Программа по профориентации школы "Удивительный мир профессий" 1-11 класс
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
Взрослым
30.11.2017
На сегодняшний день реальность на рынке труда такова, что люди меняют профессию уже в течение двух лет после окончания профессионального училища, техникума или ВУЗа, а в целом более 50 % населения работает не по специальности, указанной в дипломе. Поэтому назрела проблема, что еще в школе нужно пытаться помочь обучающимся в выборе профессии.
Программа профориентации школы1.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Карымкарская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по профориентации
"Удивительный мир профессий”
на 20172022 учебные годы
Социальный педагог, учитель
Мальцева Лариса Анатольевна
1 СОДЕРЖАНИЕ.................................................................................................2
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы.......................................................................................................................6
I.Пояснительная записка...............................................................................................................7
Задачи:.............................................................................................................................................9
2. Предполагаемые результаты:..................................................................................................11
Основные нормативноправовые документы, на которые опирается программа:.................12
РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ..............................................................................................14
1ЭТАП: НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА...............................................................................................14
Тематическое планирование 1 класс «Удивительный мир профессий»..................................14
Задачи:...........................................................................................................................................14
Учебнотематический план для обучающихся 1 класс.............................................................14
2 Тематическое планирование для обучающихся 1 класса.........................................................15
Тематическое планирование 2 класс «Удивительный мир профессий»..................................16
Учебнотематический план для обучающихся 2 класса...........................................................16
Тематическое планирование 3 класс «Удивительный мир профессий»..................................17
Учебнотематический план для обучающихся 3 класса...........................................................17
Тематическое планирование 4 класс..........................................................................................18
«Удивительный мир профессий»................................................................................................18
Учебнотематический план для обучающихся 4 класса...........................................................19
2ЭТАП: 57 КЛАССЫ.................................................................................................................20
Задачи:...........................................................................................................................................20
Учебнотематический план на три года обучения с 5 по 7 класс............................................20
3ЭТАП: 89 КЛАССЫ.................................................................................................................22
3 Совместные мероприятия............................................................................................................22
1.Экскурсии на ДНС Сургутнефтегаза – 1 раз в год.................................................................22
2.Экскурсии в пожарную часть – 1 раз в год.............................................................................22
3.День самоуправления в школе (профессия учителя) – 1 раз в год.......................................22
4.День самоуправления на предприятиях поселка (администрация, ЖКХ, электросети,
детский сад больница) – 1 раз в год............................................................................................22
Содержание программы реализуется в следующих видах деятельности................................29
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.......................................................................................................30
Ожидаемый результат:.................................................................................................................30
РАБОТА С УЧИТЕЛЯМИ..........................................................................................................30
Задачи:...........................................................................................................................................30
Ожидаемый результат:.................................................................................................................31
4 Мониторинг результатов.............................................................................................................32
Кадровое обеспечение.................................................................................................................35
Мотивационные условия.............................................................................................................36
Список литературы......................................................................................................................36
5 Паспорт программы
Полное название
программы
Юридический адрес
организации
заявителя
Руководитель
программы
Автор программы
Программа по профориентации «Удивительный мир профессий»
Тюменская область, Октябрьский район, п. Карымкары, ул.
Комсомольская 12А
МКОУ «Карымкарская СОШ»
Хургунова Светлана Яковлевна директор муниципального
казенного общеобразовательного учреждения «Карымкарская
средняя общеобразовательная школа»
Мальцева Лариса Анатольевна, социальный педагог, учитель
МКОУ «Карымкарская СОШ»
Отдел
Социальнопсихологическая служба
Целевые группы
Образовательная
область
Цель программы
Форма реализации
программы
Вид программы
Направленность
программы
Обучающиеся МКОУ «Карымкарская СОШ» от 7 до 18 лет (111
классы)
Профориентация
Создать систему действенной профориентационной работы с
обучающимися, способствующей профессиональному
самоопределению выпускников школы в соответствии с
желаниями, способностями, индивидуальными особенностями, и
учетом социокультурной и экономической ситуации в округе и
городе.
Групповая
Комплексная
Социальнопедагогическая I. Пояснительная записка
На сегодняшний день реальность на рынке труда такова, что 40% людей меняют
профессию уже в течение двух лет после окончания профессионального училища,
техникума или ВУЗа, а в целом более 50 % населения работает не по специальности,
указанной в дипломе. Очевидно, что в целях предупреждения такой ситуации необходимо
создавать все условия в первую очередь для того, чтобы человек уже в школе почувствовал
себя субъектом профессионального, жизненного и культурного самоопределения, автором
собственной биографии и человеком, причастным к созданию общественно значимого
продукта.
Ведутся споры о том, с какого возраста нужно проводить профориентационную
работу. Мнения тут различны. Кто то считает, что в девятом классе подростки еще не
готовы к осмыслению профориентационных проблем и просто не поймут, о чем вы с ним
говорите. Другие уверены, что профориентационная работа в 11 классе уже бессмысленна,
так как все школьники уже выбрали себе профессию. Современный взгляд на проблему
таков, что такую работу нужно проводить с начальной школы, когда через игру дети
способны овладевать некоторыми представлениями о трудовой деятельности. Также
представляется верным мнение, что в 59 классах школьник впитывает в себя не только
учебную, но и другую, часто более значимую для профориентации культурную
информацию. В это время необходимо вести с детьми разговоры о сути человеческого
труда и о его социальной востребованности. Именно тогда девятый класс будет не столько
предпрофильным, сколько самоценным как выпускной класс школы.
Работа по профориентации в начальной школе очень специфична, она отличается от
работы с обучающимися средних и старших классов. Особенность заключается в том, что в
14 классах не ставится цели подвести детей к выбору определенной профессии. Главное
развитие внутренних психологических ресурсов личности ребенка. В начальной школе,
когда учебнопознавательная деятельность становится ведущей, т.е. определяющей
развитие школьника, важно расширить его представления о различных профессиях.
Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой
профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов,
конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На этой стадии создается
определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие
профессионального самосознания.
4 Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о
мире профессий, чтобы затем на основе этого материала ребенок мог анализировать
профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Для этого
и необходимы занятия по профориентации в начальной школе.
Занятия в основном проходят в игровой форме, через которую совершенствуются
движения и умственные операции. Использование наглядности, игрового материала
(кроссворды,
элементов занимательности,
состязательности (конкурсы) поможет создать у младших школьников многообразие
впечатлений о различных профессиях и видах деятельности.
викторины),
загадки,
пословицы,
В первом классе мероприятия направлены на знакомство со всеми профессиями; во
втором классе, помимо углубления и расширения знаний о профессиях, показывается
значимость каждой профессии для общества; в 34 классах представления о мире
профессий расширяются, создаются условия для формирования коммуникативных
навыков и опыта проектной и исследовательской деятельности.
С пятого класса обучающиеся изучают не только и не столько мир профессий,
сколько себя и глубинность (характеристику) каждой профессии. Чем старше подростки,
тем боле они могут соотнести свои возможности, интересы и склонности к
привлекательной для них трудовой деятельности.
