Дополнительное образование имеет огромное значение .Учащиеся с удовольствием занимаются и моделированием и в вокальных кружках и трудовое обучение .и рисованием и спортивные игры , Кружки организованы с учетом возрастных особенностей учащихся и проводятся после уроков , Учащиеся с желанием занимаютсяВсе кружки по дополнительному образованию
Оглавление
29
915
1. Общекультурное направление
1. Кружок «Веселые нотки»
2. Кружок «Буквица»
2. Общеинтеллектуальное направление
1. Кружок «Компьютерная азбука»
1520
2. Кружок «Начальное техническое моделирование» 2125
3. Социальное направление
1. Кружок «Школа общения»
2. Кружок «Умное перышко»
4. Духовнонравственное направление
1. Кружок «Мы и наша культура»
2. Кружок «Мы должны жить в мире и согласии»
5. Спортивнооздоровительное направление
1. Кружок «Здоровый ребенок успешный ребенок»
6795
11. Общекультурное направление
Кружок «Веселые нотки»
Пояснительная записка
Вокальная работа с детьми имеет целью приобщение к музыкальному
искусству. Правильное пение поможет детям развить музыкальный слух;
уверенно, выразительно, не форсируя звука, исполнять детские песни;
научит бережно относиться к своему голосу. Особенности работы
обусловлены возрастными возможностями детей в восприятии музыки.
Знание этих возможностей – одно из важных условий правильной
организации работы в коллективе, оно помогает руководителю выбрать
посильный для освоения на занятиях музыкальный материал, вызвать и
сохранить интерес и желание детей заниматься пением, определить
наилучший стиль «рабочих» с ним отношений. Сохранить интерес детей на
протяжении всего урока и решить задачи их музыкального развития поможет
использование и умелое чередование различных форм работы при пении
произведений. Это: сольфеджирование и показ рукой движения мелодии,
транспонирование отдельных мотивов, пение произведений а капелла и в
сопровождении фортепиано, использование детских шумовых инструментов
для ритмического сопровождения.
Программа «Веселые нотки» рассчитана на 4 года обучения на
школьный возраст детей 1 – 4 классов.
Музыкальное воспитание прививает устойчивый интерес и любовь к
музыке, развивает стремление совместно исполнять песни, радоваться общему
успеху. Развивает эмоциональную отзывчивость, мелодический слух, чувство
ритма, тембровый и динамический слух, творческие способности,
музыкальный слух. Формирует певческие голоса детей, развивает
выразительное пение, образность и ритмичность движений.
Цели и задачи:
Индивидуальное певческое развитие каждого участника коллектива;
обучение его пению в коллективе; формирование певческой культуры.
формирование певческих навыков;
разностороннее развитие вокальнохорового слуха;
формирование музыкальной памяти;
2 формирование навыков певческой эмоциональности,
выразительности.
певческой
Содержание программы
1 год обучения
Тема
1. Слушание
2. Пение
3. Песенное творчество
4. Развитие
танцевальноигрового
творчества
5. Игра на детских музыкальный
инструментах
6. Проведение праздников
Итого:
Колво
часов
2
10
10
4
4
Теорет
.
2
2
1
Практич.
11
8
8
4
3
2
32
Слушание:
Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться и не
отвлекать других, дослушать произведение до конца). Учить чувствовать
характер музыки, узнавать знакомые мелодии, высказывать свои впечатления.
Замечать динамику музыкального произведения, его выразительные средства:
тихо, громко, медленно, быстро. Развивать способность различать звуки по
высоте (высокий, низкий в пределах сексты, септимы).
Пение:
Обучать детей выразительному пению, формировать умение петь
протяжно, подвижно, согласованно (в пределах реси первой октавы).
Развивать умение брать дыхание короткими музыкальными фразами.
Способствовать стремлению петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко
произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки. Учить
петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью
воспитателя).
Песенное творчество:
Учить самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни и отвечать
на музыкальные вопросы «Как тебя зовут?», «Где ты?» и т. д. Формировать
умение импровизировать мелодии на заданный текст, учить сочинять мелодию
марша.
Развитие танцевальноигрового творчества:
Способствовать развитию эмоциональнообразного исполнения
музыкальноигровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и
сценок, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая
лисичка, сердитый волк, гордый петушок, хлопотливая курица). Обучать
3инсценированию песен, музыкальных игр и постановке небольших
музыкальных спектаклей.
