Программа по курсу внеурочной деятельности "Моя первая экология" (4 класс)

  • Образовательные программы
  • Работа в классе
  • docx
  • 23.08.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Объектом изучения является природное и социоприродное окружение младшего школьника. Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.
Иконка файла материала 4 класс внеурочн.окр.мир.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №    » г. БАРНАУЛА РАССМОТРЕНО на заседании МО МБОУ «Лицей № _________________________ Протокол  ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ Педагогическим советом Директор МБОУ «Лицей  МБОУ  Протокол  __________ Приказ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  Моя первая экология     НАЗВАНИЕ      ____  _______________________________ КЛАСС                  4         на 2019/2020 учебный год                                                                        Составитель : учитель начальных классов  I категории     Волошина Т.В.г. Барнаул 2019 Пояснительная записка Общая характеристика факультатива.  «Моя первая экология» — интегрированный курс для  младших  школьников, в содержании  которого рассматриваются многообразие проявлений  форм,  красок,взаимосвязей   природного  мира,   основные  методы   и  пути  его познания,развиваются   эстетическое   восприятие   и   художественно­образное   мышление младших   школьников.   Изучение   данного   курса   создаёт   условия   для   формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры. Курс составлен на основе авторской программы В.А.Самковой «Моя первая экология»,  входящей в « Сборник программ внеурочной деятельности : 1– 4 классы «/ под ред. Н.Ф.  Виноградовой. — М. : Вентана­Граф, 2011. — 168 с. Место факультатива в учебном плане. Изучение факультатива целесообразно начинать в начальной школе со 2 класса: 2 класс — «Экология в красках и формах», 3–4 классы — «Дом, в котором я живу». Объём занятий в каждом классе 33 ч. Программа факультатива дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир»   за   счёт   межпредметной   интеграции:   знания   естественнонаучного   характера обогащаются   благодаря   введению   элементов   знаний   математического   и   гуманитарно­ эстетического циклов. Ценностными   ориентирами   содержания   факультатива  в   начальной   школе являются: —развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира; —формирование представлений о природе как универсальной ценности; —изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды; —развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы; —развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы); —формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования; —вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения. Личностными результатами освоения программы факультатива являются: —развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук; —развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать   своё   отношение   к   окружающему   миру   природы   различными   средствами (художественное   слово,   рисунок,   живопись,   различные   жанры   декоративно­прикладного искусства, музыка и т. д.); —воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды; —формирование мотивации дальнейшего изучения природы.  Метапредметными результатами являются:—овладение   элементами   самостоятельной   организации   учебной   деятельности,   что включает   в   себя   умения   ставить   цели   и   планировать   личную   учебную   деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений; —освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего   школьного   возраста:   формулирование   с   помощью   учителя   цели   учебного исследования   (опыта,   наблюдения),   составление   его   плана,   фиксирование   результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; —формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора  источников   информации   в  соответствии   с   учебной   задачей,   а   также   понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.; —развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью. Предметными результатами являются: —в ценностно­ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как   одном   из   важнейших   направлений   изучения   взаимосвязей   и   взаимодействий   между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества; —в   познавательной   сфере   —   наличие   углублённых   представлений   о   взаимосвязи   мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для   дальнейшего   изучения   систематических   курсов   естественных   наук;   формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде; —в   трудовой   сфере   —   владение   навыками   ухода   за   растениями   комнатными   и   на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами; —в   эстетической   сфере   —   умение   приводить   примеры,   дополняющие   научные   данные образами из литературы и искусства; —в сфере физической культуры — знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды. Особенности   содержания   обучения.  Объектом   изучения   факультатива   является природное   и   социоприродное   окружение   младшего   школьника.   