Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов
Оценка 5

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Оценка 5
Образовательные программы
doc
дефектология
1 кл
15.05.2017
Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов
Программа направлена на коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у учащихся 1 классов, профилактику обусловленных этим трудностей в обучении, формированию коммуникативных умений. В программе представлены задачи, принципы, методы , критерии оценки эффективности коррекционной работы ,формы организации деятельности учащихся.Дан конкретный календарно- тематический план занятий.
Программа ФФН, 1 класс.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7»                                                    Рабочая программа: Коррекция  фонетико­ фонематического  недоразвития  речи   учащихся для 1­х  классов на 2013­2014 учебный год (2 часа в неделю, 60  часов  в год) Учитель­ логопед: Санникова О.М.    Нефтеюганск 2016г. Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе методических рекомендации А.В.   Ястребовой,   Т.Б.   Бессоновой     (2000г.),   программы     Е.В.   Мазановой «Коррекция   акустической   дисграфии»   (2006   год.),   в   соответствии  с требованиями   Федерального   государственного   образовательного   стандарта начального общего образования.     При   организации   коррекционного   обучения   с   детьми   1   классов центральное   место     занимает   работа   по   формированию   коммуникативных умений, обучение умелому, успешному, эффективному общению.                    Рабочая программа рассчитана на 60 занятий. Продолжительность каждого   занятия   –   40   минут.   Занятия   проводятся   2   раза   в   неделю   во внеурочное время. Начало курса занятий – 3 неделя сентября.                 Рабочая   программа   ориентирована   на   использование   следующих методических пособий для учителя: 1.Ефименкова   Л.Н.   Коррекция   устной   и   письменной   речи   учащихся начальных классов: Пособие для логопеда.­ М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005.­ 336с. 2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе.­ М.: ТЦ Сфера, 2005.­ 192 с. 3.Мазанова   Е.В.   Коррекция   акустической   дисграфии.­М.:   Издательство ГНОМ и Д, 2006.­ 184с. 4.   .Ястребова   А.В.   Преодоление   общего   недоразвития   речи   у   учащихся начальных   классов   общеобразовательных   учреждений.­   М.:   АРКТИ,   2000.­ 120с.           Программа рассчитана на учащихся  1 классов с диагнозом  фонетико­ фонематическое недоразвитие. Срок коррекционного обучения ­ 1 учебный год.         Под фонетико­фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) понимается нарушение   процессов   формирования   произносительной   системы   родного языка у детей с различными  речевыми расстройствами в следствии дефектов восприятия и произношения фонем. Характеристика группы. Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы   начального   обучения   общеобразовательной   школы   вследствие недостаточной   сформированности     речевой   функции   и   психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. Для учащихся данной группы характерны: 1. Нарушения фонетико ­ фонематического компонента речевой системы. А) Дефектное произношение 2­5 звуков, распространяющееся на одну ­ две группы   оппозиционных   звуков.   Преобладают   замены   и   смешения.   У   части детей   данной   группы,   прошедших   дошкольное   коррекционное   обучение, произношение   звуков   в   пределах   нормы   или   недостаточно   внятное («смазанное»).   Б) Несформированность фонематических процессов. Вследствие этого у детей данной категории наблюдается: ­   нечеткое   различение   на   слух   фонем   в   собственной   и   чужой   речи, незаконченность   процессов   формирования   артикулирования   и   восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико­артикуляционными признаками; ­   недостаточная   сформированность   предпосылок   к   спонтанному   развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова; ­   недостаточная   сформированность   предпосылок   к   успешному   овладению грамотой; ­ трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических ошибок).               Дети   данной   группы   затрудняются   воспроизводить   ряды   слогов   с оппозиционными  звуками, допускают ошибки при выделении звука из состава слова или слога, при определении наличия звука в слове, при отборе картинок на   заданный   звук   и   придумывании   слов   на   заданный   звук.   Испытывают трудности   при   выделении   ударного   звука   в   слове,   узнавании   первого   и последнего звука. 2. Нарушения лексико­ грамматического компонента речевой системы. 