СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Информационная карта программы |
Пояснительная записка |
Актуальность программы |
Новизна программы |
Цель программы |
Задачи программы |
Механизм реализации программы: - Педагогические принципы построения программы |
- Этапы реализации программы |
- Краткое содержание программы |
- Тематическое планирование деятельности |
Планируемые промежуточные результаты освоения программы |
Материально-техническое оснащение программы |
Теоретическая и практическая значимость программы |
Литература |
Приложение |
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1. |
Полное название программы |
ПРОГРАММА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ «Я ЖИВУ В РОССИИ» |
2. |
Автор программы |
Пуртина Татьяна Владимировна, старший воспитатель |
3. |
Территория, представившая программу |
гп. Междуреченский Кондинский район Тюменская область, ХМАО-Югра
|
4. |
Юридический адрес организации |
Тюменская обл., ХМАО, Кондинский район, пгт Междуреченский, ул. Центральная 19, Б |
5. |
Цель программы |
Формирование у детей дошкольного возраста патриотического отношения и чувства к своей семье, поселку, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей. |
6. |
Место проведения |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Родничок» |
7. |
Официальный язык программы |
Русский |
«Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой растем.
И березки у дороги, по которой мы идем.
Что мы Родиной зовем? Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем? Край, где мы с тобой живем»
В. Степанов
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие нашего Отечества.
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда, способствующая воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие «патриотизма» многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине. Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, поэтому хотим, чтобы наши дети – наше будущее любили и уважали свою страну, людей, прославляющих свой край.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родины - начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины - начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родной город, посѐлок - надо показать ребенку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Программа разработана в целях системного подхода к формированию патриотических чувств к своей семье, родному краю, Родине и активизации работы ДОУ среди всех субъектов образовательного процесса:
ü воспитанники;
ü педагоги;
ü родители.
Имеет некоторые особенности:
ü проведение работы по формированию патриотических чувств у воспитанников 3-7 лет;
ü предполагает включение в режимные моменты, в расписание организованной образовательной деятельности, самостоятельную деятельность воспитанников.
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ДО, основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и с документами, регламентирующими патриотическое воспитание дошкольников: Закон «Об образовании в РФ»
• Конвенция « О правах ребенка»
• Конституция Российской Федерации
• Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.3049-13);
• Инструктивно-методическое письмо от 14.03.2000 г. №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
• Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 28.02.2007г, № 22 – ФЗ;
• Муниципальные законодательные акты;
• Локальные акты дошкольного учреждения;
• Устав дошкольного образовательного учреждения.
Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, поселку, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
ü Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным поселком, районом.
ü Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою Родину.
ü Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
ü Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
ü Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
ü Воспитание здорового образа жизни.
ü Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
В основу данной программы положены педагогические принципы:
Доступность - принцип предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Непрерывность - на современном этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
Научность - один из важных принципов программы, который основывается на научной основе сведений об истории и культуре родного края.
Системность – принцип системного подхода предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Преемственность – патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
Культуросообразность - принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст (3-4 года, вторая младшая группа), средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст (5-6 лет – старшая группа и 6-7 лет подготовительная к школе группа).
Срок реализации программы: 4 года. Участники реализации данной программы:
ü воспитанники 3-7 лет; ü педагоги; ü родители.
В программе определена последовательность решения комплекса поставленных задач и разбита на блоки:
1 блок «Вместе дружная семья» 2 блок «Вот эта улица, вот этот дом»
3 блок «Поселок, в котором я живу»
4 блок «Наша кладовая»
5 блок «Работа с педагогами»
6 блок «Взаимодействие с родителями»
Первый этап – подготовительный Цель:
ü определить основные направления работы;
ü разработать концептуальные подходы к вопросам формирования патриотического воспитания;
ü разработка диагностических карт «Мониторинг достижения воспитанниками планируемых результатов».
Второй этап - организационный Цель:
ü разработать программу по патриотическому воспитанию дошкольников «Я живу в России»;
ü создать необходимые условия для реализации данной программы в ДОУ. Третий этап - основной Цель:
ü проведение стартового мониторинга с воспитанниками;
ü проведение организованной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности воспитанников через интеграцию образовательных областей, предусмотренных программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы;
ü повышение профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах патриотического воспитания;
ü количественная и качественная обработка промежуточных результатов освоения программы.
