Программа по географии ЯНАО
Оценка 4.8

Программа по географии ЯНАО

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
география
8 кл—9 кл
30.01.2017
Программа по географии ЯНАО
Рабочая программа го географии Ямало-Ненецкого автономного округа предназначена для учащихся 8-9 классов. Имеются планирование по каждому классу, тематические контрольные работы по каждому разделу. Программа составлена с учетом возрастных особенностей учащихся. При изучении тем можно и межпредметные связи: как литература, биология, история.
География Ямала.docx
Тюменская область Красноселькупский район  Муниципальная общеобразовательная  школа ­ интернат»  Раттовская общеобразовательная школа – интернат  Основного общего образования имени С.И. Ирикова Рассмотрено на МО                  Согласовано                                      УТВЕРЖДАЮ Руководитель МО ________    зам. дир. УВР                      Директор МОШИ РОШИ ООО                                             ___________ Веселкова Т.В.          ___________Водолазкина Л.Г.                 «   » ___________ 2010г.         «   » ______________ 2010г.     «   » ________________ 2010 г. Протокол №   от         2010 г. РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  ПО ГЕОГРАФИИ ЯНАО        8­9 классы Общеобразовательный уровень II ступень образования                                                                            Рабочая программа по учебному предмету                                                                          «География ЯНАО» составлена на основе авторской                                                                         программы Ускова М.В., Орлова А.Н., Козориз М.М.,                                                                         Программа Ямало­Ненецкого Окружного Института                                                                        Усовершенствования учителей, учебная программа,                                                                            региональный компонент,  География ЯНАО 8­9 кл.,                                                                          Салехард, 2003г.                                                                                                                                              Программу составил: Абдуллин Салих Хисамович                                                                     Учитель 1 квалификационной категории Ратта 2010 г Пояснительная записка Рабочая   программа   по   учебному   предмету   «География   ЯНАО»   составлена   на   основе авторской   программы  Ускова   М.В.,   Орлова   А.Н.,   Козориз   М.М.,   Программа   Ямало­Ненецкого Окружного   Института   Усовершенствования   учителей,   учебная   программа,   региональный компонент,  География ЯНАО 8­9 кл., Салехард, 2003г. Рабочая   программа   ориентирована   на   использование   учебного   пособия   Калинина   В.М., Козина   В.В.,   Ларина   С.И.,   Осипова   В.А.,   Поповой   Т.В.,   Соромотиной   О.В.,   Старкова   В.Д. География Ямало­Ненецкого автономного округа. Учебное пособие для учащихся 8­9 классов. ­ Тюмень: ТГУ, 2001. и атласа Притворова А.П. Географический атлас ЯНАО. ­ М.:ДИК,1999. Программа рассчитана на 52 часа. Концепция курса. География ЯНАО изучается в школах нашего субъекта Российской Федерации с 1997 года, в 1998 г. данный курс введен в базисный учебный план общеобразовательных учреждений ЯНАО на уровне национально­ регионального компонента образования в объёме   34 часа ( в 8 классе по одному часу в неделю) и 18 часов (в 9 классе по одному часу в неделю­первое полугодие) Важнейшие   требования   к   программе   по   географии   ЯНАО   продиктованы   современной идеологией   образования­   она   должна   быть   личностно­   ориентированной,   что   предполагает   не только   обновление   содержания   географического   образования,   но   и   существенное   изменение организации обучения, воспитания и развития учащихся. Немаловажно   требование   социализации   личности   учащихся,   предполагающее   процесс усвоения человеком социального опыта, норм ценностей, ролей. География помогает видеть окружающий мир таким, каков он есть, сделать правильный выбор   жизненного   пути.   К   числу   социальных   ролей   можно   отнести   три   важнейших   и   тесно связанных с изучением географии: «я­ житель», «я­ работник», «я­ гражданин». В связи с этим необходимы   развёрнутые   знания   о   природных   и   экономических   условиях   своей   жизни,   об особенностях развития производства на основе рыночных отношений. Каждому   школьнику   как   жителю   нашего   округа   должно   быть   небезразлично   знание благоприятных   и   неблагоприятных   сторон   окружающей   природной   среды,   уровня   развития инфраструктуры и экономического окружения. Для социальной   роли работника важны, прежде всего,   социально­   экономические   условия,   и   в   особенности,   сфера   приложения   труда, экономическое состояние предприятий, денежные доходы, реакция на происходящее в экономике. Особенно   широки   гражданские   потребности   личности,   в   частности,   конституционное   право каждого   гражданина   на   благоприятную   среду   и   получение   достоверной   информации,   на   ее состояние (ст. 42 Конституции РФ), обязанность бережно относиться к природной среде и охранять природу (ст. 58 Конституции РФ). Курс географии ЯНАО должен удовлетворять эти социальные потребности. Хорошие знания географических особенностей округа­ это один из важнейших элементов географической картины мира, формирование которой является главной образовательной целью в настоящее время. Еще одна общечеловеческая проблема, помочь разрешить которую  призван курс географии округа­   поиск   ответов   на   вопросы:   что   нас   ждет   в   будущем?   Чему   нас   научит   прошлое? Содержание данного курса должно способствовать нахождению альтернативы потребительскому отношению   к   природе,   расточительству   её   богатств.   