1.   Лексический   запас   без   грубых   нарушений.   У   детей,   не   прошедших дошкольное  коррекционное   обучение,  встречаются   ошибки  в  употреблении слов, смешении слов по смыслу. 2.  Грамматический   строй  в  пределах   нормы.  Встречаются   аграмматизмы  в предложениях сложных синтаксических конструкций.                   У   большинства   детей   данной   группы   в   той   или   иной   степени присутствует нарушение слоговой структуры слова: ­   усечение   слогового   контура   слова   за   счет   выпадения   целого   слога («весипед» вместо «велосипед»), ­ уподобление одного слога другому (например «пупувица»­ « пуговица), ­   нарушение   последовательности   звуков   и   слогов   в   слове   (   «чимхистка»­ «химчистка») ­ пропуски согласных в стечениях («тенец» ­ «птенец») 3. Психологические особенности. а) Неустойчивое внимание. б) Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям. в) Недостаточное развитие способности к переключению. г) Недостаточное развитие словесно­логического мышления. д) Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала. е)   Недостаточное   развитие   самоконтроля,   преимущественно   в   области языковых явлений. ж)   Недостаточная   сформированность   произвольности   в   общении   и деятельности. Следствие: а)   недостаточная   сформированность   психологических   предпосылок   к овладению полноценными навыками учебной деятельности; б)   трудности   формирования   учебных   умений   (планирование   предстоящей работы;   определение   путей   и   средств   достижения   учебной   цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).  Цель курса: коррекция     фонетико­фонематического   недоразвития     речи   у   учащихся   1 классов,     профилактика   обусловленных   этим   трудностей   в   обучении, формирование коммуникативных умений. Основные задачи курса: 1.Развитие звуковой стороны речи. Коррекция дефектов произношения.   2.Развитие   фонематического   восприятия   с   опорой   на   речеслуховой, речедвигательный,     зрительный   и   другие   анализаторы.   Формирование полноценных  представлений   о  звуковом   составе   слова  на   базе  развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко­слогового состава слова.  а)   Уточнение   произносительного   и   слухового   образа   каждого   из смешиваемых звуков: ­уточнение   артикуляции   и   звучания   звука   с   опорой   на   зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетическое ощущения; ­выделение его на фоне слога; ­определение наличия и места в слове (начало, середина, конец); ­ определение места звука по отношению к другим (какой по счету звук, после   какого   звука   произносится,   перед   каким   звуком   произносится   в слове); ­выделение его из предложения, текста. б)   Сопоставление   смешиваемых   звуков   в   произносительном   и   слуховом плане.   Дифференциация   звуков   осуществляется   в   той   же последовательности,   что   и   работа   по   уточнению   слуховой   и произносительной характеристики каждого звука. Однако основная цель – их   различение,   поэтому   речевой   материал   включает   слова   со смешиваемыми звуками. 3. Коррекция слоговой структуры сложных слов. 4. Развитие языкового анализа и синтеза: умение определять количество, последовательность, и место слов  в предложении. 5.Совершенствование лексического запаса и грамматического строя речи: 6.   Развитие   и   совершенствование   психологических   предпосылок   к обучению: ­ устойчивости внимания ­ наблюдательности (особенно к языковым явлениям); ­ способности к запоминанию; ­ способности к переключению; ­ навыков и приемов самоконтроля; ­ показательной активности; ­ произвольности общения и поведения. 7. Формирование полноценных учебных умений: ­   планирование   предстоящей   деятельности:   (принятие   учебной   задачи; активное   осмысление   материала;   выделение   главного,   существенного   в учебном   материале;   определение   путей   и   средств   достижения   учебной цели); ­ контроль за ходом своей деятельности; ­ работа в определенном темпе; ­ применение знаний в новых условиях; ­ анализ, оценка продуктивности собственной деятельности. 8. Совершенствование коммуникативной готовности к обучению: ­   умения   внимательно   слушать   и   слышать   учителя­логопеда,   не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика); ­ умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме; ­   умения   свободно   владеть   вербальными   средствами   общения   в   целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией; ­умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией)   выполнять   учебные   действия   и   адекватно   реагировать   на контроль оценки учителя­логопеда. 