В 10-11 классах предусмотрено изучение литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной. Программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне в объеме 102 часов (3 часа в неделю).В 10-11 классах предусмотрено изучение литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной. Программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне в объеме 102 часов (3 часа в неделю).
Программа по литературе. 10 класс.docx
Муниципальное образование Брюховецкий район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8 им.Александра Демина
ст.Чепигинской муниципального образования Брюховецкий район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического Совета
от 28.08.2017 года Протокол №1
Председатель _____И.П.Лысенко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По литературе
Уровень образования (класс) полное общее образование 10 класс
Количество часов 102
Учитель Ложкина Лариса Александровна
Программа разработана на основе программы по литературе для 511
классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин,
И.С. Збарский, В.П. Полухина;
под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2012) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе:
федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 –
ФЗ от 29.12.2012 г.
приказа Минобрнауки России от 03.06.2011 г. № 1994 «О внесении
изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные
планы для ОУ РФ, реализующих программу общего образования,
утверждённые приказом Министерства образования РФ от09.03.2004
№1312»
программы по литературе для 511 классов (авторы В.Я. Коровина,
В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред.
В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2009)
Программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне в объеме 102
часов (3 часа в неделю).
Предмет «литература» входит в образовательную область «филология».
Характеристика предмета
В 1011 классах предусмотрено изучение литературы на историколитературной
основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Объектом
изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты
произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.
В десятом классе формируется общее представление об историколитературном
процессе и литературном процессе в XIX веке в его связи с процессом историческим, что
предполагает более серьезное представление об этапах и связях литератур разных эпох, о
таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, роль и место
литературоведения и критики в литературном процессе, осуществляется интенсивное
овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук.
В центре анализа — литературный процесс в XIX веке, автор и художественное
произведение в этом процессе. Теоретическое оснащение: овладение комплексом
теоретических понятий, связанных с историколитературным процессом: литературные
направления, литературные школы, традиции и новаторство в литературе и др.
Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения,
удовлетворение читательских интересов обучающихся, но и формирование у школьников
читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного
чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на
достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности,
готовой к самопознанию и
самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
формирование гуманистического мировоззрения,
национального самосознания,
гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям
отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры; овладение читательского восприятия художественного текста, понимания авторской
позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса;
образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей
учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи
учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания,
основных историколитературных сведений и теоретиколитературных понятий;
формирование общего представления об историколитературном процессе;
умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых
литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
выявления в произведениях конкретноисторического и общечеловеческого содержания;
грамотного использования русского литературного языка при создании собственных
устных и письменных высказываний;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как
художественного целого в его историколитературной обусловленности с использованием
теоретиколитературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска,
систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети
Интернета.
Межпредметные связи: При работе широко используются взаимосвязь
предметов гуманитарного цикла, таких как история (определение эпохи создания
произведений), русский язык (изучение изобразительновыразительных средств русского
языка), иностранных языков и школьного предмета изобразительного искусства.
В процессе обучения используются репродуктивный и продуктивный методы
обучения, информационные технологии; учебнонаглядные пособия, экранные и звуковые
средства обучения, репродукции картин, иллюстрации к произведениям, справочная
литература. Содержание программы учебного курса
Базовый уровень
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Из л и т е р а т у р ы п е р в о й п о л о в и н ы XIX века
А.С. Пушкин
Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт
между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ
стихии и его роль в авторской концепции истории.
Опорные понятия: философская лирика, поэма как лироэпический жанр.
Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В.
Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н.
Батюшкова в пушкинской поэзии.
Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».
М.Ю. Лермонтов
Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический
колорит поэмы, ее образноэмоциональная насыщенность.
Опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.
Внутрипредметные связи: образ поэтапророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С.
Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии.
Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова; музыкальные
интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А.
Рубинштейн и др.).
Н.В.Гоголь
Повести «Невский проспект», «Нос».
Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. Тема
одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск
как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире.
Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.
Опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.
Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
Межпредметные связи: иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н. Альтман, В.
Зелинский, Кукрыниксы и др.).
Р у с с к а я к р и т и к а и л и т е р а т у р н ы й п р о ц е с с
в т о р о й п о л о в и н ы XIX века
Введение
Социальнополитическая ситуация в России второй половины XIX века.
«Крестьянский вопрос» как опреде между либеральным и революционнодемократическим
крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям
современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А.
Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в
поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра
(драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции
обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С.
Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие
отечественной и мировой культуры.
И.А. Гончаров
Роман «Обломов».
Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее
соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.).
Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль
в характеристике «обломовщины». Идейнокомпозиционное значение главы «Сон
Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе
Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А.
Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).
Опорные понятия: образная типизация, символика детали.
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин
и Печорин как литературные предшественники Обломова.
Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из
жизни И.И. Обломова» (реж. Н. Михалков).
Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история».
А.Н. Островский
Пьеса «Гроза». Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза».
Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее
разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе».
Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской
критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).
Опорные понятия: семейнобытовая коллизия, речевой жест.
Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н.
Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).
Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации
пьес А.Н. Островского.
Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы», «Свои люди –
сочтемся!».
И.С. Тургенев
Роман «Отцы, и дети», стихотворения в прозе «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской»,
«Два богача» и др. по выбору.
Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух
поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования.
Нигилизм Базарова, его социальные и нравственнофилософские истоки. Базаров и
Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная
линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги рома
на, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н.
Страхова, М.А. Антоновича).
Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя.
Художественная
выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение
русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений. Опорные понятия: социальнопсихологический роман; принцип «тайной психологии» в
изображении внутреннего мира героев.
Внутрипредметные связи:
И.С. Тургенев и группа «Современника»; литературные
реминисценции в романе «Отцы и дети».
Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в
романе); музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы».
Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».
Русская поэзия второй половины XX века
Ф.И. Тютчев
Стихотворения «Не то, что мните вы, природа...», «Цицерон», «Умом Россию не
понять...», «Я встретил вас...», «Природа — сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть
есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно
мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.
«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность.
Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. Природа, человек,
Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема
трагического противостояния человеческого «я » и стихийных сил природы. Тема величия
России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики
поэта.
Опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.
Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и
образы в лирике Ф.И. Тютчева.
Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и
романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и
др.).
А.А. Фет
Стихотворения «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря
прощается с землею...», «Япришел к тебе с приветом... », «Сияла ночь. Луной был
полон сад. Лежали. ..», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним
толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.
Эмоциональная глубина и образностилистическое богатство лирики А.А. Фета.
«Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного
настроения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность
слияния человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной
лирике А.А. Фета. Музыкальномелодический принцип организации стиха и роль
звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как
творческая задача Фетахудожника.
Опорные понятия: мелодика стиха; лирический образпереживание.
Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А.
Фет и поэты радикальнодемократического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).
Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.
А.К. Толстой
Стихотворения «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом
взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Прозрачных облаков спокойное
движенье...», «Государь ты наш батюшка...», «История государства Российского от
Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.
Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии
Толстого.
Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений
художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики
А.К. поэта. Жанровотематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие
лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической
сатире.
Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.
Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в
творчестве А.К. Толстого и М.Е. СалтыковаЩедрина.
Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К.
Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.
А. Некрасов
Стихотворения «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый
поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия
(А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по
выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».
«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасовалирика. Судьбы простых
людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как
форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские
мотивы в некрасовской лирике.
Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни.
Мотив правдоискательства и сказочномифологические приемы построения сюжета поэмы.
Представители помещичьей Руси в поэме (образы ОболтаОболдуева, князя Утятина и др.).
Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и
др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в
некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее
решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно
композиционное звучание.
Опорные понятия:
поэтического языка.
народность художественного творчества; демократизация
Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А.
Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.
Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И.
Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.
Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».
М.Е. СалтыковЩедрин
Сказки «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».
«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина
сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов,
народного сознания в сказках М.Е. СалтыковаЩедрина. Развенчание обывательской
психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пискарь»). Приемы сатирического
воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола,
гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире
М.Е. СалтыковаЩедрина.
Опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.
Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. СалтыковаЩедрина;
традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.
Межпредметные связи:
произведения М.Е. СалтыковаЩедрина в иллюстрациях
художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).
Для самостоятельного чтения: романхроника «История одного города», сказки «Орел
меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».
Л.Н. Толстой
Роман «Война и мир». Жанровотематическое своеобразие толстовского романаэпопеи: масштабность
изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных
сюжетных линий и т.п. Художественнофилософское осмысление сущности войны в
романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных
трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление
мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Этапы
духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и
противоречивость жизненного пути героев.
«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи
имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в
образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.
«Мысль народная» как идейнохудожественная основа толстовского эпоса.
Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в
истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон
Щербатый и Платон Каратаев как два типа народнопатриотического сознания. Значение
романаэпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.
Опорные
понятия:
романэпопея; «диалектика души»; историкофилософская
концепция.
Внутрипредметные связи:
стихотворение М.Ю.
Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и
тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков.
Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев;
Межпредметные связи: "исторические источники романа «Война и мир»; живописные
портреты Л.Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к
роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д.
Шмаринов).
Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки»,
роман «Анна Каренина».
Ф.М. Достоевский
Роман «Преступление и наказание».
Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ
Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт
личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого
человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин,
Свидригайлов и др.). Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его
внутреннего самораскрытия. Нравственнофилософский смысл преступления и наказания
Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.
