Объектом изучения является природное и социоприродное окружение младшего школьника. Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ № » г. БАРНАУЛА
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
МБОУ «Лицей №
_________________________
Протокол
ПРИНЯТО
УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом
Директор МБОУ «Лицей
МБОУ
Протокол
__________
Приказ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Моя первая экология
НАЗВАНИЕ ____
_______________________________
КЛАСС 4
на 2019/2020 учебный год
Составитель : учитель начальных классов
I категории
Волошина Т.В.г. Барнаул 2019
Пояснительная записка
Общая характеристика факультатива. «Моя первая экология» — интегрированный
курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие
проявлений форм, красок,взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его
познания,развиваются эстетическое восприятие и художественнообразное мышление
младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования
ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической
ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Курс составлен на основе авторской программы В.А.Самковой «Моя первая экология»,
входящей в « Сборник программ внеурочной деятельности : 1– 4 классы «/ под ред. Н.Ф.
Виноградовой. — М. : ВентанаГраф, 2011. — 168 с.
Место факультатива в учебном плане. Изучение факультатива целесообразно начинать
в начальной школе со 2 класса: 2 класс — «Экология в красках и формах», 3–4 классы —
«Дом, в котором я живу». Объём занятий в каждом классе 33 ч. Программа факультатива
дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий
мир» за счёт межпредметной интеграции: знания естественнонаучного характера
обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно
эстетического циклов.
Ценностными ориентирами содержания факультатива в начальной школе
являются:
—развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего
мира;
—формирование представлений о природе как универсальной ценности;
—изучение народных традиций, отражающих отношение местного
населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
—развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
—развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод
познания, научные методы);
—формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
—вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного
окружения.
Личностными результатами освоения программы факультатива являются:
—развитие любознательности и формирование интереса к изучению
природы методами искусства и естественных наук;
—развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность
выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами
(художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративноприкладного
искусства, музыка и т. д.);
—воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения
окружающей среды;
—формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметными результатами являются:—овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что
включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность,
оценивать собственный вклад в деятельность
группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
—освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей
младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного
исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов,
использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам
исследования;
—формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и
отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание
информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм,
графиков, рисунков и т. д.;
—развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации,
корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в
соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
—в ценностноориентационной сфере — сформированность представлений об экологии
как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между
природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
—в познавательной сфере — наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира
живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды
под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых
для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование
элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для
решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и
правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
—в трудовой сфере — владение навыками ухода за растениями комнатными и на
пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
—в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные
образами из литературы и искусства;
—в сфере физической культуры — знание элементарных представлений о зависимости
здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей
среды.
Особенности содержания обучения.
Объектом изучения факультатива является
природное и социоприродное окружение младшего школьника. В учебном процессе
познание природы как целостного реального окружения требует её осмысленного
разделения на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов
рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших
школьников. Основной акцент в содержании факультатива сделан на развитии
у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинноследственные
связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как
наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах,
которые человек использует в своей практической деятельности.
Содержание факультативного курса строится на основе деятельностного подхода.
Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения
прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ
экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает
проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном
окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём и т. п.).Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его
изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний,
создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного,
эстетического характера; уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться разли
чать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности; использовать все возможности
для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам
общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о
природе и других сферсознания: художественной, нравственной, практической.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и
развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал.
Воспитательная функция курса заключается в формировании у младших школьников
необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически
обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного
отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в
процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших
школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.
Примерное планирование детализирует содержание факультатива «Моя первая экология».
Его основная функция — дать учителю начальных классов пример распределения
содержания факультатива по темам с учётом времени, отводимого на программы
внеурочной деятельности. Знакомство с примерным планированием позволит учителю
определить перспективы работы с младшими школьниками вне класса (на пришкольном
участке, в ближайшем парке, в природных условиях и т. п.), выбрать наиболее интересные
и актуальные объекты и явления для изучения, чётко спланировать содержание и
последовательность занятий.
Содержание программы
4 класс. Моя первая экология
Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда
Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе. Понятие о доме в его
прямом и переносном смысле: дом человека, убежище животных, планета — дом всего
человечества.
От чего зависит порядок и уют в доме, как их поддерживать. Что должен знать и уметь
каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» — планеты Земля.
Экология человека — наука, изучающая взаимоотношения и взаимное влияние человека и
окружающей его среды.
Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление одежды и жилищ.
Жилища первобытных людей. Как и из каких материалов строят дома различные народы.
Постоянные жилища: вигвам,иглу, изба, дом на сваях и др. Переносные жилища: юрта, чум,
палатка.
Общие требования, которые предъявляет человек к жилищу: надёжная защита от
неблагоприятных погодных факторов (низких или высоких температур, осадков, сильного
ветра); доступность природных строительных материалов.
Элементарные представления об экологии жилища. Как выглядел городской дом в разные
эпохи. Появление многоэтажных домов. Новые строительные и отделочные материалы:
бетон и железобетон, асбест, древесностружечные плиты (ДСП), линолеум, стекловолокно
и др. Влияние синтетических материалов на окружающую среду и здоровье человека.