Важным звеном в системе профориентационной работы с обучающимися является
взаимосвязь школы с родителями. Практика показывает, что родители обычно принимают
активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей.
Вместе с тем вопросы выбора профессии и определения путей образования представляют
трудную задачу, как для самих обучающихся, так и для их родителей. Советы последних
часто не соответствуют реальным потребностям рынка труда. Не всегда родители знают и
объективно оценивают интересы и способности своих детей. Желания родителей и
профессиональные намерения школьников во многих случаях не совпадают. Все это
вызывает необходимость организации специальной работы с родителями, направленной на
оказание помощи семье в подготовке детей к выбору профессии. При проведении
профориентационной работы встает вопрос о престиже профессий среди самих родителей,
который часто приобретает первостепенное значение. В задачи семьи также входит
предупреждение случайного выбора профессии подростком, когда профессия выбирается
без учета особенностей и способностей ребенка. Как известно, в случайном выборе
профессии в значительной мере заложены причины текучести кадров на предприятиях изза
неудовлетворенности человека своей профессией и работой. Таким образом, участие семьи, как социального и воспитательного института, подчеркивает двойственность
профориентации как проблемы общественной и педагогической.
Конечно, для школы профориентация нелегкая задача. Как изучать со
школьниками мир профессионального труда, когда профессий насчитывается около десяти
тысяч? Многие справочные и рекламные издания представляют собой довольно
бессистемное перечисление возможных путей продолжения образования. Быстро, раз и
навсегда профессию выбрать невозможно. Тем более если это недостаточно определенная
и не очень конкретная профессия. Но практически каждому из будущих выпускников
предстоит разложить по полочкам аргументы за и против той или иной вполне конкретной
специальности, должности, социально профессиональной роли, жизненной миссии. И в
чем то может помочь именно школа, а не родители или даже социум.
создать систему действенной профориентационной работы с
Цель программы:
обучающимися, способствующей профессиональному самоопределению выпускников
школы в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями, и с
учетом социокультурной и экономической ситуации в округе и поселке.
Задачи:
1. Расширить знания, связанные с миром профессий;
2. Расширить знания о современном рынка труда ХМАО, о средних и высших учебных
заведениях, о способах поиска работы и трудоустройства.
3. Сформировать умение выстраивать профессиональножизненный путь в
а также
способностями,
соответствии с интересами,
прогнозируемым спросом на современном рынке труда;
склонностями,
Программа предполагает реализацию в четыре этапа.
1. Основные этапы профориентационной работы в школе
I ступень: начальное общее образование
1.1. Начальная школа (14 классы).
С помощью профориентационной деятельности (ролевые, дидактические игры, беседы,
конкурсы, общественно полезный труд, экскурсии на предприятия, где работают родители,
семейные праздники и др.) формируется представление о мире профессий, добросовестное
отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на
выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии. II ступень: основное общее образование
Основная школа (57 классы)
1.2.
Формируется осознание обучающимися своих интересов, способностей, общественных
ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая
профессиональная деятельность выступает как способ создания определенного образа
жизни, как путь реализации своих возможностей.
Основная школа (89 классы)
1.3.
Формируется представление о профессиональных навыках,
перспективах
профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умение адекватно
оценить свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой
профессии. Основное внимание уделяется консультационной помощи в выборе профессии,
определяется стратегия действий по освоению запасного варианта.
III ступень: среднее общее образование.
1.4. Старшие классы (1011 классы).
Одним из важных направлений работы школы всегда была профориентация
школьников, ознакомление их с миром профессий. Однако жизнь современного общества
стремительно меняется и требует от выпускника совершенно новых компетенций. Поэтому
в новых современных условиях уже недостаточно заниматься профориентационной
работой с обучающимися 1011 классов. Необходима помощь в профессиональном
самоопределении. Профессиональное самоопределение это процесс и результат
сознательного и самостоятельного выбора профессии.
Профессиональное самоопределение выпускников старшей школы осуществляется на
базе изучения тех предметов (уроки, предметные кружки и консультации), к которым у
учеников проявляется устойчивый интерес и способности. Основное внимание обращается
на формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценку
и коррекцию профессиональных планов; знакомство со способами достижения результатов
в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии.
Система отслеживания полученных знаний, умений и навыков, проводится по
единой системе для всех возрастных групп: через систему разработанных тестов,
практические задания, игровые упражнения.
Таким образом, данная программа позволяет реализовать новый, более современный
подход к профориентации школьников. Чем вызвана необходимость нового подхода? • Мир профессий быстро меняется. Например, 10 самых востребованных в 2015году
профессий еще не существовали в 2004.
• Растет конкуренция на рынке труда. Повышаются требования к уровню
профессионализма.
• Чтобы стать современным профессионалом, студент уже на первом курсе вуза должен
хорошо знать, что он хочет и что его ждет.
• Мировой опыт показывает, что еще учась в институте, студент должен приобретать
практический опыт, т. е. начинать работать.
Новизна программы заключается в разработанной системе профориентационной
работы, которая позволяет поэтапно давать знания обучающимся, начиная с первого
класса, учитывая возрастные особенности и ведущий вид деятельности, что в итоге
позволит сделать правильный профессиональный выбор.
Отличительной чертой программы является то, что профориентационная работа
осуществляется со всеми участниками образовательного процесса:
обучающимися, родителями. В процессе обучения по программе, обучающиеся старших
классов осуществляют профессиональные пробы по различным профессиям. Это помогает
им соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет
интересующая их профессия, в непосредственной профессиональной деятельности.
учителями,
2. Предполагаемые результаты:
1. Выпускники школы получат систематические знания о профессиях, о содержании
трудовой деятельности, учебных заведениях, о важности каждой профессии для
общества,
узнают о собственных психологических особенностях,
профессиональных интересах и склонностях, правилах выбора профессии и об
ошибках, допускаемых при выборе профессии.
2. Овладеют навыками поиска и анализа нужной информации, тестирования,
самопрезентации.
3. Смогут самостоятельно грамотно спланировать свой профессионально жизненный
путь, опираясь на полученные знания.
Терминологическую основу программы составляет следующие понятия:
Профессиональная ориентация это целенаправленная деятельность по подготовке
молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями,
интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах
определенных профессий и разного уровня квалификации. Она представляет собой единство практической деятельности и развивающейся междисциплинарной теории и
реализуется не только в учебновоспитательном процессе работы с учащимися.
Система профориентации школьников это организованная, управляемая деятельность
различных государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений и
школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и
социального самоопределения школьников в интересах личности и общества.
Профессиональное просвещение предоставление всем участникам образовательного
процесса сведений о различных профессиях, формах и условиях профессионального
обучения, актуальным состоянием рынка труда, значении профессий для социума,
потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к
психофизиологическим качествам личности.
Индивидуальная и групповая профконсультация оказание помощи в принятии
осознанного выбора профессии, определении сферы деятельности, в соответствии с
индивидуальными психофизиологическими особенностями, интересами и склонностями,
состоянием психофизического здоровья и социальноэкономической ситуацией на рынке
труда, а также планирования своего дальнейшего профессионального пути.