В   учебном   процессе познание   природы   как   целостного   реального   окружения   требует   её   осмысленного разделения   на   отдельные   компоненты,   объекты.   В   качестве   таких   объектов рассматриваются   тела   живой   и   неживой   природы   из   ближайшего   окружения   младших школьников. Основной акцент в содержании факультатива сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно­следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение,   измерение,   моделирование;   даются   сведения   о   приборах   и   инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности. Содержание   факультативного   курса   строится   на   основе  деятельностного   подхода. Вовлечение   учащихся   в   разнообразную   деятельность   является   условием   приобретения прочных   знаний,   преобразования   их   в   убеждения   и   умения,   формирования   основ экологической   ответственности   как   черты   личности.   Программа   предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём и т. п.).Деятельностный   подход   к   разработке   содержания   курса   позволит   решать   в   ходе   его изучения   ряд   взаимосвязанных   задач:   обеспечивать   восприятие   и   усвоение   знаний, создавать   условия   для   высказывания   младшими   школьниками   суждений   нравственного, эстетического характера; уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться разли­ чать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности; использовать все возможности для   становления   привычек   следовать   научным   и   нравственным   принципам   и   нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природе и других сферсознания: художественной, нравственной, практической. Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием   школьников,   но   и   несёт   в   себе   большой   воспитательный   потенциал. Воспитательная   функция   курса   заключается   в   формировании   у   младших   школьников необходимости   познания   окружающего   мира   и   своих   связей   с   ним,   экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения   к   природному   окружению,   к   живым   существам).   Обучение   и   воспитание   в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию. Примерное планирование детализирует содержание факультатива «Моя первая экология». Его   основная   функция   —   дать   учителю   начальных   классов   пример   распределения содержания   факультатива   по   темам   с   учётом   времени,   отводимого   на   программы внеурочной деятельности. Знакомство с примерным планированием позволит учителю определить перспективы работы с младшими школьниками вне класса (на пришкольном участке, в ближайшем парке, в природных условиях и т. п.), выбрать наиболее интересные и   актуальные   объекты   и   явления   для   изучения,   чётко   спланировать   содержание   и последовательность занятий. Содержание программы 4 класс. Моя первая экология Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда Моя   окружающая   среда:   дома,   в   школе,   на   улице,   на   природе.   Понятие   о   доме   в   его прямом и переносном смысле: дом человека, убежище животных, планета — дом всего человечества. От чего зависит порядок и уют в доме, как их поддерживать. Что должен знать и уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» — планеты Земля. Экология человека — наука, изучающая взаимоотношения и взаимное влияние человека и окружающей его среды. Человек   защищается   от   воздействия   окружающей   среды:   появление   одежды   и   жилищ. Жилища первобытных людей. Как и из каких материалов строят дома различные народы. Постоянные жилища: вигвам,иглу, изба, дом на сваях и др. Переносные жилища: юрта, чум, палатка. Общие   требования,   которые   предъявляет   человек   к   жилищу:   надёжная   защита   от неблагоприятных погодных факторов (низких или высоких температур, осадков, сильного ветра); доступность природных строительных материалов. Элементарные представления об экологии жилища. Как выглядел городской дом в разные эпохи.  Появление  многоэтажных домов.  Новые строительные  и отделочные материалы: бетон и железобетон, асбест, древесно­стружечные плиты (ДСП), линолеум, стекловолокно и др. Влияние синтетических материалов на окружающую среду и здоровье человека. Как   городской   дом   обеспечивается   водой   и   электроэнергией.   Увеличение   потребления воды   и   электроэнергии   —   одна   из   причин   возникновения   экологических   проблем. Экономное использование ресурсов —одно из условий сохранения окружающей среды. Преимущества и недостатки малоэтажной застройки. «Экологический дом» — дом, не наносящий ущерба окружающей среде. Использование при его строительстве экологически безопасных для здоровья людей материалов, хорошоудерживающих   тепло,   а   также   специальных   конструкций,   позволяющих   улавливать энергию солнца и ветра. Домашняя обстановка. Предметы домашнего обихода. Чистота, порядок и уют в доме. Семейные традиции и семейные праздники. Одежда   и   обувь,   их   назначение:   защита   от   неблагоприятных   воздействий   окружающей среды, утверждение положения человека в обществе —принадлежность к определённому классу (касте, клану), профессии и т. п. Зависимость   покроя   одежды   и   используемых   для   её   изготовления   материалов   от природных   условий.   