Программа по курсу внеурочной деятельности "Моя первая экология" (4 класс)
Оценка 5

Программа по курсу внеурочной деятельности "Моя первая экология" (4 класс)

Оценка 5
Образовательные программы +1
docx
окружающий мир +1
4 кл
23.08.2019
Программа по курсу внеурочной деятельности "Моя первая экология" (4 класс)
Объектом изучения является природное и социоприродное окружение младшего школьника. Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.
4 класс внеурочн.окр.мир.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №    » г. БАРНАУЛА РАССМОТРЕНО на заседании МО МБОУ «Лицей № _________________________ Протокол  ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ Педагогическим советом Директор МБОУ «Лицей  МБОУ  Протокол  __________ Приказ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  Моя первая экология     НАЗВАНИЕ      ____  _______________________________ КЛАСС                  4         на 2019/2020 учебный год                                                                        Составитель : учитель начальных классов  I категории     Волошина Т.В. г. Барнаул 2019 Пояснительная записка Общая характеристика факультатива.  «Моя первая экология» — интегрированный курс для  младших  школьников, в содержании  которого рассматриваются многообразие проявлений  форм,  красок,взаимосвязей   природного  мира,   основные  методы   и  пути  его познания,развиваются   эстетическое   восприятие   и   художественно­образное   мышление младших   школьников.   Изучение   данного   курса   создаёт   условия   для   формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры. Курс составлен на основе авторской программы В.А.Самковой «Моя первая экология»,  входящей в « Сборник программ внеурочной деятельности : 1– 4 классы «/ под ред. Н.Ф.  Виноградовой. — М. : Вентана­Граф, 2011. — 168 с. Место факультатива в учебном плане. Изучение факультатива целесообразно начинать в начальной школе со 2 класса: 2 класс — «Экология в красках и формах», 3–4 классы — «Дом, в котором я живу». Объём занятий в каждом классе 33 ч. Программа факультатива дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир»   за   счёт   межпредметной   интеграции:   знания   естественнонаучного   характера обогащаются   благодаря   введению   элементов   знаний   математического   и   гуманитарно­ эстетического циклов. Ценностными   ориентирами   содержания   факультатива  в   начальной   школе являются: —развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира; —формирование представлений о природе как универсальной ценности; —изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды; —развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы; —развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы); —формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования; —вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения. Личностными результатами освоения программы факультатива являются: —развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук; —развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать   своё   отношение   к   окружающему   миру   природы   различными   средствами (художественное   слово,   рисунок,   живопись,   различные   жанры   декоративно­прикладного искусства, музыка и т. д.); —воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды; —формирование мотивации дальнейшего изучения природы.  Метапредметными результатами являются: —овладение   элементами   самостоятельной   организации   учебной   деятельности,   что включает   в   себя   умения   ставить   цели   и   планировать   личную   учебную   деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений; —освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего   школьного   возраста:   формулирование   с   помощью   учителя   цели   учебного исследования   (опыта,   наблюдения),   составление   его   плана,   фиксирование   результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; —формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора  источников   информации   в  соответствии   с   учебной   задачей,   а   также   понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.; —развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью. Предметными результатами являются: —в ценностно­ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как   одном   из   важнейших   направлений   изучения   взаимосвязей   и   взаимодействий   между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества; —в   познавательной   сфере   —   наличие   углублённых   представлений   о   взаимосвязи   мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для   дальнейшего   изучения   систематических   курсов   естественных   наук;   формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде; —в   трудовой   сфере   —   владение   навыками   ухода   за   растениями   комнатными   и   на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами; —в   эстетической   сфере   —   умение   приводить   примеры,   дополняющие   научные   данные образами из литературы и искусства; —в сфере физической культуры — знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды. Особенности   содержания   обучения.  