Четвертый этап - заключительный Цель:
ü мониторинг достижений воспитанниками итоговых результатов;
ü количественная и качественная обработка результатов освоения программы;
ü систематизирование методического материала и обобщение полученного опыта;
ü внедрение в практику, распространение и популяризация апробированной программы в дошкольные образовательные учреждения Кондинского района;
ü подготовка к изданию методических материалов по результатам реализации программы;
ü размещение материалов на сайте ДОУ.
1 БЛОК «ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»
Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.
Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.
Задачи:
ü Познакомить с понятием «семья».
ü Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью, формировать интерес к своей родословной
ü Прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам.
ü Вызвать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.
ü Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.
2 БЛОК «ВОТ ЭТА УЛИЦА, ВОТ ЭТОТ ДОМ»
Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через еѐ познание.
Цель: Формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения поселка, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.
Задачи:
ü Формировать представления детей о
географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края.
ü Расширять представления о природных богатствах северной земли, растительном и животном мире; полезных ископаемых.
ü Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению.
3 БЛОК «ПОСЁЛОК, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»
Цель: Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях поселка, социально-экономической значимости поселка.
Задачи:
ü Формировать представление об исторических корнях поселка
ü Расширять представления о достопримечательностях, социальноэкономической значимости поселка.
ü Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.
4 БЛОК «НАША КЛАДОВАЯ»
Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в поселке и культуре, которую они представляют.
Задачи:
ü Формировать представление об основных профессиях жителей поселка.
ü Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.
ü Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ (3-4 года)
месяц |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
Сентябрь |
Экскурсия по детскому саду (знакомство с сотрудниками детского сада, с помещениями) |
Сюжетно-ролевая игра «В детском саду» |
Экологическая акция «Сохраним цветок» |
Целевая прогулка (растения участка, природа родного края) |
Октябрь |
Беседа «Моя семья» |
НООД «Мама, папа, я – это вся моя семья!» |
НООД (рисование) «Портрет семьи» |
НООД «Как животные родного края к зиме готовятся» |
Ноябрь |
НООД «Варвара-краса, длинная коса» (знакомство с трудом мамы) |
Беседа «Хорошо у нас в саду» |
Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала» |
Рассматривание иллюстраций «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны!» |
Декабрь |
Акция «Покормите птиц зимой» |
Целевая прогулка к ближайшей улице, находящейся возле ДОУ |
Наблюдение за трудом младшего воспитателя. |
НООД (формирование целостной культуры мира) «Наша дружная семья» |
Январь |
Проект «Мой родной поселок» |
Конструирование «Мы построим новый дом» |
Беседа «Домашние животные у нас дома» |
НООД (лепка) «Угостим новых знакомых оладушками» |
Февраль |
НООД (формирование целостной культуры мира) «Белая береза под моим окном» – деревья в родном поселке. |
НООД (рисование) «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей» |
Рассматривание фотоальбома «Мой посѐлок» |
Дать представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье. Беседа «Как стать сильным?» |
Март |
НООД (коммуникация) «Я и моя мама» |
НООД (рисование) «Для мамы расческу я нарисую. Порадую милую, дорогую» |
Беседа «Что мы делаем в детском саду» |
НООД «Помоги растению» |
Апрель |
НООД (коммуникация) «Рассказы о своей семье» |
Беседа «Наши добрые дела» Труд взрослых |
Беседа «Дом, в котором мы живем» |
Аппликация «Строим, строим дом. Вырос дом огромный». |
Май |
Целевая прогулка к украшенной к празднику улице. |
НООД (рисование) «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют» |
Чтение стихотворений «Что такое лес?», «Что такое луг?», «Что такое река?», «Что такое море?» из сборника В.Степанова «Наша природа». |
Беседа «Наш большой поселок» |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ (4 – 5 ЛЕТ)
месяц |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
Сентябрь |
