Рабочая программа разработана в соответствии с ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕН-НЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, на основе про-граммы «Перспективная начальная школа», требованиями Примерной основной образовательной программы образовательного Учреждения, Положения о Совете по введению новых ФГОС НОО начального образования по ГКУ РО Семичанскаой школы- интерната (утв. Приказом № 45 от 24.04.2013года), учебного плана ГКОУ РО Семичанской школы интернат на 2015- 2016 учебный год, приказа Семичанской школы - интерната № 54 от 11.08.2015 года, «Об утверждении рабочих программ и воспитательных планов на 2015-2016гг.
окр.мир3.doc
Раздел 1. Пояснительная записка………..стр. 23
Раздел2. Общая характеристика…………стр. 411
Раздел3. Место учебного предмета……….стр. 12
Раздел4. Содержание………………………..стр. 1318
Раздел 5. Тематическое планирование……стр. 1927
Раздел 6. Календарнотематическое планирование…стр. 2847
Раздел 7.
Материальнотехническое обеспечение…….стр.4849
Раздел 8.
Контроль и оценка результатов обучения……
стр. 5053
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир»
1 Раздел 1. «ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА»
Рабочая программа разработана в соответствии с ФЕДЕРАЛЬНЫМ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, на основе
программы «Перспективная начальная
школа»,
требованиями Примерной основной образовательной программы
образовательного Учреждения, Положения о Совете по введению новых ФГОС НОО
начального образования по ГКУ РО Семичанскаой школы интерната (утв. Приказом
№ 45 от 24.04.2013года), учебного плана ГКОУ РО Семичанской школы интернат на
2015 2016 учебный год, приказа Семичанской школы интерната № 54 от 11.08.2015
года, «Об утверждении рабочих программ и воспитательных планов на 20152016гг.
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании следующих
нормативноправовых документов:
1. Законом Российской Федерации «Об образовании РФ».
2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (Утвержден Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (в ред. приказов Минобрнауки
России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357)
3. Примерной и авторской программы начального общего образования по
Окружающему миру» Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. .
4. Учебного плана ГКОУ РО Семичанской школы – интернат на 20152016 учебный
год, приказ № 54 от 11.08.2015 года.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью
соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта
начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом
учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания
основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного
содержания.
Данная программа «Окружающий мир» для учащихся 3 класса разработана на
основе примерной программы «Окружающий мир» (авторы Федотова О.Н.,
2 Трафимова Г.В.,
рекомендованной Министерством образования и науки РФ
адаптированной.
Трафимов С.А.
– М.: Академкнига/Учебник,
2012),
и является
Составлена в соответствии с Федеральными государственными
образовательными стандартами образования и учебным планом образовательного
учреждения.
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Программа обеспечена соответствующим программе учебнометодическим
комплексом:
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс:
Учебник. Часть 1,2 – М.: Академкнига/Учебник, 2012
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс:
Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник,2012
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.3 класс:
Тетрадь для самостоятельной работы № 1,2. – М. :Академкнига/Учебник,2012
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.3 класс:
Методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник,2012
3 Раздел 2. «Общая характеристика учебного предмета»
Целями изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе является
формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и
явлениях как компонентах единого мира; практикоориентированных знаний о
природе, человеке, обществе; метапредметных универсальных учебных действий
(личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
Основными задачами реализации содержания, в соответствии со Стандартом,
являются:
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его
жизненного опыта;
формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка
наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе
проводить обобщение;
развитие умений работы с научнопопулярной и справочной литературой,
проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших
измерений;
воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и
результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни,
формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;
формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту,
региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего
места в нем;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни
и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Проблемный характер изложения учебных текстов в учебниках
достигается посредством:
– демонстрации не менее двух точек зрения при объяснении нового материала;
– выходом за пределы учебника в зону словарей, справочников и Интернет;
– системой наблюдений, опытных и экспериментальных исследований явлений
окружающего мира;
4 – специальным местоположением вопросовзаданий, нацеливающих учеников на
творческую работу исследователейоткрывателей закономерностей и правил;
– иллюстративным материалом (фотографии, таблицы, карты, произведения
живописи и др.).
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко
выраженный интегрированный характер,
соединяющий в равной мере
природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что дает
возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания
положениями естественных и социальногуманитарных наук. Интегрированный
характер самого курса, а также реализация
межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой,
технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере
формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом
мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми,
обществом и природой.
Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на
ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения
природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и
понимание причинноследственных связей в мире, окружающем ребенка, с
привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.
С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в
начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и
предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения
образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного
процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою
специфику.
Система разнообразных форм организации учебной деятельности
обеспечивается межпредметными связями содержания и способов действий,
направленных на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное
развитие детей.
Например, для формирования у школьников общеучебного умения «поиск
(проверка) необходимой информации в словарях и справочниках» недостаточно того,
чтобы словари и справочники разного толка были включены во все учебники. В связи
с этим в учебниках 1–4 классов системно создаются ситуации, когда применение
словарей, справочников, Интернета действительно необходимо (без их использования
изучение нового материала или решение конкретной проблемной ситуации
невозможно).
Содержание учебников, учитывая потребности и интересы современного
ребенка, предлагает ему:
5 – на выбор источники дополнительной информации (хрестоматию по
окружающему миру, книги и журналы в библиотеке, сайты в Интернете, справочники
и словари из учебников по другим предметам, дополнительный материал в учебниках
«Готовимся к школьной олимпиаде»);
– участие в работе научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий
мир» или проектную деятельность посредством переписки с активом клуба или
выхода в Интернет (внеурочная деятельность);
– социальные игры на уроках (роль консультанта, экспериментатора,
докладчика, председателя заседания научного клуба младшего школьника и др);
Учебные тексты учебников комплекта построены с учетом возможности оценки
учебных достижений (как учеником, так и учителем), прежде всего:
– задания на самопроверку и взаимопроверку (работа в парах);
– задания повышенной сложности, олимпиадные задания, вступительные задания и
контрольные задания для членов научного клуба младших школьников;
– завуалированное требование быть внимательным при чтении текста.
Структура каждого учебника обеспечивает разнообразие форм организации
учебной деятельности школьников системой специальных заданий, где ученик
выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант,
экспериментатор, председатель заседания),
то в роли организатора учебной
деятельности классного коллектива. В образовательном процессе используются:
наблюдения природы и общественной жизни; практические работы и опыты, в т.ч.
исследовательского характера; творческие задания; дидактические и ролевые игры;
учебные диалоги; моделирование объектов и явлений окружающего мира.
Новая форма организации учебного занятия – заседание школьного клуба –
позволяет учителю передавать ученикам функции ведения фрагмента урока, а
впоследствии и самого урока учащимся. Практически это организация на уроках
специального семантического пространства, в рамках которого ученики могут
переходить из одного режима учебной деятельности в другой: от игры – к чтению, от
экспериментирования – к групповой дискуссии, от воспроизведения учебного
материала – к исследованию.
Предметные результаты:
Требования к результатам:
Личностные результаты: будут сформированы внутренняя позиция обучающегося,
адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные
мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной
«читать» информацию,
децентрации.
6
Метапредметные
результаты: представленную в виде схемы; воспроизводить в небольшом рассказе повествовании
(рассказеописании) изученные сведения из истории Москвы; ориентироваться в
понятиях: «Солнечная система», «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы»,
«лекарственные растения», «ядовитые растения», «плодовые культуры», «ягодные
культуры»; проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с
программой); приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на
примере своей местности).