Объектом   изучения   факультатива   является природное   и   социоприродное   окружение   младшего   школьника.   В   учебном   процессе познание   природы   как   целостного   реального   окружения   требует   её   осмысленного разделения   на   отдельные   компоненты,   объекты.   В   качестве   таких   объектов рассматриваются   тела   живой   и   неживой   природы   из   ближайшего   окружения   младших школьников. Основной акцент в содержании факультатива сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно­следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение,   измерение,   моделирование;   даются   сведения   о   приборах   и   инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности. Содержание   факультативного   курса   строится   на   основе  деятельностного   подхода. Вовлечение   учащихся   в   разнообразную   деятельность   является   условием   приобретения прочных   знаний,   преобразования   их   в   убеждения   и   умения,   формирования   основ экологической   ответственности   как   черты   личности.   Программа   предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём и т. п.). Деятельностный   подход   к   разработке   содержания   курса   позволит   решать   в   ходе   его изучения   ряд   взаимосвязанных   задач:   обеспечивать   восприятие   и   усвоение   знаний, создавать   условия   для   высказывания   младшими   школьниками   суждений   нравственного, эстетического характера; уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться разли­ чать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности; использовать все возможности для   становления   привычек   следовать   научным   и   нравственным   принципам   и   нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природе и других сферсознания: художественной, нравственной, практической. Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием   школьников,   но   и   несёт   в   себе   большой   воспитательный   потенциал. Воспитательная   функция   курса   заключается   в   формировании   у   младших   школьников необходимости   познания   окружающего   мира   и   своих   связей   с   ним,   экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения   к   природному   окружению,   к   живым   существам).   Обучение   и   воспитание   в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию. Примерное планирование детализирует содержание факультатива «Моя первая экология». Его   основная   функция   —   дать   учителю   начальных   классов   пример   распределения содержания   факультатива   по   темам   с   учётом   времени,   отводимого   на   программы внеурочной деятельности. Знакомство с примерным планированием позволит учителю определить перспективы работы с младшими школьниками вне класса (на пришкольном участке, в ближайшем парке, в природных условиях и т. п.), выбрать наиболее интересные и   актуальные   объекты   и   явления   для   изучения,   чётко   спланировать   содержание   и последовательность занятий. Содержание программы 4 класс. Моя первая экология Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда Моя   окружающая   среда:   дома,   в   школе,   на   улице,   на   природе.   Понятие   о   доме   в   его прямом и переносном смысле: дом человека, убежище животных, планета — дом всего человечества. От чего зависит порядок и уют в доме, как их поддерживать. Что должен знать и уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» — планеты Земля. Экология человека — наука, изучающая взаимоотношения и взаимное влияние человека и окружающей его среды. Человек   защищается   от   воздействия   окружающей   среды:   появление   одежды   и   жилищ. Жилища первобытных людей. Как и из каких материалов строят дома различные народы. Постоянные жилища: вигвам,иглу, изба, дом на сваях и др. Переносные жилища: юрта, чум, палатка. Общие   требования,   которые   предъявляет   человек   к   жилищу:   надёжная   защита   от неблагоприятных погодных факторов (низких или высоких температур, осадков, сильного ветра); доступность природных строительных материалов. Элементарные представления об экологии жилища. Как выглядел городской дом в разные эпохи.  Появление  многоэтажных домов.  Новые строительные  и отделочные материалы: бетон и железобетон, асбест, древесно­стружечные плиты (ДСП), линолеум, стекловолокно и др. Влияние синтетических материалов на окружающую среду и здоровье человека. Как   городской   дом   обеспечивается   водой   и   электроэнергией.   Увеличение   потребления воды   и   электроэнергии   —   одна   из   причин   возникновения   экологических   проблем. Экономное использование ресурсов —одно из условий сохранения окружающей среды. Преимущества и недостатки малоэтажной застройки. «Экологический дом» — дом, не наносящий ущерба окружающей среде. Использование при его строительстве экологически безопасных для здоровья людей материалов, хорошо удерживающих   тепло,   а   также   специальных   конструкций,   позволяющих   улавливать энергию солнца и ветра. Домашняя обстановка. Предметы домашнего обихода. Чистота, порядок и уют в доме. Семейные традиции и семейные праздники. Одежда   и   обувь,   их   назначение:   защита   от   неблагоприятных   воздействий   окружающей среды, утверждение положения человека в обществе —принадлежность к определённому классу (касте, клану), профессии и т. п. Зависимость   покроя   одежды   и   используемых   для   её   изготовления   материалов   от природных   условий.   