Программа Окружающий мир

  • Образовательные программы
  • doc
  • 27.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику. Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе как по числу предметов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.
Иконка файла материала рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы.doc
Пояснительная записка      Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных   и   универсальных   способов   действий,   обеспечивающих возможность   продолжения   образования   в   основной   школе;  воспитание умения   учиться  –   способности   к   самоорганизации   с   целью   решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику. Ядром   рационального   постижения   мира   всегда   была   система   наук, изучение  которой  составляет  основу  школьных программ  в  основной  и старшей школе как по числу предметов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий   мир»   на   базе   умений,   полученных   на   уроках   чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному  постижению окружающего   мира,   готовит   их   к   освоению   основ   знаний   в   основной школе,   а   в   отношении   развития   личности,   её   воспитания   играет   не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами. Предмет «Окружающий мир» ­ это основы естественных и социальных наук.  Цель   курса  окружающего   мира   в   начальной   школе   –   осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира. Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для   той   цели,  для   которой   они   предназначены.   В   современном   быстро меняющемся   мире   перед   человеком   встаёт   множество   неожиданных, новых   задач,   к   которым   невозможно   подготовиться   заранее.   В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё   в   большей   степени   –   сформированное   умение   постоянно систематизировать   приобретаемую   информацию   и   обнаруживать   новые связи   и   отношения.     Наука   –   это   образцовый   пример   системы   знаний, построенный на рациональной основе.  Знакомство   с   началами   наук   даёт   ученику     ключ     к   осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми   и   предсказуемыми.     Предмет     «Окружающий   мир»   создаёт фундамент   значительной   части   предметов   основной   школы:   физики, химии,   биологии,   географии,   обществознанию,   истории.   Это   первый   и единственный   предмет   в   школе,   рисующий   картину   природных   и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных   предметах.   Поэтому   именно   в   рамках   данного   предмета удаётся   решать   проблемы,   например,   экологического   образования   и воспитания.Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства  массовой информации и прежде всего телевидение.   Роль   виртуального   опыта   в   дальнейшем   будет   только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.  Телевидение   не   ориентировано   на   систематическое   детское образование,   хотя   и   становится   главным   «окном»   в   окружающий   мир. Поэтому,   не   имея   возможности   противостоять   негативным   влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных   целей   и   организовать   освоение   виртуального   мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает  необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.  Осмысление   личного   опыта   важно   ещё   и   потому,  что   вводит   в   мир ученика   ценностную   шкалу,   без   которой   невозможно   формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику   в   формировании   личностного   восприятия,   эмоционального, оценочного отношения к этому миру.  Основные   содержательные   линии   предмета   «Окружающий   мир» определены   стандартами   начального   общего   образования   второго поколения и представлены в программе тремя содержательными блоками: «Человек и природа» ­  178  ч., «Человек и общество» ­  75  ч., «Правила безопасной   жизни»   ­  17  ч.(изучается   по   мере   изучения   двух   первых блоков). Тематическое   планирование   рассчитано   на   естественно­научное направление   содержание   курса   и   предусматривает   следующее распределение   часов   по   содержательным   блокам     в   первом   классе «Человек и природа» ­  155ч., «Человек и общество» ­  68ч.,   «Правила безопасной   жизни»     ­  14  ч.   (изучается   по   мере   изучения   двух   первых блоков).          Рабочая программа разработана на основе примерной программы по окружающему   миру   федерального   государственного   образовательного стандарта   общего   начального   образования  (приказ   Минобрнауки   РФ   № 373 от 6 октября 2009г) и обеспечена: Методические пособия для учащихся    : Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 1­4 класс: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник.Федотова   О.Н.,  Трафимова   Г.В.,  Трафимов   С.А.,Окружающий   мир. 1­4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник.  Федотова   О.Н.,   Трафимова   Г.В.,   Трафимов   С.А.,   Окружающий   мир. Хрестоматия. 1­4 класс. – М: Академкнига/ Учебник.  Учебно­методические пособия для учителя Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие  для учителя. – М: Академкнига/ Учебник. Программа по курсу «Окружающий мир»:    программа   по   окружающему   мируО.Н.   Федотовой,   Г.В. Авторская   Трафимовой, Л.