Основные нормативноправовые документы, на которые опирается программа:
«Конвенция ООН о правах ребенка»;
Федеральные законы Российской Федерации
Конституция РФ – (Гл. 2)
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят
Государственной Думой 21 декабря 2012 года
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
второго поколения ОС
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ"
Трудовой кодекс РФ
Закон "О занятости населения в РФ"
Закон об образовании (2013 г.) Статья 42. Психологопедагогическая, медицинская
и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
2. Психологопедагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:
4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной
адаптации.
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на
20132020 годы стратегической целью государственной молодежной политики
является "создание условий для успешной социализации и эффективной
самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в
интересах инновационного социальноориентированного развития страны".
«Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке
населения в Российской Федерации». Постановление Минтрудсоцразвития России
от 27.09.1996 г. № 1.
Приказ №150 от 28.02.2013 «Об утверждении концепции развития системы
профессиональной ориентации ХМАО Югры и межведомственного плана по её
реализации»
Приказ №862 от 27.06.2014 «О внесении изменений в приказ от 18.02.2013 №150
"Об утверждении концепции развития системы профессиональной ориентации
ХМАО Югры и межведомственного плана по её реализации"
Приказ №693 от 28.06.2013 №683 «О внесении изменений в приказ от 18.02.2013
№150 "Об утверждении концепции развития системы профессиональной ориентации
ХМАО Югры и межведомственного плана по её реализации"
Устав, правила внутреннего распорядка МКОУ «Карымкарская СОШ» РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ
1 ЭТАП: НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
Тематическое планирование 1 класс
«Удивительный мир профессий»
Цель: Сформировать представление о многообразии профессий и содержании труда
некоторых из них.
Задачи:
• Формирование представлений о мире профессий;
• Воспитание уважения к труду людей разных профессий.
• Практическое овладение трудовыми навыками через игровые упражнения.
Ожидаемые результаты:
• Сформировано представление о многообразии мира профессий;
• Применяют полученные знания о содержании труда в игровой деятельности;
• Относятся с уважением к труду людей разных профессий.
В этом разделе представлены основные направления образовательной деятельности.
Учебнотематический план для обучающихся 1 класс
Вводное занятие
1. Что такое профессия?
2. Какие бывают профессии?
Раздел 1. Труд в почете любой, мир профессий большой!
1. Профессии моих родителей
2. Кем я хочу стать
Раздел 2. Разнообразие мира медицинских профессий.
1. Кто и как сохраняет наше здоровье. Профессия врач.
2. Люди в белых халатах. Разнообразие врачебных специальностей.
3. Главный помощник врача медицинская сестра.
4. Добрый доктор Айболит! Профессия ветеринар.
Раздел 3. Удивительный мир педагогических профессий.
3.1. Профессия: учитель.
3.2. Профессии: воспитатель.
3.3. Профессии: вожатый.
Раздел 4. Профессии сельской местности.
4.1. Как в магазин попадает хлеб, молоко?
4.2. Профессия: животновод
Раздел 5. Закон и порядок
5.1. Безопасность на дороге. Профессия инспектор ГИБДД
5.2. Кто нам поможет в чрезвычайной ситуации?
Раздел 6. Строительные специальности.
6.1. С чего начинается строительство дома?
6.2. Мы строили, строили, и, наконец, построили!
Раздел 7. Творческие профессии. 7.1. Алло, мы ищем таланты!
7.2. Сделаем мир красивее!
Раздел 8. Профессии нашего региона.
8.1. Откуда берется нефть?
Раздел 9. Мир рабочих профессий.
9.1. Кто управляет транспортом?
9.2. Мы идем в магазин! Работники торговли.
9.3. Кулинарный поединок.
Итоговое занятие
Тематическое планирование для обучающихся 1 класса
Наименование раздела
Ответственный
Формы контроля
№
п/п
1. Вводное занятие.
Тр Труд в почете любой, мир
профессий большой!
2
Разнообразие мира
медицинских профессий.
3. Удивительный мир
педагогических профессий.
4. Профессии сельской
местности.
5.
Закон и порядок
6. Строительные
специальности
Творческие профессии.
7.
8. Профессии нашего региона.
9. Мир рабочих профессий
10
.
Итоговое занятие
Итого
Классный
руководитель
Тест на
определение уровня знаний
Загадки о профессиях
Рисуок «На приеме у
врача»
Составление рассказа
«Самый добрый учитель»
Игра
«Путешествие на ферму»
Турнир по ПДД
Кроссворд
Рисунок на тему «Мир
искусства»
Рисунок по теме
Кроссворд,
ребусы
Тест на проверку знаний
Классный
руководитель
Классный
руководитель
Классный
руководитель
Классный
руководитель
Классный
руководитель
Классный
руководитель
Классный
руководитель
Классный
руководитель
Классный
руководитель
Всего
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10 часов Тематическое планирование 2 класс
«Удивительный мир профессий»
Расширение представлений о мире профессий и о значимости каждой из
Цель: Расширить представление о многообразии профессий и содержании труда.
Показать значимость каждой профессии для общества.
Задачи:
•
профессий;
• Овладение «основными смыслами» трудовой деятельности;
• Воспитание уважения к труду людей разных профессий.
• Практическое овладение трудовыми навыками через игровые упражнения.
Ожидаемые результаты:
•
•
•
•
Сформировано представление о многообразии мира профессий;
Применяют полученные знания о содержании труда в игровой деятельности;
Относятся с уважением к труду людей разных профессий.
Наименование раздела
Ответственный
Формы контроля
Вводное занятие.
Каждый может выбрать
дело, чтоб оно в руках
кипело!
Работники издательств и
типографий
Закон и порядок.
Кто работает в школе?
Итоговое занятие
Итого
Классный
руководитель
Классный
руководитель
Классный
руководитель
Классный
руководитель
Классный
руководитель
Классный
руководитель
Тест на
определение уровня
знаний
Кроссворд
Сюжетно ролевая
игра «Редакция
газеты»
Составление рассказа
«Самый добрый
учитель»
Кроссворд
Тест на проверку
знаний
Всего
часов
1
2
3
1
1
1
9 часов
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Учебнотематический план для обучающихся 2 класса
Вводное занятие
Раздел 1. Каждый может выбрать дело, чтоб оно в руках кипело!
1.1. Кулинар, кондитер, пекарь
1.2. Парикмахер, визажист
1.3. Швея или портной? В чем разница?
2.1. Кто охраняет нашу Родину?
2.2. Кто запускает в небо самолет и ракету?
2.3. Спорт увлечение или профессия?
3.1. Отважные люди спасатели!
3.2. Кто и от чего охраняет лес?
3.3. Откуда мы знаем сколько на небе звезд?
Раздел 2. Работники издательств и типографий
1.1. Волшебное превращение белого листа бумаги в яркий журнал 2.1. Я хочу задать Вам вопрос! Профессия журналист и корреспондент
Раздел 3. Закон и порядок
3.1. Кто прав, кто виноват? Ведем расследование.