9. Совершенствование   коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций учебной деятельности: ­ ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием; ­ ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии; ­ ответы двумя­тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания); ­   применение   инструкции   (схемы)   при   подготовки   развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы; ­   употребление   усвоенной   учебной   терминологии   в   связных высказываниях; ­   обращение   к   учителю­логопеду   или   товарищу   по   группе   с разъяснением; ­   пояснение   инструкции,   учебной   задачи   с   использованием   новой терминологии; ­   развернутый   отчет   о   последовательности   выполнения   учебной работы, подведение итогов занятия; ­   формулирование   задания   при   выполнении   коллективных   видов учебной работы; ­   проведение   дифференцированного   опроса   и   оценка   ответов   своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы); ­   соблюдение   речевого   этикета   при   общении   (обращение,   просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.); ­ составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии). Основные принципы построения курса:   комплексность,   как   системность,                  Подбор    тем и их последовательность  определяется  спецификой речевого нарушения, с учетом таких важнейших принципов коррекционной педагогики,   принцип   развития, онтогенетический принцип.          Предлагаемая последовательность ознакомления  со звуками и буквами опирается   на   порядок   появления   и   формирования   звуков   в   онтогенезе: сначала изучаются и дифференцируются гласные звуки, затем согласные.        Программа курса позволяет реализовать общедидактические принципы, занимающие важное место в коррекции речевых нарушений, а именно:  * наглядность; * доступность; * сознательность; * активность; * индивидуальный подход;  * принципы педагогики сотрудничества; Основные методы обучения:  практические;  наглядно – демонстрационные;  игровые;  методы ролевого моделирования типовых ситуаций;  словесные. Структура занятий:      По своей структуре занятие включает в себя организационный, основной и заключительный этапы.           Задачей   подготовительного   этапа   является   создание   положительного эмоционального   фона,   снятие   утомления   или   чрезмерного   возбуждения, развития артикуляционной  моторики. На этом этапе вырабатывается ритуал приветствия,   используются   различные   игры   на   групповое   сплочение, психогимнастические   упражнения,   элементы   релаксации,   упражнения   для улучшения мозговой деятельности.     Задачей основного этапа является работа над развитием фонематического восприятия,   фонематического   анализа   и   синтеза,   развитием   слуховых дифференцировок,   совершенствованием     словарного   запаса,   связной   речи, практическим усвоением той или иной грамматической категории. В середине основного   этапа   проводится   динамическая   пауза,   содержание   которой   в большинстве   случаев   связано   с   темой   занятия.   Для   динамической   паузы подбираются упражнения, направленные на развитие двигательного праксиса, моторики пальцев рук. Проводится работа по развитию памяти, мышления, внимания, восприятия.            Задачей заключительного этапа является   подведение итогов занятия, обсуждение результатов  работы и тех  чувств, которые  испытывали   дети в процессе занятия. Вырабатывается ритуал прощания. Критерии оценки эффективности  курса:      Основными критериями оценки эффективности курса являются данные, полученные   в   результате   первичного   и   повторного   логопедического обследования (приложение). Косвенным показателем может быть успешность в обучении, отзывы учителей и родителей. Требования к уровню подготовки учащихся:  термины,   используемые   для   обозначения   основных   понятий:   речь, Предметные результаты: К концу обучения дети должны знать: ­ предложение, слово, звук, буква, артикуляция; ­ буквы и звуки родного языка;  ­ отличительные признаки  гласных и согласных звуков; ­ гласные и согласные звуки, ­   твердые   и   мягкие   согласные,   а   также   буквы   для   обозначения   мягкости согласных на письме; ­ пары гласных звуков, пары согласных звуков по твердости­ мягкости, по звонкости – глухости. К концу обучения дети должны уметь: ­ правильно произносить все звуки русского языка, использовать их в речи; ­ различать гласные и согласные звуки и буквы; ­ правильно называть мягкие и твердые согласные звуки в слове и вне слова;  ­ обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, и, ю, я