Предметные результаты: составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе,
взаимоотношениях членов семьи; называть основные права и обязанности граждан
России, права ребенка; оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в
художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
различать (соотносить) прошлое – настоящее будущее; год – век (столетие);
соотносить событие с его датой; характеризовать кратко Солнечную систему;
называть отличия Земли от других планет; называть царства природы; описывать
признаки животного и растения как живого существа; моделировать жизнь
сообщества на основе цепи питания; различать состояния воды как вещества,
приводить примеры различных состояний воды; устанавливать основные признаки
разных сообществ, сравнивать сообщества; описывать представителей растительного
и животного мира разных сообществ; сравнивать представителей растительного и
животного мира по условиям их обитания.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету
«Окружающий мир» к концу 3го года обучения
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся
научатся:
• характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения;
• находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические
объекты и их названия;
• определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;
• сравнивать и различать формы земной поверхности;
• находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их
название;
• моделировать формы земной поверхности из глины или пластилина;
7 • проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности
и водоемы»;
• называть, сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море, река, озеро,
пруд, болото);
• находить на физической карте разные водоемы и определять их название;
• характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края;
• ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам во
время экскурсий;
• приводить примеры веществ;
• сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;
• исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в
жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства; измерять
температуру воды с помощью градусника;
• исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха,
характеризовать эти свойства; измерять температуру воздуха с помощью градусника;
• извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии,
дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах
воды (в жидком, газообразном и твердом состояниях), о растворах в природе, о
свойствах воздуха, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
• сравнивать свойства воды и воздуха;
• следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
• характеризовать кругооборот воды в природе;
• исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) состав почвы;
• характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании
почвы (на примере своей местности);
• обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой
на примере образования и состава почвы;
• извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных
источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и
обсуждать полученные сведения;
• исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных
ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых;
• различать изученные полезные ископаемые, приводить примеры использования
полезных ископаемых в хозяйстве человеком (на примере своей местности);
• извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии,
дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах
полезных ископаемых, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
• характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема);
8 • проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями
и проявлениями, как «этажи» – ярусы леса и луга, растения и животные леса, луга,
поля, пресного водоема родного края; использование водоемов;
• характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей
местности);
• извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии,
дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о безопасном
поведении в лесу и у водоемов, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
• фиксировать результаты наблюдений за погодными явлениями родного края в
предложенной форме (дневник наблюдений, условные обозначения);
• опытным путем выявлять условия, необходимые для жизни растений;
• обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти
знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края,
к почве, к полезным ископаемым;
• определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры
влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира
природных сообществ;
• называть представителей растительного и животного мира, занесенных в Красную
книгу России;
• называть представителей растительного и животного мира своего края, занесенных в
Красную книгу России;
• понимать необходимость соблюдения правил безопасности в походах в лес, в поле,
на луг;
• использовать готовые модели (глобус, карта, план, планкарта) для объяснения
явлений или выявления свойств объектов;
• использовать оглавление, словари учебника и хрестоматии, словарь учебника
русского языка, карты, глобус, Интернетадреса для поиска необходимой
информации.
Обчающиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние;
• извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных
источников информации (Интернет) о природных сообществах, готовить доклады и
обсуждать полученную информацию;
• осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее
сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (экономия
полезных ископаемых: воды, газа, топлива) и в природе (бережное отношение к почве,
растениям, диким животным);
9 • обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти
знания для бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным
ископаемым;
• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего
самочувствия для сохранения здоровья (повышение температуры тела);
• выполнять правила безопасного поведения в природе (в лесу, в поле), оказывать
первую помощь при несложных несчастных случаях.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
• описывать достопримечательности Московского Кремля;
• различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с
датами на примере истории Московского Кремля, соотносить конкретные даты с
веком, используя при обозначении века римские цифры;
• находить место изученного события на ленте времени;
• находить на карте Российской Федерации города «Золотого кольца», город Санкт
Петербург;
• описывать достопримечательности СанктПетербурга и городов «Золотого кольца»;
• извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных
источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о достопримечательностях
СанктПетербурга, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
• находить дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии,
словарь учебника русского языка).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами правления
великих князей, конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские
цифры;
• находить на ленте времени место изученного исторического события;
• проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны, связанные с
охраной природы и окружающей среды, записанные в Конституции Российской
Федерации;
• использовать дополнительные источники информации (словари учебников и
Интернетадреса).
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся
научатся:
• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в лесу, в
заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при
переправе через водные пространства;
• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в гололед;
10 • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего
самочувствия при простудных заболеваниях.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего
самочувствия для сохранения здоровья;
• соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у
водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные
пространства;
• соблюдать правила безопасного поведения в гололед;
• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее
сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Учитывая значительный потенциал учебного предмета в решении задач
духовнонравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального
общего образования, определены следующие ценностные ориентиры содержания
«Окружающего мира»:
природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля,
экологическое сознание;
наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина
мира;
человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и
народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;
труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание,
целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение
Отечеству;
социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к
людям, институтам государства и гражданского общества;
гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство,
гражданское общество, закон и правопорядок,
поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о
благосостоянии общества;
семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие,
здоровье, достаток, уважение к родителям,
личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя
гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и
человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
11 традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной
жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые
на основе межконфессионального диалога.
Раздел 3. «Описание места учебного предмета в учебном плане»
В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений,
использующих УМК «Перспективная начальная школа» (вариант 1 — в соответствии
с требованиями стандарта второго поколения), курс окружающего мира представлен
в предметной области «Обществознание и естествознание», изучается с 1 по 4 класс
по два часа в неделю. При этом в 1 классе курс рассчитан на 66 часов (33 учебных
недели), а в каждом из остальных классов — на 68 часов (34 учебных недели). Общий
объем учебного времени составляет 270 часов. Согласно учебному плану ГКОУ РО
Семичанской школыинтерната на 20152016 уч. год на изучение окружающего мира в
3 классе выделено 2 часа в неделю, 34 учебные недели). Итого – 68 часов.
С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий
спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения
(уроков),
(планируемые результаты), что представлено в табличной форме.
12 Раздел 4. «Содержание учебного предмета»
3 класс (68 ч)
Основные содержательные линии третьего класса (способы познания
окружающего мира с помощью простейших приборов; планета, на которой мы
живем; неживая природа; взаимосвязь живой и неживой природы; природные
сообщества; наша страна – Россия) реализуются в рамках содержательных блоков:
Человек и природа (54 ч)
Общие представления о форме и размерах Земли. Глобус – модель земного
шара. Параллели и меридианы. Нулевой меридиан. Экватор. Географическая карта и
план местности. Условные обозначения плана. Карта полушарий (Южное и
Северное, Западное и Восточное). Физическая карта России. Контурная карта.
Материки и океаны на глобусе и на карте полушарий. Реки и озера.
13 Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общие
представления, условные обозначения равнин и гор на карте). Образование оврагов.
Меры предупреждения и борьбы с оврагами. Самые крупные равнины на территории
России (ЮгоВосточная и ЗападноСибирская). Особенности поверхности родного
края (краткая характеристика на основе наблюдений и собеседования со взрослыми).
Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас.
Вещества, тела, частицы. Вещество – это то, из чего состоят все природные
объекты (то, что нас окружает, но не создано человеком) и предметы (это то, что
создано человеком). Природные тела (тела живой природы) – человек, животные,
грибы, растения, микробы. Небесные или космические тела (звезды, планеты,
метеориты и др.). Искусственные тела – предметы. Молекулы и атомы –
мельчайшие частицы, из которых состоят вещества.
