Программа по краеведению "От чистого истока"
Оценка 5

Программа по краеведению "От чистого истока"

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
14.03.2017
Программа по краеведению "От чистого истока"
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании обучающихся, которые возникли в последнее время. Программа расчитана на 4 года.
Программа От чистого истока.docx
Программа внеурочной деятельности «От чистого истока» Выполнил: Учитель начальных классов МБОУ Гимназия г. Навашино Веснина Марина Владимировна 1 2011 – 2012 учебный год Пояснительная записка Воспитание   любви   к   родному   краю,  к родной   культуре,   к   родному   городу,   к родной   речи   –   задача   первостепенной важности,   и   нет   необходимости   этого доказывать.                                         Д.С. Лихачев Почему  редко  можно  увидеть  огонек  в  глазах  молодого  поколения  и чувство гордости, когда речь заходит о родном крае? Изменения, произошедшие в общественном  строе, внесли изменения в нравственные   ценности.   Психологами   доказано,   что   в   младшем   школьном возрасте   происходит   формирование   характера,   мышления,   речи   человека, начинается длительный процесс тех нравственных ценностей, которые лежат в основе   любви   к   Родине.   При   этом   надо   помнить,   что   любовь   к   Родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой родился и рос. Развитие   страны   зависит   от   того,   насколько   сильно   привито подрастающему поколению чувство любви к своим родным, к своему народу, к Родине,   чувство   ответственности   перед   будущим.   Поэтому   на   данном   этапе развития   современной   России   особенно   актуален   вопрос   о   гражданско­ патриотическом воспитании. Тема   патриотизма   ­   ныне   актуальнейшая   тема   для   нашей   страны,   для русских   людей.   Как   пробудить   в   ребёнке   чувство   любви   к   Родине?   Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Народ, не помнящий своего прошлого, не может быть самодостаточным в будущем – эта мысль проста и понятна всем. К сожалению, на практике мы постоянно сталкиваемся с обратным. Достижение современности так быстро и активно   входят   в   повседневную   жизнь   любого   ребенка,   что   быт   не   только далеких предков, но и поколений еще живущих людей является для него тайной за семью печатями. А вместе с этим теряется значительный пласт родного языка, культуры, морально­этических воззрений русского народа. «Родина   –   место,   где   мы   родились,   Отечество   –   Родина,   мною осознанная». Эти слова Михаила Пришвина, большого знатока родного края, могут служить эпиграфом в организации краеведческой работы. Термин «краеведение» закрепился в русском языке лишь вначале XX в., но о необходимости краеведной (или краеведческой) деятельности говорили и более   раннее   время.   В   XIX в.   разрабатывались   уже   школьные   учебные программы   «родиноведения»   (или   «отчизноведения»),   краеведению   было отведено заметное место и в концепции «народного воспитания» К. Ушинского. 2 Краеведение   –   многоплановая   дисциплина.   Растет   интерес   к   истории России. Внимание к проблемам изучения родного края не ослабевает. При этом краеведение   представляет   немалые   возможности   для   расширения   общего кругозора, эстетического, нравственного воспитания и формирования личности гражданина. Краеведение   –   это   школа   открытия   родного   края,   его   культуры   и традиций.   Д.С.Лихачев   говорил,   что   «краеведение   учит   любить   не   только родные   места,   но   и   знания   о   них,   приучает   интересоваться   историей, искусством,   литературой,   повышать   свой   культурный   уровень.   По   мнению Д.С.Лихачева,   краеведение   –   это   «самый   массовый   вид   науки:   в   сборе материалов могу принять участие  и большие ученые и школьники». Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников   обогащения   обучающихся   знаниями   о   родном   крае,   воспитания любви   к   нему,   формирования   гражданских   позиций   и   навыков.   Оно   играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи. Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него   элементов   краеведения.   И   это   понятно,   так   как   каждому   человеку, каждому   народу   надо   осознавать   себя   и   своё   место   в   мире   природы,   среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым,   настоящим   и   будущим   своей   страны,   поэтому   необходимо,   чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.    Материал по  краеведению  является  богатым  источником,  дающим   воспитании   нравственном     пробелы     возможность   обучающихся,  которые  возникли  в  последнее  время.    