Игра на детских музыкальных инструментах:
Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных
ложках, погремушках, барабане, металлофоне.
Ожидаемые результаты:
1. Внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его
характер; выражать свои чувства словами, рисунком, движением.
2. Узнавать песни по мелодии.
3. Различать звуки по высоте (в пределах секстысептимы).
4. Петь протяжно, четко произносить слова; вместе начинать и
заканчивать пение.
5. Выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно
меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального
произведения.
6. Инсценировать (совместно с учителем) песни, хороводы.
7. Играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.
Примерный музыкальный репертуар
Слушание
Произведения из детских альбомов фортепианных пьес: «Новая кукла»,
«Болезнь куклы» из «Детского альбома» П.И.
Чайковского;
симфонические произведения, написанные специально для детей; «Петя и
волк» муз С. Прокофьева и другие произведения по выбору руководителя.
Пение
«Как на тоненький ледок» р.н.п., «Ах вы сени, мои сени», р.н.п.,
«Дождик» сл. Народные, муз. Т.Попатенко, «В лесу родилась елочка» муз.
Л.Бекмана, сл. Р. Кудашевой; «С новым годом»; песни из детских
мультфильмов: «Улыбка» муз. В. Шаинского, «Песенка про кузнечика»
муз. В. Шаинского, «Если добрый ты» муз. Б. Савельева.
Игровые упражнения и музыкальные игры
«Пружинки», «Паровозик», «Лягушка», «Ежик с барабаном» муз. Ю.
Тарана. «Эхо», «Пальчик мой».
2 год обучения
Тема
Кол
во
часов
Теорет
.
Практич.
4Слушание
Пение
Песенное творчество
Развитие танцевальноигрового
творчества
Игра на детских музыкальный
инструментах
Проведение праздников
Итого:
2
2
1
11
8
8
4
3
2
10
10
4
4
2
32
Слушание:
Учить различать жанры музыкальных произведений (марш, танец,
песня). Совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий
по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение,
музыкальная фраза). Совершенствовать навык различения звуков по высоте
в пределах квинты, звучания музыкального инструмента (клавишно
ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка).
Пение:
Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне
от «ре» первой октавы до «до» второй октавы; брать дыхание перед
началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо
слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально давать
характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо. Способствовать
развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением и без
него. Содействовать проявлению самостоятельности и творческому
исполнению песен разного характера. Создавать фонд любимых песен, тем
самым развивая песенный музыкальный вкус.
Песенное творчество:
Учить импровизировать мелодию на заданный текст. Формировать
умение сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную,
задорный или бодрый марш, плавный вальс, веселую плясовую.
Музыкально – игровое и танцевальное творчество:
Развивать танцевальное творчество; учить придумывать движения к
пляскам, танцам. Составлять композицию, проявляя оригинальность и
самостоятельность в творчестве. Учить импровизировать движения разных
персонажей под музыку соответствующего характера; самостоятельно
придумывать движения, отражающие содержание песни; придумывать
простейшие танцевальные движения. Побуждать к инсценированию
содержания песен, хороводов.
Игра на детских музыкальных инструментах:
Учить детей исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных
инструментах; исполнять знакомые песенки индивидуально и небольшими
5группами, соблюдая при этом общую динамику и темп. Развивать
творчество детей, побуждать к активным самостоятельным действиям.
Ожидаемые результаты:
Различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня);
звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка); произведения
по мелодии, вступлению.
Различать высокие и низкие звуки (в пределах квинты).
Петь без напряжения, плавно, легким звуком; произносить отчетливо
слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении
музыкального инструмента.
Ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой
музыки.
Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать
не подражая друг другу.
Играть мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами.
3 год обучения
Тема
Слушание
Пение
Песенное творчество
Развитие танцевальноигрового
творчества
Игра на детских музыкальный
инструментах
Проведение праздников
Итого:
Теорет
.
Практич.
2
2
1
11
8
8
4
3
Кол
во
часов
2
10
10
4
4
2
32
Слушание:
Продолжать развивать навыки восприятия звуков по высоте в пределах
квинты – терции; обогащать впечатления детей и формировать
музыкальный вкус, развивать музыкальную память. При анализе
музыкальных произведений учить ясно излагать свои чувства, мысли,
эмоциональное восприятие и ощущения. Способствовать развитию
мышления, фантазии, памяти, слуха.
