Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина - Омское Прииртышье»
Оценка 4.7

Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина - Омское Прииртышье»

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
история
5 кл
14.02.2018
Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина -  Омское Прииртышье»
В современных условиях большое внимание уделяется краеведению, истории родного края. У сибиряков богатая история, а дети порой не знают о значимых исторических событиях, о боевых и трудовых подвигах своего народа, о тех людях, которые живут рядом. Эти и другие вопросы включены в программу, которая направлена на расширение знаний детей истории своей страны, края и семьи.Общеразвивающая дополнительная общеобразовательная программа по историческому краеведению "Наша малая Родина-Омское Прииртышье"
программа по краеведению Васильева Н.Г..docx
Общеразвивающая дополнительная общеобразовательная программа  «Наша малая Родина – Омское Прииртышье» Бюджетное общеобразовательное учреждение «Заливинская   средняя общеобразовательная школа  имени Героя Советского Союза В.И. Васильева» с. Заливино Тарского  муниципального района Омской  области Общеразвивающая дополнительная общеобразовательная программа «Наша малая родина ­  Омское Прииртышье» (направление: историческое  краеведение))   Разработчик: Васильева Нина Георгиевна,   педагог дополнительного образования  первой квалификационной категории.  Васильева Нина Георгиевна, педагог дополнительного образования БОУ «Заливинская СОШ имени Героя Советского Союза В. И. Васильева» 1 Общеразвивающая дополнительная общеобразовательная программа  «Наша малая Родина – Омское Прииртышье» 2017 г. Содержание  1.  Пояснительная записка                                                           стр.3 2.  Общая характеристика курса внеурочной деятельности    стр. 4 3. Планируемые результаты                                                        стр. 5­7 4. Тематическое планирование                                                   стр. 8­10 5. Содержание программы                                                          стр. 11­14 6. Контрольно­оценочные средства                                           стр. 15 7. Условия реализации программы                                            стр. 16 8. Список литературы                                                                  стр. 16­17 9. Приложение 1  Основные критерии, показатели,  методики оценки внеурочной деятельности  и дополнительного образования.                                                  стр.18­23 Васильева Нина Георгиевна, педагог дополнительного образования БОУ «Заливинская СОШ имени Героя Советского Союза В. И. Васильева» 2 Общеразвивающая дополнительная общеобразовательная программа  «Наша малая Родина – Омское Прииртышье» Пояснительная записка Краеведение   имеет   большое   значение   в   воспитании   патриотических   чувств, расширении   кругозора   школьников,   развитии   их   интеллектуального   и   творческого потенциала.   Малая   Родина   ребёнка   –   это   природа,   которая   его   окружает,   семья,   дом, школа, это памятные места родного села и, конечно, люди, гордость и слава родного села. На   современном   этапе   развития   общества   изучение   родного   края   становится актуальным,   как  ведущий   фактор   воспитания   патриотизма.   Краеведение   –  благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю. Для развития, обучения и воспитания школьников исключительно важны связь с прошлым поколением, формирование   культурной   и   исторической   памяти.   Чтобы   ребёнок   мог   проникнуться такими чувствами, необходимо прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить   артефакты.   Помочь   ребёнку   в   решении   этих   проблем   сегодня   может   музей. Музей – своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности, который призван комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего   поколения   на   основе   собранных   детьми   экспонатов,   средствами экскурсионной   и   музейной   деятельности.   В   БОУ   «Заливинская   СОШ   имени   Героя Советского   Союза   В.И.   Васильева»   с   2000   года   создан   и   функционирует   историко­ краеведческий музей. Реализация программы «Наша малая родина ­  Омское Прииртышье» предполагается на базе школьного музея. Значительное количество занятий направлено на практическую совместную деятельность обучающихся, учителей и родителей. Программа призвана   обогатить  знаниями   об  историческом   прошлом  семьи,  школы,   села,   развивать интеллектуальные   и   творческие   способности   учащихся,   воспитывать   чувства гражданственности и патриотизма.  Цель   курса:   формирование   основ   гражданской   идентичности   школьника   в   форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности. Задачи курса: Васильева Нина Георгиевна, педагог дополнительного образования БОУ «Заливинская СОШ имени Героя Советского Союза В. И. Васильева» 3 Общеразвивающая дополнительная общеобразовательная программа  «Наша малая Родина – Омское Прииртышье» 1) расширять и углублять знания детей о родном селе, районе, области, стране, народе. Изучить их историю, культуру, природу, географические особенности; 2) развивать интерес к окружающему миру, учить быть внимательным к предметам, явлениям и людям, находящимся вокруг; 3)   развивать   грамотную   речь,   умение   строить   эффективное   общение   со сверстниками и взрослыми; 4) развитие эмоциональной сферы ребёнка; 5) достижение личностных, метапредметных и предметных результатов основной образовательной программы основного общего образования Общая характеристика курса внеурочной деятельности Краеведение   как   особая   форма   научно­познавательной   и   просветительской деятельности   давно   стало   органической   частью   современного   образования,   одним   из важных средств воспитания патриотизма. Малая Родина ребёнка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места села, его исторические и культурные центры, с/х предприятия села, это и известные люди, гордость и слава нашего края. Это такие славные даты краеведческого календаря как День основания села Заливино, День образования   Омска   и   Омской     области,   юбилейные   даты   старейшего   города   Омского Прииртышья Тары. В программе заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей. Курс использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках   литературы,   географии,   физической   культуры,   математики,   технологии, изобразительного искусства, музыки, совместно с ними помогая детям освоить материал краеведения. Программа отличается тем, что ребёнку предлагаются задания неучебного характера, поэтому серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекательна именно для учащихся 5, 6 классов. На этих занятиях не ставятся отметки, хотя   устное   оценивание   осуществляется.   