Программа по предмету "Музыка" для детей коррекционной школы (1-4 класс)
Оценка 4.8
Разработки курсов
doc
музыка
1 кл—4 кл
19.04.2019
Рабочая программа Хорового кружка для обучающихся 1-4 класса с ограниченными возможностями здоровья.Программа ориентирована на выполнение требований к содержанию внеурочной деятельности школьников, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ «Музыка 1-4 класс», предметов художественно-эстетического цикла для обучающихся коррекционных классов.
Хоровой кружок овз 1-4.doc
МБОУ «Карагайская средняя общеобразовательная школа№1»
Рассмотрено:
Согласовано:
На заседании методического
Совета школы
Заместитель директора по
УВР
Утверждаю:
Директор школы
Протокол №____от ___ 2018 г
Руководитель МС
__________С.Б. Коновалова
_________Н.Г. Бразгина
«_____»________ 2018 г.
«_____»_________ 2018 г.
_______Е.А. Смелякова
«____»_______2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ХОРОВОЙ КРУЖОК»
на 20182019 УЧЕБНЫЙ ГОД
(общекультурное направление)
Классы: 14 (к)
Учитель : Дурегина Наталья Геннадьевна Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 часа
Содержание
С. Карагай. 2018
1. Пояснительная записка………………………………………………………3
1.1. Нормативноправовые, инструктивнометодическими документы
1.2. Актуальность (педагогическая целесообразность)
1.3. Цель и задачи
2. Организация внеурочной деятельности…………………………………….6
2.1. Форма занятий
2.2. Режим занятий
2.3. Наполняемость групп
3. Ожидаемые результаты реализации внеурочной деятельности и способы
определения результативности………………………………………………7
4. Формы и виды контроля……………………………………...………………9
5. Содержание программы………………………………………………………9
5.1. Учебный план
5.2. Учебнотематический план
5.3. Тематический план
6. Вокальнопевческие задачи развития УУД в искусстве хорового пения…14
7. Условия реализации программы……………………………………………..18
8. Список литературы…………………...……………………………………….20 Пояснительная записка
1.1. Нормативноправовые, инструктивнометодическими документы
Программа внеурочной деятельности хоровой кружок является адаптированной
образовательной программой, на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), 2014.
Программа соответствует требованиям Федеральным государственным образовательным
стандартом (далее ФГОС), Концепции духовнонравственного развития и воспитания
гражданина России, планируемых результатов с учетом Федеральных государственных
требований (далее – ФГТ).
Направление программы внеурочной деятельности хоровой кружок общекультурное.
Данная рабочая программа является модифицированной, разработана на основе
типовых программ по хоровому пению для детей младшего школьного возраста:
Огороднова «Музыкально – певческое воспитание детей»,
Никифорова Ю.С. «Детский академический хор», Москва, 2003г.,
Программа внеурочной деятельности хоровой кружок базируется на основных
нормативных документах РФ:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273ФЗ (ред. От 25.11.2013) «Об образовании
в Российской Федерации» (с изм. и доп. вст в силу с 01.01.2014)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года № 373 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта
начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009, рег. №
17785).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010
№1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»
Письмо Минобрнауки РФ от12.05.2011 № 03296 «Об организации внеурочной
деятельности при введении федерального государственного образовательного
стандарта»;
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной
оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений,
утвержденные Приказом Министерства образования и науки России от 04.10.2010
года № 986.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря
2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к
общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся,
воспитанников»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН
2.4.2.282110 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
1.2. Актуальность (педагогическая целесообразность)
В соответствии с ФГОС ООН программа внеурочной деятельности хоровой кружок
реализуется образовательным учреждением (далее ОУ) через внеурочную деятельность.
Программа ориентирована на выполнение требований к содержанию внеурочной
деятельности школьников, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных
программ «Музыка 14 класс», предметов художественноэстетического цикла для
обучающихся коррекционных классов.
Педагогическая целесообразность данной образовательной внеурочной деятельности
обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников
навыков восприятия музыки, пения, музицирования, музыкально пластического
интонирования, которые необходимы для успешного художественноэстетического
развития ребёнка.