Опорные понятия: идеологический роман и геройидея; полифония (многоголосие);
герои«двойники».
Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского;
сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские
мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др.).
Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман
«Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова,
К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др.).
Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».
Н.С. Лесков
Повесть «Очарованный странник ».
Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и
национальный колорит повести.
«Очарованность» героя, его богатырство, духовная
восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования,
стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».
Опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.
Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести
Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.
Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленный ангел»,
«Леди Макбет Мценского уезда
А.П. Чехов
Рассказы «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент»,
«Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».
Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния»
человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной
детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.
Новаторство Чеховадраматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в
комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Роль второстепен
ных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в
«Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.
Опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая
деталь.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом
направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего
(полного) общего образования являются:
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между
частями целого, выделение характерных причинноследственных связей;
• сравнение, сопоставление, классификация;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или
развернутом виде;
• осознанное беглое чтение, проведение информационносмыслового анализа
текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое,
поисковое и др.);
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать
мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст,
таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
• составление плана, тезисов, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или
письменной форме результатов своей деятельности;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернетресурсы и др. базы
данных.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
Знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателейклассиков XIX века; основные закономерности историколитературного процесса и черты литературных
направлений;
основные теоретиколитературные понятия.
Уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения
по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система
образов, особенности композиции, изобразительновыразительные средства языка,
художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения,
объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
раскрывать конкретноисторическое и общечеловеческое содержание изученных
литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской
литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы
литературного произношения;
аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на
литературные темы;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
1)создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм
литературного языка;
2) участия в диалоге или дискуссии;
3)самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их
эстетической значимости, определения своего круга чтения
СТРУКТУРА КУРСА ПО ПРЕДМЕТУ
Учебнотематическое планирование
Параграф
учебника
Тема
§ 1
§ 2
§ 3
§ 4
Введение.
Творчество А. С. Пушкина
Творчество М. Ю. Лермонтова
Творчество Н. В. Гоголя
Русская критика и литературный процесс второй
половины 19 века. Введение
Творчество Н. А. Гончарова
Творчество А. Н. Островский
Творчество И. С. Тургенева
Русская поэзия второй половины 19 века
Творчество И. С. Тютчева
Творчество А. А. Фета
Творчество Н. А. Некрасова
Творчество М. Е. СалтыковаЩедрина
Творчество Л. Н. Толстого
Творчество Ф. М. Достоевского
Творчество Н. С. Лескова
Творчество А. П. Чехова
Зарубежная литература
§ 5
§ 6
§ 7
§ 8
§ 9
§ 10
§ 11
§ 12
§ 13
§ 14
§ 15
§ 16
§ 17
Всего уроков
Практическая часть
Количество
часов
2
11
10
7
1
4
6
8
1
4
3
8
3
11
7
3
8
6
102 № п/п
Дата
По плану По факту
Практическое занятие
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
11
12
1.
Входной контроль знаний
Р/р. Сочинение по творчеству А. С. Пушкина
Р/р. Сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова
Сочинение по повести Н. В. Гоголя
«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике.
Домашнее сочинение
Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Домашнее
сочинение
Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Домашнее сочинение
Зачетная работа за первое полугодие (билеты с вопросами)
Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить
хорошо». Домашнее сочинение по творчеству Н. А. Некрасова
Художественные особенности романа «Война и мир». Подготовка
к домашнему сочинению
«Их воскресила любовь». Эпилог романа. Воскрешение человека в
Раскольникове. Домашнее сочинение по роману «Преступление и
наказание»
Символ сада в комедии «Вишневый сад». Система образов в пьесе
«Вишневый сад». Главный образ пьесы. Домашнее сочинение
Зачетная работа за второе полугодие (билеты с вопросами)
Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.
1 Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными
критериями в пределах программы данного класса:
знание текста и понимание идейнохудожественного содержания изученного
произведения;
умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
понимание роли художественных средств в раскрытии идейноэстетического
содержания изученного произведения;
знание теоретиколитературных понятий и умение пользоваться этими
знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
умение анализировать художественное произведение в соответствии с
ведущими идеями эпохи;
уметь владеть монологической литературной речью, логически и
последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно
читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста
изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки
героев, роль художественных средств в раскрытии идейноэстетического содержания
произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь
произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно
глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь
событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в
раскрытии идейноэстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической
литературной речью; однако допускают 23 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и
понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных
средств в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения, но
недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение
монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие
уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания
произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль
важнейших художественных средств в раскрытии идейноэстетического содержания
произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность
выразительных средств языка.
2 Оценка сочинений.
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно
излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и
задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и
речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических,
пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок –
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
орфографических, пунктуационных и грамматических.