и ь в конце слова;  ­ делить слово на слоги;  ­ различать на слух и в произношении смешиваемые звуки; ­ производить фонетический разбор слова; ­ подбирать слова на заданный звук; ­ сравнивать слова со сходными звуками; ­ строить звуковые схемы слогов и слов; ­ составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками; ­ определять место ударения в слове; ­ вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность; ­   вычленять   слова   из   предложений,   определять   их   количество   и последовательность в предложении, чувствовать смысловую и интонационную законченность   предложения;  ставить   пунктуационные   знаки   конца предложения; ­ осуществлять слоговой анализ и синтез слов; ­ правильно воспроизводить сложные слова; ­ употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения; ­ грамматически правильно строить сложные предложения: ­ свободно участвовать в диалоге со сверстниками и взрослыми, выражать свои чувства и намерения с помощью речевых и неречевых средств, владеть формами вежливости;  ­ называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение; ­   определять   роль   гласных   букв,   стоящих   после   букв,   обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука); – определять количество букв и звуков в слове; – писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях. Личностные результаты: – осознавать роль языка и речи в жизни людей; –  выражать свои эмоции; – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Метапредметными   результатами  изучения   курса   является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: –   определять   и   формулировать   цель   деятельности   на   занятии   с   помощью педагога; – проговаривать последовательность действий на занятии; –   учиться   высказывать   своё   предположение   (версию)   на   основе   работы   с материалом пособий; – учиться работать по предложенному логопедом плану. Познавательные УУД: – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – делать выводы в результате совместной работы группы детей и логопеда; –   преобразовывать   информацию   из   одной   формы   в   другую:   подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные УУД: –   оформлять   свои   мысли   в   устной   и   письменной   форме   (на   уровне предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – выразительно читать и пересказывать текст; – договариваться с одноклассниками совместно с педагогом о правилах поведения и общения и следовать им; – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служит организация работы в парах и малых группах. Формы организации деятельности учащихся: ­ групповая, ­ работа в парах, ­ индивидуальная. Календарно­ тематический план занятий. Тема урока  1.Знакомство с кабинетом, органами артикуляции. 2­3. Предложение 4. Слово 5­8.Слоговой состав слова Кол­во часов  1  2 1 4 Элементы содержания  Дата по плану Дата  проведе ния гимнастика. Органы   артикуляции   –   губы,   зубы,   язык, голосовые связки, небо. Артикуляционная гимнастика для языка и губ. Дыхательная     Особенности логопедического цели логопедических занятий. Понятие  «Предложение» Предложение   часть   текста.   Большая   буква   в начале   предложения.   Точка   в   конце предложения. кабинета,     Слово.   Отличие   слов   от   звукосочетаний. Графическая схема слова.  Слова, отвечающие на вопросы КТО? ЧТО? Слоговой состав слова.  Понятие «слог».  Деление     слов   на   слоги.   Графическая   схема слога. Порядок слогов в слове. Требования  к уровню подготовки учащихся Знать органы артикуляции, Уметь   находить   их   у   себя,   на профиле артикуляции, на рисунке. Уметь   выполнять   упражнения артикуляционной гимнастики. и       его Знать   понятие   «Предложение», основные   признаки   осени.   Уметь выделять   предложение   в   тексте, различать   понятия   «слово», «предложение».   Уметь   слышать,   чувствовать понимать   законченность интонационную предложения. Графически изображать схему предложения, Знать   понятие   «слово», лексическое значение. Уметь различать  живые  и  неживые предметы,   графически   изображать   обозначающие   предметы. слова, Уметь воспроизводить последовательности   слов   из   3   ­4 элементов Знать     понятие   «слог»,   правила переноса. Уметь делить двусложные и     трехсложные   слов   на   слоги, определять порядок слогов в слове, графически   изображать   слоговую схему слова. Уметь воспроизводить    Форма  контроля Устный опрос Устный опрос Устный опрос Устный опрос 9­11. Ударение. 12.Звуки. 13.­14.Гласные и согласные звуки. 15­17. Гласные первого ряда. 18­19. Согласные звуки. Твердые и мягкие согласные. 