Программа по альтернативной коммуникации учащегося 2 класса
Оценка 4.6

Программа по альтернативной коммуникации учащегося 2 класса

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
дефектология
2 кл
02.08.2018
Программа по альтернативной  коммуникации учащегося 2 класса
Данная программа составлена с учетом требований Федерального государственного стандарта. Она направлена на коррекцию речевых нарушений и развитие речи ребенка с интеллектуальными нарушениями и ТМНР. Данная программа предусматривает обучение с использованием коммуникативных карточек, подкрепленных вокально - вербальной речью и жестами. Так же у ребенка формировалась "просьба" по системе PECS.
Альт коммун К.Л..docx
1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение Псковской области  «Центр специального образования №3»  РАССМОТРЕНА         СОГЛАСОВАНА            ПРИНЯТА                       УТВЕРЖДАЮ  РАССМОТРЕНА         СОГЛАСОВАНА            ПРИНЯТА                       УТВЕРЖДАЮ на заседании МО      Заместитель директора       на заседании   _______________      по УВР                             педагогического             Директор ОУ   _______________                                                  совета                                                № протокола_____        _____________              № приказа               ______________                                        Ф.И.О.                                                                   Ф.И.О. «__»________                «__»_________                   «__»________            «__»_________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ                                        Предмет                             «Альтернативная дополнительная коммуникация»    Учебный год                                Обучающийся                            К. Л. Класс                                           2 «С» Количество часов в год              Количество часов                      65 в неделю                                    2 Учитель:  БЕВЗЮК ЕЛЕНА БОРИСОВНА 2 г. Великие Луки                                       Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по предмету «Альтернативная дополнительная  коммуникация»   для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной  отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития составлена на основе следующих нормативно­ правовых документов:  1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (04.02. 20;10 г. Пр.­ 271); 2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 21.12.2012. №273­ФЗ 3.  ФГОС ОВЗ О у/о Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с  умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями)  варианты 1, 2 Приказ 1599/ 19.12.2014 4.  Письмо Министерства образования и науки РФ от 16.02.2016 г. № ОБ­14­0477 «О  внесении изменений в Федеральные государственные образовательные стандарты общего  образования»  Срок реализации  программы:  1 учебный год. Цель ­ формирование коммуникативных навыков с использованием средств  невербальной коммуникации.  задачами коррекционной работы: ­ выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации,  ­ овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения  соответствующих возрасту житейских задач.  Программно­методический материал включает следующие разделы: «Коммуникация с  использованием невербальных средств», «Импрессивная речь», «Экспрессия с  использованием средств невербальной коммуникации», «Чтение и письмо». Вербальные умения закрепляются при работе по лексическим темам: Зима, Игрушки,  Животные. Техническое оснащение включает: предметы, графические изображения, предметные и  сюжетные картинки,  знаковые системы,  таблицы букв, карточки с напечатанными  словами, наборы букв, коммуникативные тетради. I .Предполагаемый результат ­смотреть на учителя;  ­ слушать инструкцию;  ­ понимание  базовых жестов  «Да», «Нет», «Дай»,  «Тут», «Там», «Слушай», «Смотри»,  «Иди»,  «Ещё», «Хорошо», «Одинаковые». ­ соотносить  таблички со словами с картинками (фотографиями): Лена, мама, папа, руки,  ноги, нос, киса, куры, дом, рыба и др. ­ подставлять таблички к картинкам, картинки к табличкам;  ­понимание   слов,   обозначающих   действия   предмета   (пить,   есть,   сидеть,   стоять,   бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) ­ узнавать (различать) имена членов семьи, учащихся класса, педагогов 3 ­ различать предметы по категории «Игрушки» (подбирать картинки с изображением   предметов );  ­ повторять за учителем звуки (АОУИЫОМШРВП), с