Программа по ОРКСЭ модуля ОМРК 4 класс
Оценка 4.9

Программа по ОРКСЭ модуля ОМРК 4 класс

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
религиоведение
4 кл
12.03.2017
Программа по ОРКСЭ модуля ОМРК 4 класс
Данная Программа составлена на основе примерной Программы ОРКСЭ автора А. Я Данилюка после прохождения курсов по данному направлению и получению новейших методических рекомендаций. В преподавании модуля ОМРК используется учебник А. В. Беглова и тетрадь на печатной основе Мацыяка Е. В.. Программа содержит все необходимые разделы.Программа по ОРКСЭ для 4 класса модуль Основы мировых религиозных культур
Программа Основы мировых религий.docx
Отдел по образованию администрации города Заринска Алтайского края Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15с углублённым изучением отдельных предметов г.Заринска Алтайского края РАССМОТРЕНА методическим объединением учителей начальных классов ____________ Н.В. Сергеева Протокол № _____________ от «____» ___________ 2016 г. СОГЛАСОВАНА Заместитель директора  __________ /Е.П. Самчук/ «_____» _________2016г. УТВЕРЖДЕНА Директор МБОУ СОШ №15 с углублённым изучением  отдельных предметов _________/П.И. Макашенец/ Приказ № _____________ от «____» _________ 2016г. Рабочая программа  по курсу «Основы мировых религиозных культур» образовательной области «Основы религиозных культур и светской этики» начального общего образования в 4 б классе базового уровня Сроки реализации программы: 2016– 2017учебный год Составитель:  Кандаурова Елена Владимировна, учитель высшей квалификационной категории  Заринск I. Пояснительная записка к рабочей программе модуля «Основы мировых религиозных  культур» 2016 Рабочая программа составлена на основе: 1. 2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 г. № 84­р Основы духовно­нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4­5 классы. /А.Я. Данилюк – М.: Просвещение, 2012.  3. Приказ     Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   от 31.01.2012г.   №69  «О   внесении   изменений   в   федеральный   компонент   государственных образовательных   стандартов   начального   общего,   основного   общего   и среднего   (полного) общего   образования,   утвержденный   приказом   Министерства   образования   Российской Федерации от 5 марта 2004 г.       № 1089»; 4. Приказ     Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   от 01.02.2012 г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные   планы   для   образовательных   учреждений   Российской   Федерации,  реализующих программы   общего   образования,   утвержденные   приказом  Министерства   образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г.      № 1312»  ФГОС НОО(п. 12.4). Концепции   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности   гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г.  Программы   начального   общего   образования   по   «Основам   мировых   религиозных культур» для 4­5 классов; учебно­методического комплекта «Основы мировых религиозных культур» для 4­5 классов А. Л. Беглова, Е. В. Саплиной. Учебного плана МБОУ СОШ №15 на 2016 ­2017 учебный год. 5. 6. 7. 8. Нормативными правовыми основами разработки и введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются:  Конституция Российской Федерации;  Закон «Об образовании» (ст.14 «содержание образования должно обеспечивать формирование духовно­нравственной личности»);  Поручение Президента Российской Федерации от 02 августа 2009 года (Пр­2009 ВП­П44­ 4632);  Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 года (ВП­П44­4632);  Письмо Министерства образования и науки РФ № МД­942/03 от 18 июля 2011 года;  Письмо ФГО учреждений дополнительного профессионального образования АПК и ППРО от 24 августа 2011 года № 424;  ФГОС начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 N 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373");   Протокол   заседания   Межведомственного   координационного   совета   по   реализации   плана мероприятий,   утвержденного   распоряжением   Правительства   Российской   Федерации   от   29 октября 2009 года № 1578­р, (протокол заседания от 19.09.2011 г № МД­30/03 пр. №7).  Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 октября 2011 года № МД­1427/03;  Концепция духовно­нравственного развития и воспитания личности. Во   все   времена   актуальна   проблема   передачи   духовно­нравственных   ценностей   от одного поколения к другому. Дискуссии о необходимости введения предмета, в том или ином виде   приобщающего   обучающихся   к   тысячелетним   духовно   –   нравственным   ценностям народов нашей страны, велись и в профессиональном педагогическом сообществе, и среди широкой   общественности   не   один   год.   Соответствующие   курсы   вводились   во   многих субъектах   Федерации   в   рамках   регионального   и   национального   компонентов.   Вполне естественным было стремление разработчиков курсов обращаться не только к философским категориям   этики,   но   также   и   к   духовному   опыту   традиционных   религий   народов   нашей страны с учетом региональной специфики. В   этой   связи   вполне   обоснованным   стало   экспериментальное   введение соответствующего предмета на федеральном уровне. Эксперимент по апробации модульного курса   «Основы   религиозных   культур   и   светской   этики»,   проводившийся   в   20   субъектах Федерации   в   2010/11   учебном   году,   признан   успешным,   и   с   1   сентября   2012   г.   