Природные   материалы,   используемые   для   пошива,   окраски   и декорирования одежды и обуви: натуральный мех, кожа, замша; ткани из растительных, шерстяных, шёлковых и смешанных волокон. Синтетические ткани. «Экологический стиль» в манере одеваться. Стремление украшать себя и своё жилище — одна из древнейших потребностей человека. Первобытные «коллекционеры». Находки в пещерах первобытных людей — окаменевшие раковины,   кристаллы   кварца,   различные   минералы,   букеты   цветов.   Первые   украшения: фигурки из обожжённой глины, изделия из бивней мамонта, костяные изображения зверей и птиц.   Животные,   исчезнувшие   с   лица   Земли   или   ставшие   редкими   из­за   стремления человека украшать себя или своё жилище красивым мехом, перьями, чучелами животных. Браконьерство.   Международные   соглашения   по   запрещению   торговли   редкими (экзотическими) видами. Наблюдения: изучение убежищ различных видов животных, встречающихся в городе, — насекомых   (муравьёв,   ос),   птиц   (ласточек,   стрижей,воробьёв,   ворон),   млекопитающих (белок, домашних хомячков и др.). Практические работы: «Домашняя инвентаризация», «Дом, в ко­ тором я бы хотел жить» (разработка проекта), «Мой гардероб». Игры: «Мы строим дом», «Дом экологической моды». О городах и горожанах: человек в городе Кочевой   образ   жизни   древних   племён.   Переход   некоторых   племён   к   осёдлой   жизни, возникновение первых поселений. Появление городов. Принципы   выбора   места   для   основания   города:   безопасность,   близость   к   источникам пресной воды, необходимые запасы строительных материалов (камень, глина, древесина и т. п.), возможность торговать с соседями и др. Города­государства. Изменение естественной (природной) среды в городе. Рост городов за счёт прилегающих к ним природных территорий. «Расползание» городов — одна из причин разрушения мест обитания растений, животных и других организмов. Зависимость города от окружающей его среды. Ресурсы, необходимые для нормального существования города: пресная вода, продукты питания, топливо. Экологические проблемы города: загрязнение воздуха промышленными предприятиями и транспортом; загрязнение водоёмов, рек, подземных вод в черте города и за его пределами; накопление бытовых и промышленных отходов. Проблема шума в городе. Разные   города   —   разные   люди:   влияние   города   на   образ   жизни,   характер,   настроение, культурный уровень его жителей. Влияние городской среды на физическое и душевное здоровье человека. Футурология   —   наука   о   будущем.   Научные   прогнозы   дальнейшего   развития   городов. Проблемы,   которые   необходимо   решить   архитекторам   и   градостроителям   в   связи   с постоянным   ростом   численности   городского   населения   планеты.   Различные   проекты городов будущего. Наблюдения: изучение уровня шума в различных районах города. Практические работы: определение загрязнения воздуха в городе по количеству частиц пыли, оседающих на листьях деревьев, на пластин­ ках, смазанных вазелином.Игры: проектирование микрорайона школы с учётом потребностей его жителей. О   сложных   системах,   маленьком   гвозде   и   хрупком   равновесии:   как   устроены экологические системы Система — одно из ключевых понятий экологии. Система как множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений и т. п.). Элемент — составная часть системы. Разнообразие систем. Биологические системы: системы органов растений, животных, человека. Организм как система. Понятие «экосистема». Природные (естественные) и искусственные экосистемы. Различие между естественными и созданными человеком экосистемами. Моделирование экосистем. Аквариум — модель природной экосистемы. Типы   природных   экосистем:   наземные   и   водные   экосистемы.   Лес   —один   из   наиболее распространённых типов наземных экосистем. Водоём как природная система. Болото — переходный   тип   между   водными   и   наземными   экосистемами.   Тундра   и   пустыня   — экосистемы, сложившиеся  сложных климатических условиях; их сходство и различие. Природа   как   источник   различных   ресурсов,   необходимых   для   удовлетворения потребностей человека. Материальные и духовные потребности. Влияние человека на природные экосистемы. Положительные и отрицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека. Наблюдения: выявление связей организма и окружающей его среды (на примере наблюдений за растениями и животными города); выявле­ ние элементов, входящих в экосистему (по выбору учащегося). Практические работы: —«Я и моя окружающая среда»: выявление объектов, с которыми прямо или косвенно связан ребёнок; ранжирование их по степени значимости; —изготовление модели, демонстрирующей распускание цветков водных растений; —изготовление   модели,   имитирующей   какой­либо   объект   или   явление   (по   выбору учащегося); —составление композиции из комнатных растений. Игры: дидактические игры из серии «Найди свой дом» («Лесные эко­ системы»); «Экологический театр», «Узнай меня». В сетях жизни: многообразие экологических связей Биологическая   экология   —   наука,   изучающая   взаимозависимость   и   взаимодействие организмов (или их совокупностей — популяций, сообществ и т. п.) и окружающей их среды.   