восполнить     в     Предпосылкой для создания  программы внеурочной деятельности стало ориентирование   Федерального   Государственного   образовательного   стандарта начального   общего   образования   «на   становление   личностных   характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):  любящий свой народ, свой край и свою Родину;  уважающий и принимающий ценности семьи и общества;  готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.» Актуальность  данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной   из главных     ступеней       духовно­нравственного     развития     гражданина   России, определённых   в   «Концепции   духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России»   является   «осознанное принятие обучающимся традиций,   ценностей,   особых   форм   культурно­исторической,   социальной   и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Через семью, 3 родственников,   друзей…   наполняются   такие   понятия,   как     «малая   Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род»,  «мой дом». На   современном   этапе   развития   образования,   когда   у   обучающихся появилось больше возможностей узнать о мировой истории и культуре, изучение родного   края   при   недостаточном   обеспечении   методической   и   учебной литературой   становится   актуальной   как   ведущий   фактор   воспитания патриотизма. ­ Цели и задачи курса Цели  курса:  Воспитание     гражданина     России,     патриота     своей     малой     родины, знающего,   любящего   свой   родной   край,   город,   почитающего   его традиции,  испытывающего  гордость  за  вклад  своей  малой  родины  в жизнь  огромного  государства.    Воспитание  деятельного  гражданина, с активной жизненной  позицией, желающего     принять     непосредственное     участие     в     развитии     и процветании  своего  города. Задачи   курса:  Ознакомление  обучающихся  с  историческим  прошлым  и  современной жизнью   населения   Нижегородской   области,   участием   и     значением родного  края  в  исторической и  культурной  жизни  России.  Развитие   гражданских   качеств   личности   младшего   школьника;   его патриотического  отношения  к  России  и  своему  краю;  формирование личностно­ценностного  отношения  и  побуждение  деятельной  любви  к родному  месту  проживания.  Укрепление   родственных   и     семейных   связей   через   погружение   в историю   жизни   своей   семьи,   почитание   семейных   традиций    для укрепления  отношений  между   представителями  разных  поколений.  Развитие   познавательных   интересов,   интеллектуальных   и   творческих способностей  обучающихся.  Формирование     способности     и     готовности     к     использованию краеведческих  знаний  в  повседневной  жизни.  Овладение     начальными     формами     исследовательской   деятельности, включая умения  поиска и работы с информацией. 4 Ведущие принципы программы внеурочной деятельности Отбор содержания курса подчиняется следующим принципам:  принцип  гуманизма  лежит в основе отбора содержания краеведческого образования и методов его реализации;   педоцентрический  принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка   этого   возраста   знаний,   необходимых   для   его   индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения;   предоставление   каждому   школьнику   возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.  культурологический  принцип   —   это   обеспечение   широкого эрудиционного   фона   обучения,  что   даёт   возможность   развивать   общую культуру школьника, его возрастную эрудицию  принцип  поступательности  постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения краеведения в основной школе. обеспечивает    краеведческий  принцип   обязывает   широко   использовать   местное окружение,   проводить   экскурсии   на   природу,   в   места   трудовой деятельности   людей,   в   краеведческий,   исторический,   художественный музеи и т.д.  ориентация на потребности ребенка младшего школьного возраста  и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим, одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций. Особенности программы внеурочной деятельности Данный курс носит интегрированный характер. Интегративный характер курса обеспечивает синтез знаний, полученных при изучении учебных предметов (изобразительного   искусства,   русского   языка, литературного   чтения),   и   позволяет   реализовать   их   в   интеллектуально­ практической деятельности ученика.   окружающего   мира, 5 Изобразительное   искусство  дает   возможность   использовать   средства художественной   выразительности   для   расширения   духовно­культурного пространства ребенка, для наполнения окружающего мира высокими образами искусства. Русский   язык  служит   основой   для   развития   устной   речи:   для использования   важнейших   видов   речевой   деятельности   и   основных   типов учебных   текстов   в   процессе   анализа   заданий   и   обсуждения   результатов деятельности (описание, повествование на заданную тему; построение логически связанных   высказываний   в   рассуждениях,   обоснованиях,   формулировании выводов). Литературное   чтение  создает   условия   для   формирования   целостного образа изучаемого предмета или явления. Содержание   и   построение   программы   обеспечивает   преимущественное внимание к изучению своего края, способствует воспитанию любви к Родине, играет большую роль в экологическом воспитании. Для этого используются разнообразные методы и приемы: 1. По   источникам   получения   новых   знаний   (Е.И.   Перовский,   Д.О. Лорджкипанидзе): • словесные (устное или печатное слово); • наглядные (наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); 2. По уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность (М.И. Скаткин, И.Я. Лернер): • репродуктивные   (используется   для   приобретения   умений   и навыков); • проблемно   –   поисковые   (каждый   шаг   предполагает   творческую деятельность); 3. Методы эмоционального стимулирования деятельности (Ю.