Как городской дом обеспечивается водой и электроэнергией. Увеличение потребления
воды и электроэнергии — одна из причин возникновения экологических проблем.
Экономное использование ресурсов —одно из условий сохранения окружающей среды.
Преимущества и недостатки малоэтажной застройки.
«Экологический дом» — дом, не наносящий ущерба окружающей среде. Использование
при его строительстве экологически безопасных для здоровья людей материалов, хорошоудерживающих тепло, а также специальных конструкций, позволяющих улавливать
энергию солнца и ветра.
Домашняя обстановка. Предметы домашнего обихода. Чистота, порядок и уют в доме.
Семейные традиции и семейные праздники.
Одежда и обувь, их назначение: защита от неблагоприятных воздействий окружающей
среды, утверждение положения человека в обществе —принадлежность к определённому
классу (касте, клану), профессии и т. п.
Зависимость покроя одежды и используемых для её изготовления материалов от
природных условий. Природные материалы, используемые для пошива, окраски и
декорирования одежды и обуви: натуральный мех, кожа, замша; ткани из растительных,
шерстяных, шёлковых и смешанных волокон. Синтетические ткани. «Экологический стиль»
в манере одеваться.
Стремление украшать себя и своё жилище — одна из древнейших потребностей человека.
Первобытные «коллекционеры». Находки в пещерах первобытных людей — окаменевшие
раковины, кристаллы кварца, различные минералы, букеты цветов. Первые украшения:
фигурки из обожжённой глины, изделия из бивней мамонта, костяные изображения зверей и
птиц. Животные, исчезнувшие с лица Земли или ставшие редкими изза стремления
человека украшать себя или своё жилище красивым мехом, перьями, чучелами животных.
Браконьерство. Международные соглашения по запрещению торговли редкими
(экзотическими) видами.
Наблюдения: изучение убежищ различных видов животных, встречающихся в городе, —
насекомых (муравьёв, ос), птиц (ласточек, стрижей,воробьёв, ворон), млекопитающих
(белок, домашних хомячков и др.).
Практические работы: «Домашняя инвентаризация», «Дом, в ко
тором я бы хотел жить» (разработка проекта), «Мой гардероб».
Игры: «Мы строим дом», «Дом экологической моды».
О городах и горожанах: человек в городе
Кочевой образ жизни древних племён. Переход некоторых племён к осёдлой жизни,
возникновение первых поселений. Появление городов.
Принципы выбора места для основания города: безопасность, близость к источникам
пресной воды, необходимые запасы строительных материалов (камень, глина, древесина и
т. п.), возможность торговать с соседями и др. Городагосударства.
Изменение естественной (природной) среды в городе. Рост городов за счёт прилегающих к
ним природных территорий.
«Расползание» городов — одна из причин разрушения мест обитания растений, животных и
других организмов.
Зависимость города от окружающей его среды. Ресурсы, необходимые для нормального
существования города: пресная вода, продукты питания, топливо.
Экологические проблемы города: загрязнение воздуха промышленными предприятиями и
транспортом; загрязнение водоёмов, рек, подземных вод в черте города и за его пределами;
накопление бытовых и промышленных отходов. Проблема шума в городе.
Разные города — разные люди: влияние города на образ жизни, характер, настроение,
культурный уровень его жителей.
Влияние городской среды на физическое и душевное здоровье человека.
Футурология — наука о будущем. Научные прогнозы дальнейшего развития городов.
Проблемы, которые необходимо решить архитекторам и градостроителям в связи с
постоянным ростом численности городского населения планеты. Различные проекты
городов будущего.
Наблюдения: изучение уровня шума в различных районах города.
Практические работы: определение загрязнения воздуха в городе
по количеству частиц пыли, оседающих на листьях деревьев, на пластин
ках, смазанных вазелином.Игры: проектирование микрорайона школы с учётом потребностей
его жителей.
О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены
экологические системы
Система — одно из ключевых понятий экологии. Система как множество закономерно
связанных друг с другом элементов (предметов, явлений и т. п.). Элемент — составная
часть системы. Разнообразие систем.
Биологические системы: системы органов растений, животных, человека.
Организм как система.
Понятие «экосистема». Природные (естественные) и искусственные экосистемы. Различие
между естественными и созданными человеком экосистемами. Моделирование экосистем.
Аквариум — модель природной экосистемы.
Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы. Лес —один из наиболее
распространённых типов наземных экосистем. Водоём как природная система. Болото —
переходный тип между водными и наземными экосистемами. Тундра и пустыня —
экосистемы, сложившиеся сложных климатических условиях; их сходство и различие.
Природа как источник различных ресурсов, необходимых для удовлетворения
потребностей человека. Материальные и духовные потребности.
Влияние человека на природные экосистемы. Положительные и отрицательные примеры
изменений в природе, вызванных деятельностью человека.
Наблюдения: выявление связей организма и окружающей его среды
(на примере наблюдений за растениями и животными города); выявле
ние элементов, входящих в экосистему (по выбору учащегося).
