ПРОГРАММА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Я ЖИВУ В РОССИИ"
Оценка 4.6

ПРОГРАММА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Я ЖИВУ В РОССИИ"

Оценка 4.6
Образовательные программы
pdf
окружающий мир
Детсад
05.11.2017
ПРОГРАММА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Я ЖИВУ В РОССИИ"
Цель данной программы - формирование у детей дошкольного возраста патриотического отношения и чувства к своей семье, поселку, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
ПРОГРАММА по патриотическому воспитанию дошкольников Я ЖИВУ В РОССИИ Пуртина Т.В..pdf

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

 

Информационная карта программы

Пояснительная записка

Актуальность программы

Новизна программы

Цель программы

Задачи программы

Механизм реализации  программы:

                                                         -    Педагогические принципы построения программы

                                                         -  Этапы реализации  программы

                                                         -    Краткое  содержание программы

                                                         -   Тематическое планирование деятельности

Планируемые промежуточные результаты освоения программы

Материально-техническое оснащение  программы

Теоретическая и практическая значимость программы

Литература

Приложение

 

 

 

 

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

 

1.

Полное название программы 

ПРОГРАММА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ

ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ  «Я ЖИВУ В РОССИИ»

2.

Автор  программы

Пуртина Татьяна Владимировна, 

                                          старший воспитатель 

3.

Территория, представившая программу

гп. Междуреченский  Кондинский район Тюменская область, ХМАО-Югра

 

4.

Юридический адрес организации

Тюменская обл., ХМАО, Кондинский район, пгт Междуреченский, ул. Центральная 19, Б

5.

Цель программы 

Формирование у детей дошкольного возраста патриотического отношения и чувства к своей семье, поселку, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

6.

Место проведения

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Родничок»

7.

Официальный язык программы

Русский 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

«Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой растем.

 И березки у дороги, по которой мы идем.

 Что мы Родиной зовем? Солнце в небе голубом.

 И душистый, золотистый хлеб за праздничным столом.

 Что мы Родиной зовем? Край, где мы с тобой живем»

В. Степанов

 

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие нашего Отечества.

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда, способствующая воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Понятие «патриотизма»  многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине. Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, поэтому хотим, чтобы наши дети – наше будущее любили и уважали свою страну, людей, прославляющих свой край. 

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Чувство Родины - начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины - начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота. 

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. 

Родной город, посѐлок - надо показать ребенку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

 

НОВИЗНА ПРОГРАММЫ

Программа разработана в целях системного подхода к формированию патриотических чувств к своей семье, родному краю, Родине и активизации работы ДОУ среди всех субъектов образовательного процесса: 

ü  воспитанники;

ü  педагоги;

ü  родители.

Имеет некоторые особенности:

ü  проведение работы по формированию патриотических чувств у воспитанников 3-7 лет;

ü  предполагает включение в режимные моменты, в расписание организованной образовательной деятельности, самостоятельную деятельность воспитанников.

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ДО,  основной общеобразовательной  программы  дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,  Т.С. Комаровой,  М.А. Васильевой и с документами, регламентирующими патриотическое воспитание дошкольников: Закон «Об образовании в РФ» 

      Конвенция « О правах ребенка»

      Конституция Российской Федерации 

      Санитарно-эпидемиологические  требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.3049-13);

      Инструктивно-методическое письмо от 14.03.2000 г. №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;

      Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 28.02.2007г, № 22 – ФЗ;

      Муниципальные законодательные акты;

      Локальные акты дошкольного учреждения;

      Устав дошкольного образовательного учреждения.

 

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, поселку, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

ü  Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным поселком, районом.

ü  Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою Родину.

ü  Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился. 

ü  Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.

ü  Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.

ü  Воспитание здорового образа жизни.

ü  Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.

 

 

 

 

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В основу данной программы положены педагогические принципы:

Доступность - принцип предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Непрерывность - на современном этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

Научность - один из важных принципов программы, который основывается на научной основе сведений об истории и культуре родного края.

Системность – принцип системного подхода предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

Преемственность – патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

Культуросообразность - принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст (3-4 года, вторая младшая группа), средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст (5-6 лет – старшая группа  и 6-7 лет подготовительная к школе группа).

Срок реализации программы:  4 года. Участники реализации данной программы: 

ü воспитанники 3-7 лет; ü педагоги; ü родители. 

