Программа по окружающему миру 4 класс
Оценка 4.8

Программа по окружающему миру 4 класс

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
окружающий мир
4 кл
21.02.2017
Программа по окружающему миру 4 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих идей: 1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) Идея уважения к миру. При изучении «Окружающего мира» младший школьник: • устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизнью; • осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры; • подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни; Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.
Программа по кружающему миру 4 кл.docx
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Калачеевская гимназия №1 «Согласовано» Руководитель МО ____Маренкова В.И._____ Протокол № 1 от «26» 08 2014 «Согласовано» Заместитель директора гимназии по УВР __Лещенко Л.А.________ «__28_»_________08___2014г. «Утверждено» Директор гимназии ___Мартыненко В.Т._______ Приказ № ОД-10 2 от «01»09.2014г. Рабочая программа по окружающему миру 4 класс учителя начальных классов Первая квалификационная категория Пономаревой Натальи Владимировны Рассмотр ено на заседании Пе дагогического совета гимназии Протокол №__1_____от «__29»_08_2014г 2014­2015 уч.год ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по окружающему миру   4 класс  на 2014­2015 учебный год ( 2 часа в неделю. 68 часов ) № Тема урока 1 2 3 4 5 6 7   глазами Мир астронома. Планеты Солнечной системы. Звездное   небо   ­ великая   книга природы. Мир   географа. Мир историка. Когда и где? Мир   эколога. глазами глазами   глазами Колич ество  часов           1        1         1         1         1         1         1   Универсальные учебные действия Совместно   с   учителем обнаруживать и     формулировать учебную Определять проблему.  степень успешности выполнения   своей   работы   и работы   всех,   исходя   из имеющихся критериев. 3.Познавательные УУД  Преобразовывать информацию из одной формы в   другую:   представлять информацию   в   виде   текста, таблицы, схемы. Добывать   новые   знания: извлекать информацию, представленную   в   разных формах   (текст,   таблица, схема, иллюстрация и др.). 4.Коммуникативные УУД Доносить   свою   позицию   до других:   высказывать   свою                                           (планируемые результаты обучения) Формируемые умения/личностные качества Предметные умения Дата По плану        Фактичес ки Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года; способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта; что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в  истории; особенности исторической карты; некоторые современные экологические проблемы; природные зоны России; особенности   природысвоего   края:   формы   земной   поверхности,   полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества; исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время; важнейшие события и великих людей отечественной истории; государственную символику и государственные праздники современной России; что 03.09.14 05.09 10.09 12.09 17.09 19.09 24.09 8 9   Сокровищница Земли под охраной человека. Проверим   себя   и оценим. Равнины и горы         1         1   точку   зрения   и   пытаться   её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться  принимать другую точку  зрения, быть готовым  изменить свою точку зрения 10 11 12   озера   и Моря, реки России. Природные   зоны России Зона   арктических пустынь.       1       1        1 .Регулятивные УУД Работая   по   плану,   сверять свои действия с целью и, при необходимости,   исправлять ошибки с помощью учителя. 3.Познавательные УУД Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно­научного текста. 4.Коммуникативные УУД Совместно   договариваться   о такое Конституция; основные права ребенка. Уметь: распознавать   природные   объекты   с   помощью   атласа­определителя;   различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга,  пресного   водоема, сельскохозяйственных животных своего края;   основные   сельскохозяйственные   растения,   а   также проводить наблюдения природных тел и явлений; в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей   с   точки   зрения   ее   экологической   допустимости;   определять   возможные причины   отрицательных   изменений   в   природе;   предлагать   простейшие   прогнозы возможных   последствий   воздействия   человека   на   природу;   определять необходимые   меры   охраны   природы,   варианты   личного   участия   в   сохранении Уметь: ­ понимать учебные задачи раздела и данного урока и стараться их выполнить; ­ находить на физической карте России изучаемые географические объекты; ­ различать холмистые, плоские равнины и плоскогорья; ­ характеризовать формы рельефа России; ­  извлекать  из дополнительной литературы и Интернета сведения об изучаемых географических объектах, готовить сообщения; ­ выполнять на персональном компьютере задания из электронного приложения к учебнику; ­ работать с терминологическим словариком; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей. 26.09 01.10 03.10 08.10 10.10 13 Тундра       1 14 Леса России     1 15 Лес и человек       1         общения правилах и поведения   в   школе   и следовать им. Учиться выполнять  Регулятивные УУД Совместно   с   учителем   обнаруживать и формулировать учебную проблему. 3.Познавательные УУД Перерабатывать   полученную информацию:   делать   выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно­научного текста. 4.Коммуникативные УУД Доносить свою позицию до  других: высказывать свою  точку зрения и пытаться её  обосновать, приводя  аргументы Регулятивные УУД Совместно   с   учителем   обнаруживать и формулировать учебную проблему. 3.Познавательные УУД Перерабатывать   полученную информацию:   делать   выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно­научного текста. 4.