Оно   должно   включать   материалы, предполагающие   формирование   новых   ценностных   ориентаций   по   отношению     к   природе, знакомство учащихся с реальными экологическими проблемами современной жизни. Особенности содержания, структуры и методики изучения курса. Особенностью   содержания   курса   географии   ЯНАО   является   ориентация   на   личность школьника,   его   потребности   и   ценности,   на   реализацию   концепции   личностно­   деятельного интеграционного подхода. Эта концепция нашла отражение в принципах отбора содержания.  Принцип междисциплинарности и комплексности объясняется интегративным характером географических знаний, так как в географии любая территория рассматривается как совокупность геосистем,   объединенных   пространственными   связями   и   межсистемным   обменом.   Геосистемы представляют   собой   интегральные   образования,   включающие   природу,   человека   (население), хозяйство (экономику).  Личностный принцип проявляется в учете особенностей учащихся подросткового возраста, реализует идею гуманизации образования, ориентирует учеников на осознание разносторонности их связей с природой. Позволяет формировать новое целостное отношение школьников к природе, экологический   и   экономический   стиль   мышления.   Данный   принцип   реализуется   также   через систему методов, форм и средств обучения. Деятельностный принцип – непосредственное вовлечение учащихся в работу по изучению и оценке   качества   окружающей   среды.   При   этом   предусматривается   конкретная   оценка   влияния различных видов хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. Проблемный   принцип   предполагает   овладение   системой   знаний   о   природных   условиях, территориальном распределении ресурсов, видах воздействия человека на природу и т.п., а также рассмотрение проблем ресурсного, отраслевого и территориального природопользования на основе экологических, географических и экономических законов и закономерностей. Принцип   историзма   дает   возможность   проследить     основные   этапы   изменений   во взаимодействии общества и природы, в характере влияния на окружающую среду по мере развития масштабов и  объёмов  воздействия,  а так же уровня экономической и  экологической  культуры населения   округа.   Изменение   характера   природопользования,   происходящего   во   времени, рассматривается в сочетании с пространственной неоднородностью природных условий и уровней социально­ экономического развития. Содержание курса географии ЯНАО раскрывается через систему понятий, часть из которых уже знакома учащимся, и в данном курсе развивается и обобщается. Особенностью содержания  курса является его практическая направленность. Цель   курса  ­   формирование   у   учащихся   правильных   представлений   в   природных, социальных и экономических системах Ямала.  ­   расширять   и   углублять   знания   по   географии   Ямало­   Ненецкого   автономного   округа (ЯНАО). ­   совершенствовать   картографические   умения,   навыки   наблюдения,   обрабатывать   и анализировать результаты, пользоваться источниками краеведческого содержания Задача курса: 1)формирование   правильной   ориентации   учащихся   в   природных   социальных   и   экономических проблемах округа; 2)помощь учащимся  в выборе ими путей наиболее рационального и эффективного приложения своих сил на благо округа и России. Программа   построена   с   учётом   интеграции   содержания   физической,   экономической   и социальной географии. Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать глубокие знания и умения   краеведческого   содержания,   так   как   программа   включает   характеристику   основных объектов   природы,   населения,   проблемы,     от   местного,   окружного   ,   до   российского.   Сильной стороной   программы   является   ее   прикладная   направленность.   Реализация   регионального компонента   ориентирует   учащихся   на   организацию   личностного   познания   родного   края   от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению. Ученики не только самостоятельно изучают особенности предмета с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывая собственные гипотезы, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.  Межпредметные связи Изучение   многих   тем   учебника   предполагает     использование   межпредметных   связей   с   такими предметами,   как   биология,   Культура   народов   Ямала,   история,   экономическая   география, литература. Данная программа разработана с учётом этих изменений в составе учебно­ методического комплекса по курсу «География ЯНАО». Программа   определяет   содержание   предмета   и   отражает   требования   к   географической подготовке учащихся VIII­ IX классов. Программа   предназначена   для   изучения   основ   краеведения   в   общеобразовательных учреждениях ЯНАО и является национально­ региональным компонентом. Особенно актуальным данный курс является потому, что в этом году празднуется 80­ летие округа. Богатейший материал курса   географии   позволит   нынешним   школьникам   расширить   свой   кругозор   и   с   любовью относиться ко всему, что их окружает. Идеи регионализации в последнее время приобретают особое звучание и пронизывают все основные   виды   социальной   практики   ­   политику,   экономику,   науку,   образование.   Достаточно убедительным примером тому может служить широко обсуждаемая в последнее время концепция устойчивого   развития   России,   в   которой   специально   выделяется   региональный   аспект экономических и социальных проблем. Современная ситуация обнаруживает острую потребность в регионализации образования, которая предполагает становление развитого регионального образовательного пространства. В последнее время идеология образования ориентируется на развитии личности учащихся, на оказание помощи каждому выпускнику школы в выборе жизненного пути. Блок «Природа ЯНАО» рассматривается с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности населения и предполагает оценочные суждения. При этом природная среда должна рассматриваться   преимущественно   как   изменения   человеком,   и,   следовательно,   необходимо раскрыть   происходящие   изменения,   в   свою   очередь   влияющие   на   неё.   