Программа педагогической мастерской "Мастер "Портфолио"
Оценка 4.6
Образовательные программы +1
docx
информатика +1
Взрослым
18.09.2018
Программа педагогической мастерской "Мастер "Портфолио" была разработана в целях реализации идеи внутрифирменного обучения педагогических кадров в рамках учреждения дополнительного образования. Данная программа успешно прошла апробацию практикой и положительно зарекомендовала себя в МБУДО "ДПШ". Считаю её применение педагогически целесообразным и обоснованным...
Программа педагогической мастерской Мастер Портфолио.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области»
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО
методическим советом ДПШ
Протокол № __ от _________________
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ДПШ
___________А.И. Хакимова
Приказ № __ от ______________
ПРОГРАММА
педагогической мастерской
«Мастер Портфолио»
Разработчик: Никифорова Ю.Ф.,
методист ДПШ Кувандык 2014
Пояснительная записка
В законе «Об образовании в Российской Федерации» [4], [9] подчёркивается необходимость
существенных изменений в системе дополнительного образования детей, направленных на
сохранение и укрепление кадрового состава, повышение его профессионального уровня с учетом
современных требований.
Также в «Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов
и служащих» в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
четко прописано, что педагог дополнительного образования «обеспечивает педагогически
обоснованный выбор форм, средств и методов работы …, используя современные образовательные
технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы».
Одним из значимых качеств педагога дополнительного образования является постоянное
совершенствование и развитие профессионального мастерства. В связи с этим, особое значение
приобретает деловая оценка и самооценка педагога.
К современным технологиям оценки профессионализма педагога относится портфолио как
результат профессиональной деятельности и подтверждающей профессиональные достижения.
В связи с вышеизложенным была создана программа педагогической мастерской «Мастер
Портфолио», которая позволяет в условиях каждодневной загруженности педагога, недостаточной
обеспеченности информационными ресурсами, отсутствия альтернативных форм повышения
информационной культуры совершенствовать профессиональные компетенции средствами
внутрифирменной учебы.
Актуальность. Сегодня технология портфолио осмысляется как система определения,
накопления, систематизации и презентации результатов деятельности педагога и демонстрирует его
умение решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику
профессионального поведения.
Целесообразность. Технология портфолио позволяет наряду с анализом и самоанализом
педагогической деятельности презентовать творческий опыт и расширить границы личностного и
профессионального взаимодействия и сотрудничества. Вместе с тем, очевидными стали проблемы,
которые необходимо учесть при создании и внедрении портфолио:
– отсутствие системности и комплексного подхода к работе с персоналом, к оценке
профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования;
– недостаточная разработанность системы оценки профессиональной деятельности педагогов
дополнительного образования и стимулирования творческого роста педагогов, особенно при
подготовке к аттестации;
– несформированность активной рефлексивной позиции ряда педагогов в самооценке
профессиональной деятельности, выстраивании деловой карьеры и служебнопрофессионального
продвижения.
Новизна программы заключается в следующем:
– содержание программы реализуется посредством технологии мастерских, что позволяет
выстраивать индивидуальный маршрут профессионального роста;
– программа предусматривает сочетание ИКТподготовки педагогических кадров и
формирование навыков профессиональной рефлексии и самопрезентации.
Цель: способствовать повышению личностной профессиональной компетентности педагогов
дополнительного образования. Задачи:
В обучении:
OFFICE;
1. сформировать представления о профессиональном портфолио, его назначении, видах, функциях;
2. обобщить и систематизировать знания и практические навыки работы педагогов с пакетом MS
3. познакомить педагогов с жанром педагогического эссе;
4. сформировать навык написания эссе;
5. обучить основам работы с редакторами сайта;
6.
подготовить педагогов к формированию собственных электронных портфолио, созданию
личных webстраниц на сайте учреждения.
В развитии:
1. формировать положительную мотивацию педагогов к созданию собственного портфолио как
показателя его успешности;
2. развивать способность к рефлексии собственной профессиональной деятельности;
3. содействовать развитию творческих способностей, креативности;
4. способствовать формированию потребности к достижению цели, активной жизненной позиции;
5. развивать способность логично, четко и грамотно излагать мысли в письменной форме;
6. формировать у педагогов мотивацию осознанно развиваться, презентовать свою деятельность
средствами ИКТ.
В воспитании:
1. формировать мотивацию к повышению качества конкурсных работ и уровня результативности
участия в профессиональных конкурсах;
2. повышать информационную культуру педагогов, родителей;
3. формировать уважительное отношение к соблюдению этических и правовых норм работы в сети;
4. привлечь внимание педагогов к проблемам информационной безопасности при работе в
Интернете.
Программа адресована педагогическим работникам учреждений дополнительного
образования детей.
