Программа по математике 4 класс УМК "Начальная школа 21 века" составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом МОиН РФ № 1089 от 5 марта 2004 г.),
примерной программы начального общего образования по математике; , Москва, (М: «Вентана-Граф», 2010г.).
В соответствии с учебным планом Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №
«21» на 2014-2015 учебный год.
и реализуется посредством учебник «Математика. 4 класс» авторов В..Н. Рудницкой, Т.В. Юдачёвой
УМК образовательной системы «Начальная школа 21 века».
Содержит тематическое планирование на учебный год.
I. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 4 класса разработана на основе:
1.Название, автор
и год
издания учебной
программы.
2. Цели и задачи
программы
федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом
МОиН РФ № 1089 от 5 марта 2004 г.),
примерной программы начального общего образования по математике; , Москва, (М: «ВентанаГраф», 2010г.).
В соответствии с учебным планом Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №
«21» на 20142015 учебный год.
и реализуется посредством учебник «Математика. 4 класс» авторов В..Н. Рудницкой, Т.В. Юдачёвой
УМК образовательной системы «Начальная школа 21 века».
В системе предметов общеобразовательной школы курс математика реализует познавательную и социокультурную цели:
• обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логикоматематического мышления,
пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и
процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов
решения учебных задач;
• предоставление младшим школьникам основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений:
решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для
упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины;
умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые
геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;
воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться
использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни,
приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной
работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.
Для достижения поставленных целей изучения математики в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
• создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующемего возрастным особенностям и возможностям;
• обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе.
• воспитание позитивного эмоциональноценностного отношения к математике, пробуждение познавательного интереса к предмету
стремления совершенствовать свои знания.
3. Адресат
Программа адресована обучающимся 4 А класса МОУ ООШ № 21 г. Оленегорска Мурманской области.
П. Общая характеристика учебного предмета, курса
Курс математики 4 класса составляют пять содержательных линий: элементы арифметики, величины и их измерение, логикоматематические
понятия и отношения, элементы геометрии.
В течение первых трех лет обучения учащиеся получили достаточно большой запас представлений о разнообразных математических понятиях,
относящихся к каждой из содержательных линий. И если многие математические понятия вводились в 13 классах в ознакомительном плане или в
целях пропедевтики, то в 4 классе они рассматриваются на более высоком уровне с включением доступных учащимся теоретических сведений и
формированием более сложных практических умений. Сказанное относится к каждой линии содержания курса. Так, в области арифметики – это
ознакомление учащихся с «устройством» десятичной системы счисления, ее сравнение и римской системой записи чисел; обобщение представлений
об основных законах арифметических действий.
В 4 классе область натуральных чисел существенно расширяется: школьники учатся читать и записывать любое многозначное число в пределах
миллиарда, знакомятся с названиями арифметических действий с многозначными числами, используя письменные приемы вычислений. При этом
система работы строится так, что умение применять письменные приемы вычислений с двузначными и трехзначными числами, приобретенные во 2 и
3 классах, легко переносятся детьми на новую область чисел. То, что в этих классах были рассмотрены все основные письменные алгоритмы
выполнения арифметических действий на области чисел первой сотни, существенно облегчает отработку вычислительных навыков с
многозначными числами.
Важной составляющей арифметической части курса является дальнейшая работа по совершенствованию умений четвероклассников решать
текстовые арифметические задачи: усложняется содержание задач на движение, расширяется число видов задач, содержащих различные
зависимости между величинами. В связи с введением в 4 классе материала, связанного с обучением учащихся анализу данных, представленных
графиками, диаграммами, таблицами, появляются новые типы арифметических задач. Для их решения дети должны научиться читать графики,составлять таблицы, брать данные из диаграмм. Расширяется круг понятий, входящих в блок логикоматематических представлений, увеличивается
удельный вес задач логического характера, обогащается их содержание новыми идеями. При этом сохраняется ранее использовавшийся принцип
отбора задач: представлены разнообразные по формулировкам и способам решения задачи. В каждом конкретном случае ученику необходимо
анализировать текст задачи, думать, искать и находить способ решения. Это не означает, однако, что все задания в курсе рассчитаны на сильных
учащихся. В нем достаточно задач стандартного уровня, доступных средне и слабоуспевающим учащимся.