Разнообразие веществ. Примеры веществ: вода, сахар, соль, природный газ и др.
Твердые вещества, жидкости и газы. Три состояния воды – твердое, жидкое,
газообразное. Свойства воды в жидком, твердом и газообразном состояниях. Вода –
растворитель. Растворы в природе. Почему воду надо беречь.
Термометр и его устройство. Измерение температуры воды с помощью
термометра.
Кругооборот воды в природе.
Воздух – это смесь газов (азот, кислород, углекислый газ и другие газы).
Свойства воздуха. Значение воздуха для человека, животных, растений.
Погода и ее составляющие: движение воздуха – ветер, температура воздуха,
туман, облака (форма облаков и их высота над поверхностью Земли), осадки, роса,
иней. Измерение температуры воздуха. Приборы, определяющие направление ветра
(флюгер) и силу ветра (анемометр). Приметы, позволяющие приблизительно
определить силу ветра (слабый, умеренный, сильный, ураган). Наблюдения за погодой
своего края. Дневник наблюдений за погодой. Условные знаки для ведения «Дневника
наблюдений за погодой».
Горные породы: магматические, осадочные. Разрушение горных пород.
Полезные ископаемые (твердые, жидкие, газообразные). Условные обозначения
полезных ископаемых на карте. Искусственные материалы из каменного угля и
нефти. Свойства полезных ископаемых (известняк, мрамор, глина, песок). Бережное
отношение людей к расходованию полезных ископаемых.
Почва. Образование почвы и ее состав. Значение почвы для живых организмов.
Цепи питания. Значение почвы в хозяйственной жизни человека.
Природные сообщества. Лес, луг, водоем, болото – единство живой и неживой
природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Человек и
природные сообщества. Значение лесов. Безопасное поведение в лесу.
14 Луг и человек. Надо ли охранять болото? Дары рек и озер. Безопасное
поведение у водоема. Человек – защитник природы. Природа будет жить
(размножение животных). Взаимосвязь в природном сообществе (например, клевер–
шмели–мыши–кошки). Природные сообщества родного края (дватри примера).
Посильное участие в охране природы родного края.
Человек и общество (14 ч)
Права и обязанности человека по охране природы и окружающей среды (статья
58 Конституции Российской Федерации: гражданин обязан защищать природу и
окружающую среду). Право человека на благоприятную среду (статья 42
Конституции). Российские за
поведники. Растения и животные Красной книги России (условные обозначения
Красной Книги России, изображение животных Красной книги России на юбилейных
серебряных и золотых монетах).
Лента времени. Последовательность смены времен года. Лента времени одного
года: зима (декабрь, январь, февраль) – весна (март, апрель, май) – лето (июнь, июль,
август) – осень (сентябрь, октябрь, ноябрь). Век – отрезок времени в 100 лет. Лента
времени истории строительства Московского Кремля (XII век – деревянный, XIV век
– белокаменный, XV век – из красного кирпича). Имена великих князей, связанных с
историей строительства Московского Кремля.
Города России. Города «Золотого кольца». Имена великих князей –
основателей городов (Ярослав Мудрый – Ярославль, Юрий Долгорукий –
Кострома, ПереславльЗалесский).
Основные достопримечательности городов
«Золотого кольца» (храмы XVI – XVII вв., ТроицеСергиева лавра (монастырь) в
Сергиеве Посаде – XIV в.; музей «Ботик» в ПереславлеЗалесском; фрески Гурия
Никитина и Силы Савина в Ярославле и Костроме – XVII в.; «Золотые ворота»,
фрески Андрея Рублева в Успенском соборе во Владимире – XII в.).
Город СанктПетербург.
Планкарта СанктПетербурга (XVIII в.).
Строительство города. СанктПетербург – морской и речной порт. Герб города.
Достопримечательности города: Петровская (Сенатская) площадь, памятник Петру I
«Медный всадник».
(Петровские ворота,
Петропавловский собор). Адмиралтейство. Городской остров (домик Петра). Летний
сад. Зимний дворец. Эрмитаж.
Петропавловская крепость
Правила безопасного поведения
Правила поведения в быту с водой, электричеством, газом. Соблюдение правил
техники безопасности при проведении опытов со стеклянным термометром.
15 Повышение температуры тела как один из серьезных поводов обратиться за
помощью (советом) к взрослым.
Соблюдение правил безопасного поведения на дороге при гололеде (учет
дополнительного времени, походка, положение рук и школьного рюкзака,
дополнительная опасность при переходе дороги на «зебре»).
Быстрая помощь человеку, на котором тлеет (загорелась) одежда.
Правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, и местах
торфяных разработок. Правила безопасного поведения у водоемов весной (ледоход),
летом (купание, переправа через водные пространства).
Правила безопасного поведения при обнаружении следов Великой
Отечественной войны (заржавевшие патроны, гранаты, мины). Телефон службы
спасения МЧС.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
3 класс
Содержательный блок «Человек и природа»:
расширение представлений о модели Земли — глобусе
знакомство с новыми терминами «океан», «материк»
получение первоначальных сведений об океанах и материках нашей планеты
нахождение на глобусе необходимые географические объекты
получение и применение первых представлений о картах, их разнообразии и
назначении
знакомство с новыми понятиями «план местности», «холмы», «овраги»
нахождение сторон горизонта на местности по различным признакам природы, с
помощью компаса
получение первых представлений о телах и веществах, об атомах
повторение известных свойств воды, изучение состояний воды в природе, знакомство
с термометром
обогащение и использование в ходе опытов, наблюдений знаний о превращениях
воды в природе, об осадках, о растворимых и нерастворимых веществах
знакомство с воздушным океаном Земли, со свойствами и температурой воздуха
изучение причин движения воздуха вдоль поверхности Земли
формирование первичных представлений о погоде, умений элементарных
наблюдений за погодой, работая с дневником наблюдений
знакомство с горными породами, особенностями их разрушения под влиянием
температуры и воды
изучение разнообразия минералов и их практического использования человеком
рассмотрение понятий: «полезные ископаемые», «месторождение», «руда», «сплавы»
16 ознакомление с процессом почвообразования
постановка опытов, изучения состава почвы
изучение многообразия растительного и животного мира леса и возможностей их
совместного обитания
расширение первичных представлений о луге, поле, болоте, лесе, реке, озере
освоение материала, связанного с охраной природы родного края, знакомство с
заповедными местами России, с растениями и животными из Красной книги России
уточнение представлений о развитии (размножении) насекомых, рыб, земноводных,
пресмыкающихся, птиц, млекопитающих
проведение наблюдений, постановка опытов
Содержательный блок «Человек и общество»
описание на основе иллюстрации объектов, выделение их основных существенных
признаков
проведение сравнений, выбор правильного ответа
работа с источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия)
самостоятельное маркирование
повторение материала о значении воды в жизни человека и общества, обсуждение
необходимости сбережения воды
формирование умений учебного сотрудничества — умений договариваться,
распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности;
формирование умений работы с учебными текстами, участие в диалоге
расширение представлений о ленте времени, уточнение знаний о месяце, годе, веке;
размещение на ленте времени по соответствующим эпохам дат исторических
событий, известных имен исторических деятелей и памятников культуры
повторение основных событий, связанных с изменением облика Московского Кремля
(сосновый, дубовый, белокаменный, краснокаменный) с XII по XV век.