Г. Кудровой   «Программы по учебным предметам»,     М.: Академкнига/учебник   ,   2011   г.   –   Ч.1:   240   с.  Проект    «Перспективная   разработанная   на   основе   Федерального начальная   школа», государственного   образовательного   стандарта   начального   общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).  Общая характеристика  учебного предмета «Окружающий мир» Специфика   предмета   «Окружающий   мир»   состоит   в   том,   что   он имеет   ярко   выраженный   интегрированный   характер,   соединяющий   в равной   мере   природоведческие,   исторические,   обществоведческие   и другие знания, что даёт возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально­ гуманитарных   наук.   Интегрированный   характер   самого   курса,   а   также реализация   межпредметных   связей   с   литературным   чтением,   русским языком,   математикой,   технологией   в   УМК   «Перспективная   начальная школа»  обеспечивают   в  полной   мере   формирование   у   детей   целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места   в   ближайшем   окружении,   в   общении   с   людьми,   обществом   и природой. Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на   выявление   и   понимание   причинно­следственных   связей   в   мире, окружающем   ребёнка,   с   привлечением   многообразного   материала   о природе и культуре родного края. С   внедрением   стандартов   второго   поколения   важнейшей   задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных(метапредметных)   и   предметных   способов   действий,   обеспечивающих возможность   продолжения   образования   в   основной   школе.   Эта   задача решается   в   ходе   образовательного   процесса   всеми   образовательными областями, каждая из которых имеет свою специфику. Цельизучения   курса  «Окружающий   мир»   в   начальной   школе­ формирование   исходных   представлений   о   природных   и   социальных объектах   и   явлениях,   как   компонентов   единого   мира;   практико­ ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов   действий   (личностных,   познавательных,   коммуникативных, регулятивных).       Ценностные  ориентиры  содержания учебного предмета                                 «Окружающий мир»  Ценность   жизни  –     признание   человеческой   жизни   и   существования живого   в   природе   в   целом   как   величайшей   ценности,   как   основы   для подлинного экологического сознания. Ценность природы  основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира    частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Ценность   человека  как   разумного   существа,   стремящегося   к   добру   и самосовершенствованию,   важность   и   необходимость   соблюдения здорового   образа   жизни   в   единстве   его   составляющих:   физическом, психическом и социально­нравственном здоровье.   Ценность   добра  –   направленность   человека   на   развитие   и   сохранение жизни,   через   сострадание   и   милосердие   как   проявление   высшей человеческой способности ­ любви. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.  Ценность   семьи  какпервой   и   самой   значимой   для   развития   ребёнка социальной   и   образовательной   среды,  обеспечивающей   преемственность культурных традиций народов России   от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.  Ценность труда и творчества  как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.Ценность   свободы  как   свободы   выбора   человеком   своих   мыслей   и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами   общества,   членом   которого   всегда   по   всей   социальной   сути является человек. Ценность   социальной   солидарности  как   признание   прав   и   свобод человека,   обладание   чувствами   справедливости,   милосердия,   чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.  Ценность   гражданственности  –   осознание   человеком   себя   как   члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность   патриотизма  одно   из   проявлений   духовной   зрелости человека,   выражающееся   в   любви   к   России,     народу,   малой   родине,   в осознанном желании служить Отечеству.  Ценность человечества  осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.  Результаты изучения курса «Окружающий мир» На   первой   ступени   школьного   обучения   в   ходе   освоения предметного   содержания   обеспечиваются   условия   для   достижения обучающимися   следующих   личностных,   метапредметных   и   предметных результатов. Личностные результаты. Развитие   ценностно–смысловой   ориентацией   обучающихся;   умение соотносить   поступки   и   события   с   принятыми   этическими   принципами, умение   выделить   нравственный   аспект   поведения,   ориентация   в социальных ролях и межличностных отношениях Предмет   окружающий   мир   способствует   осмыслению  личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы должны быть сформированы:    мотивы,   выражающие   его   потребность   в   социально   значимой   и социально оцениваемой деятельности;    ценностно­смысловая   ориентация   (осознание   ценности   природы   и необходимости   нести   за   нее   ответственность;   понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе; стремление к сохранению и укреплению своего здоровья);    базовые   историко­культурные   представления   и   гражданская