «Очистим воздух». 47. Вода как валеологический фактор. Вода   как   компонент   природы.   Вода   и   здоровье   человека.   Виды загрязнений воды, их опасность. Проблема кислотных дождей, их опасность для   человека.   Закаливающий   эффект   воды.   Правила   закаливания. Минеральные   воды   в   Республике   Беларусь,   их   разнообразие,   влияние   на 13 организм   человека.   Правила   приема   минеральной   воды.   Рациональное использование и охрана водных ресурсов. Экономия воды в быту. Практические занятия: Игры «Можно – нельзя», «Самооценка». 14 48. Организм человека. Человек как часть природы. Связь человека с живой и неживой природой.  Строение организма человека. Забота об организме, правила гигиены, труда и отдыха. Практические занятия: Кроссворд «Организм человека». 49. Опора тела и движение. Осанка. Скелет, его строение и значение. Мышцы. Выработка и сохранение правильной осанки. Практические занятия: Упражнения и игры на сохранение правильной осанки. 50. Дыхание. Органы дыхания. Органы дыхания и их работа. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Значение чистого воздуха для здоровья человека. Вред курения. Практические занятия: Творческая работа «Жизнь без курения». 51. Сердце. Роль здорового образа жизни в укреплении сердца. Сердце,   его   работа.   Значение   сердца   для   организма   человека. Укрепление сердца, спортивные нагрузки и правильное питание. Практические занятия: Творческая работа «Мой любимый спорт». 52. Основы здорового питания. Связь питания и здоровья. Пищеварение. Значение продуктов питания для   здоровья   человека.   Азбука   питания.   Витамины.   Целебные   свойства растений.   Употребление   целебных   (витаминных,   тонизирующих   и   других) напитков   растительного   происхождения.   Правила   гигиены   и   этикета   за столом. Практические   занятия:   Упражнение   и   игра   «Магазин»,   «Узнай растение по портрету». 53. Восприятие человеком окружающего мира. Восприятие человеком окружающего мира с помощью органов зрения (глаза), слуха (уши), обоняния (нос), вкуса (язык), осязания (кожа). Значение органов   чувств,   их   работа,   гигиена,   защита,   тренировка.   Вкус.   Гигиена полости рта. Обоняние. Значение запахов в жизни человека. Гигиена органов обоняния. Ароматерапия. Осязание. Значение тактильных ощущений в жизни человека. Кожная чувствительность и другие функции кожи. Кожа – экран здоровья. Гигиена кожи. Практические занятия: Задание «Видеть руками». 54. Зрение и слух, значение для восприятия окружающего мира. 15 Зрение. Орган зрения – глаз. Значение зрения для человека. Восприятие окружающего мира. Гигиена органа зрения. Нарушение зрения и его причины. Цветотерапия. Слух. Орган слуха – ухо. Значение и гигиена органа слуха. Факторы, ухудшающие слух. Звукотерапия. Практические занятия: Игра «Угадай звуки природы». 55.  Восприятие   окружающей   природы.   Природа   в   живописи, поэзии и музыке. Эстетическая   ценность   природы.   Гармония   компонентов   природы. Музыкальные   произведения   о   природе   как   средство   духовного   развития человека. Природа в стихах, прозе, живописи, фотографии. Практические занятия: Прослушивание музыкальных произведений о природе.   Чтение   стихов   о   природе.   Демонстрация   фотографий,   слайдов, репродукций с пейзажами. 56. Предупреждение заболеваний. Иммунитет.   Пути   проникновения   бактерий   в   организм.   Правила предупреждения инфекционных заболеваний. Практические занятия: Просмотр видео материалов по данной теме. 57. Энергия. Природные ресурсы как источники энергии. Энергия.   Природные   ресурсы   как   источники   энергии. Невозобновляемые источники энергии: нефть, уголь, природный газ, сланцы, торф, урановые руды. Исчерпаемость невозобновляемых источников энергии. Возобновляемые источники энергии. Энергия солнца и ветра. Энергия   геотермальная   энергия,   Эффективное воды, энергосбережение.   энергия   биомассы. Практические   занятия:   Игры   «Ощути   солнечное   тепло»,   «Как путешествует Солнце»? 58. Энергопотребление и энергосбережение. Производство электрической энергии и ее потребление в быту. Влияние энергопотребления на окружающую среду. Энергосбережение в школе и дома. Способы энергосбережения. Потребление воды в быту, приборы учета воды, тепла и света, их эффективность. Вторичная переработка сырья. Практические занятия: Игра «Как экономить энергию»? 59. Изменение климата. Климат.   Погода.   Климат   в   Республике   Беларусь.   Естественное изменение климата. Антропогенное воздействие на климат. Практические   занятия:   Игра   «Человек,   природа   и   будущее цивилизации». 60. Экскурсия «Весенние явления в природе». 16 Фенологические наблюдения в природе весной. Практические   занятия:   Упражнение   «Найди   нужное   дерево»,   игра «Кто быстрей» 61. Заключительное занятие. Поведение итогов работы объединения по интересам за год. Конкурс лучших   работ   учащихся.   Перспективы   работы   в   новом   учебном   году. Составление плана работы объединения по интересам на лето. Награждение отличившихся учащихся. Практические   занятия:   Игра­путешествие   «Таинственный   мир природы». 