3 1 2 3 2 Ударение, ударный слог, безударный слог. Составление слого­ударной схемы слова. Ритмический рисунок слова. Речевые и неречевые звуки. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Способы образования различных звуков. Игры на слуховое и зрительное внимание и восприятие. Развитие артикуляционной моторики. Знакомство с  гласными и согласными звуками. Способы образования гласных и согласных звуков. Дифференциация  гласных и согласных звуков. Знакомство с символами и опорами для обозначения звуков на письме.  Гласные звуки и буквы: А, О, У, Ы, Э. Понятие « гласные первого ряда». Выделение гласных первого ряда из ряда других звуков, слогов, слов. Анализ звукового ряда из 3­4 гласных. Работа над ритмической стороной речи, развитием координации, ориентировки в пространстве. Символы для обозначения гласных звуков. Твердые и мягкие согласные. Дифференциация слогов и слов с твердыми и мягкими  согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Развитие Устный опрос Устный опрос Устный опрос Устный опрос. Слуховой диктант. слова сложной слоговой структуры (трехсложные, четырехсложные).   Уметь определять ударный гласный в слове, воспроизводить ритм слова с выделением ударного слога, составлять слого­ударную схему слова.  Знать понятия «речевые»,  «неречевые звуки». Уметь различать речевые и неречевые звуки. Знать  способы  образования различных  звуков.  Знать способы образования гласных и согласных звуков, понятия «гласный», «согласный» звук. Уметь различать    гласные и согласные звуки, пользоваться символами и опорами для обозначения звуков на письме. Знать  понятие « гласные первого ряда», понятие «гласный звук», «гласная буква», символы для обозначения гласного звука.   Уметь слышать и выделять гласные первого ряда из ряда других звуков, слогов, слов. Знать понятия: «твердые согласные», « мягкие согласные». Уметь дифференцировать твердые и мягкие согласные. 20.Согласные звуки. Звонкие и     1 глухие согласные. 21­22.Звуки Б­ БЬ, П­ПЬ. 23­24.Звуки В­ ВЬ, Ф­ФЬ. 25­26.Звуки Г­ ГЬ, К­КЬ. фонематического восприятия, анализа и синтеза. Звонкие и глухие согласные.  Дифференциация слогов и слов со звонкими и  глухими согласными. Соотнесение согласных  звуков с символами и «опорами»  для их  обозначения на письме. Развитие  фонематического восприятия, анализа и  синтеза. 2 Звуки Б­БЬ, П­ПЬ. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Работа со словами паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. 2 Звуки  В­ВЬ, Ф­ФЬ. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Работа со словами паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. 2 Звуки Г­ГЬ, К­КЬ. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Работа со словами паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, Знать понятия: «звонкие согласные», «глухие согласные». Уметь соотносить согласные звуки с символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Устный  опрос Уметь дифференцировать звуки  Б­ БЬ, П­ПЬ  изолированно, в слогах, в Устный  опрос словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте; соотносить звуки с символами и опорами для их обозначения на письме. Уметь дифференцировать звуки  В­ ВЬ, Ф­ФЬ.   изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, Устный  опрос предложениях и в тексте; соотносить звуки с символами и опорами для их обозначения на письме. Уметь дифференцировать звуки  Г­ ГЬ, К­КЬ  изолированно, в слогах, в Устный  опрос словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте; соотносить звуки с символами и опорами для их обозначения на письме. 27­28.Звуки Д­ ДЬ, Т­ТЬ. 29­32. Звуки З­ЗЬ, С­ СЬ. 33. Гласные второго ряда. 34. Дифференциаци я  гласных А­Я. внимания, анализа и синтеза. 2 Звуки Д­ДЬ, Т­ТЬ. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Работа со 4 1 1 словами паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. Звуки З­ЗЬ, С­СЬ. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Работа со словами паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха,              внимания, анализа и синтеза. Понятие « гласные второго  ряда». Способы образования  гласных  второго  ряда. Выделение гласных  второго  ряда из ряда других звуков, слогов, слов. Выбор гласных для обозначения мягкости на письме. Гласная Я. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной Я. Дифференциация  гласных А­Я изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Уметь дифференцировать звуки Д­ДЬ, Т­ТЬ  изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, Слуховой диктант предложениях и в тексте; соотносить звуки с символами и опорами для их обозначения на письме. Уметь дифференцировать звуки    З­ ЗЬ, С­СЬ    изолированно, в слогах, в Устный опрос словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте; соотносить звуки с символами и опорами для их обозначения на письме. Знать  понятие « гласные  второго ряда».  