Коммуникативные УУД Доносить свою позицию до  других: высказывать свою  точку зрения и пытаться её  обосновать, приводя  аргументы ­уметь:  понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­ находить на карте природных зон зону арктических пустынь; ­ работать со схемой освещенности поверхности Земли солнечными лучами; ­ устанавливать взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и ее освещенностью солнечными лучами;   15.10 Уметь:  понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­ находить на карте природных зон зону тундры; ­ работать со схемой освещенности поверхности Земли солнечными лучами; ­ выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры с освещенностью ее поверхности солнечными лучами; ­    характеризовать  природные   особенности   зоны   тундры,   её   флору   и   фауну, занятия местного населения; ­ выявлять экологические связи в зоне тундры;  извлекать  из   дополнительной   литературы   (книги   «Зелёные   страницы», ­ энциклопедий)   и   Интернета   информацию   о   растениях   и   животных   тундры, готовить сообщения; ­ характеризовать зону тундры по плану; ­ моделировать природные особенности тундры; ­  рассказывать  о   влиянии   освоения   природных   богатств   в   зоне   тундры   и возникших   вследствие   этого   экологических   проблемах,   о   природоохранных мероприятиях и заповедниках; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  ­уметь: 17.10 22.10 понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­  находить  на карте природных зон зону тайги, смешанных и широколиственных лесов; ­  устанавливать   взаимосвязь  особенностей   лесных   зон   с   освещенностью, количеством осадков и строением почвы; ­  опознавать  с   помощью   гербария   и   атласа­определителя   «От   земли   до   неба» растения зоны лесов; ­ по тексту учебника и иллюстрации характеризовать животный мир зоны лесов, выявлять экологические связи; ­ моделировать цепи питания в зоне тайги; ­ сопоставлять природу тундры и лесных зон; ­  извлекать  из   Интернета   информацию   о   растениях   и   животных   лесной   зоны, готовить сообщения; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  Уметь: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­  находить  на карте природных зон зону тайги, смешанных и широколиственных лесов; ­  устанавливать   взаимосвязь  особенностей   лесных   зон   с   освещенностью, количеством осадков и строением почвы; ­  опознавать  с   помощью   гербария   и   атласа­определителя   «От   земли   до   неба» растения зоны лесов; ­ по тексту учебника и иллюстрации характеризовать животный мир зоны лесов, выявлять экологические связи; ­ моделировать цепи питания в зоне тайги; ­ сопоставлять природу тундры и лесных зон; ­  извлекать  из   Интернета   информацию   о   растениях   и   животных   лесной   зоны, готовить сообщения; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  24.10 16 Зона степей        1 Регулятивные: 1. Самостоятельно   формулировать задание:  определять его цель,  планировать алгоритм его  выполнения, корректировать  работу по ходу его  выполнения, самостоятельно  оценивать. 2. Использовать  при  выполнения задания  различные средства:  справочную литературу,  ИКТ, инструменты и  приборы.  3. Определять  самостоятельно критерии  оценивания, давать  самооценку Познавательные:.  Ориентироваться в учебнике:  определять умения, которые  будут сформированы на  основе изучения данного  раздела; определять круг  своего незнания; планировать  свою работу по изучению  незнакомого материала.   2. Самостоятельно  предполагать, какая   дополнительная информация буде нужна для изучения  незнакомого материала; отбирать необходимые   источники информации среди предложенных учителем  словарей, энциклопедий,  справочников, электронные  диски. , 17 Пустыни        1 Регулятивные: 1. Самостоятельно   формулировать задание:  определять его цель,  планировать алгоритм его  выполнения, корректировать  работу по ходу его  выполнения, самостоятельно  оценивать. 2. Использовать  при  выполнения задания  различные средства:  справочную литературу,  ИКТ, инструменты и  приборы.  3. Определять  самостоятельно критерии  оценивания, давать  самооценку Познавательные:.  Ориентироваться в учебнике:  определять умения, которые  будут сформированы на  основе изучения данного  раздела; определять круг  своего незнания; планировать  свою работу по изучению  незнакомого материала.   2. Самостоятельно  предполагать, какая   дополнительная информация  буде нужна для изучения  незнакомого материала; отбирать необходимые   29.10 Уметь:  понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­ находить на карте природных зон зону степей; ­  устанавливать   взаимосвязь  особенностей   степной   зоны   с   освещенностью, количеством осадков и характером почвы; ­  опознавать  с помощью гербария, иллюстраций учебника и атласа­определителя «От земли до неба» растения зоны степей; ­ характеризовать животный мир зоны степей,  выявлять экологические связи; ­ сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры; ­ извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных степей, готовить сообщения; ­ совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные заповедники, обсуждать экологические проекты ученых в этих заповедниках; ­ характеризовать зону степей по плану; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей. источники информации среди предложенных учителем  словарей, энциклопедий,  справочников, электронные  диски. 3. Сопоставлять  и отбирать  информацию, полученную из   различных источников  (словари, энциклопедии, Коммуникативные 1.Участвовать в диалоге;  слушать и понимать других,  высказывать свою точку  зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в  устной и письменной речи с  учетом своих учебных и  жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя  тексты учебников, других  художественных и научно­ популярных книг, понимать  прочитанное.  4. Выполнять различные роли  в группе, сотрудничать в  совместном решении  проблемы (задачи). договариваться с людьми  иных позиций. 7. Понимать точку зрения  другого  8. Участвовать в работе  группы, распределять роли,  договариваться друг с  другом. Предвидеть   последствия коллективных  решений. 18 Пустыни.      