приказом Министерства   образования   и   науки   соответствующая   предметная   область   вводится   в федеральный   Базисный   учебный   план   и   примерные   учебные   планы   образовательных учреждений Российской Федерации. В 2009 г. Министерством образования и науки РФ был утвержден новый Федеральный   государственный стандарт начального общего образования. Он, среди прочего, направлен на  обеспечение: • духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества; • сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа   Российской   Федерации,   овладения   духовными   ценностями   и   культурой многонационального народа России. Изучение   основ   духовно­нравственной   культуры   народов   России   предполагает дальнейшее   развитие   учащихся;   воспитание   патриотизма,   любви   и   уважения   к   Отечеству, чувства   гордости   за   свою   Родину,   прошлое   и   настоящее   многонационального   народа; формирование   готовности   к   нравственному   самосовершенствованию,   духовному саморазвитию;   ознакомление   с   основными   нормами   светской   и   религиозной   морали, понимание   их   значения   в   выстраивании   конструктивных   отношений   в   семье   и   обществе; понимание   значения   нравственности,   веры   и   религии   в   жизни   человека   и   общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли   в   культуре,   истории   и   современности   России;   об   исторической   роли   традиционных религий   в   становлении   российской   государственности;   становление   внутренней   установки личности   поступать   согласно   своей   совести;   воспитание   нравственности,   основанной   на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни. II. Цели и задачи изучаемого  модуля Изучение данного курса преследует триединую цель: 1)   создание   условий   для   удовлетворения   этнокультурных   образовательных потребностей народов, граждан полиэтничной России;  2)   содействие   средствами   образования   политике   российского   государства, направленной на консолидацию многонационального народа России в единую политическую нацию;  3) создание необходимых условий, обеспечивающих формирование   этнокультурной и общероссийской гражданской самоидентификации обучающихся. Успешное освоение программы должно позволить   эффективно   решать   следующие задачи:  способствовать формированию у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному   поведению,   основанному   на   знании   и   уважении   культурных   и   религиозных традиций многонационального народа России.   создавать условия для   формирования   российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной культурно ­ религиозной традиции; содержательно   раскрыть     культурно­религиозной традиции в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков;   понятие   российской     создавать   условия     для   воспитания   высоконравственного,   творческого, ответственного   гражданина   России,   укорененного   в   духовных   и   культурных   традициях многонационального народа России; способствовать   развитию   способностей   у   младших   школьников   к   общению   в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Место курса в учебном плане Примерная основная образовательная программа начального общего образования отводит на изучение предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе 34 часа. В соответствии с календарным учебным графиком на 2016­2017 учебный год (35 учебных недель) количество часов на изучение предмета в 4 б классе сокращено на 2 часа. Выполнение программы обеспечивается за счет сокращения часов повторения, использования резервных часов.  III . ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить: понимание   значения   нравственности,   морально   ответственного   поведения   в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур; знакомство   с   ценностями:   Отечество,   нравственность,   долг,   милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;  укрепление   средствами   образования   преемственности   поколений   на   основе сохранения  и развития культурных и духовных ценностей. Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно   быть   направлено   на   достижение   следующих   личностных,   метапредметных   и предметных результатов освоения содержания. Требования к личностным результатам:  формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости        за свою Родину; формирование образа мира как единого и целостного при  разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; развитие   самостоятельности   и   личной   ответственности   за   свои   поступки   на  основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения; воспитание   доброжелательности   и   эмоционально­нравственной   отзывчивости, понимания  и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; развитие   навыков   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   в  различных социальных   ситуациях,   умений   не   создавать   конфликтов   и   находить   выходы   из   спорных ситуаций;  наличие   мотивации   к   труду,   работе   на   результат,   бережному   отношению   к материальным и духовным ценностям. Требования к