17 Ожидаемые результаты По итогам реализации программы учащиеся должны знать: – роль живых организмов в природе и жизни человека, их взаимосвязь; – природу живую и неживую; – основные понятия экологии; – основные среды обитания; – разнообразие растительного мира; – разнообразие животного мира; – охраняемые виды растений и животных Беларуси; – основы здорового образа жизни; – основные валеологические факторы природы; – основы энергосбережения и эффективные источники энергии; – основы рационального природопользования. Должны уметь: – определять животных и растения, используя определительные таблицы; – различать  животных   и  растения   в  природе,  давать  характеристику  места обитания и образа жизни наблюдаемого организма по внешнему строению; – владеть приемами анализа происходящих экологических явлений, давать им оценку; – работать в группе; – работать   с   литературными   и   электронными   информационными образовательными ресурсами, составлять исследовательские проекты; – выполнять статистическую обработку экспериментальных данных; – пропагандировать здоровый образ жизни; – пропагандировать экологические и природоохранные знания. 18 Формы подведения итогов реализации программы Формами   подведения   итогов   реализации   образовательной   программы являются:  – тестирование   и   собеседование   по   изученным   разделам   образовательной программы; – самостоятельные и творческие работы учащихся; – участие   в   учебно­исследовательских   конференциях   и   олимпиадах   по экологии и биологии различного уровня; – создание фотолетописи работы объединения по интересам; – проведение открытых занятий; – проведение итогового занятия. Формы и методы реализации программы Реализация   данной   образовательной   программы   использует традиционные   и   инновационные   методы   работы   и   направлена   на   создание оптимальных   условий   для   достижения   ожидаемых   результатов, удовлетворение   индивидуальных   возможностей,   интересов,   потребностей, раскрытие личностного потенциала обучающегося. Формами   педагогического   взаимодействия   являются:   фронтальная, групповая, парная и индивидуальная. Инновационные   организационные   формы   проведения   занятий: межпредметное занятие (совместное занятие двух и более объединений по интересам),   межвозрастное   занятие   (занятие   с   детьми   разного   возраста), занятие ­ путешествие в предмет (проблему). Деятельность   объединения   по   интересам   предполагает   использование следующих методов:  – интерактивные методы; – методы формирования экологического сознания (беседа, рассказ, диспут, лекция); – методы организации поведения и деятельности учащихся (игра, упражнение, педагогическое требование, работа с литературой, практикум, демонстрация); – методы   стимулирования   поведения   и   деятельности   учащихся (дифференцированное обучение, поощрение, защита творческих проектов); – методы   контроля   и   рефлексии   поведения   и   деятельности   учащихся (наблюдение, анкетирование, тестирование, уточняющее собеседование). 19 Литература и информационные ресурсы 1. Агеева,   ИД.   Веселая   биология   на   уроках   и   праздниках:   мет.   пособие   / И.Д. Агеева. – М.: Сфера, 2005. 2. Алексеев,  В  А. 300  вопросов  и  ответов   по   экологии   /   В.А.   Алексеев  – Ярославль: Академия развития, 1998. 3. Балабанова,   В.   В.   Предметные   недели   в   школе:   биология,   экология, здоровый образ жизни / В. В. Балабанова, Т. А. Максимцева. – Волгоград: Учитель. 4. Дерябо,   С.   Д.   Экологическая   педагогика   и   психология   /   С.   Д.   Дерябо, В. А. Ясвин. – Ростов н /Д: Феникс, 1996.  5. Галузо,   И.В.   Учебная   программа   факультативных   занятий   для общеобразовательных учреждений «Энергия и окружающая среда» 5 класс / И.В. Галузо, С.П. Докиш, А.Е. Ковалева. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2010. – 26 c. 6. Егоренков,   Л.   И.   Экологическое   воспитание   дошкольников   и   младших школьников: Пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений и учителей начальных классов / Л. И. Егоренков. – М.: Аркти, 2000. 7. Ковалева,   В.Н.   Программа   факультативных   занятий   «Экология   и профессия» / В.Н. Ковалева // Выхаванне  i  адукацыя / Мiнск, Адукацыя  i выхаванне, 2012. – Вып.4: 16 – 21 с. 8. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения: учеб.­ метод. пособие / С.С. Кашлев. – 2­е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2013. – 224 с. 9. Кашлев,   С.С.   Интерактивные   методы   развития   экологической   культуры учащихся:  пособие для педагогов / С.С. Кашлев. – Минск: Зорны верасень, 2007. 10. Наумов, К.И. Как появились плодово­ягодные культуры / К.И. Наумов. – Минск: Ураджай, 1987. 11. Самерсова,   Н.В.   Педагогические   условия   формирования   экологической культуры личности / Н.В. Самерсова. – Минск: Мэдж Бук, 2007. 12. Теплов, Д.Л. Экологическое воспитание в дополнительном образовании / Д.Л. Теплов. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006. 13. Страницы   экологического   краеведения:   учеб.­метод,   мат   риалы   для факультативных   занятий,   кружковой   работы   и   курсов   выбору   / В.С. Конюшко [и др.] – Минск : НИО, 2000. 14. Грабчикова,   Е.С.   Я,   Энергия   и   окружающая   среда:   факультативные занятия во 2­4 классах: пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Е.С. Грабчикова, Л.Ф. Кузнецова, В.Л. Маевская. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2013 год. – 96 с.: ил. 15. Колбовский, Е.Ю. Экология для любознательных или о чём не узнаешь на уроке / Е.Ю. Колбовский. – Ярославль: Академия развития, 1998. 20 16. Булыгина, Т.М. Популярная экология для школьников / Т.М. Булыгина. – Минск: фонд Сороса, 1996. 21

