Федеральный государственный стандарт начального общего образования утвержден 6 октября 2009 года (приказ № 373 Минобрнауки). Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования был утвержден 17 декабря 2010 года приказом № 1897. Действующий в настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования утвержден приказом № 413 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года. Все они содержат:
Стандартизация школьного образования в области информатики
Федеральный государственный стандарт начального общего образования утвержден 6 октября 2009
года (приказ № 373 Минобрнауки). Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования был утвержден 17 декабря 2010 года приказом № 1897. Действующий в
настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного)
общего образования утвержден приказом № 413 Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 года. Все они содержат:
общие положения;
требования к результатам освоения основной образовательной программы;
требования к структуре основной образовательной программе;
требования к условиям реализации основной образовательной программы.
Назначение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) состоит в том, что они
призваны:
обеспечить равные возможности для всех граждан в получении качественного образования;
сохранить единство образовательного пространства;
защитить обучающихся от перегрузок и сохранить их психическое и физическое здоровье;
установить преемственность образовательных программ на разных ступенях образования;
предоставить право гражданам на получение полной и достоверной информации о
государственных нормах и требованиях к содержанию образования и уровню подготовки
выпускников образовательных учреждений.
ФГОС по информатике является нормативным документом, определяющим требования:
к месту курса информатики в учебном плане школы;
к содержанию курса информатики в виде обязательного минимума содержания образования;
к уровню подготовки учащихся в виде набора требований к ЗУНам и научным представлениям;
к технологии и средствам проверки и оценки достижения школьниками требований
образовательного стандарта.
В новом стандарте реализуется идея развития и усиления фундаментальных основ школьного курса
информатики на основе системно‐информационного подхода к анализу объектов и явлений окружающего
мира и информационных технологий. В стандарте можно выделить два основных аспекта. Первый аспект –
это теоретическая информатика и сфера пересечения информатики и кибернетики: системно‐
информационная картина мира, общие закономерности строения и функционирования самоуправляемых
систем. Второй аспект – это информационные технологии. Этот аспект связан с подготовкой учащихся к
практической деятельности и продолжению образования.
В содержании стандарта нашло отражение то, что парадигма школьного образования по информатике в
настоящее время смещается к триаде: информация – информационные модели – информационные
технологии. В стандарте можно также выделить две содержательные линии: линия информационных
процессов и линия представления информации. Особенностью стандарта есть то, что он определяет
новый критериально‐ориентированный подход к способу оценки уровня подготовки школьников по
информатике.
Критерии отбора содержания образования
Содержание курса информатики, как и любой другой учебной дисциплины, должно соответствовать
социальному заказу общества в каждый данный момент его развития. Современное информационное
общество выдвигает перед школой задачу формирования у подрастающего поколения информатической
компетентности. Понятие информатической компетентности достаточно широко и включает в себянесколько составляющих: мотивационную, социальную когнитивную, технологическую и др. Когнитивная
составляющая курса информатики направлена на развитие у детей внимания, воображения, памяти, речи,
мышления, познавательных способностей. Поэтому при определении содержания курса следует исходить
из того, что информатика обладает большой способностью формирования этих сфер личности и, в
особенности, мышления школьников. Общество нуждается в том, чтобы вступающие в жизнь молодые люди
обладали навыками использования современных информационных технологий. Все это требует
дальнейших
опыта.
В содержании общеобразовательного курса информатики можно выделить четыре относительно
самостоятельные части:
педагогического
исследований
передового
обобщения
и
1. Совокупность фундаментальных знаний, понятий и представлений, необходимых для изучения
информатики.
2. Совокупность прикладных навыков и умений, необходимых для применения методов информатики
в других сферах деятельности человека.
3. Система основных положений информатики как науки в соответствии с ее местом в современной
системе научных знаний.
4. Совокупность знаний, необходимых для общей ориентации в возможностях современной и
перспективной техники информационных и коммуникационных систем.
Программа по информатике как основной нормативный документ учителя
информатики
формирования
компетентности
информационно-коммуникационной
Примерные основные образовательные программы образовательного учреждения (для начальной,
основной и старшей школы) составлены на основе ФГОС. Они конкретизируют содержание предметных тем
образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов по разделам курса и
возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса конкретного образовательного учреждения,
возрастных особенностей учащихся, определяют минимальный набор практических работ, необходимых
для
учащихся.
Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников,
а также может использоваться при тематическом планировании курса учителем. Авторы учебников и
методических пособий, а также учителя информатики могут предложить собственный подход в части
структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а
также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации
учащихся. Таким образом, примерная программа содействует сохранению единого образовательного
пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для
реализации
курса.