Формы занятий
Программа обучения педагогических кадров «Подходы к презентации педагогического
опыта» предполагает групповые занятия, индивидуальногрупповое консультирование, работу
обучающихся в малых группах.
Образовательный процесс осуществляется посредством технологии педагогической
мастерской [8]. В соответствии с дидактическими задачами используются также следующие
формы:
лекция;
семинар;
консультация;
практическое занятие;
занятие с элементами тренинга;
зачёт.
Режим занятий
Программа рассчитана на три года обучения. Благодаря технологии мастерской данная
программа обладает большой гибкостью в реализации в зависимости от индивидуального темпа
каждого педагога. Работа в творческих группах в рамках мастерской позволяет выстроить
индивидуальную траекторию обучения с учетом текущего уровня каждого педагога. Оптимальным является проведение занятий 1 раз в неделю по 12 академических часа (36
часов в год). Возможно сессионное проведение занятий во время школьных каникул:
осенние каникулы (ноябрь) – 12 часов;
зимние каникулы (январь) – 6 часов;
весенние каникулы (март) – 18 часов.
Ожидаемые результаты
По итогам освоения содержания программы ожидаются следующие результаты:
1. результативное участие педагогов дополнительного образования в конкурсах
профессионального мастерства;
2. овладение навыками профессиональной самопрезентации;
3. целенаправленное и системное ведение портфолио;
4. создание и поддержка персональных Webсайтов педагогов;
5. реализация потребности в профессиональнопедагогическом росте, осознанном выборе
содержания и форм повышения профессионального уровня.
Формы подведения итогов реализации программы
Отслеживание результативности обучения по программе проводится в формах:
проведение открытых занятий/мероприятий;
участие в профессиональных конкурсах;
презентация портфолио профессиональной деятельности;
презентация персональных Webсайтов;
тестирование.
Учебный план
№
Раздел
I год
II год
III год
теори
я
практи
ка
всег
о
теори
я
практи
ка
всег
о
теори
я
практи
ка
0,5
2
0,5
1
0,5
16
2
–
всег
о
1
18
2,5
1
0,5
–
2
–
0,5
4
16
–
1
4
18
–
0,5
12
12,5
0,5
11,5
12
–
4,5
1
31,5
1
36
–
3
1
33
1
36
Содержание программы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Вводное занятие
Педагогическое
эссе
Электронное
портфолио
педагога
Персональный
Webсайт
педагога
Подготовка к
участию в
профессиональн
ых конкурсах
Итоговое
занятие
Итого
1. Вводное занятие
Итог
о
3
24
28,5
1
2
8
13
14
10
34,5
2
36
4
108
0,5
–
–
3
1
–
0,5
2
8
10
9
2
4,5
31,5 Теория.
«Технология мастерских – технология успеха». Обсуждение плана работы.
Практика.
Анкетирование «ИКТактивность педагога», заполнение листа оценки ИКТкомпетентности
педагога (см. Приложение 1). Знакомство с конкурсными работами (портфолио, личные web
страницами, персональными сайтами) педагоговпобедителей различных конкурсов.
2. Педагогическое эссе
Теория.
Эссе как жанр. Признаки жанра и особенности стиля. Разновидности эссе. Жанр педагогического
эссе. Этапы работы над эссе, критерии оценки эссе. Знакомство с образцами эссе. Составление
плана написания эссе, работа над структурными компонентами эссе (см. Приложение 2,
Приложение 3).
Практика.
Практическая работа над текстами эссе. Взаимооценка работ.
3. Электронное портфолио
Теория.
Электронное портфолио педагога. Виды, структура, функции. Его возможности.
Практика.
Ознакомление с образцами портфолио других педагогов. Основы подготовки материалов
электронного портфолио средствами информационных технологий (на примере пакета MS
OFFICE). Создание собственного профессионального портфолио.
4. Персональный Webсайт педагога
Теория.
Личная webстраничка и webсайт педагога. Теоретические основы размещения материала личной
странички педагога на сайте учреждения. Ознакомление с текстовыми редакторами сайтов.
Практика.
Основы работы с WYSIWYGредакторами. Работа по комплектованию материалов страницы.
Публикация материалов на сайте Дома пионеров и школьников.
5. Подготовка к участию в профессиональных конкурсах
Теория.
Знакомство с требованиями, предъявляемыми к конкурсным работам.
Практика.
Подготовка к участию в конкурсах «Моя педагогическая философия» на сайте
http://www.profobrazovanie.org, «Один день из жизни педагога» на сайте http://pedsovet.org. Участие
в интернетголосование «Взгляд» на сайте учреждения. Участие в интернетголосование «PortInfo»
на сайте учреждения. Подготовка к участию в конкурсе «Портфолио педагога НПО и СПО» России
и стран СНГ на сайте http://www.profobrazovanie.org.