Природные   материалы,   используемые   для   пошива,   окраски   и декорирования одежды и обуви: натуральный мех, кожа, замша; ткани из растительных, шерстяных, шёлковых и смешанных волокон. Синтетические ткани. «Экологический стиль» в манере одеваться. Стремление украшать себя и своё жилище — одна из древнейших потребностей человека. Первобытные «коллекционеры». Находки в пещерах первобытных людей — окаменевшие раковины,   кристаллы   кварца,   различные   минералы,   букеты   цветов.   Первые   украшения: фигурки из обожжённой глины, изделия из бивней мамонта, костяные изображения зверей и птиц.   Животные,   исчезнувшие   с   лица   Земли   или   ставшие   редкими   из­за   стремления человека украшать себя или своё жилище красивым мехом, перьями, чучелами животных. Браконьерство.   Международные   соглашения   по   запрещению   торговли   редкими (экзотическими) видами. Наблюдения: изучение убежищ различных видов животных, встречающихся в городе, — насекомых   (муравьёв,   ос),   птиц   (ласточек,   стрижей,воробьёв,   ворон),   млекопитающих (белок, домашних хомячков и др.). Практические работы: «Домашняя инвентаризация», «Дом, в ко­ тором я бы хотел жить» (разработка проекта), «Мой гардероб». Игры: «Мы строим дом», «Дом экологической моды». О городах и горожанах: человек в городе Кочевой   образ   жизни   древних   племён.   Переход   некоторых   племён   к   осёдлой   жизни, возникновение первых поселений. Появление городов. Принципы   выбора   места   для   основания   города:   безопасность,   близость   к   источникам пресной воды, необходимые запасы строительных материалов (камень, глина, древесина и т. п.), возможность торговать с соседями и др. Города­государства. Изменение естественной (природной) среды в городе. Рост городов за счёт прилегающих к ним природных территорий. «Расползание» городов — одна из причин разрушения мест обитания растений, животных и других организмов. Зависимость города от окружающей его среды. Ресурсы, необходимые для нормального существования города: пресная вода, продукты питания, топливо. Экологические проблемы города: загрязнение воздуха промышленными предприятиями и транспортом; загрязнение водоёмов, рек, подземных вод в черте города и за его пределами; накопление бытовых и промышленных отходов. Проблема шума в городе. Разные   города   —   разные   люди:   влияние   города   на   образ   жизни,   характер,   настроение, культурный уровень его жителей. Влияние городской среды на физическое и душевное здоровье человека. Футурология   —   наука   о   будущем.   Научные   прогнозы   дальнейшего   развития   городов. Проблемы,   которые   необходимо   решить   архитекторам   и   градостроителям   в   связи   с постоянным   ростом   численности   городского   населения   планеты.   Различные   проекты городов будущего. Наблюдения: изучение уровня шума в различных районах города. Практические работы: определение загрязнения воздуха в городе по количеству частиц пыли, оседающих на листьях деревьев, на пластин­ ках, смазанных вазелином. Игры: проектирование микрорайона школы с учётом потребностей его жителей. О   сложных   системах,   маленьком   гвозде   и   хрупком   равновесии:   как   устроены экологические системы Система — одно из ключевых понятий экологии. Система как множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений и т. п.). Элемент — составная часть системы. Разнообразие систем. Биологические системы: системы органов растений, животных, человека. Организм как система. Понятие «экосистема». Природные (естественные) и искусственные экосистемы. Различие между естественными и созданными человеком экосистемами. Моделирование экосистем. Аквариум — модель природной экосистемы. Типы   природных   экосистем:   наземные   и   водные   экосистемы.   Лес   —один   из   наиболее распространённых типов наземных экосистем. Водоём как природная система. Болото — переходный   тип   между   водными   и   наземными   экосистемами.   Тундра   и   пустыня   — экосистемы, сложившиеся  сложных климатических условиях; их сходство и различие. Природа   как   источник   различных   ресурсов,   необходимых   для   удовлетворения потребностей человека. Материальные и духовные потребности. Влияние человека на природные экосистемы. Положительные и отрицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека. Наблюдения: выявление связей организма и окружающей его среды (на примере наблюдений за растениями и животными города); выявле­ ние элементов, входящих в экосистему (по выбору учащегося). Практические работы: —«Я и моя окружающая среда»: выявление объектов, с которыми прямо или косвенно связан ребёнок; ранжирование их по степени значимости; —изготовление модели, демонстрирующей распускание цветков водных растений; —изготовление   модели,   имитирующей   какой­либо   объект   или   явление   (по   выбору учащегося); —составление композиции из комнатных растений. Игры: дидактические игры из серии «Найди свой дом» («Лесные эко­ системы»); «Экологический театр», «Узнай меня». В сетях жизни: многообразие экологических связей Биологическая   экология   —   наука,   изучающая   взаимозависимость   и   взаимодействие организмов (или их совокупностей — популяций, сообществ и т. п.) и окружающей их среды.   