В соответствии с Концепцией структуры и содер¬жания образования в области физической культу¬ры предметом обучения в школе являет¬ся двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой де¬ятельностью у школьников совершенствуется не только их физическая природа, но и активно разви¬вается психическая сфера, формируются сознание и мышление, творчество и самостоятельность.
Известно, что содержание учебного предмета и его поэтапное освоение учащимися фиксируются в соответствующих учебных программах по физиче¬ской культуре, которые отрабатываютсяВ соответствии с Концепцией структуры и содер¬жания образования в области физической культу¬ры предметом обучения в школе являет¬ся двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой де¬ятельностью у школьников совершенствуется не только их физическая природа, но и активно разви¬вается психическая сфера, формируются сознание и мышление, творчество и самостоятельность.
Известно, что содержание учебного предмета и его поэтапное освоение учащимися фиксируются в соответствующих учебных программах по физиче¬ской культуре, которые отрабатываются
Программа по физической культуре
для учащихся специальной медицинской группы.
Оглавление
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………………………………………………………35
СТР.
2. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛ……..............6 СТР.
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ СМГ………………………………………………………….79
СТР.
ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ УТОМЛЕНИЯ……………………………………………….......10
4.
СТР.
5. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА…………………………………………….1113
СТР.6. ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ НА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ
ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА (СЕТКА ЧАСОВ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … ………...14
СТР.
9. ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СМГ С НАРУШЕНИЕМ
ОСАНКИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………….15
17 СТР.
10. КОМПЛЕКС КОРРИГИРУЮЩЕЙ ГИМНАСТИКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … 18
СТР.
11. ПРИМЕРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СМГ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
19 СТР.
12. ПРИМЕРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СМГ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
ОРГАНОВ ЖЕЛУДОЧНОКИШЕЧНОГО ТРАКТА, ЖЕЛЧНОГО ПУЗЫРЯ, ПЕЧЕНИ. . . . . . . . 23
СТР.
13. КОРРЕКЦИЯ ЗРЕНИЯ …………………………………………………………………..27
СТР.
14. ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС АЭРОБИКИ …………………………………………………28
СТР.
15. ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………
30 СТР.
2Пояснительная записка.
В соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области
физической культуры предметом обучения в школе является двигательная
деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой
деятельностью у школьников совершенствуется не только их физическая
природа, но и активно развивается психическая сфера, формируются сознание и
мышление, творчество и самостоятельность.
Известно, что содержание учебного предмета и его поэтапное освоение
учащимися фиксируются в соответствующих учебных программах по физической
культуре, которые отрабатываются в соответствии с Государственным
стандартом, определяющим основы содержания образования для всех видов и
типов средних общеобразовательных учреждений Российской Федерации. В
связи с этим настоящая программа по физической культуре для учащихся,
отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, в своих
целях и задачах соотносится с Государственным стандартом и концепцией
образования, но по своему содержательному наполнению ориентируется на
медицинские показатели здоровья, которые относительно часто встречаются у
современных школьников. Как результат этого, предлагаемая программа в своей
предметной ориентации нацеливает педагогический процесс на решение
следующих задач.
Задачи:
• повышение физиологической активности систем организма, ослабленных
болезнью, содействие оптимизации умственной и физической работоспособности в
режиме учебной деятельности;
• совершенствование прикладных жизненно важных навыков и умений в ходьбе,
3беге, прыжках, лазаний, метании и плавании, обогащение двигательного опыта
физическими упражнениями из гимнастики, легкой атлетики, лыжных гонок и
подвижных игр;
• повышение физической подготовленности и развитие основных физических
качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;
• обучение комплексам физических упражнений с оздоровительной и
корригирующей направленностью, простейшим способам контроля за физической
нагрузкой и функциональным состоянием организма на занятиях физической
культурой;
• формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в
жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической
подготовленности,
развитие интереса к самостоятельным занятиям
физическими упражнениями, включая утреннюю гимнастику, физкультминутки и
подвижные игры.