изучение Золотого кольца России, знакомство с СанктПетербургом
выступление с сообщениями и докладами на заседаниях научных клубов
моделирование (составление маршрута экскурсии)
Содержательный блок «Правила безопасного поведения»:
повторение материала о способах ориентирования на местности, изучение правил
безопасного поведения в лесу
обсуждение ситуаций, связанных с использованием правил безопасного поведения у
водоемов в разное время года
актуализация и применение знаний о поведении в ходе проведения экскурсий
классификация знаний о важности здоровья для человека, сформирование начальных
представлений о том, как следует заботиться о здоровье, воспитывать ответственное
отношение к своему здоровью.
17 обсуждение основных правил дорожного движения; опасностей, подстерегающих при
общении с незнакомыми людьми, при встрече с «оставленными предметами»
обсуждение проблем, связанных с безопасностью в своем доме
использование правил безопасного обращения с электроприборами, с газовыми
установками
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета
является формирование
В результате освоения учебного предмета будут формироваться личностные,
регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные
действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут формироваться
внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности,
включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их
выполнение, способность к моральной децентрации.
Метапредметными результатами изучения курса
универсальных учебных действий (УУД).
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся будут
овладевать всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей
работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и
сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во
внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение.
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом
учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного
чтения и проблемнодиалогическая технология.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся будут
учиться воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты —
тексты, использовать знаковосимволические средства, в том числе будут учиться
действиям моделирования, а также широким спектром логических действий и
операций, включая общие приёмы решения задач.
Познавательные УУД:
18 – ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных
обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать
небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их
методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности
(первичных навыков работы с информацией).
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий дети приобретут
умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять
сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и
передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности
в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и
общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя).
19 Раздел 5. Тематическое планирование
№ п/п
Название разделов
1
2
3
4
5
6
Способы познания окружающего мира с помощью
простейших приборов.
Планета на которой мы живём.
Неживая природа.
Взаимосвязь неживой и живой природы.
Природные сообщества.
Наша страна Россия.
Итого:
ВСЕГО:
Кол – во час
Теорет. Практич
2ч
2 ч
2 ч
1 ч
7 ч
10 ч
14 ч
15 ч
16 ч
6 ч
61 ч
68 часов
Раздел учебника
Способы
познания
окружающего
мира с помощью
простейших
приборов
Тема урока
Знакомство с устройством
простейших приборов, их
назначением, приёмами
использования: микроскоп,
термометр, компас. Практ.
Работа
Знакомство с устройством
простейших приборов: часы,
флюгер. Практ. раб.
Деятельность учащихся
Выделять отличительные
признаки живой природы;
распределять объекты в
группы по общим признакам.
Находить взаимосвязи живой
и неживой природы; узнавать
животных и растения своей
местности.
Различать объекты живой и
неживой природы.
Формирование УУД
Познавательные общеучебные УД
• умение сравнивать и группировать
предметы, их образы по заданным и
самостоятельно выбранным основаниям
Познавательные логические УД
• выражение устойчивой учебно
• способность к самооценке на основе
познавательной мотивации учения;
критериев успешности учебной
деятельности
20 Планета, на
которой мы
живём
Наш мир знакомый и
загадочный. Письмо от Кости,
Маши и Миши членам клуба
«Мы и окружающий мир»
Устанавливать связи между
сезонными изменениями в
живой и неживой природе;
работать в группе,
Глобус – модель земного шара.
Практическая работа.
Проводить опыты и
наблюдения по плану.
Материки и океаны на глобусе
Формы поверхности Земли.
Обобщение по теме
«Изображение Земли на
глобусе"
Географическая карта
Учимся читать карту
План местности
Холмы и овраги
Находить на глобусе
Северный и Южный полюсы,
экватор.
Демонстрировать с помощью
глобуса движение Земли
вокруг своей оси.
Характеризовать звёзды и
планеты; находить на небе
известные небесные тела.
Иметь представления о
планетах Солнечной системы.
расширение представлений о
модели Земли — глобусе
новыми
знакомство
терминами «океан», «материк»
с
Экскурсия «Основные формы
поверхности родного края»
получение
первоначальных
сведений об океанах и
материках нашей планеты
Коммуникативные УУД
• умение договариваться;
• умение находить общее решение при
• способность выражать свои мысли полно
работе в паре и группе
и чётко
Регулятивные УУД
• определять, формулировать учебную
задачу на уроке в диалоге с учителем;
• преобразовывать учебную задачу в
познавательную
Познавательные общеучебные УД
• умение сравнивать и группировать
предметы, их образы по заданным и
самостоятельно выбранным основаниям
Познавательные логические УД
• выражение устойчивой учебно
• способность к самооценке на основе
познавательной мотивации учения;
критериев успешности учебной
деятельности
Коммуникативные УУД
• умение договариваться;
• умение находить общее решение при
• способность выражать свои мысли полно
работе в паре и группе
и чётко
21 Стороны горизонта
Ориентирование на местности.
Компас
Обобщение по теме «О чем
рассказала карта». Готовимся к
школьной олимпиаде!
на
нахождение
глобусе
необходимые географические
объекты
получение и применение
первых представлений о
картах, их разнообразии и
назначении
с
новыми
знакомство
понятиями «план местности»,
«холмы», «овраги»
нахождение сторон горизонта
на местности по различным
признакам природы,
с
помощью компаса
получение
первых
представлений о телах и
веществах, об атомах
повторение известных свойств
воды,
изучение состояний
воды в природе, знакомство с
термометром
обогащение и использование в
ходе опытов,
наблюдений
знаний о превращениях воды в
Неживая
природа
Тела, вещества, частицы
Твердые вещества, жидкости и
газы
Вода – необыкновенное
вещество
Регулятивные УУД
• определять, формулировать учебную
задачу на уроке в диалоге с учителем;
• преобразовывать учебную задачу в
познавательную;
Познавательные общеучебные УД
мире;
• осуществлять запись об окружающем
• использовать знаковосимволические
средства, в том числе модели и схемы
для усвоения учебного материала;
• строить рассуждения в форме связи
простых суждений об объекте, его
строении свойствах и связях.
Познавательные логические УД
• внутренняя позиция школьника на
уровне положительного отношения к
школе;
• устойчивость учебнопознавательного
интереса к новым общим способам
решения учебных задач.
Коммуникативные УУД
• учитывать и координировать в
сотрудничестве позиции других людей,
отличные от собственной;
• аргументировать свою позицию и
координировать её с позициями
партнёров в сотрудничестве при
22 Свойства воды в жидком
состоянии и в твёрдом
состоянии
Термометр и его устройство.
Практ. раб.
Свойства воды в газообразном
состоянии
Круговорот воды в природе.
Туман и облака. Осадки
Вода – растворитель (3
заседание клуба) Почему воду
надо беречь? Пр. работа
Растворы в природе
Воздух – это смесь газов
Свойства воздуха. Температура
воздуха
Ветер. Что такое погода?
Горные породы. Разрушение
горных пород
Что такое минералы?
об осадках,
природе,
о
растворимых и нерастворимых
веществах
знакомство с воздушным
океаном Земли, со свойствами
и температурой воздуха
изучение причин движения
воздуха вдоль поверхности
Земли
формирование
первичных
представлений о погоде,
элементарных
умений
за погодой,
наблюдений
работая
с
дневником
наблюдений
с
горными
знакомство
породами, особенностями их
разрушения под влиянием
температуры и воды
изучение
разнообразия
минералов и их практического
использования человеком
рассмотрение
«полезные
понятий:
ископаемые»,
выработке общего решения в
совместной деятельности.