«Детский сад» (знакомство с детским садом и его сотрудниками) |
НООД (лепка) «У медведя во бору грибы, ягоды беру…» |
Акция «Сохраним цветок» |
НООД (формирование целостной культуры мира) «В нашем детском саду» (труд взрослых) |
Октябрь |
Беседа «Семья» – дать понятие семья, о родственных отношениях. |
Рассматривание фотоальбома «Достопримечательности поселка Междуреченский» |
Выставка «Семейная фотография» – расширение знаний о своей семье |
НООД (коммуникация) «Мой родной поселок» |
Ноябрь |
Экскурсия «С чего начинается Родина?» (улицы города). |
Трудовая деятельность «Помоги дворнику собрать опавшие листья» |
НООД (чтение художественной литературы) Чтение стихотворения С.Черный «Когда никого нет дома» |
Целевая прогулка «В нашем поселке строят новый дом» |
Декабрь |
НООД (рисование) «Построим большой дом» |
Беседа «Мое здоровье» |
НООД (формирование целостной культуры мира) «Труд взрослых: понятие «профессия», профессии сотрудников детского сада» |
Досуг «Моя семья» (любимые занятия родителей и других членов семьи) |
Январь |
Акция «Природа просит защиты» «Покорми птиц зимой» |
Познавательное развлечение «Дружат дети на планете» |
Целевая прогулка по близлежащей улице, прилегающей к детскому саду. |
Досуг «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» |
Февраль |
НООД (формирование целостной культуры мира) «Мы следопыты» – о жизни диких животных в лесах нашего края |
Проект «Письмо в сказочную страну», знакомство с профессией почтальона. |
Беседа «На земле, в небесах и на море» – об армии, о родах войск. |
Викторина «Папы, дедушки – солдаты» – о государственном празднике «Защитники Отечества» |
Март |
НООД (коммуникация) «Наша мама лучше всех» |
Викторина по ПДД «Поселок. Транспорт. Пешеход» |
НООД (формирование целостной картины мира) «Люблю березку русскую». (деревья и растения, природа родного края) |
Развлечение «Быть здоровыми хотим» |
Апрель |
Выставка рисунков «Мой родной поселок» |
Рассматривание альбома «Природа родного края» |
Экологическая тропа «В гости к деду Природоведу» |
Беседа «Помощники» – об обязанностях, которые дети выполняют дома, об обязанностях членов семьи |
Май |
НООД (формирование целостной картины мира) «Знакомство детей с флагом России» |
Экскурсия по праздничным улицам поселка. Рассказ воспитателя «О Дне Победы» |
Сюжетно-ролевая игра «Мы рыбаки», знакомство с профессией рыбака |
Целевая экскурсия к «Стеле памяти» |
месяц |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
Сентябрь |
Беседа о летнем отдыхе – страна большая, наш край, поселок ее часть. |
Познавательное развлечение «Край, в котором мы живем» |
Экскурсия по экологической тропе «Растительный мир родного края» |
Рассматривание карты России, п. Междуреченского |
Октябрь |
НООД (формирование целостной культуры мира) Мир природы «Хвойные и лиственные деревья» |
Сюжетно-ролевая игра «МЧС» |
Рассказ воспитателя «О символике родного края» |
Беседа «Чем славится наш поселок» (на основе наглядного материала) |
Ноябрь |
Экскурсия к строительству нового дома |
Дидактическая игра «Поиграем в экономику» (что из чего сделано?) |
Выставка рисунков «Мама лучшая на свете», посвященная Дню матери |
Досуг «Лесные приключения» |
Декабрь |
Беседа «Панорама добрых дел» |
Акция «Не рубите елочку» |
Создание альбома «Все профессии важны, все профессии нужны» |
Экскурсия в краеведческий музей. |
Январь |
Чтение рассказа В.Осеевой «Кто хозяин?» |
Изготовление с детьми и родителями герба п. Междуреченского |
Дидактическая игра «Вкусная и полезная пища» |
Составление с детьми «Красной книги нашего края» |
Февраль |
НООД «Природный мир - природа и человек» |
Акция «Подарки для Защитников Отечества» |
Физкультурно-познавательное развлечение «Защитники земли русской» |
Выставка рисунков «Дом, в котором я живу» |
Март |
Праздник, посвященный международному женскому дню 8 Марта |
Целевая прогулка по близлежащим улицам |
Изготовление альбома фотографий «Достопримечательности нашего края» |
Экскурсия в Центральную районную библиотеку «Встреча со знаменитыми людьми» |
Апрель |
Беседа «Люди, каких национальностей населяют наш поселок» |
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по посѐлку Междуреченский» |
НООД (коммуникация) «Составление рассказов на тему «Чем славен наш поселок» |
Викторина «Наша дружная семья» – о коренных народах населяющих наш поселок. |
Май |
Тематический праздник «День Победы» |
Показ презентации «Национальная одежда коренных народов» |
Викторина «Знаешь ли ты свой поселок?» |