1 Регулятивные: 1. Самостоятельно   формулировать задание:  определять его цель,  Уметь: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­ находить на карте природных зон зону полупустынь; ­ устанавливать взаимосвязь освещенности, количества осадков и состава почв с образованием полупустынь и пустынь;   31.10 ­  опознавать  с помощью гербария, иллюстраций учебника и атласа­определителя «От земли до неба» растения зоны степей; ­ характеризовать животный мир зоны степей,  выявлять экологические связи; ­ сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры; ­ извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных степей, готовить сообщения; ­ совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные заповедники, обсуждать экологические проекты ученых в этих заповедниках; ­ характеризовать зону степей по плану; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей.  планировать алгоритм его  выполнения, корректировать  работу по ходу его  выполнения, самостоятельно  оценивать. 2. Использовать  при  выполнения задания  различные средства:  справочную литературу,  ИКТ, инструменты и  приборы.  3. Определять  самостоятельно критерии  оценивания, давать  самооценку Познавательные:.  Ориентироваться в учебнике:  определять умения, которые  будут сформированы на  основе изучения данного  раздела; определять круг  своего незнания; планировать  свою работу по изучению  незнакомого материала.   2. Самостоятельно  предполагать, какая   дополнительная информация  буде нужна для изучения  незнакомого материала; отбирать необходимые   источники информации среди предложенных учителем  словарей, энциклопедий,  справочников, электронные  диски. 3. Сопоставлять  и отбирать  информацию, полученную из   различных источников  (словари, энциклопедии, Коммуникативные 1.Участвовать в диалоге;  слушать и понимать других,  высказывать свою точку  зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в  устной и письменной речи с учетом своих учебных и  жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя  тексты учебников, других  художественных и научно­ популярных книг, понимать  прочитанное.  4. Выполнять различные роли  в группе, сотрудничать в  совместном решении  проблемы (задачи). 5. Отстаивать свою точку  зрения, соблюдая правила  речевого этикета;  аргументировать свою точку  зрения с помощью фактов и  дополнительных сведений.   6. Критично относиться к  своему мнению. Уметь  взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с  людьми иных позиций. 7. Понимать точку зрения  другого  8. Участвовать в работе  группы, распределять роли,  договариваться друг с  другом. Предвидеть   последствия коллективных  решений. 19 У Черного моря.      1 Регулятивные: 1. Самостоятельно   формулировать задание:  определять его цель,  планировать алгоритм его  выполнения, корректировать  работу по ходу его  выполнения, самостоятельно  оценивать. 2. Использовать  при  выполнения задания  различные средства:  справочную литературу,  12.11 Уметь:  понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­ находить на карте природных зон зону субтропиков; ­  устанавливать взаимосвязь  субтропической флоры и фауны с освещенностью, количеством осадков и плодородием почвы; ­ по гербарию, иллюстрациям учебника и атласу­определителю «От земли до неба» опознавать растения субтропиков; ­  знакомиться  с   животным   миром   зоны   Черноморского   побережья   Кавказа   и морскими животными,  устанавливать экологические связи; ­ моделировать цепи питания; ­ анализировать экологические проблемы зоны; ­  совершать  виртуальные   экскурсии   на   курорты   Черноморского   побережья Кавказа, в сочинский Дендрарий и Национальный парк «Сочинский» с помощью Интернета; ­ обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне»; ­ работать с терминологическим словариком; ­ характеризовать зону субтропиков по плану; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  ИКТ, инструменты и  приборы.  3. Определять  самостоятельно критерии  оценивания, давать  самооценку Познавательные:.  Ориентироваться в учебнике:  определять умения, которые  будут сформированы на  основе изучения данного  раздела; определять круг  своего незнания; планировать  свою работу по изучению  незнакомого материала.   2. Самостоятельно  предполагать, какая   дополнительная информация  буде нужна для изучения  незнакомого материала; отбирать необходимые   источники информации среди предложенных учителем  словарей, энциклопедий,  справочников, электронные  диски. 3. Сопоставлять  и отбирать  информацию, полученную из   различных источников  (словари, энциклопедии, Коммуникативные 1.Участвовать в диалоге;  слушать и понимать других,  высказывать свою точку  зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в  устной и письменной речи с  учетом своих учебных и  жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя  тексты учебников, других  художественных и научно­ популярных книг, понимать  прочитанное.  4. Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в  совместном решении  проблемы (задачи). 5. Отстаивать свою точку  зрения, соблюдая правила  речевого этикета;  аргументировать свою точку  зрения с помощью фактов и  дополнительных сведений.   6. Критично относиться к  своему мнению. Уметь  взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с  людьми иных позиций. 7. Понимать точку зрения  другого  8. Участвовать в работе  группы, распределять роли,  договариваться друг с  другом. Предвидеть   последствия коллективных  решений. 20 21 22 Наш край. Поверхность нашего края. Водные   богатства нашего края.      1      1      1 23 Наши   подземные богатства. Земля кормилица. 25 Жизнь леса 24 –        1      1      1 Регулятивные УУД проблему Формулировать учебную   совместно с учителем. Планировать   учебную деятельность на уроке. 3.Познавательные УУД Делать предварительный отбор источников информации решения   задачи. Добывать знания: необходимую информацию   как   в учебнике,   так   и   в предложенных учителем   словарях   и энциклопедиях. новые находить для   учебной     ­уметь: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­  сопоставлять  карту   своего   региона   с   политико­административной   картой   России   с целью выяснения местоположения региона; ­  находить  свой   регион   и   его   главный   город   на   физической   карте   России   и   карте природных зон; ­  характеризовать  рельеф   поверхности   своего   края   в   соответствии   с   цветовым обозначением на физической карте; ­ определять, в какой природной зоне находится регион по карте природных зон; ­ находить на карте региона крупные города, а также свой город (село); ­ обобщать полученную информацию, готовить сообщение; ­ оценивать свои достижения на уроке.  