Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
администрации
Детсад
21.01.2017
Цель программы: Осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты, слоговому чтению. Правильная подготовка руки к письму, развитие интереса к написанию каких-либо единиц письма (слогов, слов, букв), точность, видение границ и аккуратность при письме.
Задачи программы:
Образовательные:
Формирование и развитие фонематического слуха;
Развитие произносительных умений;
Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией;
Знакомство со слоговой структурой слова;
Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения;
Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения;
Расширение словарного запаса детей;
Знакомство с графическим изображением буквы;
Учить соотносить звук и букву;
Формирование и развитие звуко - буквенного анализа;
Подготовка руки ребенка к письму;
Упражнение в аналитико-синтетической деятельности;
Формирование элементарных графических умений;
Знакомство с изображением буквы;
Упражнение в печатании букв, слогов (по образцу).
Развивающие:
Развитие слухового восприятия;
Развитие графических навыков;
Развитие мелкой моторики;
Укрепление мелких мышц руки;
Развитие глазомера, четкой координации рук.
Воспитательные:
Воспитание умения работать;
Воспитание самостоятельности при выполнении заданий;
Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим;
Привитие элементарных гигиенических правил письма;
Воспитание усидчивости;
Воспитание способности к самостоятельному выполнению заданий.
Обучение грамоте детей дошкольного возраста.docx
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 общеразвивающего вида» пгт. ТроицкоПечорск
Методическая разработка по теме
«Обучение детей старшего дошкольного возраста элементам грамоты»
Авторы:Савешкина Елена Владимировна
старший воспитатель
Голышева Ирина Ивановна
воспитатель
Пгт. ТроицкоПечорск 2016г.
Содержание
Введение с.3 – 5
1. Обучение грамоте – важная составляющая при подготовке детей к
обучению в школе с.6
2. Особенности Программы по обучению грамоте с.7 – 8
2.1.
2.2.
3.
Цели и задачи Программы по обучению грамоте с.8 – 9
Способы и формы работы с детьми с.10 – 13
Календарно – тематическое планирование
Программное содержание по обучению грамоте для детей старшего
3.1.
дошкольного возраста (5 – 6 лет) с.14 – 18
Программное содержание по обучению грамоте для детей старшего
3.2.
дошкольного возраста (6 – 7 лет) с.18 – 26
4.
Организация работы с родителями по обучению грамоте дошкольников
с.27 – 28
Заключение с.29 – 30
Список использованной литературы с.31
Приложения с.32 – 87
2 Введение
«От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка,
строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты,
но и все последующее усвоение языка – грамматики и связанной
с ней орфографии»
Д.Б. Эльконин
Актуальность. Ни для кого не секрет, что в последнее время большое
внимание уделяется раннему развитию ребенка, в том числе подготовке к
обучению грамоте. Задолго до изучения грамматических правил ребенок
должен овладеть грамотой, то есть хорошо разобраться в звуках и буквах, из
которых состоят слова, и научится точно «фотографировать» устную речь в
условиях полного совпадения написания с произношением, когда «пишется
так, как слышится». К сожалению, даже это удается далеко не всем детям, и у
многих из них уже впервые дни пребывания в школе возникают
специфические трудности письма.
В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой
является особо актуальной. Как отмечается в специальной литературе, в
последнее десятилетие растет число детей с отклонениями в развитии, в том
числе и речевом. В дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются
особые требования, небольшие отклонения не беспокоят родителей и
воспитателей. Но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже
на первых порах обучения чтению и письму такие дети испытывают
значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат плохие
оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная
утомляемость и невроз. Этого можно избежать целенаправленной работой по
подготовке детей к обучению грамоте в детском саду.
3 Вторая причина актуальности этой проблемы одно из требований
школы – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя
звукослоговым и лексико
овладение ребенком звукобуквенным,
синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу. Дети освоить
эти процессы в рамках занятия по развитию речи не могут. Поэтому готовить
ребенка к обучению грамоте необходимо в специально организованной
образовательной деятельности. Кроме этого, подготовка детей к обучению
грамотой носит общеразвивающий характер, способствуют развитию
психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению
работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности ребенка.
Методик обучения грамоте много – Р.Д.Тригер, Г.Ф.Марцинкевич,
Е.В.Колесниковой, А.П.Иваненко, Л.Е.Журовой. В современной методике
обучения грамоте общепризнанным является положение о том, что
практическое ознакомление со звуковой стороной слова – это необходимая
предпосылка для овладения чтением, а в последствии и письмом.
Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина,
А.Р.Лурии, Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, А.Г.Томбовцевой и др.)
подтверждают, что элементарные осознания фонетических особенностей
звучащего слова влияет и на общеречевое развитие дошкольника – на
усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.
Работая по программе «Детство» Т.И. Бабаевой, убедилась, что раздел
по образовательной области «Речевое развитие» по подготовке к обучению
грамоте разработан не достаточно глубоко, ярко и насыщено; не дает детям
необходимых знаний.
По моему мнению, наиболее эффективным методом подготовки к
обучению грамоте детей являются игровые технологии. С их помощью у детей
формируется ориентация в звуковой структуре слова, закрепляются умения
интонационно выделять звук в слове, определять его качественные
4 характеристики, пополняется и активизируется словарь, совершенствуется
звуковая культура речи, развивается связная речь.
Подготовка к обучению грамоте начинается в старшей группе детского
сада, так как у пятилетнего ребёнка особое «чутье» к языку. Он обладает
чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи. В более
старшем возрасте это языковое чутьё несколько ослабевает, ребёнок как бы
«теряет» свои лингвистические способности. Но необходимо было так
организовать образовательную деятельность, чтобы детям было интересно,
ведь ни для кого не секрет, что дети с удовольствием обучаются тому, что им
интересно.
Задумалась над тем, как сделать процесс подготовки к обучению грамоте
желанным и интересным? Как сделать так, чтобы одновременно с обучением
грамоте дети испытывали радость познания, самоутверждения, получили
положительный эмоциональный заряд. Решила, что поможет мне в этом
использование игровых технологий, презентаций, художественного слова.
5 1. Обучение грамоте – важная составляющая при подготовке детей к
обучению в школе
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути
ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в
школу. Насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит
успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и,
в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни. В связи с
этим особое значение приобретает совершенствование всей воспитательно –
образовательной работы в детском саду и улучшение подготовки детей
дошкольного возраста к школе.
Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в
формировании его личности. С переходом к систематическому обучению в
школе завершается дошкольное детство и начинается период школьного
возраста. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка,
устанавливается новая система отношений с окружающими людьми,
выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Если в
дошкольном возрасте ведущей деятельностью являлась игра, то теперь такую
роль в жизни ребенка приобретает учебная деятельность. Для подготовки к
новому образу жизни, к осуществлению новых форм деятельности, к
успешному выполнению школьных обязанностей,
необходимо так
организовать воспитание, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли
определенного уровня физического и психического развития.