идентичность   (осознание   себя   гражданином   России,   жителем   своего края; желание ориентироваться в важнейших для страны событиях и видеть свое место в них); любовь   к   Родине,   выраженная   в   интересе   к   ее   природе,   культуре, истории, вероисповеданиям, в желании участвовать в делах и событиях по охране природных и культурных памятников;  базовые   нравственно­этические   ценности   (уважение   к   чувствам верующих людей, пиетет к культовым сооружениям; учет нравственных позиций других людей);  учебно­познавательный   интерес   к   учебному   предмету, информационным   источникам,   способам   постановки   опытов, наблюдений;  устойчивый   учебно­познавательный   интерес   к   новым знаниям,   выраженный   в   преобладании   учебно­познавательных мотивов   и   предпочтения   социального   способа   оценки   успешности учения. Метапредметные результаты.   прогнозирование, Регулятивные УУД. Обеспечение  обучающимися организации своей учебной деятельности. К ним   относятся:   целеполагание,   планирование,   осуществление   учебных действий,   оценка   и саморегуляция.Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку   правильности  выполнения   задания   по   правилу,   алгоритму,   с помощью   таблицы,   инструментов,   рисунков   и   т.д.   позволит   ученику научится   или   получить   возможность   научиться  контролировать   свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.    контроль,   коррекция, Познавательные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться: * Различать (узнавать изученные объекты и явления живой и неживой  природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов  природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы; * Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные  объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные  существенные признаки, выделять новое; *   Проводить   несложные   наблюдения   и   ставить   опыты,   используя простейшее  лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать  инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на  основании полученных результатов;   * Использовать словарь учебника (словари УМК), определители  (гербарии)растений, дополнительный материал в Интернете в процессе  изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада,презентации; *   Использовать   при   выполнении   задания   иллюстративный   материал учебника  или план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга  событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания; * Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план­карту,   карту)   для   наблюдений,   объяснения   явлений   природы,   выявления признаков  и свойств объектов; *   Обнаруживать   простейшие   взаимосвязи   между   живой   и   неживой природой,   использовать   их   для   объяснения   бережного   отношения   к   природе (осознать  ценность природы и необходимость нести ответственность за её  сохранение); * Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить  примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и  безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в  быту); *   Использовать   знания   о   строении   и   функционировании   организма человека   для   сохранения   и   укрепления   своего   здоровья;   осознанно   выполнять режим  дня, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; * Работать с картой; * Различать государственную символику РФ, символику городов России,  описывать достопримечательности городов и своего края; * Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные   исторические   события   с   датами,   конкретную   дату   с   веком;   находить место  изученных событий на ленте времени; * Используя дополнительные источники информации находить факты,  относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; * Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных  группах (школьный коллектив, семья, общество); * Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих,  понимать необходимость здорового образа жизни; * Воспитывать пиетет к  культовым сооружениям и уважение к чувствам  верующих людей; * Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные  договорённости и правила; Коммуникативные УУД.Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе;   обеспечивать  социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности;   умение   слушать   и   вступать   в   диалог;   участвовать   в коллективном   обсуждении   проблем;   интегрироваться   в   группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками   и   взрослыми.   