Уметь:  понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­ находить на карте природных значки тех полезных ископаемых, которыми он обладает; ­ работая в группах определять название полезного ископаемого, образец которого выдан учителем; ­  работая   в   группах,  извлекать  из   учебника   сведения   о   выданном   образце   полезного  готовить ископаемого, сообщения и представлять их классу; ­ выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе; ­  извлекать  из   краеведческой   литературы   сведения   о   предприятиях   региона   по  составлять  его   описание   по   данному   в   учебнике   плану, 14.11 19.11 21.11 26.11 28.11 03.12 26 Жизнь луга.        1 переработке полезных ископаемых; ­  обсуждать  материалы рассказа «И камень достоин уважения» из книги «Великан на поляне»; ­  интервьюировать  взрослых   членов   семьи   о   том,   используются   ли   в   домашнем хозяйстве какие­либо полезные ископаемые или продукты их переработки; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей.  Уметь: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­  определять  с   помощью   атласа­определителя   «От   земли   до   неба»   растения   луга   из гербария; ­ определять животных луга на иллюстрации учебника; ­ выявлять экологические связи на лугу; ­ рассказывать по своим наблюдениям о растениях, животных и грибах на лугах своего региона; ­ моделировать цепи питания на лугу; ­ сравнивать природные особенности леса и луга; ­ характеризовать луговое сообщество по данному в учебнике плану; ­  приводить   примеры  правильного   и   неправильного   поведения   человека   на   лугу, выявлять  нарушения   экологического   равновесия   по   вине   человека,  предлагать  пути решения экологических проблем; ­ обсуждать материалы рассказа «Горит трава» из книги «Великан на поляне»; ­ составлять памятку «Как вести себя на лугу»;  ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  05.12 4.Коммуникативные УУД Слушать других,  пытаться принимать  другую точку зрения,  быть готовым изменить свою точку зрения.  Регулятивные: 1. Самостоятельно   формулировать  задание: определять  его цель, планировать  алгоритм его  выполнения,  корректировать работу  по ходу его  выполнения,  самостоятельно  оценивать. 2. Использовать  при  выполнения задания  различные средства:  справочную  литературу, ИКТ,  инструменты и  приборы.  3. Определять  самостоятельно  критерии оценивания,  давать самооценку Познавательные:.  Ориентироваться в  учебнике: определять  умения, которые будут  сформированы на  основе изучения  данного раздела;  определять круг своего незнания; планировать  свою работу по изучению незнакомого  материала.   2. Самостоятельно  предполагать, какая   дополнительная  информация буде  нужна для изучения  незнакомого  материала; отбирать необходимые  источники информации среди предложенных  учителем словарей,  энциклопедий,  справочников,  электронные диски. 3. Сопоставлять  и  отбирать информацию,  полученную из   различных источников  (словари,  энциклопедии, Коммуникативные 1.Участвовать в  диалоге; слушать и  понимать других,  высказывать свою  точку зрения на  события, поступки. 2.Оформлять свои  мысли в устной и  письменной речи с  учетом своих учебных  и жизненных речевых  ситуаций.  3.Читать вслух и про  себя тексты учебников, других  художественных и  научно­популярных  книг, понимать  прочитанное.  4. Выполнять  различные роли в группе, сотрудничать в  совместном решении  проблемы (задачи). 5. Отстаивать свою  точку зрения, соблюдая правила речевого  этикета;  аргументировать свою  точку зрения с  помощью фактов и  дополнительных  сведений.   6. Критично  относиться к своему  мнению. Уметь  взглянуть на ситуацию  с иной позиции и  договариваться с  людьми иных позиций. 7. Понимать точку  зрения другого  8. Участвовать в работе группы, распределять  роли, договариваться  друг с другом.  Предвидеть   последствия  коллективных решений. 27 Жизнь   в   пресных водах.       1 10.12 Уметь: ­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­  опознавать  с помощью атласа­определителя «От земли до неба» растения пресного водоема; ­ опознавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; ­ выявлять экологические связи в пресном водоеме; ­ рассказывать об обитателях пресных вод своего региона; ­ моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона; ­  характеризовать  пресноводное   сообщество   своего   региона   по   данному   в   учебнике плану; ­ обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде; ­  извлекать  из   книг   «Зелёные   страницы»,   «Великан   на   поляне»   информацию   об обитателях пресноводных водоемов и обсуждать её; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке. Уметь:­наблюдать объекты и явления природы;  ­определять природные объекты с помощью атласа­определителя;   ­фиксировать результаты наблюдений;  ­сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах. Уметь:­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­ определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры из гербария; ­ различать зерна зерновых культур; ­ выявлять взаимосвязь развития растениеводства в регионе с природными условиями; ­  собирать  информацию   в   ходе   экскурсий   в   поле,   в   теплицы,  готовить   доклады  о развитии этих отраслей в регионе и презентовать их в классе; ­  извлекать  информацию   о   растениеводстве   в   своем   регионе   из   краеведческой литературы; ­ характеризовать развитие отраслей растениеводства в своем регионе; ­ выполнять задания из электронного приложения к учебнику; ­ работать с терминологическим словариком; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  Уметь:­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­  выявлять  взаимосвязь   развития   отраслей   животноводства   в   регионе   с   природными условиями; ­  извлекать  из краеведческой литературы, СМИ и Интернета информацию о развитии животноводства в своем регионе, готовить доклады и презентовать их в классе; ­ характеризовать развитие отраслей животноводства в своем регионе; ­ рассказывать о работе животноводов на материале экскурсий; ­ выполнять задания из электронного приложения к учебнику; ­ работать с терминологическим словариком; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  12.12 17.12 19.12 28 29   в Экскурсии природные сообщества  Родного края Растениеводство в нашем крае. 30 Животноводство в нашем крае.       1       1 Регулятивные:        1 1. Самостоятельно   формулировать  задание: определять  его цель, планировать  алгоритм его  выполнения,  корректировать работу  по ходу его  выполнения,  самостоятельно  оценивать. 