Простейшая   классификация   экологических   связей:   связи   между   живыми существами и неживой природой; связи между организмами (внутри одного вида и между различными видами). Пищевые   связи   в   экосистеме.   Растения   —   производители   органического   вещества. Травоядные и хищники. Всеядные животные. Животные­падальщики. Цепи питания. Сети питания.   Элементарные   представления   о   пищевой   пирамиде.   Роль   грибов   и   почвенных микроорганизмов в экосистеме. Внутривидовые отношения. Временные и постоянные группы животных: семьи, стаи, стада, колонии  и  т. п.  Взаимопомощь в  группе:  совместные  поиски  корма,  защита  от  врагов, забота о потомстве, о больных и раненых. Взаимовыгодные отношения и сотрудничество между различными видами: муравьи и тля; рак­отшельник, актиния и многощетинковый червь; мёдоед и мёдоуказчик и др. Общение животных. Способы передачи информации: окраска, звуковые сигналы, запахи, язык   поз   и   движений.   Передача   информации   от   взрослых   животных   потомству. Подражание   и   обучение.   Игра   —   один   из   способов   усвоения   навыков   поведения, необходимых в дальнейшей жизни. Наблюдения:  внутривидовые   и   межвидовые   отношения   на   примере   поведения   птиц (голубей,   ворон,   воробьёв,   уток   и   других   птиц,   обитающих   в   городе),   кошек   и   собак; обучение потомства у млекопитающих и птиц, встречающихся в городе. Практические работы: оригами «Птица». Моделирование отно­ шений в птичьей стае. Игры:  «Популяция оленей»,  «Белки,  сойки  и  орехи»,  «Найди  свою  семью»,  «Опасные цепочки», «Экологический театр». Общий дом — общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы Увеличение численности населения планеты. Необходимость производства всё большего количества   продовольственных   и   промышленных   товаров.   Рост   потребностей   человека. Экологические проблемы становятся глобальными — «всеобщими», охватывающими весь земной шар. Глобальные экологические проблемы: сокращение многообразия видов живых организмов;   истощение   природных   ресурсов;   загрязнение   окружающей   среды; продовольственная проблема. Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами). Переработка и повторное использование бытовых отходов. Охраняемые   природные   территории   и   объекты:   заповедники,   заказники,   национальные парки, памятники природы. Что   может   сделать   каждый   из   нас   для   сохранения   окружающей   среды:   изменение повседневного образа жизни, продуманное отношение к приобретению товаров, участие в различных экологических движениях и т. п. Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде. Наблюдения:  выявление   наиболее   замусоренных   территорий   в   городе   (микрорайоне); установление причин замусоренности (основные виды мусора, кто больше мусорит и т. п.). Практические   работы:  «Вода,   которую   мы   теряем»:   насколько   рационально используется вода дома и в школе; способы её экономии. Игры: аукцион идей «Вторая жизнь отходов». Календарно­тематическое планирование курса внеурочной деятельности по окружающеу миру 4 класс. «Моя первая экология» №п/п Название тем и разделов Количество часов Плановые сроки Тема 1. Дом, в котором я живу 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. Поговорим о доме «Была у лисы избушка ледяная,  а у зайца — лубяная…» Мой дом — моя крепость «Что нам стоит дом  построить...» «А у нас в квартире газ, а у  вас?» Дом — это не только стены «О кувшинах, выросших на  грядке, и не только...» «Своя рубашка ближе к телу» Когда бессильны рога, клыки и  быстрые ноги «Чудо в перьях» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тема 2. О городах и горожанах Дом тянется к дому —  получается город Как «растёт» город Как «живёт» город «Сначала человек строит город,  а потом...» Будущее города — город  будущего 1 1 1 1 1 Тема 3. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии О том, что общего между тобой, механическими часами и  Солнечной системой От кочки до оболочки Под пологом леса «Всяк кулик своё болото  хвалит» Для кого пуста пустыня? О белых куропатках, полярных  совах и маленьких леммин­ гах, удививших учёных Кто живёт рядом с нами? 1 1 1 1 1 1 «И кормилица, и  вдохновительница» Там, где ступала нога человека Тема 4. В сетях жизни 23. 24. 25. 26. 27. 28. Соседи по планете О нитях, сплетающихся в сети Вместе безопаснее «И вместе не тесно, и врозь —  скучно» «Информатика» для волка 29. 30. Школа под открытым небом 1 1 1 1 1 1 1 1 Тема 5. Общий дом — общие проблемы 31. 32. 33. Наши общие проблемы Что происходит с отходами,  которые производят люди? Будь достойным жителем Земли 1 1 2 Класс Название раздела, темы Дата Причина корректировки Корректирующие мероприятия Дата проведения по факту Лист корректировки рабочей программы проведения по плану