Хоровое пение относится к самым доступным видам коллективного музыкального
исполнительства и является важным средством формирования художественного и
эстетического вкуса, формирует гражданскую позицию подрастающего поколения.
Помимо воспитательных и образовательных составляющих, есть и физиологический
аспект: тренировка голосового аппарата в раннем возрасте формирует здоровый голос
взрослого человека. Младший школьник знакомится со технологиями охраны голоса,
дыхательной и звукообразующей системы и здоровья в целом.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать
творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений,
совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Актуальность программы связана с ростом числа детских коллективов, расширением их
концертноисполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с
расчетом на голосовые возможности детей. В певческой деятельности творческое
самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, хоровом пении
одноголосном и многоголосном исполнении образцов вокальной классической музыки,
народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении
опыта вокальной импровизации.
1.3. Цель и задачи программы
Цель
Развитие личности младшего школьника в новой системе ценностей современного
общества РФ средствами музыкальнохорового искусства. Цель программы соответствует требованиям к личностным результатам освоения
Основной Образовательной Программы, установленным ФГОС.
Задачи программы раскрывают логику достижения цели при организации практической
деятельности обучающихся.
формирование основ вокальнохоровой культуры и хорового мышления, как вида
коллективного музицирования;
приобщение обучающихся коррекционных 14 классов к сокровищнице отечественного
и мирового вокальнопесенного, хорового искусства;
выявление связи музыки и жизни, как отражение жизни в музыкальном искусстве;
развитие интереса к хоровой музыке и музыкальной – хоровой деятельности, образного
и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого
голоса, учебнотворческих способностей в различных видах учебнохоровой
деятельности;
овладение практическими вокальными УУД хорового многоголосия;
воспитание эмоциональноценностного отношения к хоровому искусству,
художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств, таких как:
любовь к ближнему, к своему народу, к Родине;
уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
освоение знаний о музыке, композиторах, исполнителях русской и мировой культуры.
2. Организация внеурочной деятельности
2.1. Форма занятий
Реализация программы внеурочной деятельности хоровой кружок направлена на
учеников коррекционной школы МБОУ КСОШ№1 и предусматривает перспективное
развитие навыков хорового мастерства в средней и старшей школе. МБОУ КСОШ№1
создает условия для активного участия обучающихся по данной программе во
внеурочной деятельности школы по общекультурному направлению.
Форма занятий – групповая. На хоровых занятиях органически сочетаются фронтальное
воздействие руководителя на всех учащихся коллективное воздействие и
индивидуальный подход к каждому участнику коллектива, т.е органически сочетаются
групповые и дифференцированные формы работы.
Занятия планируются с учётом возрастных, психологических и индивидуальных
особенностей обучающихся. Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются
вокальные, творческие и воспитательные задачи.
беседа;
практические занятия;
урокконцерт;
репетиция;
концерт;
индивидуальная работа с учащимися;
выездное занятие;
мастеркласс;
участие в конкурсах и фестивалях.
В рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:
вокальнохоровая работа;
ритмические упражнения;
дыхательная гимнастика
творческие задания
театрализация
пластическое интонирование и др.
2.2. Режим занятий
Программа рассчитана на 1 год обучения, 68 часов.
Занятия 1 раз в неделю по 2 академического часа. Всего в году 68 часов.
Расписание хоровых занятий составляется в соответствии с требованиями ФГОС
внеурочной образовательной деятельности и Санитарными Правилами и Нормами от
29.12.2010 №189 и утверждается администрацией МБОУ КСОШ№1.
2.3. Наполняемость группы
Количество участников хорового урока от 8 человек и более. Основанием зачисления в
состав хора является заявление родителей.
3. Ожидаемые результаты реализации внеурочной деятельности и способы определения результативности.