В программе определена последовательность решения комплекса поставленных задач  и разбита на блоки:

1 блок  «Вместе дружная семья» 2 блок «Вот эта улица, вот этот дом»

3  блок «Поселок, в котором я живу»

4  блок «Наша кладовая»

5  блок «Работа с педагогами»

6  блок «Взаимодействие с родителями»

 

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ

Первый этап – подготовительный Цель:

ü  определить основные направления работы;

ü  разработать концептуальные подходы к вопросам  формирования патриотического воспитания;

ü  разработка     диагностических      карт    «Мониторинг            достижения     воспитанниками планируемых результатов».

Второй этап - организационный  Цель: 

ü  разработать программу по патриотическому воспитанию дошкольников «Я живу в России»;

ü  создать необходимые условия для реализации данной программы в ДОУ. Третий этап - основной  Цель: 

ü  проведение стартового мониторинга с воспитанниками;

ü  проведение организованной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности воспитанников через интеграцию образовательных областей, предусмотренных программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы;

ü  повышение профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах патриотического воспитания;

ü  количественная и качественная обработка промежуточных результатов освоения программы.

Четвертый этап - заключительный  Цель: 

ü  мониторинг достижений воспитанниками итоговых результатов;

ü  количественная и качественная обработка результатов освоения программы;

ü  систематизирование методического материала и обобщение полученного опыта; 

ü  внедрение в практику,  распространение и популяризация апробированной программы в дошкольные образовательные учреждения Кондинского района;

ü  подготовка к изданию методических материалов по результатам реализации программы; 

ü  размещение материалов на сайте ДОУ.

 

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1  БЛОК  «ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»

 

Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать. 

 

Цель:  Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.

Задачи:

ü  Познакомить с понятием «семья». 

ü  Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью, формировать интерес к своей родословной

ü  Прививать     уважительное,           заботливое отношение к пожилым родственникам.

ü  Вызвать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.

ü  Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.

 

 

2  БЛОК «ВОТ ЭТА УЛИЦА, ВОТ ЭТОТ ДОМ»

 

Возникла       необходимость          воспитания    бережного отношения к малой Родине через еѐ познание.

Цель: Формирование          представления          детей   о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения      поселка,             климат,           природа          и полезные ископаемые, символика родного края.

 

Задачи

ü  Формировать             представления          детей   о

географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края.  

ü  Расширять представления о природных богатствах северной земли, растительном и животном мире; полезных ископаемых.

ü  Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. 

 

 

3  БЛОК «ПОСЁЛОК, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»

 

Цель: Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях поселка, социально-экономической значимости поселка.

Задачи: 

ü  Формировать представление об исторических корнях поселка

ü  Расширять     представления          о достопримечательностях,            социальноэкономической значимости поселка.

ü  Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.

 

 

 

 

4  БЛОК «НАША КЛАДОВАЯ»

 

Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в поселке и культуре, которую они представляют.

Задачи: 

ü  Формировать представление об основных профессиях жителей поселка.

ü  Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.

ü  Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.

 

 

 


 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ  (3-4 года)

 

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Экскурсия по детскому саду (знакомство с сотрудниками детского сада, с помещениями)

Сюжетно-ролевая игра «В

детском саду»              

Экологическая акция «Сохраним цветок»

Целевая прогулка (растения участка, природа родного края)

Октябрь

Беседа «Моя семья»

НООД  «Мама, папа, я – это вся моя семья!»

НООД (рисование) «Портрет семьи»

НООД «Как животные родного края к зиме готовятся»

Ноябрь

НООД «Варвара-краса, длинная коса» 

(знакомство с трудом мамы)

Беседа «Хорошо у нас в саду»               

Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала»

Рассматривание иллюстраций «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны!»

Декабрь

Акция «Покормите птиц зимой»

Целевая прогулка к ближайшей улице, находящейся возле ДОУ

Наблюдение за трудом младшего воспитателя.

НООД (формирование целостной культуры мира) «Наша дружная семья»

Январь

Проект «Мой родной поселок»

Конструирование 

«Мы построим новый дом»

Беседа «Домашние животные у нас дома»

НООД (лепка)

«Угостим новых знакомых оладушками»

Февраль

НООД (формирование целостной культуры мира)

«Белая береза под моим окном» – деревья в родном поселке.