опорой на карточку и без неё; ­ пропевать  звуки, сливая их в слог, с опорой на карточку; ­ закреплять знание букв АОУИМСХ; ­ знакомство с написанием букв А У М О С. II. Содержание  Формирование умения использовать жест как средство коммуникации Методические рекомендации: В   процессе   обучения   особое   внимание   уделяют   формированию   указательного   жеста (прямого – рука, указательный палец и др.; опосредованного – обруч с указкой и др.). При формировании   у   ребенка   некоторых   навыков   коммуникации   (приветствие   собеседника, прощание   с   собеседником,   выражение   благодарности,   выражение   согласия/несогласия) используются простые жесты, например: согласие ­ кивок головы; несогласие ­ движения головы из стороны в сторону; приветствие – помахать рукой,   протянуть руку и др. При достаточных моторных способностях ребенка обучают естественным жестам (например, нож – указательным пальцем одной руки водить вперед­назад по пальцу другой руки и др.), исходя из моторных и интеллектуальных возможностей ребенка.  Импрессивная речь.  Формирование умения понимать простые по звуковому составу слова  (мама, папа, дядя, дом, рыба и др.) Методические рекомендации:        На  занятиях в отсутствии мамы ребенок учится повторять за учителем простые слова, с  опорой на картинку.   Формирование умения узнавать   и различать имена членов семьи, учащихся класса, педагогов      Методические рекомендации: В процессе обучения пониманию имен членов семьи используются фотографии. Ребенка знакомят с человеком, произносят его имя ­ «Это Таня», затем спрашивают: «Где Таня?», ребенок должен посмотреть или показать на названного человека.   Затем учат выбирать одного   названного   человека   из   нескольких.   На   начальном   этапе   обучения   названный человек   должен   находиться   перед   ребенком/в   поле   зрения   ребенка,   затем   —   в   одном помещении   с   ребенком,       но   вне   поля   зрения.   Как   только   ребенок   научится   узнавать реального человека по имени, переходят к узнаванию данного человека на фото.  Формирование умения понимать слова, обозначающие предмет Методические рекомендации: При   обучении   пониманию   существительных   используются   сначала   предметы,   затем   их изображения   на   фотографиях,   картинках.   На   начальном   этапе   для   обучения   выбирают предмет, который часто встречается ребенку в  быту. Педагог кладет на стол предмет и просит ребенка:  «Дай кружку» (слово «кружка» выделяется голосом и интонацией). Если ребенок выполняет просьбу ­ его поощряют, комментируя: «Умница, ты дал кружку!», если затрудняется   выполнить   ­   ему   оказывают   помощь   (взрослый   своей   рукой   берет  руку ребенка  так, чтобы рукой ребенка  взять кружку  и  вложить ее во вторую свободную руку взрослого). Ребенка учат отличать этот предмет от других. Например, если в качестве предмета  используется   кружка,   то  вторым   предметом   является   кубик.   На   стол 4 помещают два предмета  на  равном  расстоянии  от ребенка, просят дать кружку.  Если ребенок   без   ошибок   дает   предмет   из   двух,   добавляют   третий   предмет   (до   5­ти), предметы   меняют   местами.   Сначала   ребенок   учится   понимать   название   конкретного предмета (белая кружка с синей полосой). Для формирования обобщенного образа слова используются различные по внешнему виду кружки (разного цвета, размера и т.д.). Затем учат   соотносить   реальный   предмет   с  его   изображением.   Педагог   показывает   и   называет ребенку     показывает   и   называет фотографию/картинку/пиктограмму (« и это кружка») и кладет изображение к реальному предмету. Затем дает картинку ребенку и просит: «положи туда, где кружка» (ребенок кладет картинку рядом с реальным предметом). После этого добавляется второй предмет и ребенок должен положить картинку «кружка» к соответствующему предмету, выбрав из двух (до 5­ти). Когда ребенок научился соотносить предмет с его изображением, он учится выбирать изображение названного предмета из изображений других предметов.    реальный   предмет   («это   кружка»),  Формирование умения понимать слова, обозначающие действия предмета  (пить, есть, бегать, спать, рисовать, играть) Методические рекомендации: Обучение пониманию глаголов рекомендуется начинать с конкретных действий в быту или записанных   на   видео,   затем   переходить   к   изображениям   действий   на   фотографиях, картинках.  