Личностные результаты освоения программы:
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Формирование основ гражданской идентичности, формирование основ гражданской
идентичности, принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи,
представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за
свою Родину, народ и историю;
формирование эмоциональное отношение к искусству;
формирование духовнонравственных ценностей, эстетических потребностей и
эмоциональности и чувств;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками во время урочной,
репетиционной и концертной деятельности, умения работать в коллективе;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе
в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы:
регулятивные УУД:
планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;
выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством;
создавать исполнительский план хорового произведения;
коммуникативные УУД:
участвовать в жизни микро и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона
и др.) – участие в концертных выступлениях различного уровня (класс, школа, район,
город, регион);
уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
работать над унисоном в хоре и хоровой партии;
осознавать свою роль в многоголосном пении;
работа над произведениями с сопровождением разного уровня сложности и
самостоятельности (дублирующим голос и не дублирующим голос);
работать с минусовками;
применять знаковосимволические и речевые средства для решения
коммуникативных задач.
познавательные УУД: использовать знаковосимволические средства (нотная грамота, теория музыки,
музыкальная литература) для разучивания и исполнения хоровых произведений
различной степени сложности;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
расширять музыкальный кругозор.
Предметные результаты освоения программы:
Знать:
Элементарные способы воплощения художественнообразного содержания хоровых
произведений в различных видах музыкальной и учебнотворческой деятельности;
нотную грамоту;
правильную певческую установку;
особенности музыкального языка хорового искусства.
Уметь:
применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при
реализации различных проектов для организации содержательного культурного
досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
исполнять хоровые произведения с аккомпанементом и без сопровождения;
правильно пользоваться вокальным дыханием;
исполнять хоровые произведения различной сложности (в соответствии с возрастом и
техническими возможностями) в рамках учебного материала;
анализировать хоровые произведения различных жанров, эпох и культур.
4. Формы и виды контроля
Виды контроля достижений результатов внеурочной деятельности:
индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося
на основании экспертной оценки личного портфолио – самооценка каждого участника
хорового коллектива;
коллективный результат внеурочной деятельности вокального ансамбля, хора в
рамках общекультурного направления – участие в концертах разного уровня,
самостоятельные мероприятия хорового коллектива урокконцерт, открытый урок,
мастеркласс, концерт, творческая мастерская, творческая презентация, отчётный
концерт.
качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОУ по
направлениям внеурочной деятельности на основании суммирования индивидуальных
результатов обучающихся.
Формы подведения итогов освоения программы внеурочной деятельности:
участие ребенка в концертных выступлениях различного уровня (классного, школьного, районного, муниципального, регионального);
участие в конкурсных программах различного уровня (классного, школьного,
районного, муниципального, регионального);
выполнение творческих и конкурсных работ художественноэстетического цикла
различного уровня (классного, школьного, районного, муниципального,
регионального).
5. Содержание программы
Основа программы внеурочной деятельности хоровой кружок :
тематическое построение учебных задач.
Принцип построения учебнотематического плана:
от простого к сложному,
от знаний к творчеству,
от теории к практике,
от практической деятельности к хоровым концертам.
Творчески подходя к программе, нельзя разрушать тематической целостности и
последовательности программы. Учебный материал, отобранный для занятий, является
педагогически целесообразным, так как специфика вокального пения обусловливает
особенности методической работы с певческим голосом. Подчинение всего материала
занятия его основной теме дает возможность педагогу достаточно свободно заменять
одно произведение другим с аналогичным художественно педагогическими задачами.
5.1. Учебный план
№
Разделы программы
1 Беседа об охране голоса
2 Певческая установка
3 Певческое дыхание
Работа над звуковедением и чистотой
интонирования
Работа над дикцией и артикуляцией
4
5
6 Ансамблевое пение
Общее количество часов
1
4
2
8
8
4 7 Нотная грамота, чтение партитур
8
9
Работа над репертуаром – отечественная классика
Работа над репертуаром – народные произведения
10 Работа над репертуаром – зарубежная классика
11 Работа над репертуаром – духовная музыка
12 Беседа о сценической культуре
13 Концертная деятельность
Итого
4
10
15
3
2
1
6
68
5.2. Учебнотематический план
№
Разделы и темы учебной программы
Часы
1 Беседа об охране голоса
2 Певческая установка
3 Певческое дыхание
4 Работа над звуковедением и чистотой интонирования
5 Работа над дикцией и артикуляцией
6 Ансамблевое пение
7 Нотная грамота, чтение партитур
8 Работа над репертуаром – отечественная классика
9 Работа над репертуаром – народные произведения
10 Работа над репертуаром – зарубежная классика
11 Работа над репертуаром – духовная музыка
12 Беседа о сценической культуре
13 Концертная деятельность
Итого
1
4
2
8
8
4
4
10
15
3
2
1
6
68
5.3. Тематический план
я
1
1
2
2
1
1
1
9
Всего часов
Теори
Практика
3
2
6
6
3
3
10
15
3
2
6
59 №
Разделы и темы учебной
программы
1 Беседа об охране голоса
2
3
4
5
6
7
8
9
Певческая установка
Певческое дыхание
Работа над звуковедением и
чистотой интонирования
Работа над дикцией и
артикуляцией
Ансамблевое пение
Основы нотной грамоты, чтение
хоровых партитур
Работа над репертуаром –
отечественная классика
Работа над репертуаром –
народные произведения
Содержание
Теория Беседа об охране и гигиене голоса.