НООД  (рисование)

«Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей»

Рассматривание фотоальбома «Мой посѐлок»  

Дать представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье. Беседа «Как стать сильным?»

Март

НООД (коммуникация) «Я и моя мама»

НООД (рисование) 

«Для мамы расческу я нарисую.

Порадую милую, дорогую»

Беседа «Что мы делаем в детском саду»

НООД «Помоги растению»

Апрель

НООД (коммуникация) «Рассказы о своей семье»

Беседа «Наши добрые дела» Труд взрослых

Беседа «Дом, в котором мы живем»

Аппликация «Строим, строим дом. Вырос дом огромный».

Май

Целевая прогулка к украшенной к празднику улице.

НООД (рисование) «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют»

Чтение стихотворений «Что такое лес?», «Что такое луг?», «Что такое река?», «Что такое море?» из сборника В.Степанова «Наша природа».

Беседа «Наш большой поселок»

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕЙ  ГРУППЫ  (4 – 5 ЛЕТ)

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

«Детский сад» (знакомство с детским садом и его сотрудниками)

НООД (лепка) 

«У медведя во бору грибы, ягоды беру…»

Акция «Сохраним цветок»       

НООД (формирование целостной

культуры мира)

«В нашем детском саду»  (труд взрослых)

Октябрь

Беседа «Семья» – дать понятие семья, о родственных отношениях.

Рассматривание             фотоальбома «Достопримечательности поселка Междуреченский»

Выставка «Семейная фотография» – расширение знаний о своей семье

НООД (коммуникация) «Мой родной поселок»

Ноябрь

Экскурсия «С чего начинается Родина?» (улицы города).

Трудовая деятельность «Помоги дворнику собрать опавшие листья»

НООД (чтение художественной литературы)

Чтение стихотворения С.Черный

«Когда никого нет дома»  

Целевая прогулка «В нашем поселке строят новый дом»

Декабрь

НООД  (рисование) 

«Построим большой дом»

Беседа «Мое здоровье»

НООД (формирование целостной культуры мира) «Труд взрослых: понятие «профессия», профессии сотрудников детского сада»

Досуг  «Моя семья» (любимые занятия родителей и других

членов семьи)

Январь

Акция «Природа просит защиты» «Покорми птиц зимой»

Познавательное развлечение  «Дружат дети на планете»

Целевая прогулка по близлежащей улице, прилегающей к детскому саду.

Досуг «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья»

Февраль

НООД (формирование целостной культуры мира) 

«Мы следопыты» – о жизни диких животных в лесах нашего края

Проект «Письмо в сказочную страну», знакомство с профессией почтальона.

Беседа «На земле, в небесах и на море» – об армии, о родах войск.

Викторина «Папы, дедушки – солдаты» – о государственном празднике «Защитники Отечества»

Март

НООД (коммуникация) «Наша мама лучше всех»

Викторина по ПДД «Поселок. Транспорт. Пешеход»

НООД (формирование целостной картины мира) «Люблю березку русскую». (деревья и растения, природа родного края)

Развлечение «Быть здоровыми хотим»

Апрель

Выставка рисунков 

«Мой родной поселок»

Рассматривание альбома  «Природа родного края»

Экологическая тропа «В гости к деду Природоведу»

Беседа «Помощники» – об обязанностях, которые дети выполняют дома, об обязанностях членов семьи

Май

НООД (формирование целостной картины мира)

«Знакомство детей с флагом России»

Экскурсия по праздничным улицам поселка. Рассказ воспитателя «О Дне Победы»

Сюжетно-ролевая игра «Мы рыбаки», знакомство с профессией рыбака

Целевая экскурсия к «Стеле памяти»  

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕЙ  ГРУППЫ  (5-6 ЛЕТ)

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Беседа о  летнем отдыхе – страна большая, наш край, поселок ее часть.  

Познавательное развлечение «Край, в котором мы живем»

Экскурсия по экологической тропе «Растительный мир родного края»

Рассматривание карты России, п. Междуреченского

Октябрь

НООД (формирование целостной культуры мира)

Мир природы «Хвойные и лиственные деревья»

Сюжетно-ролевая игра «МЧС»

Рассказ воспитателя «О символике родного края»

Беседа «Чем славится наш поселок» (на основе наглядного материала)

Ноябрь

Экскурсия к строительству нового дома

Дидактическая игра «Поиграем в экономику» (что из чего сделано?)