Разработанная в соответствии с Обязательным минимумом содержания
образования в области физической культуры и Минимальными требованиями к
уровню подготовки учащихся по физической культуре, предлагаемая учебная
программа характеризуется:
• направленностью на усиление оздоровительного эффекта педагогического
процесса, достигаемого за счет включения в содержание программы материалов о
разнообразных оздоровительных системах
и комплексах упражнений,
используемых в режиме учебного дня, а также в условиях активного отдыха и
досуга;
• направленностью на реализацию принципа вариативности, ориентирующего
учителя на выборочное включение в содержание уроков учебного материала с
учетом характера и специфики заболевания школьников, особенностей их
индивидуального физического развития и подготовленности,
а также
материальнотехнической оснащенности учебного процесса (спортивный зал,
4спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн);
• направленностью на реализацию принципа достаточности и сообразности,
определяющего распределение учебного материала в конструкции основных
компонентов двигательной деятельности (знания о деятельности, способы
деятельности и результаты деятельности) и учитывающего возрастные
особенности развития познавательной и предметной активности учащихся
младшего школьного возраста, формирования их интересов к занятиям
физическими упражнениями;
• направленностью на соблюдение дидактических правил «от простого к
сложному», «от освоенного к неосвоенному» и «от известного к неизвестному»,
задающих параметры отбора и планирования программного материала, освоения
его учащимися в единстве с формированием основ самостоятельной
деятельности;
5Требования к качеству освоения программного материала
В результате освоения программного материала по физической культуре
учащиеся специальных медицинских групп должны
иметь представления:
• о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и
повышением физической подготовленности человека;
• о способах изменения направления и скорости передвижения;
• о режиме дня и личной гигиене;
• о правилах составления комплексов утренней зарядки;
• о правилах поведения на занятиях физической культурой;
• о правилах подготовки мест для самостоятельных физкультурно
оздоровительных занятий.
уметь:
• выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток;
• выполнять комплексы упражнений (с предметами и без предметов),
направленно воздействующие на формирование правильной осанки;
• выполнять комплексы упражнений на локальное развитие отдельных
мышечных групп;
• выполнять упражнения на профилактику плоскостопия;
6• выполнять комплексы дыхательных упражнений;
• выполнять комплексы упражнений на профилактику нарушений зрения;
• выполнять упражнения и технические действия из спортивных игр,
самостоятельно проводить подвижные игры;
• выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
Специальную медицинскую группу условно можно разделить на две подгруппы:
подгруппу «А» обучающиеся с обратимыми заболеваниями, которые после
лечебнооздоровительных мероприятий могут быть переведены в
подготовительную группу, и подгруппу «Б» обучающиеся с патологическими
отклонениями, т.е. необратимыми заболеваниями.
Методические рекомендации по организации специальных медицинских
групп
Противопоказания к выполнению некоторых видов упражнений при различных
заболеваниях
№ п/п Виды упражнений
1.
2.
С максимальным усилием Сердечно – сосудистая система
Сердечно – сосудистая система
С максимальной
Заболевания
задержкой дыхания
С резким ускорением
темпа
С максимальным
Органы дыхания
Сердечно – сосудистая система
статическим напряжением
Толчковые прыжки,
прыжки в глубину
Заболевания почек
Органы зрения
Упражнения в равновесии
Искривление позвоночника
Органы пищеварения
Нарушения нервной системы
на повышенной опоре
Упражнения на мышцы Органы пищеварения
3.
4.
5.
6.
7.
7брюшного пресса
Акробатические
упражнения с повышенной
сложностью
Ограниченное время игр
8.
9.
Органы зрения
Искривление позвоночника
Нарушения нервной системы
Школьники, по состоянию здоровья, отнесённые к СМГ, освобождаются от
занятий физическими упражнениями по программе средней школы, от участия в
соревнованиях, выполнения учебных нормативов.
С начала занятий в СМГ обучать самих учащихся подсчёту частоты сердечных
сокращений перед уроком, после каждой части занятия и после урока.
В соответствии с частотой сердечных сокращений и внешних признаков
утомляемости у учащихся индивидуально дозировать физическую нагрузку
различными приёмами. При этом учитель наблюдает за учащимися,
контролирует их функциональное состояние по внешним признакам и
выборочным показаниям частоты сердечных сокращений. Так, в соответствии с
рекомендациями С. В. Хрущева для учащихся подгруппы А тренировочный
режим нагрузки колеблется в среднем от 140 до 150 уд./мин, а для учащихся
подгруппы Б — от 125 до 140 уд./мин. По окончании основной части урока,
учитель может проконтролировать интегральную физическую нагрузку, т. е.
нагрузку, которую оказал урок физической культуры в целом на организм
школьников. Для этой цели рекомендуется использовать пробу Мартине,
которая проводится следующим образом:
1. После небольшого отдыха (1—2 мин) у школьника в положении сидя
подсчитывается пульс (частота сердечных сокращений) за 15 с и полученный
результат приводится к одной минуте (например, 20 ударов х 4 = 80 уд./мин).
2. Затем ученику предлагается выполнить 20 приседаний в спокойном темпе
(например, за 30 с) с вынесением прямых рук вперед при каждом приседании.
3. После выполнения пробы в течение 15с вновь подсчитывается пульс и
8полученная величина приводится к одной минуте. Если величина частоты
сердечных сокращений находится в диапазоне от 20 до 30% от исходной, то
интегральная нагрузка является оптимальной, ниже 20% — малоэффективной,
от 31 до 50% — высокой, от 51 до 75% — чрезмерной и свыше 75% —
запредельной.
Выборочное проведение подобных процедур является необходимым условием
для внесения изменений в содержание основной и заключительной части
последующих уроков.
На занятиях должна быть небольшая степень утомления, это вызывает
тренирующий эффект. При появлении средних признаков утомления у одного
или нескольких учащихся необходимо дать им отдохнуть.