К   коммуникативным   действиям   относятся: инициативное   сотрудничество,   планирование   учебного   сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией. Предметными  результатами   изучения   курса   «Окружающий   мир», необходимыми   для   дальнейшего   образования   в   области естественнонаучных и социальных дисциплин, являются: *усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов,  процессов и явлений, характерных для природной и социальной  действительности (доступных для осознания младшими школьниками); *сформированность умения наблюдать, исследовать явления и объекты  окружающего мира, выделять характерные особенности природных  объектов   и   характеризовать   факты   и   события   культуры,   истории общества,  религии; *сформированность умения работать с информацией, представленной в  разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема, интернет); *сформированность   умения   осуществлять   информативный   поиск   в словарях,  справочниках, картах, определителях (в том числе на электронных  носителях), в интернете для выполнения учебного задания или для  практических целей; *способность   использовать   готовые   модели   (глобус,   карта,   план,   план­ карта,  схемы маршрутов)  и их условные обозначения для поиска необходимой  информации и объяснения социальных и природных явлений; *способность   использовать   готовые   модели   и   другие   источники информации  (расписания поездов, самолетов, пассажирских автобусов, схемы  экскурсионных маршрутов) для поиска и использования необходимой  информации в быту. *умение составлять список используемой литературы и интернет­адресов; *способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в  учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника,взрослого) при общении и взаимодействии, допуская возможность  существования у партнера другой точки зрения, в том числе не  совпадающей с его собственной точкой зрения; *способность выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающего  (консультант, экспериментатор, докладчик, председатель заседания  школьного клуба «Мы и окружающий мир»). Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат  возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные  нормы адекватного природо­ и культуросообразного поведения в  окружающей природной и социальной среде. В результате изучения раздела «Человек и природа»  Выпускник  научится:  узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;  описывать   на   основе   предложенного   плана   изученные   объекты   и явления   живой   и   неживой   природы,   выделять   их     существенные признаки;  сравнивать   объекты   живой   и   неживой   природы   на   основе   внешних признаков   или   известных   характерных   свойств   и   проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;  проводить   несложные   наблюдения   в   окружающей   среде   и   ставить опыты,   используя   простейшее   лабораторное   оборудование   и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;  использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;  использовать   различные   справочные   издания   (словарь   по естествознанию,   определитель   растений   и   животных   на   основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;  использовать   готовые   модели   (глобус,   карта,   план)   для   объяснения явлений или описания свойств объектов; обнаруживать   простейшие   взаимосвязи   между   живой   и   неживой природой,   взаимосвязи   в   живой   природе;   использовать   их   для объяснения необходимости бережного отношения к природе;  определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;  понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного   поведения;   использовать   знания   о   строении   и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. Выпускник  получит возможность научиться:  использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;  моделировать   объекты   и   отдельные   процессы   реального   мира   с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;  осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;  пользоваться   простыми   навыками   самоконтроля   самочувствия   для сохранения   здоровья,   осознанно   соблюдать   режим   дня,   правила рационального питания и личной гигиены;  выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;  планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. В результате изучения раздела «Человек и общество»  Выпускник  научится:  узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить   на   карте   мира   Российскую   Федерацию,   на   карте   России Москву, свой регион и его главный город; различать   прошлое,   настоящее,   будущее;   соотносить   изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;  используя   дополнительные   источники   информации   (на   бумажных   и электронных   носителях,  в   том   числе   в  контролируемом   Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих   предков;   на   основе   имеющихся   знаний   отличать   реальные исторические факты от вымыслов;  оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах   (семья,   группа   сверстников,   этнос),   в   том   числе   с   позиции развития   этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально­ нравственной   отзывчивости,   понимания   чувств   других   людей   и сопереживания им;  использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью   поиска   познавательной   информации,   ответов   на   вопросы, объяснений,   для   создания   собственных   устных   или   письменных высказываний. Выпускник  получит возможность научиться:  осознавать свою неразрывную связь с разнообразными  окружающими социальными группами;  ориентироваться   в   важнейших   для   страны   и   личности   событиях   и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;  наблюдать   и   описывать   проявления   богатства   внутреннего   мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;  проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной   деятельности   в   информационной   образовательной среде;  определять   общую   цель   в   совместной   деятельности   и   пути   её достижения,   договариваться   о   распределении   функций   и   ролей, осуществлять   взаимный   контроль   в   совместной   деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»1­й класс Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1­м  классе является формирование следующих умений:   Оцениватьжизненные   ситуации   (поступки   людей)   с   точки   зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные   поступки,   которые  можнооценить  как   хорошие   или плохие.  