Пение:
Совершенствовать певческий голос и вокальнослуховую
координацию.
Закреплять практические навыки выразительного
исполнения песен в пределах от «до» первой октавы до «ре» второй
октавы; учить брать дыхание и удерживать его да конца фразы; обращать
внимание на артикуляцию (дикцию).
Закреплять умение петь
6самостоятельно, индивидуально, коллективно, с сопровождением и без
него.
Песенное творчество:
Учить самостоятельно придумывать мелодии, используя в качестве
образца русские народные песни и танцы; самостоятельно импровизировать
мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя для этого
знакомые песни, пьесы и танцы.
Музыкальноигровое и танцевальное творчество:
Способствовать развитию творческой активности детей в доступных
видах музыкальной исполнительной деятельности (игра в оркестре, пение,
танцевальные движения т.п.). Учить детей импровизировать под музыку
соответствующего характера движения людей, образы животных,
характерные движения русских народных песен.
Игра на детских музыкальных инструментах:
Знакомить с музыкальными произведениями в исполнении различных
инструментов и в оркестровой обработке. Учить играть на металлофоне,
свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах, русских
народных музыкальных инструментах:
погремушках,
треугольниках; исполнять музыкальные произведения в оркестре и
ансамбле.
Ожидаемые результаты:
1. Определять,
к какому жанру принадлежит прослушанное
произведение (марш, песня, танец) и на каком из известных
инструментов оно исполняется.
трещетках,
2. Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на
выраженные в ней чувства и настроения.
3. Выражать свои впечатления от музыки в движениях или рисунках.
4. Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их
выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя,
замедляя, усиливая и ослабляя звучание).
5. Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные
ее отрезки с аккомпанементом.
6. Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно
свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание.
7. Петь индивидуально и коллективно, в сопровождении и без него.
Тема
4 год обучения
Колво
часов
Теорет
.
Практич.
77. Слушание
8. Пение
9. Песенное творчество
10.Развитие танцевальноигрового
творчества
11.Игра на детских музыкальный
инструментах
12.Проведение праздников
2
10
10
4
4
2
2
1
11
8
8
4
3
2
Итого:
Слушание:
Развивать словарный запас для определения характера музыкального
произведения. Знакомить с элементарными музыкальными понятиями
(регистр, динамика, длительность, темп, ритм; вокальная, инструментальная и
оркестровая музыка; исполнитель; жанры: балет, опера, симфония, концерт).
32
Пение:
Совершенствовать певческий голос, Петь несложные 2х голосные
произведения, а капелла, каноны. Исполнение песен в пределах первой
октавы. Правильное дыхание, сохранение темпе, ритма, правильное
употребление динамических оттенков. Умение петь в коллективе т. е. в хоре.
Песенное творчество:
Умение работать в группе. Придумывать мелодии и импровизировать
их. Умение передавать эмоциональнообразное содержание произведения.
Музыкальноигровое и танцевальное творчество:
Учить самостоятельно придумывать движения, отражающее содержание
песни,
выразительно действовать с воображаемыми предметами,
самостоятельно искать способ передачи в движениях музыкальных образов.
Стимулировать формирование музыкальных способностей, мышления,
фантазии,
содействовать проявлению активности и
самостоятельности.
воображения;
Игра на детских музыкальных инструментах:
Играть различных инструментах (шумовых, ударных, духовых, русских
народных, электронных). Исполнение произведений в оркестре, ансамбле.
Ожидаемые результаты:
1. Четко определять жанр произведения.
2. Различать части произведения (вступление, заключение, запев, припев).
3. Определять общее настроение, характер музыкального произведения в
целом и его частей; выделять отдельные средства выразительности:
темп, динамику, тембр; в отдельных случаях интонационные
мелодические особенности музыкальной пьесы.
4. Слышать в музыке изобразительные моменты, соответствующие
названию пьесы, узнавать характерные образы.
85. Правильно воспроизводить мелодию и отдельные ее отрывки.
Индивидуально и в хоре.
6. Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным
характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный
музыкальный ритмический рисунок; самостоятельно начинать движение
после музыкального вступления; активно участвовать в выполнении
творческих заданий.
7. Инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных
движений в играх.
8. Использовать сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских
музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.