6 2. Особенности Программы по обучению грамоте
Настоящая программа включает три направления работы с детьми
дошкольного возраста: развитие звуковой стороны речи, ознакомление со
знаковой системой языка и подготовка руки к письму.
Работа по формированию у детей звуковой стороны речи и ознакомлению
с основами грамоты, прежде всего, связана с развитием познавательных
способностей и воспитанием произвольности поведения.
Развитие умственных способностей детей происходит в процессе
овладения действиями замещения звуков речи. Дети учатся моделировать как
отдельные речевые единицы (слоги, звуки, слова), так и речевой поток в целом
(предложения). При решении познавательных задач они способны
использовать готовые схемы, модели и строить их самостоятельно: делить
слова на слоги, проводить звуковой анализ слов, делить предложения на слова
и составлять их из слов и букв; сравнивать модели слов по звуковому составу,
подбирать слова к заданной модели и т. д.
Развитие познавательных способностей способствует осознанному
отношению детей к различным сторонам речевой действительности (звуковой
и знаковой), ведет к пониманию некоторых закономерностей родного языка,
формированию основ грамотности.
В процессе подготовки руки к письму у детей развиваются как
познавательные, так и творческие способности. Сначала дошкольники
овладевают произвольными движениями кистей и пальцев рук (изображают
различные явления и объекты: дождь, ветер, кораблик, паровозик, зайчик,
7 бабочку и др.); затем – графическими умениями при ознакомлении с
элементами письменной речи. Дети учатся кодировать речь и «прочитывать ее
код», то есть моделировать речь принятыми в культуре русского языка
знаками. Дошкольники конструируют, достраивают с помощью фломастеров
или цветных карандашей отдельные объекты и явления: шалашики, солнышко,
птичек, лодочки и т. п. Подобные занятия способствуют развитию
воображения, фантазии, инициативы и самостоятельности детей.
Ознакомление ребенка с фонемной (звуковой) системой языка имеет
значение не только при обучении его чтению, но и для всего последующего
изучения родного языка.
Содержание программы построено с учетом возрастных особенностей
детей дошкольного возраста и основывается на их избирательной
восприимчивости к разным сторонам языковой действительности.
В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и
опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения, используемые
в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка и не дублируют
школу.
Содержание программы делится на 2 этапа обучения:
1год (5 – 6 лет) развитие звуковой культуры и фонематического слуха
(количество часов 18);
2год (6 – 7 лет) развитие звукобуквенного анализа, интереса и
способностей к чтению (количество часов – 36).
Программа предполагает обучение весёлым и интересным и помогает
детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения.
2.1. Цели и задачи Программы по обучению грамоте
Цель программы Осуществление комплексного подхода к речевому
развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты, слоговому чтению.
Правильная подготовка руки к письму, развитие интереса к написанию каких
8 либо единиц письма (слогов, слов, букв), точность, видение границ и
аккуратность при письме.
Задачи программы:
Образовательные:
Формирование и развитие фонематического слуха;
Развитие произносительных умений;
Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией;
Знакомство со слоговой структурой слова;
Формирование умения правильно строить предложение, использовать
предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией
сложного предложения;
Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы
по картинкам, используя простые предложения;
Расширение словарного запаса детей;
Знакомство с графическим изображением буквы;
Учить соотносить звук и букву;
Формирование и развитие звуко буквенного анализа;
Подготовка руки ребенка к письму;
Упражнение в аналитикосинтетической деятельности;
Формирование элементарных графических умений;
Знакомство с изображением буквы;
Упражнение в печатании букв, слогов (по образцу).
Развивающие:
Развитие слухового восприятия;
Развитие графических навыков;
Развитие мелкой моторики;
Укрепление мелких мышц руки;
Развитие глазомера, четкой координации рук.
9
Воспитательные:
Воспитание умения работать;
Воспитание самостоятельности при выполнении заданий;
Воспитание нравственных качеств,
а именно терпимости,
доброжелательности по отношению к окружающим;
Привитие элементарных гигиенических правил письма;
Воспитание усидчивости;
Воспитание способности к самостоятельному выполнению заданий.
2.2.
Способы и формы работы с детьми
Для реализации поставленных задач создала условия для совместной
деятельности детей со взрослым и самостоятельной детской деятельности. В
группе создан речевой центр. Он представлен играми, как фабричного
производства, так и изготовленными мной. В речевом центре также
представлены всевозможные азбуки, разрезные индивидуальные кассы с
буквами, слоговые таблицы.
Реализуя
принцип
наглядности
в
обучении
детей,
подобрала иллюстрированный материал: предметы, игрушки, картинки,
раздаточный материал (звуковички, кассы букв, карточки по звуковому
анализу слов). Использую его как в непосредственно образовательной
деятельности, так и в совместной деятельности с детьми. Позже, когда дети
усвоили материал, выставляю его для самостоятельной деятельности.
Также в речевой зоне представлены картотеки:
Картотека пальчиковой гимнастики (Приложение 1);
Картотека игр по обучению грамоте (Приложение 2)
Дидактические игры (Приложение 3)
Фонематические упражнения (Приложение 4)
10 Театрализация
Все это позволяет не только подготовить детей к обучению грамоте, но и
способствует развитию их речи.
Помогают мне в работе по подготовке к обучению грамоте и игровые
технологии, которые я изучила в ходе работы по самообразованию. Их я
разделила на несколько групп:
1. Использование в ходе образовательной деятельности игровых и
литературных персонажей. Использую их для усиления взаимосвязи
между этапами образовательной деятельности. Обычно ввожу сказочного
героя, который выполняет разные функции: приносит задания, просит детей о
помощи, помогает детям их выполнить, проверяет правильность выполнения
задания. Дети, включаясь в игру, помогают ему отобрать картинки, в
названиях которых есть соответствующий звук, подсказывают пропущенный
звук в слове или недосказанное слово в предложении, восстанавливают
перепутанные слоги и слова. Это Незнайка, Буратино, Карлсон, Волшебный
язычок и другие. (Приложение 5)
2. Создание игровой ситуации. В процессе непосредственно
образовательной деятельности создаю так называемое «единое игровое поле».
В ходе путешествий дети выполняют разнообразные задания. При этом
нередко сюжетная линия проходит через все этапы образовательной
деятельности. Например, детям пришла посылка или письмо с заданиями,
отправитель которых либо известен сразу, либо имя его выясняется в ходе
выполнения заданий. Использую такую форму организации образовательной
деятельности, как занятияпутешествия, занятияэкскурсии.
Образовательная деятельность такого рода вызывает огромный интерес у
детей, оживление, радость. (Приложение 6)
3. Использование игровых ситуаций и стихотворных текстов. При
знакомстве со звуками, использую соотнесение звуков речи со звуками
11 окружающего мира: У — гудит паровоз, А — плачет Аленка, Р — рычит
собака и т. д. Для формирования звукобуквенной связи, для усвоения
зрительного образа букв использую занимательные стихотворные тексты,
которые помогают соотнести звук или букву с предметами окружающего
мира.