К   тому   же   ребёнок   на   этих   занятиях   сам оценивает   свои   успехи.   Это   создаёт   особый   положительный   эмоциональный   фон: раскованность,   интерес,   желание   научиться   выполнять   предлагаемые   задания.   Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой. Программа построена на принципах краеведческого воспитания и образования: 1) принцип научности (включение в содержание основных понятий, взаимосвязь и единство человека и природы, системность обучения и воспитания); 2) принцип демократичности (достигается не только тем, что школа определяет вариант ee реализации, но и тем, что педагог самостоятельно избирает пути достижения планируемых результатов); 3) принцип практической направленности (реализуется за счёт введения в каждый блок практических занятий, экскурсий, творческих заданий); Васильева Нина Георгиевна, педагог дополнительного образования БОУ «Заливинская СОШ имени Героя Советского Союза В. И. Васильева» 4 Общеразвивающая дополнительная общеобразовательная программа  «Наша малая Родина – Омское Прииртышье» 4) принцип гуманизации (достигается за счёт введения краеведческого материала, который используется для углубленного изучения смежных предметов, позволяет сделать основные сведения ярче, ближе и интереснее, способствует эффективному формированию ценностных ориентаций, развитию интереса и уважения к истории своего народа, своего края). Формы организации занятий: экскурсии, литературные и исторические гостиные, исторические   игры,   викторины,   проектная   и   исследовательская   деятельность, использование   интернет­технологий,   создание   презентаций,   посещение   школьного   и Тарского     музеев,   оформление   выставок,   лекции,   беседы,   опережающие   задания   по использованию дополнительной литературы и местного материала, рефераты, конференции и   дискуссии,   работа   с   картами,   анкетирование,   интервьюирование,   работа   в   музее, практические занятия, игровые ситуации, использование тестов и викторин. Место курса в плане внеурочной деятельности и дополнительного образования школы Курс   изучается   в   рамках   социального   и   духовно­нравственного   направлений внеурочной   деятельности   и   дополнительного   образования   школьников   и   является школьным   компонентом,  обеспечивающим  реализацию   основных   направлений  основного образования БОУ «Заливинская СОШ» (5­6 классы). Программа рассчитана на 102 часа. Занятия проводятся в кабинетах и за пределами школы (экскурсии). Планируемые  результаты с учётом УУД. В сфере познавательных универсальных учебных действий: Знать: ­историю и традиции своей семьи; ­историю образования своего села, района, области; ­ символику района, области; ­ реликвии своей семьи; ­ фамилии, имена, отчества своих прародителей в 3­4 поколениях; ­ профессии своих родителей, бабушек, дедушек; ­ некоторых выдающихся людей – уроженцев села, района, области; ­ историко­культурные достопримечательности села, области; ­ историю и традиции родной школы; Васильева Нина Георгиевна, педагог дополнительного образования БОУ «Заливинская СОШ имени Героя Советского Союза В. И. Васильева» 5 Общеразвивающая дополнительная общеобразовательная программа  «Наша малая Родина – Омское Прииртышье» Уметь: ­ собирать краеведческую информацию у членов своей семьи; ­ делиться собранной информацией с друзьями; ­ обобщать собранный материал; ­ объяснять причины образования села, района, области; ­ проявлять уважение к людям разного возраста и разных профессий. В   сфере   личностных   универсальных   учебных   действий   у   учащихся   будут сформированы: ­ внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе; ­   основы   гражданской   идентичности   личности   в   форме   осознания   «Я»   как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; ­ ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; ­ развитие чувства патриотизма, гордости за свою Родину, свой народ. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий: ­ учитывать разные мнения; ­ формировать собственное мнение и позицию; ­ задавать вопросы; ­ контролировать действия партнёра; ­ использовать речь для регуляции своего действия. В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускник научится: ­ принимать и сохранять учебную задачу; ­­ адекватно воспринимать оценку учителя; ­выполнять учебные действия в различной  форме; Использование   приобретённых   знаний   и   умений   в   практической   и повседневной жизни: Васильева Нина Георгиевна, педагог дополнительного образования БОУ «Заливинская СОШ имени Героя Советского Союза В. И. Васильева» 6 Общеразвивающая дополнительная общеобразовательная программа  «Наша малая Родина – Омское Прииртышье» В   ходе   занятий   краеведческого   кружка   учащиеся   выполняют   разнообразные практические задания: ­подготовка и проведение народных праздников; ­ организация словесного и художественного творчества: сочинительство небольших стихов, сказок; рисование по результатам экскурсий, наблюдений, представлениям; ­   формулирование   вопросов   на   экскурсии   при   обращении   к   человеку   любого возраста; ­ слушать и слышать ответы и вопросы в беседе; ­   разрабатывать   и   реализовывать   исследовательские   (индивидуальные, коллективные) и общественно­полезные проекты; ­ оказывать и получать помощь в затруднительных ситуациях. Планируемые результаты реализации программы: Школьники приобретают знания об истории происхождения названия родных сел и городов, об истории родного села, об истории школы; о семье и семейных традициях; о жизни   ветеранов   Великой   Отечественной,   войны   и   тружеников   тыла;   о   правилах коллективной работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации. Результаты первого уровня. Приобретенные школьниками знания о природных и культурно­исторических особенностях родного края.   