Изучение   каждого природного   компонента   следует   сопровождать   обзором   его   экологических   проблем.   Таким образом,   Программа   по   географии   ЯНАО   может   быть   обогащена   изучением   ряда   проблем_ экологических, экономических, социальных. В   блоке   «Население   ЯНАО»   предусматриваются   не   только   демографические   элементы характеристики населения, но и ознакомление школьников с рядом вопросов географии культуры. Следует показать содержание вклада населения округа в культуру России, рассмотреть не только экономические,   но   и   культурные   функции   городов.   Географичен   вопрос   о   трудовых     навыках местного населения, складывающихся на протяжении длительного времени и не потерявших своё значение и в наши дни.  Характеристика экономического облика округа, помимо традиционных элементов, призвана показать его хозяйственное своеобразие, раскрыть процессы и этапы его становления в прошлом и особенности   экономической   ситуации   в   настоящее   время.   Традиционный   отраслевой   подход   к характеристике   хозяйства   в   современных   условиях   недостаточен.   Личностно   ориентированная направленность   обучения   требует   ознакомления   учащихся   с   отдельными   предприятиями,   т.к. социализация   личности   предполагает   знание   местных   производств.   Подобные   сведения технологичны, но они делают характеристику отраслей живой, человечной. Специальный блок « Экология и охрана природы ЯНАО»  предполагает обзор изменений в природной среде под влиянием деятельности населения, выявления экологических проблем, обзор пути их решения. Существенно   увеличена   практическая   часть   программы.   Увеличено   количество практических работ, усилена их направленность на конечный результат учебно­ воспитательного процесса­   развитие   личности   учащихся,   так   как   они   предусматривают   собственную   оценку полученных результатов учебной деятельности, помогают не только формированию умений, но и усвоению   новых   знаний   о   географических   особенностях   округа,   их   оценке   для   жизни   и деятельности человека. Личностно­   деятельный   интегративный   подход   к   отбору   содержания   курса   географии ЯНАО определяет выбор методов и форм его изучения, ведущее место среди которых. Отводится методам поискового и исследовательского характера. Возрастает доля самостоятельной работы с различными   источниками   знаний,   включая,   помимо   учебника,   дополнительную   и   справочную литературу. Государственный образовательный стандарт содержания образования учащихся по географии ЯНАО 1. Территория, границы, географическое положение. 2. Природные условия и ресурсы ЯНАО. Геологическое   строение.   Особенности   рельефа   и   его   основные   формы,   полезные ископаемые. Тип   климата,   факторы   его   формирующие,   агроклиматические   ресурсы.   Климат   и хозяйственная деятельность человека. Внутренние   воды   и   водные   ресурсы.   Крупные   реки   и   озёра.   Многолетняя   мерзлота. Экологические проблемы рек, озёр и Карского моря. Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных почв округа, мер по сохранению почв. Растительный и животный мир ЯНАО, его охрана. Особо охраняемые территории. Разнообразие природных комплексов на территории округа. Арктические пустыни. Тундра и лесотундра. Тайга. Высотная поясность. Антропогенные факторы. 3. Население   ЯНАО.   Численность,   размещение,   естественное   и   механическое   движение населения,   демографическая   ситуация.   Национальный   состав.   Система   расселения. Городское и сельское население. Крупные города. 4. Экономика   ЯНАО.   Особенности   развития   хозяйства.   Традиционный   сектор   экономики. Нефтегазовый   комплекс.   Строительный   комплекс.   Лесной   комплекс.   Транспортный комплекс. Территориальная организация хозяйства. Внешние экономические связи. 5. Экология   и   охрана   природы   ЯНАО.   Проблемы   землепользования.   Экология   и   здоровье населения. Мероприятия по охране недр, растительного покрова и животного мира. Литература. 1. Ларин С.И. и др. География ЯНАО 8­9 класс.­ Тюмень, издательство ТГУ. 2001г. 2. Быковский В.А. Огонь, вода и нефтяные трубы Западной Сибири. Екатеринбург, 2002г. 3. Быковский   В.А.   Экологические   вопросы   при   разработке   нефтяных   месторождений Крайнего Севера. Екатеринбург 1999г. 4. Бахарева О.А. Национально­ региональный компонент в курсе географии.­ Йошкар­ Ола, 2002г. 5. Сафиуллин  А.З. Географическое краеведение в общеобразовательной школе (пособие для учителей)­ Москва «Просвещение», 2003г. 6. Сусой Е.Г. Из глубины веков. Тюмень, 1994г. 7. Дудников Н.Ф. Мой дом Север. Москва, 1997г. Тематический план География ЯНАО 8 класс Раздел Введение Тема Практическая работа Практическая работа №1 Обозначение на контурной карте границ округа и граничащих с ним регионов и субъектов России,  столицы округа, центров муниципальных образовании, крайних точек Раздел I.  Природа Ямало  ­Ненецкого  автономного  округа ТЕМА 1    ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ  ИСТОРИЯ,   СТРОЕНИЕ НЕДР  И РЕЛЬЕФ  ТЕРРИТОРИИ  ОКРУГА ТЕМА 2     КЛИМАТИЧЕСКИ Е РЕСУРСЫ ТЕМА 3   ВОДНЫЕ  РЕСУРСЫ территории ЯНАО Практическая работа №2. Обозначение основных месторождений округа Практическая работа №3. Определение характеристик климатических показателей Практическая  работа №4.  Характеристика  экологического  Количество часов 1 6 5 4 ТЕМА  4   ПОЧВЫ  И ЗЕМЕЛЬНЫЕ  РЕСУРСЫ ТЕМА  5    РАСТИТЕЛЬНЫЙ  И ЖИВОТНЫЙ  МИР  ТЕМА  6    ПРИРОДНЫЕ  КОМПЛЕКСЫ состояния рек и  озер местности Распределение  земельного фонда в пределах округа Практическая  работа №6.   