При признаках переутомления срочно проводить к медицинскому работнику.
При появлении средних признаков утомления у всего класса учителю
необходимо перестроить план занятия следует ограничить нагрузку, уменьшить
число повторений, исключить наиболее трудные, увеличить паузы между
при проведении медико
выполнением упражнений. Важное значение
биологических наблюдений приобретает определение внешних признаков
утомления.
9Внешние признаки утомления
Наблюдаемые
признаки и
состояние
ребёнка
Цвет лица, шеи,
выражение лица
Сильная
(выраженное
утомление)
Резкое
покраснение или
побледнение
кожи,
страдальческое
выражение лица
Общая сильная
потливость
(выделение соли
на коже, майке)
Резко учащенное,
поверхностное,
аритмичное
(вплоть до
одышки)
Глубокое
нарушение
координации
движений,
дрожание
конечностей
10
Средняя
(среднее утомление)
Степень выраженности утомления
Низкая
(небольшое
утомление)
Небольшое
покраснение
лица, выражение
его спокойное
Значительное
покраснение лица,
выражение его
напряженное
Потливость
Незначительная
Характер дыхания Несколько
учащенное,
ровное
Движение,
внимание
Бодрые, задания
выполняются
чётко
Выраженная
потливость лица
Резко учащенное
Неуверенные,
нечеткие,
появляются
дополнительные
движения.
МоторноеСамочувствие,
жалобы
Хорошее, жалоб
нет
возбуждение или
заторможенность
Жалобы на
усталость, отказ от
дальнейшего
выполнения заданий
Жалобы на
головокружение,
шум в ушах,
головную боль,
тошноту
Содержание программы
Понятие физической культуры личности и её связь с культурой общества.
Возникновение занятий физическими упражнениями. Физическая культура в
странах Древнего Востока, Древней Греции и Рима. Первые Олимпийские Игры.
Способы самостоятельного измерения ЧСС. Спортивные сооружения,
оборудование, инвентарь для занятий физическими упражнениями. Правила
подготовки мест для занятий физическими упражнениями. Выбор спортивной
одежды, инвентаря и гигиенические требования к ним. Безопасность при
занятиях физическими упражнениями, бытовой и уличный травматизм.
Дыхательные упражнения.
Главной задачей является восстановление
нарушенной функции лёгких. Систематическое и раннее применение лечебных
дыхательных упражнений способствует нормализации частоты и глубины
дыхания, улучшению выделения мокроты, дренажной функции, ликвидации
застойных явлений.
Спортивные игры.
11Баскетбол. Волейбол.
Подвижные Игры.
Упражнения из ЛФК:
Комплексы упражнений, разрабатываемые в соответствии с рекомендациями
врача и методиста ЛФК (с учетом индивидуального состояния здоровья и
характера протекания заболеваний).
Аэробика:
Различные комплексы упражнений под музыку. Танцевальные движения.
Требования к качеству освоения программного материала
Иметь представления:
• о правилах профилактики травматизма во время занятий физическими
упражнениями на открытых спортивных площадках;
• о гигиенических требованиях к спортивному инвентарю, оборудованию и
форме одежды;
• о правилах ведения дневника самонаблюдения.
Уметь:
• выполнять комплексы упражнений на развитие дыхания (грудное, брюшное,
смешанное);
• выполнять комплексы корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных
медицинских показаний;
• выполнять танцевальные упражнения;
• играть в спортивные игры волейбол, баскетбол;
играть в различные подвижные игры.
Классификация клинических заболеваний ослабленных детей
12Как правило, ослабленные дети, имеющие клинические диагнозы, ведут
малоподвижный образ жизни, нормальный двигательный режим для них может
на первых порах явиться сильным раздражителем. Поэтому перед учителем и
врачом стоит задача кропотливо подбирать оптимальный индивидуальный
двигательный режим и убеждать каждого ученика, что только систематические
занятия физкультурой помогут ему избавиться от недуга.
Опыт работы с детьми, у которых имеются проблемы со здоровьем, позволяет
классифицировать их заболевания по трем основным группам:
Нарушения опорнодвигательного аппарата
Формирование опорнодвигательного аппарата начинается с раннего возраста.
Этот процесс находится в прямой зависимости от рационального двигательного
режима. Чаще всего патология опорнодвигательного аппарата приводит к
неблагоприятным (иногда необратимым) изменениям функциональных систем и
органов. Для выявления патологии на начальной стадии в условиях школы
необходимо обязательное ознакомление с медицинскими картами учащихся.
Заболевания сердечнососудистой системы
При заболеваниях сердечнососудистой системы оздоровительная физкультура
показана во многих случаях, но формы занятий строго регламентированы.
Только врач может определить степень заболевания ребенка, страдающего
отклонениями в работе сердечнососудистой системы. Перевод детей из числа
временно освобожденных от занятий физкультурой в специальную группу
производится также врачом.