Практические работы:
—«Я и моя окружающая среда»: выявление объектов, с которыми прямо или косвенно
связан ребёнок; ранжирование их по степени значимости;
—изготовление модели, демонстрирующей распускание цветков водных растений;
—изготовление модели, имитирующей какойлибо объект или явление (по выбору
учащегося);
—составление композиции из комнатных растений.
Игры: дидактические игры из серии «Найди свой дом» («Лесные эко
системы»); «Экологический театр», «Узнай меня».
В сетях жизни: многообразие экологических связей
Биологическая экология — наука, изучающая взаимозависимость и взаимодействие
организмов (или их совокупностей — популяций, сообществ и т. п.) и окружающей их
среды. Простейшая классификация экологических связей: связи между живыми
существами и неживой природой; связи между организмами (внутри одного вида и между
различными видами).
Пищевые связи в экосистеме. Растения — производители органического вещества.
Травоядные и хищники. Всеядные животные. Животныепадальщики. Цепи питания. Сети
питания. Элементарные представления о пищевой пирамиде. Роль грибов и почвенных
микроорганизмов в экосистеме.
Внутривидовые отношения. Временные и постоянные группы животных: семьи, стаи, стада,
колонии и т. п. Взаимопомощь в группе: совместные поиски корма, защита от врагов,
забота о потомстве, о больных и раненых.
Взаимовыгодные отношения и сотрудничество между различными видами: муравьи и тля;
ракотшельник, актиния и многощетинковый червь; мёдоед и мёдоуказчик и др.
Общение животных. Способы передачи информации: окраска, звуковые сигналы, запахи,
язык поз и движений. Передача информации от взрослых животных потомству.
Подражание и обучение. Игра — один из способов усвоения навыков поведения,
необходимых в дальнейшей жизни.Наблюдения: внутривидовые и межвидовые отношения на примере поведения птиц
(голубей, ворон, воробьёв, уток и других птиц, обитающих в городе), кошек и собак;
обучение потомства у млекопитающих и птиц, встречающихся в городе.
Практические работы: оригами «Птица». Моделирование отно
шений в птичьей стае.
Игры: «Популяция оленей», «Белки, сойки и орехи», «Найди свою семью», «Опасные
цепочки», «Экологический театр».
Общий дом — общие проблемы:
почему возникают и как решаются экологические проблемы
Увеличение численности населения планеты. Необходимость производства всё большего
количества продовольственных и промышленных товаров. Рост потребностей человека.
Экологические проблемы становятся глобальными — «всеобщими», охватывающими весь
земной шар. Глобальные экологические проблемы: сокращение многообразия видов живых
организмов; истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды;
продовольственная проблема.
Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей
среды бытовыми отходами). Переработка и повторное использование бытовых отходов.
Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказники, национальные
парки, памятники природы.
Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды: изменение
повседневного образа жизни, продуманное отношение к приобретению товаров, участие в
различных экологических движениях и т. п.
Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.
Наблюдения: выявление наиболее замусоренных территорий в городе (микрорайоне);
установление причин замусоренности (основные виды мусора, кто больше мусорит и т. п.).
Практические работы:
«Вода, которую мы теряем»: насколько рационально
используется вода дома и в школе; способы её экономии.
Игры: аукцион идей «Вторая жизнь отходов».Календарнотематическое планирование курса внеурочной деятельности по
окружающеу миру 4 класс.
«Моя первая экология»
№п/п
Название тем и разделов
Количество часов
Плановые сроки
Тема 1. Дом, в котором я живу
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Поговорим о доме
«Была у лисы избушка ледяная,
а у зайца — лубяная…»
Мой дом — моя крепость
«Что нам стоит дом
построить...»
«А у нас в квартире газ, а у
вас?»
Дом — это не только стены
«О кувшинах, выросших на
грядке, и не только...»
«Своя рубашка ближе к телу»
Когда бессильны рога, клыки и
быстрые ноги
«Чудо в перьях»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тема 2. О городах и горожанах
Дом тянется к дому —
получается город
Как «растёт» город
Как «живёт» город
«Сначала человек строит город,
а потом...»
Будущее города — город
будущего
1
1
1
1
1
Тема 3. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии
О том, что общего между тобой,
механическими часами и
Солнечной системой
От кочки до оболочки
Под пологом леса
«Всяк кулик своё болото
хвалит»
Для кого пуста пустыня?
О белых куропатках, полярных
совах и маленьких леммин
гах, удививших учёных
Кто живёт рядом с нами?
1
1
1
1
1
1«И кормилица, и
вдохновительница»
Там, где ступала нога человека
Тема 4. В сетях жизни
23.
24.
25.
26.
27.
28.
Соседи по планете
О нитях, сплетающихся в сети
Вместе безопаснее
«И вместе не тесно, и врозь —
скучно»
«Информатика» для волка
29.
30. Школа под открытым небом
1
1
1
1
1
1
1
1
Тема 5. Общий дом — общие проблемы
31.
32.
33.
Наши общие проблемы
Что происходит с отходами,
которые производят люди?
Будь достойным жителем Земли
1
1
2Класс Название раздела, темы
Дата
Причина корректировки Корректирующие мероприятия
Дата проведения по факту
Лист корректировки рабочей программы
проведения
по плану