4. Использование дидактических игр и игровых упражнений. Большое
значение в процессе подготовки детей к обучению грамоте уделяю
дидактическим играм. Это связано, прежде всего, с тем, что их основная цель
— обучающая. В ходе дидактической игры учу детей правильно выполнить
предложенное задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж, игрушка
помогают ему в этом. Каждая из предлагаемых детям игр имеет относительно
завершенную структуру и включает основные структурные элементы: игровая
задача, игровые действия, правила и результат игры.
Систематизируя игры, разработала перспективный план по подготовке к
обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Все игры, вошедшие в план, разбила по разделам (Приложение 7):
1 раздел – игры на умение выделять звук на фоне слова.
2 раздел игры на дифференциацию гласных и согласных.
3 раздел –игры на правильную постановку ударения.
4 раздел – игры на выделение ударного слога.
5 раздел слог, как часть слова (для читающих детей).
Игры использую в процессе образовательной деятельности и в режимных
моментах, как одну из форм познавательной активности.
Применение игр позволяет наиболее продуктивно, весело, радостно, без
принуждения организовать обучение детей. Игра помогает мне организовать
деятельность детей, обогащает их новыми сведениями, активизирует
мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь.
12 Игру применяю в различных вариантах, обновляя речевой материал и
включая в неё дидактический материал для формирования основ грамоты
разноуровневого характера, например:
игра «Назови слово»,
способствует закреплению способа
интонационного выделения звука в слове, различению звуков по их
качественному звучанию (назвать слова с определенным звуком, с
определенным местом нахождения и т.д.)
Игры «Какой звук?», «Твердый или мягкий?», «Назови пару», «Назови
братца» и т.д. служат закреплению умений различать гласные и согласные
звуки, называть твердые и мягкие согласные звуки.
Игра «Поймай конец и продолжи» или «Цепочка слов», закрепляет
умение выделять определенные звуки в слове и называть слова с заданным
звуком. В ходе игры дети называют «цепочку» слов, в которой каждое новое
слово начинается с последнего звука предыдущего (ЖуК КусТ ТросТь
ТрактоРРепка и т.д.).
Для улучшения произношения звуков использую игру: «Заблудились в
лесу» (ребенок зовет заблудившегося в лесу животного или куклу, интонируя
ударный гласный звук («Миииша», «кооотик», «ууутка» и т.д.),
В игре «Звукоежка» дети добавляют к буквосочетанию, к слову
связного текста звук (в начало), чтобы получилось слово ( …каф, …тул, …
тол; Наша Таня …ромко плачет, …ронила в речку мячик и т.п.)
Игра «Найди предметы со звуком…» учит слышать отдельные звуки
внутри слова и упражнять в самостоятельном подборе и названии слов с
определенными звуками.
Игра «Построй пирамиду» закрепляет умение детей делить слова на
слоги (дети выставляют сначала карточки со словами из трех слогов, затем из
двух и верхушкой пирамиды являются слова из одного слога).
Организуя работу по подготовке детей к обучению грамоте, всегда
учитываю особенности ребёнка, его интересы, потребности. Игры, которые
13 наработаны, разнообразны, носят обучающий и развивающий характер. Эти
игры помогают открыть детям удивительный мир, связанный со словом и
звуковыми явлениями. Многие игры у детей становятся любимыми и вместе
с родителями они играют дома.
3. Календарно – тематическое планирование
3.1.Программное содержание по обучению грамоте для детей
старшего дошкольного возраста(5 – 6 лет)
Программное содержание:
Закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть
заданные звуки.
Закреплять умение интонационно выделять заданные звуки в словах.
Закреплять умение делить слова на слоги.
Познакомить с буквами как знаками звуков (фонем) по общепринятым
группам на материале алфавита.
Учить различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие
согласные, звонкие и глухие согласные.
Учить определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и
в конце).
14 Продолжить знакомить с графическим изображением слова –
прямоугольником (моделирование).
Познакомить с условным обозначением звуков: гласные красный
квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные –
зелёный квадрат (моделирование).
Учить обозначать на схеме место звука в слове, используя графические
изображения звуков.
Учить писать слова с помощью графических изображений.
Учить соотносить звук и букву.
Способствовать развитию фонематического восприятия.
Познакомить с ударением, ударным слогом, ударными гласными.
Познакомить с термином «предложение».
Учить правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «буква»,
«слово», «предложение».
Учить составлять предложение из двух, трёх, четырёх слов.
Способствовать развитию графических навыков.
Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её
самостоятельно.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Календарнотематическое планирование:
Тема занятия
Методические приемы
№
п/п
Сентябрь
1.
«Звуки и буквы»
Игровое упражнение «Прочитай и допиши правильно»,
игры «Буквы рассыпались», «Буквы потерялись», «Буквы
поменялись местами»
2.
«Слова и слоги»
Чтение пословиц, игровое упражнение «Соедини
правильно», «Кто в каком домике живет?»
15 Октябрь
3.
«Предложение,
графические
Игровое упражнение «Прочитай и допиши правильно»,
составление предложений по картинкам, рисование по
навыки»
образцу в тетради в клетку
4.
«В мире книг»
Чтение и отгадывание загадок, запись словотгадок,
чтение пословиц, рисование Колобка в тетради в клетку
Ноябрь
5.
«Осень»
Чтение загадки, рассказа, пословиц об осени. Рисование
осенних листьев в тетради в клетку.
6.
«Домашние и дикие
животные»
Разгадывание кроссворда, чтение рассказа К.Д.Ушинского
«Кот Васька», рисование кошки в тетради в клетку,
7.
«Сказки»
8.
«Зима»
игровое упражнение «Допиши предложение»
Декабрь
Чтение отрывка из рассказа Ю.Коваля, игровое
упражнение «Напиши правильно», чтение загадок,
рисование Чебурашки в тетради в линейку.
Чтение загадок, рассказов о зиме, составление
предложений по картинкам, рисование снежинок в
тетради в линейку.
Январь
9.
«Новый год»
10. «Транспорт»
Чтение стихотворений, составление рассказов по серии
сюжетных картинок, рисование елочных шаров в тетради в
линейку, игровое упражнение «Напиши правильно»
Игровое упражнение «Напиши правильно», «Соедини
правильно» чтение загадок, рисование вагончиков в
тетради в линейку.
Февраль
16 11. «Природные
явления»
Чтение пословиц, стихотворений о природных явлениях,
игровое упражнение «Соедини правильно». Соотнесение
звука и буквы.
12. «Лес»
Чтение рассказов, загадок о деревьях, игровое упражнение
«Что перепутал художник», рисование желудей, грибов в
13. «8Марта»
14. «Птицы»
15. «Весна»
тетради в линейку.