К. Бабанский): • создание ситуации успеха в обучении; • использование игр и игровых форм организации деятельности; 6 4. Методы   развития   творческих   способностей   и   личностных   качеств учащихся (Ю.К. Бабанский): • учебные дискуссии; • творческие задания; • постановка проблемы или создание проблемной ситуации.   историческом     прошлом   Нижегородского   края,   Программа  призвана  дать  достаточно  полное  и  целостное  представление   настоящем. об   Практические,   частично­поисковые   и исследовательские  методы  и  приёмы нацелены   на   выработку   у   учащихся   навыков   работы   со   всевозможными источниками     краеведческой     информации:     справочными     и     учебными пособиями,   рукописными   материалами,   иллюстрациями,   фотоматериалами, средствами  телевидения,  радио  и  печатными  периодическими  изданиями,  а также  художественной  литературой.   его   Своеобразие   предлагаемой   программы   заключается   в   том,   что   программа предусматривает  организацию  активных  форм  проведения  занятий с детьми: традиционные   занятия   с   применением   иллюстративных   и • интерактивных презентаций; • • • • • • • • • • Программа   курса   рассчитана   устные журналы; диспуты; выставки; коллективные игры; встречи с интересными людьми; конкурсы; викторины; тематические и обзорные экскурсии;  выход в библиотеки города; участие в работе школьного музея.   и предусматривает:  33  часа  в  1 классе  (1  час  в  неделю), во 2 – 4 классах ­  34 часа (1 час в неделю).   на   4   года   (всего   135   часов)   Форма учебной работы: внеурочная.   Программа  курса  содержит 4  раздела: • • • • 1 класс ­ «Вся семья вместе, так и душа на месте»; 2 класс ­ «Городок под названием Навашино»;   3 класс – «Ты мира не узнаешь, не зная края своего»; 4 класс ­ «Своя земля и в горсти мила».  7 Ценностные ориентиры содержания программы  Патриотизм   как   одно   из     проявлений   духовной   зрелости   человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.  Семья   как   основа   духовно   –   нравственного   развития   и   воспитания личности,   залог     преемственности   культурно   –   ценностных   традиций народов   России   от   поколения   к   поколению   и   жизнеспособности российского общества. Планируемые результаты изучения курса Личностными результатами изучения курса «От чистого истока» являются:  осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской идентичности);  чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к ее истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;  осознание своей этнической  и культурной принадлежности  в контексте единого   и   целого   Отечества   при   всем   разнообразии   культур   и национальностей России;  воспитание уважительного отношения к своей стране;  воспитание любви к родному краю, к своей семье;  принятие норм нравственного поведения в обществе;  умение   ведения   диалога,   признание   возможности   существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения   и   аргументация   своей   точки   зрения;   уважительное   восприятие других точек зрения. Метапредметными  результатами   изучения   курса   «От   чистого   истока» являются:  познавательные  как   способность   применять   для   решения   учебных   и практических   задач   различные   умственные   операции   (сравнение, обобщение,   анализ,   доказательства   и   др.);   умение   осуществлять информационный поиск для выполнения поставленных задач;  регулятивные  как   владение   способами   организации,   планирования   поисковой, различных   видов   деятельности   исследовательской, творческой), понимание специфики каждой; (репродуктивной,  коммуникативные как способности в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием; освоение правил и 8 норм   социокультурного   взаимодействия   с   взрослыми   и  сверстниками   в сообществе разного типа (семья, класс, школа, учреждения культуры в городе); понимание того, как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом, но нуждается в помощи). Предметными результатами изучения курса «От чистого истока» являются:  умение   наблюдать,   исследовать   (сравнивать,   получать   информацию   из семейного архива, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);  понимание   роли   значения   родного     края   в   природе   и   историко   ­ культурном наследии России, в ее современной жизни;  понимание   места   своей   семьи   в   прошлом   и   настоящем   своего   края,   в истории и культуре России. Содержание программы 1 класс ­ «Вся семья вместе, так и душа на месте» Количес Содержание программного материала № 1 Тема Введение в  краеведение 2 У милого дитяти  много имен тво часов 2 5 3 Моя семья и Я 10 Что   такое     «краеведение».   Что изучает краеведение. Какова  его роль в наше время. Что такое «домострой». Имя.   Наречение   имени   ребенку. Значение имен.  Имена и фамилии членов семьи.   Ласковое   обращение   к   членам семьи. Происхождение имен и фамилий. Очень редкие и самые распространенные имена и фамилии нашего края. Что   такое   семья.   Что   объединяет членов семьи, поколения в семье. Семья – самое   близкое   окружение   человека. Семья – родственники, живущие вместе и имеющие   общее   хозяйство.  Семья ребенка   и   его   состав.   