Раздел 4. Кто работает в школе?
4.1. Зачем в школе столько учителей?
4.2. Педагог дополнительного образования
Итоговое занятие
Тематическое планирование 3 класс
«Удивительный мир профессий»
Расширение представлений о мире профессий и о значимости каждой из
Цель: Расширить представление о многообразии профессий и содержании труда.
Показать значимость каждой профессии для общества.
Задачи:
•
профессий;
• Овладение «основными смыслами» трудовой деятельности;
• Воспитание уважения к труду людей разных профессий.
• Практическое овладение трудовыми навыками через игровые упражнения.
Ожидаемые результаты:
• Сформировано представление о многообразии мира профессий;
• Применяют полученные знания о содержании труда в игровой деятельности;
• Относятся с уважением к труду людей разных профессий.
Наименование раздела
Ответственны
й
Формы контроля
Всего
часов
Вводное занятие.
Удивительный мир
профессий
Почетная профессия
строитель!
Закон и порядок.
Итоговое занятие
Итого
Классный
руководитель
Классный
руководитель
Классный
руководитель
Классный
руководитель
Классный
руководитель
Тест на
определение уровня
знаний
Кроссворд
Ролевая игра
«Строим дом!»
Что? Где? Когда?
Тест на проверку
знаний
1
4
2
2
1
10 часов
№
п/п
1
2
3
4
5
Учебнотематический план для обучающихся 3 класса
Вводное занятие
Раздел 1. Удивительный мир профессий
1.1. Кто считает взрослым заработную плату?
1.2. Профессия бухгалтер
1.3. Профессия экономист
2.1. Российские железные дороги! 2.2. Кто главный на железной дороге?
2.3. Что такое МЧС?
2.4.Отважные люди - пожарные.
3.1. Военные профессии от прапорщика до генерала
3.2. Капитан и его команда.
3.3. Воздушные войска
3.4. Наземные войска
4.1. Профессия кинолог
4.2. Кто работает под землей
Раздел 2. Почетная профессия строитель!
1.1. Проектируем дом будущего от А до Я!
1.2. Почему здания отличаются друг от друга?
2.1. Современная архитектура
2.2. Команда строителей
Раздел 3. Закон и порядок
1.1. Кто пишет законы и устанавливает порядок в стране?
1.2. Серьезный разговор! Беседа с участковым полицейским.
1.3. Адвокат и прокурор
2.1. Следствие ведут знатоки
2.2. Суд и судья
2.3. Кто такие мировые судьи?
2.4. Правила и законы нашего класса
Итоговое занятие
Тематическое планирование 4 класс
«Удивительный мир профессий»
Расширение представлений о мире профессий и о значимости каждой из
Цель: Расширить представление о многообразии профессий и содержании труда.
Показать значимость каждой профессии для общества.
Задачи:
•
профессий;
• Овладение «основными смыслами» трудовой деятельности;
• Воспитание уважения к труду людей разных профессий;
• Практическое овладение трудовыми навыками через игровые упражнения.
Ожидаемые результаты:
• Сформировано представление о многообразии мира профессий;
• Применяют полученные знания о содержании труда в игровой деятельности;
• Относятся с уважением к труду людей разных профессий. Наименование раздела
Диагностика
Формы контроля
Тест на
определение уровня
знаний
Кроссворд
Игра
«Поликлиника»
Рисунок на тему
Загадки
Рисунок на
тему
Тест на проверку
знаний
Всего
часов
1
2
2
2
1
1
1
10 часов
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Вводное занятие.
Классный
руководитель
Компас в мире
профессий
Разнообразие мира
медицинских
профессий
Профессии сельской
местности
Мир юридических
профессий
Классный
руководитель
Классный
руководитель
Классный
руководитель
Классный
руководитель
Творческие профессии Классный
7 Итоговое занятие
Итого
руководитель
Классный
руководитель
Классный
руководитель
Учебнотематический план для обучающихся 4 класса
Вводное занятие
Раздел 1 Компас в мире профессий
1.1. Знакомство с понятием «характеристика профессии»
1.2. Средства и условия труда
2.1. Знакомство с понятием «профессиональные качества».
Раздел 2 Разнообразие мира медицинских профессий
1.1. У истоков медицины, или Клятва Гиппократа.
1.2. Люди в белых халатах. Разнообразие медицинских
специальностей.
1.3. Главные помощники врача: медицинская сестра, санитар.
2.1. Профессия – фармацевт, лаборант
Раздел 3 Профессии сельской местности
1.1. Профессия: фермер.
1.2. Профессия: агроном.
2.1. Профессии: животновод, пчеловод.
Раздел 4 Мир юридических профессий
1.1. Профессии: адвокат, прокурор.
2.1. Профессии: юрист, нотариус.
Раздел 5 Творческие профессии
1.1. Профессии: художник, дизайнер, флорист.
1.2. Профессии: композитор, музыкант, актер.
Итоговое занятие 2 ЭТАП: 57 КЛАССЫ
Цель: сформировать представление о личностных особенностях, о характеристике
профессий и о профессиях 21 века
Задачи:
•
Расширение представлений о современном мире профессий;
• Формирование представлений о собственных возможностях, склонностях и интересах.
Ожидаемые результаты:
• Имеют представление о современном мире профессий;
• Приобретут комплекс специальных знаний о собственных возможностях, склонностях и
интересах.
№
п/п
1
2
3
4
Наименование
раздела
Характеристика
профессий
Личностные
особенности
Профессии
региона
Профессии XXI века
нашего
Ответственный Диагностика
Классный
руководитель
Куратор по
профориентации
Классный
руководитель
Куратор по
профориентации
5
Формы
контроля
Кроссворд,
тест
Тест
Что? Где?
Когда?
Брейнринг
Итоговое занятие Классный
руководитель
Тест на проверку
5
знаний
Всего: 27 часов из них: 5 класс – 8 часов , 6 класс –9 часов , 7 класс – 10 часов
Учебнотематический план на три года обучения
с 5 по 7 класс
Всего
часов
5
12
4
3
3
Наименование
разделов и тем
класс
Ответственный
Диагностика
Всего
Раздел 1. Характеристика профессий
(рассматриваются профессии, изучаемые в начальной школе)
1.1. Предмет труда
1.2. Цель труда
1.3. Средства труда
1.4. Условия труда
1.5 Характер труда
1.6 Отрасль труда
5
5
6
6
7
7
Классный руководитель
Классный руководитель
Классный руководитель
Классный руководитель
Классный руководитель
Классный руководитель
1
1
1 6
1.7. Профессия,
специальность, должность
1.8 Личностный смысл
7
труда
Раздел 2. Личностные особенности
2.1. Темперамент
5
2.2. Самооценка
2.3. Характер
2.4. Воля. Волевые качества.
2.5. Наши эмоции и чувства
2.6 Тип мышления
2.7 Что такое мотивация?