Март
Чтение стихотворения Т.Шорыгиной, написание
поздравлений женщинам и рисование для них букетов
цветов.
Игровое упражнение «Напиши правильно», чтение
загадок, рассказа К.Д.Ушинского «Дятел», рисование птиц
в тетради в линейку.
Апрель
Чтение загадок, рассказа Н.Сладкова «Весенние радости»,
игровое упражнение «Соедини правильно», рисование
подснежников в тетради в линейку.
16. «Ребусы»,
Разгадывание ребусов и кроссвордов
«Кроссворды»
Май
17. «Лето»
Чтение загадок и рассказа о лете, игровые упражнения
«Раскрась правильно», «Звуки и буквы», чтение пословиц
о лете, рисование ягод в тетради в линейку.
18. «Скоро лето»
Чтение стихотворений и пословиц о лете, игровое
упражнение «Соедини правильно», чтение вопросов и
написание ответов.
Планируемые результаты освоения программы:
17 К концу учебного года ребёнок должен знать:
правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах,
во фразовой речи;
различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, громкие и
тихие; делить слова на слоги; дифференцировать твердые и мягкие
согласные, называть их изолированно;
определять и называть первый звук в слове;
произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые
линии, штриховать несложные предметы;
выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;
составлять 23 предложения по картине;
отвечать на вопросы рассказа с помощью простых предложений;
заучивать небольшие стихотворения;
буквы русского алфавита
3.2. Программное содержание по обучению грамоте для детей
старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)
2 год обучения
Программное содержание:
расширять знания и представления детей об окружающем мире;
учить проводить фонетический разбор слова;
закреплять умение соотносить звук и букву;
учить разгадывать ребусы, кроссворды;
познакомить с тетрадью в линейку, научить способам работы в ней с
целью подготовки руки ребенка к письму;
способствовать развитию логического мышления;
формировать умение понимать прочитанный текст;
развивать интерес и способность к чтению;
18 формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее
самостоятельно;
формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
Календарнотематическое планирование:
Месяц
Тема
Программное содержание
Сентябрь
Звук и буква А
Способствовать развитию
звукобуквенного
анализа и фонематического слуха; познакомить с
гласным звуком А и его условным обозначением
(красный квадрат); учить определять место звука А
в слове; формировать навык самоконтроля и
самооценки.
Способствовать развитию звукобуквенного анализа
и фонематического слуха; познакомить с гласным
звуком О и его условным обозначением (красный
квадрат); учить определять место звука О в слове;
формировать навык самоконтроля и самооценки.
Способствовать развитию звукобуквенного анализа
и фонематического слуха; познакомить с гласным
звуком У и его условным обозначением (красный
квадрат); учить определять место звука У в слове;
Звук и буква О
Звук и буква У.
формировать навык самоконтроля и самооценки.
Звук и буква Ы. Способствовать развитию звукобуквенного анализа
и фонематического слуха; познакомить с гласным
звуком Ы и его условным обозначением (красный
квадрат); дать понятие о том, что звук и буква Ы
могут находиться в середине или в конце слова;
формировать навык самоконтроля и самооценки.
Октябрь
Звук и буква Э.
Способствовать развитию
звукобуквенного
анализа и фонематического слуха; познакомить с
19 гласным звуком Э и его условным обозначением
(красный квадрат); учить определять место звука в
слове и обозначать на схеме, используя условное
обозначение; формировать навык самоконтроля и
самооценки.
Закрепление
пройденного
Закрепить знания о гласных буквах и звуках А, О,
У, Ы, Э; закрепить умение подбирать схемы слов к
материала.
Звук и буква Л
названиям предметов.
Способствовать развитию звукобуквенного
анализа и фонематического слуха; познакомить со
звуком J1 как согласным звуком и его условным
обозначением (синий квадрат); учить определять
место звука в слове и обозначать на схеме,
используя условное обозначение; формировать
навык самоконтроля и самооценки.
Звук и буква
М. Ударение.
Способствовать развитию звукобуквенного анализа
и фонематического слуха; познакомить со звуком М
как согласным звуком и его условным обозначением
(синий квадрат); учить определять место звука в
слове и обозначать на схеме, используя условное
обозначение; познакомить с ударением; учить
выделять ударный слог и ударные гласные;
формировать навык самоконтроля и самооценки.
Ноябрь
Звук и буква Н. Способствовать развитию звукобуквенного анализа
и фонематического слуха; познакомить со звуком Н
как согласным звуком и его условным обозначением
(синий квадрат); учить определять место звука в
слове и обозначать на схеме, используя условное
обозначение; учить проводить фонетический разбор
20 слов; формировать навык самоконтроля и
самооценки.
Звук и буква Р.
Способствовать развитию звукобуквенного анализа
Предложение.
Закрепление
пройденного
материала.
Буква Я.
Буква Ю.
Буква Е.
Составление
предложений.
и фонематического слуха; познакомить со звуком Р
как согласным звуком и его условным обозначением
(синий квадрат); учить определять место звука в
слове и обозначать на схеме, используя условное
обозначение; познакомить с условным обозначением
предложений; формировать навык самоконтроля и
самооценки.
Продолжать учить соотносить звук и букву;
закреплять умение различать гласные и согласные;
закреплять умение определять место звука в слове.
Познакомить с гласной буквой Я и ее условным
обозначением красный квадрат; познакомить с
согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным
обозначением зеленый квадрат; учить записывать
предложение схематически.
Познакомить с гласной буквой Ю и ее условным
обозначением красный квадрат; продолжать учить
дифференцировать гласные, согласные звуки,
твердые и мягкие;
формировать навык
самоконтроля и самооценки.
Познакомить с гласной буквой Е и ее условным
обозначением красный квадрат; учить составлять
предложение из трех слов по картинке и записывать
его условными знаками; формировать навык
самоконтроля и самооценки.
Способствовать развитию звукобуквенного анализа;
познакомить с гласной буквой Ё и ее условным
21
Декабрь Буква Ё
Звук и буква И.
Январь
Закрепление
обозначением красный квадрат; учить понимать
учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Способствовать развитию звукобуквенного анализа
и фонематического восприятия; познакомить с
гласным звуком И и его условным обозначением
красный квадрат; учить проводить фонетический
разбор слов; развивать логическое мышление,
умение соотносить усвоенные знания с текстом
загадки.
Продолжать учить различать твердость и мягкость
пройденного
материала.
согласных; закреплять умение определять ударные
гласные звуки в словах; формировать навык
Звуки Г К, Гь
Кь, буквы Г,
самоконтроля и самооценки.
Способствовать развитию звукобуквенного анализа
и фонематического восприятия; познакомить со
К.
Составление и
звуками Г К как звонкими и глухими согласными;
познакомить со звуками КЬГЬ; продолжать учить
условная
запись
составлять предложение по сюжетной картинке;
формировать навык самоконтроля и самооценки.
предложений.
Звуки Д Дь, T
Ть, буквы Д,
Т.