Составление  комплексной  характеристики  ландшафта 6 6 8 4 34 Всего Содержание курса География ЯНАО 8 класс Введение: Территория, границы, географическое положение округа Географическое положение округа. Округ на карте России, в циркумполярной зоне мира. Оценка  размеров территории округа, его сухопутных и морских границ, географического, экономико­ географического и геополитического положения. История автономного округа как субъекта Российской Федерации. Его современное  административно­ территориальное устройство. Географическая уникальность округа. Практическая работа. Обозначение на контурной карте  границ округа и граничащих с ним  регионов и субъектов России,  столицы округа, центров муниципальных образовании, крайних  точек территории ЯНАО. Проектное задание. Подготовка сообщений о топонимике округа, микротопонимике своего  населенного пункта и его окрестностей. Раздел I. Природа Ямало ­Ненецкого автономного округа Тема 1   Геологическая история,  строение недр и рельеф территории округа Геологическая история и строение недр. Формы рельефа территории округа Происхождение форм рельефа. Полезные ископаемые:  углеводородное сырье Полезные ископаемые недр округа. Изменение рельефа в результате деятельности человека Практическая работа №2.  Обозначение основных месторождений округа ТЕМА 2    КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ Климатообразующие факторы. Агроклиматические ресурсы Многолетняя мерзлота и мерзлотные формы рельефа Изменение климата Практическая работа №3. Определение характеристик климатических показателей Контрольная работа по темам: «Природа ЯНАО и климатические ресурсы» ТЕМА 3   ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ Гидрографическая сеть округа. Озера, болота, подземные воды Внутренние воды. Водные ресурсы. Загрязнение водных ресурсов  Практическая работа №4. Характеристика экологического состояния рек и озер местности ТЕМА  4   ПОЧВЫ И ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ Факторы формирования почв. Земельные ресурсы. Практическая работа №5. Распределение земельного фонда в пределах округа Почвенный покров тундры и лесотундры Почвенный покров тайги и горной части Истощение почвы Практическая работа №5. Распределение земельного фонда в пределах округа Контрольная работа по темам: «Водные и земельные ресурсы» ТЕМА  5   РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР  Особенности развития  растительного мира Проектное задание. Подготовить рефераты о проблемах и охране растительного мира Видовое разнообразие животных Проектное задание. Подготовить рефераты о проблемах и охране животного мира Человек и животный мир. Редкие и исчезающие виды животных Животное население арктического побережья, тундры Животное население лесотундры и тайги Человек и растительный мир. Редкие и исчезающие виды растений «Красная книга» ЯНАО Контрольная работа по теме: «Растительный и животный мир» ТЕМА  6   Природные комплексы Почему важно изучать природные комплексы. Типологические ландшафтные комплексы Региональные ландшафтные комплексы Резервный урок Практическая работа №6.  Составление комплексной характеристики ландшафта Тематическое планирование курса География Ямала 8 класс Тема Введение. Территория, границы, географическое положение №п/ п 1 Раздел I. ПРИРОДА ЯМАЛО НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ТЕМА 1 ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ, СТРОЕНИЕ НЕДР И РЕЛЬЕФ ОКРУГА 2 Практическая работа Практическая работа №1. Обозначение на карте соседей Дат а Геологическая история и строение недр Формы рельефа территории округа Происхождение форм рельефа Полезные ископаемые: углеводородное сырье Полезные ископаемые недр округа. 3 4 5 6 7 Изменение рельефа в результате деятельности человека ТЕМА 2 КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ 8 Климатообразующие факторы Агроклиматические ресурсы 9. 10. Многолетняя мерзлота и мерзлотные 11 12 формы рельефа Изменение климата Контрольная работа по темам: «Природа ЯНАО и климатические Практическая работа №2. Обозначение основных месторождений округа Практическая работа №3. Определение характеристик климатических показателей ресурсы» ТЕМА 3 ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ 13. 14. Гидрографическая сеть округа Озера, болота, подземные воды Внутренние воды. Водные ресурсы Загрязнение водных ресурсов 15. 16. ТЕМА 4 ПОЧВЫ И ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ 17 18. Факторы формирования почв Земельные ресурсы. 19 20 Почвенный покров тундры и лесотундры Почвенный покров тайги и горной части Истощение почвы 21 22 Контрольная работа по темам: «Водные и земельные ресурсы» ТЕМА 5 РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР Особенности развития растительного 23 мира 24. Видовое разнообразие животных 25 Человек и животный мир. Редкие и исчезающие виды животных 26 Животное население арктического побережья, тундры 28 27 Животное население лесотундры и тайги Человек и растительный мир. Редкие и исчезающие виды растений «Красная книга» ЯНАО 29 30 Контрольная работа по теме: «Растительный и животный мир» ТЕМА 6 Природные комплексы 31. Почему важно изучать природные комплексы 32 33 34. Типологические ландшафтные комплексы Региональные ландшафтные комплексы Резервный урок Практическая работа №4. Характеристика экологического состояния рек и озер местности Практическая работа №5. Распределение земельного фонда в пределах округа Проектное задание. Подготовить рефераты о проблемах и охране растительного мира Проектное задание. Подготовить рефераты о проблемах и охране животного мира Практическая работа №6. Составление комплексной характеристики ландшафта Раздел II. ИСТОРИЯ ЗАСЕЛЕНИЯ И ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОСВОЕНИЯ ЯМАЛО­НЕНЕЦКОГО Содержание курса География ЯНАО 9 класс АВТОНОМНОГО ОКРУГА Этап традиционного освоения округа. Этап индустриального освоения округа Этап освоения месторождений нефти и газа Проектное задание. Подготовить сообщение об истории освоения края  РАЗДЕЛ Ш. НАСЕЛЕНИЕ ЯМАЛО­НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА Численность населения. Динамика и структура населения Демографическая структура в округе Расселение населения Практическая работа №1. Анализ демографической ситуации в своем районе РАЗДЕЛ IV. ЭКОНОМИКА И ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА  ЯМАЛО­НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА Особенности развития хозяйства округа. Традиционный сектор экономики. Животноводство. Растениеводство Нефтяная промышленность Газовая промышленность Электроэнергетика Машиностроение Лесо ­ химический комплекс Лесозаготовка Строительный комплекс Транспортный комплекс Основные виды транспорта Социальный комплекс Наука.  