метапредметным результатам:  овладение   способностью   принимать   и   сохранять   цели   и   задачи   учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; формирование   умений   планировать,   контролировать   и   оценивать   учебные действия   в   соответствии   с   поставленной   задачей   и   условиями   её   реализации;   определять наиболее   эффективные   способы   достижения   результата;   вносить   соответствующие коррективы   в   их   выполнение   на   основе   оценки   и   с   учётом   характера   ошибок;   понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; адекватное   использование   речевых   средств   и   средств   информационно­ коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;  умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения  текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;  овладение   логическими   действиями   анализа,   синтеза,   сравнения,   обобщения классификации,   установление   аналогий   и   причинно­следственных   связей,   построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность   слушать   собеседника,   вести   диалог,   признавать   возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение   общей   цели   и   путей   её   достижения,   умение   договориться   о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.  осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.        Требования к предметным результатам:  знание,   понимание   и   принятие   обучающимися   ценностей:   Отечество, нравственность,   долг,   милосердие,   миролюбие,   как   основы   культурных   традиций многонационального народа России; знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе; формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России; Содержание тем курса с определением основных видов деятельности  Раздел №  п/п Виды деятельности Кол­ во  часов 1. 2. 3. Россия – наша Родина 1 Основы мировых  религиозных культур 28 В процессе работы над разделами младшим  школьникам будут предоставлены возможности  для реализации следующих видов  деятельности: Любовь и уважение к  Отечеству 4 ИТОГО 33 ­практическая деятельность;  ­художественно­творческая деятельность; ­восприятие произведений искусства; ­наблюдение и эстетическое переживание  окружающей реальности; ­учебное сотрудничество; ­индивидуальная учебная деятельность; ­игровая деятельность; ­исследовательская деятельность; ­ проектная деятельность ­моделирование; ­оценивание своих достижений; ­анализирование информации; ­извлечения  из различных источников  необходимых сведений Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на  изучение каждой темы е и н а ч е м и р П № Название тем и разделов I. Россия – наша Родина. 1. Россия – наша Родина II. Основы мировых религиозных культур Культура и религия. Культура и религия. Возникновение религий. Возникновение религий. Религии мира и их  основатели. Священные книги религий мира. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира.  Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.  Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения.  Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре.  Искусство в религиозной культуре. Экскурсия. Творческие работы учащихся.  Творческие работы учащихся. История религий в России. История религий в России. Экскурсия. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.  Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Экскурсия. Паломничества и святыни.  Праздники и календари.  Праздники и календари. Экскурсия. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 в о с а ч   о г е с В 1 1 28 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 мира.  Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Экскурсия. 25 26 Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь  27 28 Семья. Долг, свобода, ответственность, труд.  III. Любовь и уважение к Отечеству.  1 2 Любовь и уважение к Отечеству Презентация  творческих проектов. Итого 1 1 1 1 4 1 3 33 Описание материально­технического и учебно­методического  обеспечения Рабочей программы Источники, используемые  при составлении программы 1. Основы духовно­нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4­5 классы./ Данилюк А.Я. – М. .: Просвещение, 2010. 2.Основы духовно­нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской   этики.   Основы   мировых   религиозных   культур.   4­5   классы:   учебник   для общеобразовательных учреждений/ А.Л. Беглов.­ М.: Просвещение, 2012. 3.Основы духовно­нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской   этики.   Книга   для   учителя.   4­5   классы:   справочные   материалы   для общеобразовательных учреждений /под редакцией В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. /.­ М.: Просвещение, 2010. 4 Электронное приложение к учебному пособию А.Л. Беглова. Основы религиозных культур и светской   этики.   Основы   мировых   религиозных   культур.   4­5.  Учебник   «Основы   духовно­ нравственной культуры народов России. Основы мировых религий », 4 класс  Беглов А.Л., Саплина Е.В., «Русское слово», 2012 5.   Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального   общего образования /М­во образования и науки Рос. Федерации. – 2­е изд. –М.: Просвещение, 2011. – 31 с. – (Стандарты второго поколения). 