Объяснять  с   позиции   общечеловеческих   нравственных   ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.  Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех   людей   правила   поведения   (основы   общечеловеческих нравственных ценностей).  В   предложенных   ситуациях,   опираясь   на   общие   для   всех   простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»  в 1­м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).  Регулятивные УУД:  Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.   Проговаривать последовательность действий на уроке.   Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.  Учиться работать по предложенному учителем плану.  Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.  Учиться   совместно   с   учителем   и   другими   учениками  давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.  Познавательные УУД:  Ориентироваться   в   своей   системе   знаний:  отличать  новое   от     уже известного с помощью учителя.   Делать   предварительный   отбор   источников   информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).  Добывать   новые   знания:  находитьответы  на   вопросы,   используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.   Перерабатывать   полученную   информацию:  делать   выводы  результате  совместной  работы всего класса. в  Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группироватьпредметы и их образы.  Преобразовывать   информацию   из   одной   формы   в   другую:   подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему. Коммуникативные УУД:  Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).  Слушать и понимать речь других.  Выразительно читать и пересказывать текст.  Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.  Учиться   выполнять   различные   роли   в   группе   (лидера,   исполнителя, критика). Предметными результатами  изучения курса «Окружающий мир» в 1­м классе является сформированность следующих умений.   называть окружающие предметы и их взаимосвязи;  объяснять, как люди помогают друг другу жить;  называть  живые  и  неживые  природные  богатства   и  их  роль  в  жизни человека;  называть основные особенности каждого времени года.  оценивать правильность поведения людей в природе;  оценивать правильность поведения в быту  (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения). Планируемые результаты освоения учебной программы  по предмету «Окружающий мир» к концу 1­го года обучения: В результате изучения раздела «Человек и природа» Учащиеся научатся: *сравнивать и различать природные объекты и изделия человека; *различать предметы и выделять их признаки; *проводить групповые исследования; *проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков  предметов с помощью органов чувств; *объяснять как при помощи органов чувств мы различаем предметы и их  признаки; *сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основныеотличительные   признаки,   используя   полученную   информацию   в результате  наблюдений; *назвать условия, необходимые для жизни растений и животных; *проводить несложные наблюдения за природными явлениями и  проявлениями, такими, как смена дня и ночи, сена времен года; *называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы; *описывать сезонные изменения в природе; *наблюдать взаимосвязь между жизнедеятельностью растений, животных и  сменой времен года; *приводить примеры животных своего края: птиц, зверей, рыб; *приводить примеры домашних и диких животных;* проводить групповые  наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае» Обучающиеся получат возможность научиться: *различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их  основные отличительные признаки; *называть основные органы чувств человека и их основные функции; *называть и характеризовать условия, необходимые для жизни растений и  животных; * проводить индивидуальные наблюдения  и опытные исследования на  выявление признаков предметов; *оказывать помощь птицам в зимнее время года. В результате изучения раздела «Человек и общество»  Обучающиеся научатся: *проводить   наблюдения   во   время   экскурсий   по   школе,   находить   свой класс и  свое место в классе; *различать и оценивать формы поведения , которые допустимы или  недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах; *оценивать необходимость подготовки к уроку; *знать название своего города, название своей улицы, номер своего дома, адрес школы; *называть   достопримечательностей; *узнавать  государственную символику России; *знать первый куплет и припев гимна России; примеры   приводить ее столицу   России,*выполнять   правила   поведения   при   прослушивании   Государственного гимна. Обучающиеся получат возможность научиться: *выполнять правила поведения , которые допустимы или недопустимы в  школе: до урока, на уроке, на переменах; *подготавливаться к уроку, помогать