Образование.  Культура Перспективы и проблемы развития Внешнеэкономические связи округа Специализация округа Практическая работа № 2. Распределение поголовья оленей по хозяйствам и формам  собственности Практическая работа № 3. Описание пути из своего населенного пункта до Москвы  Практическая работа № 4. Сравнение специализации регионов  в округе Тематический план Курса География ЯНАО  9 класс Раздел Тема Практическая работа Раздел II. Тема 1.Этапы освоения Количес тво часов 3 территории округа Тема 2. Население Тема 3.Хозяйство округа. ИСТОРИЯ  ЗАСЕЛЕНИЯ И  ХОЗЯЙСТВЕННОГО  ОСВОЕНИЯ ЯМАЛО­ НЕНЕЦКОГО  АВТОНОМНОГО  ОКРУГА РАЗДЕЛ Ш. НАСЕЛЕНИЕ ЯМАЛО- НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА РАЗДЕЛ IV.  ЭКОНОМИКА И  ТЕРРИТОРИАЛЬНА Я ОРГАНИЗАЦИЯ  ХОЗЯЙСТВА  ЯМАЛО­ НЕНЕЦКОГО  АВТОНОМНОГО  ОКРУГА Всего Практическая работа №1. Анализ демографической ситуации в своем районе Практическая работа № 2. Распределение поголовья оленей по хозяйствам и формам собственности Практическая работа № 3. Описание пути из своего населенного пункта до Москвы. Практическая работа № 4. Сравнение специализации регионов в округе 4 2 13 18 Тематическое планирование курса: География Ямала 9 класс Тема №п/п Раздел II. ИСТОРИЯ ЗАСЕЛЕНИЯ И ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОСВОЕНИЯ ЯМАЛО­НЕНЕЦКОГО  АВТОНОМНОГО ОКРУГА Тема 1.Этапы освоения территории округа 1 Практическая работа Дата Этап традиционного освоения округа. Этап индустриального освоения округа Этап освоения месторождений нефти и газа РАЗДЕЛ Ш. НАСЕЛЕНИЕ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА Тема 2. Население 4 Численность населения. Динамика и структура населения Демографическая структура в округе Расселение населения РАЗДЕЛ IV. ЭКОНОМИКА И ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА ЯМАЛО­НЕНЕЦКОГО  АВТОНОМНОГО ОКРУГА Тема 3.Хозяйство округа. 6 Особенности развития хозяйства округа. Проектное задание. Подготовить сообщение об истории освоения края Практическая работа №1. Анализ демографической ситуации в своем районе Практическая работа № 2. Распределение поголовья оленей по хозяйствам и формам собственности Практическая работа № 3. Описание пути из своего населенного пункта до Москвы. Практическая работа № 4. Сравнение специализации регионов в округе 2 3 5 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Традиционный сектор экономики. Животноводство. Растениеводство Нефтяная промышленность Газовая промышленность Электроэнергетика Машиностроение Лесо - химический комплекс Лесозаготовка Строительный комплекс Транспортный комплекс Основные виды транспорта Социальный комплекс Наука. Образование. Культура Перспективы и проблемы развития Внешнеэкономические связи округа Специализация округа Ямало-Ненецкий автономный округ Красноселькупский район Тюменская область Муниципальная общеобразовательная школа - интернат Раттовская общеобразовательная школа –интернат основного общего образования имени С.И. Ирикова Учебно­методическое пособие  по географии Ямало­Ненецкого автономного округа Сборник географических диктантов Автор: Абдуллин С.Х. – учитель географии  МОШИРОШИООО им. С. И. Ирикова -2010 Предисловие  Ямал – в переводе с ненецкого языка – край Земли, за ним дальше – Северный Ледовитый океан.  Здесь круглый год чувствуется холодное дыхание Арктики. Ямал – это бескрайние просторы  тундры, изрезанные многими тысячами рек, озер и болот, это тайга и горы с несметными  богатствами недр, это долгая полярная ночь, освещаемая сполохами полярного сияния, это край  новых городов, где древние традиции соседствуют с вновь возникающими. Здесь многие из вас  родились и выросли, здесь вы живете. В последние годы возрождается интерес учащихся к изучению своего края. Вопросы, предлагаемые в форме географического диктанта, позволят преподавателям определить  степень усвоения учащимися основной общеобразовательной школы ­ интерната пройденного  материала по различным разделам «Географии ЯНАО» Целесообразность применения географических диктантов определяется постоянным и быстрым  увеличением объема информации, особенно в курсе экономической и социальной географии. Традиционные формы обучения, тренинга и контроля знаний  при всей их безусловной надежности  зачастую оказываются недостаточно эффективными либо требуют значительно больше времени для получения сходных результатов. Географический диктант является лишь элементом в целостной системе средств и методов,  применяемых для обучения. Географические диктанты составлены с учетом школьной программы ЯНАО.                                               Методический комментарий Географические диктанты составлены с применением кодовой системы ответов. Учитель записывает на доске условие и коды – цифры. Первая в ряду цифра – символ названия  географического явления, процесса или географической номенклатуры для первого варианта, а  вторая для второго варианта. Дальше учитель зачитывает вопросы, а ученики списывают цифры с  доски. Географический диктант №1  Территория, границы, географическое положение ЯНАО Вариант 1                                                    Вариант 2 1. Западно­Сибирская равнина                  12 2. Полярный Урал                                        11                        3. Ямал                                                           10 4. Тазовский                                                   9 5. Гыданский                                                  8 6. Обская губа                                                 7 7. Республика Коми                                       6 8. Долгано­Ненецкий автономный округ    5 9. Ханты­Мансийский автономный округ   4 10. Вилькицкого                                               3 11. Тюменская область                                    2 12. Архангельская область                              1 Вопросы: 1. Область, в состав которой входит ЯНАО. 2. Субъекты РФ, с которыми ЯНАО граничит на западе. 