2. Использовать  при  выполнения задания  различные средства:  справочную  литературу, ИКТ,  инструменты и  приборы.  3. Определять  самостоятельно  критерии оценивания,  давать самооценку Познавательные:.  Ориентироваться в  учебнике: определять  умения, которые будут  сформированы на  основе изучения  данного раздела;  определять круг своего незнания; планировать  свою работу по  изучению незнакомого  материала.   2. Самостоятельно  предполагать, какая   дополнительная  информация буде  нужна для изучения  незнакомого  материала; отбирать необходимые  источники информации среди предложенных  учителем словарей,  энциклопедий, справочников,  электронные диски. 3. Сопоставлять  и  отбирать информацию,  полученную из   различных источников  (словари,  энциклопедии, Коммуникативные 1.Участвовать в  диалоге; слушать и  понимать других,  высказывать свою  точку зрения на  события, поступки. 2.Оформлять свои  мысли в устной и  31 32 Презентация проектов   выбору)       1 (по Обобщающий урок.       1 ­ уметь:выбирать тему проекта; ­ намечать план работы; ­ отбирать информацию в избранных для проекта книгах; ­ готовить оформление доклада (слайды); ­ готовить доклад; ­ презентовать доклад в классе; ­ оценивать свои достижения и достижения своих товарищей. ­уметь: выполнять тесты с выбором ответов; ­ объективно оценивать свои достижения по шкале баллов. 24.12 26.12 ­уметь: выбирать тему проекта; ­ намечать план работы; ­ отбирать информацию в избранных для проекта книгах; ­ готовить оформление доклада (слайды); ­ готовить доклад; ­ презентовать доклад в классе; ­ оценивать свои достижения и достижения своих товарищей. ­уметь: выполнять тесты с выбором ответов; ­ объективно оценивать свои достижения по шкале баллов. Уметь:­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­  сопоставлять  длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность средневековья; ­ находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье; ­  описывать  по   фотографиям   средневековые   достопримечательности   современных городов; ­ сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья; ­ развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья; ­ сопоставлять мировые религии, выявлять их общность и различия: место и время их возникновения, особенности храмов; ­ понимать важность изобретения книгопечатания для человечества; ­ выполнять задания из электронного приложения к учебнику; ­  работать с терминологическим словариком; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  31.12 14.01 16.01 21.01 23.01 33 34 35 36 37 Презентация проектов   выбору)       1 (по Обобщающий урок. Начало   истории человечества. Мир   древности: далекий и близкий. Средние века: время   рыцарей   и замков.           1        1        1         1     Регулятивные УУД Работая по предложенному   плану, использовать необходимые   средства (учебник,   простейшие приборы и инструменты).  Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять   ошибки   с помощью учителя. 3.Познавательные УУД Отбирать необходимые для   решения   учебной источники задачи информации среди предложенных учителем   энциклопедий, справочников. Добывать   знания: информацию, представленную   в разных   формах   (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). 4.Коммуникативные УУД Доносить свою позицию   до   других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи   с   учётом   своих новые извлекать словарей, Уметь:­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­ определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и Средневековья; ­ сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время; ­ прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий; ­ обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени; ­  выявлять  по   фотографиям   различия   в   архитектуре   городов   Древнего   мира, Средневековья и Нового времени; ­ обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества; ­ характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени; ­  развивать  воображение,   реконструируя   историю   технических   изобретений   в   Новое время; ­ выполнять задания электронного приложения к учебнику; ­ работать с терминологическим словариком; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  ­уметь: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­ находить на «ленте времени» начало Новейшего времени; ­ характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки; ­ характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира; ­ рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX­XXI веков; ­ выполнять задания из электронного приложения к учебнику; ­ работать с терминологическим словариком; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  ­ уметь: составлять группу по интересам, распределять обязанности; ­ подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; ­ составлять план и текст доклада; ­ подбирать и изготавливать иллюстративный материал (слайды); ­ презентовать проект; ­ оценивать свои достижения и достижения товарищей.  28.01 30.01 04.02 38   Новое время: встреча   Европы   и Америки.       1 учебных   и   жизненных речевых ситуаций. 39 40 Презентация проектов   выбору).         1 (по         1 Регулятивные: Новейшее   время: история продолжается сегодня. 1. Самостоятельно   формулировать  задание: определять  его цель, планировать  алгоритм его  выполнения,  корректировать работу  по ходу его  выполнения,  самостоятельно  оценивать. 2. Использовать  при  выполнения задания  различные средства:  справочную  литературу, ИКТ,  инструменты и  приборы.  3. Определять  самостоятельно  критерии оценивания,  давать самооценку Познавательные:.  Ориентироваться в  учебнике: определять  умения, которые будут сформированы на  основе изучения  данного раздела;  определять круг своего незнания; планировать  свою работу по  изучению незнакомого  материала.   