Трудовая деятельность «Украсим детский сад» (озеленение территории детского сада) |
.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (6-7 ЛЕТ)
месяц |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
Сентябрь |
«Родные просторы» (знакомство с местоположением на карте) |
Конкурс рисунков «Край, в котором мы живем» |
Проект «Наше дерево» |
Оформление подборки из домашних фотоальбомов «История моего поселка». |
Октябрь |
Беседа «Как можно стать юным экологом» |
Посещение Центральной районной библиотеки «Как все начиналось?» |
Встреча со старожилами, первопроходцами п. Междуреченский |
«Кладовая нашего края» (полезные ископаемые) |
Ноябрь |
Рассказ о происхождении названий улиц посѐлка |
НООД «Символика края» |
Беседа «Лес – многоэтажный дом», знакомство с профессией лесника, егеря. |
Экскурсия в музейную комнату школы |
Декабрь |
Творческая гостиная для детей и родителей «Культура коренных народов» |
Знакомство с творчеством поэта Ю. Шесталовым |
Изготовление плакатов на тему «Сохраним красавицу елку» |
Показ презентации «Язык орнаментов» |
Январь |
Спортивное развлечение «Ориентировка по карте» |
Сбор информации об участниках войны – жителях нашего поселка, встреча с советом ветеранов |
НООД «Я и мой поселок» с использованием поэтических произведений искусства, местных поэтов, художников |
Оформление альбома «История детского сада «Родничок» в фотографиях» |
Февраль |
Чтение З. Александрова «Дозор». А. Нехода «Летчики». |
Беседа «Все профессии нужны, все профессии важны» |
Игра – фестиваль «Загадки Лешего» |
Составление творческих альбомов по рассказам детей «Мой гпоселок» |
Март |
Праздник «Наши мамы». |
Беседа с использованием эксперимента «Край суровый и ласковый» (климатические особенности) |
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по нашему краю» |
Экскурсия в краеведческий музей «Чем богат наш край» |
Апрель |
Досуг «Зеленая служба Айболита» |
НООД (формирование целостной культуры мира) «Государственная символика» |
Рассказ о Героях Советского Союза |
Операция «Радость» изготовление подарков и вручение ветеранам ВОВ |
Май |
Акция «Спасти и сохранить» |
Беседа «Архитектура родного поселка» |
Досуг «Наши друзья - деревья»
|
День взаимопомощи «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада) |
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Наличие у воспитанников знаний об истории возникновения поселка, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного поселка, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.
Воспитанники 3-4 лет должны знать и уметь:
ü Знать имя, отчество родителей.
ü Знать где работают их родители.
ü Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.
ü Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.
ü Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.
ü Знать название своего посѐлка; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.
Воспитанники 4-5 лет должны знать и уметь:
ü С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ.
ü Уметь рассказывать о своем родном поселке.
ü Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т.д.).
ü Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.
Воспитанники 5-6 лет должны знать и уметь:
ü Знать свой домашний адрес, название поселка, округа.
ü Иметь представление о символике поселка, округа.
ü Знать название близлежащих улиц.
ü Иметь представление о жизни и быте народов, населивших поселок.
ü Узнавать на фотографиях достопримечательности поселка, уметь рассказывать о них.
ü Знать профессии своих родителей.
ü Знать правила поведения в природе.
ü Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
ü Различать некоторые рода войск.
Воспитанники 6-7 лет должны знать и уметь:
ü Краткие сведения об истории поселка, округа.
ü Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
ü Знать герб, флаг своего округа, поселка.
ü Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о воинах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
ü Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде;
ü Иметь представления о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке.
ü Знать стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
ü Соблюдать правила безопасного поведения в природе и на улице поселка.
ü Иметь элементарные представления об охране природы.
ü Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
В целях реализации программы разработан цикл мероприятий, направленный на повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в воспитании и развитии у воспитанников патриотических чувств, любви к своей родине.