6. Методические материалы и разъяснения по отдельным вопросам введения федерального государственного   образовательного   стандарта   общего   образования     (протокол   заседания Координационного совета № 3 от 19 апреля  2011 г.). 7.Разработка   и   утверждение   основных   общеобразовательных   программ   образовательного учреждения   [Text]:   инструктивно­методические   рекомендации   /   Н.Г.   Калашникова,   И.Н. Стукалова, С.Н. Кучер. – Барнаул.: изд­во АКИПКРО, 2011. – 39с. 8.Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов http://school­collection.edu.ru/ 9.Информационно­методическое учебников«НАЧАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ШКОЛА». Общество с ограниченной ответственностью «Русское слово –учебник». http   ://РУССКОЕ­СЛОВО.РФ письмо:     Система   Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе 1. ФГОС НОО (п. 12.4). 2. Концепция   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности   гражданина России. [А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков] – М. Просвещение, 2010 г.  3. Рабочая тетрадь «Основы мировых религий», 4 класс. Мацыяка Е. В. / Под ред.  Обернихиной Г. А. М., «Просвещение», 2016. 4. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской   этики.   Книга   для   учителя.   4­5   классы.   Справочные   материалы   для общеобразовательных учреждений. Под редакцией В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. М.: Просвещение, 2012 5. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. А.Я.Данилюк.­ М.: Просвещение, 2012.  6. Электронное   приложение   к   учебному   пособию   (графики,   таблицы,   фотографии, картины,   ауди   ­   и   видеоматериалы,   оригинальные   документы,   произведения художественной литературы). ОАО «Издательство «Просвещение», 2014. 7. Азбука для несовершеннолетних / сост. А. Алексеева, А. Стреляный. М., 1985. 8. Азбука нравственного воспитания / под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. М., 1975. 9. Аникин В.П. Живая вода: сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. М., 1987. Литература, рекомендованная  для учащихся 1.   Учебник «Основы духовно­нравственной культуры народов России. Основы мировых религий », 4 класс Беглов А.Л., Саплина Е.В., «Русское слово», 2012 2. Религии мира. Энциклопедия школьника. М., Омега ­Пресс 2007 3. Великие сокровища мировых религий. М., АСТ, 2010; 4. Искусство   древнего   мира.   Дмитриева   Н.   А.,   Виноградова   Н.   А.   М.,   «Детская литература», 1989; 5. Большой лингвистический словарь под общей редакцией Ю. Е. Прохорова. М.,АСТ­ ПРЕСС КНИГА, 2007; 6. Энциклопедия для детей. Религии мира. 2 ч Под редакцией М. А. Аксенова, Д. В. Володихиной, Т. О. Каширина и др. 4­е издание исправленное. М., Аванта+ 2008. Дидактический материал  Варианты тестовых заданий  Темы итоговых проектов по курсу  Тексты притч  Памятки, инструкции Оборудование и приборы  Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.  Экспозиционный экран.  Персональный компьютер с принтером, сканером.  Мультимедийный проектор.  Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.   Подставка для книг, держатели для схем и таблиц. Цифровые образовательные ресурсы   1. Быт и праздники русского народа     2. Произведения искусства из фондов Государственного Эрмитажа 3. «Электронная библиотека «Мировая художественная культура» 4. Электронная библиотека:http://ethicscenter.ru, http://www.filosof.historic.ru 5. Электронная гуманитарная библиотека: www.gumfak.ru 6. Государственный музей истории религии ­ www.gmir.ru 7. Интернет­ресурсы Для   эффективной   организации   и   ведения   курса   ОРКСЭ   могут   использоваться электронные образовательные ресурсы: ­федеральный центр информационно­образовательных ресурсов ­ http://fcior.edu.ru; ­единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ­ http://school­collection.edu.ru. (раздел «Культурно­историческое наследие» (произведения искусства из фондов Эрмитажа, произведения   искусства   Третьяковской   галереи),   «Тематические   коллекции»   (от   Руси Киевской до Руси Московской); ­ дополнительные материалы по вопросам преподавания религиозных культур, этики, сравнительного религиоведения также можно найти на тематических интернет­сайтах: ­ электронная гуманитарная библиотека ­ www.gumfak.ru  (содержит учебные пособия по философии, культурологии, истории, произведения классиков); ­   государственный   музей   истории   религии   ­  www.gmir.ru    (содержит   материал   по истории религий, искусству, имеется виртуальный музей для детей); ­ информация о религиозных организациях размещена на следующих интернет­ресурсах (информация о деятельности Православной церкви, календарные даты): ­  http://www.patriarchia.ru/    Официальный   сайт   Русской   Православной   Церкви (Московский   Патриархат),   http://www.otdelro.ru/   Отдел   религиозного   образования   и катехизации РПЦ; ­ http://www.muslim.ru  Совет муфтиев России (содержит информацию о деятельности исламской мечети, календарных датах); ­ http://www.buddhism.ru  Российская ассоциация буддистов; ­ http://www.feor.ru / Федерация еврейских общин России; ­   основные   ресурсы   сети   общественного   и   правового   характера,   на   которых   могут обсуждаться важные вопросы в связи с апробацией комплексного курса: ­ сайт Общественной палаты ­ http://www.oprf.ru ; ­   сайт   Уполномоченного   по   правам   человека   в   Российской   Федерации   ­   (и   соответствующие   сайты   уполномоченных   по   правам http://www.ombudsman.gov.ru  человека); ­ www.openclass.ru  Основной ресурс сети социально­педагогических сообществ. Каталог Федерального центра образовательных ресурсов (ФЦИОР) (http://fcior.edu.ru/) Каталог Федерального центра образовательных ресурсов (ФЦИОР) (http://fcior.edu.ru/) Арещенко   С.