Теория – Беседа об устройстве певческого
аппарата вокалиста.
Практика упражнения на формирование
певческой установки.
Теория Беседа о правильном певческом
дыхании.
Практика – упражнения на различные
способы певческого дыхания; упражнения
по методике Стрельниковой.
Теория Беседа о правильном
звукоизвлечении в академическом вокале.
Практика – интонационные упражнения,
правильное звуковедение.
Теория Беседа о правильной дикции и
артикуляции.
Практика упражнения на дикцию и
артикуляцию.
Теория – Беседа о пении в ансамбле.
Практика: развитие навыков ансамблевого
пения. Пение в группах, в хоровых партиях,
в хоре.
Теория – элементарная теория музыки.
Практика чтение хоровых партитур,
умение читать свою партию и видеть нотный
текст другой партии, видеть нотный текст
всего музыкального произведения.
Теория – Беседа об авторах и эпохе
произведений.
Практика разбор хоровых партитур,
разучивание партий, создание
исполнительского плана произведения.
Теория – Беседа об авторах и эпохе
произведений.
Практика разбор хоровых партитур,
разучивание партий, создание Работа над репертуаром –
зарубежная классика
10
11
Работа над репертуаром –
духовная музыка
12 Беседа о сценической культуре
13
Концертная деятельность
исполнительского плана произведения.
Теория – Беседа об авторах и эпохе
произведений.
Практика разбор хоровых партитур,
разучивание партий, создание
исполнительского плана произведения.
Теория – Беседа об авторах и эпохе
произведений.
Практика разбор хоровых партитур,
разучивание партий, создание
исполнительского плана произведения.
Теория Беседа о сценической культуре.
Практика Ежегодное итоговые
выступление на мероприятиях различных
уровней – классном, школьном, районном,
муниципальном, региональном,
всероссийском.
Все направления учебнотематического плана программы в условиях репетиции
органически переплетаются.
6. Вокальнопевческие задачи развития УУД в искусстве хорового пения
Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном
единстве с формированием ладового и метроритмического чувства включает решение
следующих вокальнопевческих задач:
Певческая установка
0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя
или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову
не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в
небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но
наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.
Дыхание
Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике
широко распространён брюшной тип дыхания. Современная методика воспитания голоса
свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при
этом у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние
рёбра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не
позволяют унифицировать внешнефизиологические признаки дыхания. Практикой
выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания:
1) вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);
2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание; 3) выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу).
С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох
формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных упражнений
следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически
верно организует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию
дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при
голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы
гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при
пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться
комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то
же время полноценным.
К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровьеоберегающую функцию
(общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое
вентилируется только при вдохе через нос).
Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается
протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо научить детей
делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Ученики должны знать, что при
небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к
неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для
развития навыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном
дыхании всю фразу, если она не очень длинна. Также учащимся объясняется, что место,
где надо брать дыхание, называется цезурой и имеет обозначение V.
Артикуляция
Правильное формирование гласных звуков.
От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым,
округлённым и ровным звуком. Педагог обязан знать артикуляционные свойства
гласных, обусловленные положением голосового аппарата.
При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается
широко, глотка становится узкой. Педагог использует упражнения для раскрепощения
голосового аппарата (см. литературу), освобождая его от зажатости напряжения.