Ребенку  демонстрируется  само  действие,  выполняемое  человеком  в  данный момент или на видео, педагог называет действие «пьет», затем просит ребенка показать на того, кто выполняет это действие «Покажи, кто пьет». Потом ребенок учится соотносить увиденное   действие   с   изображенным   на   фотографии/картинке.   При   работе   с изображениями   действий   подбираются   фотографии/картинки,   на   которых   изображены люди, совершающие простые действия (на начальных этапах обучения не рекомендуется использовать   изображения   животных).   На   каждый   глагол     подбирается   несколько фотографий/картинок   для   того,   чтобы   избежать   ассоциации   слова   с   конкретным изображением.   Каждый   человек,   изображенный   на   фотографиях/картинках,   должен выполнять несколько действий. Например, если используются фото мамы, то на них она и пьет, и спит, и рисует, и т.д. В таком случае при выборе между несколькими действиями ребенок будет ориентироваться именно на действие, а не на субъект этого действия.  Формирование умения использовать графическое изображение для  Экспрессивная речь. обозначения предметов. Методические рекомендации:  Выражая свое   желание, отвечая на вопрос, ребенок показывает карточку с графическим изображением   (фотография,   цветная   картинка,   черно­белая   картинка,   пиктограмма, напечатанное слово), обозначающим предмет и объект (игрушки).   Формирование умения использовать графическое изображение для  обозначения действия предмета (пить, есть, бегать, спать, рисовать, играть) Методические рекомендации: Отвечая на вопрос, ребенок показывает карточку с графическим изображением  (фотография, цветная картинка, черно­белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово),  обозначающим действие предмета (пить, есть, бегать, спать, рисовать, играть). Учитель  может использовать в работе видеоматериалы. Показывая видеофрагмент (например,  мальчик пьёт), учитель спрашивает: «Что делает мальчик?». Ребенок указывает на  соответствующее графическое изображение. 5 Чтение и письмо. 1.Глобальное чтение. Формирование умения узнавать (различать) напечатанные слова, обозначающие  имена людей, названия предметов. Методические рекомендации: При обучении узнаванию своего имени ребенок прикладывает карточку с напечатанным  именем к своей фотографии. Затем ему предлагают несколько фотографий, среди которых есть его фотография, и ребенок прикладывает карточку со своим именем к своей  фотографии. Потом ему предлагаются две карточки с напечатанными на них именами  (графически контрастными, например, Света, Оля), он должен выбрать карточку со своим  именем и приложить к своей фотографии. Если ребенок затрудняется найти карточку со  своим именем, то ему показывают образец (дубликат карточки с его именем) и просят  найти такую же. Позднее ребенок учится узнавать свое имя среди различных слов.  Аналогичная работа проводится по обучению узнаванию имен друзей, родственников.  Затем ребенок учится узнавать слова, обозначающие знакомые ему предметы. Например,  названия конкретных продуктов, игрушек, предметов мебели, овощей, фруктов и т. д.  После этого следует переходить к обучению различению объектов окружающего мира,  явлений природы. Потом ребенок учится соотносить слова с изображением предметов.  Проводят упражнение — составление цепочки, например, яблоко — фотография яблока ­  слово «яблоко».  Если ребенок узнает предмет на изображении, то его сразу учат  соотносить слово с изображением, а не с предметом. При соотнесении слова с действием  используются карточки, на которых   действие обозначено одним или двумя словами,  например, раздеться, мыть руки и т.д. 2. Начальные навыки письма. Формирование умения  писать буквы  Методические рекомендации: Ребенок учится писать печатную букву без предварительной тренировки в написании  отдельных ее элементов. Учитель дает образец написания буквы. Сначала ребенок вместе с учителем обводит контур буквы  в соответствии с правилом написания буквы. Затем  делает это самостоятельно. После этого ребенок учится писать букву по точкам. Начало  написания буквы обозначено точкой, даются стрелочки­направления движения. Сначала  точки располагаются близко друг от друга, постепенно количество точек уменьшается, и  расстояние между ними увеличивается. Ребенок учится писать букву по образцу, по  памяти. Внимание ребенка обращается на то, что при написании нескольких букв между  ними делается пропуск.  III. Тематическое планирование Дата  Словарь  Оборудование  Количес тво  № п/п Название раздела программ ы. Темы уроков. Ф П Ф П 17 6 I четверть Жест  как  средство  коммуник ации Базовые  жесты.  