2.8 . Как здоровье может
влиять на выбор профессии
2.9. Способность и талант
2.10 Интересы и склонности
2.11 10
5
6
6
7
7
7
5
6
7
6
7
2.12 Что такое
эмоциональный
интеллект&
Раздел 3. Профессии нашего региона
3.1 . Нефтяная и газовая
отрасли
3.2 Лесная,
деревообрабатывающая
отрасль
3.3 Животноводство
3.4 Рыбное хозяйство
Раздел 4. Профессии XXI века
4.1. Информационные и
компьютерные технологии
5
6
5
7
5
Классный руководитель
Классный руководитель
Куратор по
профориентации
Тест М.Ф. Шевченко
«Определение
темперамента» 1 час
Куратор по
профориентации
Дембо
Методика
Рубинштейн
«Самооценка» 1 час
БасаДарки,
Тест
модификация
Резапкиной
Г.В.
«Эмоции» 1 час
Тест Л.Г.Матвеевой
«Тип мышления» 1
час
ШТУР 2 (Авторы:
К.М.Гуревич,
М.К.Акимова,
Е.М.Борисова,
В.Г.Зархин,
В.Т.Козлова,
Куратор по
профориентации
Куратор по
профориентации
Куратор по
профориентации
Куратор по
профориентации
Куратор по
профориентации
Куратор по
профориентации
Куратор по
профориентации
Куратор по
профориентации
Куратор по
профориентации
Куратор по
профориентации
Классный руководитель
Классный руководитель
Классный руководитель
Классный руководитель
Куратор по
профориентации
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 4.2. Рекламный бизнес
4.3 Менеджер
4.4 Логистик
4.5 Коучер
4.6 Мерчандайзер
4.7 Девелопер
4.8 Фондовая биржа
4.9 Промоутер
4.10 Сейлзменеджер
5. Итоговое занятие
5
5
6
6
6
6
7
7
7
5
6
7
Куратор по
профориентации
Куратор по
профориентации
Классный руководитель
Совместные мероприятия
3 ЭТАП: 89 КЛАССЫ
1
1
1
1. Экскурсии на ДНС Сургутнефтегаза – 1 раз в
год
2. Экскурсии в пожарную часть – 1 раз в год
3. День самоуправления в школе (профессия
учителя) – 1 раз в год
4. День самоуправления на предприятиях поселка
(администрация, ЖКХ, электросети, детский сад
больница) – 1 раз в год
8й класс
Задачи обучения:
первоначальное информирование учащихся о профессиональной деятельности
людей и основах выбора профессии;
знакомство восьмиклассников с основными понятиями профессиологии;
освоение учащимися технологий выбора (развитие умения выбирать).
Тематика классных часов по профориентации:
№
п/п
Тематика
Ответственный
Основные темы классных часов и бесед
1.
Беседа «Выбор в жизни человека»
Классный руководитель 2
3
4
5
6
7
8
9
Беседа «Типы профессий. Формула профессии»
Классный руководитель
Беседа «Как подростку устроиться на работу»
Классный руководитель
Беседа – игра «Профессиональные качества
человека»
Куратор по профориентации
Классный час «Мир наших интересов»
Классный руководитель
Классный час – игра «Труд красит человека»
Классный руководитель
Классный час «Классификация профессий»
Классный руководитель
Групповая и индивидуальная профдиагностика.
Психологическая карта профессии.
Куратор по профориентации
Совершаем выбор (тестирование, групповая дис
куссия).
Куратор по профориентации
10
Диагностика «Готовность подростков к выбору
профессии (методика ВБ Успенского)
Куратор по профориентации
Воспитательные мероприятия по
профориентации:.
11
Час
самоопределению «Найти себя»
общения
по
профессиональному
Куратор по профориентации
Классный руководитель
12
Классный час «Посвящение в профессию»
9й класс Задачи обучения:
расширение и углубление профессиологических знаний;
разъяснение возможностей для самоактуализации и первичного жизненного
самоопределения выпускников основной общей школы II ступени (9го класса).
Тематика классных часов по профориентации:
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7
8
Тематика
Ответственный
Основные темы классных часов и бесед.
Беседа «Требования профессии к человеку»
Классный руководитель
Беседа «Куда подростку можно устроиться»
Классный руководитель
Беседа – консультация «Где можно продолжить обучение после
9го класса»
Классный руководитель
Час общения «Как устроиться на работу. Общение. Телефон.
Собеседование. Самопрезентации.»
Куратор по профориентации
Беседа «Профессии, специальности, должности»
Классный руководитель
Беседа с элементами игры «Профессиональная квалификация и
мастерство»
Классный руководитель
Классный час «В мире профессий»»
Классный руководитель
Круглый стол «Все профессии важны, все профессии нужны» Классный руководитель
Групповая профдиагностика.
9
Опросник Розенберга «Самоуважение. Самоунижение»
Куратор по профориентации
10
Диагностика профессиональных ориентация школьника Куратор по профориентации (учащихся, родителей).
11
Тест на определение памяти
Куратор по профориентации
12
Тест опросника «Склонности по типам профессии»
Куратор по профориентации
Воспитательные мероприятия по профориентации:.
13 Профориентационный проект «Дороги, которые мы выбираем»
Куратор по профориентации
(1часть)
14 Профориентационная игра «Угадай профессию».
Куратор по профориентации
15
Родительское собрание с детьми «Трудовое воспитание в
семье»
Куратор по профориентации
Учебнотематический план для обучающихся 10 11 классов
Формировани е
представлений о
современном мире профессий, о
Знакомство с рынком труда и учебными заведениями ХМАО;
Составление плана профессиональножизненного пути.
Цель: Содействовать профессиональному самоопределению
Задачи:
•
собственных
возможностях, склонностях и интересах;
•
•
Ожидаемые результаты:
•
возможностях,
склонностях и интересах;
•
об учебных
заведениях ХМАО (условия поступления и
избежать ошибок в
процессе выбора профессии и самостоятельно спланировать свой
профессиональный жизненный путь;
•
Могут составить свой профессиональный маршрут.
представление о
мире профессий, о собственных
Ориентируются
на современном
рынке труда, имеет представление
обучения), что
позволит
Сформировано
10й класс Тематика классных часов по профориентации:
№
п/п
Тематика
Ответственный
1.
2.
3.
4.
5
6
7
8
Основные темы классных часов.
Профессиональная деятельность и социальный статус человека.
Классный руководитель
Условия и орудия профессии. Здоровье и выбор профессии.
Классный руководитель
Прогноз рынка труда на ближайшие годы.
Классный руководитель
Классный час «Темперамент и выбор профессии»
Классный час «Кем быть»
Классный руководитель
Классный час,
нравственного
самоопределения при выборе профессии «Профессия – хороший
человек»
посвященный проблеме
Классный руководитель
Час общения «Интересы и выбор профессии»
Куратор по профориентации
Классный час «Мой характер и выбор профессии»
Куратор по профориентации
Групповая и индивидуальная профдиагностика.