2. Самостоятельно  предполагать, какая   дополнительная  информация буде  нужна для изучения  незнакомого  материала; отбирать необходимые  источники информации среди предложенных  учителем словарей,  Регулятивные УУД Совместно   с   учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.            1          1 Уметь:­ понимать учебную задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; ­ анализировать карту расселения племен древних славян; ­  выявлять  взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени; ­ характеризовать верования древних славян; ­ моделировать древнеславянское жилище; ­ составлять план рассказа на материале учебника; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  06.02 11.02 41 Жизнь   древних 42 славян. Во   Древней Руси. времена 43 Страна городов.         1 3.Познавательные УУД Перерабатывать полученную информацию:   делать выводы   на   основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию   из   одной формы   в   другую:   простой составлять         1 44 книжной   Из сокровищницы Древней Руси. 45 Трудные   времена на Русской земле.         1 Регулятивные: 1. Самостоятельно   формулировать  задание: определять  его цель, планировать  алгоритм его  выполнения,  корректировать работу  по ходу его  выполнения,  самостоятельно  13.02 18.02 20.02 Уметь:­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­ в ходе самостоятельной работы (в группах) анализировать карты Древнего Киева и  Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовить  сообщения, презентовать их на уроке; ­ сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней  Руси; ­ обсуждать важность находок археологами берестяных грамот; ­ развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев; ­ обсуждать, почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде; ­ характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического  источника; ­ работать с терминологическим словариком; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  Уметь:­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­ обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в  Древней Руси; ­ характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки; ­ выявлять роль летописей для изучения истории России; ­ характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского  искусства; ­ сопоставлять оформление  древнерусских книг с современными; ­ обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры; ­ работать с терминологическим словариком; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  Уметь:­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­ прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь; ­ обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия; ­  описывать  по   иллюстрациям   учебника   вооружение   древнерусских   и   монгольских воинов; ­ рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника; ­  находить  на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками; ­   по   иллюстрациям   в   учебнике  сравнивать  вооружение   русских   воинов   и   немецких рыцарей; ­ высказывать своё отношение к личности Александра Невского; ­ работать с терминологическим словариком; ­ заполнять «Героическую летопись России» (вкладка в рабочей тетради); ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  Уметь:­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­ приводить факты возрождения северо­восточных земель Руси; ­ рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты; ­ прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы; ­ обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления; ­ выполнять задания из электронного приложения к учебнику; ­ работать с терминологическим словариком; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  Уметь:­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­ прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск; ­ составлять план рассказа о Куликовской битве; ­ рассказывать о Куликовской битве по составленному плану; ­ моделировать ход Куликовской битвы; ­ отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы; ­  обсуждать,  почему   была   так   важна   для   Дмитрия   Донского   поддержка   Сергия Радонежского; ­ рассказывать о поединках богатырей; ­ заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»; ­ осознавать роль Куликовской битвы в истории России; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  04.03 06.03 46 Русь   расправляет крылья.        1 47 Куликовская битва.       1 оценивать. 2. Использовать  при  выполнения задания  различные средства:  справочную  литературу, ИКТ,  инструменты и  приборы.  3. Определять  самостоятельно  критерии оценивания,  давать самооценку Познавательные:.  Ориентироваться в  учебнике: определять  умения, которые будут  сформированы на  основе изучения  данного раздела;  определять круг своего незнания; планировать  свою работу по  изучению незнакомого  материала.   2. Самостоятельно  предполагать, какая   дополнительная  информация буде  нужна для изучения  незнакомого  материала; отбирать необходимые  источники информации среди предложенных  учителем словарей,  энциклопедий,  справочников,  электронные диски. 3. Сопоставлять  и  отбирать информацию,  полученную из   различных источников  (словари,  энциклопедии, группы, распределять  роли, договариваться Уметь:­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­ рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды; ­ описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы; ­ обсуждать значение освобождения от монгольского ига; ­ выполнять задания из электронного приложения к учебнику; ­ заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»; ­ отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство; ­ работать с терминологическим словариком; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  уметь­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­ обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России; ­ на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывать о  первопечатнике Иване Федорове и издании первых русских учебников; ­ сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям; ­ работать с терминологическим словариком; ­ развивать воображение, «обучая грамоте» учеников XVII века; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  11.03 13.03 48 Иван Третий.        