Звук «а» требует округлённости звучания.
Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой
формы и несколько более расширена, чем при пении на «а».
Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует нахождению
так называемой «высокой позиции», а также наименьшей природной громкостью изза
узости формы рта при пении. Педагог использует в работе над «и» приёмы для
устранения тусклости и глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным
навыкам следует начинать работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое
отверстие сужается и расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию
звучания других гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти от
речевой к певческой форме подачи звука. В упражнениях порядок гласных изменяется в
связи с поставленной задачей. Педагог обязан знать о факторе взаимовлияния гласных:
если первый гласный своими качествами воздействует на последующие, то и свойства
последующих, в свою очередь, передаются первым. В работе над гласными следует:
а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции;
б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту
создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;
в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование
йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади
гласной: ай, ой, ий;
г) педагогу тщательно следить не только за формой, но и за активностью
артикуляционного аппарата.
Важная задача для педагога научить детей связному и отчётливому исполнению
гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции.
Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и
мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без
активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого
нёба.
Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и
маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука
(мягкой или твёрдой).
Для «размягчения» звука следует применять слоги с согласным «л», а при звуковой
вялости слоги с согласным «д». При этом педагогу не следует бояться словесных
пояснений в отношении механики образования гласных и согласных звуков.
Подвижности голоса
Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой
дикции. Подвижность или гибкость голоса искусство исполнения произведения с
необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением),
усилением или ослаблением звучности.
В работе над подвижностью должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь
упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном
темпе и с умеренной силой звучания.
Расширение певческого диапазона детей
Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с
примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии
голосового аппарата.
Для определения ширины диапазона педагогу следует выявить примарные звуки,
которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений
расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх.
Следует следить за звучанием детского голоса если дети поют форсированным,
крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует
избегать такого пения.
Развитие чувства метроритма
Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений (см.
литературу) или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном
репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления
трудностей. Соответственно составляется план по преодолению таких трудностей и
подбираются специальные конкретные упражнения.
Выразительность и эмоциональность исполнения
Любое исполнение песни эмоциональное переживание. Педагогу следует дать детям
прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить
кульминационные зоны.
Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед учеником сложные
исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога. Большое значение имеет
качество показа песни самим учителем.
Работа над чистотой интонирования.
В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее
подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является
пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным
проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего
интонирования мелодии следует стимулировать тихое пение. Работа над трудно
вокализуемыми местами выделяется в отдельные вокальные задачи и решается с
помощью специальных тренировочных упражнений. Следует использовать пропевание
мелодии в форме легато и стаккато.
Формирование чувства ансамбля
В хоровом исполнении следует учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить
громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию.
Чувство ансамбля воспитывается путём решения задач одновременного начала и
окончания пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать
свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.
Формирование сценической культуры
Задача педагога подбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным
возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной
аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений
развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится
комплекс движений по ритмике.
Таким образом, развитие вокальнохоровых навыков сочетает вокальнотехническую
деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического
образа.
В работе с вокальным коллективом необходимо руководствоваться следующими
принципами:
Развивать голос из примарных тонов, без торопливости расширять диапазон.
Главным методом считать устное объяснение, показ учителя.
Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а
качество выученного материала.
Всю певческую работу связывать с развитием музыкального слуха. Повторять выученное на каждом занятии, что является фундаментом для
последующей работы.
Применять индивидуальный опрос, наблюдать за развитием каждого ученика.
7. Условия реализации программы
Кадровое обеспечение программы
Педагог, руководитель, реализующий программу должен владеть следующими
профессиональными и личностными качествами:
иметь специальное музыкальнопедагогическое образование;
владеть навыками, приемами, методиками и технологиями организации хоровых
занятий;
знать физиологию и психологию детского возраста, специфику восприятия;
умеет видеть и раскрывать творческие способности воспитанников;
иметь собственный опыт концертносценической практики.
Методы практической педагогической деятельности
В качестве главных методов программы: стилевой и системный подход, метод
творчества, метод импровизации и сценического движения.