При нейроциркульной дистонии оздоровление средствами физкультуры должно
проводиться с соблюдением принципов умеренности,
ритмичности,
постепенности увеличения нагрузок. Важное значение имеет эмоциональная
насыщенность занятий. В зависимости от состояния здоровья эти школьники
13могут заниматься в подготовительной группе или временно переводиться в
СМГ.
При наличии у детей признаков вторичной артериальной или сосудисто
почечной гипертонии они должны быть зачислены в СМГ, в подгруппу «Б». Их
можно обучать несложным двигательным действиям на фоне небольших
напряжений, рекомендовать прогулки, пребывание в лесу, в деревне.
Бронхолегочная патология
При начальных и неосложненных формах хронического бронхита, в случаях,
когда вентиляция легких не нарушена, школьники могут заниматься по
образовательной программе СМГ, но внимание должно сосредоточиться на
обучении их произвольному рациональному дыханию, при котором выдох
продолжительней, чем вдох. Обучать дыханию следует в статических
положениях и во время движения.
Примерное распределение учебного времени
по разделам программы
№ Виды программного материала
1 Теоретические сведения «Двигательный режим
школьников». Индивидуальные особенности
детей.
Кол.
часов.
В процессе занятий
2 Лёгкая атлетика
3 Гимнастика
9 ч
9 ч
144 Спортивные игры
5 Дыхательные упражнения.
6 Упражнения из комплекса лечебной
физкультуры.
7 Аэробика.
8 Работа на тренажерах.
9 Подвижные игры.
Итого:
14 ч
7 ч
9 ч
8 ч
5 ч
7 ч
68
Примерный комплекс упражнений
для учащихся СМГ с нарушением осанки
Приложение № 1
Осанкой называется непринуждённая привычная поза человека в вертикальном
положении. При правильной осанке человек без активного напряжения держит
прямо туловище и голову, плечи развёрнуты и слегка опущены, лопатки
15приведены к позвоночнику, уровни надплечий, нижних углов лопаток, костей
таза и треугольники талии симметричны, живот подтянут, тазобедренные и
коленные суставы выпрямлены, отсутствуют деформации нижних конечностей.
К дефектам осанки относятся сутулость, круглая спина, плоская спина и
кругловыгнутая спина. При дефектах осанки надплечья и нижние углы лопаток
расположены на разных уровнях. Один из треугольников талии сглажен.
При сутулой спине слегка западающая спина, некоторое усиление грудного
кифоза.
При круглой спине плечи свисают вперёд, грудь сужена, живот слегка
выпячен.
При кругловыгнутой спине равномерный грудопоясничный кифоз переходит в
нижнепоясничный лордоз, туловище слегка отброшено назад.
Большое влияние на воспитание осанки оказывает развитие мышечно
суставного чувства. С приобретением этого качества ребёнок легче определяет
разницу между правильным и неправильным положением тела в пространстве.
Упражнения, помогающие выработать мышечносуставное чувство, следующие:
1. Упражнения в вертикальной плоскости:
а). Дети, приняв под контролем учителя правильное положение у вертикальной
плоскости, отходит от нее и, сохраняя правильную осанку, возвращаются к ней,
прикасаясь прежними точками – лопатками, ягодицами, пятками;
б). Приседания, скользя спиной по вертикальной плоскости, при этом, чем
большая поверхность тела соприкасается с плоскостью, тем совершеннее
развивается мышечное чувство;
в). Принятие правильной осанки перед зеркалом. Зрительный контроль помогает
уменьшить асимметрию частей тела, привести отклонённый корпус к средней
линии и установить параллельность линий надплечий тела.
162. Удержание различных предметов на голове (при условии сохранения
правильной осанки) в сочетании с упражнениями на равновесие на широкой, а
затем на узкой площади опоры.
Для исправления осанки от детей требуется проявление настойчивости,
поэтому необходимо внушить детям, чтобы самоконтроль за осанкой они
начинали с утра, в течение дня помнили о ней и периодически проверяли себя у
зеркала.
Комплекс упражнений для детей с нарушенной осанкой
1. Полное вытягивание позвоночника: встаньте, слегка согнув колени, руки
сцепите спереди. Во время вдоха поднимите руки вверх, ладонями к потолку,
поднимая плечи и грудную клетку. По мере опускания плеч вниз распрямляйте
их. По мере того, как вы медленно опускаете руки, плечи расслабляются.
2. Наклоны в сторону: встаньте и наклоните голову направо так, чтобы ухом
коснуться плеча. Снова встаньте прямо и повторите в другую сторону.
3. Повторите упражнение на полное вытягивание позвоночника.
4. Встать у стены, касаясь ее затылком, спиной и пятками, сделать шаг в
сторону, потом вперед; положение, принятое у стены, проверьте перед зеркалом,
чтобы запомнить его зрительно. В такой позе пройдите по комнате.