Уметь слышать и выделять гласные  Устный опрос второго  ряда из ряда других звуков, слогов, слов. Уметь дифференцировать  звуки  А­Я  изолированно, в слогах,  в словах, в словосочетаниях,  предложениях и в тексте. Уметь   Устный опрос 35­36. Дифференциаци я  гласных У­Ю. 2 Гласная Ю. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной Ю. Дифференциация  гласных У­Ю. изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. 37­38. Дифференциаци я  гласных О­Ё. 2 Гласная Ё. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной Ё. Дифференциация  гласных О­Ё   изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. 39.Дифференциа 1 Гласная И.Обозначение мягкости согласных на ция  гласных  Ы­И. письме при помощи гласной И. Дифференциация  гласных Ы­И изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. 40.Дифференциа 1 Гласная Е. Обозначение мягкости согласных ция  гласных  Э­Е. на письме при помощи гласной Е. Дифференциация  гласных Э­ Е изолированно, в слогах, в словах, в обозначение мягкости согласных на  письме при помощи гласной Я.   Уметь дифференцировать  звуки  У­Ю  изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях,  предложениях и в тексте. Уметь   обозначение мягкости согласных на  письме при помощи гласной Ю.   Уметь дифференцировать  звуки  О­Ё изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях,  предложениях и в тексте. Уметь   обозначение мягкости согласных на  письме при помощи гласной Ё.   Уметь дифференцировать  звуки  Ы­И изолированно, в слогах,  в словах, в словосочетаниях,  предложениях и в тексте. Уметь   обозначение мягкости согласных на  письме при помощи гласной И.   Уметь дифференцировать  звуки  О­Ё изолированно, в слогах, в Устный опрос Устный опрос Устный опрос Устный опрос словосочетаниях, предложениях и в тексте. Мягкий   знак.   Соотнесение   мягкого   знака   с символом   и   «опорой»   для   обозначения   на письме.   Обозначение   мягкости   согласных   на письме буквой ь знак. Звуки  Р­РЬ, Л­ЛЬ.  Дифференциация звуков изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Работа со словами­ паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. Свистящие и шипящие звуки. Понятия «сложные» и простые» звуки. Дифференциация  свистящих и шипящих звуков. Звуки   С­СЬ, Ш. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Работа со словами­ паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. Звуки  З­ЗЬ, Ж. Дифференциация звуков изолированно, в 41­42.Мягкий знак. 43­ 44.Дифференциа ция  соноров. Звуки Р­РЬ, Л­ ЛЬ.  45.Дифференциа ция  свистящих и шипящих звуков. 46­47.Звуки С­ СЬ, Ш 48­49. .Звуки З­ЗЬ, Ж. 2 2 1 2 2 словах, в словосочетаниях,  предложениях и в тексте. Уметь   обозначение мягкости согласных на  письме при помощи гласной Е.   Уметь слышать твердое и мягкое звучание согласных, обозначать мягкость согласных на письме Работа по карточка м. буквой ь знак. Уметь дифференцировать звуки  Р­ РЬ, Л­ЛЬ      изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, Устный опрос предложениях и в тексте; соотносить звуки с символами и опорами для их обозначения на письме. Знать понятия: «свистящие» и «шипящие» звуки, «сложные» и простые» звуки. Уметь дифференцировать звуки   С­ СЬ, Ш      изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте; соотносить звуки с символами и опорами для их обозначения на письме. Устный опрос Графи ческий диктант. Уметь дифференцировать звуки  З­ ЗЬ, Ж      изолированно, в слогах, в Графи ческий слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Работа со словами­ паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. Звуки С­СЬ, Ц.  Дифференциация звуков изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Работа со словами­ паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. Звуки Ч­Щ.  Дифференциация звуков изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Работа со словами­ паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. Звуки Ч­Ш.  Дифференциация звуков изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Работа со словами­ паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. Звуки Щ­Ш.  Дифференциация звуков изолированно, в 50.­51.Звуки С­ СЬ, Ц. 52­53..Звуки Ч­ Щ. 54.­55. Звуки Ч­ Ш. 56. ­58. 