Стилевой подход широко применяется в программе, нацелен на постепенное
формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения,
понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
Системный подход направлен на достижение целостности и единства всех
составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды
концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать
соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года
обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование
системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
Творческий метод используется в данной программе как важнейший художественно
педагогический метод, определяющий качественнорезультативный показатель ее
практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и
всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности
вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации. В
совместной творческой деятельности преподавателя и членов вокальной студии
проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность,
особенности мышления и фантазии.
Метод импровизации и сценического движения. Требования времени – умение
держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, умение работать перед зрителями и слушателями. Всё это дает обучающимся умело вести себя
на сцене, владеть приемами сценической импровизации, двигаться под музыку в ритме
исполняемого репертуара. Использование данного метода поднимает исполнительское
мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но
и телом.
Методическое обеспечение программы
Методические рекомендации по работе в детском хоровом коллективе прилагаются к
программе внеурочной деятельности хоровой кружок «Фантазеры» (см. Приложение).
Материальнотехнические условия
Для обеспечения надлежащих аудиторных условий, хоровой кабинет, концертная
площадка должны соответствовать требованиям ФГОС НОО, ФГТ к образовательным
учебным заведениям (Приказ № 986 от 04.10.2010 года), ФГТ к образовательным
учреждениям от 28 декабря 2010 года № 2106 и Санитарные Правила и Нормы от
29.12.2010 № 189.
Для реализации данной программы необходимы
музыкальные инструменты –
фортепиано, синтезатор, шумовые инструменты,
звукозаписывающая аппаратура и микрофоны,
СД и видеоаппаратура,
экран и проектор,
компьютер и принтер,
доска с нотоносцем,
оборудованное рабочее место преподавателя,
хоровые станки – рабочие места учащихся для урочной деятельности,
хоровые станки для концертного исполнения.
Методическая литература и учебные пособия
фонд библиотеки МБОУ КСОШ№1 нотная литература, хоровой словарь, нотные
таблицы, схемы, книги о музыке, учебники музыкальной литературы, методическая
литература для учителя;
библиотечный фонд кабинета музыки МБОУ КСОШ№1 сборники песен для
младшего, среднего и старшего школьного возраста, СД диски с музыкой современных композиторов РФ,
СД диски хоровой и инструментальной классической музыки,
пособия по элементарной теории музыки в таблицах,
портреты композиторов русской и мировой музыки,
репродукции картин,
камертон и метроном,
методическая литература для учителя,
разработки уроков, пособий для учителя и учеников, разработанных учителями
МБОУ КСОШ№1 в разные годы.
8. Список литературы
Законодательная база
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №
273ФЗ;
Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009. № 373 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования»;
Письмо Минобрнауки РФ от12.05.2011 № 03296 «Об организации внеурочной
деятельности при введении федерального государственного образовательного
стандарта»;
Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 061844 «О примерных требованиях к
программам дополнительного образования детей»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН
2.4.2.282110 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010
№1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»
Министерство образования и науки РФ. Департамент молодёжной политики,
воспитания и социальной защиты детей. Письмо от 11 декабря 2006 года . N 06
1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования
детей»
Типовые учебные программы
М.И. Белоусенко «Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г; Д.,
Огороднова «Музыкально – певческое воспитание детей»,
Никифорова Ю.С. «Детский академический хор», Москва, 2003г., Методическая литература
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Абдуллин Э.Б. Теория и практика музого обучения а общеобразовательной
школе. М.: Просвещение, 1983. 112 с.
Андреева Л.В., Бондарь М.Д., Локтев В.К. Искусство хорового пения – М, 2003.
– 249 с.
Апраксина О. А., Орлова Н. Д. Выявление неверно поющих детей и методы
работы с ними. // Музное воспитание в школе. Вып. 10. // М.:1975. С. 104с.
Апраксина О.А. Методика муз.воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. 220
с.
Багадуров В. Вокальное воспитание детей. М.: Музыка, 2002. – 357 с.
Бигдаш И. Г. Повышение эффективности учебновоспитательной деятельности
учреждений дополнительного образования детей // Бюллетень. – 2006. № 4. – с.
56.
Виноградов К. П. Работа над дикцией в хоре. М.: Музыка, 1967. 148с.