Способствовать развитию звукобуквенного анализа
и фонематического восприятия; познакомить со
звуками Д Т как звонкими и глухими согласными;
познакомить со звуками ТЬДЬ; закреплять умение
определять место звука в слове и отмечать его
условным обозначением синий, зеленый квадраты;
Звуки В Вь, Ф
Фь, буквы В,
формировать навык самоконтроля и самооценки.
Способствовать развитию звукобуквенного анализа
и фонематического восприятия; познакомить со
Ф.
звуками В Ф как звонкими и глухими согласными;
22 познакомить со звуками ВЬФЬ; продолжать учить
проводить фонетический разбор слов; формировать
навык самоконтроля и самооценки.
Февраль
Звуки 3 Зь, С
Сь, буквы 3, С.
Способствовать развитию звукобуквенного анализа
и фонематического восприятия; познакомить со
звуками 3 С как звонкими и глухими согласными;
познакомить со звуками ЗЬСЬ; учить понимать
поэтические сравнения, лежащие в основе загадки;
формировать навык самоконтроля и самооценки.
Способствовать развитию звукобуквенного анализа
Звуки Б Бь, П
Пь, буквы Б,
П.
и фонематического восприятия; познакомить со
звуками Б П как звонкими и глухими согласными;
познакомить со звуками БЬПЬ; учить понимать
поэтические сравнения, лежащие в основе загадки;
Звуки X Хь,
буква X.
формировать навык самоконтроля и самооценки.
Способствовать развитию звукобуквенного анализа
и фонематического восприятия; познакомить с
буквой X; познакомить со звуками ХХЬ; учить
подбирать к картинке соответствующий текст;
Звуки и буквы
Ж Ш.
формировать навык самоконтроля и самооценки.
Способствовать развитию звукобуквенного анализа
и фонематического восприятия; познакомить со
звуками Ж Ш звонкими и глухими; познакомит с
условным обозначением звуков ЖШ синий
квадрат (как звуками, которые всегда твердые);
продолжать учить соотносить слово с его
графическим изображением; формировать навык
самоконтроля и самооценки.
Способствовать развитию звукобуквенного анализа
23
Март Звуки и буквы
Ч Щ.
и фонематического восприятия; познакомить со
звуками Ч Щ глухими и мягкими согласными;
познакомит с условным обозначением звуков ЧЩ
зеленый квадрат (как звуками, которые всегда
умение
проводить
мягкие);
фонетический разбор слов; формировать навык
закреплять
Звук и буква Ц.
Апрель
Звук и буква И.
Буква Ь.
Буква Ъ.
самоконтроля и самооценки.
Способствовать развитию звукобуквенного анализа
и фонематического слуха; познакомить с согласным
твердым звуком Ц; учить определять место звука в
слове и обозначать на схеме, используя условное
обозначение;
продолжать учить проводить
фонетический разбор слов; формировать навык
самоконтроля и самооценки.
Способствовать развитию звукобуквенного анализа
и фонематического слуха; познакомить с согласным
мягким звуком Й и его условным обозначением
зеленый квадрат; учить определять место звука в
слове и обозначать на схеме, используя условное
обозначение; формировать навык самоконтроля и
самооценки.
Способствовать развитию звукобуквенного анализа
и фонематического слуха; познакомить с буквой Ь и
его смягчающей функцией; продолжать учить
соотносить слово с его графическим изображением;
формировать навык самоконтроля и самооценки.
Способствовать развитию звукобуквенного анализа
и фонематического слуха; познакомить с буквой Ъ;
продолжать учить соотносить слово с его
графическим изображением; формировать навык
24 Май
Закрепление
пройденного
материала.
Закрепление
пройденного
материала.
Алфавит.
Закрепление
пройденного
материала.
Закрепление
пройденного
материала.
Закрепление
пройденного
материала.
самоконтроля и самооценки.
Способствовать развитию звукобуквенного анализа
и фонематического слуха; закреплять умение
проводить фонетический разбор слов; учить
разгадывать
навык
формировать
ребусы;
самоконтроля и самооценки.
Способствовать развитию звукобуквенного анализа
и фонематического слуха; закреплять умение
проводить фонетический разбор слов; формировать
навык самоконтроля и самооценки.
Познакомит с алфавитом; закреплять умение
проводить фонетический разбор слов; формировать
навык самоконтроля и самооценки.
Способствовать развитию звукобуквенного анализа
и фонематического слуха; закреплять умение
проводить фонетический разбор слов; формировать
навык самоконтроля и самооценки.
Способствовать развитию звукобуквенного анализа
и фонематического слуха; закреплять умение
проводить фонетический разбор слов; формировать
навык самоконтроля и самооценки.
Планируемые результаты освоения программы:
К концу учебного года ребёнок должен знать:
буквы русского алфавита;
понимает и использует в речи термины «звук», «буква»;
правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах,
во фразовой речи;
определять место звука в слове: в начале, середине, в конце;
25 различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и
глухие согласные звуки;
делить слова на слоги; определять ударный слог, ударную гласную;
пользоваться графическим обозначением звуков;
записывать слово, предложение условными обозначениями, буквами;
составлять 45 предложений по картине; по серии картинок, из личного
опыта;
читать (по схемам) слова, предложения, небольшие рассказы отвечать
на вопросы по содержанию прочитанного;
уметь понимать и выполнять учебную задачу, а также проявлять такие
качества как усидчивость, терпеливость, умение общаться со
сверстниками, доброжелательность.
26 4.
Организация работы с родителями по обучению грамоте
дошкольников
Успешность подготовки детей к обучению грамоте во многом зависит от
организации работы по взаимодействию с родителями.
Для вовлечения родителей в процесс подготовки к обучению грамоте,
информацию помещаю в уголке для родителей. Информация постоянно
обновляется. Так, в течение года родителям были предложены консультации
на темы: «Игры по подготовке детей к обучению грамоте», «Подготовка
детей к школе» и др. (Приложение 8)
На ознакомление родителей выставляю и практический материал
папки – передвижки с играми, игровыми заданиями, которые родители могут
проводить с ребенком дома. Например, задания:
Предложите ребенку вспомнить названия фруктов, которые
начинаются на звук «а»; названия овощей, начинающиеся на звук «к». За
каждое подобранное слово вручите ребенку фишку. В конце игры похвалите
ребенка, вручите приз.
Предложите ребенку рассмотреть картину, например: «Зимние забавы».
Ребенку нужно найти все предметы, которые начинаются на звук «с».
(снеговик, санки, снег и т. д.)
Предложить ребенку вспомнить названия перелетных птиц, которые
начинаются с гласных звуков; названия птиц, которые начинаются со звука
«в» и другие.
Как результат систематическое применение игровых технологий в
образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по
подготовке к обучению грамоте, тесное взаимодействие с родителями
значительно повышает качество подготовки детей к обучению грамоте,
27 позволяет эффективно решать задачи по обучению грамоте, строить
интересный педагогический процесс, основываясь на ведущем виде
деятельности дошкольника — игре.