В.   Методические   рекомендации   «Организация   учебного   процесса   в общеобразовательных учреждениях по комплексному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» в 2012­2013 учебном году». Режим доступа: http://ipk.kuz­edu.ru/index.php? option=com_content&view=article&id=1629&Itemid=470 http://school­collection.edu.ru/  www.openclass.ru www.gumfak.ru www.gmir.ru http://wikikurgan.orbitel.ru/index.php/ http://www.pravoslavie.ru/ http://www.patriarchia.ru http://www.otdelro.ru http://www.proshkolu.ru/tag/37017/ http://www.proshkolu.ru/club/orkisa/ Большой энциклопедический и исторический словари он­лайн: http  Портал «Музеи России»: http  Православный медиа­портал: http://tvspas.ru/opk/­    Специализированный портал, посвященный преподаванию ОРКСЭ:  http://www.orkce.ru  .  museum    ://   www   .  ru  ://   www   .  edic    .  ru Официальный   сайт   Русской   Православной   Церкви   (Московский   Патриархат): http://www.patriarchia.ru/ Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ http://www.otdelro.ru/ Критерии оценивания Приложение 1 Из Положения об организации преподавания курса ОРКСЭ в МБОУ СОШ №15 с углубленным изучением отдельных предметов города Заринска Алтайского края (Приложение 1 к приказу от 25.05.2015 №256) 4.1. Прохождение материала по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» фиксируется в журнале успеваемости обучающихся.  4.2. Система оценивания результатов — безотметочная.  Система   оценивания   строится   на   основе   следующих   общих   для   всех   программ начального образования принципов: ­   оценивание   является   естественным   образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое   (стартовое,  и  срезовое(тематическое,   промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание;  постоянным   процессом,  текущее) ­  оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям; критерии оценивания и алгоритм   выставления   отметки   заранее   известныи   педагогам,   и   учащимся.   Они   могут вырабатываться ими совместно. ­  оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельностиученика, но не его личные качества; ­   система   оценивания   выстраивается   таким   образом,  чтобы  учащиеся   включались   в контрольно­оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. Источниками   информации  для   оценивания   достигаемыхобразовательных результатов,   процесса   их   формирования   и   меры   осознанности   каждым   обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения, а также для оценивания хода обучения служат: ­ работыучащихся, выполняющиеся в ходе обучения (домашние задания, мини­проекты и   презентации,   формализованные   письменные   задания   –   разнообразные   тексты,   отчеты   о наблюдениях и экспериментах, различные словники, памятки, дневники, собранные массивы данных, подборки информационных материалов, поздравительные открытки и т.п., а также разнообразные   инициативные   творческие   работы   –   иллюстрированные   сочинения,   плакаты, постеры, поделки и т.п.); ­ индивидуальная и совместная деятельностьучащихся в ходе выполнения работ; ­  статистические   данные,   основанные   на   ясно   выраженных   показателях   и или/дескрипторах   и   получаемые   в   ходе   целенаправленных   наблюдений   или   мини­ исследований; ­ результаты тестирования(результаты устных и письменных проверочных работ).  В   начальной   школе   рекомендуется   использовать  три вида оценивания:  стартовую диагностику,   текущее   оценивание,   тесно   связанное   с   процессом   обучения,   и   итоговое оценивание. Стартовая диагностика основывается на результатах мониторинга общей готовности к изучению предмета в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. Показатели   «предметной»   готовности   к   изучению   данного   курса   основываются   на показателях   ожидаемой   подготовки.  Эти   показатели   определяют   стартовые   условия обучения детей в начальной школе. Большинство детей 10­11 лет уверенно демонстрирует достижение описанного уровня готовности. Следует, однако, помнить, что частичное или даже полное отсутствие у ребенка отдельных знаний и/или навыков не является основанием для любых   дискриминационных   решений,   а   всего   лишь   указывает   на   необходимость индивидуальной коррекционной работы. В перспективе, после экспериментальной отработки, предполагается   введение   этих   показателей   в   систему   планируемых   результатов   освоения программы, что будет способствовать выравниванию стартовой подготовки учащихся. Итоговое оценивание  происходит в конце обучения и может проводиться в форме накопленной оценки (синтеза имеющейся информации), а также в формах сбора данных (в том   числе   –   с   помощью   итоговых   тестов)   или  демонстрации  примеров   применения полученных знаний и освоенных способов деятельности; возможна также любая комбинация этих форм.  