Голубев П.В. Советы молодым педагогамвокалистам. М.: Государственное
музыкальное издательство, 1963.
Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства
/Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
10. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор. Пособие для учителя. Москва. Просвещение –
2010.
11. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1996. 367с.
12. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5 изд., стер. – СПб.:
Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
13. Краснощёков В. И. Вопросы хороведения. – М., «Музыка», 1969
14. Левандо П. П. Проблемы хороведения. Л.: Музыка, 1974. 282 с.
15. Менабени А.Г. Вокальные упражнения в работе с детьми. // Музыкальное
воспитание в школе. Вып. 13. М.: Музыка, 1978. С. 2837.
16. Морозов В.П. Развитие физических свойств детского голоса.// От простого к
сложному. Л., 1964. С. 97106..
17. Овчинникова Т. Н. К вопросу о воспитании детского певческого голоса в
процессе работы с хором.// Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. М.:
Музыка, 1975. С. 1723.
18. Овчинникова Т.Н. Программа для общеобразовательных школ «Хор», М.
Просвещение 1985 г.
19. Огороднов Д. Е. Музыкальнопевческое воспитание детей в
общеобразовательной школе. Л.: Музыка, 1972. 152 с.
20. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007.
21. Струве Г. А.. Школьный хор. М., 1981.
22. Струве. Г. А. Учебновоспитательная работа в детских и юношеских хоровых
коллективах. М., 1985.
Нотная литература 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
В. Агафонников «Солнце, море и ветер» Сюита. Москва, «Музыка», 1989г.
А. Александров «Чешские и словацкие народные песни». Москва, «Музыка»,
1993 г.
«Алёнушка» Популярные песни. В.З. Москва, «Музыка», 1985г.
И. Арсеев, В. Корзин Песни для детей младшего возраста. Москва, «Музыка»,
1992г.
«Антология детской песни» В.2. Песни для детей младшего школьного
возраста. Составители: Е. Николаева, М. Борисова. Москва, «Музыка» 1991г.
Будем с песней дружить». Москва, «Музыка», 1992г.
Вокально хоровые упражнения в детском хоре. Москва, «Музыка», 1989г.
В. Волков «Заречье». Москва, «Музыка», 1989г.
«Весёлая радуга». Москва, «Музыка», 1987г.
Весёлая карусель В. 9. Москва, «Музыка», 1991г.
«Встреча с песней» В.4. Ленинград, «Советский композитор», 1988г.
«Вокальные произведения», В.1 Москва, «Музыка», 1991г.
В. Волков «Лирические и шуточные песни». Москва, «Музыка», 1987г.
Гречанинов Избранные произведения для детей. Составитель: П. Крылов.
Москва, Музыка, 1999г.
15. Детские хоры В.4. Составитель Р. Бойко. Москва, «Музыка», 1987г.
16. Н. Добровольская «Вокально хоровые упражнения в детском хоре». Москва,
«Музыка», 1987г.
Г. Дмитриев «Голоса природы». Москва, «Музыка», 1990г.
Г. Дмитриев «Голоса природы». Ленинград, «Советский композитор», 1989г.
«Зорче глаз, твёрже шаг». Москва, «Музыка», 1993 г.
«Здравствуй, песня», В.6 Москва, «Музыка», 1985г.
«Звонче песня». В.2. Москва, «Музыка», 1984г.
«Звонкие голоса» В.5. Москва, «Музыка», 1987г.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23. А. Зацепин «Песни из кинофильмов». Москва, «Музыка», 1995г.
24.
25. Э. Колмановский «Поговорим с тобою сын». Москва, «Музыка», 1986г.
26. А. Кудряшов сборник «Настольная книга музыкального руководителя» 2006г.
27. Ф. Лукин «Жаворонок». Москва, «Музыка», 1989г.
28. Ф. Лист «Песни». Москва, «Музгиз», 1985г.
29.
«Лирические песни для голоса с фортепиано», В. 10. Москва, «Музыка»,
1996г.
В. Кикта «Земляничкаягодка». Москва, «Музыка», 1989г.
«Отчизна счастья» Песни для голоса и хора. Москва, «Музыка», 1989г.