У   учеников   будут   сформированы:   внутренняя   позиция     школьника   на   основе положительного образа своей малой родины. Ученик   получит   возможность   для   формирования   гражданской   идентичности     и бережного отношения к окружающему миру. Результаты второго уровня.  Получение школьниками ценностного отношения к окружающему миру. У учеников будут сформированы: взгляд на окружающую его действительность и положительное отношение к природе и культурно­историческим особенностям региона. Ученик   получит   возможность   для   формирования   навыков   сотрудничества   и взаимовыручки. Результаты третьего  уровня. Получения школьниками опыта самостоятельной деятельности.  У учеников будет сформировано умение формулировать проблемы и находить пути решения; работать в микро­ группах, сотрудничать. Ученик   получит   возможность   для   формирования   самостоятельного аргументированного принятия решений и умения представлять  свою точку зрения. Васильева Нина Георгиевна, педагог дополнительного образования БОУ «Заливинская СОШ имени Героя Советского Союза В. И. Васильева» 7 Общеразвивающая дополнительная общеобразовательная программа  «Наша малая Родина – Омское Прииртышье» Курс   построен   таким   образом,   что   обучающиеся   смогут   получить   не   только теоретические знания, но и на практике изучить те или иные природно­исторические и культурные   ценности   своего   района,   области,   а   разнообразные   формы   работы   (беседы, викторины, наблюдение и экскурсии, интеллектуальные игры, исследовательские работы) будут способствовать этому. Количество часов: 102 (34 занятия, 3 ч. в неделю). Категории участников: обучающиеся 5­6 классов. Тематическое планирование: № Тема занятия Характер занятия   п/ п 1 2 3 Краеведение   – что это? Лекция с элементами беседы Понятия:   краеведение,   летопись, археология Родной   край   – частица мира. Беседа Понятия: этнос, этнический состав   Знаменитые и географические культурно­исторические места.    (области, района, Практическая работа (виртуальная     по знаменитым географическим и культурно­ историческим   местам   своего   края, области). экскурсия города, села). по   местным Экскурсия   достопримечательностям. Понятия: археологические памятники,   природные   заповедники   и заказники   4 Как   устроено государство,   в   котором ты живешь? Место   РФ   на   карте,   беседа   о государственном управлении, знакомство с органами   местного   самоуправления (Школьное ученическое самоуправление) Кол ичество часов 2 1 3 3 Васильева Нина Георгиевна, педагог дополнительного образования БОУ «Заливинская СОШ имени Героя Советского Союза В. И. Васильева» 8 Общеразвивающая дополнительная общеобразовательная программа  «Наша малая Родина – Омское Прииртышье» Государственная и   символика государственные праздники. Государственная и   символика государственные праздники. Растительный   и животный   мир   нашей местности  Растительный   и животный   мир   нашей местности Памятники природы   и   уникальные места     края   (области, района, села). Материалы   (о топонимики происхождении, содержании   и   развитии местных географических названий). Красота природы в края   родного фотографиях    Дидактические   упражнения   и   игры по закреплению знаний символики РФ. Понятия:   герб,   гимн,   скипетр, держава, самоуправление Дидактические   упражнения   и   игры по   закреплению   знаний   символики   РФ, Тарского   района   и   области   Омского Прииртышья. Виртуальная   экскурсия   «В   мир государственных праздников» Виртуальная экскурсия. Понятия: флора, фауна, гербарий Творческая   работа:   Я   рисую   зарисовки   картин   леса   и (рисунки, окружающей природы). Практическая работа  (экскурсия   по уникальным местам своего края, области, района, села) Творческая   работа:  происхождение названия   одного   их   географических объектов   своей   местности   (улицы,   леса, реки,   озера,   архитектурного,   природного памятника).   Мини­отчет   (плакат,   газета, карта  или другое). Фотографирование   природы   края. Презентация творческих работ. Правила   сбора   и оформления   гербария. Составление коллекций.  Творческая   работа:   Осенний   лес (составление гербария) Правила бережного   отношения   к природе   и   поведения   в чрезвычайных ситуациях Генеалогическое   Родословные дерево. знаменитых людей. Правила   составления родословных   Обучающая   игра:   Правила поведения в чрезвычайных ситуациях Понятия:   МЧС,   первая   помощь, алгоритм действий Знакомство  с   теоретическим материалом   по   вопросам   изучения генеалогии и родословной. Понятия:   родословная,   древо,   тип родословных: восходящая и нисходящая. Генеалогическое Практическая   работа.   Составление 5 6 7 8 9 1 1 1 1 0 1 2 3 3 3 3 3 3 3 3 3 9 3 дерево.   Родословные генеалогического древа своей семьи. Васильева Нина Георгиевна, педагог дополнительного образования БОУ «Заливинская СОШ имени Героя Советского Союза В. И. Васильева» 9 Общеразвивающая дополнительная общеобразовательная программа  «Наша малая Родина – Омское Прииртышье» 1 4 1 1 1 1 1 2 2 2 5 6 7 8 9 0 1 2   людей. знаменитых Правила   составления родословных Я     мои родители. Их образование, трудовая и общественная деятельность и   Наблюдение   и описание   вещественных истории источников своей     Их зарисовка, описание семьи.   Традиции   своей Семейные   семьи, предания и легенды Понятия: генеалогическое древо Исследовательская     работа: происхождение своей фамилии.  Практическая   работа:   рассказ­ воспоминание моего дедушки (бабушки) о памятном историческом событии Творческая   работа:   История   моей семьи  в фотографиях –мини­сочинение на тему: « Кто же наши предки»   работа: Творческая   Старая фотография   рассказывает…   Семейные традиции,   реликвии.   Мини­сочинение   на тему:   «   Работа   и   отдых   в   жизни   наших родителей» Практическая   работа:   Семейная вещественных   Описание реликвия. источников истории своей семьи.    Практическая   работа:   Создание семейной летописи Моя семья – моя крепость начал» КТД   «Родительский   дом   начало По   страницам истории родной школы Традиции   школы. Современная жизнь. Судьбы выпускников, прославивших школу. Это   истории строки нашей Моя   школа. Источники   сведения   о прошлом школы. Основные этапы истории школы. Педагоги разных поколений.    