Нормы   жизни   в семье:   добрые   взаимоотношения,   забота членов   семьи   друг   о   друге.   Как   семья трудится,   проводит   свободное   время. Домашнее   хозяйство,   распределение домашних   обязанностей.   Обязанности 9 ценности:     отцовства, возраста. ребенка в семье. Название родственников в   языках   народов   родного   края. ценность Семейные   детства, материнства, преклонного   Доброта,   справедливость, честность, внимательность,   уважение   к   чужому мнению   –   правила   взаимоотношений   в семье. Дом, в котором мы живем – место для   жизни   семьи.   Важность   уюта, целесообразного порядка.  4 Игры и игрушки 5 Красна сказка  складом, а песня ­  ладом. 8 8 игрушками. Моя   любимая   игрушка.   Игрушки моих   друзей.   Во   что   играли   мои   Знакомство   с   русскими родители.   народными   Русская матрешка.   Богородская   игрушка. Бирюльки.   Русские   народные   игры. Правила   выбора   водящего.   Разучивание русских народных игр. Игры – ловишки, игры   –   загадки,   игры   –   прятки,   игры   – состязания. Понятие   фольклора.   Русская народная   сказка.   Моя   любимая   сказка. Викторина  «Угадай   сказку».   Пословицы и поговорки. Считалки. Загадки. Русская народная   песня.   и мифологические сказания. Мой любимый былинный герой. Родина Ильи Муромца.   Эпические Итого: 33 часа Практическая часть программы Формы работы Экскурсии Практические работы Содержание Посещение   районного   краеведческого   музея,   на предприятия,   где   работают   члены   семьи.   Экскурсия   на Родину Ильи Муромца Изготовление   книжки   –   малышки.   Выпуск   стенгазеты. Конкурс   поделок.   Сборник   творческих   работ   «Наши имена».   Инсценирование   русских   народных   сказок. Составление загадок. 2 класс ­ «Городок под названием Навашино» 10 Количес Содержание программного материала № Тема 1 Моя малая Родина. тво часов 2 2 Как все начиналось. 3 Предприятия  нашего города То березка, то  рябина  4 5 Красная книга  родного края 6 Заповедные места  нашего района Колокольный звон  церквей. 7 Я учусь в «Красной» школе 2 3 3 2 4 2 4 завод         завода Судостроительный Навашино   –   моя   малая   Родина.   Окский край.   Наш   край   на   карте.   Территория, границы,   географическое   положение. Соседние   области.   Районный   центр, населенные пункты навашинского района. Древние   стоянки   на   территории навашинского   района.   История возникновения города и района. Рабочие поселки Мордовщик и Липня.    ­ градообразующее   предприятие.   В   честь кого называют корабли.  Значение других предприятий:   завод   стройматериалов, хлебозавод     медицинского оборудования. Их роль в жизни города и района. Природная   зона   нашего   района. Животные нашего края. Леса, реки, озера. Государственный природный биологический   (охотничий)   заказник «Навашинский».   Месторасположение, площадь заказника, назначение. Растения и животные, занесенные в Красную книгу Нижегородской области. Усадьбы   ­  археологические   памятники общероссийского   значения.  Памятники природы   нашего   района.   Озеро   Святое дедовское.   Явление   лика   Богородицы. Болото   Поколевское.   Озеро   Поколево. Озеро   Святое   степуринское.   Озеро Пешнее. Парк села Монаково. Парк села Ефаново. Парк села Спас – Седчено. История   церквей   навашинского   района. Святой   источник   близ   деревни Корниловка. Явление чудотворной иконы Святой Параскевы «Пятница».  Гимназия   –   мой   дом.   История строительства   школы.   Экскурсия   по 11 8 Мой город в годы  ВОВ 9 Наш край богат  талантами 10 Навашино 55! 3 5 3   в   честь гимназии.   Посещение   музея   «красной» школы.   Моя   школа   в   годы   ВОВ. Достижения педагогов, выпускников. Навашино в годы ВОВ. Герои Советского Союза   нашего   района.   Название   улиц   в честь   героев   войны.   Обелиск   Славы. Мемориал   погибших судостроителей.   Могила   неизвестного солдата в поселке Липня. Известные   люди   нашего   района: Художники, поэты, ученые, спортсмены. Известные люди, побывавшие проездом на навашинской   земле:   А.С.   Пушкин,   А.С. Грибоедов, И.А. Некрасов. Наш   город   –   юбиляр!   Словарь неофициальных   города Навашино.   Азбука   приокского   края. Оформление   альбома   «Городок   под названьем Навашино» к юбилею города. терминов   Итого: 34 часа Практическая часть программы Формы работы Экскурсии Практические работы Содержание Посещение районного краеведческого музея Экскурсия   на   «Окскую   судоверфь»   (спуск   судна). Возложение   цветов   к   обелиску   Славы   и   могиле неизвестного солдата. Изготовление поделок из природного материала. Конкурс рисунков «Таинственный лес». Презентация «Заповедные места   нашего   района».   Фотовыставка   «Купола   родных церквей». Презентация «Герои Советского Союза – наши земляки».   Создание   альбома   «Городок   под   названием Навашино»,   «Словарь   неофициальных   терминов». «Азбука окской земли». 3 класс – «Без корня и полынь не растет» № Тема Количес тво часов Содержание программного материала 12 1 Семейные традиции   –   моя история,   моя культура 2 Поговорим   о родословной 3 Поклонимся великим   тем годам 4 Музей   Гимназии   в   моей истории страны 8 9 9 8   Семейные   реликвии: Семейные   традиции.   Династии   в   моей семье.   Кем   мечтаешь   стать   в   будущем. Честь   семьи,   рода   как   ценность. Культура   общения   и   взаимная ответственность в семье. Забота о детях, престарелых,     больных   –   долг   каждого человека.   