6. Итоговое занятие
Деловая игра «InSite». Подведение итогов. Поощрение наиболее активных педагогов.
Методическое обеспечение программы
Основой технологией, используемой в реализации программы «Мастер Портфолио» является
технология мастерских, которая была адаптирована с учетом запросов педагогических кадров, их
возможностей и уровня квалификации и педагогического мастерства.
Мастерская – это оригинальный способ организации деятельности «учеников» в составе
малой группы при участии педагогамастера, инициирующего поисковый, творческий характер
деятельности обучающихся.
Основные методические приемы – элементы технологии: индукция, самоконструкция,
социоконструкция, социализация, разрыв, коррекция, творческое конструирование знания. Творческий процесс в мастерской является главным технологическим средством достижения
цели обучения: открытия закона, формулирования правил, создания текста, накопления
фактических знаний, приобретения опыта исследования, выработки определенного отношения к
явлению, осознания ценностных ориентаций и др.
Главное различие заключается в том, что мастерские для взрослых подчинены законам
андрагогики – науки об обучении взрослых, и, следовательно, главное внимание в них уделяется
изначально сообщаемым целям и задачам. В случае необходимости в мастерскую для взрослых
включается игровой элемент: например, предлагается представить себя в позиции воспитанника,
родителя, директора и т.п.
Мастерская, так же как и занятие, предполагает изучение новой информации, но в отличие от
урока, новая информация предъявляется в мастерской по мере поступления запроса на нее от
самих участников в тот момент, когда возникает информационное «голодание». Самые
разнообразные педагогические приемы работы с информацией – от элементов игры до работы со
словарем – могут быть включены в мастерскую. Но все это – в рамках правил и определенного
алгоритма мастерской, которые не допускают преждевременного введения мастером готовой
информации.
План проведения мастерской должен быть детализированным, предусматривающим
множество заданий, «подсказок» – информации, которая будет предложена участникам в тот
момент, когда в ней возникнет необходимость.
Необходимым условием реализации данной программы является наличие технического
обеспечения: достаточное количество компьютеров (исходя из количества педагогов) с доступом в
Интернет и локальной сетью, ПО (пакет MS Office, мультимедиапроигрыватель, программы для
работы с графической информацией и т.д.), технические и аудиовизуальные средства обучения
(проектор с экраном и т.д.).
С некоторыми результатами освоения программы мастерской можно ознакомиться в
Приложении 2. Литература
1. http://festival.1september.ru/articles/413516/
2. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,6072/Itemid,118/
3. http://www.profileedu.ru/texnologiyamasterskixpage1.html
4. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 32661.
5. Никишина, И. В. Технология управления методической работой в образовательном
учреждении. – Волгоград: Учитель, 2007.
6. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие / Под ред. Л.К.
Гребенкиной, Л.А. Байковой. М.: Педагогическое общество России, 2000.
7. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное
образование, 1998.
8. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2х т. Т. 1. – М.: Народное
образование, 2005.
9. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ. Лист оценки ИКТкомпетентности педагога
Приложение 1
ФИО ____________________________________________________________________________
Не использую
Использую
редко
Использую
часто
Использование ИКТ в повседневной практике педагога
Текстовый редактор (MS Word)
Электронные базы данных (MSAccess)
Электронные таблицы (MS Excel)
Программы для создания презентаций
(MSPowerPoint)
Создание информационной, рекламной
продукции (MSPublisher)
Распечатка дополнительных материалов и
упражнений к занятию
Программы для работы с видео, звуком и
графикой
Электронная почта
Поиск информации в Интернет
Интернетфорум
Электронные тесты
Обучающие программы
Цифровые энциклопедии и словари
Обучающие игры Составляю календарнотематические планы
с использованием ИКТ
Планирую занятия (мероприятия) с
использованием ИКТ воспитанниками
Подбираю программное обеспечение для
достижения целей занятия
Ищу учебные материалы в Интернет
Использую ИКТ для мониторинга развития
воспитанников
Эффективно использую ИКТ для
объяснения учебного материала на занятии
Использую ИКТ для взаимодействия с
коллегами или родителями
Использую Интернеттехнологии (например,
электронную почту, форумы и т.п.) для
организации помощи воспитанникам
Могу оценить пригодность webсайта для
его использования в преподавании и
применяю это на практике
Итого
Сумма
ФИО
____________________________________________________________________________
Анкета «ИКТактивность педагога»
Заполняется педагогом
Анкета по материалам
Приложения (Баллы: 0 – не
использую, 1 – использую иногда,
2 – использую постоянно).