2 2 2 3 словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте; соотносить звуки с символами и опорами для их обозначения на письме. диктант. Уметь дифференцировать звуки  С­ СЬ, Ц     изолированно, в слогах, в Слуховой диктант словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте; соотносить звуки с символами и опорами для их обозначения на письме. Уметь дифференцировать звуки Ч­ Щ      изолированно, в слогах, в Устный опрос. словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте; соотносить звуки с символами и опорами для их обозначения на письме. Уметь дифференцировать звуки Ч­ Ш      изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте; соотносить звуки с символами и опорами для их обозначения на письме. Устный опрос. Слуховой диктант Уметь дифференцировать звуки Щ­ Ш      изолированно, в слогах, в Слуховой диктант Звуки Щ­Ш. 59. Повторение 60. Итоговое занятие 1 1 слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и опорами для их обозначения на письме. Работа со словами­ паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. Выявление специфических ошибок. Оценка результативности коррекционной работы. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов за год. словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте; соотносить звуки с символами и опорами для их обозначения на письме. 17.05­ 31.05 –  фронтальное обследование речи детей. 1.Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н.Как преодолеть трудности в обучении  детей. М., 2006. Литература. 2.Ефименкова   Л.Н.   Коррекция   устной   и   письменной   речи   учащихся начальных классов: Пособие для логопеда.­ М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.­ 336с. 3. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе.­ М.: ТЦ Сфера, 2005.­ 192 с. 4. Коррекция письма на уроках. 1­2 классы: практические и тренировочные задания и упражнения/ авт.­ сост. Л.В. Зубарева.­ Волгоград: Учитель, 2005.­ 86с. 5. Логопедические занятия со школьниками (1­5 класс): Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов / Меттус Е.В., Литвина А.В., Турта О.С. и др. – СПб.: КАРО, 2006. – 112с. 6. Логопедия в школе: Практический опыт / Пол ред. В.С. Кукушина – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 368 с. (Сетия «Педагогическое образование»). 7.Ястребова   А.В.   Преодоление   общего   недоразвития   речи   у   учащихся начальных   классов   общеобразовательных   учреждений.­   М.:   АРКТИ,   2000.­ 120с.  8.Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык (первые уроки)» (1­ й кл.).   9.Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Руский язык». Учебники. 2, 3, 4­ й классы. Протокол обследования. (1класс, конец года) 1.Ф.И. ребенка________________________________________________________________ Приложение 1. СОСТОЯНИЕ СЛОВАРЯ 1. Словарь (название предметов и их частей по картинкам) Человек Птица Название детенышей Клюв Крыло Перья Когти Лапы Хвост животных У козы У кошки У лисы У волка У медведя У курицы У собаки У коровы У лошади У зайца Голова Волосы Лицо Глаза Нос Брови Ресницы Уши Рот Шея Ладонь Пальцы Локоть Плечо Колено Щеки Лоб 2.Употребление обобщающих понятий (назови одним словом)  Пальто, рубашка, платье, брюки, шуба ­ ___________________  Яблоко, апельсин, банан, груша, лимон ­ ___________________  Шкаф, стул, диван, стол, кресло ­ _________________________  Чашка, блюдце, сахарница, чайник – это____________________  Автобус, троллейбус, самосвал – это_________________________ Назови мебель ­_____________________________________________  Назови домашних животных ­___________________________________ 3.Название форм                        Круглый­_________________________  Квадратный ­______________________  Треугольный­______________________  Овальный­________________________  Прямоугольный­___________________ 4..Антонимы (скажи наоборот) Добро ­ _______________  Высокий ­ _________________ Легкий ­_______________ Хороший ­_________________ Большой ­______________ Широкий­__________________ Длинный­______________ Здоровый­__________________   4.Употребление предлогов Над__________________________ в_______________________ Под__________________________ из______________________ За____________________________ около___________________ ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ. 1.Образование существительных множественного числа Им. и Род. падежей.    И.П. мн.ч.    Р.П.  мн.ч.     И.П. мн.ч.      Р.П.   мн.ч. Стол Глаз Дерево  Ведро Окно Ухо Рот Стул Лев Перо 2.Образование существительных с уменьшительно­ласкательным суффиксом (Как назвать  маленький предмет?) Гриб_______________________________ Дерево________________________ Лиса_______________________________ Нос___________________________ Лист_______________________________ Воробей_______________________ Ложка_____________________________ Стул__________________________ Дом_______________________________ 3.