одноклассникам; *называть имя своего края, своего города, название своей улицы, номер  своего дома, адрес школы; *называть достопримечательностей; *узнавать  государственную символику России; *рассказывать о результатах экскурсии по городу к местам исторических  событий и памятникам истории. примеры   приводить   ее столицу   России,     Использовать   приобретённые   знания   и   умения   в   практической деятельности и повседневной жизни для: ­ обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения; ­ выполнение изученных правил охраны и укрепления здоровья; ­ выполнение правил поведения в природе и участие в её охране. В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения»  Обучающиеся научатся:  называть свои имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей, называть имя своего учителя и номер школы»;  использовать мобильный телефон для связи  с родителями;  называть и соблюдать правила безопасного поведения на улице;  называть   и   оценивать   правила   безопасного   поведения   во   время каникул;  приводить примеры несъедобных грибов своего края;  приводить примеры ядовитых ягод своего края.  Рассказывать об оказании первой помощи  при укусе пчелы или осы. Использовать   приобретённые   знания   и   умения   в   практической деятельности и повседневной жизни для: ­ обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;­ установления связи между сезонными изменениями в живой и неживой  природе; ­ выполнение правил поведения в природе и участие в её охране. Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» 2­й класс Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2­м  классе является формирование следующих умений:  Оцениватьжизненные   ситуации   (поступки   людей)   с   точки   зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные   поступки,   которые  можнооценить  как   хорошие   или плохие.  Объяснять  с   позиции   общечеловеческих   нравственных   ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.  Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех   людей   правила   поведения   (основы   общечеловеческих нравственных ценностей).  В   предложенных   ситуациях,   опираясь   на   общие   для   всех   простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»  во 2­м классе является формирование следующих универсальных учебных  действий.  Регулятивные УУД:  Определять  цель   деятельности   на   уроке   с   помощью   учителя   и самостоятельно.   Учиться     совместно   и формулироватьучебнуюпроблему  совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков). обнаруживать учителем   с    Учиться планировать учебную деятельность на уроке.   Высказывать  свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).  Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).  Определять  успешность   выполнения   своего   задания   в   диалоге   с учителем.Познавательные УУД:  Ориентироваться   в   своей   системе   знаний:  понимать,   что   нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной   задачи в один шаг.  Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.   Добывать   новые   знания:  находить  необходимую   информацию   как   в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях (в   учебнике   2­го   класса   для   этого   предусмотрена   специальная «энциклопедия внутри учебника»).  Добывать   новые   знания:  извлекать  информацию,   представленную   в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).  Перерабатывать   полученную   информацию:  наблюдать  и  делать самостоятельные  выводы. Коммуникативные УУД:  Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной   речи   (на   уровне   одного   предложения   или   небольшого текста).  Слушать и понимать речь других.  Выразительно читать и пересказывать текст.  Вступать в беседу на уроке и в жизни.   Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.  Учиться   выполнять   различные   роли   в   группе   (лидера,   исполнителя, критика). Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»  во 2­м классе является формирование следующих умений:  объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;   объяснять влияние притяжения Земли;   связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;  наблюдать за погодой и описывать её;  уметь  определять стороны света по солнцу и по компасу;  пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них  части света, материки и океаны;  называть основные природные зоны и их особенности.  оценивать правильность поведения людей в природе;  уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.Планируемые результаты освоения учебной программы  по предмету «Окружающий мир» к концу 2­го года обучения: В результате изучения раздела «Человек и природа» Учащиеся научатся:  различать объекты неживой и живой природы, приводить примеры    взаимосвязи между объектами неживой и живой природы (смена времен года,   влияние Солнца на жизнь растений и животных и т.