раздела: целевой раздел, содержательный
Примерные
раздел и организационный раздел. Целевой раздел содержит пояснительную записку, планируемые
результаты освоения обучающимися основной образовательной программы и систему оценки достижений
планируемых результатов освоения основной образовательной программы. В содержательный раздел
входит программа развития универсальных учебных действий на данной ступени общего образования,
программы отдельных учебных предметов и курсов, программа воспитания и социализации обучающихся
на данной ступени общего образования и программа коррекционной работы. Организационный раздел
содержит базисный учебный план данного общего образования и систему условий реализации основной
образовательной программы.
Рабочая программа является документом, определяющим объем, порядок, содержание, наиболее
оптимальные и эффективные формы и методы организации образовательного процесса с целью
достижения учащимися требований ФГОС. Рабочая программа по учебному предмету разрабатывается
учителем на каждый учебный год для класса (параллели классов, обучающегося, находящегося на
индивидуальном обучении на дому). Цель рабочей программы - создание условий для планирования и
организации
предмету.
процесса
При составлении рабочей программы должны быть учтены:
различных
программы
включают
образовательного
построению
подходов
учебному
учебного
три
по
к
целевые ориентиры и основные направления деятельности образовательного учреждения;
образовательные потребности;
учебная мотивация;
качество учебных достижений, уровень способностей обучающихся;
возрастные, индивидуальные психофизические особенности и состояние здоровья обучающихся;
качество и полнота средств учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса;
адаптация учебной нагрузки к индивидуальным функциональным возможностям ребенка в рамках
учебного расписания (при организации индивидуального обучения на дому по общеобразователь-
ной программе и программам специального (коррекционного) образовательного учреждения VII и
VIII видов).
Структурой рабочей программы определяется форма представления учебного предмета (дисциплины,
курса, факультатива) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-
методического материала. Структура включает следующие элементы:
титульный лист;
пояснительную записку;
учебно-тематический план;
поурочное планирование;
требования к уровню подготовки обучающихся;
список литературы;
рецензию.
составления
категория), дата
На титульном листе указываются наименование образовательного учреждения, название программы
учебного предмета (дисциплины, курса, факультатива), адресность (класс, форма обучения), информация о
принятии и утверждении рабочей программы, сведения о составителе (фамилия, имя, отчество, должность,
квалификационная категория), сведения о рецензентах (фамилия, имя, отчество, должность,
квалификационная
программы.
Пояснительная записка должна содержать общую характеристику учебного предмета (дисциплины,
курса, факультатива) на данный учебный год и раскрывать основные особенности ее изучения. В тексте
пояснительной записки следует указать сведения об образовательной программе, взятой за основу,
внесенные изменения и обоснование необходимости изменений; используемый учебно-методический
комплект (с дополнениями и обоснованными исключениями); количество учебных часов, на которое
рассчитана рабочая программа в соответствии с утвержденным учебным планом.
В учебно-тематическом планировании должны быть отражены основные разделы и темы
образовательной программы на учебный год, последовательность и количество учебных часов.
В поурочном планировании применяется нумерация уроков, позволяющая определить количество часов
рабочей программы, отведенных на определенную тему образовательной программы учебного плана, а
также реализацию всей рабочей программы по учебному предмету на учебный год.
В разделе "Требования к уровню подготовки обучающихся" следует отразить требования по блокам:
"знать/понимать", "уметь", "использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни".
Список литературы должен быть представлен перечнем рекомендуемой и обязательной учебной, научно-
популярной, справочной, методической и специальной литературы (в том числе на электронных носителях)
по учебному предмету для педагогического работника и обучающихся; перечнем рекомендуемой
литературы, используемой педагогом при составлении образовательной программы и организации
образовательного процесса.
Рецензия на рабочую программу выдается по результатам проведенной экспертизы. Проведение
экспертизы организует администрация образовательного учреждения. В качестве экспертов могут быть
приглашены педагоги, имеющие звание «Заслуженный учитель РФ», педагоги, имеющие высшую
квалификационную категорию, руководители городских и школьных методических объединений,
заведующие кафедрами в образовательных учреждениях, внешние высококвалифицированные эксперты.
Рабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года приказом директора образовательного
учреждения. До утверждения рабочая программа должна пройти следующие процедуры: обсуждение и
принятие на заседании предметного методического объединения (кафедры); рецензирование. При
несоответствии рабочей программы требованиям образовательного учреждения руководитель учреждения
направляет ее на доработку с указанием конкретного срока исправления замечаний. Все изменения и
дополнения, вносимые учителем в рабочую программу в течение учебного года, должны быть согласованы
с методическим объединением, а также с заместителем директора по учебно-воспитательной работе,
курирующим данный учебный предмет. Учитель несет ответственность за качество составления рабочей
программы и ее реализацию в полном объеме. Рабочая программа после утверждения хранится у учителя ипредъявляется по просьбе руководства при подготовке и проведении внутришкольного контроля состояния
преподавания информатики.