Тема проекта, результативность
Общая ИКТкомпетентность
педагога
Заполнение шаблонов
мониторинга
Регулярная поддержка базы
данных;
Работа с личной папкой;
Использование ИКТ в
реализации проектов
Проведение педагогами
занятий (мероприятий) с
Дата, тема, отчет в электронном
виде, материалы занятия
Заполняется методистом по
повышению квалификации
педагогических кадров
Сумма баллов, анализ
0 – нет, 1 – нерегулярно, 2 –
регулярно, материал
неполный, 3 – материал
полный, без замечаний
Оценка использования ИКТ
(0 – не использованы, 1 –
частично, 2 – использованы в
необходимом объеме),
дополнительные баллы – за
участие в конкурсах
проектов в зависимости от
результата (14 балла)
Оценка использования ИКТ
по отношению к общему применением ИКТ, ЦОР и
Интернет минимум один раз
за учебный год;
(мероприятия) в электронном
виде
Использование интеграции
предметных областей,
проведение
интегрированных занятий;
Заполнение электронных
папок педагогов;
Разработка ЦОР педагогами
и воспитанниками, участие в
создании банка ЦОР
учреждения, публикация
ЦОР на сайте учреждения и
других Интернетресурсах,
участие в конкурсах ЦОР;
Создание вебстраниц
педагогов;
Использование аудио и
видеооборудования для
проведения занятий,
внедрение в практику
оценивание работ
воспитанников, сделанных с
применением аудио и
видеооборудования;
Проведение массовых,
воспитательных
мероприятий с применением
ИКТ;
Создание условий для
взаимодействия семьи и
учреждения через единое
уровню
(1 – слабо, 2 – средне, 3 –
выше среднего). Уровень
оценивается по широте
диапазона применяемых
средств (см. приложения)
Оценка по частоте
проведения:
0 – не проводились, 1 –
однократно, 2 – 23 раза, 3
регулярно
Названия материалов, источники, Оценка по активности работы
с папкой:
0 – не работал, 1 – работал
иногда, объем небольшой,
собственные материалы
низкого качество, 2 –
регулярная работа,
материалов много,
собственные материалы
высокого качества
Оценка по качеству ЦОР:
0 – нет, 1 –объем небольшой,
собственные материалы
низкого качество, 2 –
достаточный объем и
качество, 3 – публикация, 4 –
победитель конкурсов
0 – материалов не
предоставлено, 1 –
материалы предоставлены, 2
– самостоятельная работа по
заполнению страницы, 3 –
самостоятельный сайт
0 – не использовали. 1 –
использовали иногда, 2 –
регулярно, +1 балл –
загружено на сайт (с
коэффициентом
применимости).
0 – не использовали. 1 –
использовали иногда, 2 –
регулярно, +1 балл –
загружено на сайт (с
коэффициентом
применимости).
Собственные материалы
Когда и что использовалось. ФИО
воспитанника, название работы
Когда и что проводилось, план
проведения, материалы в
электронном виде, источники информационное
пространство:
Проведение родительских
собраний в объединении с
применением ИКТ.
Когда и что проводилось, план
проведения, материалы в
электронном виде, источники
0 – не проводилось, 1 – 1
мероприятие, 2 – более чем 1
мероприятие, +1 балл –
материалы размещены на
сайте Результаты участия педагогов в конкурсах «Моя педагогическая философия» и «Портфолио педагога
профессионального образования России и стран СНГ» и др.
Приложение 2 Портфолио педагогов, расположенные на сайте учреждения Сайт педагога дополнительного образования в социальной сети работников образования nsportal.ru Конкурс эссе педагогов на сайте учреждения Образец медали для награждения активных педагогов по
итогам работы творческой мастерской
«Педагогическое эссе»
Образец медали для награждения активных педагогов по
итогам работы творческой мастерской «Профессиональное
портфолио» Приложение 3 Работа мастерской
Программа педагогической мастерской "Мастер "Портфолио"
Программа педагогической мастерской "Мастер "Портфолио"
Программа педагогической мастерской "Мастер "Портфолио"
Программа педагогической мастерской "Мастер "Портфолио"
Программа педагогической мастерской "Мастер "Портфолио"
Программа педагогической мастерской "Мастер "Портфолио"
Программа педагогической мастерской "Мастер "Портфолио"
Программа педагогической мастерской "Мастер "Портфолио"
Программа педагогической мастерской "Мастер "Портфолио"
Программа педагогической мастерской "Мастер "Портфолио"
Программа педагогической мастерской "Мастер "Портфолио"
Программа педагогической мастерской "Мастер "Портфолио"
Программа педагогической мастерской "Мастер "Портфолио"
Программа педагогической мастерской "Мастер "Портфолио"
Программа педагогической мастерской "Мастер "Портфолио"
Программа педагогической мастерской "Мастер "Портфолио"
Программа педагогической мастерской "Мастер "Портфолио"
Программа педагогической мастерской "Мастер "Портфолио"
Программа педагогической мастерской "Мастер "Портфолио"
Программа педагогической мастерской "Мастер "Портфолио"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.