их происхождение,   ценность   для   членов семьи. Герб моей семьи. Родословная.   Составление   родословного древа. Сбор материала о своих   предках по   линиям   отца   и   матери.   Духовно   – нравственные ценности семьи. Прошлое   семьи.   Источники   знаний   о прошлом: воспоминания старших членов семьи о важных событиях в жизни семьи. Участие членов семьи в  ВОВ. Семейные реликвии:   ордена,   медали,   памятные знаки,   фотографии,   старые   книги   и письма.    перевязочных. Музей Гимназии – гордость города. Год образования.   Мой   город   в   годы   ВОВ. Госпиталь в школе. Расположение палат, операционных,   Как доставлялись   раненые   в   госпиталь. Письма   солдат   родным   и   любимым. Захоронение   на   Липненском   кладбище. Могила солдата. Краеведческая   работа   в   музее:   розыск родных   погибших,   переписка   с   ними. Встреча   с   бывшими   учениками   школы, проводившую краеведческую работу.   неизвестного   Итого: 34 часа Практическая часть программы Формы работы Экскурсии Содержание Экскурсия в музей Гимназии. Посещение памятника  неизвестному солдату на Липненском кладбище. Практические работы Изготовление фоторамки для фотографии.  Составление генеалогического древа. Рисунок «Герб  13 семьи». Создание альбома «Никто не забыт, ничто не  забыто». Сбор материала для гимназического музея. 4 класс – «Ты мира не узнаешь, не зная края своего»   № Тема 1 Нижегородская  область  на карте  России Количес тво часов 5 2 История  Нижегородского  края 3 Прогулки по  Нижнему  Новгороду 4 Богатства  Нижегородской  области 5 Нижегородские  промыслы 6 Историко ­  культурное  5 5 5 6 8 Содержание программного материала     Ибрагимов   Нижний Новгород – жемчужина России. Наша   область   на   карте.   Территория,   географическое   положение. границы, Соседи   Нижегородчины.   Нижний Новгород   –  областной   центр.    Символы Нижнего Новгорода: герб, знамя, флаг. Основание   Нижнего     Новгорода   и   его строительство.   Легенды,   предания   и сказки   Нижегородского   края.   Дятловы горы. городок. Нижегородское ополчение. Благовещенская слобода. Легенда о граде Китеже.  Нижний   Новгород   –   торговый   город. Нижегородская ярмарка. Храмы Нижнего   Красота Новгорода.   набережных, площадей     и   улиц.   Театры   и   музеи областного центра. Особенности животного и растительного мира.   Особо   охраняемые   природные территории   нашего   края.  Красная   книга Нижегородской области. Места обитание охраняемых   животных.   Полезные ископаемые Хохломской России. Городецкая   роспись   по   дереву. Полховско­майданский   художественный промысел. Павлово—центр металлообрабатывающих ремесел. Изразцовое   убранство   храмов.   Золотое шитье Заволжья.  Памятники архитектуры: Нижегородский Кремль,   Архангельский   и   Спасо­ 14   промысел наследие края     Известные Преображенский   соборы,   Макарьевский монастырь. деятели отечественной   культуры   и   истории: проповедник   Серафим   Саровский,   А.С. Пушкин,   летчики   П.Н.   Нестеров   и   В.П. Чкалов, писатель М. Горький. Народное ополчение   Кузьмы   Минина   и   Дмитрия Пожарского.  Итого: 34 часа Практическая часть программы Формы работы Экскурсии Практические работы Содержание Экскурсия в Нижний Новгород. Посещение Театра Юного Зрителя и Нижегородского цирка. Конкурс фотоколлажей «Красная книга нашей области». Роспись   точеных   игрушек   ­   «тарарушек».   Презентация Нижегородский   Кремль».   Коллективная   работа   «Город будущего». Поурочно ­ тематическое планирование 1 класс Тема занятия «Введение в краеведение» (2 часа) Дата Что такое краеведение? Под крышей дома моего.  «У милого дитяти много имен»(5 часов) Имянаречение. Значение имен. Мое имя. История возникновения фамилии. Занятия моих предков.  «Моя семья и Я» (10 часов) Тепло родного очага Такие разные профессии Профессии моих родителей 15 № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Семейные традиции Наша дружная семья Папа дома ­ и дом исправен. При солнышке тепло ­ при матери добро. Почтение родителей ­ уважение себе Кого дедушка любит, тому и косточки в руки. Бабушкина кладовая. «Игры и игрушки» (8 часов) Я люблю играть Игрушки моих родителей Русские народные игрушки Русские народные игры Игры ­ ловишки Игры ­ прятки Игры ­ состязания Игры ­ загадки «Красна сказка складом, а песня ладом»(8 часов) Что такое «фольклор». Волшебный мир русских народных сказок. Инсценирование сказки Острота пословиц и поговорок русского народа. Загадка, открой свою тайну. Конкурс «Придумай загадку» 26 27 28 29 30 31 32 Мир былины. 33 Родина Ильи Муромца. 2 класс Тема занятия Дата «Моя малая Родина» (2 часа) На реке, на Оке, от столиц вдалеке. Навашино – районный центр. «Как все начиналось» (2часа) Рабочий поселок Мордовщик. 1957 год – год рождения города Навашино. «Предприятия нашего города» (3 часа) Навашино – город судостроителей. Проект «Как строят корабли» Виртуальная экскурсия по предприятиям города. «То березка, то рябина» (3 часа) № 1 2 3 4 5 6 7 8 Животные нашего района. 16 9 10 Голубое ожерелье приокского края. Там на лесных дорожках. «Красная книга родного края» (2 часа) Заказник «Навашинский 11 12 Мы живем в Красной книге. 