9
Тест «Карта интересов»
Куратор по профориентации
10 Методика для определения социальной направленности личности»
Куратор по профориентации
(характера личности»
11
Анкета «Склонности (коммуникативные и организаторские),
способности»
Куратор по профориентации 12
«Что я за птица»
13
Тест «Лидер»
Куратор по профориентации
Куратор по профориентации
14
Диагностика «Готовность подростков к выбору профессии (методика
ВБ Успенского)
Куратор по профориентации
15
Диагностика «Темперамент человека»
Куратор по профориентации
Воспитательные мероприятия по профориентации:.
16
Трудовые права несовершеннолетних.
Классный руководитель
17 Поступление на работу. Обращение, собеседование и заполнение
документов при трудоустройстве. Составление резюме
Классный руководитель
18 Профориентационный проект «Дороги, которые мы выбираем» (2
частьчасть)
Куратор по профориентации
19 Устный журнал «Профессия – мое будущее»
Куратор по профориентации,
классный руководитель
20 Профориентационная игра «Рынок труда».
Классный руководитель
11й класс
Тематика классных часов по профориентации: №
п/п
Тематика
Ответственный
Основные темы классных часов.
Цели профессиональной деятельности.
Классный руководитель
Основы трудовых отношений.
Классный руководитель
Самообразование, саморазвитие и выбор профессии.
Классный руководитель
Культура общения и профессионализм.
Классный руководитель
Классный час «Предпринимателями не рождаются»
Классный руководитель
Классный час по профессиональному самоопределению «Найти себя» Классный руководитель
Классный час «Профессиональный тип личности»
Классный руководитель
Беседа – тренинг «Как достичь успеха в профессии»
Куратор по профориентации
Мастерская общения «По одежке встречают»
Классный руководитель
1.
2.
3.
4.
5
6
7
8
9
10 Классный час «К чему люди стремятся в жизни»
Куратор по профориентации
11 Классный час «Профессии, которые выбирают нас, профессии,
которые выбираем мы»
Куратор по профориентации
Групповая профдиагностика.
12
Анкета «Мотивы выбора профессии»
Куратор по профориентации
13 Оценка и самооценка человека.
Куратор по профориентации 14
Тест « Мой любимый цвет»
Тест по шкале Е.А. Климова на проверку профессионального
соответствия
Тест «Профессиональный тип личности»
Тест «Как справляться с негативными эмоциями»
15
16
Куратор по профориентации
Куратор по профориентации
Куратор по профориентации
Воспитательные мероприятия по профориентации.
17 Справочноинформационная карта вузов и ссузов Тюмени, Омска,
Классный руководитель
Тобольска, Ханты – Мансийска и Екатеренбурга
18
Технология профессионального
в условиях
меняющегося рынка труда. Классный час «Биржа труда – рынок
профессий»
самоопределения
Классный руководитель
19 Деловая игра «Кадровый вопрос»
Куратор по профориентации
20
«Одиннадцать шагов в профессиональную будущность» (серия
профессиональнотехнологических проб П.С. Лернера )
Куратор по профориентации
21
Вечер общения с родителями «Профессии моей семьи»
Классный руководитель
Содержание программы
реализуется в следующих видах деятельности
Образовательная деятельность: тренинги, обучающие занятия, ролевые игры,
практические занятия, профориентационные игры, экскурсии, профессиональные пробы.
Информационнопросветительская деятельность:
занятости населения, оформление информационного стенда «В помощь выпускнику»,
«Куда пойти учиться?», «Слагаемые выбора профессии».
сотрудничество с центром Работа с родителями: тематические родительские собрания теме «Профессии моей
семьи», «Трудовое воспитание в семье» , “Анализ рынка труда и востребованности
профессий в округе”;
“Медицинские аспекты при выборе профессии”. Совместные экскурсии в организации и на
предприятия поселка и Сургутнефтегаза, индивидуальные и групповые консультации.
Работа с учителями: цикл семинаровпрактикумов по теме «Теория и практика
профориентационной работы в школе». Сбор методических разработок внеклассных
мероприятий по профориентации в школе. Круглый стол по обмену опытом в области
профориентации. Консультации.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Цель: помочь родителям совместно с детьми составить профессиональный
маршрут
Задачи:
1. Расширить представление о современных профессиях, профессиональном
образовании, профессиональных интересах и способностях детей и типичных
ошибках при выборе профессии.
2. Обучить базовым навыкам сотрудничества с детьми в процессе планирования
профессиональножизненного пути с учетом интересов и способностей ребенка.
3. Познакомить с потребностями поселкового и окружного рынка труда, а также с
учебными заведениями ХМАО УРФо.
Ожидаемый результат:
•
Расширят представление о современных профессиях, рынке труда и
профессиональном образовании, принципах выбора профессии, типичных ошибках
при выборе профессии;
• Овладеют базовыми навыками сотрудничества с детьми в процессе планирования
профессионального пути;
• Смогут помочь своим детям в выборе профессии и планировании карьеры в
соответствии с их интересами, возможностями и современными экономическими
условиями.
РАБОТА С УЧИТЕЛЯМИ
Оказывать содействие в организации профориентационной работы с
Цель:
родителями и обучающимися.
Задачи:
1. Познакомить с формами и методами профориентационной деятельности и
системой профориентационной работы в школе.
2. Способствовать повышению психологической грамотности учителей в вопросах
возрастной психологии, психологии личности и профориентации.
3. Способствовать повышению мотивации у педагогов к самостоятельной проблемно
поисковой деятельности в работе с детьми и подростками.
4. Определить место учителя в профориентационной работе в школе. Формы работы: обучающие семинары, практические занятия, групповые и
индивидуальные консультации.
Ожидаемый результат:
методами и подходами к современной
• Познакомятся с формами,
профориентационной деятельности;
• Овладеют навыкам сотрудничества с детьми и родителями в процессе
планирования профессионального жизненного пути с учетом интересов и
способностей ребенка;
• Смогут выстроить профориентационную работу с обучающимися, применяя
полученные знаний. Мониторинг результатов
В управлении профориентационной работой к наиболее важным относятся вопросы
определения критериев и показателей эффективности профориентации. Сейчас
эффективность профориентационной работы школы нередко определяется по тому,
сколько обучающихся (в процентах) выбрали профессии, на которые их ориентировали, но
если это сделать главной целью и самоцелью профориентации, притом без серьезной
диагностической и воспитательной работы с ребятами, то вся работа приобретает
своеобразный уклон, мешающий в первую очередь самой профориентации, подрывающий
доверие к ней со стороны обучающихся и их родителей. Достижение поставленной цели
возможно и оправдано только при активной целенаправленной работе со школьниками, при
выявлении их реальных интересов и способностей, формировании убежденности в
правильном выборе профессии, отвечающего как их личным склонностям и возможностям,
так и потребностям города, района, села, в котором они живут, общества в целом.
Вот почему с педагогической точки зрения эффективность выбора профессии означает
меру соответствия индивидуального выбора профессии рекомендациям педагога. При этом
предполагается, что педагогические рекомендации основаны на учете как личных, так и
общественных потребностей. Соответственно, чем больше число обучающихся избирают
рекомендованные им профессии, тем выше действенность профориентационной работы
педагогов школы.