30. А. Островский «Избранные песни». Москва, «Музыка», 2000г.
31. А. Островский «Детские песни». Москва, «Музыка», 2000г.
32.
33. Песни советских композиторов. Ленинград, «Советский композитор», 1989 г.
34. Песни разных народов». Москва, «Музыка», 1998г.
35.
36. Песни разных народов. Ленинград, «Советский композитор», 1989г.
37.
38.
39.
«Песня наша звонкая» Москва, «Музыка», 1994г.
«10 песенок на английском и русском языках». Москва, «Музыка», 1998г.
В. Попов Песни, танцы. Москва, «Музыка», 1996г.
«Песня остается с человеком». Москва, «Музыка», 2001г. «Пою моё отечество» В. 2. Ленинград, «Советский композитор», 1989г.
40.
41. Пять хоров без сопровождения. Ленинград, «Советский композитор», 1989г.
42.
«Песня за песней», Ленинград, «Советский композитор», 1989г.
43. А. Пахмутова «Любовь моя спорт». Москва, «Музыка», 1987г.
44.
45.
«Песня за песней». Москва, «Музыка», 1992г.
«Песни для голоса и хора» Составитель А. Ландер. Ленинград, «Советский
композитор», 1989г.
«Песня за песней», Москва, «Музыка», 1990г.
Репертуар школьных хоров, В.30. Москва, «Музыка», 1987г.
«Русские напевы», В.21. Москва, «Музыка», 1985г.
«Репертуар юношеского хора В.2. Песни и хоры советских композиторов без
сопровождения. Составитель: Г. Ковалев. Москва, «Музыка», 1990г.
Репертуар хормейстера. Детский хор В. 3 Составитель: И. Маристова.
Москва, «Музыка», 1994г
Репертуар для детских и юношеских хоров, В. 15. Ленинград, «Советский
композитор», 1989г.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52. М. Раухвергер «Новые песни». Москва, «Музыка», 1996г.
53. А.Рубинштейн «Двенадцать дуэтов». Москва, «Музыка», 1989г.
54.
55.
Романсы советских композиторов на стихи А. Пушкина. Ленинград,
Г. Струве Репертуар детских и юношеских хоров. В.7. Москва, «Музыка»,
1996г.
0. Соколов «Двухголосное пение». Москва, «Музыка», 1997г.
Г. Струве «Школьный хор». Москва, «Музыка», 1998г.
56.
57.
Программа по предмету "Музыка" для детей коррекционной школы (1-4 класс)
Программа по предмету "Музыка" для детей коррекционной школы (1-4 класс)
Программа по предмету "Музыка" для детей коррекционной школы (1-4 класс)
Программа по предмету "Музыка" для детей коррекционной школы (1-4 класс)
Программа по предмету "Музыка" для детей коррекционной школы (1-4 класс)
Программа по предмету "Музыка" для детей коррекционной школы (1-4 класс)
Программа по предмету "Музыка" для детей коррекционной школы (1-4 класс)
Программа по предмету "Музыка" для детей коррекционной школы (1-4 класс)
Программа по предмету "Музыка" для детей коррекционной школы (1-4 класс)
Программа по предмету "Музыка" для детей коррекционной школы (1-4 класс)
Программа по предмету "Музыка" для детей коррекционной школы (1-4 класс)
Программа по предмету "Музыка" для детей коррекционной школы (1-4 класс)
Программа по предмету "Музыка" для детей коррекционной школы (1-4 класс)
Программа по предмету "Музыка" для детей коррекционной школы (1-4 класс)
Программа по предмету "Музыка" для детей коррекционной школы (1-4 класс)
Программа по предмету "Музыка" для детей коррекционной школы (1-4 класс)
Программа по предмету "Музыка" для детей коррекционной школы (1-4 класс)
Программа по предмету "Музыка" для детей коррекционной школы (1-4 класс)
Программа по предмету "Музыка" для детей коррекционной школы (1-4 класс)
Программа по предмету "Музыка" для детей коррекционной школы (1-4 класс)
Программа по предмету "Музыка" для детей коррекционной школы (1-4 класс)
Программа по предмету "Музыка" для детей коррекционной школы (1-4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.