Часть 1 Базовые  жесты.  Часть 2. Нахождени е парных  предметов Импресси вная и  экспресси вная речь. Понимание простых  слов. 5 4 5 3 2.09 7.09 9.09 14.09 16.09 21.09 23.09 28.09 30.09 5.10 7.10 12.10 14.10 19.10 21.10 26.10 28.10 9.11 11.11 16.11 18.11 22.11 25.11 30.11 2.12 7.12 9.12 «Да», «Нет»,  «Дай»,   «Слушай»,  «Смотри»,  «Ещё»,  «Хорошо».  «Тут», «Там»,  «Иди­ идёт»,   Пластмассовый  конструктор,  мозаика. Стул, кукла, мишка,  заяц. Жест:  «Одинаковые». Наборы  «Сортировка». Мама, папа,  дом, дядя,  киса, рыба,  руки, ноги,  нос, рот, куры,  Лена, Таня,  Нина, Валя,  Алена, Юра,  Егор, Максим,  Оля. Молоко,  масло, хлеб,  чай, нож,  ложка, суп,  Фотографии,  картинки, таблички  со словами. Фотографии,  таблички с именами. Предметы,  предметные и  сюжетные картинки. 15 6 5 II  четверть  Различение имен  членов  семьи,  одноклассн иков и  педагогов. Понимание простых  слов. 14.12 16.12 21.12 23.12 28.12 13.01 18.01 20.01 25.01 27.01 1.02 3.02 8.02 15.02 17.02 1.03 3.03 10.03 15.03 17.03 21.03 каша. Есть, пить,  спать, играть,  рисовать,  бегать, идти.  (слово + жест) Зима, холодно  (жест), горка,  дети, снег,  катаются. Сидит,  плавает,  прыгает (слово + жест) Арбуз, Аня,  автобус,  апельсин Утка, утюг Муха, мышь,  морковь Ослик, Оля 24.03 МА МО МУ 7 Картинки с  изображением  действий, сюжетные  картинки,  пиктограммы,  таблички со словами. Видео материал,  картинки, табличка со словом «Зима». Картинки, таблички  со словами. Карточки с буквами  разного шрифта,  картинки, тетрадь для письма, ручка. Карточки с буквами  разного шрифта,  картинки, тетрадь для письма, ручка. Карточки с буквами  разного шрифта,  картинки, тетрадь для письма, ручка. Карточки с буквами  разного шрифта,  картинки, тетрадь для письма, ручка. Карточки с буквами  разного шрифта,  картинки, тетрадь для письма, ручка. Слова –  действия. 4 17 5 III  четверть Слова по  теме  «Зима».  Слова –  действия. Чтение и  письмо Звук и  буква А Звук и  буква У Звук и  буква М Звук и  буква О Слоги МА  МО МУ 3 2 2 2 2 1 IV  четверть 16 Слоги МА  МО МУ Слоги ОМ  УМ АМ Звук и  буква И 2 3 2 Слог МИ  3 3 3 Слоги с М Импресси вная и  экспресси вная речь Понимание простых  слов. 5.04 7.04 12.04 14.04 19.04 21.04 26.04 28.04 3.05 5.05 10.05 12.05 17.05 19.05 24.05 26.05 МА МО МУ Мама, му­у­у АМ УМ ОМ Ляля кушает –  ам. Игла, индюк,  игрушки МИ  миша МА МО МУ  МИ АМ ОМ  УМ 8 Карточки со слогами  разного шрифта,  тетрадь для письма,  ручка. Карточки со слогами  разного шрифта,  тетрадь для письма,  ручка. Карточки с буквами  разного шрифта,  картинки, тетрадь для письма, ручка. Карточки со слогом,  картинка  «Медвежонок»,  тетрадь, ручка.  Карточки со слогами  разного шрифта,  тетрадь для письма,  ручка. ЛОТО «Слова» Кот, зонт,  рыба, сумка,  мяч Список литературы по коррекционному курсу. 1. ФРЦ Псков ЦЛП, учебные программы. 2. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Я – ребенок. И др. :  Упражнения с пиктограммами. – М.: Дрофа, 2007­2008.   3. Альтернативная Коммуникация. Методический сборник  Штягинова Е.А.,     Рыскина В., Лазина Е. Коммуникация с помощью картинок — «Эври­ чайлд» (Великобритания), 2010 г. 4. Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов — изд. Теревинф, 2011 г. 5. Методика  учебно­воспитательной   работы   в   центре   коррекцион­но­развивающего обучения и реабилитации: Учеб.­метод.пособие/ М. Вентланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.; Науч. ред.С.Е. Гайдукевич. – Мн.: БГПУ, 2009.

Программа по альтернативной коммуникации учащегося 2 класса

Программа по альтернативной  коммуникации учащегося 2 класса

Программа по альтернативной коммуникации учащегося 2 класса

Программа по альтернативной  коммуникации учащегося 2 класса

Программа по альтернативной коммуникации учащегося 2 класса

Программа по альтернативной  коммуникации учащегося 2 класса

Программа по альтернативной коммуникации учащегося 2 класса

Программа по альтернативной  коммуникации учащегося 2 класса

Программа по альтернативной коммуникации учащегося 2 класса

Программа по альтернативной  коммуникации учащегося 2 класса

Программа по альтернативной коммуникации учащегося 2 класса

Программа по альтернативной  коммуникации учащегося 2 класса

Программа по альтернативной коммуникации учащегося 2 класса

Программа по альтернативной  коммуникации учащегося 2 класса

Программа по альтернативной коммуникации учащегося 2 класса

Программа по альтернативной  коммуникации учащегося 2 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.08.2018