Экскурсия в школьный музей Понятия:   экспозиция,   хранилище, виды экспонатов, выставка Творческая   работа:   любимый учитель   (рассказ,   сочинение,   интервью, биография и т.п.). Исследовательская работа: История вехи одного   выпускников, прославивших школу) (жизненные героя     Обновление   летописи   истории Заливинской школы Практическая   сбор материала     о   педагогах   и   выпускниках. Создание   буклета   и   газеты.   Оформление стенда «Наши учителя» работа:   2 Учителя, которые делали   и   делают 3 Презентация стенда «Наши учителя, вам от души спасибо!» 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 6 9 3 Васильева Нина Георгиевна, педагог дополнительного образования БОУ «Заливинская СОШ имени Героя Советского Союза В. И. Васильева» 10 Общеразвивающая дополнительная общеобразовательная программа  «Наша малая Родина – Омское Прииртышье» историю школы 2 4 Источники изучения родного края. Практическая   работа:  Описание вещественных источников своей местности  Виды   источников изучения   родного   края: вещественные, письменные, звукозапись.  устные   2 2 2 2 5 6 7 8 Народное   творчество местности своей Культурно­ Практическая   работа:  Народное творчество   своей   местности.   Создание экспозиции,   отражающей   особенности народного   творчества   своей   местности (Савинцева Е. А., Шакуро Н.М., Тиханов В. Т. и др.) Посещение   концерта   народного массовое мероприятие ансамбля «Родные напевы» Сибирский   край Знакомство с местными умельцами, талантами богат самородками. Мастер –классы. Итоговое занятие Музейное   мероприятие   «Мы   все такие разные, но мы вместе!» Итого: 2 3 1 1 2 102 Содержание программы Введение (12 часов) Понятие   краеведение.   Цели,   задачи.   Предмет   исследования.   Направления краеведения.  Что изучают юные краеведы.  Экскурсия. Знаменитые географические и культурно­исторические места. Что   такое   свой   край,   своя   местность,   малая   Родина?   Карта   своей   местности (области,   района,   села).   Фрунзенское   озеро   и   остров.   Основные   населенные   пункты. Границы края (области, района, села), их условность и подвижность: родной дом – школа с ближайшими окрестностями – село– район – область. Родной край – часть России, частица мира. Государственная символика (герб, флаг, гимн). Государственные праздники.  Интеллектуальная игра, викторина: Государственная символика России. Блок 1.  Природа вокруг нас (21 часов). Растительный   и   животный   мир   своей   местности   наблюдение   и   описание. Памятники природы и уникальные места  края (области, района, села).  Экскурсия по уникальным местам своего края (области, района, села), в  зоопарк, на остров(природный заповедник, охраняемый законом) Правила бережного отношения к природе и поведения в чрезвычайных ситуациях. Васильева Нина Георгиевна, педагог дополнительного образования БОУ «Заливинская СОШ имени Героя Советского Союза В. И. Васильева» 11 Общеразвивающая дополнительная общеобразовательная программа  «Наша малая Родина – Омское Прииртышье» Обучающая игра: Правила поведения в чрезвычайных ситуациях Творческая   работа:   Я     рисую   (рисунки,   зарисовки   картин   леса   и   окружающей природы). Творческая   работа:   Осенний   лес   (составление   гербария).   Правила   сбора   и оформления. Составление коллекций. Материалы   топонимики   (о   происхождении,   содержании   и   развитии   местных географических названий) отобразить через творческую работу:  происхождение названия одного   их   географических   объектов   своей   местности   (улицы,   леса,   реки,   озера, архитектурного, природного памятника). Данные представить в виде мини­отчета (плакат, газета, карта  или другое). Блок 2.  С чего начинается Родина (33 часа). Понятие генеалогическое древо. Практическая   работа:   составление   генеалогического   дерева   своей   семьи.   Схема генеалогического дерева. Примеры родословных известных людей. Поиск данных о своей семье, составление родословных  школьников, родословных учителей. Я и мои родители. Их образование, трудовая и общественная деятельность. Исследовательская  работа: Происхождение своей фамилии (рассказ). Практическая     работа:   Встреча   с     ветеранами.   Интервьюирование.   Рассказ   ­ воспоминание моего дедушки (бабушки) о памятном историческом событии. Запись видео материалов для школьного архива. Творческая работа: История моей семьи  в фотографиях,  мини сочинение на тему: «Кто же наши предки» Творческая   работа:   Старая   фотография   рассказывает…   Семейные   традиции, реликвии, мини сочинение на тему: «Работа и отдых в жизни наших родителей» Практическая   работа:   Семейная   реликвия.   Описание   вещественных   источников истории своей семьи. Их зарисовка, описание. Традиции своей семьи, Семейные предания и легенды. Практическая работа: Создание семейной летописи. Описание наиболее любимых занятий в семье детей и взрослых. Блок 3. Моя школа (4 часа). Источники   сведения   о   прошлом   школы.   Основные   этапы   истории   школы. Педагоги разных поколений. Судьбы выпускников, прославивших школу. Практическая работа: сбор материала о педагогах и выпускниках. Традиции школы. Современная жизнь. Созданиестенда,  буклета и газеты. Творческая работа: Рассказ ­ сочинение о любимом учителе Исследовательская работа. История одного героя (жизненные вехи выпускников, прославивших школу) Обобщение. Источники комплексного изучения родного края (2 часа) Понятия:   источники   изучения   родного   края,   первоисточник,   подлинник, копия,   реликвия.   Виды   источников   изучения   родного   края:   вещественные,   письменные, устные звукозапись. Вещественные источники. 1 Практическая работа: Описание вещественных источников своей местности. Васильева Нина Георгиевна, педагог дополнительного образования БОУ «Заливинская СОШ имени Героя Советского Союза В. И. Васильева» 12 Общеразвивающая дополнительная общеобразовательная программа  «Наша малая Родина – Омское Прииртышье» 2 3 4 Изобразительные источники. Письменные источники. Устные источники. Творческая   работа:   Народное   творчество   своей   местности.   Создание экспозиции, отражающей особенности народного творчества своей местности. Топонимика   своего   края     (о   происхождении,   содержании   и   развитии   местных географических названий). Творческая работа:  Происхождение названия одного их географических объектов своей местности (улицы, леса, реки, озера, архитектурного, природного памятника).  