К основным результативным критериям и показателям эффективности
профориентационной работы, прежде всего, относятся:
1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного
представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не
сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в
данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку,
конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
2. Потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности
потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии это самостоятельно
проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или
иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в
конкретных областях деятельности,
самостоятельное составление своего
профессионального плана.
32 3.
Уверенность школьника в социальной значимости труда, т е.
сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований
жизненных ценностей учащихся VШXП классов, отношение к труду как к жизненной
ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
4. Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет
изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность
его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист
может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его
профессионально важных качествах.
5. Наличие у обучающегося обоснованного профессионального плана.
Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных
критериев эффективности профориентационной работы. Показателем обоснованности
является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих
индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в
профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества.
В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы
выделяются следующие:
• индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет
индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта
трудовых действий, развития профессионально важных качеств);
• направленность профориентационных воздействий, прежде всего на
разностороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии,
создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной
деятельности,
пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы
профессиональной деятельности и определении профессионального плана).
33 Этапы
Аналитический
этап
Прогностический этап
Подготовительный
этап
Диагностический этап
Практический этап
Заключительный этап
Механизм реализации программы
Направления деятельности
определение проблемы;
анализ ресурсов;
планирование деятельности по
реализации программы.
формирование нормативноправовой
базы;
разработка программы;
утверждение программы на
программнометодической комиссии;
внешнее рецензирование программы.
материальнотехническое
обеспечение;
организация презентации программы для
всех участников образовательного
процесса;
утверждение состава участников
программы.
Тестирование обучающихся, родителей и
учителей с целью выявления уровня
сформированности знаний и понятий
реализация программы;
оформление текущей и системной
документации.
Тестирование всех участников
образовательного процесса, с целью
анализа усвоения программы;
анализ реализации программы;
подготовка отчетной документации;
обобщение опыта работы.
Срок
Май – июнь 2017
Июнь 2017
Сентябрь – октябрь
2017 г
Сентябрь 2017 г
Сентябрь 2017 май
2022 гг.
Май 2017 г.
Май 2018
Май 2019
Май 2020
Май 2021
Май 2022
34 Условия реализации программы
Кадровое обеспечение
Процесс реализации программы обеспечивается участием основного кадрового
состава с определенными должностными обязанностями и профессиональной подготовкой.
В результате проведенного анализа кадрового обеспечения и с целью достижения
высокого уровня реализации практической части программы, своевременного обеспечения
новинками методической литературы, возникла необходимость в привлечении
специалистов, компетентных в данном направлении деятельности:
Специалисты
Функциональные обязанности
Администрация
Куратор по
профориентации
Классные
руководители
Социальный педагог
Формирование нормативноправовой базы;
Организация учебновоспитательного процесса;
Осуществление контроля реализации программы;
Мониторинг достижений в образовательной области.
Реализация программы профориентационной работы,
осуществление образовательной деятельности по программе.
организация работы с обучающимися;
организация работы с родителями обучающихся.
организация работы с учителями;
отслеживание результатов, промежуточный и итоговый анализ.
Профконсультант Центра
занятости населения
оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в
процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
осуществляет консультации обучающихся по социальным
вопросам;
осуществляет взаимодействие с различными социальными
учреждениями в помощь детям с ограниченными возможностями;
оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке
социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения
школьника.
предоставление информации по изменениям требований и запросов
сельского рынка труда;
помощь в организации и проведении профориентационных
мероприятий (экскурсии, акции, семинары и т.д.)
своевременное обеспечение информационнометодической
литературой;
своевременное информирование о городских мероприятиях по
направлению деятельности.
35
№
п/
п
1.
2.
4. Мотивационные условия
Обучающиеся получают возможность грамотно выстроить профессиональный маршрут;
Родители смогут помочь своим детям в выборе профессии и планировании карьеры, в
соответствии с их интересами, возможностями, современными экономическими
условиями;
Учителя смогут применять полученные знания в образовательном процессе.
Материальнотехническое обеспечение
Для реализации программы используется следующая материальнотехническая база:
актовый зал;
учебные классы для проведения диагностических исследований, тренинговых занятий;
компьютерный класс, для поиска информации в интернете;
выставочные стенды;
теле, видео, аудиоаппаратура; фильмотека;
•
•
•
•
•
• мультимедиа проектор;
•
•
видеокамера, фотоаппарат;
справочная литература, книги, словари, брошюры и др.
Список литературы
1. Азбель А.А. Как помочь современному выпускнику выбрать профессию. СПб, 2003, 465
с.
2. Балакирева Э.В. Старшеклассники в поле профессионального выбора. СПб, 2005, 96 с.
3. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001, 270 с.
4. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб, 2006, 688 с.
5. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. СПб, 2009, 224 с.
6. Дик Н.Ф. Лучшие профильные классные часы в школе «Моя будущая профессия». Рна
Дону, 2007, 314 с.
7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 460 с.
8. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Большая книга подросткового психолога. РнаДону,
2008, 636 с.
9. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология. М., 2006, 192 с.
10. Козловский О.В. Выбор профессии. РнаДону, 2006, 800 с.
11. Петрова О.О., Умнова Т.В. Возрастная психология. Ростов н/Д: «Феникс», 2004, 224 с.
12. Профориентация: Учебное пособие для студ.
Учеб. Заведений//
Е.Ю.Пряжникова, Н.С.Пряжников. М., 2008, 496 с.
13. Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А.А.Реана СПб, 2005, 416 с.
14. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Питер, 2008, 464 с.
Высш. 15. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к
экзаменам. М., 2006, 240 с.
16. Черникова Т.В. Профориентация старшеклассников. Волгоград, 2007, 120 с.
18. Шевченко М.Ф. Как стать успешным? Программа занятий для старшеклассников. СПб,
2007, 208 с. Факт
Планирование работы куратора по профориентации в школе
на 2017 2018 учебный год
№
Тема занятия
Класс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
5- 7 классы
Личностные особенности
Диагностика
Тест М.Ф. Шевченко «Определение
темперамента» 1 час
Методика ДембоРубинштейн
«Самооценка» 1 час
Беседа «Как здоровье может влиять на
выбор профессии»
Информационные компьютерные
технологии
Рекламный бизнес
Менеджер
Характер
Воля. Волевые качества.
Способность и талант
Ваше OQ
ШТУР 2 (Авторы: К.М.Гуревич,
М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Г.Зархин,
В.Т.Козлова,
Информационные и компьютерные
технологии
Логистик
Коучер
Мерчандайзер
Девелопер
Наши эмоции и чувства
Тест БасаДарки, модификация
Резапкиной Г.В.
Тип мышления
Тест Л.Г.Матвеевой «Тип мышления»
Что такое мотивация?
Интересы и склонности
Информационные и компьютерные
технологии
Фондовая биржа
Промоутер
Сейлзменеджер
8-9 классы
5
5
5
6
6
6
6
7
7
7
7
Дата
План
09.02
25.05
01.12
22.09
20.10
08.12
16.02
20.04
17.11
13.04
29.09
02.02
Колво
часов
12
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10 12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Беседа – игра «Профессиональные
качества человека»
Психологическая карта профессии.