Выставка рисунков «Мама лучшая на свете»,  посвященная Дню матери

Досуг «Лесные приключения»  

Декабрь

Беседа «Панорама добрых дел»

Акция «Не рубите елочку»

Создание альбома «Все профессии важны, все профессии нужны»  

Экскурсия       в             краеведческий музей.

Январь

Чтение рассказа  В.Осеевой «Кто хозяин?»  

Изготовление с детьми и родителями герба п. Междуреченского

Дидактическая игра 

 «Вкусная и полезная пища»

Составление с детьми «Красной книги нашего края»

Февраль

НООД «Природный мир - природа и человек»

Акция «Подарки для

Защитников Отечества»

Физкультурно-познавательное развлечение «Защитники земли русской»

Выставка рисунков  «Дом, в котором я живу»  

Март

Праздник, посвященный

международному женскому дню 8 Марта  

Целевая прогулка по близлежащим улицам

Изготовление                   альбома

фотографий

«Достопримечательности нашего края»

Экскурсия в Центральную районную библиотеку «Встреча со знаменитыми людьми»

Апрель

Беседа «Люди, каких национальностей населяют наш поселок»

Сюжетно-ролевая игра

«Путешествие по посѐлку Междуреченский»  

НООД (коммуникация)

«Составление рассказов на тему «Чем славен наш поселок»

Викторина «Наша дружная семья» – о коренных народах населяющих наш поселок.

Май

Тематический праздник «День Победы»

Показ презентации «Национальная одежда коренных народов»

Викторина «Знаешь ли ты свой поселок?»

Трудовая деятельность «Украсим детский сад» (озеленение территории детского сада)

 

.                                                                                                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ  ГРУППЫ  (6-7 ЛЕТ)

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

«Родные просторы» (знакомство с местоположением  на карте)

Конкурс рисунков «Край, в котором мы живем»

Проект «Наше дерево»

Оформление подборки из домашних фотоальбомов

«История моего поселка».

Октябрь

Беседа «Как можно стать юным экологом»

Посещение Центральной районной библиотеки «Как все начиналось?»

Встреча со старожилами, первопроходцами п. Междуреченский

«Кладовая        нашего         края»

(полезные ископаемые)

Ноябрь

Рассказ о происхождении названий улиц  посѐлка

НООД  «Символика края»

Беседа «Лес – многоэтажный дом», знакомство с профессией лесника, егеря.

Экскурсия в музейную комнату школы

Декабрь

Творческая гостиная для детей и родителей «Культура коренных народов»

Знакомство с творчеством поэта Ю. Шесталовым

Изготовление плакатов на тему «Сохраним красавицу елку»

Показ       презентации        «Язык

орнаментов»

Январь

Спортивное развлечение «Ориентировка по карте»

Сбор информации об участниках войны – жителях нашего поселка, встреча с советом ветеранов

НООД «Я и мой поселок» с использованием поэтических произведений искусства, местных поэтов, художников

Оформление альбома «История детского сада «Родничок» в фотографиях»

Февраль

Чтение З. Александрова «Дозор». А. Нехода «Летчики».

Беседа «Все профессии нужны, все профессии важны»

Игра – фестиваль «Загадки Лешего»

Составление творческих альбомов по рассказам детей «Мой гпоселок»

Март

Праздник «Наши мамы».

Беседа с использованием эксперимента «Край суровый и ласковый» (климатические особенности)

Сюжетно-ролевая игра

«Путешествие по нашему краю»

Экскурсия в краеведческий музей «Чем богат наш край»  

Апрель

Досуг «Зеленая служба Айболита»

НООД (формирование целостной культуры мира) «Государственная символика»

Рассказ о Героях Советского Союза

Операция «Радость» изготовление подарков и вручение ветеранам ВОВ

Май

Акция «Спасти и сохранить»

Беседа «Архитектура родного поселка»

Досуг «Наши друзья - деревья»

 

 

День взаимопомощи «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада)

                         


 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Наличие у воспитанников знаний об истории возникновения поселка, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного поселка, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. 

 

Воспитанники 3-4 лет должны знать и уметь:

ü  Знать имя, отчество родителей.