С элементами алгебры в пропедевтическом плане учащиеся начали знакомиться во 2 классе: были введены выражения, содержащие буквы,
вычислялись значения таких выражений при заданном наборе значений этих букв, так же были введены понятия числового луча и координаты
точки.
В 4 классе алгебраическая содержательная линия получает дальнейшее развитие: вводятся равенства с буквами, вычисляются значения
неизвестных в равенстве букв, даются понятия о координатном угле, построении координатной сетки с применением терминов «начало координат»,
«оси координат», «координаты точки»; дети учатся определять координаты данной точки, строить точки с заданными координатами.
Геометрическая содержательная линия в 4 классе довольно насыщенна и многопланова: закрепление и расширение графических умений учащихся,
обогащение представлений о новых фигурах, их свойствах и отношениях между ними. Это многогранник и его элементы: узнавание, изображение,
обозначение; число его вершин, граней и ребер; определение видимых и невидимых элементов на изображениях многогранника; угол, его
обозначение буквами, виды углов и треугольников. Большое внимание уделяется формированию графических умений учащихся: построение
отрезка, равного данному, с помощью циркуля и линейки; деление отрезка на равные части с помощью циркуля и линейки.
Особенность курса состоит в том, что даже при повторении и закреплении уже полученных знаний детям предлагаются задачи и упражнения,
выполняя которые они расширяют уже полученные знания: осваивают новые способы решения знакомых задач, открывают для себя новые функции
математических объектов и пр.
Система упражнений курса построена с учетом принципа дифференциации обучения. Учебнометодический комплект (программа, учебник, рабочие
тетради, дидактические материалы, сборники контрольных работ и устных упражнений) обеспечивают достижение каждым учеником
обязательного уровня математической подготовки, а также дает возможность получения четвероклассниками и более высокого уровня развития
математических способностей.
Ш.Описание места учебного предмета, курса в учебном планеПрограмма уплотнена и составлена на133 учебных часа. Уплотнение программы реализуется за счёт освобождающегося времени на уроке 1
при работе с одним учеником. Так же часть проводится демонстрационно посредством компьютерных технологий, а не выполняется
самостоятельно, что позволяет сэкономить время и уплотнить программу.
IV. Планируемые результаты освоения программы
Осуществляя дифференцированное обучение в 4 классе, можно ориентироваться на два уровня математической подготовки.
Обязательный уровень
Ученик должен:
уметь читать, записывать цифрами и сравнивать многозначные числа в пределах миллиона;
выполнять устные вычисления, используя изученные приемы;
выполнять четыре математических действия (сложение, вычитание, умножение, деление) с многозначными числами в пределах миллиона (в том
числе и деление на однозначное и двузначное число), используя письменные приемы вычислений;
различать отношения «меньше на» и «меньше в», «больше на» и «больше в»; решать задачи, содержащие эти отношения;
различать периметр и площадь прямоугольника; вычислять периметр и площадь прямоугольника и записывать результаты вычислений;
знать соотношения между единицами длины: 1 км= 1000м, 1м = 100см, 1м = 10дм, 1 см = 10мм;массы: 1кг = 1000г, 1т = 1000кг; времени: 1мин = 60с,
1час = 60мин, 1сут = 24ч, 1год = 12 мес;
решать арифметические задачи разных видов (в том числе задачи, содержащие зависимость: между ценой, количеством и стоимостью; между
скоростью, временем и путем при прямолинейном равномерном движении);
различать геометрические фигуры (отрезок и луч, круг о окружность, многоугольники).
Повышенный уровень
Ученик может:
называть калссы и разряды многозначного числа, а так же читать и записывать многозначные числа в пределах миллиарда;
выполнять умножение и деление многозначного числа на трехзначное число, используя письменные приемы вычислений; формулировать свойства арифметических действий и применять их при вычислениях, приводить примеры арифметических действий,
обладающих общими свойствами;
вычислять значения выражений с буквой со скобками и без них при заданном набое значений этой буквы;
иметь представление о точности измерений;
различать виды углов и виды треугольников;
строить прямоугольник (квадрат0 с помощью линейки и угольника;
отмечать точку с данными координатами в координатном углу; читать и записывать координаты точки;
понимать различия между многоугольниками и многогранником, различать элементы многогранника: вершина, ребро, грань; показывать их на
моделях многогранников;
выполнять построения с помощью циркуля и линейки; делить отрезок поплам; откладывать отрезок на луче.