Регулятивные УУД
• оценивать правильность выполнения
действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки;
• проявлять познавательную инициативу в
учебном сотрудничестве.
Познавательные общеучебные УД
• умение сравнивать и группировать
предметы, их образы по заданным и
самостоятельно выбранным основаниям
Познавательные логические УД
• выражение устойчивой учебно
• способность к самооценке на основе
познавательной мотивации учения;
критериев успешности учебной
деятельности
Коммуникативные УУД
• умение договариваться;
• умение находить общее решение при
• способность выражать свои мысли полно
работе в паре и группе
и чётко
Регулятивные УУД
• определять, формулировать учебную
задачу на уроке в диалоге с учителем;
• преобразовывать учебную задачу в
познавательную;
23 Полезные ископаемые.
Свойства полезных ископаемых
«месторождение»,
«сплавы»
«руда»,
Почему надо беречь полезные
ископаемые. Обобщение по
теме "Тайны недр Земли"
ознакомление с процессом
почвообразования
постановка опытов, изучения
состава почвы
изучение
многообразия
растительного и животного
мира леса и возможностей их
совместного обитания
Взаимосвязь
неживой и живой
природы.
Разрушение твердых пород под
воздействием воды, ветра,
растений, температуры воздуха
расширение первичных
представлений о луге, поле,
болоте, лесе, реке, озере
Разрушение твердых пород под
воздействием воды, ветра,
растений, температуры воздуха
Как образуется почва
Почва и ее состав. Прак.
работа.
освоение
материала,
связанного с охраной природы
родного края, знакомство с
заповедными местами России,
с растениями и животными из
Красной книги России
уточнение представлений о
развитии
(размножении)
насекомых, рыб, земноводных,
Познавательные общеучебные УД
мире;
• осуществлять запись об окружающем
• использовать знаковосимволические
средства, в том числе модели и схемы
для усвоения учебного материала;
• строить рассуждения в форме связи
простых суждений об объекте, его
строении свойствах и связях.
Познавательные логические УД
• внутренняя позиция школьника на
уровне положительного отношения к
школе;
• устойчивость учебнопознавательного
интереса к новым общим способам
решения учебных задач.
Коммуникативные УУД
• учитывать и координировать в
сотрудничестве позиции других людей,
отличные от собственной;
• аргументировать свою позицию и
координировать её с позициями
партнёров в сотрудничестве при
выработке общего решения в
совместной деятельности.
Регулятивные УУД
24 Экскурсия «Почвы родного
края»
пресмыкающихся,
млекопитающих
проведение
постановка опытов
наблюдений,
Разнообразие живых организмов
почвы: растения
Научиться работать с
дополнительными
источниками знаний.
Разнообразие живых организмов
почвы: грибы
Разнообразие живых организмов
почвы: животные
Разнообразие живых организмов
почвы: микроорганизмы
Разрушение почв под действием
потоков воды
Разрушение почв под действием
ветра
Научиться описывать
изученные события из истории
Отечества, самостоятельно
работать с книгой.
Научиться пользоваться
средствами связи. Знать
основные права ребёнка;
способы обмена информацией.
приводить примеры основных
государственных праздников.
пользоваться
простыми
навыками самоконтроля и
саморегулирования
своего
самочувствия для сохранения
здоровья;
птиц,
• оценивать правильность выполнения
действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки;
проявлять познавательную инициативу в
учебном сотрудничестве.
Познавательные общеучебные УД
• умение сравнивать и группировать
предметы, их образы по заданным и
самостоятельно выбранным основаниям
Познавательные логические УД
• выражение устойчивой учебно
• способность к самооценке на основе
познавательной мотивации учения;
критериев успешности учебной
деятельности
Коммуникативные УУД
• умение договариваться;
• умение находить общее решение при
• способность выражать свои мысли полно
работе в паре и группе
и чётко
Регулятивные УУД
• определять, формулировать учебную
задачу на уроке в диалоге с учителем;
преобразовывать учебную задачу в
познавательную;
Познавательные логические УД
• выражение устойчивой учебно
познавательной мотивации учения;
25 Разрушение почв из за
непродуманной хозяйственной
деятельности
Зачем и как люди заботятся о
почве
Обобщение по теме «Почва»
соблюдать
правила
безопасного поведения в лесу,
в заболоченных местах, у
водоемов во время ледохода,
летом во время купания, при
переправе через
водные
пространства;
соблюдать
правила
безопасного поведения в
гололед;
осознавать ценность природы и
нести
необходимость
за
ответственность
ее
сохранение;
соблюдать
правила
экологического
поведения в природе.
пользоваться
простыми
навыками самоконтроля и
саморегулирования
своего
самочувствия для сохранения
здоровья;
Природные
сообщества.
Лес и его обитатели
правила
соблюдать
безопасного поведения в лесу,
в заболоченных местах, у
водоемов во время ледохода,
• способность к самооценке на основе
критериев успешности учебной
деятельности
Регулятивные УУД
• определять, формулировать учебную
задачу на уроке в диалоге с учителем;
преобразовывать учебную задачу в
познавательную;
Познавательные общеучебные УД
• умение сравнивать и группировать
предметы, их образы по заданным и
самостоятельно выбранным основаниям
Познавательные логические УД
• выражение устойчивой учебно
• способность к самооценке на основе
познавательной мотивации учения;
критериев успешности учебной
деятельности
Коммуникативные УУД
• умение договариваться;
• умение находить общее решение при
• способность выражать свои мысли полно
работе в паре и группе
и чётко
Регулятивные УУД
• определять, формулировать учебную
задачу на уроке в диалоге с учителем;
преобразовывать учебную задачу в
познавательную;
26 Луг и его обитатели
Поле и его обитатели
Пресный водоем и его
обитатели
Болото и его обитатели
летом во время купания, при
переправе через
водные
пространства;
соблюдать
правила
безопасного поведения в
гололед;
осознавать ценность природы и
необходимость
нести
за
ответственность
ее
сохранение;
соблюдать
правила
экологического
поведения в природе.
Экскурсия «Природные
сообщества родного края»
готовить доклады и обсуждать
полученные сведения;
Обобщение по теме «Природные
сообщества»
Значение лесов
Безопасное поведение в лесу
Луг и человек
Надо ли охранять болота?
Дары рек и озер
находить
источники
(словари
хрестоматии,
учебника русского языка).
дополнительные
информации
и
словарь
учебника
находить место изученного
события на ленте времени;
находить на карте Российской
Федерации города «Золотого
кольца»,
город Санкт
Петербург;
Познавательные общеучебные УД
• умение сравнивать и группировать
предметы, их образы по заданным и
самостоятельно выбранным основаниям
Познавательные логические УД
• выражение устойчивой учебно
• способность к самооценке на основе
познавательной мотивации учения;
критериев успешности учебной
деятельности
Коммуникативные УУД
• умение договариваться;
• умение находить общее решение при
• способность выражать свои мысли полно
работе в паре и группе
и чётко
Регулятивные УУД
• определять, формулировать учебную
задачу на уроке в диалоге с учителем;
преобразовывать учебную задачу в
познавательную;
27 Безопасное поведение у
водоемов (девятое заседание
клуба)
Человек – защитник природы
Природа будет жить!
Обобщение по теме «Человек и
природные сообщества"
описывать
достопримечательности
СанктПетербурга и городов
«Золотого кольца»;
извлекать по заданию учителя
необходимую информацию из
дополнительных источников
знаний (Интернет,
детские
энциклопедии)
Наша страна
Россия.