Программа объединения по интересам "Экологический экспресс"

Программа объединения по интересам "Экологический экспресс"

Программа объединения по интересам "Экологический экспресс"

Программа объединения по интересам "Экологический экспресс"

Программа объединения по интересам "Экологический экспресс"

Программа объединения по интересам "Экологический экспресс"

Программа объединения по интересам "Экологический экспресс"

Программа объединения по интересам "Экологический экспресс"

Программа объединения по интересам "Экологический экспресс"

Программа объединения по интересам "Экологический экспресс"

Программа объединения по интересам "Экологический экспресс"

Программа объединения по интересам "Экологический экспресс"

Программа объединения по интересам "Экологический экспресс"

Программа объединения по интересам "Экологический экспресс"

Программа объединения по интересам "Экологический экспресс"

Программа объединения по интересам "Экологический экспресс"

Программа объединения по интересам "Экологический экспресс"

Программа объединения по интересам "Экологический экспресс"

Программа объединения по интересам "Экологический экспресс"

Программа объединения по интересам "Экологический экспресс"

Программа объединения по интересам "Экологический экспресс"

Программа объединения по интересам "Экологический экспресс"

Программа объединения по интересам "Экологический экспресс"

Программа объединения по интересам "Экологический экспресс"

Программа объединения по интересам "Экологический экспресс"

Программа объединения по интересам "Экологический экспресс"

Программа объединения по интересам "Экологический экспресс"

Программа объединения по интересам "Экологический экспресс"

Программа объединения по интересам "Экологический экспресс"

Программа объединения по интересам "Экологический экспресс"

Программа объединения по интересам "Экологический экспресс"

Программа объединения по интересам "Экологический экспресс"

Программа объединения по интересам "Экологический экспресс"

Программа объединения по интересам "Экологический экспресс"

Программа объединения по интересам "Экологический экспресс"

Программа объединения по интересам "Экологический экспресс"

Программа объединения по интересам "Экологический экспресс"

Программа объединения по интересам "Экологический экспресс"

Программа объединения по интересам "Экологический экспресс"

Программа объединения по интересам "Экологический экспресс"

Программа объединения по интересам "Экологический экспресс"

Программа объединения по интересам "Экологический экспресс"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.12.2018