Простейшая   классификация   экологических   связей:   связи   между   живыми существами и неживой природой; связи между организмами (внутри одного вида и между различными видами). Пищевые   связи   в   экосистеме.   Растения   —   производители   органического   вещества. Травоядные и хищники. Всеядные животные. Животные­падальщики. Цепи питания. Сети питания.   Элементарные   представления   о   пищевой   пирамиде.   Роль   грибов   и   почвенных микроорганизмов в экосистеме. Внутривидовые отношения. Временные и постоянные группы животных: семьи, стаи, стада, колонии  и  т. п.  Взаимопомощь в  группе:  совместные  поиски  корма,  защита  от  врагов, забота о потомстве, о больных и раненых. Взаимовыгодные отношения и сотрудничество между различными видами: муравьи и тля; рак­отшельник, актиния и многощетинковый червь; мёдоед и мёдоуказчик и др. Общение животных. Способы передачи информации: окраска, звуковые сигналы, запахи, язык   поз   и   движений.   Передача   информации   от   взрослых   животных   потомству. Подражание   и   обучение.   Игра   —   один   из   способов   усвоения   навыков   поведения, необходимых в дальнейшей жизни.Наблюдения:  внутривидовые   и   межвидовые   отношения   на   примере   поведения   птиц (голубей,   ворон,   воробьёв,   уток   и   других   птиц,   обитающих   в   городе),   кошек   и   собак; обучение потомства у млекопитающих и птиц, встречающихся в городе. Практические работы: оригами «Птица». Моделирование отно­ шений в птичьей стае. Игры:  «Популяция оленей»,  «Белки,  сойки  и  орехи»,  «Найди  свою  семью»,  «Опасные цепочки», «Экологический театр». Общий дом — общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы Увеличение численности населения планеты. Необходимость производства всё большего количества   продовольственных   и   промышленных   товаров.   Рост   потребностей   человека. Экологические проблемы становятся глобальными — «всеобщими», охватывающими весь земной шар. Глобальные экологические проблемы: сокращение многообразия видов живых организмов;   истощение   природных   ресурсов;   загрязнение   окружающей   среды; продовольственная проблема. Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами). Переработка и повторное использование бытовых отходов. Охраняемые   природные   территории   и   объекты:   заповедники,   заказники,   национальные парки, памятники природы. Что   может   сделать   каждый   из   нас   для   сохранения   окружающей   среды:   изменение повседневного образа жизни, продуманное отношение к приобретению товаров, участие в различных экологических движениях и т. п. Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде. Наблюдения:  выявление   наиболее   замусоренных   территорий   в   городе   (микрорайоне); установление причин замусоренности (основные виды мусора, кто больше мусорит и т. п.). Практические   работы:  «Вода,   которую   мы   теряем»:   насколько   рационально используется вода дома и в школе; способы её экономии. Игры: аукцион идей «Вторая жизнь отходов».Календарно­тематическое планирование курса внеурочной деятельности по окружающеу миру 4 класс. «Моя первая экология» №п/п Название тем и разделов Количество часов Плановые сроки Тема 1. Дом, в котором я живу 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. Поговорим о доме «Была у лисы избушка ледяная,  а у зайца — лубяная…» Мой дом — моя крепость «Что нам стоит дом  построить...» «А у нас в квартире газ, а у  вас?» Дом — это не только стены «О кувшинах, выросших на  грядке, и не только...» «Своя рубашка ближе к телу» Когда бессильны рога, клыки и  быстрые ноги «Чудо в перьях» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тема 2. О городах и горожанах Дом тянется к дому —  получается город Как «растёт» город Как «живёт» город «Сначала человек строит город,  а потом...» Будущее города — город  будущего 1 1 1 1 1 Тема 3. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии О том, что общего между тобой, механическими часами и  Солнечной системой От кочки до оболочки Под пологом леса «Всяк кулик своё болото  хвалит» Для кого пуста пустыня? О белых куропатках, полярных  совах и маленьких леммин­ гах, удививших учёных Кто живёт рядом с нами? 1 1 1 1 1 1«И кормилица, и  вдохновительница» Там, где ступала нога человека Тема 4. В сетях жизни 23. 24. 25. 26. 27. 28. Соседи по планете О нитях, сплетающихся в сети Вместе безопаснее «И вместе не тесно, и врозь —  скучно» «Информатика» для волка 29. 30. Школа под открытым небом 1 1 1 1 1 1 1 1 Тема 5. Общий дом — общие проблемы 31. 32. 33. Наши общие проблемы Что происходит с отходами,  которые производят люди? Будь достойным жителем Земли 1 1 2Класс Название раздела, темы Дата Причина корректировки Корректирующие мероприятия Дата проведения по факту Лист корректировки рабочей программы проведения по плану