д.);  устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой  природе;  сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц,    млекопитающих;  группировать объекты природы по их  признакам (насекомые, рыбы, птицы,   млекопитающие)  назвать признаки отличающие домашних животных от диких;  сравнивать характерные для животных способы питания;  характеризовать роль грибов в жизни человека;  ставить простейшие опыты исследуя свойства воды;  наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха;  наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений;  учиться работать со справочной литературой  определять   характер   взаимоотношений   человека   и   объектов природы,называть   представителей растительного и животного мира занесенных в Красную книгу;  понимать необходимость вести здоровый образ жизни. Обучающиеся получат возможность научиться:  обнаруживать различие между наблюдением и опытом как разными способа­ ми получение ответов на вопросы об окружающем мире;  характеризовать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;  называть основные, легко определяемые свойства воздуха и воды;  отличать   разнообразие   жизненных   форм   растений   (деревья,   кустарники, травы) и грибов своей местности;  называть группы растений по их характерным признакам (цветковыерастения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);    называть группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);   иметь представление о значении природы для здоровья и жизни человека;     иметь представление об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;    знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);     знать фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение; В результате изучения раздела «Человек и общество»  Обучающиеся научатся:   рассказывать об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;   знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режимтруда и отдыха, физкультура);  названия: своего государства (Россия), его столицы (Москва), главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня);   принимать участие и знать важнейшие событие страны и города: день    Победы, День города и т.д.  название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села);   использовать дополнительные средства информации (словари, хрестоматию), а    также учиться работать с оглавлением учебника; * называть своих ближайших родственников;  * знать профессии взрослых и важность каждой профессии.       * описывать изученные события из истории Отечества (история Московского  Кремля, Великая Отечественная война); Обучающиеся получат возможность научиться:    знать основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);     называть     государственные   праздники,   дни   памятных   дат   (День Конституции, День Победы, День защитников Отечества);    узнать правила безопасного поведения в природе. Использовать   приобретённые   знания   и   умения   в   практической деятельности и повседневной жизни для: выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;  выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.  удовлетворения   познавательных   интересов,   поиска   дополнительной информации о родном крае.  выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения; Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» 3  класс Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир»  в 3 – м классе является формирование следующих умений:   Оцениватьжизненные   ситуации   (поступки   людей)   с   точки   зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.  Объяснять  с   позиции   общечеловеческих   нравственных   ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.  Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех   людей   правила   поведения   (основы   общечеловеческих нравственных ценностей).  В   предложенных   ситуациях,   опираясь   на   общие   для   всех   правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»  в 3­м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:  Регулятивные УУД:  Самостоятельно   формулировать   цели   урока   после   предварительного обсуждения.  Совместно   с   учителем   обнаруживать   и   формулировать   учебную проблему.  Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.  Работая   по   плану,   сверять   свои   действия   с   целью   и,   при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.  В   диалоге   с   учителем   вырабатывать   критерии   оценки   и   определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.Познавательные УУД:  Ориентироваться   в   своей   системе   знаний:   самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.  Отбирать  необходимые   для   решения   учебной   задачи     источники информации   среди   предложенных   учителем   словарей,   энциклопедий, справочников.  Добывать   новые   знания:  извлекать  информацию,   представленную   в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).  Перерабатывать   полученную   информацию: и группировать факты и явления;определять причины явлений, событий.  Перерабатывать полученную информацию:  делать выводы  на основе  сравнивать  обобщения   знаний.  Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно­научного текста.   Преобразовывать   информацию   из   одной   формы   в   другую: представлятьинформацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД:  Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной   речи   с   учётом   своих   учебных   и   жизненных   речевых ситуаций.  Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.  Слушать   других,   пытаться   принимать   другую   точку   зрения,   быть готовым изменить свою точку зрения.  Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать   ответы;   проверять   себя);   отделять   новое   от   известного; выделять главное; составлять план.   