Данная система работы позволяет детям старшего дошкольного возраста
успешно овладевать звуковым анализом, выделять особенности слов,
определять его звуковую характеристику, соединять звуки в слова,
моделировать новые, что имеет огромное значение для последующего
систематического обучения родного языка в школе. Кроме того дети
научились сравнивать, быстро находить правильное решение, стали более
самостоятельными, инициативными, у них появился интерес и стремление
узнавать новое.
Для проведения эффективной работы с родителями также использую
следующие формы: размещение информации в группе социальной сети
«Вконтакте», проведение мастеркласса «Подготовка к обучению грамоте» и
родительского собрания по теме «Фонематическое восприятие у детей
дошкольного возраста»
Заключение
28 Подводя итоги всему вышесказанному, хочется отметить следующее:
учить дошкольников грамоте необходимо правильно:
Вопервых, нужно развить зрительное и слуховое внимание, устную речь,
память, мышление, мелкую моторику.
Вовторых, обучение должно проводиться в игровой форме, так как
основной вид деятельности дошкольников – это игра.
Втретьих, при чтении нельзя закреплять у ребенка неправильное
произношение звуков. Если у ребенка нарушено правильное произношение
звуков и он начинает изучать буквы, это приводит к возникновению
нарушений письма и чтения.
Методика обучения грамоте проводится по звуковому аналитико
синтетическому методу, по которому дети овладевают навыками языкового
анализа и синтеза. Чтобы научиться читать, ребенок должен понять, что речь
состоит из слов, а также усвоить звукослоговое строение слов и обозначение
звуков буквами. Связная речь разделяется на предложения, предложения – на
слова, слова – на слоги, слоги – на звуки и наоборот, звуки объединяются в
слоги, слоги – в слова, слова – в предложения.
Используя данную программу по обучению грамоте дошкольников, были
получены следующие результаты:
1)
оптимальный уровень освоения программы по образовательной
области «Речевое развитие»
Оптимальный
Допустимый
Критический
Недопустимый
Уровень освоения
программы
Количество % Количество %
% Количество %
21
77
6
23
4,5
Оптимальный
Количество
Балл
Уровень
Таблица 1
Диаграмма 1
29 2)
Год
2015
2016
оптима
льный
уровень развития компонентов по образовательной области «Речевое
развитие»
Владение
речью как
средством
общения и
культуры
Развитие связной,
грамматически
правильной
диалогической и
монологической
речи
Обогащение
активного
словаря
Таблица 2
Развитие
звуковой и
интонационной
культуры речи,
фонематического
слуха
Формирование
звуковой
аналитико
синтетической
активности как
предпосылки
обучения грамоте
1
4,3
4,5
2
4,1
4,5
3
3,8
4,1
4
3,9
4,1
5
4,1
4,2
Диаграмма 2
Список использованной литературы
1. Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!»/ Санкт Петербург, «Детство
пресс», 2010г.
30 2. Е.В.Колесникова «Весёлая грамматика для детей 57 лет»,
раб.тетрадь /М., Изд.ЮВЕНТА 2008г.
3. Е.В.Колесникова «Предмет, слово, схема»./ М., Изд. ЮВЕНТА, 2009г.
4.
Е.В.Колесникова «Я уже читаю»/
Сборник литературных
произведений./М., Изд.ЮВЕНТА, 2009г.
5. «Изучаем грамоту» Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.,Топоркова И.Т.,
Щербинина С.В./ г. Киров, ОАО «Дом печати ВЯТКА»,2012г. Тетради с
заданиями для развития детей в 2 частях.
6. Программа « От звука к букве. Обучение дошкольников элементам
грамоты» и нагляднометодическое обеспечение, Е.В.Колесникова/ М., Изд.
ЮВЕНТА, 2007г.
Приложение 1
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам
Тема: «ОСЕНЬ».
1) «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная с большого).
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки).
31 Листья березы, листья рябины, (Загибают пальчики, начиная с большого).
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. ( «Шагают» по столу).
2) «Пять веселых капелек».
Пять весёлых капелек по земле стучат, (Дети повторяют движения и слова.)
Пять весёлых капелек земле говорят: (Постукивают по коленям:
Том – том – том – том! пальцами обеих рук, большими пальцами,
Указательными,
Тим – тим – тим – тим! средними, безымянными, мизинцами.
Тик – тик – тик – тик! Повторяют движения на полу, в воздухе.
Тип – тип – тип – тип! Можно постукивающие движенияпальцами
обеих рук по плечам, по ногам, по полу.
Тема: «ОВОЩИ».
1) «У Лариски — две редиски»
У Лариски – две редиски. ( По очереди разгибают пальчики
У Алешки – две картошки.из кулачка, начиная с большого,
У Сережки – сорванца – два зеленых огурца.
А у Вовки – две морковкина одной, а затем на другой руке).
Да еще у Петьки две хвостатых редьки.
2) «На базар ходили мы»
На базар ходили мы, (Соединение пальцев подушечками, начиная
с мизинцев, по одной паре пальцев накаждую стихотворную строчку)
Много груш там и хурмы,При этом ладони не соприкасаются.
Есть лимоны, апельсинымизинцы, безымянные, средние,
указательные, большие
Дыни, сливы, мандарины,
Но купили мы арбуз –пальцы сжимаются в кулак, а большой
32 Это самый вкусный груз!отводится вверх
Тема: « ФРУКТЫ»
«Компот»
Будем мы варить компот, (Левую ладошку держат «ковшиком»,
пальцем правой руки мешают).
Фруктов нужно много вот:
Будем яблоки крошить, (Загибают пальчики по одному,начиная с
большого.
Грушу будим, мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.Опять варят и мешают
Угостим честной народ.
Тема: «ЯГОДЫ»
«Здравствуй, полянка!»
Здравствуй, полянка большая!(Пальцы правой руки по очереди
здороваются с пальцами левой,
Здравствуй, трава – мурава!
Здравствуй, ягодка лесная!
Ты поспела и вкусна.похлопывая друг другакончиками).
Мы корзиночку несём –
Всю тебя мы соберём.
Тема: «ОДЕЖДА».
«Маша варежку надела».
Маша варежку надела: (имитация надевания варежки)
«Ой, куда я пальчик дела? ( Сжать пальцы в кулачок.)
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал». ( Все пальцы разжать, кромебольшого).
33 Маша варежку сняла:
«Поглядите – ка, нашла! (Разогнуть большой палец).
Ищешь, ищешь и найдёшь, (Сжать пальцы в кулачок,
Здравствуй, пальчик, как живёшь?»отделит большой палец).
Тема: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ.
1) «Прилетайте, птички!»