5. Стоя у стены и прижавшись к ней, присесть на корточки с прямой спиной,
касаясь затылком стены.
6. Стоя у стены в том же положении, сделать несколько движений: руки вверх
– в стороны – вперед – на пояс; медленно поднять согнутую ногу, захватив ее
руками, прижать к туловищу, не отклоняясь от стены.
17Комплекс корригирующей гимнастики при
сколиозах 13 степени неуравновешенной формы
Основные задачи:
181. Воспитание навыка правильной осанки.
2. Укрепление мышечного корсета.
Исходное положение
Выполнение упражнения
Дозировка Методические
указания
1. Лёжа на спине. Руки под
головой.
2. Лёжа на спине, руки вверху
чуть шире плеч.
3. Лёжа на спине, руки вдоль
туловища чуть шире плеч,
ладонями вперед.
4. То же
5. Лёжа на спине, руки на
поясе.
6. Лёжа на спине, руки под
головой.
7. Лёжа на спине, руки вдоль
туловища.
8. Лёжа на спине, руки под
головой, ноги согнуты под
углом 90 в коленных суставах.
Отдых.
2 мин.
Лежать прямо,
расслабленно.
Продолжительные потягивания
руками вверх в чередовании с
кратковременными
расслаблениями.
Сч.1 –кисти к плечам, пальцы
сжать в кулак, поднять левую
ногу вперёд,
согнутую в
коленном и тазобедренном
суставах. Сч.2и.п. Сч.34то же
с правой ногой.
Сч. 1 поднять левую прямую
ногу под углом 45 над полом и
руки вперед. Сч. 2 – и.п. Сч. 34
– то же с правой ногой.
Сч. 12 – скользя по полу,
развести ноги врозь шире плеч.
Сч. 34 – скользя по полу,
соединить ноги.
Сч. 1 поднять левую прямую
ногу под углом 45 над полом.
Сч.2 – поднять правую ногу,
согнутую под углом 90 в
коленном и т/б суставах. Сч. 3
4–и.п. Сч.58 то же с правой
Поднимая руки вверх, потянуть
их и сделать глубокий вдох.
Медленно опуская руки,
сделать медленный выдох.
Сч. 1 – выпрямить левую ногу
под углом 4550 над полом. Сч.
2выпрямить правую ногу под
углом 4550 над полом. Сч.3
поставить левую ногу в и.п. Сч.
4поставить правую ногу в и.п.
Сч. 58 – тоже с правой.
68 раз
68 раз
Во время
потягивания стопы
разгибать (на себя).
Дыхание
произвольное, не
задерживать.
В и. п. – вдох, на сч.
12 выдох, дыхание
не
глубокое,
обычное.
68 раз
В и. п. – вдох. На сч.
12 – выдох.
68 раз
Дыхание
произвольное.
68 раз
68 раз
Строго соблюдать
симметричность.
Вдох в и.п. и на счёт
1234 – выдох.
Согнутую
ногу
выпрямлять,
скользя по полу.
Вдох через нос,
выдох через рот,
сложив
губы
трубочкой.
68 раз
Дыхание
произвольное,
задерживать.
не
199. Лёжа на спине, руки под
головой, ноги согнуты под
углом 90 в коленных суставах.
Руки на животе.
Диафрагмальное дыхание.
34 раза
Вдох
глубокий
через нос, выдох
через рот, сложив
губы трубочкой.
Темп
индиви
дуальный.
Приложение № 2
20Примерный комплекс упражнений для учащихся
СМГ с заболеваниями органов дыхания
При выполнении данные упражнения необходимо чередовать с дыхательными
и расслабляющими упражнениями, чтобы снизить общую нагрузку и укрепить
дыхательную мускулатуру.
Обучение рациональному дыханию важная и сложная задача. Обучать
правильному дыханию следует как в статических положениях, так и во время
движений. При расширении грудной клетки – делать вдох. При сжимании –
выдох. Удлинению фазы выдоха способствуют упражнения, выполняемые на
выдохе через рот. Дыхание во время приседаний, во время поворотов, наклонов
туловища, ходьбы.
Комплекс № 1
Дыхательные упражнения для учащихся 1517 лет
1. На счёт 14 медленный глубокий вдох;
58 медленный полный выдох.
2. На счёт 13 медленный глубокий вдох;
4 быстрый выдох ртом.
3. На счёт 1 быстрый вдох ртом;
26 медленный полный выдох. Повторить 4 раза
4. На счёт 1 вдох небольшой порцией;
2 пауза на выдохе;
3 вдох небольшой порцией;
4 пауза;
5 вдох небольшой порцией;
6 пауза;
2178 полный выдох.
На счёт 18 свободное дыхание. Начинать следует с 12 пауз, постепенно
довести до 56 раз. Повторить 2 раза.
5. На счёт 12 полный глубокий вдох;
3 пауза;
4 выдох небольшой порцией;
5 пауза на выдохе;
6 выдох небольшой порцией;
7 пауза на выдохе;
8 полный выдох.