13 14 15 16 17 18 «Заповедные места нашего района» (4часа) Археологические памятники общероссийского  значения Легенды озера «Свято» Виртуальная прогулка по парам навашинского района. Охраняемые озера нашего края. «Колокольный звон церквей» (2 часа) Православные памятники истории. Святые источники. «Я учусь в «Красной» школе» (4 часа) История школы – моя история. 19 20 Музей «красной» школы. 21 Школа – госпиталь. 22 Ими гордится школа. «Мой город в годы ВОВ» (3часа)  Навашино в годы ВОВ Герои Советского Союза нашего района. В их честь названы улицы. «Наш край богат талантами» (5 часов) С. Дедово – Родина художника Морозова. Академик И. Губкин Художественная галерея Навашино. Поэты – навашинцы. Известные люди проездом на навашинской земле. «Навашино 55!» (4 часа) Конкурс на лучший кроссворд о городе. Словарь неофициальных терминов. Азбука Приокского края. Альбом «Городок под названием Навашино» 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 3 класс № Дата «Семейные традиции – моя история, моя  культура» (8 часов) Тема занятия 17 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Традиции моей семьи Традиции моих предков Семейные династии Реликвия в моем доме Тайны семейного альбома Фотографии из старого альбома Создание герба моей семьи Конкурс на лучший семейный герб «Поговорим о родословной» (9 часов) Понятие о родословной 10­11 Сбор материала о родственниках по линии отца 12­13 Сбор материала о родственниках по линии матери 14­15 Составление генеалогического древа 16 17 18 19 Конкурс «Мое генеалогическое древо» Праздник трех поколений «Поклонимся великим тем годам» (9 часов) Далекое эхо войны Тень войны над моим домом 20­21 Герои моей семьи 22 23 24 Фотография с фронта Я вернусь, ты только жди Работа в тылу 25­26 Создание альбома «Никто не забыт, ничто не забыто» «Музей Гимназии в истории моей страны» (8 часов) 27 Музей Красной школы 28 Город в годы ВОВ 29 Школа ­ госпиталь 30 31 32 33 34 Долгожданные письма Здесь похоронен неизвестный солдат В списках «пропавших без вести» Весточка через десятилетия История школы – история страны 4 класс Тема занятия Дата «Нижегородская область  на карте России» (5 часов) Я живу в Нижегородской области. Особенности расположения  Нижегородской области. Соседние области Нижегородчины. Областной центр – жемчужина России. 18 № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Символы Нижнего Новгорода. «История Нижегородского края» (5 часов) История возникновения Нижнего Новгорода. Легенды и предания Нижегородчины. Керженец – земля обетованная. Озеро Светлояр ­ легендарное озеро в краю древних  Мари Нижегородское ополчение. «Прогулки по Нижнему Новгороду» (5 часов) Нижегородская ярмарка. Две реки – колыбель Нижнего Новгорода. Виртуальная экскурсия по улицам города. Театральный Нижний 11 12 13 14 15 Музеи Нижнего Новгорода. «Богатства Нижегородской области» (5 часов) На бескрайних просторах края. Природа – мать, умей за нее постоять. 16 17 18 Животные, занесенные в Красную книгу  Нижегородской области. 19 Животные, занесенные в Красную книгу  Нижегородской области. Полезные ископаемые. «Нижегородские промыслы» (6 часов) Золотая хохлома. Городецкие прялки. Веселые тарарушки. Павловские умельцы. Балахнинские изразцы. Золотое шитье. 20 21 22 23 24 25 26 «Историко ­ культурное наследие края» (8 часов) Нижегородский Кремль. Церкви и соборы Нижнего Новгорода 27 28 29 Макарьевский монастырь 30 Серафимо–Дивеевская женская обитель. Саровский  источник. Большое Болдино – сказочное место Пушкина. Легендарные летчики Нижегородского края. Нижний Новгород – Родина М. Горького. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский – национальные  герои Нижегородчины. 31 32 33 34 19 Материально­техническое обеспечение программы Для организации работы с разными источниками информации желательно иметь   в   классе   научно­популярные,   художественные   книги   для   чтения   (в соответствии  с  изучаемым материалом), энциклопедии,  справочники, словари естественнонаучного,   исторического   содержания, видеофильмы, звукозаписи.   обществоведческого, В соответствии с содержанием обучения, в классе желательно иметь:  репродукции картин художников (района и области);  портреты выдающихся людей города, области, России (политических деятелей,   военачальников,   царей,   писателей,   художников,   поэтов, композиторов, изобретателей и др.);  географические (физическую карту полушарий, карту России, карту Нижегородской области);  исторические настенные карты;   макеты   исторических   памятников,   старинных   жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);  предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);  оборудование   для   экскурсий:   фотоаппарат   и   видеокамера   (по возможности);  наличие современных технических средств обучения и ИКТ. Условия реализации программы Необходимое   материально   –   техническое   и   методическое   обеспечение деятельности; информационное   отображение   хода   реализации   (презентации,   выставки, книжки – малышки, стенгазеты и т.д.); аналитическое обеспечение хода реализации (диагностики); положительный эмоциональный настрой всех участников программы; тесная связь с семьей. Контрольная часть 20 Контроль над реализацией  программы будет осуществляться в форме   смотра   творческих   работ,   олимпиадных   заданий,   участие   в районных и областных конкурсах.  