В предлагаемой технологии обучения итоговое оценивание строится на принципах: ­ раздельной оценки достижения базового уровня требований к подготовке, связанного с таким показателем достижения планируемых результатов, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно   и   уверенно»   и   повышенных   уровней   подготовки,   связанных   с   таким показателем   достижения   планируемых   результатов,   как   «учащиеся   могут   выполнить самостоятельно или с помощью взрослых и/или сверстников»; ­   оценивания   методом   «сложения»,   который   предполагает   использование   системы дополнительного поощрения учащихся за превышение базового уровня требований; ­ кумулятивной (накопительной) оценки; ­ открытости и реалистичности норм и критериев; ­ гибкости норм и критериев; ­    признания права учащегося на ошибку, реализуемого в итоговом оценивании через систему норм оценивания; ­   признания   права   учащегося   на  до­сдачу  имеющихся   пробелов   в   части   базовых требований и при желании – на  пересдачу  итоговой работы с целью подтверждения более высоких уровней учебных достижений. С целью проведения текущего оценивания учителям начальной школы рекомендуется использовать следующие методы оценивания. Наблюдение  –   метод   сбора   первичной   информации   путем   непосредственной регистрации   учителем   наличия   заранее   выделенных   им   показателей   какого­либо   аспекта деятельности всего класса или одного ученика. Для фиксации результатов наблюдения обычно используются специальные формы (листы наблюдений), в которых в процессе наблюдения необходимо   поставить   условный   знак   (например,   «V»).   В   зависимости   от   педагогической задачи   листы   наблюдений   могут   быть  именными  (при   наблюдении   за   деятельностью определенного  ученика)  или  аспектными  (при  оценке  сформированности  данного аспекта деятельности у всего класса). Можно пользоваться и иными инструментами (линейками достижений, памятками и др.), описанными ниже. Наблюдения проводятся достаточно часто и регулярно. В ходе наблюдений его фокус может   перемещаться   с   наблюдения   за   всем   классом   на   наблюдение   за   каким­либо   одним ребенком или за каким­либо определенным видом деятельности. Наблюдение может вестись учителей как с позиций внешнего наблюдателя, так и с позиций непосредственного участника деятельности. Использование   наблюдения   в   качестве   метода   оценивания   наиболее   целесообразно применять   для   оценивания   сформированности   и   индивидуального   прогресса   в   развитии различных навыков Так, например, для оценивания сформированности и индивидуального прогресса в  развитии многих навыков учения, можно использовать метод наблюдений для изучения и  фиксации следующих аспектов. –   Приобретение знаний (фиксируется увеличение запаса фактов, идей, слов; умение узнавать знакомое). –   Понимание (фиксируется умение ухватывать смысл, обсуждать и интерпретировать изученное). –    Применение  (фиксируется способность использовать изученное на практике или в иных целях). –    Анализ  (фиксируется   умение   вычленять   знания   или   идеи,   выделять   отдельные компоненты, видеть связи, искать уникальные черты). –    Синтез  (фиксируется   умение   комбинировать,   воссоздавать,   развивать,   создавать новое). –    Оценка  (фиксируется   умение   выдвигать   суждения   или   заключения   на   основе выбранных критериев, стандартов, условий). –    Диалектичность   мышления  (фиксируется   умение   рассматривать объект/явление/суждение   и   т.п.   с   разных   точек   зрения,   понимать   обе   позиции,   приводить аргументы, принимая возможность существование иной точки зрения). –    Метазнание  (фиксируется   умение   анализировать   свой   и   чужой   мыслительный процесс, задумываться о процессе познания). Пользуясь   методом   наблюдений,   можно   фиксировать   и   оценивать   многие аспекты формирования социальных навыков, например: •          способность принимать ответственность; •          способность уважать других; •          умение сотрудничать; •          умение участвовать в выработке общего решения; •          способность разрешать конфликты; •           способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе. Наблюдения   очень   полезны   и   при   общей   оценке   коммуникативных   навыков: слушания  (слышать   инструкции,   слышать   других,   воспринимать   информацию);  говорения (ясно   выражаться,   высказывать   мнение,   давать   устный   отчет   в   малой   и   большой   группе); чтение (способность читать для удовольствия и для получения информации); письма (умение фиксировать  наблюдения,   делать   выписки,  излагать  краткое  содержание,   готовить  отчеты, вести  дневник).  Более  того, они  могут одновременно выступать и  в качестве обучающего средства.   