Лента времени
Золотое кольцо России
Золотое кольцо России
Путешествие по Санкт –
Петербургу
Экскурсия в краеведческий
музей
28 Обобщение по теме
"Путешествие в прошлое".
Готовимся к школьной
олимпиаде
Раздел 6. «КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ»
№
п/
п
Тема урока
(этап
проектной или
исследовательс
кой
деятельности)
Ко
л
во
час
ов
Основные виды
учебной
деятельности.
Оборудование.
Темы
контрольных,
практически
х работ
Требования к уровню подготовки урока
Предметные умения(освоения предметных
знаний)
Универсальные учебные
действия
(умение учиться)
Дата
провед
ения
Дата
провед
ения
план.
факт.
Домаш
нее
задание
29 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1 Комбинированн
ый Фронтальный
опрос. Работа с
раздаточным
материалом
1 Наш мир
знакомый и
загадочный.
Письмо
членам клуба
«Мы и
окружающий
мир»
2 Глобус –
1 Комбинированн
модель
земного шара
ый.
Задания
по группам
3 Материки
и океаны
на глобусе
1 Комбинированн
ый.
Индивидуальны
й опрос.
3
1
1
2
4 Формы поверхности
Земли. Обобщение по
теме «Изображение
Земли
на глобусе»
Изображение Земли на глобусе (4 часа)
З н а т ь признаки неживой
и живой природы.
У м е т ь различать объекты неживой и
живой природы
Познавательные УУД:
– ориентироваться в
учебнике
С. 5–6 1.09
З н а т ь , что глобус – модель земного
шара; понятия «меридианы», «параллели»,
«нулевой меридиан», «экватор».
У м е т ь находить на глобусе меридианы,
параллели, Северный и Южный полюсы,
Северное и Южное полушария
З н а т ь термины «материки», «океаны».
У м е т ь находить на глобусе материки и
океаны
Познавательные УУД:
– находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях
4.09
С. 7–
11
Регулятивные УУД:
– определять и
формулировать цель
8.09
С. 12–
14
4
5
6
7
8
9
10
Обобщени
е знаний.
Викторина
.
Фронтальн
ый опрос
З н а т ь формы поверхности – равнины
и горы.
У м е т ь различать равнины
и горы на глобусе
Личностные
УУД:
ориентация на
моральные
нормы
11.09
С. 15–
18
30 5 Географическая карта
1
6 Учимся читать карту
7 План местности
8 Холмы и овраги
1
1
1
Комбинир
ованный.
Задания
по
группам
Комбинир
ованный.
Индивиду
альный
опрос
Комбинир
ованный.
Фронтальн
ый опрос.
Комбинир
ованный.
Фронтальн
ый опрос
Иметь представление о географических
картах, их разнообразии и назначении.
У м е т ь работать с картой; выполнять
задание на контурной карте
З н а т ь карту полушарий, физическую
карту России; условные обозначения на
карте.
У м е т ь находить и показывать на
карте физические объекты
З н а т ь понятие «план местности»;
условные обозначения на плане. Иметь
представление о масштабе.
У м е т ь называть отличия плана
местности от рисунка местности на
конкретном примере села Мирного
Регулятивны
е УУД:
–
проговариват
ь
последователь
ность
действий на
уроке;
Регулятивны
е УУД:
– учиться
высказывать
своё
предположени
е (версию) на
основе работы
с материалом
учебника;
15.09
С. 19–
24
18.09
С. 25–
27
22.09
С. 28–
30
25.09
С. 31–
34
З н а т ь понятия «холмы», «овраги»;
способы изображения земной
поверхности.
У м е т ь называть части холма
(вершина, подошва, склон); определять
виды склонов (пологий, крутой);
называть части оврага (вершина, устье,
дно, склоны); рассказывать о вреде,
который приносят природе и
хозяйственной деятельности человека
овраги, и о мерах борьбы с ними
Регулятивные
УУД:
– учиться
работать по
предложенному
учителем плану
Познавательн
ые УУД:
– находить
ответы на
вопросы в
31 9 Экскурсия «Основные
1
Экскурсия Формы
формы поверхности
родного края»
1
0
1
1
1
Стороны горизонта
1
Комбинир
ованный.
Самостоят
ельная
Работа.
2
Ориентирование
на местности.
Компас
3
1
4
Комбини
рованны
й.
Индивид
уальный
опрос.
поверхно
сти:
равнина,
горы,
холмы,
овраги
(узнаван
ие в
природе,
на
рисунке,
карте)
Определ
ение
сторон
горизонт
а
З н а т ь правила поведения
в природе.
У м е т ь определять формы земной
поверхности родного края
29.09
тексте,
иллюстрациях
Регулятивные
УУД:
– учиться
работать по
плану
Личностные
УУД:
ориентация на
моральные
нормы
З н а т ь понятия «горизонт», «линия
горизонта»; основные
и промежуточные стороны горизонта.
У м е т ь определять стороны горизонта
на местности с помощью солнца
2.10
С. 35–
37
5
6
З н а т ь устройство компаса
и правила работы с ним.
У м е т ь находить стороны
горизонта на местности по
разным признакам природы;
находить стороны горизонта с
помощью компаса
10
9
6.10
8
С. 38–
41
7
Познаватель
ные УУД:
–
ориентирова
ться в
учебнике (на
развороте, в
32 Обобщение по
теме «О чем
рассказала
карта».
1
2
–
1
3
1
4
Тела, вещества,
частицы
1
1 Обобщен
ие
знаний.
Виктори
на .
Фронтал
ьный
Опрос.
Комбини
рованны
й.
Фронтал
ьный
и
индивид
опрос.
Ориентирование на
местности. Определение
сторон горизонта с
помощью компаса
Иметь представление о
географических картах, их
разнообразии и назначении.
У м е т ь работать с картой;
выполнять задание на
контурной карте
З н а т ь , что каждое тело
состоит из веществ. Иметь
представления о телах и
веществах, о телах
искусственных и природных, о
телах живой и неживой
природы, о мельчайших
частицах, из которых состоят
вещества (об атомах).
У м е т ь ставить и проводить
опыты; определять тела,
вещества и частицы; различать
тела искусственные и тела
живой и неживой природы
9.10
С. 42,
ответы
на
вопрос
ы
13.10
С. 43–
48
оглавлении, в
условных
обозначениях)
Личностные
УУД:
ориентация на
моральные
нормы
Познаватель
ные УУД:
– находить
ответы на
вопросы в
тексте,
иллюстрациях
;
Использовать
готовые
модели
1
1
5
2
Твердые
вещества,
жидкости и газы
3
1
4
5
6
7
8
9
10
Комбинирован
ный.
Фронтальный
опрос.
З н а т ь тела, вещества,
частицы (молекулы); в любом
теле все частицы находятся в
постоянном движении.
У м е т ь проводить опыты;
различать тела, вещества,
частицы
Коммуникат
ивные УУД:
– оформлять
свои мысли в
устной и
письменной
форме;
16.10
С. 49–
52
33 1
6
1
7
Вода –
необыкновенное
вещество
1
Комбинирован
ный.
Работа
в парах.
Обобщение
по теме «Из чего
все на свете».
1 Обобщение
знаний.
Викторина
жидкие,
Твердые,
газообразные
вещества
З н а т ь свойства воды; что
вода в природе находится в
трех состояниях.
У м е т ь определять состояние
воды; проводить опыты и
наблюдения
У м е т ь ставить и проводить
опыты;
определять тела,
вещества и частицы; различать
тела искусственные и тела
живой и неживой природы
З н а т ь свойства воды при
нагревании и охлаждении.