ü  Знать где работают их родители.

ü  Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.

ü  Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.

ü  Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.

ü  Знать название своего посѐлка; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.

Воспитанники 4-5 лет должны знать и уметь:

ü  С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ.

ü  Уметь рассказывать о своем родном поселке.

ü  Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т.д.).

ü  Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.

Воспитанники 5-6 лет должны знать и уметь:

ü  Знать свой домашний адрес, название поселка, округа.

ü  Иметь представление о символике поселка, округа.

ü  Знать название близлежащих улиц.

ü  Иметь представление о жизни и быте народов, населивших поселок.

ü  Узнавать на фотографиях достопримечательности поселка, уметь рассказывать о них.

ü  Знать профессии своих родителей.

ü  Знать правила поведения в природе.

ü  Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.

ü  Различать некоторые рода войск.

Воспитанники 6-7 лет должны знать и уметь:

ü  Краткие сведения об истории поселка, округа.

ü  Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.

ü  Знать герб, флаг своего округа, поселка.  

ü  Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о воинах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.

ü  Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде;

ü  Иметь представления о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке.

ü  Знать стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.

ü  Соблюдать правила безопасного поведения в природе и на улице поселка.

ü  Иметь элементарные представления об охране природы.

ü  Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.

 

 

5    БЛОК «РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ»

 

В целях реализации программы разработан цикл мероприятий, направленный на повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в воспитании и развитии у воспитанников  патриотических чувств, любви к своей родине.

 

п/п

Виды и формы работы

Срок

 

1.

Утверждение программы «Я живу в России» на педагогическом совете 

сентябрь

2.

Создание и разработка картотеки познавательных развлечений, НООД

сентябрь

3.

Подбор методической и художественной литературы

сентябрь 

4.

Оформление стенда «Мы патриоты страны»

в течение года

5.

Семинар - практикум «Патриотическое воспитание дошкольника»

октябрь

6.

Практический семинар «Взаимодействие ДОУ и семьи в патриотическом воспитании ребенка»

ноябрь

7.

Родительские собрания «Родина моей семьи»                                          «Гражданин воспитывается с детства»

2 раза в год

8.

Круглый стол с участием родителей, представителями общественных организаций  «Мы воспитываем будущее нашей страны»

2 раза в год

9.

Выпуск памятки «Патриотизм в семье»                           

в  течение

реализации программы

10.

Конкурс методических разработок  и дидактических пособий, направленных на формирование патриотических чувств дошкольника.

11.

Смотр-конкурс уголков «Мой край родной!»

12.

Выпуск буклетов «Что должны знать дети о своей Родине»

13.

Выпуск памятки для родителей «С чего начать патриотическое воспитание дошкольника»

14.

Презентация передового опыта работы «Современный патриотизм»

 

 

 

6    БЛОК «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ»

 

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников. Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у воспитанников  чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.

 

мероприятия

сроки

ответственные

Проведение родительского всеобуча «Мы – все вместе»

сентябрь

зам. зав по ВР

Выставка цветов и композиций, посвященных Дню поселка

сентябрь

воспитатели

Клуб выходного дня для родителей «Загадки осени» (конкурс-выставка собранного урожая нашего края)

октябрь

ст. воспитатель воспитатели

Проект «Мама, папа, я – спортивная семья»         

октябрь - февраль

воспитатели

Конкурс рисунков «Моя мама лучше всех!»

октябрь

руководитель изостудии

Круглый стол, посвященный Дню матери «Милая мама»

ноябрь

зам. зав по ВР

День открытых дверей «Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»

декабрь

зам. зав по ВР

ст. воспитатель

 

Проведение конкурса «Древо своей семьи»

декабрь

ст. воспитатель воспитатели

Организация совместных экскурсий 

в течение года

ст. воспитатель

Конкурс плакатов «Защитники Отечества»

февраль

воспитатели

Спортивный досуг «Мой папа лучше всех!»

февраль

воспитатели

Родительская гостиная «Мы гордимся своей малой родиной!»

март

воспитатели

Совместный праздник «Я люблю свою Россию»

апрель

воспитатели

Изготовление подарков для ветеранов ВОВ.  Проект «Дети ветеранам».

апрель

воспитатели

Организация совместной деятельности детей и родителей

в течение года

воспитатели

День взаимопомощи: «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). Проект «Зеленая улица».