3. Остров, на котором находится самая северная точка ЯНАО. 4. Опресненный залив Карского моря. 5. Самый крупный полуостров ЯНАО. 6. Горы, расположенные на западе ЯНАО. 7. Субъект РФ, с которыми ЯНАО граничит на востоке. 8. Полуостров, говорящий о своих размерах. 9. Субъект РФ, с которыми ЯНАО граничит на юге. 10. Равнина, в пределах которой расположена большая часть ЯНАО. Ответы: 1 вариант – 11; 7,12; 10; 6; 5; 2; 8; 3; 9; 1 2 вариант – 2; 1,6; 3; 7; 8; 11; 5; 10; 4; 12. Географический диктант №2 Геологическое строение и рельеф ЯНАО. Вариант 1                                                    Вариант 2 1. Уралиды                                               12. 2. Рифты                                                   11. 3. Доуралиды                                           10. 4. Нижне ­ Обская низменность              9. 5. Нижнеенисейская возвышенность      8. 6. Таз – Пурская возвышенность            7. 7. Ненецкая возвышенность                    6. 8. Полуйская возвышенность                  5. 9. Пайер                                                     4. 10. Юрибейская гряда                                3. 11. Увал Нумто                                           2. 12. Трансгрессия                                         1. Вопросы: 1. Наступление моря на сушу. 2. Гряда, протянувшаяся вдоль побережья Гыданского полуострова. 3. Низменность, расположенная в широкой долине нижней Оби. 4. Складчатые структуры, образовавшиеся в каледонский и герцинский тектоно­ магматические этапы на месте западной части Урало­Охотского океана. 5. Возвышенность, расположенная в  междуречье рек Надым и Пур. 6. Наивысшая точка ЯНАО. 7. Возвышенность, расположенная  на востоке ЯНАО. 8. Возвышенность, вытянутая  вдоль южной границы округа. 9. Возвышенность, расположенная к западу от Надымской низменности. 10. Выступы доуральских структур в пределах Уральской складчатой системы. Ответы: 1 вариант – 12; 10; 4; 1; 7; 9; 5; 11; 8; 3 2 вариант – 1; 3; 9; 12; 6; 4; 8; 2; 5; 10 Географический диктант №3 Полезные ископаемые ЯНАО Вариант 1                                                    Вариант 2 1. Углеводородное сырье                 10. 2. И.М. Губкин                                    9. 3. Н.Н. Ростовцев                                8. 4. Уренгойское                                    7. 5. Медвежье                                        6. 6. Ленинградское                               5. 7. Русановское                                   4. 8. Урал                                               3. 9. Харбейское                                    2. 10. Новогоднее­Монто                       1. Вопросы: 1. Академик, спрогнозировавший нахождение в Западной Сибири крупнейшей в мире  нефтегазоносной провинции. 2. Одно из крупнейших нефтегазоконденсатных месторождений в мире. 3. Крупнейшие газовые месторождения, расположенные на шельфе Карского моря. 4. Нефть и газ – это….. 5. Месторождение золота и серебра 6. Горы, в которых расположены месторождения свинца и цинка. 7. Месторождения молибдена, которое в 50­х годах разрабатывалось силами ГУЛАГа. Ответы: 1 вариант – 2; 4; 6,7; 1; 10; 8; 9 2 вариант – 9; 7; 4,5; 10; 1; 3; 2 Географический диктант №4 Климат и климатические ресурсы ЯНАО Вариант 1                                                    Вариант 2 1. Арктический                              15. 2. Субарктический                        14. 3. Умеренный                                13. 4. Субтропический                       12. 5. Январь                                       11. 6. Февраль                                    10. 7. Июнь                                           9. 8. Июль                                           8. 9. Солнечная радиация                 7. 10. Циркуляция атмосферы           6. 11. Влагооборот                              5. 12. Полярный Урал                        4. 13. Побережье ЯНАО                    3. 14. Метель                                      2. 15. Гололед                                     1. Вопросы: 1. Климатические пояса, в которых расположен ЯНАО. 2. Самый теплый месяц на территории округа. 3. Район, где выпадает больше всего осадков. 4. Метеорологическое явление, наносящее большой ущерб народному хозяйству. 5. Самый холодный месяц на территории округа. 6. Район, где выпадает меньше всего осадков 7. Климатообразующий фактор, играющий большую роль  в формировании климата, под ее  воздействием протекают все физические процессы в атмосфере и на земной поверхности. 8. Метеорологическое явление, наблюдающееся на всей территории округа. 9. Климатообразующий фактор, формирующийся под влиянием воздушных масс. 10. Климатообразующий фактор, от которого зависит влажность воздуха, облачность,  осадки, испарение. Ответы: 1 вариант – 1,2,3; 8; 12; 14; 6; 13; 9; 15; 10; 11 2 вариант – 13,14,15; 8; 4; 2; 10; 3; 7; 1; 6; 5 Географический диктант №5 Многолетняя мерзлота и ледники Вариант 1                                                    Вариант 2 1. Многолетняя мерзлота       9. 2. Термокарст                           8. 3. Хасыреи                                7. 4. Термоэрозия                         6. 5. Термообразия                       5. 6. Солифлюкция                       4. 7. Гидролакколиты                   3. 8. Нивация                                 2. 9. Наледеобразование               1.   Вопросы: 1. Сложный процесс преобразования рельефа, связанный с деятельностью снежников. 2. Дренированные озерные котловины, на плоских заболоченных днищах которых часто  размещаются мелкие термокарстовые озера. 3. Породы, не оттаивающие и находящиеся в мерзлом состоянии, содержащие лед в течение  очень долгого времени. 4. Оползание грунта, оттаявшего в теплое время года, по мерзлому слою. 5. Излияние воды на поверхность речного льда и прирусловую часть днища долины. 6. Многолетние бугры пучения. 7. Процесс, связанный с деятельностью временных водотоков. 8. Комплексный тепловой и механический процесс, вызываемый волновым воздействием на  берега, сложенные многолетнемерзлыми грунтами. 