Программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
религиоведение
4 кл
03.03.2017
Данная программа составлена по курсу ОРКиСЭ модуль "Светская этика" для 4–5 классовв соответствии с требованиями ФГОС начального и основного общего образования и обеспечена учебно-методическим комплектом авторов Р.Н. Бунеева, Д.Д. Данилова, И.И. Кремлевой, Е.А. Уразовой, В.Г. Петровича. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование с включением НРЭО, планируемыми результатами освоения учебного предмета.
программа ОРКиСЭ.docx
Рабочая программа
по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
для 4 класса
( Модуль 6 «Основы светской этики»)
1 час в неделю (всего 34 часа в год)
Составитель ФлегонтоваЛ.А.
учитель начальных классов
МАОУ «МСОШ №16» г. Миасс 20162017 уч. год
Информационная карта
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Основы религиозных культур и светской этики.
Основы светской этики»
4 класс
Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева
Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» для 4–5 классов составлена в соответствии с
требованиями ФГОС начального и основного общего образования и обеспечена учебнометодическим комплектом авторов Р.Н. Бунеева, Д.Д. Данилова,
И.И. Кремлевой, Е.А. Уразовой, В.Г. Петровича.
I.
Пояснительная записка
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность
продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации для решения учебных задач; индивидуальный
прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам.
Однако каждый из них имеет свою специфику.
Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» направлено на достижение следующих целей: развитие
представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества; формирование готовности к нравственному
самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях,
их роли в культуре, истории и современности России, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов
России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Этот курс не только готовит учащихся к освоению в основной школе основ обществознания и истории, но и способствует развитию и воспитанию
личности. Это имеет огромное значение для формирования гражданской позиции, умения ориентироваться и действовать в современном обществе на
основе социального опыта. Без решения этих задач невозможны выработка общероссийской идентичности и адаптация к поликультурному
глобализирующемуся миру.
Часто дети знают, как надо поступать, и легко могут объяснить, почему правильно именно так, а не иначе. Но при этом они совершают
противоположные поступки и, анализируя своё поведение, удивляются своим действиям. Осмысление личного опыта важно потому, что вводит в мир
ребёнка ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Курс «Основы религиозных культур и светской этики.
Основы светской этики» помогает ребёнку в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к окружающему миру.
Делая попытку найти пути решения указанных проблем, авторы учитывают современные дидактикопсихологические тенденции, связанные с
вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС. В связи с этим в основу программы положены педагогические и дидактические принципы
вариативного развивающего образования, изложенные в образовательной программе «Школа 2100»:
Личностно ориентированные принципы – принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Культурно ориентированные принципы – принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности;
принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный
стереотип.
Деятельностно ориентированные принципы – принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной
ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебнопознавательной деятельности к самостоятельной деятельности
учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений
творчества.
В соответствии с образовательной программой «Школа 2100», каждый школьный предмет своими целями, задачами и содержанием образования
должен способствовать формированию функционально грамотной личности, то есть человека, который может активно пользоваться своими знаниями,
постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.
Общая характеристика учебного предмета
Одна из особенностей этой программы – формулирование целей изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской
этики» в виде линий развития личности школьника средствами этого курса. Под линией развития мы понимаем группу взаимосвязанных умений по работе
с содержанием, позволяющих человеку решать определённый класс жизненнопрактических задач. Иными словами, это наш вариант ответа на вопрос,
который часто задают дети в школе: «Зачем изучать этот предмет? Где он может мне пригодиться?» Линии развития как цели изучения данного курса
определяются во взаимосвязи с линиями развития предметов «Окружающий мир» и «Обществознание».
Обозначая цели через линии развития, мы облекаем требования федерального государственного образовательного стандарта к результатам
освоения основной образовательной программы по этому предмету в более понятные ребёнку формулировки с ясной структурой. Использование доступных для детского восприятия формулировок необходимо для осознания детьми нравственных правил и реальных действий в соответствии с этими
правилами.
В приведённой ниже таблице перечислены цели изучения курса в формулировках «Школы 2100» и соответствующих им формулировках ФГОС.