Прилетайте, птички! («зовущие» движения пальцев)
Сала дам синичке. (4раза«режущие» движения однойЛадони по
другой)
Приготовлю крошки ( пальцы щепоткой – «крошим хлеб»)
Хлебушка немножко (тереть подушечки пальцев друг о друга)
Эти крошки – голубям,( вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки – воробьям то же – левой рукой
Галки да вороны, тереть ладонью о ладонь,
Ешьте макароны! «катая из хлеба макароны»
2)«Кормушка»
Сколько птиц к кормушке нашей.(Ритмично сжимают и
Прилетело? Мы расскажем.разжимают кулачки)
Две синицы, воробей, (Загибание пальчиков, начиная сбольшего).
Дятел в пестрых перышках.(Ритмично сжимают и
Всем хватило зернышек. и разжимают кулачки).
Тема: «ФРУКТЫ»
«Апельсин».
Мы делили апельсин; (На каждое слово сжимают
Много нас, а он один. (пальцы рук в кулачок)
Эта долька – для ежа, (Загибание пальчиков, начиная с большего)
Эта долька – для стрижа
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
34 Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура. (Бросательное движение правой рукой)
Он сердит на нас, беда!!! (Сжимают кулаки и прижимают ихк груди)
Разбегайтесь кто куда!!!Бегут пальцами по столу.
Тема: «ЗИМА»
1) «Снежок».
Раз, два, три, четыре,(Загибают пальчики, начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили. («Лепят» меняя положение ладоней)
Круглый крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимаютладони)
И совсемсовсем не сладкий.(Грозят пальчиком).
Раз подбросим.(Смотрят вверх, подбрасываявоображаемый снежок)
Два поймаем.
Три – уроним(Роняют воображаемый снежок).
И сломаем. ( Топают ногой).
2) «Мы во двор пошли гулять».
Раз, два, три, четыре,пять,(Загибают пальчики, начиная с большого).
Мы во двор пришли гулять.( «Идут» по столу указательным и
средним пальчиками).
Бабу снежнуюлепили,(«Лепят» комочек двумя ладонями).
Птичек крошками кормили,(«Крошат хлебушек»)
С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем
правой руки по ладони левой)
А еще в снегу валялись.(Кладут ладошки на стол то
Все в снегу домой пришли. одной, то другой стороной).
Съели суп, и спать легли.(Движения воображаемой ложкой.Руки под
щеку).
Тема: «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»
1) «Утята».
35 Раз, два – шли утята.(Поочерёдно сгибать все пальцы
Три, четыре – за водой.
А за ними плёлся пятый,правой, затем левой руки,
Позади, бежал шестой.
А седьмой от них отстал,начиная с большого.
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал,
А десятый напугал.
Громко, громко запищал:Ритмично сгибать и разгибать
Пи – пи – пи! Не пищи,пальцы обеих рук.
Мы тут рядом, поищи.
Тема: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»
1) «Мама мишек будит рано».
Мама мишек будит рано. (Пальцами обеих рук изобразить мишек)
Не встают они с дивана. (Удивленно пожать плечами)
Эй, Большак, вставай скорей! (Встряхиваем большие пальцы рук)
Ждут друзья уж у дверей! (Указать руками на дверь)
Ну, а ты, лентяй Указка! (Встряхнуть указательные пальцы)
У тебя засохла краска! (Изобразить руками ведро)
Вы должны с Середняком (Встряхнуть средние пальцы,
Побелить амбар и дом.(плавные движения кистями рук, как
кисточкой, снизу – вверх)
Безымянный, мой бедняжка!(Погладить безымянный палец пальцами
другой руки
Знаю, болен был ты тяжко. (Прижать безымянный палец к ладони и
погладить его)
Пожалею я тебя, полежи ещё два дня.
Ты, Мизинчик – малышок, (Встряхнуть мизинцы,
36 Роста у тебя – вершок! показать, какого они роста.
Но зато проказ и драк (Погрозить мизинцу пальцем,
Сосчитать нельзя никак! сосчитать на пальцах его проказы.
и топаем двумя ногами)
Тема: «ПРОФЕССИИ»
1) «Забор».
Вот забор.(Пальцы правой руки прижать друг к другу).
В заборе щели.(Раздвинуть пальцы).
Пальцы в них пролезть хотели.(Просунуть большой палецлевой руки
между большим и указательнымпальцами правой.
Сунул голову Большак. (Крепко зажать большой палец).
Дальше не пройти никак!
Вслед за ним застрял Указка.(Указат.палец левой руки между
Указат. и средним пальцами правой),
Середняк хотел – напрасно!(средний палец левой руки между
средним и безымянным пальцами правой),
Безымянный – безуспешно!
Хоть один прошёл? Конечно!(мизинец несколько раз согнуть –
Щуплый, маленький мизинчик(разогнуть, потом помахать им).
Помощь братьям оказал:( Каждый палец по очереди
Из щелей их всех достал. освободить из плена.)
Тема: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
1) «Встреча».
Повстречались два котёнка:(На каждую строчку соединять
поочерёдно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца).
Мяумяу!
Два щенка: авав!
Два жеребёнка: игого!
37 Два тигрёнка: ррр!
Два быка: муу!
Посмотри, какие рога! Показать «рога», вытянув указательные пальцы и
мизинцы.
2)«Про кошку».
Подставляй ладошку,(Вытягивают вперед руку ладошкой вверх).
Расскажу про кошку. (Гладят ладонь другой рукой).
Будем пальчики считать?(Шевелят пальчиками).
Будем пальчики считать!(Сжимают пальцы в кулак разжимают их).
Раз – два – три – четыре — пять!(Поочередно загибают пальчики на руке).
Вот — кулак,(Сжимают пальцы в кулак).
А вот – ладошка.(разжимают их).
На ладошку села кошка!(Ставят на ладонь пальцы,
И крадется потихоньку,(Пальцы второй руки.
«Пробегают» пальчиками по руке до плеча).
И крадется потихоньку…(Прячут кисть другой руки в
Видно мышка там живет! подмышечную впадину).
Тема: «МОЯ РОДИНА»
1) «Здравствуй».
Здравствуй, Солнце золотое!(Пальцами правой руки по очереди
«здороваться» с пальцами левой руки,
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок! похлопывая друг другакончиками.
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю (Согнуть пальцы в кулачок),
Всех я вас приветствую!(затем по очереди разгибать их, начиная с
большого
пальца).
Тема: «ЗИМА»
38 1) «Наши ручки замерзают».
Наши ручки замерзают.(Кулачки крепко прижать друг к
другу).
Поиграем – ка немножко(Разжать кулачки, хлопать в
ладоши).
Да похлопаем в ладошки.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Пальчики, чтоб их согреть,(Прижать ладони друг к другу,
тереть ладонь о ладонь).
Сильно надо растереть.
Пальчики мы согреваем,(Греем руки круговыми движениями,
Их сжимаем – разжимаем! сжимаем и разжимаем кулачки).
2)«На льду»
Чтоб на льду не растянуться, (Ладони перед собой, пальцы сжаты).