Образование относительных прилагательных (Из чего?) Дерево____________________________ Бумага________________________ Резина____________________________ Кирпич________________________ Солома___________________________ Мех___________________________ Пух______________________________ Суп из грибов__________________ Суп из рыбы_______________________ Варенье из сливы_______________                     4.Притяжательные прилагательные (Чей?) Хвост лисы_______________________ Хвост белки____________________ Хвост волка______________________ Лапа медведя___________________                      5.Образование глаголов при помощи приставки Ходит__________________________________________________________________                       6.Употребление глаголов совершенного вида Строил_________________________ Чинит_________________________ Догоняет_______________________ Рисует________________________ Пишет__________________________ Делал_________________________                       7.Согласование Карандаш, ключ, лев, озеро, дверь         Два__________________________________________________________________________         Пять_________________________________________________________________________        ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКОСЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ.       1.Часы (  ), собака (  ), утюг (  ), цыпленок (  ), телевизор (  ), сковородка (  ), клубника (  )       2.Дети слепили снеговика____________________________________________          Повар печет блины на сковороде_____________________________________           Водопроводчик чинит кран__________________________________________          В аквариуме плавают золотые рыбки__________________________________  ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ  И ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ. I. II. Выделение первого ударного гласного: АНЯ__________ОЛЯ_________УТКА_________ Выделение последнего согласного:  СУП_____________ТАНК____________СОМ____________ Отбор картинок со звуком "М" Слова­паронимы: трава­дрова_______________________________________ III. IV.                                                        Бочка­почка_______________________________________                                                        Крыша­крыса______________________________________ V. VI. Составь слово из звуков: л.у,к_________ м,а.к _________ к,а,ш,а __________ Количество звуков: дом___________, рак_____________, луна____________ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ. Свистящие: С____________СЬ____________З________________ЗЬ______________ Шипящие: Ш____________Ж_____________Ч________________Щ______________ Соноры:     Р_____________РЬ____________Л________________ЛЬ______________ Заднеязычные:К__________КЬ____________Г__________ГЬ___________Х________ Взрывные: Т___________ТЬ_____________Д___________ДЬ____________      ЧТЕНИЕ. 1. Знание букв: знает все, некоторые, не знает. 2. Техника чтение: а) темп: медленно, быстро;        б) уровень овладения: по буквам, по слогам, словами. 3. Понимание прочитанного: понимает, нет, с трудом. 4. Ошибки при чтении__________________________________________________       ПИСЬМО. ______________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________      СВЯЗНАЯ РЕЧЬ. 1. _ Рассказ по серии сюжетных картинок      2.Рассказ со скрытым смыслом.   Маленький Саша утром проснулся невеселый.  Мама дала ему лекарство, взяла зонтик и ушла.   Запомни и повтори рассказ._____________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________  Почему Саша проснулся невеселый? _______________________________________________________      Какая погода была на улице? ______________________________________________________________ Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений. Устойчивость внимания__________________________________________________________________ Работоспособность_______________________________________________________________________ Наблюдательность_______________________________________________________________________ Отношение к дефекту_____________________________________________________________________ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ Дата обследования____________________________ Логопед__________________________________ Приложение 2.  Списывание  (конец года). Идет весна. Солнце светит ярче. Снег потемнел. Кругом большие лужи. На ветках надулись почки. На лужайке зеленая трава. Журчат быстрые ручьи. Идет весна. Письмо под диктовку. Клен. У дома рос клен. На ветки клена сели птицы. Это галки. Сережа дал им крошки хлеба и зерна.

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов

Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2017