Целей этих работ несколько: •стимулировать личностное развитие каждого ребенка; •создать  и поддерживать   развивающую  образовательную  среду для младших школьников. Контрольно – измерительные материалы 1 класс: Методика выявления уровня знаний младших школьников о своей семье «Я и моя семья» (Приложение 1) Методика   проводится   в   начале   и   конце   учебного   года   в   форме индивидуального занятия – собеседования. Продолжительность занятия – 25 – 30 минут.  2  класс: Методика выявления уровня знаний младших школьников о своем   городе   и   районе   «Достопримечательности   моей   Родины» (Приложение 1) Методика   проводится   в   начале   и   конце   учебного   года   в   форме анкетирования. Продолжительность занятия – 20 ­ 25 минут. 3  класс: Методика выявления уровня знаний младших школьников об истории своей семьи, города, гимназии   (Приложение 1) Методика   проводится   в   начале   и   конце   учебного   года   в   форме анкетирования. Продолжительность занятия – 20 ­ 25 минут. 4  класс: Методика выявления уровня знаний младших школьников о Нижегородском крае   «Мой край» (Приложение 1) Методика   проводится   в   начале   и   конце   учебного   года   в   форме анкетирования. Продолжительность занятия – 20 ­ 25 минут. Семья активно участвует в реализации программы. На родительских собраниях   проводится   анкетирование   родителей:   «Патриотическое воспитание» и «Приоритетные ценности семьи» (Приложение 2) Литература Баранский Н.Н. О школьном краеведении //Методика преподавания 1. экономической географии, ­ М., 1960 Барскова   Т.А.  Помня   о   прошлом,  думать   о   будущем  //Проблемы 2. школьного воспитания. ­ Н.Новгород, 1999. ­ № 3. ­ С.30. 3. Борисов   Н.С,   Дранишников   В.В.,   Иванов   П.В.,   Кацюба   Д.В. Методика   историко­краеведческой   работы   в   школе   /Под   ред.   Н.   С. Борисова. ­М., 1982. 21 4. Внеклассная работа по истории: Краеведение. ­ М., 1975 Города   нашей     история,   5.   экономика, население, культура. Горький. Волго­Вятское книжное издательство. 1969г   области.   География,   6. Ильин В.А., Корчин В.Г., Корчин Г.Д. Корабелы былинного края: Очерки   о   Навашинском   судостроительном   заводе   «ОКА».­   Ленинград: «Судостроение», 1982г. 7. Корчин   Г.Д.,  Бакулин   А.И.  и   др.  В  краю  Приокском:   Очерки  об истории Навашинского района.­ Н.Новгород: ГИПП «Нижполиграф»,  1994­ 144с Морохин В.Н Легенды и предания Волги­реки.   Нижний Новгород 8. Книги 2002г Морохин   Н.В.   Наши   реки,   города   и   села.   ­   Нижний   Новгород: 9. «Книги», 2007. ­ 480 с. Организация   внеурочной   деятельности   младших   школьников. 10. Сборник программ. ­ Нижний Новгород. НИРО, 2011. ­318с. Памятники истории и культуры города Горького. Горький. Волго­ 11. Вятское книжное издательство. 1977г. Природа Горьковской области. ­ Горький : Волго­Вят. кн. изд­во, 12. 1974. ­416с. Родной   край.   Книга   для   внеклассного   чтения.   Горький.   Волго­ 13. Вятский изд. 1983г.115с 14. Рубцов, Б.И. Улицы помнят их имена... Биографические очерки о людях,   именами   которых   названы   улицы   Нижнего   Новгорода.   ­   Н. Новгород: Деком, 2010.­ 576 с. Седов   А.В.   Глядя   с   откоса.   Рассказы   о   родном   крае   ­   Нижний 15. Новгород, «Книги», 2009,­ 384 с. Седов А.В. Кержаки ­ история трёх поколений купцов Бугровых ­ 16. Нижний Новгород, «НОВО» 2005, 2010.­216 с. Смирнов   Д.Н.   Нижегородская   старина.   ­   Нижний   Новгород. 17. «Нижегородская ярмарка», 1995,­ 604 с. Смирнов   Д.Н.   Очерки   истории   и   быта   нижегородцев   начала   XX 18. века. 1900­1916. ­ Нижний Новгород, РИ «Бегемот», 2001,­ 304 с 22 Фёдоров В.В. Оружие победы. ­ Н. Новгород Книги; 2010,­ 512 с. 19. Серия. «Нижегородские были». Филатов   Н.Ф.  Арзамас   в  XVII   веке:   Очерк   истории.  Документы/ 20. Арзамас, гос. пед. ин­т им. А.П. Гайдара. ­ Арзамас: АГПИ, 2000.­ 206 с. Филатов Н.Ф. Веси Нижегородского края: Очерки истории сел и 21. деревень Поволжья. ­ Нижний Новгород, НГУ, 1999, ­ 311 с. 22. Филатов Н.Ф. Города и посады Нижегородского Поволжья в XVII веке:   История.   Архитектура.  ­   Горький,  Волго­Вятское   книжное   изд­во, 1989,­ 174 с. Филатов   Н.Ф.   Нижний   Новгород.   Архитектура  XIV­XX  вв.   ­ 23. Нижний Новгород, 1994,­ 255 с. Филатов   Н.Ф.   Подвиг   во   имя   России.  Козьма   Минин   и   Дмитрий 24. Михайлович Пожарский. ­ Нижний Новгород, ННГУ, 1996,­ 130 с. Филатов.   Н.Ф.   Три   века   Макарьевско­Нижегородской   ярмарки.   ­ 25. Нижний Новгород, «Книги», 2003,­ 512 с. 26. Чеченков П.В. Нижегородский край в конце XIV­ третьей четверти XVI вв.: внутреннее устройство и система управления. ­ Нижний Новгород, Комитет по делам архивов Нижегородской области, 2004,­140 с. Интернет ресурсы 1. http://nawashino.ru/ 2. http://www.volgatourism.ru/maintour/cultinter/navashino 3. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BD %D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE %20%D0%BD%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%B3%D0%BE %D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%BE 23 %D0%B9%20%D0%BE%D0%B1%D0%BB %D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8&stype=image&noreask=1&lr=47 4. http://navashino.omsu­nnov.ru/ 5. http://www.libnav.ru/index.htm 6. http://nnov­nav­mou­muk.edusite.ru/p25aa1.html 7. http://www.n52n.ru/shtml/legends/legends.shtml 8. http://www.admgor.nnov.ru/index.htm 9. http://nnarxiv.narod.ru/ 10.http://www.hist.nnov.ru/jchurch/ 24