Массовые мероприятия:
Итоговые мероприятия,
участие в общешкольных праздниках,
посвященных «Дню учителя», «Дню матери», «Новогоднему представлению»,
« 8 Марта» и т.д.
Литература:
«Музыкальное воспитание» М.Б. Зацепина , М. Просвещение 2006 г.
«Игра и песни с нами вместе» В.Беляев, Ю Таран , г. Липецк 1995 г.
«Музыкальный руководитель» №1,2,3, 2005г., № 1,2,3, 2006 г.
«Песенник для детей» М. 1982 г.
«Праздники и развлечения» С.И.Бекина, изд. «Просвещение» 1982 г.
2. Кружок «Буквица»
Пояснительная записка
Мир шрифтового искусства обширен многообразен. Знакомство с
образным миром шрифтового искусства осуществляется через программу
«Буквица» как наиболее выразительную часть детской, прежде всего
сказочной литературы. В самом общем плане программа знакомит также с
основной исторической линией развития шрифта в контексте отечественной и
европейской культуры.
Так как актуальность данной программы обусловлена ее практической
значимостью, в результате которой дети могут применить полученные знания
и практический опыт в формировании школьных праздников, стенгазет,
классных уголков, принимать участие в оформлении студии изобразительного
искусства, то очевидна польза и рациональность введения этого курса
9занятий, способствующего развитию творческих способностей и знаний,
необходимых ребятам для грамотного и полноценного общения с искусством.
Целью данного курса для учащихся является развитие образного
мышления и творческих способностей через мир шрифтового искусства
детской сказочной литературы.
Задачей курса является;
Выполнение творческих заданий по созданию буквобразцов.
Способность детей 6 лет на эмоциональнообразном уровне выполнять
предлагаемые задания по изображению оригинального образа буквы на основе
примеров буквиц, созданных художниками в разные исторические эпохи.
Совершенствование навыков графического и живописного письма.
формирование базы предметноконкретных образов.
Особенностью данного курса являются основные принципы отбора и
структурирования материала, являющиеся определением оптимума знаний,
необходимых ребятам для грамотного и полноценного общения с искусством
и развития художественного вкуса.
Работа в данном кружке развивает детей возрастного периода от 6 лет,
программа рассчитана на 36 часов в год, занятия 1 час в неделю.
Программой предусмотрена сказочноигровая форма общения с детьми. В
основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по
созданию буквобразцов, создаваемых на эмоциональнообразном уровне
после рассматривания изображений буквиц, созданных художниками в разные
исторические эпохи.
совершенствуют;
Художественнообразное мышление
Навыки таких видов искусства как живопись и графика.
Умения и навыки работы с графическими композициями разной степени
сложности, развивающие гибкость мыслительного процесса, масштабности,
логического мышления, чувство ритма, вертикали, горизонтали, формата
листа, симметрии, ассиметрии.
Все эти процессы неразрывно связаны с практической деятельностью и
переплетаются с обязательной программой по изобразительному искусству,
таким образом помогая в творческой деятельности и является платформой
для последующей деятельности, так как дети овладевают и совершенствуют
навыки графического и живописного письма, формируются базы предметно
конкретных образов, все темы являются базой для развития образных
представлений.
В результате у детей совершенствуется координация рук, обеспечивается
глазной контроль, техника линейной графики, что порой позволяет решить
проблемы с навыком почерка письма, способствует становлению его
интеллекта и эстетического вкуса.
В результате изучения программы обучающиеся приобретают и
10суррогаты
Контроль усвоения материала проводится в форме творческих работ,
организации выставок.
В последующие года обучения (24 класс), в ходе ее освоения дети
приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран,
приобретают практические навыки изобразительного творчества.
Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств,
развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать
прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно
в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую
психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать
всевозможные
Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений
искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к
искусству,
любовь и уважение к культуре своего народа.
Данная программа в качестве отправного источника использует программу,
разработанную под руководством Б.
Неменского для
общеобразовательных школ и переизданную в 2001 г. Также при обновлении
своей программы в 2008 г. автор в определенной мере ориентировалась и на
программу дополнительного художественного образования детей Н. В. Гросул
«Студия изобразительного творчества»2, опубликованную в числе примерных
программ, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Цель и задачи программы 24 года обучения является обучение детей
основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с
учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий
изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой
художественной культуры.
программы:
культуры.