называть:
классы и разряды многозначных чисел;
сравнивать:
многозначные числа;
воспроизводить по памяти:
формулировки свойств арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительные
свойства умножения относительно сложения и вычитания);
соотношения между единицами массы: 1т = 1000кг, 1ц = 100кг, 1т = 10ц;
применять:
правила порядкавыполнения действий при вычислении значений выражений со скобками и без них, содержащих 34 арифметических действия;
правила поразрядного сложения и вычитания, а также алгоритмы умножения и деления при выполнении письменных расчетов с многозначными
числами;знание зависимости между скоростью, путем и временем движения для решения арифметических задач;
решать учебные и практические задачи:
читать и записывать многозначные числа в пределах миллиона;
выполнять несложнве устные вычисления в пределах сотни, вычислять с большими числами, легко сводимыми к действиям в пределах 100;
выполнять четыре арифметических действия (сложение, вычитание, умножение и деление) с многозначными числами в пределах миллиона (в том
числе умножение и деление на однозначное, двузначное число);
решать арифметические текстовые задачи разных видов.
V. Описание материальнотехнического обеспечения образовательного процесса
Классная доска. Настенная доска с магнитами
Мультимедийный проектор. Компьютер. Принтер.
1.Оборудование
Портреты известных математиков (в том числе в цифровой форме), /ПКИнтернет/
Уроки математики с применением информационных технологий. DVD – диск.
Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Математика. DVD – диск.
Демонстрационные таблицы по математике.
Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Математика: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.:
Вентана –Граф, 2012г.
2. Учебный комплект
Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Математика: 4 класс: рабочая тетрадь №1,2 для учащихся общеобразовательных
учреждений. М.: Вентана Граф, 2012г.
Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Математика: 4 класс: дидактические материалы №1,2 для учащихся общеобразовательных
учреждений. М.: Вентана Граф, 2012г.ЭОР
Презентации к урокам, использование сети Интернет (образовательного ресурса (http://schoolcollection.edu.ru/)
Сб. программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана Граф, 2009г.
Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Математика: 4 класс: методика обучения. М.: Вентана –Граф, 2011г.
3. Методическое
обеспечение
Рудницкая В. Н., Юдачёва Т. В. Математика: 4 класс: «Оценка знаний». М.: Вентана Граф, 2010г.
Рудницкая В.Н., Юдачёва Т. В. Математика в начальной школе: устные вычисления: методическое пособие. М.: Вентана
Граф, 2011г.
Рудницкая В.Н., Юдачёва Т. В. Математика в начальной школе: проверочные и контрольные работы. М.: Вентана
Граф, 2010г.
Уроки математики с применением информационных технологий: методическое пособие. – ООО «Планета», 2011г.
4. Интернетисточники
http://www.edu.ru (Российское образование. Федеральный портал)
http://www.intergu.ru (Интернетгосударство учителей)
http://www.proШколу.ru
VI .Содержание учебного предмета, курса
Содержательные линии
Числа и вычисления
Целые неотрицательные числа.
Рабочие программы по классам
1 кл
2 кл
3 кл
4 кл
Примерная
основная
образовательная
программа НОО
350370 ч.
23Арифметические действия с числами.
Величины.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Измерение геометрических величин.
Пространственные отношения
Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин.
Резерв
Итого:
140120 ч.
30 ч.
540
49
24
15
12
6
5
133№
урок
а
14
Наименование
раздела
программы
Десятичная
система
счисления.
59
Чтение и запись
многозначных
чисел.
Тема
Колич.час. Дата по
Факт. Дата
плану
4
5
Десятичная система
счисления. Особенности
построения.
Десятичная система
счисления. Представление
числа в виде суммы
разрядных слагаемых.
Сравнение десятичной
системы с римской системой
записи чисел.
Сравнение десятичной
системы с римской системой
записи чисел.
Самостоятельная работа.
Диагностирующая
административная
контрольная работа.
Работа над ошибками.
Классы и разряды
многозначного числа в
пределах миллиарда.
Способ чтения и запись
многозначного числа.
Запись многозначного
числа.
Чтение и запись
многозначных чисел.
СамостоятельнаяVIII. ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
№ п/п Виды работ
Количество
1
2
3
4
5
Контрольная работа
11
Устный счёт
Практическая работа
Тест
Проверочные работы
5
5
1
4Итого
26