Программа по краеведению "От чистого истока"

Программа по краеведению "От чистого истока"

Программа по краеведению "От чистого истока"

Программа по краеведению "От чистого истока"

Программа по краеведению "От чистого истока"

Программа по краеведению "От чистого истока"

Программа по краеведению "От чистого истока"

Программа по краеведению "От чистого истока"

Программа по краеведению "От чистого истока"

Программа по краеведению "От чистого истока"

Программа по краеведению "От чистого истока"

Программа по краеведению "От чистого истока"

Программа по краеведению "От чистого истока"

Программа по краеведению "От чистого истока"

Программа по краеведению "От чистого истока"

Программа по краеведению "От чистого истока"

Программа по краеведению "От чистого истока"

Программа по краеведению "От чистого истока"

Программа по краеведению "От чистого истока"

Программа по краеведению "От чистого истока"

Программа по краеведению "От чистого истока"

Программа по краеведению "От чистого истока"

Программа по краеведению "От чистого истока"

Программа по краеведению "От чистого истока"

Программа по краеведению "От чистого истока"

Программа по краеведению "От чистого истока"

Программа по краеведению "От чистого истока"

Программа по краеведению "От чистого истока"

Программа по краеведению "От чистого истока"

Программа по краеведению "От чистого истока"

Программа по краеведению "От чистого истока"

Программа по краеведению "От чистого истока"

Программа по краеведению "От чистого истока"

Программа по краеведению "От чистого истока"

Программа по краеведению "От чистого истока"

Программа по краеведению "От чистого истока"

Программа по краеведению "От чистого истока"

Программа по краеведению "От чистого истока"

Программа по краеведению "От чистого истока"

Программа по краеведению "От чистого истока"

Программа по краеведению "От чистого истока"

Программа по краеведению "От чистого истока"

Программа по краеведению "От чистого истока"

Программа по краеведению "От чистого истока"

Программа по краеведению "От чистого истока"

Программа по краеведению "От чистого истока"

Программа по краеведению "От чистого истока"

Программа по краеведению "От чистого истока"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2017