Задачи
М.
Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной
деятельности):
с
жанрами
знакомство
искусства;
знакомство с различными художественными материалами и техниками
изобразительной
деятельности;
овладение основами перспективного построения фигур в зависимости
от точки зрения;
изобразительного
приобретение умения грамотно строить композицию с выделением
композиционного центра.
Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей
обучающихся и приобретением детьми общеучебных умений и навыков,
обеспечивающих освоение содержания программы):
11развитие у детей чувственноэмоциональных
улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и
проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;
развитие колористического видения;
развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать
прекрасное;
точности глазомера;
организационноуправленческих
умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её
проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);
развитие коммуникативных умений и навыков,
обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество,
общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других,
оказывать помощь другим,
разрешать конфликтные ситуации).
Воспитательные:
(связаны с развитием личностных качеств,
содействующих освоению содержания программы; выражаются через
отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):
формирование
формирование у детей устойчивого интереса к искусству и
формирование уважительного отношения к искусству
занятиям художественным творчеством;
разных стран и народов;
аккуратности.
Ожидаемые
проверки
В результате реализации программы предполагается достижение
определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети
будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и
жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными
материалами и инструментами изобразительного искусства.
воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
воспитание
способы
их
результаты
и
Учебнотематический план занятий 1 год обучения
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Темы
Введение. Веселые буквы.
Искусство оформления книги. Буквица.
Искусство оформления книги. Обложка. Иллюстрация.
Букваобраз. Букваживотное
Букваобраз. Букварастение.
Букваобраз. Буквадом.
Кол.
часов
1
1
5
2
2
2
12Букваобраз. Буквачеловек.
Буквашут (клоун, арлекин). Цветовой контраст
Буквацарь (король). Буквацарица (королева)
Каллиграфия. Инициал
Вензель. Узор из букв
Буква для снежной королевы. Холодные цвета.
Букватерем для Царясолнца. Теплые цвета
Букваробот. Брусковый шрифт
Книжная закладка
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16 Афиша
17 Упаковка. Этикетка
18
19
20
21 Поздравительная открытка
22
Эмблема
Экслибрис
Рисовальные шрифты
Выставка детского творчества
Резерв
2
2
2
1
1
2
2
1
1
2
2
1
1
1
1
1
2
итого 36 ч.
Содержание программы 1 года обучения:
1. Введение. Веселые буквы. 1 ч.
Оборудование и художественные материалы, необходимые для занятий.
Специфика работы художника, оформляющего книги. Детские книги. Буквы
образы. Букварь. Азбука. Алфавит.
Практическая работа: выполнение цветными фломастерами веселой или
грустной буквы «Я». Выражение через цвет настроения.
2. Буквица Искусство оформления книги. 2 ч.
Книжная графика. Внешнее оформление (суперобложка, титульный лист,
фронтиспис). Внутреннее оформление(иллюстрация, заставка, концовка,
буквицы, шмуцтитул и др.) Создание макета книги. Выразительным элементом
оформления книги является буквица, акцентирующая начало главы или
абзаца.
Практическая работа: изображение буквицы к любой русской народной
сказке. (карандаш, акварель или гуашь).
3. Искусство оформления книги. Обложка. Иллюстрация. 5 ч.
Обложкаобертка, «оберег» книги. Суперобложка отдельно созданная
обложка, одеваемая поверх книги. Шрифтовая композиция, иллюстрация.
Практическая работа: вырезание из газет или журналов шрифтов для
оформления «Альбома шрифтов». Выполнение макета книжкималютки,
имеющей форму какого либо образа (снеговика, совы) и т. п. (цветные
карандаши, акварель).
134. Букваобраз. Букваживотное. 2 ч.
Буквы, напоминающие образы разных животных. «Ф»филин, «Д»сказочный
дракон и т.п.
Практическая работа: изображение буквицы, в основу которой положены
фантастические или реальные образы животных (фломастеры, цветные
карандаши, гуашь и др.)
5. Букваобраз. Букварастение. 2 ч.
Буквы, напоминающие растения (цветов, деревьев), «О»одуванчик, «Б»
веточки березы, «Д»старый дуб с дуплом и др. Буквицы, украшенные
растительными узорами, созданные художниками(Билибин И. и др.)
практическая работа: выполнение буквы, напоминающей образ какоголибо
растения (карандаш, акварель и др.)