Методические рекомендации:  Во введенииобучающиеся смогутузнать, что такое краеведение его цели, задачи, предмет и направления. Форма проведения данного занятия­лекция с элементами беседы. Познакомятся с уникальными местами своего края (области, района, города, села) побывав там. Учителю рекомендуется организовать экскурсию на изучаемый объект с целью более полного  его   изучения  и   создания  паспорта   уникального  объекта.   Например,   посещение знаменитого озера Омской области Фрунзенское –для изучения природно­рекреационных и бальнеологических   свойств)   или   реликтовый   бор   направобережье   Тарского   района   и многое другое.  Пример паспорта изучаемого объекта: 1. 2. 3. 4. 5. Общие сведения об объекте  Характеристика изучаемого объекта Жизнь внутри и за пределами изучаемого объекта Источники загрязнения объекта Заключение Затем   провести   топонимические   исследования   по   картам   своей   местности, используя картографический метод изучения, а также познакомиться с историей создания своего края (области, района, города, села), его границами и соседями. Изучение   государственной   символики   (герб,   флаг,   гимн)   и   государственных праздников  можно   провести   в   виде   интеллектуальной   игры   или   викторины,   предварительно изучив основной теоретический материал, а более подробную информацию об изучаемых объектах дать обучающимся для самостоятельного изучения.. В блоке 1­ Природа вокруг нас рекомендуется проводить наблюдение и описание растительного и животного мира своей местности, используя экскурсии на природу,   в Большереченский зоопарк и т.п Экскурсии   проводится   в   два   этапа   ­   подготовительный   и   заключительный.   По итогам работы составляется паспорт экскурсии, оформляемый по схеме: Титульный лист, на котором указывается: тема (название) экскурсии, автор разработки.   Общая   характеристика   экскурсии:   Назначение,   Класс,   возраст участников.   Маршрут   (основные   пункты):   протяженность,   продолжительность экскурсии.   Цели   и   задачи   данной   экскурсии:   Способы,   маршрут,   время   подъезда   к 13 Васильева Нина Георгиевна, педагог дополнительного образования БОУ «Заливинская СОШ имени Героя Советского Союза В. И. Васильева» Общеразвивающая дополнительная общеобразовательная программа  «Наша малая Родина – Омское Прииртышье» начальной   точке   и   выезда   с   конечной   точки   экскурсионного   маршрута;   Схема экскурсионного маршрута с указанием на ней: маршрута экскурсии, мест остановок, экскурсионных выезда. Краткая   характеристика   экскурсионных   объектов,   иллюстрации.   Рекомендуемая литература.     Рекомендации   по   обеспечению   безопасности   на   экскурсионном маршруте. Задания для участников экскурсии. вариантов объектов,     запасных     Результатом такой работы могут стать различного рода творческие работы: Творческая   работа:   Я   рисую   (рисунки,   зарисовки   картин   леса   и   окружающей природы). Творческая   работа:   Осенний   лес   (составление   гербария).   Правила   сбора   и оформления. Составление коллекций. Творческая работа: Мои фотоработы Правила бережного отношения к природе и поведения в чрезвычайных ситуациях рекомендуется провести в форме обучающей игры, где школьники смогут познакомиться не только с правилами поведения на  природе, но и научиться вести себя в чрезвычайных ситуациях возникающих в природе. В  блоке     2.    С   чего   начинается   Родина,   предлагается   провести    практическую работу: составление генеалогического дерева своей семьи, предварительно изучив правила составления   генеалогического   дерева   и   примеры   родословных   известных   людей; практическую работу: составление родословных школьников, родословных учителей. Я и мои родители. Их образование, трудовая и общественная деятельность; исследовательскую   работу: Происхождение своей фамилии (рассказ);   творческую работу: Встреча с ветеранами. Рассказ­ воспоминание моего дедушки (бабушки) о памятном историческом событии. Запись видео материалов для школьного архива; творческую работу: История моей семьи в фотографиях, мини сочинение на тему: «Кто же наши предки»; творческую  работу: Старая фотография рассказывает… Семейные традиции, реликвии­мини сочинение на тему: «Работа и отдых в жизни наших родителей»; практическую работу: Семейная реликвия. Описание вещественных источников истории своей   семьи.   Их   зарисовка,   описание.   Традиции   своей   семьи.   Семейные   предания   и легенды; практическую работу: Создание семейной летописи. Описание наиболее любимых занятий в семье детей и взрослых. Блок   3.Моя   школа.    Источники   сведения   о   прошлом   школы.   Основные   этапы истории школы. Педагоги разных поколений. Судьбы выпускников, прославивших школу. Данные   темы   можно   изучать   с   помощью   архивных   документов,   рассказов   очевидцев   и современников. Практическая работа: сбор материала о педагогах и выпускниках –создание фото  и видео ряда для архива школы, буклета и газеты. Оформление стенда в рекреации школы «Наши учителя, вам от души спасибо!» Традиции   школы.   Современная   жизнь.  Творческая   работа:   Рассказ­сочинение     о любимом  учителе  (рассказ,  сочинение,  интервью,  биография  и  т.п.).  Исследовательская работа. История одного героя (жизненные вехи выпускников, прославивших школу) Обобщение.