У м е т ь проводить опыты,
формулировать выводы,
фиксировать выводы в
письменном виде
– слушать и
понимать
речь других;
Регулятивны
е УУД:
– учиться
работать по
плану
Личностные
УУД:
ориентация на
моральные
нормы
Коммуникат
ивные УУД:
–
выразительно
читать и
пересказыват
ь текст;
20.10
С. 53–
55
23.10
27.10
С. 56,
ответы
на
вопрос
ы
С. 57–
62.
Докла
д о
свойст
вах
воды
Комбинирован
ный.
Фронтальный
опрос.
1
8
Свойства воды
в жидком
состоянии
1
1
9
2
Термометр
и его устрой
ство
1
3
1
4
5
6
7
8
9
10
Комбинированный.
Фронтальный опрос.
30.10
С. 63–
67
З н а т ь устройство
термометра; правила
пользования ртутным
термометром.
У м е т ь пользоваться
термометром; определять
температуру воды; проводить
исследовательскую работу
Коммуникатив
ные УУД:
–
выразительно
читать и
пересказывать
текст;
34 2
0
Свойства воды
в твердом
состоянии
1
Комбинированный.
Фронтальный опрос.
З н а т ь свойства льда.
У м е т ь делать выводы
о свойствах льда, о
практическом применении
свойств
воды
Коммуникатив
ные УУД:
– учиться
работать в
паре, группе;
Личностные
УУД:
ориентация на
моральные
нормы
2
1
Свойства воды
в газообразном
состоянии
1
Комбинированный.
Оформление
заданий
в таблицах,
устный опрос
З н а т ь три состояния воды
в природе; свойства водяного
пара.
У м е т ь определять свойства
водяного пара в опытах и на
блюдениях
Регулятивные
УУД:
– учиться
работать по
плану
10.11
13.11
С. 68–
71.
Докла
д о
свойст
вах
льда
для
беседы
с
первок
лассни
ками
С. 72–
74
1
2
2
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Обобщение
по теме «Вода
и ее свойства».
1 Обобщение
знаний.
Викторина
З н а т ь свойства воды при
нагревании и охлаждении.
У м е т ь проводить опыты,
формулировать выводы,
фиксировать выводы в
письменном виде
составлять
таблицы
17.11
С. 75,
ответы
на
вопрос
ы
Твердые, жидкие,
газообразные
вещества. Разные
состояния воды.
Простейшие
измерения
температуры воздуха,
воды, тела человека с
помощью термометра
35 2
3
2
4
Круговорот
воды в природе
Туман и облака.
Осадки
1
2
5
2
Вода –
растворитель
2
6
Растворы в
природе
1
1
3
1
1
Комбиниров
анный
Комбиниров
анный.
Фронтальный
Опрос.
20.11
С. 76–
80
24.11
С. 81–
84
Иметь представление о
круговороте воды в природе.
У м е т ь доказывать
круговорот воды в природе
З н а т ь превращение воды
в туман, облака; разные виды
облаков. Иметь представление
об осадках, выпадающих из
облаков (дождь, снег, град), и
об осадках, выделяющихся
непосредственно из воздуха
(туман, роса, иней, изморозь).
У м е т ь проводить
исследовательскую работу;
определять виды облаков
Коммуникат
ивные УУД:
–
выразительно
читать и
пересказыват
ь текст;
договаривать
ся с
одноклассник
ами совместно
с учителем о
правилах
поведения и
общения и
следовать им;
4
5
6
7
8
9
10
Комбинированны
й.
Задания
по группам
Иметь представление о том,
что вода – растворитель.
З н а т ь растворимые и
нерастворимые вещества.
У м е т ь делать фильтр;
простейшими способами определять
растворимые и нерастворимые
вещества
Комбинированны
й.
Индивидуальный
опрос.
З н а т ь о значении природных
растворов.
У м е т ь проводить опыты;
определять с помощью мерного
Проводить
несложные
наблюдения и
ставить опыты,
используя
простейшее
лабораторное
оборудование и
измерительные
приборы
Определять
характер
взаимоотношен
ий человека с
27.11
С. 85–
87
1.12
С. 88–
90
36 2
7
2
8
Почему воду
надо беречь?
Обобщение по
теме «Чудесные
превращения
воды в
природе».
1
2
9
2
Океан, которого
нет на карте и
глобусе
3
0
Воздух – это
смесь газов
1
1
3
1
1
цилиндра степень прозрачности воды природой
З н а т ь о значении воды
в жизни человека; способы очистки
воды от морской соли.
У м е т ь охранять водные богатства
З н а т ь о значении воды
в жизни человека; способы очистки
воды от морской соли.
У м е т ь проводить
исследовательскую работу; охранять
водные богатства
Обнаруживать
простейшие
взаимосвязи
между живой и
неживой
природой
Регулятивные
УУД:
– учиться
работать по
плану
4.12
С. 91–
94
8.12
С. 95,
ответы
на
вопрос
ы
Комбинированны
й.
Фронтальный
опрос
Обобщение
знаний.
Викторина
Вода в
природе.
Разные
состояния
воды.
Водоемы,
их
использован
ие
человеком,
охрана воды
4
5
6
7
8
9
10
Комбинирова
нный.
Задания
по группам.
Комбинирова
нный.
Индивидуаль
ный опрос.
Иметь представления о воздушном
океане Земли – атмосфере.
У м е т ь проводить опыты;
показывать, что воздух,
окружающий нас, присутствует в
твердых телах и воде
З н а т ь , что воздух – смесь газов,
содержащая примеси; свойства
кислорода и углекислого газа; что
при горении
и при дыхании расходуется
Использовать
при
выполнении
задания
иллюстративн
ый материал
учебника
проводить
простейшую
классификаци
ю изученных
объектов
природы на
11.12
С. 96–
99
15.12
С.
100–
102
37 3
1
Свойства
воздуха
1
Комбинирова
нный.
Фронтальный
опрос.
кислород.
У м е т ь определять свойства
кислорода и углекислого газа
З н а т ь о практическом применении
свойств воздуха человеком; что
теплый воздух легче холодного.
Уметь с помощью опытов доказать,
что воздух занимает пространство,
что его можно сжать, взвесить, что
при нагревании воздух расширяется,
а при охлаждении – сжимается, что
теплый воздух легче холодного.
основе их
существенных
признаков
Использовать
при
выполнении
задания
иллюстративн
ый материал
учебника
Личностные
УУД:
ориентация на
моральные
нормы
18.12
С.
103–
108
2
3
4
5
6
7
8
9
10
22.12
25.12
С.
109–
110.
Ответ
ы на
вопрос
ы
С.
111–
114
38
1
3
2
Обобщение по
теме «Воздух
и его свойства».
1 Обобщение
знаний.
Викторина.
Устный
Опрос.
Твердые,
жидкие,
газообразные
вещества.
Свойства
воздуха
Уметь с помощью опытов доказать,
что воздух занимает пространство,
что его можно сжать, взвесить, что
при нагревании воздух расширяется,
а при охлаждении – сжимается, что
теплый воздух легче холодного
Регулятивны
е УУД:
– учиться
работать по
плану
3
3
Температура
воздуха
1
Комбинирова
нный.
Устный
Опрос.
З н а т ь , что вода нагревается
медленнее, чем суша, и медленнее
отдает полученное тепло воздуху.
Иметь представление о том, почему
земная поверхность нагревается
неодинаково.
У м е т ь
измерять температуру
Описывать на
основе
предложенног
о плана
изученные
объекты и
явления Комбинирова
нный.