Например,   при   формировании   навыков   работы   в   группе   можно   предложить учащимся в ходе групповой работы совместно заполнить такой лист наблюдений про каждого из участников групповой работы: Лист наблюдений Оценка работы в группе Дата ________________ Имя, фамилия ___________________ •         чередует говорение и слушание; •         задает уместные вопросы по теме; •         говорит по теме; умеет сделать умозаключение, вывод; •          пытается   полно   отвечать   на   замечания   и   вопросы                               товарищей по работе. Учитель, наблюдая за работой детей, может вести аналогичные записи параллельно. Подобная работа целесообразна также и при формировании других навыков. Так, для отработки навыков устной речи можно предложить учащимся, слушая устную презентацию одноклассника, одновременно с учителем заполнять следующий лист наблюдений:             Лист наблюдений Оценка устной презентации       •         наглядно передает содержание и структуру сообщения •         выбирает доступное содержание •          выбирает   удачную   форму   подачи   информации, помогающую понять смысл сообщения       •          привлекает   аудиторию   с   помощью   глазного   контакта, уместных устных реплик и тона •         использует специальные слова и выражения •         использует разнообразные предложения и словосочетания, которые оживляют речь Метод   наблюдений   удобен   и   для   оценки   степени   сформированности   таких навыков поисковой и проектной деятельности, навыков работы с информацией, как •          умение формулировать вопрос, ставить проблему; •          умение вести наблюдение; •          умение спланировать работу, •          умение спланировать время; •          умение собрать данные; •          умение зафиксировать данные; •          умение упорядочить и организовать данные; •          умение проинтерпретировать данные; •          умение представить результаты или подготовленный продукт.   Для оценивания осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах   формирования   ключевых   предметных   и   ключевых   понятий   курсов,   а  также   своего поведения,   строящегося   на   сознательном   и   целенаправленном   применении   изученного   в реальных жизненных ситуациях (например, в отношении формирования навыков здорового образа жизни, навыков безопасного – для себя, окружающих людей, окружающей природы – поведения, навыков социализации и т.п.), характер. Примеры вопросов для самооценивания Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что  __________________________________________________________________ Наиболее трудным мне показалось  __________________________________________________________________ Я думаю, это потому, что  __________________________________________________________________ Самым интересным было  __________________________________________________________________ Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее  __________________________________________________________________ Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по­другому сделал следующее  __________________________________________________________________ Я бы хотел попросить своего учителя  __________________________________________________________________   4.3. Оценка результатов по модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики» предусматривается в рамках завершающего раздела (три последних урока) в форме коллективных   или   индивидуальных   творческих   работ.   Коллективная   творческая   работа (видеофильм, выставка, газета, коллекция, игра, постановка) представляется на общем для параллели мероприятии «Традиции моей семьи» при условии взаимооценки качества работы группами,   представившими   работы.   Индивидуальные   творческие   работы   представляются   и обсуждаются в классе.  4.4.   Результаты   подготовки   и   защиты   творческих   работ   входят   в   портфолио обучающегося в виде самооценки обучающимся личных умений находить информацию, путь решения выявленной проблемы, умения работать в группе, связно излагать материал, отвечать на вопросы при выступлении, результаты которого станут основой содержания портфолио.  4.5. Проверка теоретических знаний по предмету возможна в виде беседы, отгадывания кроссвордов, реферативного выступления.  4.6. Выполнение обучающимися творческих работ, проверка теоретических знаний (не оценивается)   служит   для   педагогической   диагностики   освоения   обучающимися   основных понятий   курса,   необходимой   учителю   для   анализа   эффективности   реализации   содержания курса.  4.7. Оценка деятельности педагога в рамках курса «Основы религиозных культур и светской   этики»   осуществляется   администрацией   школы   при   посещении   уроков,   где анализируются соответствие занятия целям и задачам курса, создание условий для развития учебной   самостоятельности,   коммуникативных   навыков,   умения   работать   с   информацией, эффективность   использования   форм   и   методов   духовно­нравственного   воспитания,   учет возрастных особенностей школьников, выполнение общественного заказа на содержание курса (технология, содержание, контроль за деятельностью учителя). 4.8. Для выполнения общественного заказа на содержание курса «Основы религиозных культур   и   светской   этики»   по   итогам   года   проводится   анкетирование   родителей, обучающихся на выявление удовлетворенности качеством предоставляемой образовательной услуги.  4.9. Мотивация обучающихся к изучению курса ОРКСЭ обеспечивается через создание эмоционально­насыщенной образовательной среды, форм морального поощрения со стороны учителя, сверстников, родителей (похвала, вербальное поощрение, взаимооценка, одобрение). ЛИСТ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ Дата внесения изменений Содержание  Реквизиты документа Подпись лица, внёсшего запись