1 49 Мастера печатных дел.       1 друг с другом.  Предвидеть   последствия  коллективных решений. Регулятивные: 1. Самостоятельно   формулировать  задание: определять  его цель, планировать  алгоритм его  выполнения,  корректировать работу  по ходу его  выполнения,  самостоятельно  оценивать. 2. Использовать  при  выполнения задания  различные средства:  справочную  литературу, ИКТ,  инструменты и  приборы.  3. Определять  самостоятельно  критерии оценивания,  давать самооценку Познавательные:.  Ориентироваться в  учебнике: определять  умения, которые будут  сформированы на  основе изучения  данного раздела;  определять круг своего незнания; планировать  свою работу по  изучению незнакомого  материала.   2. Самостоятельно  предполагать, какая   дополнительная  информация буде  нужна для изучения 50 Патриоты России.       1 51 Пётр Великий.        1 18.03 20.03 Уметь:­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­ обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от  польской интервенции; ­ отмечать на «ленте времени» год освобождение Москвы; ­ заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»; ­ выполнять задания из электронного приложения к учебнику; ­ работать с терминологическим словариком; ­ рассказывать об этом событии от имени участника ополчения; ­ осознавать роль борьбы за независимость в начале XVI века в истории России; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  Уметь:­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­ рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника; ­ извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой  нет в учебнике; ­ описывать достопримечательности Санкт­Петербурга; ­ обсуждать, заслуженно ли Петр I получил прозвание «Великий»; ­ отмечать на «ленте времени» год основания Санкт­Петербурга, год, когда Россия стала  империей; ­ прослеживать по карте приобретения Петра I; ­ высказывать свое отношение к личности Петра Великого; ­ работать с терминологическим словариком; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  незнакомого  материала; Регулятивные: 1. Самостоятельно   формулировать  задание: определять  его цель, планировать  алгоритм его  выполнения,  корректировать работу  по ходу его  выполнения,  самостоятельно  оценивать. 2. Использовать  при  выполнения задания  различные средства:  справочную  литературу, ИКТ,  инструменты и  приборы.  3. Определять  самостоятельно  критерии оценивания,  давать самооценку Познавательные:.  Ориентироваться в  учебнике: определять  умения, которые будут  сформированы на  основе изучения  данного раздела;  определять круг своего незнания; планировать  свою работу по  изучению незнакомого  материала.   2. Самостоятельно  предполагать, какая   дополнительная  информация буде  нужна для изучения  незнакомого  материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных  учителем словарей,  энциклопедий,  справочников,  электронные диски. 3. Сопоставлять  и  отбирать информацию,  полученную из   различных источников  (словари,  энциклопедии, Коммуникативные Регулятивные: 1. Самостоятельно   формулировать  задание: определять  его цель, планировать  алгоритм его  выполнения,  корректировать работу  по ходу его  выполнения,  самостоятельно  оценивать. 2. Использовать  при  выполнения задания  различные средства:  справочную  52 Михаил Васильевич Ломоносов.       1 53 Екатерина Великая.        1 Уметь:­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­ составлять план рассказа о М.В.Ломоносове; ­ составлять план сценария о жизни М.В.Ломоносова; ­ прослеживать по карте путь М.В.Ломоносова из Холмогор в Москву; ­ обсуждать, каковы были заслуги М.В.Ломоносова в развитии науки и культуры; ­ отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета; ­ извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им. М.В.Ломоносова; ­ высказывать свое отношение к личности М.В. Ломоносова; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  Уметь:­ обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая получила прозвание «Великой»; ­ описывать достопримечательности Петербурга; ­ сравнивать положение разных слоев российского общества; ­ рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е.И. Пугачева; ­ прослеживать по карте рост территории государства; ­ рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове; 01.04 03.04 54 Отечественная война 1812 года.        1 55 Страницы истории XIX века.        1 56 Россия вступает в ХХ век.       1 57 Страницы истории 1920­1930 годов.       1 литературу, ИКТ,  инструменты и  приборы.  3. Определять  самостоятельно  критерии оценивания,  давать самооценку Познавательные:.  Ориентироваться в  учебнике: определять  умения, которые будут  сформированы на  основе изучения  данного раздела;  определять круг своего незнания; планировать  свою работу по  изучению незнакомого  материала.   2. Самостоятельно  предполагать, какая   дополнительная  информация буде  Регулятивные: 1. Самостоятельно   ­ извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве, других городах России в XVIII веке; ­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­ выполнять задания из электронного приложения к учебнику; ­ работать с терминологическим словариком; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  уметь­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­ на основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском  сражении; ­ отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года; ­ заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»; ­ обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной; ­ обсуждать, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной  площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому; ­ извлекать из Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года,  готовить доклады, презентовать их в классе; ­ работать с терминологическим словариком; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  Уметь:­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­ в ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, выполнять задания из  рабочей тетради и электронного приложения к учебнику, готовить сообщения и  презентовать их на уроке; ­ работать с историческими картами; ­ находить на карте Трассибирскую магистраль; ­ сопоставлять исторические источники; ­ извлекать из дополнительной краеведческой литературы сведения о технических  новшествах, появившихся в XIX веке в регионе; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  Уметь:­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­  отмечать  на   «ленте   времени»   начало   Первой   мировой   войны,   февральской   и октябрьской революции; ­ составлять план рассказа о событиях начала ХХ века и рассказывать о них по плану; ­  интервьюировать  взрослых   членов   семьи   о   том,   какую   роль   сыграли   революция   и Гражданская война в судьбе семьи; ­  развивать  воображение, составляя интервью  от лица журналиста  начала  ХХ века у ученого, каким он видит ХХ век; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  Уметь:­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­ знакомиться по карте СССР с административно­территориальным строением страны; ­ сравнивать герб России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и в электронном 08.04 10.04 15.04 17.04 58 Великая   война   и великая Победа.       1 59 Страна, открывшая путь в космос.        1 пособии, знакомиться с символикой герба СССР; ­ сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации; ­ в ходе экскурсии по городу выяснять, какие названия возникли при Советской власти и какие реалии они отражают; ­  знакомиться  по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро (для москвичей – в ходе экскурсии); ­ прослушивать в записях (Интернет) песни 30­х годов; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  Уметь:­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­ составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану; ­ обсуждать, в чем значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира; ­ встречаться с ветеранами войны,  интервьюировать их; ­  прослушивать  в   записи   песню   «Вставай,   страна   огромная»   и   другие   песни   времен войны; ­  делиться  впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы; ­ выяснять в краеведческом музее, какой вклад внес город (село) в Победу; ­  собирать материал  о мероприятиях празднования 65­летия Победы в родном городе (селе), в регионе; ­ интервьюировать старших членов семьи об участии их в войне, как они встретили День Победы в 1945 году; ­ готовить праздник ко Дню Победы; ­ работать с терминологическим словариком; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  22.04 формулировать  задание: определять  его цель, планировать  алгоритм его  выполнения,  корректировать работу  по ходу его  выполнения,  самостоятельно  оценивать. 2. Использовать  при  выполнения задания  различные средства:  справочную  литературу, ИКТ,  инструменты и  приборы.  3. Определять  самостоятельно  критерии оценивания,  давать самооценку Познавательные:.  Ориентироваться в  учебнике: определять  умения, которые будут  сформированы на  основе изучения  данного раздела;  определять круг своего незнания; планировать  свою работу по  изучению незнакомого  материала.   24.04 Уметь:­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­ извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса (для учащихся Москвы – из экскурсии в музей космонавтики); ­ интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года; ­ прослушивать в записи песни, посвященные полету Юрия Гагарина; ­ знакомиться с репродукциями картин космонавта А.Леонова на космическую тему; ­  интервьюировать  старших членов своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи,  отбирать  в семейном архиве необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе; ­ работать с электронным пособием; ­ работать с терминологическим словариком; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  Уметь:­ составлять группу по интересам, распределять обязанности; ­ подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; ­ составлять план и текст доклада; ­ подбирать и изготавливать иллюстративный материал (слайды); ­ презентовать проект; ­ оценивать свои достижения и достижения товарищей.  Уметь:­  находить  на политико­административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения; ­ анализировать закрепленные в Конвенции права ребенка; ­ обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей ­уметь: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­ выполнять задания из электронного приложения к учебнику; ­  готовить  проекты   «Декларации   прав»   (членов   семьи,   учащихся   класса,   учителей   и учащихся), обсуждать их в классе; ­ работать с терминологическим словариком; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  Уметь:­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­ различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь; ­ различать прерогативы Президента, Федерального Собрания и Правительства; ­  следить  за   государственными   делами   по   программам   новостей   ТВ   и   печатным средствам массовой информации; ­ моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам); ­ работать с терминологическим словариком; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  ­ уметь: составлять группу по интересам, распределять обязанности; ­ подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; ­ составлять план и текст доклада; ­ подбирать и изготавливать иллюстративный материал (слайды); ­ презентовать проект; ­ оценивать свои достижения и достижения товарищей.  29.04 06.05 08.05 13.05 15.05 20.05 22.05 27.05 60 61 62 63 64 65 66 67 Презентация проектов   выбору)        1 (по Основной   закон России   и   права человека.  Мы   –   граждане России.       1       1   разные Славные   символы России. Такие праздники. Путешествие   по России. Презентация проектов   выбору) (по Обобщающий урок по историко­ обществоведчески м темам.       1       1       1 1 1 Регулятивные: 1. Самостоятельно   формулировать  задание: определять  его цель, планировать  алгоритм его  выполнения,  корректировать работу  по ходу его  выполнения,  самостоятельно  оценивать. 2. Использовать  при  выполнения задания  различные средства:  справочную 68 Повторение        1 литературу, ИКТ,  инструменты и  приборы.  3. Определять  самостоятельно  29.05

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс

Программа по окружающему миру 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2017