6. Букваобраз. Буква дом. 2 ч.
Буквы, напоминающие образы архитектурных фрагментов или зданий
(готический собор, древнерусский терем и т. д.) «П»сказочные ворота, «Ф»
маяк или телебашня, «О» колесо обозрения и др.
практическая работа: изображение буквы образа, буквыдома, (гелевые
ручки, маркер).
7. Букваобраз. Буквачеловек. 2 ч.
Буквасказочный персонаж, «З»баба Яга, «Т»танцующий матрос и т. д.
8. практическая работа: изображение буквы, напоминающей фигуру
человека (фломастеры, гуашь и др.)
8. Буквашут (клоун, арлекин). Цветовой контраст. 2 ч.
Буква напоминающая веселые цирковые персонажи «Ф»фокусник, «К»
клоун и т. п. Использование контраста цветов.
практическая работа: изображение буквы, напоминающей по форме клоуна
или шута (гуашь или фломастеры).
9. Буквацарь (король). Буквацарица (королева). 2 ч.
Образ костюма, архитектуры эпохи барокко и рококо, обилие декора,
пышных и причудливых форм.
практическая работа: разработка и создание эскиза буквыцаря или царицы
в коронах и нарядных костюмах с использованием элементов декора,
характерных для стиля барокко или рококо (пастель или др.)
10. Каллиграфия. Инициал. 2 ч.
Искусство писать четким красивым почерком. Образцы букв алфавита.
Рисунки и надписи, выполненные перьевой ручкой, рисунки А. С. Пушкина.
Инициал – начальная буква имени, отчества, фамилии.
практическая работа: упражнения в написании своего имени, выполнение
начальных заглавных букв (перо, тушь или чернила).
11. Вензель. Узор из букв. 2 ч.
образующие узор.
Начальные буквы имени и фамилии или отчества, переплетенные и
14практическая работа: Выполнение в круге, квадрате или в овале эскиза
вензеля – переплетенных в узор первых букв своего имени;
украшение композиции цветным декоративным орнаментом(фломастеры и
др.).
12. Буква для Снежной королевы. Холодные цвета. 2 ч.
Цветовое оформление букв. Выразительные возможности холодных
цветов. Необычная форма буквицы (снежинка, льдинка). Иллюстрации В.
Пивоварова к сказке Г. Х. Андерсена.
практическая работа: Буквица для сказки о Снежной королеве или
Снегурочке. Сочетание контрастных, темных и светлых цветов (темносинего
и бледноголубого, чернофиолетового и белого, а для Снегурочки –
сочетание нежных, неконтрастных (голубого, бирюзового, нежноизумрудного
и т. п.)
13. Букватерем для Царясолнца. Теплые цвета.
Выразительные возможности теплого цвета. Форма буквицы в образе
солнца, языков пламени, птицы, рыбки и т. д. Иллюстрации Билибина.
практическая работа: Изображение буквицы для сказки о Жарптице, Царе
солнце, Золотой рыбке и т. д. Иллюстрации к сказкам.
Сочетание
контрастных цветов (оранжевого и темнокрасного, желтого и коричневого и
т. д.).
14. Букваробот. Брусковый шрифт. 1 ч.
Конструктивно простой элемент – брус, стержень – основа брускового
шрифта.
практическая работа: написание элементов букв с использованием
плакатных перьев, палочек. Создание эскиза буквы – робота(слово «робот»)
(плакатные перья, тушь).
15. Книжная закладка. 1 ч.
Варианты декора закладки. Сочетание шрифтовой композиции с
растительным или геометрическим орнаментом. Зависимость орнамента от
назначения, формы и материала вещи, украшением которой он служит.
(растительный, геометрический, зооморфный, антропоморфный, предметный,
смешанный др.)
практическая работа: украшение орнаментом буквы или шрифтовой
композиции(карандаши, акварель и т. д.)
16. Афиша. 2 ч.
Цветовое оформление шрифтовой композиции к спектаклю, концерту,
цирковому представлению.
практическая работа: Разработка эскиза афиши («Колобок», «Теремок»,
«Буратино»). Техника аппликации (цветная бумага, ткань, гуашь и др.).
17. Упаковка. Этикетка. 2 ч.
Органичное сочетание изображения и шрифта на этикетках конфет,
мороженого, печенья и т. д. Соответствующая цветовая гамма цвета.
15