Основные критерии отметки.
Отметка
«5»
Содержание и речь
1.
Содержание работы полностью
соответствует теме.
Фактические ошибки отсутствуют.
Содержание излагается
Грамотность
Допускается: 1
орфографическая, или 1
пунктуационная, или 1
грамматическая ошибка.
2.
3.
4.
последовательно.
Работа отличается богатством словаря,
разнообразием используемых синтаксических
конструкций, точностью словоупотребления.
5.
Достигнуто стилевое единство и
выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в
содержании и 12 речевых недочетов.
1.
Содержание работы в основном
соответствует теме (имеются незначительные
«4»
Допускаются: 2
орфографические и 2 2.
3.
4.
5.
2.
3.
4.
5.
«3»
«2»
отклонения от темы).
Содержание в основном достоверно, но
имеются единичные фактические неточности.
Имеются незначительные нарушения
последовательности в изложении мыслей.
Лексический и грамматический строй
речи достаточно разнообразен.
Стиль работы отличает единством и
достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2
недочетов в содержании и не более 34 речевых
недочетов.
1.
В работе допущены существенные
отклонения от темы.
Работа достоверна в главном, но в ней
имеются отдельные фактические неточности.
Допущены отдельные нарушения
последовательности изложения.
Беден словарь и однообразны
употребляемые синтаксические конструкции,
встречается неправильное словоупотребление.
Стиль работы не отличается
единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4
недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
1.
2.
Работа не соответствует теме.
Допущено много фактических
неточностей.
3.
Нарушена последовательность
изложения мыслей во всех частях работы,
отсутствует связь между ними, часты случаи
неправильного словоупотребления.
4.
Крайне беден словарь, работа написана
короткими однотипными предложениями со слабо
выраженной связью между ними, часты случаи
неправильного словоупотребления.
Нарушено стилевое единство текста.
5.
В целом в работе допущено 6 недочетов в
содержании и до 7 речевых недочетов.
пунктуационные ошибки,
или 1 орфографическая и
3 пунктуационные ошибки,
или 4 пунктуационные
ошибки при отсутствии
орфографических ошибок,
а также 2 грамматические
ошибки.
Допускаются: 4
орфографические и 4
пунктуационные ошибки,
или 3 орфографические
ошибки и 5
пунктуационных ошибок,
или 7 пунктуационных при
отсутствии
орфографических ошибок,
а также 4 грамматические
ошибки.
Допускаются: 7
орфографических и 7
пунктуационных ошибок,
или 6 орфографических и
8 пунктуационных
ошибок, 5
орфографических и 9
пунктуационных ошибок,
8 орфографических и 6
пунктуационных ошибок, а
также 7 грамматических
ошибок.
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность,
оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и
речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация
позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не
раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано
удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых
ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
3 Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» 90 – 100 %; «4» 78 – 89 %;
«3» 60 – 77 %;
«2» менее 59 %.
4 Виды контроля
Промежуточный:
устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением
лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав
повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической
статьи;
выразительное чтение текста художественного произведения;
заучивание наизусть стихотворных текстов;
устный или письменный ответ на вопрос;
устное словесное рисование;
комментированное чтение;
характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая,
установление ассоциативных связей с произведениями различных
определение принадлежности литературного (фольклорного)
сравнительная) художественных произведений;
видов искусства;
текста к тому или иному роду и жанру;
анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский
замысел и различные средства его воплощения; определение
мотивов поступков героев и сущности конфликта;
выявление языковых средств художественной образности и
определение их роли в раскры
содержания произведения;
подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему,
связанную с изучаемым художественным произведением;
работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов,
воспоминаниями и ме
записями писателей, статьями и т.д.);
рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;
составление конспектов критических статей, планов, тезисов,
создание сценариев литературных или литературномузыкальных
участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и
композиций, киносценариев;
доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов.
Итоговый:
написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;
письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;
творческий зачёт;
защита проектов.
Перечень литературы и средств обучения
Основная учебная литература для учащихся
1 Лебедев Ю.В. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. М.: Просвещение, 2010.
Основная учебная литература для учителя
1
Лебедев Ю.В. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. М.: Просвещение, 2010;
Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX
2
века. 10 класс. 1е полугодие. М.: Вако, 2015.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей гуманитарного цикла
от«__» ____________ 2017г. №____
Руководитель МО __________Н.В.Черныш
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УМР
____________М.А.Лепешкина
«__» ____________ 2017г.
Программа по литературе
Программа по литературе
Программа по литературе
Программа по литературе
Программа по литературе
Программа по литературе
Программа по литературе
Программа по литературе
Программа по литературе
Программа по литературе
Программа по литературе
Программа по литературе
Программа по литературе
Программа по литературе
Программа по литературе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.