Программа по ОРКСЭ модуля ОМРК 4 класс

Программа по ОРКСЭ модуля ОМРК 4 класс

Программа по ОРКСЭ модуля ОМРК 4 класс

Программа по ОРКСЭ модуля ОМРК 4 класс

Программа по ОРКСЭ модуля ОМРК 4 класс

Программа по ОРКСЭ модуля ОМРК 4 класс

Программа по ОРКСЭ модуля ОМРК 4 класс

Программа по ОРКСЭ модуля ОМРК 4 класс

Программа по ОРКСЭ модуля ОМРК 4 класс

Программа по ОРКСЭ модуля ОМРК 4 класс

Программа по ОРКСЭ модуля ОМРК 4 класс

Программа по ОРКСЭ модуля ОМРК 4 класс

Программа по ОРКСЭ модуля ОМРК 4 класс

Программа по ОРКСЭ модуля ОМРК 4 класс

Программа по ОРКСЭ модуля ОМРК 4 класс

Программа по ОРКСЭ модуля ОМРК 4 класс

Программа по ОРКСЭ модуля ОМРК 4 класс

Программа по ОРКСЭ модуля ОМРК 4 класс

Программа по ОРКСЭ модуля ОМРК 4 класс

Программа по ОРКСЭ модуля ОМРК 4 класс

Программа по ОРКСЭ модуля ОМРК 4 класс

Программа по ОРКСЭ модуля ОМРК 4 класс

Программа по ОРКСЭ модуля ОМРК 4 класс

Программа по ОРКСЭ модуля ОМРК 4 класс

Программа по ОРКСЭ модуля ОМРК 4 класс

Программа по ОРКСЭ модуля ОМРК 4 класс

Программа по ОРКСЭ модуля ОМРК 4 класс

Программа по ОРКСЭ модуля ОМРК 4 класс

Программа по ОРКСЭ модуля ОМРК 4 класс

Программа по ОРКСЭ модуля ОМРК 4 класс

Программа по ОРКСЭ модуля ОМРК 4 класс

Программа по ОРКСЭ модуля ОМРК 4 класс

Программа по ОРКСЭ модуля ОМРК 4 класс

Программа по ОРКСЭ модуля ОМРК 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2017