Источники комплексного изучения родного края  Васильева Нина Георгиевна, педагог дополнительного образования БОУ «Заливинская СОШ имени Героя Советского Союза В. И. Васильева» 14 Общеразвивающая дополнительная общеобразовательная программа  «Наша малая Родина – Омское Прииртышье» Данный материал рекомендуется изучить лекционно ­ источники изучения родного   края   (первоисточник,   подлинник,   копия,   реликвия,   виды   источников   изучения родного края (вещественные, письменные, устные и звукозапись), вещественные источники, а после отправиться на экскурсию в школьный историко­краеведческий музей, а по итогам выполнитьтворческую     работу  по   созданию   экспозиции,   отражающей   особенности народного творчества своей местности. Контрольно­оценочные средства: Использование   таких   форм   оценочной   работы   как   проекты,   практические работы,   творческие   работы,   наблюдения,   экскурсии   и   которые   ведут   к   таким результатам реализации программы как: ­сформированность общей культуры       ­ сформированность потребностей и умений творческой деятельности. Васильева Нина Георгиевна, педагог дополнительного образования БОУ «Заливинская СОШ имени Героя Советского Союза В. И. Васильева» 15 Общеразвивающая дополнительная общеобразовательная программа  «Наша малая Родина – Омское Прииртышье» В   течение   года,   обучающиеся   формируют   портфель   учебных   достижений   ­ портфолио,   в   который   войдут   результаты   творческих   и   практических   работ,   паспорт экскурсий, гербарии, фото отчет, схемы родословных и генеалогическое древо семьи. Портфолио является продуктом промежуточной аттестации. Объектом оценки личностных результатов является:  самоопределении  — сформированности внутренней позиции обучающегося — как   чувства   гордости   за   свою   Родину,   народ,   историю;   знании   знаменательных   для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей; смыслоообразовании—   поиске   и   установлении   личностного   смысла   (т.   е. «значения   для   себя»)   учения   обучающимися   на   основе   устойчивой   системы   учебно­ познавательных и социальных мотивов; понимании границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;  морально­этическая   ориентации   —  знании   основных   моральных   норм   и  ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости Объектом оценки метапредметных результатов является:  способности   обучающегося   самостоятельно   преобразовывать   практическую задачу в познавательную; умении планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной   задачей   и   условиями   её   реализации,     проявлять   инициативу   и самостоятельность в обучении; умении осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;    способности   к   осуществлению   логических   операций   сравнения,   анализа, обобщения,   классификации   по   родовидовым   признакам,   установлению   аналогий, отнесению к известным понятиям; умении   сотрудничать   с   педагогом   и   сверстниками   при   решении   учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. Объектом оценки  предметных результатов является: способность   учащихся   решать   учебно­познавательные   и   учебно­практические задачи. Оценка   достижения   предметных   результатов   ведётся   как   в   ходе   текущего   и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых работ.  Условия реализации Программы Перечень необходимого оснащения внеурочной деятельности: Атлас   Омской   области,   контурные   карты   Тарского   района,   Омской   области, таблицы   по   государственной   символике,   справочная   литература,   гербарий   типичных представителей растительного мира Омского Прииртышья, Красная книга Омской области, экспонаты   школьного   историко­краеведческого   музея.     Фотоаппарат.   Компьютер. Ноутбуки. Васильева Нина Георгиевна, педагог дополнительного образования БОУ «Заливинская СОШ имени Героя Советского Союза В. И. Васильева» 16 Общеразвивающая дополнительная общеобразовательная программа  «Наша малая Родина – Омское Прииртышье» Список литературы: 1. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   основного общего образования. 2. Методические   материалы   по   организации   внеурочной   деятельности   в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы основного общего образования 3. Примерные   программы   внеурочной   деятельности.   Начальное   и   основное образование   (Стандарты   второго   поколения)   под   редакцией   В.А.Горского.   –   М.: Просвещение, 2011. 4. Региональный компонент (Омское Прииртышье: программа для  общеобразовательных учреждений 1­11 классы/Н.А.Ждан, Т.С.Горбунова и др.,  Омск: БОУДПО «ИРООО», 2013. Вырщиков А.Н.,   Настольная   книга   по   патриотическому   воспитанию школьников. ­ М.: Глобус, 2007. – 78 с. 5. 6. Вибе   П.П.,   Михеев   А.П.,   Пугачева   Н.Н.   Омский   историко­краеведческий словарь.­М.:Отечество, 1994 7. 8. Гвоздев Б. Ключи от прошлого. ОмГПУ.1998 Горбова М.А.,   Патриотическое   воспитание   средствами   краеведения.   ­   М.: Глобус, 2007. – 140 с. 9.   Горбунова   Т.С.  Развитие   универсальных   учебных   действий   средствами внеурочной деятельности  (на примере курса «Мое Омское Прииртышье»). Омск 2012 10.Горбунова Т.С. Патриотическое воспитание средствами краеведения. ­ М.: Глобус, 2007. – 140 с. 11.   Григорьев   Д.В.,   Степанов   П.В.  Внеурочная   деятельность   школьников. Методический конструктор. М. «Просвещение» 2011. 12.И. Кондратьева, Города России. Энциклопедия — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994. – 148 с. 13. Пчелов Е.В., Государственные символы России – герб, флаг, гимн. – Москва: «Русское слово», 2002. – 94 с. Васильева Нина Георгиевна, педагог дополнительного образования БОУ «Заливинская СОШ имени Героя Советского Союза В. И. Васильева» 17 Общеразвивающая дополнительная общеобразовательная программа  «Наша малая Родина – Омское Прииртышье» 14. Книги памяти. 15. Швеина Е.В. География Тарского района.­Тара: 2004 г. 16. Юрьев  А.И. Тара:  годы,  события,  люди.  –Омск:  ООО «Издательский  дом «Наука», 2005г. Васильева Нина Георгиевна, педагог дополнительного образования БОУ «Заливинская СОШ имени Героя Советского Союза В. И. Васильева» 18 Общеразвивающая дополнительная общеобразовательная программа  «Наша малая Родина – Омское Прииртышье» Основные критерии, показатели, методики оценки внеурочной деятельности. Приложение 1 Критерии Показатели Приемы и методы изучения  Исполнитель оценки Анализ общего состояния внеурочной деятельности Вовлеченность  учащихся в систему  внеурочной  деятельности. ­ Охват учащихся программами  внеурочной деятельности. ­ Сохранность контингента. ­ Сформированность активной позиции  учащихся во внеурочной деятельности. (см. приложение) 1. Анализ участия учащихся во  внеурочной деятельности. 2. Педагогическое наблюдение. Ресурсная  обеспеченность  ­ Обеспеченность кадровыми ресурсами. 1. Метод экспертной оценки. Васильева Нина Георгиевна, педагог дополнительного образования БОУ «Заливинская СОШ имени Героя Советского Союза В. И. Васильева» Классный руководитель,  заместитель директора по  воспитательной работе Педагоги, реализующие  программы внеурочной  19 Общеразвивающая дополнительная общеобразовательная программа  «Наша малая Родина – Омское Прииртышье» процесса  функционирования  системы внеурочной  деятельности. ­ Обеспеченность информационно­ технологическими ресурсами. 