№ п/п |
Виды и формы работы |
Срок
|
1. |
Утверждение программы «Я живу в России» на педагогическом совете |
сентябрь |
2. |
Создание и разработка картотеки познавательных развлечений, НООД |
сентябрь |
3. |
Подбор методической и художественной литературы |
сентябрь |
4. |
Оформление стенда «Мы патриоты страны» |
в течение года |
5. |
Семинар - практикум «Патриотическое воспитание дошкольника» |
октябрь |
6. |
Практический семинар «Взаимодействие ДОУ и семьи в патриотическом воспитании ребенка» |
ноябрь |
7. |
Родительские собрания «Родина моей семьи» «Гражданин воспитывается с детства» |
2 раза в год |
8. |
Круглый стол с участием родителей, представителями общественных организаций «Мы воспитываем будущее нашей страны» |
2 раза в год |
9. |
Выпуск памятки «Патриотизм в семье» |
в течение реализации программы |
10. |
Конкурс методических разработок и дидактических пособий, направленных на формирование патриотических чувств дошкольника. |
|
11. |
Смотр-конкурс уголков «Мой край родной!» |
|
12. |
Выпуск буклетов «Что должны знать дети о своей Родине» |
|
13. |
Выпуск памятки для родителей «С чего начать патриотическое воспитание дошкольника» |
|
14. |
Презентация передового опыта работы «Современный патриотизм» |
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников. Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у воспитанников чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
мероприятия |
сроки |
ответственные |
Проведение родительского всеобуча «Мы – все вместе» |
сентябрь |
зам. зав по ВР |
Выставка цветов и композиций, посвященных Дню поселка |
сентябрь |
воспитатели |
Клуб выходного дня для родителей «Загадки осени» (конкурс-выставка собранного урожая нашего края) |
октябрь |
ст. воспитатель воспитатели |
Проект «Мама, папа, я – спортивная семья» |
октябрь - февраль |
воспитатели |
Конкурс рисунков «Моя мама лучше всех!» |
октябрь |
руководитель изостудии |
Круглый стол, посвященный Дню матери «Милая мама» |
ноябрь |
зам. зав по ВР |
День открытых дверей «Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» |
декабрь |
зам. зав по ВР ст. воспитатель
|
Проведение конкурса «Древо своей семьи» |
декабрь |
ст. воспитатель воспитатели |
Организация совместных экскурсий |
в течение года |
ст. воспитатель |
Конкурс плакатов «Защитники Отечества» |
февраль |
воспитатели |
Спортивный досуг «Мой папа лучше всех!» |
февраль |
воспитатели |
Родительская гостиная «Мы гордимся своей малой родиной!» |
март |
воспитатели |
Совместный праздник «Я люблю свою Россию» |
апрель |
воспитатели |
Изготовление подарков для ветеранов ВОВ. Проект «Дети ветеранам». |
апрель |
воспитатели |
Организация совместной деятельности детей и родителей |
в течение года |
воспитатели |
День взаимопомощи: «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). Проект «Зеленая улица». |
май |
зам. зав по ВР ст. воспитатель |
Работа по патриотическому воспитанию с воспитанниками проводится с применением разнообразных форм:
Для более полной реализации программы необходимо взаимодействие ДОУ со следующим социумом:
Воспитанники:
ü Овладение базовыми знаниями о своей Родине, родном крае;
ü Формирование у детей патриотических чувств, любви к своему родному краю, Родине, гордости за людей, прославляющих наш край, страну; Педагоги:
ü Сформированная ориентация на реализацию компетентностного подхода к воспитанию и формированию патриотических чувств;
ü Становление партнѐрских, доверительных отношений между ДОУ, семьями воспитанников и организациями гп. Междуреченский по формированию патриотизма и воспитания любви к родному краю.