май

зам. зав по ВР ст. воспитатель

 

 

 

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

 

Работа по патриотическому воспитанию с воспитанниками проводится с применением разнообразных  форм:

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИУМОМ

Для более полной реализации программы необходимо взаимодействие ДОУ со следующим социумом:

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Воспитанники:

ü  Овладение базовыми знаниями о своей Родине, родном крае;

ü  Формирование у детей патриотических чувств, любви к своему родному краю, Родине, гордости за людей, прославляющих наш край, страну; Педагоги:

ü  Сформированная ориентация на реализацию компетентностного подхода к воспитанию и формированию патриотических чувств; 

ü  Становление партнѐрских, доверительных отношений между ДОУ,  семьями воспитанников и организациями гп. Междуреченский по формированию  патриотизма и воспитания любви к родному краю. 

Родители:

ü  Осознанная причастность к патриотическому воспитанию детей.

 

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ  ПРОГРАММЫ

Эффективность реализации программы обеспечивается:

 

№  п/п

оснащение программы

количество

1.  

Комплект плакатов «Россия – родина моя

5 комплектов

2.  

Методическая и художественная литература

в комплекте

3.  

Информационные стенды для родителей

5шт

4.  

Настольно-печатные игры «Я живу в Югре» и т.д.

20 шт

5.  

Уголок « Мой край» в группах

во всех возрастных группах

6.  

Подборка презентаций, мультфильмов по патриотическому воспитанию

5 шт

7.  

Фонотека детских музыкальных произведений

5 шт

8.  

Фонотека песен военных лет

5 шт

9.  

Музыкальный центр

5 шт

10.  

Телевизор 

5 шт

11.  

Мультимедийный проектор

5 шт

12.  

Интерактивная доска

5 шт

13.  

 Изобразительный материал: краски, кисти, карандаши, фломастеры, бумага, пастель, гуашь

в комплекте

14.  

Репродукции картин художников

в комплекте

15.  

Символика России

в комплекте

16.  

Символика Кондинского района

в комплекте

17.  

Глобус

5 шт

18.  

Физическая карта России, Кондинского района

в комплекте

19.  

Наглядные пособия:

«Моя Москва»

«Моя семья»

«Деревья нашего леса»

«Ягоды нашего леса»

«Мы защитники»

«День победы»

«Кем быть?» и другие.

в комплекте

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ

 

заключается в том, что  определено содержание работы по воспитанию и формированию патриотических чувств, любви к родному краю, которая включает в себя разные формы и методы работы как с воспитанниками и их родителями, так и с педагогами. 

Реализация данной  программы возможна в дошкольных образовательных учреждениях в рамках общеобразовательной программы в процессе организованной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности воспитанников через интеграцию образовательных областей, предусмотренных программой «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы. 

 

РАЗРАБОТАННАЯ ПРОГРАММА:

ð  доступна для освоения воспитанниками 3-7 лет;

ð  вовлекает педагогов, родителей и воспитанников в единую творческую и продуктивную деятельность в рамках программы;

ð  повышает  уровень компетенции и рефлективности педагогов и родителей в   области формирования патриотических чувств, любви к родному краю;

ð  открывает перспективу распространения опыта, предполагает внедрение в практику и популяризацию в дошкольные образовательные учреждения Кондинского района;

ð  дает возможность подготовки к изданию методических материалов по результатам реализации программы, размещения материалов на сайте ДОУ.

 

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1.      Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой– М.: Мозаика – Синтез, 2010. 

2.      Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007;

3.      Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007;

4.      Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005;

5.      Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121;

6.      Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8;

7.      Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10;

8.      Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36;

9.      Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19;

10.  Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-29;

11.  Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54;

12.  Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007;

13.  Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007;

14.  Ветохина А.Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. – Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2010; 15. Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М: Мозаика – Синтез, 2004;

16.  Мосалова Л.Л. Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1 

УВАЖАЕМЫЕ  РОДИТЕЛИ!

 

Предлагаем вам ответить на вопросы анкеты, с целью изучения ситуации по патриотическому воспитанию наших детей.

«Патриотическое воспитание наших детей»

1.   Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?

-   Да.

-Нет.

2.   Что для вас означает выражение «Быть патриотом»?

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ______

3.   Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственнопатриотических чувств?  

-   Да.