Цели изучения курса «Основы религиозных культур и светской
Требования ФГОС для начальной школы к результатам изучения курса
этики. Основы светской этики» в Образовательной системе «Школа
2100»
1я линия развития личности – понимать и объяснять систему
общечеловеческих нравственных ценностей, на которой основаны
мировые религиозные культуры и светская этика (познавательные
действия):
1. Добывать и критически оценивать поступающую информацию.
2. Систематизировать информацию, устанавливать связи в
целостной картине общества (в его структурных элементах, нравственных
понятиях) и представлять её в разных формах (текст, схема, модель и
т.д.).
2я линия развития личности – уметь и хотеть действовать в
соответствии с системой общечеловеческих нравственных ценностей, на
которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика
(личностнооценочные и коммуникативные действия):
1. Определять и объяснять своё отношение к общественным
нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим,
общечеловеческим).
2. Делать свой выбор в общественно значимых ситуациях (в
учебных моделях жизненных ситуаций) и отвечать за него.
3. Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая
конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).
«Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской
этики»
1. Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному
саморазвитию.
2. Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали,
понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и
обществе.
3. Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни
человека и общества.
4. Формирование первоначальных представлений о светской этике, о
традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности
России.
5.
Первоначальные представления об исторической роли
традиционных религий в становлении российской государственности.
6. Становление внутренней установки личности поступать согласно
своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и
вероисповедания, духовных традициях народов России.
7. Осознание ценности человеческой жизни. Обозначенные выше линии развития личности средствами предмета «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики»
имеют своё начало в курсе «Окружающий мир» для 1–4 классов*. Он направлен на формирование целостной картины мира (познавательные результаты) и
умения вырабатывать своё отношение к миру (личностные результаты). Использованный в этом курсе деятельностный подход позволяет не только
познакомиться с окружающим миром и найти ответы на интересующие ребёнка вопросы, но и освоить важнейшие понятия и закономерности, позволяющие
объяснить устройство мира.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом, курс «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики»
изучается в 4–5 классах по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа. Особое место занимают проекты и практические
работы. Они предполагают как совместную, так и самостоятельную работу учащихся по созданию несложных моделей.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для
подлинного экологического сознания.
Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе
означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства
природы, желание сохранить и приумножить её богатство.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового
образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социальнонравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой
способности – любви.
Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность
культурных традиций своего народа и народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами,
законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
* Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства
по отношению к себе и к другим людям.
желании служить отечеству.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир,
сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Тематическое планирование по ОРКиСЭ 4 класс
№ Дата
Кол.
часов
план. факт.
Раздел
Тема
Основные виды учебной деятельности
НРЭО
1
2
3
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
1
1
1
Знакомство с новым предметом и новым
учебником. Как работать с учебником.
Россия – наша Родина
Определять и формулировать цель своей
деятельности, решаемую проблему,
поставленную задачу.
Строить предположения, прогнозировать
круг возможных действий.
Выбирать способы достижения цели,
проверять и корректировать их.
Южный Урал – наш
родной край.
Как отличить добро от зла?
Граница между добром и злом
Составлять разные виды планов; 4
5
6
7
8
9
10
11
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Различия между понятиями мораль,
нравственность, этика
Готовим проект: «Добрый сюрприз для
доброго человека»
Долг и совесть
Игравикторина «Долг в жизни людей
разных профессий»
Честь и достоинство
Честь и достоинство
Счастье и смысл жизни
Счастье и смысл жизни
Справедливость и милосердие
следовать плану, сверяя с ним свои
действия и ориентируясь во времени.
Анализировать текст, выделять в нём
главное и формулировать своими
словами. Находить в тексте нужную
информацию, структурировать и
обобщать её, делать выводы.
Формулировать смысловое содержание
иллюстраций, связывать графическое и
текстовое представление информации.
Находить нужную информацию в
печатных и электронных источниках.
Открывать для себя значение этических
понятий, объяснять их смысл своими
словами. Представлять информацию в
разных формах (текст, таблица, схема,
рисунок).
Анализировать свои и чужие поступки с
точки зрения норм морали, сопоставлять
и оценивать их.
Выделять поступки, за которые человек
может и должен чувствовать стыд и вину.
Делать нравственный выбор в моделях
жизненных ситуаций и обосновывать его.