Родители:
ü Осознанная причастность к патриотическому воспитанию детей.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Эффективность реализации программы обеспечивается:
№ п/п |
оснащение программы |
количество |
1. |
Комплект плакатов «Россия – родина моя |
5 комплектов |
2. |
Методическая и художественная литература |
в комплекте |
3. |
Информационные стенды для родителей |
5шт |
4. |
Настольно-печатные игры «Я живу в Югре» и т.д. |
20 шт |
5. |
Уголок « Мой край» в группах |
во всех возрастных группах |
6. |
Подборка презентаций, мультфильмов по патриотическому воспитанию |
5 шт |
7. |
Фонотека детских музыкальных произведений |
5 шт |
8. |
Фонотека песен военных лет |
5 шт |
9. |
Музыкальный центр |
5 шт |
10. |
Телевизор |
5 шт |
11. |
Мультимедийный проектор |
5 шт |
12. |
Интерактивная доска |
5 шт |
13. |
Изобразительный материал: краски, кисти, карандаши, фломастеры, бумага, пастель, гуашь |
в комплекте |
14. |
Репродукции картин художников |
в комплекте |
15. |
Символика России |
в комплекте |
16. |
Символика Кондинского района |
в комплекте |
17. |
Глобус |
5 шт |
18. |
Физическая карта России, Кондинского района |
в комплекте |
19. |
Наглядные пособия: «Моя Москва» «Моя семья» «Деревья нашего леса» «Ягоды нашего леса» «Мы защитники» «День победы» «Кем быть?» и другие. |
в комплекте |
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ
заключается в том, что определено содержание работы по воспитанию и формированию патриотических чувств, любви к родному краю, которая включает в себя разные формы и методы работы как с воспитанниками и их родителями, так и с педагогами.
Реализация данной программы возможна в дошкольных образовательных учреждениях в рамках общеобразовательной программы в процессе организованной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности воспитанников через интеграцию образовательных областей, предусмотренных программой «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы.
РАЗРАБОТАННАЯ ПРОГРАММА:
ð доступна для освоения воспитанниками 3-7 лет;
ð вовлекает педагогов, родителей и воспитанников в единую творческую и продуктивную деятельность в рамках программы;
ð повышает уровень компетенции и рефлективности педагогов и родителей в области формирования патриотических чувств, любви к родному краю;
ð открывает перспективу распространения опыта, предполагает внедрение в практику и популяризацию в дошкольные образовательные учреждения Кондинского района;
ð
дает возможность подготовки к изданию методических материалов по
результатам реализации программы, размещения материалов на сайте ДОУ.
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой– М.: Мозаика – Синтез, 2010.
2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007;
3. Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007;
4. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005;
5. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121;
6. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8;
7. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10;
8. Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36;
9. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19;
10. Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-29;
11. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54;
12. Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007;
13. Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007;
14. Ветохина А.Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. – Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2010; 15. Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М: Мозаика – Синтез, 2004;
16. Мосалова Л.Л. Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2010.
Приложение 1
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Предлагаем вам ответить на вопросы анкеты, с целью изучения ситуации по патриотическому воспитанию наших детей.
1. Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?
- Да.
-Нет.
2. Что для вас означает выражение «Быть патриотом»?
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ______
3. Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственнопатриотических чувств?
- Да.
- Нет.
4. Где, по-вашему, ребенок получает основы патриотизма?
- В школе.
- В семье.
- В детском саду.
5. Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном посѐлке?
- Да.
- Нет.
- Иногда.
6. Рассказываете ли вы своему ребенку о Междуреченском, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях?
- Да.
- Нет.
- Иногда.
7. В каких местах нашего посѐлка вы любите бывать со своим ребенком?
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _________
8. Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному посѐлку?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _________
9. Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ Приложение 2
ПО ПРОБЛЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1. Как Вы знакомите детей с окружающим миром?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________
2. Воспитываете ли Вы у своего ребенка бережное отношение к природе родного края - принимает ли участие Ваш ребенок в работе на огороде, ухаживает за животными, за цветами?
__________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ ________________
3. Беседуете ли Вы о родном поселке, районе?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ _________________
4. Посещаете ли вы со своим ребенком праздники, посвященные Дню посѐлка?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________
5. Как часто Вы с детьми слушаете (поете, рассказываете) песни, стихи о Родине, о природе родной страны?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ ______________
6. Совершаете выезды на природу, если да, то с какой целью?
__________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ _________________
7. Совместно читаете книги, журналы, как часто?
__________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________
8. Смотрите ли по телевизору познавательные передачи, какие?
__________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________ ___________________________
9. На Ваш взгляд, обладаете ли Вы достаточной информацией о родной стране, посѐлке, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы? __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ ____________
10. Нужна ли Вам помощь педагогов в получении информации о родной стране, поселке; в чем-то еще?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________
БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ОТВЕТЫ!
Приложение 3
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Предлагаем вам ответить на вопросы анкеты «Патриотическое воспитание ребенка»
1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?__________________________
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____________
2.Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?___________________________________
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____________
3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного
возраста?_____________________________________________________________________ ______
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____________
4.Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____________
5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
_____________________________________________________
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ___________
6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
______________________________________
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.