2. Методы индивидуальной и  групповой оценки. ­ Обеспеченность финансовыми  ресурсами. 1. Анкетирование. ­ Обеспеченность материально­ техническими ресурсами. 2. Педагогическое наблюдение. деятельности, заместитель  директора по  воспитательной работе Эффективность внеурочной деятельности Личность школьника Самоопределение ­ формирование основ гражданской  идентичности личности; 1. «Беседа о школе» (Т.А.Нежновой,  Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера). ­ формирование картины мира культуры; 2. «Кто я?» (М.Кун). ­ развитие Я­концепции и самооценки  личности. Классный руководитель, Школьный психолог,  социальный педагог Смыслообразование  ­ формирование ценностных ориентиров  и смыслов учебной деятельности. 1. Методика «Цветик­семицветик». Классный руководитель, 2. Опросник мотивации «Беседа о  Школьный психолог Васильева Нина Георгиевна, педагог дополнительного образования БОУ «Заливинская СОШ имени Героя Советского Союза В. И. Васильева» 20 Общеразвивающая дополнительная общеобразовательная программа  «Наша малая Родина – Омское Прииртышье» Нравственно­этическая ориентация ­ формирование единого образа мира при  разнообразии культур; ­развитие этических чувств как  регуляторов морального поведения; ­ знание основных моральных норм; ­ формирование моральной самооценки; школе» (Т.А.Нежновой,  Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера). 3. Оценка уровня воспитанности  ученика (по Н.П.Капустину). 1. Беседа «Что такое хорошо и что  такое плохо» (1 класс). 2. Адаптированный вариант теста  Н.Е.Щурковой «Размышляем о  жизненном опыте» для младших  школьников.(3­4классы). Классный руководитель, Школьный психолог,  социальный педагог ­развитие доброжелательности,  внимательности к людям, готовности к  сотрудничеству и дружбе; 3. Методика «Репка». ­ формирование установки на здоровый и  безопасный образ жизни 4. Методика С.М. Петровой «Русские  пословицы». 5. Методика «Что мы ценим в людях». Васильева Нина Георгиевна, педагог дополнительного образования БОУ «Заливинская СОШ имени Героя Советского Союза В. И. Васильева» 21 Общеразвивающая дополнительная общеобразовательная программа  «Наша малая Родина – Омское Прииртышье» 6. Методика Н.Е. Богуславской  «Закончи предложение». Детский коллектив Сформированность  детского коллектива ­благоприятный психологический  микроклимат; 1. Социометрия. ­уровень развития коллективных  взаимоотношений; ­ развитость самоуправления; ­наличие традиций. 2. Индекс групповой сплоченности.  Методика А.Н. Лутошкина «Какой у  нас коллектив» 3. Методика определения уровня  развития самоуправления (по  Васильева Нина Георгиевна, педагог дополнительного образования БОУ «Заливинская СОШ имени Героя Советского Союза В. И. Васильева» Классный руководитель,  педагог­организатор,  старший вожатый,  заместитель директора по  воспитательной работе 22 Общеразвивающая дополнительная общеобразовательная программа  «Наша малая Родина – Омское Прииртышье» Рожкову) Сформированность  мотивации учащихся к  участию в  общественно­полезной  деятельности  коллектива ­ включенность обучающихся во  внеурочную деятельность. Методика «Выявление мотивов  учащихся в делах классного и  общественного коллективов»  Классный руководитель Сформированность  коммуникативной  культуры учащихся ­ Коммуникабельность. ­ Взаимодействие со сверстниками,  родителями, педагогами. Методика выявления  коммуникативных склонностей (по  Р.В.Овчаровой). Классный руководитель Профессиональная позиция педагога Эффективность  работы кружка/  секции/ клуба/  объединения ­ Посещаемость, сохранность  контингента. ­ Применение проектных и иных  современных технологий,  обеспечивающих деятельностный подход. ­ Участие учащихся в выставках,  конкурсах, соревнованиях и т.п.  1. Анализ данных. 2. Посещение внеурочных занятий. Заместитель директора по  воспитательной работе Васильева Нина Георгиевна, педагог дополнительного образования БОУ «Заливинская СОШ имени Героя Советского Союза В. И. Васильева» 23 Общеразвивающая дополнительная общеобразовательная программа  «Наша малая Родина – Омское Прииртышье» Проектирование и  прогнозирование  процесса внеурочной  деятельности ­ Наличие рабочей программы и ее  соответствие предъявляемым  требованиям. 1. Анализ программ. 2. Проверка журналов. Заместитель директора по  воспитательной работе ­ Ведение журнала. ­ Формирование ученического  портфолио. 3. Анализ содержания «портфеля  достижений» учащихся. Продуктивность внеурочной деятельности Продуктивность  внеурочной  деятельности ­ Уровень достижения ожидаемых  результатов. 1.Анализ освоения учащимися  программ внеурочной деятельности. ­ Достижения учащихся в выбранных  видах внеурочной деятельности. 2.Анализ содержания «портфеля  достижений» учащихся. Педагоги, реализующие  программы внеурочной  деятельности, заместитель  директора по  воспитательной работе ­ Рост мотивации к активной  познавательной деятельности. 3.Анализ результатов участия детей в турнирных мероприятиях  состязательного характера. 4.Педагогическое наблюдение. 5.Метод незаконченного  предложения. Васильева Нина Георгиевна, педагог дополнительного образования БОУ «Заливинская СОШ имени Героя Советского Союза В. И. Васильева» 24 Общеразвивающая дополнительная общеобразовательная программа  «Наша малая Родина – Омское Прииртышье» 6.Методика «Репка» Удовлетворенность учащихся, их родителей, педагогов организацией внеурочной деятельности и ее результатами Удовлетворенность  учащихся, их  родителей, педагогов  организацией  внеурочной  деятельности и ее  результатами ­ Удовлетворенность школьников  участием во внеурочной деятельности. 1. Тестирование. ­ Сформированность у родителей чувства удовлетворенности посещением ребенком внеурочных занятий. 2. Беседа. ­ Удовлетворенность педагогов  организацией и ресурсным обеспечением  внеурочной деятельности, ее  результатами. 3. Анкетирование. 4. Цветопись. 5. Метод незаконченного предложения. Педагоги, реализующие  программы внеурочной  деятельности, классный  руководитель заместитель  директора по  воспитательной работе Васильева Нина Георгиевна, педагог дополнительного образования БОУ «Заливинская СОШ имени Героя Советского Союза В. И. Васильева» 25

Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина - Омское Прииртышье»

Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина -  Омское Прииртышье»

Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина - Омское Прииртышье»

Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина -  Омское Прииртышье»

Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина - Омское Прииртышье»

Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина -  Омское Прииртышье»

Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина - Омское Прииртышье»

Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина -  Омское Прииртышье»

Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина - Омское Прииртышье»

Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина -  Омское Прииртышье»

Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина - Омское Прииртышье»

Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина -  Омское Прииртышье»

Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина - Омское Прииртышье»

Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина -  Омское Прииртышье»

Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина - Омское Прииртышье»

Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина -  Омское Прииртышье»

Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина - Омское Прииртышье»

Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина -  Омское Прииртышье»

Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина - Омское Прииртышье»

Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина -  Омское Прииртышье»

Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина - Омское Прииртышье»

Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина -  Омское Прииртышье»

Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина - Омское Прииртышье»

Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина -  Омское Прииртышье»

Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина - Омское Прииртышье»

Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина -  Омское Прииртышье»

Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина - Омское Прииртышье»

Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина -  Омское Прииртышье»

Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина - Омское Прииртышье»

Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина -  Омское Прииртышье»

Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина - Омское Прииртышье»

Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина -  Омское Прииртышье»

Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина - Омское Прииртышье»

Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина -  Омское Прииртышье»

Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина - Омское Прииртышье»

Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина -  Омское Прииртышье»

Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина - Омское Прииртышье»

Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина -  Омское Прииртышье»

Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина - Омское Прииртышье»

Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина -  Омское Прииртышье»

Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина - Омское Прииртышье»

Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина -  Омское Прииртышье»

Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина - Омское Прииртышье»

Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина -  Омское Прииртышье»

Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина - Омское Прииртышье»

Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина -  Омское Прииртышье»

Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина - Омское Прииртышье»

Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина -  Омское Прииртышье»

Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина - Омское Прииртышье»

Программа по дополнительному образованию «Наша малая родина -  Омское Прииртышье»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2018