9. Явление неравномерного проседания или провала рыхлых горных пород в результате  вытаивания подземного льда из­за смены температуры горных пород с отрицательной на  положительную. Ответы: 1 вариант – 8; 3; 1; 6; 9; 7; 4; 5; 2 2 вариант – 2; 7; 9; 4; 1; 3; 6; 5; 8 Географический диктант №6 Гидрологическая сеть ЯНАО Вариант 1                                                    Вариант 2 1. Эстуарий                                  10. 2. Карское море                            9. 3. Обь                                            8.    7. 4. Щучья                                5. Полуй                               6. 6. Таз                                            5. 7. Пур                                          4. 8. Большое Щучье                     3. 9. Шурышкарский Сор             2. 10. Сор                                         1. Вопросы: 1. Море, омывающее ЯНАО на севере. 2. Мелководное озеро, представляющее собой затопленную устьевую часть долины реки. 3. Крупнейшая водная артерия ЯНАО. 4. Наиболее крупное озеро горной части округа. 5. Крупнейший из левобережных притоков Оби. 6. Река, образующаяся, от слияния рек Пяку­Пур и Айваседа­Пур и впадает в Тазовскую губу. 7. Крупнейшее озеро равнинной части округа. 8. Река, вытекающая из соединенных между собой озер Тыниль­Ту и Кулу­Ту, расположенных  на Сибирских Увалах, течет на север и впадает в Тазовскую губу. 9. Затопленная морем долина реки. 10. Крупнейший из правобережных притоков Оби Ответы: 1 вариант – 2; 10; 3; 8; 4; 7; 9; 6; 1; 5. 2 вариант – 9; 1; 8; 3; 7; 4; 2; 5; 10; 6 Географический диктант №7 Почвы и земельные ресурсы ЯНАО Вариант 1                                                    Вариант 2 1. Сочетание почв              10. 2. Комплексность почв       9. 3. Оглеение почв                  8. 4. Почва                                7. 5. Арктотундровые               6. 6. Тундрово­глеевые            5. 7. Болотные мерзлотные      4. 8. Глееземы                            3. 9. Таежные мерзлотные        2. 10. Аллювиальные болотные  1. Вопросы: 1. Почвы притеррасных либо старичных понижений. 2. Почвы, характеризующиеся сильным оглеением профиля из­за длительного застойного  переувлажнения, аккумуляции органического вещества в них не дошла до стадии  торфонакопления. 3. Пространственная смена почв, обусловленная мезорельефом и характером  почвообразующих пород. 4. Почвы, наиболее часто встречающиеся между рекой Обь и полярным Уралом. 5. Процесс образования сизого или голубовато­серого глеевого горизонта в результате  восстановительных реакций в условиях переувлажнения и затрудненного доступа  кислорода. 6. Почвы, характеризующиеся  наличием грубого торфянистого горизонта и малым  содержанием гумуса. 7. Плодородный слой земли. 8. Пространственная смена почв, обусловленная микрорельефом. 9. Почвы, распространенные в комплексах с тундрово­болотными, почвами пятен и трещин. 10. Почвы, характеризующиеся наличием горизонта льдистой мерзлоты. Ответы: 1 вариант – 10; 8; 1; 9; 3; 6; 4; 2; 5; 7 2 вариант – 1; 3; 10; 2; 8; 5; 7; 9; 6; 4 Географический диктант №8 Растительный покров Вариант 1                                                    Вариант 2 1. Растительный покров             11. 2. Растительное сообщество       10. 3. Зональные                                 9. 4. Азональные                                8. 5. Экстрозональные                       7. 6. Тундра                                         6. 7. Лесотундра                                  5. 8. Тайга                                            4. 9. Сосна                                            3. 10. Береза                                           2. 11. Клюква                                         1. Вопросы: 1. Совокупность растительных сообществ на определенной территории. 2. Мелколиственная древесная холодостойкая порода, выдерживает заболачивание,  распространяется далеко на север. 3. Типы растительности, которые образуются под влиянием климата. 4. Природная зона, которая является зональным безлесным типом растительности, в котором  преобладают сообщество изо мхов, лишайников, многолетних трав. 5. Сочетание растений, занимающих относительно однородный участок и объединенных  взаимодействиями между собой и со средой. 6. Красная ягода, растущая на болотах. 7. Типы растительности, выходящие за пределы своей зоны. 8. Дерево, способное расти в  разных местообитаниях. 9. Типы растительности, которые своей зоны не формируют, а встречаются во всех зонах. 10. Леса, в которых преобладают хвойные древесные породы. 11. Переходное образование, в ней нет зонального типа растительности, а господствуют  тундровый и лесной. Ответы: 1 вариант – 1; 10; 3; 6; 2; 11; 5; 9; 4; 8; 7 2 вариант – 11; 2; 9; 6; 10; 1; 7; 3; 8; 4; 5 Животный мир Географический диктант №9 Вариант 1                                                    Вариант 2 1. Белый медведь            10 2. Кит                                 9. 3. Гагары                           8. 4. Северный олень           7. 5. Краснозобая казарка    6. 6. Полевки                         5. 7. Росомаха                       4. 8. Лось                                3. 9. Стерх                              2. 10. Мохноногий канюк       1. Вопросы: 1. Птицы ЯНАО, занесенные в Красную книгу. 2. Животное больших размеров, обитающее в водах Карского моря. 3. Морское млекопитающее, для существования которого нужны льды, море и берега.. 4. Крупное копытное животное тундры. 5. Мелкие мышевидные животные, питающиеся травами, семенами, ягодами. 6. Самое крупное животное семейства оленей, обитающее в тайге. 7. Лесное животное, лазающее по деревьям. Кормится зайцами, мелкими грызунами, птицами. 8. Хищная птица, обитающая в северной тайге и зоне тундры. Ответы:  1 вариант – 5,9; 2; 1; 4; 6; 8; 7; 10 2 вариант – 2,6; 9; 10; 7; 5; 3; 4; 1. Географический диктант №10 Население ЯНАО Вариант 1                                                    Вариант 2 1. Самодийцы                             10. 2. Ханты                                        9. 3. Мангазея                                   8. 4. Ненцы                                        7. 