Программа по курсу внеурочной деятельности "Моя первая экология" (4 класс)

Программа по курсу внеурочной деятельности "Моя первая экология" (4 класс)

Программа по курсу внеурочной деятельности "Моя первая экология" (4 класс)

Программа по курсу внеурочной деятельности "Моя первая экология" (4 класс)

Программа по курсу внеурочной деятельности "Моя первая экология" (4 класс)

Программа по курсу внеурочной деятельности "Моя первая экология" (4 класс)

Программа по курсу внеурочной деятельности "Моя первая экология" (4 класс)

Программа по курсу внеурочной деятельности "Моя первая экология" (4 класс)

Программа по курсу внеурочной деятельности "Моя первая экология" (4 класс)

Программа по курсу внеурочной деятельности "Моя первая экология" (4 класс)

Программа по курсу внеурочной деятельности "Моя первая экология" (4 класс)

Программа по курсу внеурочной деятельности "Моя первая экология" (4 класс)

Программа по курсу внеурочной деятельности "Моя первая экология" (4 класс)

Программа по курсу внеурочной деятельности "Моя первая экология" (4 класс)

Программа по курсу внеурочной деятельности "Моя первая экология" (4 класс)

Программа по курсу внеурочной деятельности "Моя первая экология" (4 класс)

Программа по курсу внеурочной деятельности "Моя первая экология" (4 класс)

Программа по курсу внеурочной деятельности "Моя первая экология" (4 класс)

Программа по курсу внеурочной деятельности "Моя первая экология" (4 класс)

Программа по курсу внеурочной деятельности "Моя первая экология" (4 класс)

Программа по курсу внеурочной деятельности "Моя первая экология" (4 класс)

Программа по курсу внеурочной деятельности "Моя первая экология" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.08.2019