Выделять нравственные мотивы в
действиях персонажей художественных
произведений, одноклассников и других
людей.
Встраивать этические понятия в свою
систему знаний, оперировать ими в
рассуждениях.
Вклад моей семьи в
благополучие и
процветание
Отечества 13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Справедливость и милосердие
Справедливость и милосердие
Представление проектов по теме «Как
отличить добро от зла?»
Представление проектов по теме «Как
отличить добро от зла?»
Оформлять свои мысли в устной и
письменной речи:
составлять монологические высказывания
и небольшие повествовательные тексты с
элементами рассуждения.
Обсуждать разные мнения, оценивать их с
точки зрения норм морали и логики.
Сопоставлять своё мнение с мнениями
других людей.
Каковы истоки правил морали?
Каковы истоки морали?
Ценность рода и семьи
Образцы культуры народов
Образцы культуры народов
Добрые сказки разных народов
Добрые сказки разных народов
Добрые песни разных народов
Находить полезную для себя информацию
в их позициях и высказываниях.
Участвовать в дискуссии, выслушивать
одноклассников, выделяя в их речи
мнения и аргументы;
задавать вопросы; излагать своё мнение,
используя аргументы.
Организовывать работу в паре и в группе,
сотрудничать с одноклассниками,
договариваться, учитывая разные мнения
и придерживаясь согласованных правил.
Моя любимая
семейная традиция
Культура народов
Южного Урала
Сказки и песни
народов Урала
Взгляд светский и религиозный
Взгляд светский и религиозный
Представление проектов по теме «Каковы
истоки правил морали?»
Какие правила морали особенно важны в школе? 27
28
29
30
31
32
33
34
1
1
1
1
1
1
1
1
Какие правила морали особенно важны в
школе?
Правила поведения в школе
Правила поведения в школе
Этикет – форма для содержания этики
Этикет – форма для содержания этики
Этикет – форма для содержания этики
Представление проектов по теме «Какие
правила морали особенно важны в школе?»
Представление проектов по теме «Какие
правила морали особенно важны в школе?»
Итого 34
Правила поведения в
нашей школе.
Выступать перед знакомой аудиторией
(сверстников, родителей, педагогов) с
сообщениями, используя
иллюстративный ряд (плакаты, макеты,
презентации, отдельные слайды, таблицы,
графики, схемы).
Правила морали
современного
школьника
II.Содержание учебного предмета
4 класс
34часа (1час в неделю)
Введение. Россия – наша Родина! Такие разные граждане одной страны. Что общего у всех нас? Общие этические понятия на разных
языках России. Общепризнанные ценности. Идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны. Духовность человека. Внутренний мир
человека. Южный Урал – наш родной край.
Как отличить добро от зла? Граница между добром и злом. Чему учат сказки? Хорошие и плохие поступки. Представления о добре и
зле. Культура. Мораль. Нравственность. Этика. Долг и совесть. Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества
Профессиональный долг. Моральный долг. Чувство вины, чувство стыда. Честь и достоинство. Честь рыцарская, воинская, дворянская,
гражданская. Счастье и смысл жизни. Стремления и мечты человека. Ради чего живёт человек? Справедливость и милосердие. «Золотое
правило нравственности». Ценные качества человеческой души. Представление проектов по теме. Каковы истоки правил морали? Род. Семья. Ценность рода и семьи. Как появилась семья? Моя любимая семейная традиция
Чувство любви. Семейные традиции. Что даёт человеку семья? Народы. Образцы культуры народов. Различия в культурах разных народов.
Культура народов Южного Урала Обычаи нравственной культуры. Сказки и песни народов Урала Взгляд светский и взгляд религиозный.
Религия. Правила морали разных религий. Религиозная община. Атеисты. Светские правила. Представление проектов по теме.
Какие правила морали особенно важны в школе? Правила поведения в школе. Что значит играть роль ученика? Правила
поведения в нашей школе. Равновесие прав и обязанностей школьника. Новые ситуации – новые правила. Этикет – форма для содержания
этики. Форма в отношениях между людьми в школе. Действия – форма для поступков. Представление проектов по теме. Правила морали
современного школьника
III.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения которым:
Выпускник научится:
Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него
самого.
Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих
нравственных ценностей).
Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях. Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1ю и 2ю линии развития
школьников.
Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) –
регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Регулятивные УУД
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
Совместно с учителем составлять план решения задачи.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология
оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один
шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий,
справочников и других материалов.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебнонаучного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1ю линию развития.
Коммуникативные УУД
Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной доносить свою позицию до других людей:
высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту
и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе. Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология
продуктивного чтения, работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные ниже.
Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим,
общечеловеческим).
Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.
Знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире, в России и своем регионе
Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях.
Выпускник получит возможность научиться:
Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
Диагностика успешности достижения этих результатов выполняется, прежде всего, в ходе проектной работы учащихся. Основной
способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная
оценка детьми друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем в
результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении
Для учащихся:
IV.Учебнометодическое обеспечение
1. Электронное приложение к учебному пособию «Основы светской этики. 45 класс».М.:Просвещение, 2010
2. Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлёва И.И. Основы духовнонравственной культуры народов России. Светская этика. 4 класс. М.,
Баласс, 2012 Для родителей:
1. Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. М.: Просвещение, 2010
Для учителя:
1. Электронное приложение к учебному пособию «Основы светской этики. 45 класс». М.: Просвещение, 2010
2. Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлёва И.И. Основы духовнонравственной культуры народов России. Светская этика. 4 класс. М.:
Баласс, 2012
3. ЭОР. Иоффе А.Н. ОРКСЭ. Методические рекомендации.
4. Мацыяка Е. В. Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику «Основы светской этики», «Просвещение», 2010)
Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4 класс.М.:
5. Данилюк А. Я.
Просвещение, 2010
6. История и культура народов Южного Урала: методическое пособие / Е.И. Артюшкина, В.М. Кузнецов, А.П. Моисеев, М.С. Салмина;
под ред. В.М.Кузнецова. – Челябинск: АБРИС, 2010. – 112 с
7. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4класс: справ. материалы для общеобразоват. учреждений/ под ред.
В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошникова. М.: Просвещение, 2010.
8. Карты: 1) Религии народов России и Челябинской области.
2) Народы России и Челябинской области
Список дополнительной литературы
Агапова И.А, Давыдова М.А. Праздник в школе: сценарии, конкурсы, викторины (1–5 кл.). М., 2005.
Азбука нравственного воспитания / под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. М., 1975.
Аникин В.П. Живая вода: сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. М., 1987.
Архарова Л.И., Гребёнкина Л.К., Демидова С.Б. Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений.
М., 2005.
Басманова Э. Гостевой этикет, или На высшем уровне. М., 2006.
Безгина О.Ю. Этикет старших дошкольников. М., 2005.
Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: пособие для учителя. М., 1982.
ВасильеваГангнус Л.В. Правила этикета: краткий справочник. М., 1992.
Глушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. Н. Новгород, 1996. Даль В.И. Пословицы русского народа: в 3 т. М., 1994.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 1–4 классы. М., 2001.
Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка – в ваших руках: книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей,
психологов, дефектологов. М., 2000.
Камычек Я. Вежливость на каждый день. М., 2002.
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2000.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе: практическое пособие. М., 2004.
Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых: учебное пособие. М., 2001.
Насонкина С.А. Уроки этикета. СПб., 2003.
Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания / под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. М., 1979.
Остер Г. Вредные советы. М., 1998.
Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. М., 1999.
Поддубская Л.Р. Этикет от А до Я. М., 2003.
Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2004.
Потапов С., Вакса О. Этикет для подростков, или Искусство нравиться себе и другим. М., 1999.
Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах / сост. В.Н. Назаров, Г.П. Сидоров.
М., 1990.
Словарь по этике / под ред. И.С. Кона. М., 1983.
Современная энциклопедия: этикет / авт.сост. И.Е. Гусев. М., 1999.
Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. М., 1990.
Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!»: речевой этикет в нашем общении. М., 1987.
Шемшурина А.И. Основы этической культуры: книга для учителя. М., 2000.
Шемшурина А.И. Этическая грамматика. М., 2004.
Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения. СПб., 2005.
Этика: словарь изречений и афоризмов. М., 1994.
Программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.