На счёт 18 свободное дыхание. Повторить 2 раза.
6. На счёт 12 полный вдох;
36 задержка дыхания;
78 полный выдох.
На счёт 18 свободное дыхание.Повторить 2 раза.
Комплекс № 2
Учащимся с заболеваниями органов дыхания (хронический бронхит,
бронхиальная астма, и др.) противопоказаны упражнения, вызывающие задержку
дыхания, натуживание.
1. Ходьба на месте, постепенно увеличивая темп, размашисто работая руками в
течении 1 минуты.
2. И. п. –стойка ноги врозь. Сч. 12 руки вверх – вдох носом. 34 руки вниз –
продолжительный выдох. Повторить 810 раз.
3. И. п. –стойка ноги врозь, руки перед грудью. Сч.13 руки назад. 4и.п.
Дыхание произвольное. Повторить 56 раз.
4. И. п. –стойка ноги врозь, руки на поясе. Сч. 12 –отвести плечи назад –
глубокий вдох носом. Сч. 34 – плечи вперёд – выдох ртом. Повторить 56 раз.
225. И. п. – о.с., руки на поясе. Сч. 1 подняться на носки – вдох. Сч. 2 – присед –
выдох. Сч. 3 – встать – вдох. Сч. 4 и. п. – выдох.
6. И. п. – о. с. Сч. 1 – мах левой, руки в стороны вдох. Сч. 2 – и. п. – выдох. Сч.
3 – мах правой, руки в стороны – вдох. Сч. 4 – и. п. – выдох.
7. И. п. –о. с., руки вверх. Сч. 1 – наклон, руки назад. Сч. 2 – и. п. Сч.34 – то же.
Дыхание произвольное.
8. Ходьба на месте, постепенно увеличивая темп, размашисто работая руками в
течении 1 минуты.
9. И. п. –стойка ноги врозь. Сч. 12 руки вверх – вдох носом. 34 руки вниз –
продолжительный выдох. Повторить 810 раз.
Дыхание не задерживать.
23Приложение № 3
Примерные комплексы упражнений для учащихся
СМГ с заболеваниями органов желудочно
кишечного тракта, желчного пузыря, печени
При заболеваниях органов желудочнокишечного тракта, желчного пузыря,
печени уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются
прыжки.
Комплекс упражнений
1. И. п. – о. с., руки перед грудью. Сч. 1 – руки в стороны – вдох. Сч. 2 – и.п. –
выдох. Сч. 34 – то же.
2. И. п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. Наклоны в стороны.
3. И. п. – то же. Повороты в стороны с отведением руки в сторону поворота.
4. И. п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. Круговые движения тазом.
5. И. п. – то же. Пружинистые приседания.
6. И. п.–стойка ноги врозь.Сч.13–наклон вперёд,руками достать пола.Сч.4и.п.
7. И. п. – сед ноги врозь. Сч. 13 – наклон вперёд, руками достать носков ног.
Сч. 4 – и. п.
8. И. п. – лёжа на спине. Перекаты туловища вправо, влево.
9. И. п. – лёжа на спине. Сч.1–левая к груди. Сч.2 – и. п. Сч. 34 – то же правой.
10. И. п. – лёжа на спине. Приподнимание таза.
11. И. п. – лёжа на боку. Сч. 1 – левая к груди. Сч. 2 – и. п. Сч. 34 – то же
правой. Помогать руками.
12. И. п. – упор стоя на коленях. Сч. 1 – мах левой назад. Сч. 2 – и. п. Сч. 34 –
то же правой.
13. И. п. – упор стоя на коленях. Прогибание в грудном отделе.Повторить 56 р.
2414. И. п. – о. с., руки перед грудью. Сч. 1 – руки в стороны – вдох. Сч. 2 – и.п. –
выдох. Сч. 34 – то же.
Упражнения выполняются в медленном темпе. Упражнения чередуются с
дыхательными и упражнениями на расслабление.
Комплекс упражнения для профилактики плоскостопия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Сгибание и разгибание пальцев – 1215 раз.
Движение большого пальца вверх, а остальных вниз.
Ходьба на носках (5 шагов) и на пятках (5 шагов).
Захваты пальцами различных предметов.
Ходьба на наружной стороне стопы – 15 шагов.
Катание стопой скалки, теннисного мяча по 3 мин. для каждой ноги.
Ходьба с перекатом стопы.
Лежа на спине, сгибать и разгибать ноги, удерживая пальцами предмет.
Релаксационные упражнения
1.
И. п. – стоя руки согнуть в локтях: встряхивание кистей рук.
И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки вниз, спину прогнуть: ритмичные
2.
подъемы плеч вверх на вдохе и резкие расслабление мышц на выдохе.
3.
4.
И. п. – стоя ноги на ширине плеч: повороты туловища в стороны.