5. Селькупы                                   6. 6. Русские                                      5. 7. Миграция                                   4. 8. Охота                                          3. 9. Рыболовство                             2. 10. Оленеводство                            1. Вопросы:  Механическое движение населения. 1. Самый многочисленный народ ЯНАО. 2. 3. Легендарный город в среднем течение реки Таз. 4. Народ, относящийся к этнической общности, говорящей на языках, объединенных в  Уральскую языковую семью. 5. Народ, проживающий по всей территории округа – от Северного – Ледовитого океана до  южных окраин. 6. Третий по численности коренной народ округа. 7. Основной вид хозяйственной деятельности ненцев. 8. Основные виды хозяйственной деятельности ханты. 9. Народ угорской группы Уральской языковой семьи. Ответы: 1 вариант – 6; 7; 3; 1; 4; 5; 10; 8,9; 2 2 вариант – 5; 4; 8; 10; 7; 6; 1; 2,3; 9 Географический диктант №11 Особенности развития хозяйства ЯНАО Вариант 1                                                    Вариант 2 1. Оленеводство                                        8. 2. Охотничье­промысловое хозяйство     7. 3. Звероводство                                          6. 4. Нефтегазовый комплекс                        5. 5. Строительный комплекс                        4. 6. Лесной комплекс                                     3. 7. Транспортный комплекс                         2. 8. Социальный комплекс                            1. Вопросы: 1. Важнейший элемент инфраструктуры ЯНАО. 2. Отрасль хозяйства традиционного комплекса. 3. Комплекс, являющийся главнейшей частью экономики ЯНАО. 4. Выращивание пушных зверей на фермах. 5. Комплекс, образованный социальной инфраструктурой округа. 6. Хозяйство, развитое на всей территории округа. 7. Комплекс, развитый на юге ЯНАО. Ответы: 1 вариант ­7; 1; 4; 3; 8; 2; 6 2 вариант – 2; 8; 5; 6; 1; 7; 3 Географический диктант №12 Нижнеобский экономический район Вариант 1                                                    Вариант 2 1. Тазовский               10. 2. Шурышкарский      9. 3. Приуральский         8. 4. Ямальский               7. 5. Республика Коми    6. 6. Харп                          5. 7. Салехард                   4. 8. Лабытнанги              3. 9. Оленеводство            2. 10. Рыболовство             1. Вопросы: 1. Субъект Российской Федерации, граничащий с Нижнеобским экономическим районом на  западе. 2. Самый крупный город Нижнеобского экономического района. 3. Основа экономики Нижнеобского района. 4. Административные единицы, входящие в состав района. 5. Поселок, в котором находится  комбинат нерудных материалов. 6. Город, возникший в 1953 году в связи с 501 стройкой. 7. Основной вид хозяйства жителей поселков и деревень, расположенных вдоль рек. Ответы: 1 вариант – 5; 7; 9; 234; 6; 8; 10 2 вариант – 6; 4; 2; 7,8,9; 5; 3; 1 Географический диктант №13 Надым ­ Пуровский экономический район Вариант 1                                                    Вариант 2 1. Надым                   7. 2. Медвежье              6. 3. Новый Уренгой    5. 4. Ноябрьск               4. 5. Муравленко          3. 6. Губкинский          2. 7. Тарко­Сале           1. Вопросы: 1. Крупное месторождение газа, расположенное в пределах района. 2. Город, расположенный в междуречье рек Надым и Пур. 3. Нефтяная столица округа. 4. Центр Пуровского района. 5. Самый молодой город округа. 6. Первый, по времени возникновения, город Надым – Пуровского района. 7. Город нефтяников, образовавшийся в 1990 году. Ответы: 1 вариант – 2; 3; 4; 7; 6; 1; 5. 2 вариант – 6; 5; 4; 1; 2; 7; 3 Географический диктант №14 Тазовско – Гыданский район Вариант 1                                                    Вариант 2 1. Мангазея                         10. 2. Заполярное                     9. 3. Красноселькупский       8. 4. Надымский                     7. 5. Тазовский                       6. 6. Селькупы                         5. 7. Ханты                               4. 8. Толька                              3. 9. Гыда                                 2. 10. Антипаюта                      1. Вопросы: 1. Административные единицы, входящие в состав Тазовско – Гыданского района. 2. Крупный торговый центр, возникший более 300 лет назад. 3. Народ, загадочный по происхождению и ведущий традиционный и достаточно замкнутый  образ жизни. 4. Центр охотничьего промысла. 5. Месторождение, являющееся крупнейшим газовым гигантом района. 6. В этом поселке функционирует рыбоперерабатывающий завод. 7. Третий «очаг цивилизации» района. Ответы: 1 вариант – 3.5; 1; 6; 8; 2; 9; 10 2 вариант – 6.8; 10; 5; 3; 9; 2; 1 Географический диктант №15 Особо охраняемые природные территории ЯНАО. Вариант 1                                                    Вариант 2 1. Заповедники               8. 2. Заказники                    7. 3. Верхне – Тазовский    6. 4. Гыданский                   5. 5. Нижне – Обский         4. 6. Куноватский               3. 7. Ямальский                   2. 8. Надымский                  1. Вопросы: 1. Участки территории или акватории, где постоянно или временно запрещается использование отдельных видов природных ресурсов. 2. Заповедники ЯНАО. 3. Государственный охотничий заказник федерального уровня, созданный в 1982 году. 4. Участки территории или акватории со всеми находящимися в их пределах природными  объектами, полностью исключаемые из всех видов сельскохозяйственной деятельности. 5. Государственный природный заповедник, основанный в Красноселькупском районе. 6. Государственный охотничий заказник федерального уровня, созданный в Шурышкарском  районе. Ответы: 1 вариант: ­ 2; 34; 5; 1; 3; 6 2 вариант – 7; 56; 4; 8; 6; 3 Список использованной литературы: 1. География ЯНАО (Тюмень: Издательство ТГУ, 2001). 2. Географический атлас ЯНАО (М.: Издательство ДИК, 1999). 3. Куприна Л. Занимательная география Тюменской области (Тюмень: 1992). 4. Шульга И.В. Адаптивная система обучения в курсе «География ЯНАО» (Курган, 2002).

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО

Программа по географии ЯНАО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017