-   Нет.

4.   Где, по-вашему,  ребенок получает основы патриотизма?

-   В школе.

-   В семье.

-   В детском саду.

5.   Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном посѐлке?

-   Да.

-   Нет.

-   Иногда.

6.   Рассказываете           ли        вы       своему            ребенку          о          Междуреченском,             его      истории, достопримечательностях, знаменитых людях?

-   Да.

-   Нет.

-   Иногда.

7.   В каких местах нашего посѐлка вы любите бывать со своим ребенком?

_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _________

8.   Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному посѐлку?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _________

9.   Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________ Приложение 2

 

 

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПО ПРОБЛЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

1.      Как Вы знакомите детей с окружающим миром?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________

2.      Воспитываете ли Вы у своего ребенка бережное отношение к природе родного края - принимает ли участие Ваш ребенок в работе на огороде, ухаживает за животными, за цветами?

__________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ ________________

3.      Беседуете ли Вы о родном поселке, районе?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ _________________

4.      Посещаете ли вы со своим ребенком праздники, посвященные Дню посѐлка?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________

5.      Как часто Вы с детьми слушаете (поете, рассказываете) песни, стихи о Родине, о природе родной страны?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ ______________

6.      Совершаете выезды на природу, если да, то с какой целью?

__________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ _________________

7.      Совместно читаете книги, журналы, как часто?

__________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________

8.      Смотрите ли по телевизору познавательные передачи, какие?

__________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________ ___________________________

9.      На Ваш взгляд, обладаете ли Вы достаточной информацией о родной стране, посѐлке, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы? __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ ____________

10.  Нужна ли Вам помощь педагогов в получении информации о родной стране, поселке; в чем-то еще?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________

 

БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ОТВЕТЫ!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

УВАЖАЕМЫЕ  РОДИТЕЛИ!

 

Предлагаем вам ответить на вопросы анкеты «Патриотическое воспитание ребенка»

 

1.Что   Вы       понимаете      под      термином       «патриотическое воспитание»?__________________________

_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____________

 

2.Возможно   ли        патриотическое        воспитание    в          детском саду?___________________________________

_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____________

3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей             дошкольного

возраста?_____________________________________________________________________ ______

_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____________

4.Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____________

 

5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

_____________________________________________________

_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ___________

6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

______________________________________

_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

ПРОГРАММА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Я ЖИВУ В РОССИИ"

ПРОГРАММА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Я ЖИВУ В РОССИИ"

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ 1

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ 1

Место проведения Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Родничок» 7

Место проведения Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Родничок» 7

Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине

Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2

Непрерывность - на современном этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств

Непрерывность - на современном этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств

Четвертый этап - заключительный

Четвертый этап - заключительный

Родины, символике родного края

Родины, символике родного края

ПРОГРАММА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Я ЖИВУ В РОССИИ"

ПРОГРАММА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Я ЖИВУ В РОССИИ"

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ

Май Целевая прогулка к украшенной к празднику улице

Май Целевая прогулка к украшенной к празднику улице

Февраль НООД (формирование целостной культуры мира) «Мы следопыты» – о жизни диких животных в лесах нашего края

Февраль НООД (формирование целостной культуры мира) «Мы следопыты» – о жизни диких животных в лесах нашего края

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ

Сентябрь Беседа о летнем отдыхе – страна большая, наш край, поселок ее часть

Сентябрь Беседа о летнем отдыхе – страна большая, наш край, поселок ее часть

Сентябрь «Родные просторы» (знакомство с местоположением на карте)

Сентябрь «Родные просторы» (знакомство с местоположением на карте)

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Иметь представление о Президенте,

Иметь представление о Президенте,

БЛОК «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ»

БЛОК «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ»

День взаимопомощи: «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада)

День взаимопомощи: «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Воспитанники: ü

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Воспитанники: ü

Уголок « Мой край» в группах во всех возрастных группах 6

Уголок « Мой край» в группах во всех возрастных группах 6

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1

Приложение 1 УВАЖАЕМЫЕ

Приложение 1 УВАЖАЕМЫЕ

Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Смотрите ли по телевизору познавательные передачи, какие? __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ ___________________________ 2

Смотрите ли по телевизору познавательные передачи, какие? __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ ___________________________ 2

Приложение 3 УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Приложение 3 УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи?

Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2017