Задания
по группам.
воздуха с помощью термометра
З н а т ь причину движения воздуха
вдоль поверхности Земли; о
созидательной и разрушительной
работе ветра
в природе и жизни; приборы
«флюгер» и «анемометр».
У м е т ь пользоваться флюгером и
анемометром.
живой и
неживой
природы
выделять
основные
существенные
признаки,
выделять
новое
29.12
С.
115–
119
4
5
6
7
8
9
10
1
3
1
Комбинирован
ный.
Индивидуальн
ый опрос.
Ветер
3
4
2
Что такое
погода?
1
3
5
3
6
Иметь представление о погоде.
З н а т ь , от чего зависит погода,
почему погода непостоянна; как
изучают погоду.
У м е т ь вести элементарные
наблюдения за погодой, работая с
дневником наблюдений
З н а т ь о свойствах воды и
воздуха, их значении в природе и
жизни человека.
С. 120–
122
12.01
С. 123–
124
15.01
Регулятивн
ые УУД:
– учиться
работать
по плану
Коммуника
тивные
УУД:
– учиться
работать в
паре, группе
39
1 Обобщение
знаний.
Викторина
Обобщение по
теме «Движение
воздуха».
Конкурс
«Хорошо ли ты
знаешь окружа
ющий мир?»
Простейшие
измерения
температуры
воздуха
с помощью
термометра.
Наблюдения в
природе,
сравнение
свойств
наблюдаемых Горные породы
1
3
7
1
3
8
2
Разрушение
горных пород
3
9
Что такое
минералы?
3
1
1
объектов
Комбинирован
ный.
Индивидуальн
ый опрос.
Дидактическа
я
Игра
Неживая
природа.
Краткая
характеристик
а объектов
неживой
природы
З н а т ь , что горные породы –
природные тела, из которых
сложены не только горы, но
и поверхность суши Земли
и дно океанов; виды горных пород;
происхождение магматических и
осадочных горных пород
Личностны
е УУД:
ориентация
на
моральные
нормы
С. 5–8
19.01
4
5
6
Комбинирован
ный.
Фронтальный
и
индивидуальны
й
опросы.
Комбинирован
ный.
Фронтальный
опрос.
З н а т ь , что осадочные горные
породы образуются из
вулканических при выветривании.
У м е т ь наблюдать за проведением
учителем опытов, иллюстрирующих
разрушение горных пород под
влиянием температуры и воды
Иметь представление о минералах
как составных частях горных пород.
З н а т ь , из каких минералов состоит
гранит; разнообразие минералов, их
практическое использование
человеком.
У м е т ь выполнять практическую
работу
9
10
22.01
8
С. 9–
11
26.09
С. 12–
15
7
Регулятивные
УУД:
– учиться
работать по
плану
Коммуникатив
ные УУД:
–
выразительно
читать и
пересказывать
текст;
40 4
0
Полезные
ископаемые
1
Комбинирован
ный.
Фронтальный
опрос.
З н а т ь понятия «полезные
ископаемые», «сплав», «металлы»,
«месторождение», «руда»; горючие,
рудные и строительные полезные
ископаемые, их значение в жизни
человека.
У м е т ь называть свойства песка,
глины, мрамора, гранита
2
Свойства
полезных
ископаемых
Почему надо
беречь полезные
ископаемые
3
1
1
Комбиниров
анный.
Устный
опрос.
Комбиниров
анный.
Индивидуаль
ный опрос.
1
4
1
4
2
4
3
4
5
6
З н а т ь свойства полезных
ископаемых.
У м е т ь в опытах определить
свойства известняка, мрамора,
песка, глины по данному плану
У м е т ь охранять полезные
ископаемые и бережно относиться к
богатствам природы; работать с
учебными текстами
З н а т ь свойства полезных
ископаемых.
У м е т ь в опытах определить
свойства известняка, мрамора,
песка, глины по данному плану
Обобщение по
теме «Тайны
недр Земли»
1 Обобщение
знаний.
Викторина .
Тест.
Неживая
природа.
Краткая
характеристика
объектов
неживой
природы.
Влияние
29.01
С. 16–
21
10
9
2.02
8
С. 22–
25
5.02
С. 26–
30
9.02
Тестир
ование
Познавательн
ые УУД:
– находить
ответы на
вопросы в
тексте,
иллюстрациях
Личностные
УУД:
ориентация на
моральные
нормы
7
Регулятивны
е УУД:
– учиться
работать по
плану
Коммуникат
ивные УУД:
– учиться
работать в
паре, группе
Познаватель
ные УУД:
– находить
ответы на
вопросы в
тексте,
иллюстрациях
41 4
4
Как образуется
почва
1
Комбиниров
анный.
Самосто
ятельная
работа.
деятельности
человека на
природу. Охрана
природных
богатств
Неживая
природа.
Краткая
характеристика
объектов
неживой
природы
12.02
С. 31–
34
Личностные
УУД:
ориентация на
моральные
нормы
З н а т ь горные породы; процесс
почвообразования (выветривание
горных пород, взаимодействие всех
компонентов природы – солнечного
тепла, воды, воздуха, живых
организмов); понятие «цепь
питания».
У м е т ь работать с оглавлением
учебника, учебными текстами;
составлять цепи питания
1
4
5
2
Почва и ее
состав
4
6
Экскурсия
«Почвы родного
края»
3
1
1
4
5
6
7
8
9
10
Комбинирован
ный.
Фронтальный
и индивид.
Опрос.
Экскурсия.
Фронтальный
опрос.
Правила
поведения в
природе
З н а т ь , что почва – продукт
взаимодействия факторов
живой и неживой природы;
что такое цепи питания; состав почвы
(минеральные соли, перегной, воздух,
вода, песок, глина); что такое
плодородие почвы.
У м е т ь изучать состав почвы;
проводить опыты и наблюдения;
делать выводы
З н а т ь правила поведения
на экскурсии.
У м е т ь изучать состав почвы;
проводить опыты и наблюдения;
16.02
С. 35–
38
Регулятивные
УУД:
– учиться
работать по
плану
Личностные
УУД:
ориентация на
моральные
нормы
19.02
Коммуникатив
ные УУД:
– учиться
работать в
Ответ
ы на
вопро
сы
42 4
7
Зачем и как
люди заботятся
о почве
1
Комбинирован
ный.
Устный опрос,
работа в парах.
делать выводы
З н а т ь значение почвы; мероприятия
по охране почв
в родном крае.
У м е т ь договариваться, рас
пределять работу, оценивать свой
вклад в общий результат
деятельности; обсуждать проблему
паре, группе
Познавательн
ые УУД:
– находить
ответы на
вопросы в
тексте,
иллюстрациях
26.02
С. 39–
42
1
4
8
2
3
4
5
6
Обобщение по
теме «Почва»
1 Обобщение
знаний.
Викторина .
Тест.
Неживая
природа.
Краткая
характеристика
объектов
неживой
природы.
Влияние
деятельности
человека на
природу. Охрана
природных
богатств
10
9
1.03
8
Тестир
ование
7
Личностные
УУД:
ориентация на
моральные
нормы
4
9
Лес и его
обитатели
1
Комбинирован
ный.
Беседа
по статье.
Иметь представление о
природном сообществе.
З н а т ь многообразие
растительного и животного
мира леса и возможность их
совместного обитания.
У м е т ь раскрывать связи,
которые существуют между
4.03
С. 43–
49
Коммуникативн
ые УУД:
– учиться
работать в
паре, группе
43
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий Мир» 3 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.