И. п. – в висе на перекладине: 1 – махи, 2 – повороты туловища вправо
влево.
5.
И. п.– лежа на спине, ноги согнуть в коленях, упор на ступни:
встряхивание мышц задней поверхности бедер и голеней.
Лечебная физкультура при плеврите
25И. п. – стоя, руки на голове. Наклон туловища вправо и влево 46 раз.
1.
Темп средний. Дыхание свободное.
И. п.– стоя, руки опущены. Поднять руки вверх над головой, опустить и
2.
завести их за спину, сделать выдох. Повторить упражнение в медленном темпе 4
раза.
3.
И. п. – стоя, руки вытянуты вперед, ладони соединены. Развести руки в
стороны, удерживая их на уровне плеч, сделать вдох, на выдохе руки свести.
Проделать упражнение 34 раза. Темп медленный.
И. п. – руки вниз. Поднять правую руку вперед, выполнить ею круговое
4.
движение назад, то же – с левой.
И. п. – стоя, руки на поясе. Свести локти назад – вдох, вернуться в
5.
исходное положение – выдох. Выполнить 3 раза в медленном темпе.
И. п. – в руках резиновый мяч. Ударить мячом о стенку и поймать его (68
6.
раз). Темп средний. Дыхание свободное.
И. п. – поднять правую ногу, согнутую в колене. Бросить изпод нее мяч
7.
вверх и поймать, то же – с левой. Повторить 56 раз. Темп средний. Дыхание
свободное.
8.
И. п. – стоя, руки вниз. Развести руки в стороны – вдох, положить ладони
на нижние ребра, слегка нажимая на них – выдох. 34 раза. Темп медленный.
9.
Спокойная ходьба.
Упражнение для профилактики остеохондроза
1.
Поднять руки впередвверх (вдох), вернуться в исходное положение
(выдох). Повторить 45 раз.
2.
Попеременное сгибание ног в коленных суставах (610 раз). Дыхание
произвольное.
3.
Попеременно прижать плечи, лопатки, поясницу, бедра к плоскости
кушетки с последующим расслаблением мышц (57 сек.).
264.
5.
Положить руки на живот. Диафрагмальное дыхание.
Согнуть ноги в коленях, поднять и опустить таз, максимально при этом
напрягая ягодичные мышцы (45 раз). Исходное положение – лежа на животе.
6.
Приподнять плечи, выполнять имитационные упражнения руками как при
плавании брассом (68 раз). Дыхание произвольное.
7.
Попеременно отвести и привести прямую ногу, не касаясь кушетки (68
раз). Дыхание произвольное.
8.
Стоя в упоре на коленях, вытянуть руки вперед, положить на затылок,
слегка приподнять туловище; вернуться в исходное положение (проделать 45
раз). Дыхание произвольное. Сесть на пятки, максимально потянувшись руками
вперед (45 раз).
9.
Подтянуть к правой руке левое колено. То же – другой ногой.
10. Поочередно поднять и удерживать ногу в течение 57 сек. (34 раза).
Дыхание произвольное.
11. Потянуться левой (правой) рукой вверх, не прогибаться (проделать 46
11.
раз). Дыхание произвольное.
27Приложение № 4
Коррекция зрения
Гимнастика для глаз.
Каждый блок упражнений выполняется отдельно:
с открытыми глазами;
1.
2.
3.
4.
с закрытыми глазами;
на мысленном уровне, с закрытыми глазами;
движение глаз вверхвниз.
движение глаз влевовправо.
движение влевоцентрвправоцентр.
«восьмёрка» плавные движения глаз по знаку бесконечности:
по часовой стрелке;
против часовой стрелки.
5. «Бантик» движение глаз с фиксацией на каждом уголке бантика:
по часовой стрелке;
против часовой стрелки.
6. «Циферблат» движение глаз по кругу, по часовой стрелке и против часовой:
28 голова прямо;
голова вниз;
с наклоном головы
Приложение № 5
ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ УРОКА АЭРОБИКИ
Подготовительная часть
1. Ходьба на месте. 1–4 – четыре шага на месте; 5–8 – четыре шага на месте,
ноги врозь.
2. Ходьба на месте, руки за спину.1–2 – правую руку вверх; 3–4 – левую руку
вверх; 5–6 – правую руку за спину; 7–8 – левую руку за спину.
3. И.п., о.с.: руки за спину. 1 – шаг влево в стойку, ноги врозь; 2 – шаг правой
назадвлево; 3 – шаг левой в стойку, ноги врозь; 4 – притоп правой и левой
ногами; 5–8 – то же вправо.
4. И.п., о.с.: руки за спину. Прыжки, ноги врозь.
5. И.п., о.с.: 1 – шаг влево в стойку, ноги врозь; 2 – шаг правой влево в стойку
скрестно правой; 3 – шаг левой в стойку, ноги врозь; 4 – приставить правую; 5–8
– то же влево.