Договариваться   с   людьми:   выполняя   различные   роли   в   группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).  Учиться   уважительно   относиться   к   позиции   другого,   пытаться договариваться. Предметными результатамиизучения курса «Окружающий мир»  в 3­ем классе является формирование следующих умений:  приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;  объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;  приводить примеры живых организмов разных «профессий»;  перечислять особенности хвойных и цветковых растений;  животных   (насекомых,   пауков,   рыб,   земноводных,   пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.  доказывать   необходимость   бережного   отношения   людей   к   живым организмам.  узнавать   о   жизни   людей   из   исторического   текста,   карты   и   делать выводы;   отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;   объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;   по году определять век, место события в прошлом;   отличать   друг   от   друга   времена   Древней   Руси,   Московского государства,   Российской   империи,   Советской   России   и   СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.  учиться   объяснять   своё   отношение   к   родным   и   близким   людям,   к прошлому и настоящему родной страны. Планируемые результаты освоения учебной программы  по предмету «Окружающий мир» к концу 3­го года обучения В результате изучения раздела «Человек и природа»  Обучающиеся научатся: *характеризовать глобус, карту и план и их условные обозначения; *находить на физической карте и глобусе материки и океаны,  географические объекты и их названия; *определять   объекты   на   географической   карте   с   помощью   условных знаков; *сравнивать и различать формы земной поверхности; *моделировать формы земной поверхности из глины и пластилина; *проводить групповые наблюдения во время экскурсии «формы земной  поверхности и водоемы»; *называть сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море,  озеро, пруд, болото); *находить на географической карте разные водоемы и определять их  название;*характеризовать формы земной поверхности; *ориентироваться на местности при помощи компаса; *приводить примеры веществ; *сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы; *исследовать свойства воды в ее трех агрегатных состояниях; *исследовать в группах свойства воздуха; *сравнивать свойства воды и воздуха; *извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника,  хрестоматии и других дополнительных источников; *характеризовать круговорот воды в природе; *исследовать в группах свойства полезных ископаемых; *различать изученные полезные ископаемые; *характеризовать природные сообщества; *опытным путем выявить условия необходимые для жизни растений; *определить характер взаимоотношений человека и природы, находить  примеры влияния человека на природу; *помнить необходимость соблюдения правил поведения в лесу, на лугу и в  поле; Обучающиеся получат возможность научиться: *самостоятельно наблюдать природу и ее состояние; *извлекать необходимую информацию из книг и других источников; *осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; *обнаружить простейшую взаимосвязь живой и неживой природы; *выполнять правила безопасного поведения в лесу. В результате изучения раздела «Человек и общество»  Обучающиеся научатся: *описывать достопримечательности Московского Кремля; *различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить  исторические  события с датами; *находить место изучаемого события на ленте времени; *находить на карте города «Золотого кольца» и Санкт –Петербург; * искать необходимую информацию из книг и других источников; Обучающиеся получат возможность научиться:*соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами  правления великих князей; *находить на ленте времени место изученного исторического события; *проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны,  связанные с охраной природы; *использовать дополнительные источники информации. В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения»  Обучающиеся научатся: *понимать   необходимость   соблюдать   правила   безопасного   поведения   в лесу,  у водоемов, во время купания летом, при переправе через водные  пространства; *понимать необходимость соблюдать правила безопасности в гололед; *пользоваться простыми навыками самоконтроля  и саморегулирования  своего самочувствия при простуде. Обучающиеся получат возможность научиться: * пользоваться простыми навыками самоконтроля  и саморегулирования  своего самочувствия при простуде; * соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время  купания летом, при переправе через водные пространства; * соблюдать правила безопасности в гололед; *сознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение. Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»                                              4 класс Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир»  в  4 – м классе является формирование следующих умений:   Оцениватьжизненные   ситуации   (поступки   людей)   с   точки   зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.  Объяснять  с   позиции   общечеловеческих   нравственных   ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.  Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для