Лёг Андрюшка на живот. (Положить ладони на стол).
Ведь не может поскользнуться (Ладони тихо скользят – ползут по
Кто не ходит, а ползёт. столу, то сжимаясь, то разжимаясь).
39 1) «Буквенный светофор»
Приложение 2
Картотека игр по обучению грамоте
Цель: упражнять дошкольников в подборе слов на заданную букву;
развивать память, мышление, ловкость и быстроту реакций.
Ход игры. Выбирается водящий («светофор»), он становится в центре
площадки и называет любую букву.
Остальные дети называют слова на заданную водящим букву (слова не
должны повторяться). Те дети, которые не нашли слов, пытаются
перебежать на другую сторону, а «светофор» ловит их. Пойманный
последним становится на место водящего.
2)
«Магазин»
Цель: упражнять детей в подборе слов на заданный звук; развивать
память, мышление, воображение, выразительность имитационных движений.
Ход игры. Дети становятся в круг, взявшись за руки. В его центре
водящий («покупатель»), он задаёт букву, на которую дети придумывают
слова. Дети ведут хоровод со словами:
Дзыньдзыньдзынь,
40 Открываем магазин.
Заходите, заходите,
Покупайте, что хотите.
Покупатель говорит, например: «Хочу купить предметы на букву Р».
Дети говорят слова на заданный звук и изображают эти предметы с
помощью мимики и жестов.
3)«Словадрузья»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов
на заданный звук; развивать мыслительные операции.
Материал: картинки по паре на определённые звуки (лук — лось, рыба —
рубашка, кот — коза, жук — журавль, сок — собака и т.д.).
Ход игры. Дети берут на столе картинки, схожие по первому звуку.
После чего воспитатель говорит, чтобы они нашли себе друга — того, у кого
название картинки совпадает по начальному звуку.
4)«Имена»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов
на заданный звук; развивать мыслительные операции.
Материал: мяч.
Ход игры. Воспитатель, бросая мяч детям, предлагает им называть своё
имя и на первый звук имени также назвать любимый предмет. Например,
воспитатель говорит: «Меня зовут Ирина Петровна, я люблю ириски».
5)
«Какое слово хотел написать художник?»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении
из них новых слов; развивать мыслительные операции.
Материал: карточки с картинками, первый звук которых составляет
букву нового слова.
Ход игры. Воспитатель говорит, что приходил художник и написал слово,
но оно необычное, т.к. состоит из картинок. Нам с вами это слово надо
41 прочитать, для этого мы будем определять в каждой картинке первый звук,
запишем буквы на доску, а потом прочтём.
6) «Как зовут детей?»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении
из них новых слов; развивать мыслительные операции.
Материал: портреты или куклы мальчика и девочки. Карточки, в которых
зашифрованы имена при помощи картинок так, что первый звук картинки
составляет букву нового слова.
Ход игры. Воспитатель говорит, что к нам на занятие пришли дети, и
показывает кукол или портреты. Мы с вами не знаем, как их зовут. А чтобы
это узнать, необходимо определить первый звук в каждой картинке.
7) «Телевизор»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении
из них новых слов; развивать мыслительные операции анализа и сравнения.
Материал: макет телевизора, в который вставляются различные
изображения (размером формата А5 с надписями, например, МАК). Внизу
под телевизором кармашки, куда вставляются карточки с картинками;
картинки, первый звук которых соответствует буквам в изображении
телевизора и др.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям посмотреть телевизор и
прочесть слово (например, МАК). После этого дети подходят к столу, берут
перевёрнутые картинки и самостоятельно определяют первый звук в слове.
Затем воспитатель предлагает вставить картинки, у которых первый звук
соответствует букве в изображении на телевизоре.
8) «Помоги художнику, собери слова из картинок»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении
из них новых слов; развивать мыслительные операции.
42 Материал: карточки со словами, где под каждой буквой кармашек, куда
вставляются картинки, первый звук которых соответствует букве слова и др.
Ход игры. Воспитатель говорит, что приходил художник и не смог
прочесть ни одного слова, т.к. они состоят из букв, а он умеет читать только
по картинкам. Помогите художнику, возьмите по одной картинке и поставьте
её под той буквой, с которой начинается слово.
9) «Мамина сумка»
Цель: упражнять детей в назывании слов на заданный звук; развивать
мыслительные операции, память.
Ход игры. Воспитатель говорит, что мама пришла из магазина и принесла
продукты, в названии которых есть звуки [м] и [м"] или какиелибо другие.
Дети называют слова: масло, молоко, морковь, помидоры, сметана и др. В
качестве подсказки можно использовать картинки.
10)
«Сестрички»
Цель: упражнять детей в назывании слов на заданную букву,
самостоятельно составлять рассказ; развивать мыслительные операции,
память.
Материал: буквы или карточки с буквами, которые показывает
воспитатель в процессе чтения рассказа.
Ход игры. Воспитатель читает рассказ: «Жилибыли две сестрички. Их
звали так: имя одной на А (показывает карточку с буквой А), второй — на И.
Как их могли звать? Дети придумывают (Аня, Арина, Алина, Алёна, Ира,
Инна, Инесса и др.). Пошли они в лес за ягодами на Ч и 3 (черникой и
земляникой) и за грибами на Б и П (боровиками, бабками; подосиновиками,
польскими грибами.) Принесли маме, она сварила из грибов С (суп), а из ягод
К и В (компот и варенье)».
Воспитатель предлагает детям самим придумать рассказзадание с
буквами для своих друзей.
43 11)
«Кольца Луллия»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов
на заданную букву; развивать мыслительные операции.
Материал: кольца Луллия, состоящие из двух кругов, скреплённых
посредине так, что они могут вращаться. На внутреннем (малом) круге
наклеены четыре разные буквы; на внешнем (большом) круге — картинки,
первый звук которых соответствует букве в малом круге (по 2—3 шт.)
Ход игры. Ребёнок берёт кольца Луллия и должен соотнести букву на
малом круге с картинками, расположенными на внешнем круге.
12)
«Четвёртый лишний»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; учить
исключать из ряда схожих по определённому признаку предметов лишний;
развивать мыслительные операции, память, внимание.
Материал: ряд картинок по 4 шт. в каждом, где только в трёх картинках
первый звук слова совпадает. (Например, ЛЕВ, АИСТ, ЛИСТ, ЛЕЙКА).
Ход игры. Воспитатель предлагает детям посмотреть на ряд картинок,
где в трёх картинках первый звук совпадает, а в четвёртой нет. Детям
необходимо определить лишнюю картинку.
13)
«Доскажи словечко»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; развивать
мыслительные операции.
Материал: стихи, в которых не договаривается одно слово.
Ход игры. Воспитатель читает стихи, где не договаривает слово, дети его
отгадывают и выделяют первый звук в слове.
Михаил играл в футбол
И забил в ворота… (гол).
У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из… (лейки).
44
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.