6. И.п., о.с.: 1–4 – поочередные сгибания ног вперед, поднимая руки вперед и
опуская их впередвниз.
7. И.п., о.с.: 1 – правую голень и руки назад; 2 – и.п.; 3–4 – то же левой.
8. И.п., о.с.: руки незначительно согнуты. 1 – сгибая правую в сторону, стойка
ноги врозь; 2 – приставляя левую, и.п.; 3–4 – то же влево.
9. И.п., о.с.: руки за спину. 1 – полуприсед; 2 – и.п.; 3 – правую голень назад; 4 –
и.п.; 5–8 – то же левой.
Основная часть
2910. И.п.: стойка на правой, левая впередвниз, руки за спину. 1 – прыжком
стойка на левой, правая голень назад; 2 – прыжок на правую, левая впередвниз.
Затем выполнить то же, поменяв положение ног.
11. И.п., о.с.: руки полусогнуты. 1 – шаг влево в стойку, ноги врозь; 2 –
приставить правую; 3 – шагом правой влево поворот кругом в стойку, ноги
врозь; 4 – приставить левую; 5–8 – то же вправо.
12. И.п., о.с.: руки полусогнуты. 1 – шаг влево в стойку, ноги врозь; 2 – шаг
правой влево в стойку скрестно правой; 3 – шаг левой в сторону в стойку, ноги
врозь; 4 – приставить правую; 5–8 – то же вправо.
13. И.п., о.с.: руки полусогнуты. 1 – шаг вправо в стойку, ноги врозь; 2–3 – шаг
левой вправо с поворотом кругом в стойку, ноги врозь; 4 – приставить правую.
14. И.п., о.с.: 1–4 – поочередное сгибание ног вперед, руки впередвниз; 5–6 –
приставной шаг влево; 7–8 – приставной шаг вправо.
15. И.п., о.с.: руки полусогнуты.1–8 – четыре скрестных шага влево с хлопком в
ладони; 9–16 – то же вправо. Затем выполнить то же, передвигаясь спиной
вправо и влево.
16. И.п., о.с.: 1–4 – четыре шага по кругу вправо; 5–8 – четыре разгибания
поднятой руки вверх, кисть в кулак. Затем выполнить то же влево с движением
левой руки.
Заключительная часть
17. И.п.: упор на предплечьях, стоя на правом колене, левая нога незначительно
согнута. 1 – разогнуть ногу; 2 – и.п. Затем повторить то же правой ногой.
18. И.п.: упор на предплечья, стоя на правом колене, голень левой ноги назад. 1
– отвести бедро назад; 2 – и.п. Затем повторить то же правой ногой.
19. И.п.: лежа на левом боку, правая нога полусогнута. 1 – разогнуть правую
ногу назадвверх; 2 – и.п. Затем выполнить то же, лежа на правом боку.
20. И.п.: то же. 1 – отвести правую ногу назад; 2 – и.п. Затем проделать то же
левой ногой, лежа на правом боку.
21. И.п.: упор на правом предплечье, сидя правым боком, правая нога согнута,
левая рука на поясе. Поднимание левой ноги вверх и впередвверх и опускание
ее вниз. Затем то же правой ногой, сидя левым боком.
22. И.п.: сед с опорой о предплечья, согнув правую ногу, левая впередвниз.
Поднимание левой ноги вверх и опускание ее вниз. Затем поменять положение
ног.
23. И.п.: лежа на спине. 1 – сгибая ноги, наклон туловища и головы вперед; 2 –
и.п.
24. И.п.: лежа на спине правая нога впередвверх с захватом за голень.
Удержание ноги, растягивая мышцы задней поверхности бедра. Затем поменять
положение ног.
25. И.п.: упор лежа. 1–4 – упор лежа прогнувшись с опорой о бедра, 5–8 – и.п.
26. И.п.: положения выпада правой ногой, левая опирается о пол всей стопой.
Удерживать 16 сек. Затем поменять положение ног.
3027. И.п.: то же, но голень впереди стоящей ноги расположена вертикально.
28. И.п.: упор присев на левой ноге, правая – назад на носок. Удерживать 16 сек.
Затем сменить положение ног.
Литература
1. А.Н Каинов. И.Ю. Шалаева. Физическая культура «Система работы с
учащимися специальных медицинских групп. Рекомендации, планирование,
программы» 2009 г.
2. Р.А. Нурмухаметова, Т. В. Филиппова. «Методические рекомендации по
организации занятий лечебной физкультурой с детьми школьного возраста при
нарушениях осанки и сколиозе». 1994.
3. Э. Г. Булич. Физическое воспитание в специальных медицинских группах.
Москва, 1996.
4. В. С. Новиков, Р.А. Дмуховский. Факультет здоровья. 1987.
5. В. С. Рыжкова. Физическая культура девушки. 1991.
316. В. Н. Касаткина, Л. А. Шеплягина. Здоровье. Учебнометодическое пособие.
Москва, 2007.
32