Диагностика «Готовность подростков к
выбору профессии (методика ВБ
Успенского)
Час общения по профессиональному
самоопределению «Найти себя»
Час общения «Как устроиться на работу.
Общение. Телефон. Собеседование.
Самопрезентации.»
Опросник Розенберга «Самоуважение.
Самоунижение»
Тест на определение памяти
Тест опросника «Склонности по типам
профессии»
Профориентационный проект «Дороги,
которые мы выбираем» (1часть)
Профориентационная игра «Угадай
профессию».
Родительское собрание с детьми
«Трудовое воспитание в семье»
Диагностика профессиональных
ориентация школьника (учащихся,
родителей).
10-11 класс
Час общения «Интересы и выбор
профессии»
Диагностика «Готовность подростков к
выбору профессии (методика ВБ
Успенского)
Тест «Карта интересов»
Анкета «Склонности (коммуникативные и
организаторские), способности»
Методика для определения социальной
направленности личности» (характера
личности»
Классный час «Мой характер и выбор
профессии»
Диагностика «Темперамент человека»
«Что я за птица»
Тест «Лидер»
Профориентационный проект «Дороги,
которые мы выбираем» (2 часть)
Устный журнал «Профессия – мое
будущее» ОТКРЫТОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
8
8
8
8
9
9
9
9
9
9
10
10
10
10
10
10
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
13.10
04.05
15.12
26.01
08.09.17
22.12
06.04
27.10
11.05
09.03
15.09.
24.11
18.05
27.04
19.01
16.03 29
30
31
32
33
Беседа – тренинг «Как достичь успеха в
профессии»
Анкета «Мотивы выбора профессии»
Оценка и самооценка человека.
Деловая игра «Кадровый вопрос»
Тест « Мой любимый цвет»
Тест «Как справляться с негативными
эмоциями»
Классный час «Профессии, которые
выбирают нас, профессии, которые
выбираем мы»
Тест по шкале Е.А. Климова на проверку
профессионального соответствия
Тест «Профессиональный тип личности»
«Одиннадцать шагов в профессиональную
будущность» (серия профессионально
технологических проб П.С. Лернера )
Итого
11
11
11
11
11
06.10
10.11
12.01.18
02.03
23.03
1
1
1
1
1
34
часа
дата
08.09.17
15.09.
22.09
29.09
06.10
13.10
20.10
27.10
10.11
класс
Тема
9
10
5
7
11
8
6а,б
9
11
Час общения «Как устроиться на работу. Общение. Телефон.
Собеседование. Самопрезентации.»
Опросник Розенберга «Самоуважение. Самоунижение»
Час общения «Интересы и выбор профессии»
Информационные компьютерные технологии
Рекламный бизнес
Менеджер
Что такое мотивация?
Интересы и склонности
Беседа – тренинг «Как достичь успеха в профессии»
Анкета «Мотивы выбора профессии»
Оценка и самооценка человека.
Беседа – игра «Профессиональные качества человека»
Характер. Воля. Волевые качества.
Профориентационная игра «Угадай профессию».
Деловая игра «Кадровый вопрос»
Тест « Мой любимый цвет» 17.11
24.11
01.12
08.12
15.12
22.12
12.01.18
19.01
26.01
02.02
09.02
16.02
02.03
09.03
16.03
23.03
06.04
13.04
20.04
7
10
5
6а,б
8
9
11
10
8
7
5
6а.б
11
9
10
11
9
7
6
Тест «Как справляться с негативными эмоциями»
Наши эмоции и чувства
Тест БасаДарки, модификация Резапкиной Г.В.
Диагностика «Готовность подростков к выбору профессии
(методика ВБ Успенского) Тест «Карта интересов»
Беседа «Как здоровье может влиять на выбор профессии»
Способность и талант
Диагностика «Готовность подростков к выбору профессии
(методика ВБ Успенского)
Тест на определение памяти
Тест опросника «Склонности по типам профессии»
Классный час «Профессии, которые выбирают нас, профессии,
которые выбираем мы»
Диагностика «Темперамент человека»
«Что я за птица» Тест «Лидер»
Час общения по профессиональному самоопределению «Найти
себя»
Информационные и компьютерные технологии
Фондовая биржа
Промоутер Сейлзменеджер
Личностные особенности
Диагностика Тест М.Ф. Шевченко «Определение
темперамента»
Ваше OQ ШТУР 2 (Авторы: К.М.Гуревич, М.К.Акимова,
Е.М.Борисова, В.Г.Зархин, В.Т.Козлова,
Тест по шкале Е.А. Климова на проверку профессионального
соответствия
Тест «Профессиональный тип личности»
Диагностика профессиональных ориентация школьника
(учащихся, родителей).
Устный журнал «Профессия – мое будущее» ОТКРЫТОЕ
МЕРОПРИЯТИЕ
«Одиннадцать шагов в профессиональную будущность» (серия
профессиональнотехнологических проб П.С. Лернера )
Профориентационный проект «Дороги, которые мы выбираем»
(1часть)
Тип мышления
Тест Л.Г.Матвеевой «Тип мышления»
Информационные и компьютерные технологии
Логистик
Коучер
Мерчандайзер
Девелопер 27.04
04.05
11.05
18.05
10
8
9
10
25.05
5
Классный час «Мой характер и выбор профессии»
Психологическая карта профессии.
Родительское собрание с детьми «Трудовое воспитание в
семье»
Анкета «Склонности (коммуникативные и организаторские),
способности»
Методика для определения социальной направленности
личности» (характера личности»
Личностные качества Методика ДембоРубинштейн
«Самооценка»
Как и во многих школах, в нашей профориентационная работа велась только с
обучающимися старших классов, что в свою очередь не давало высоких результатов по
профессиональному определению.
Изучив соответствующую литературу, мы решили проводить работу в данном
направлении, начиная с первого класса, чтобы поэтапно давать знания, умения и навыки.
Вопрос выбора профессии достаточно серьезный, и подходить к его решению нужно
комплексно.
Программа по профориентации школы "Удивительный мир профессий" 1-11 класс
Программа по профориентации школы "Удивительный мир профессий" 1-11 класс
Программа по профориентации школы "Удивительный мир профессий" 1-11 класс
Программа по профориентации школы "Удивительный мир профессий" 1-11 класс
Программа по профориентации школы "Удивительный мир профессий" 1-11 класс
Программа по профориентации школы "Удивительный мир профессий" 1-11 класс
Программа по профориентации школы "Удивительный мир профессий" 1-11 класс
Программа по профориентации школы "Удивительный мир профессий" 1-11 класс
Программа по профориентации школы "Удивительный мир профессий" 1-11 класс
Программа по профориентации школы "Удивительный мир профессий" 1-11 класс
Программа по профориентации школы "Удивительный мир профессий" 1-11 класс
Программа по профориентации школы "Удивительный мир профессий" 1-11 класс
Программа по профориентации школы "Удивительный мир профессий" 1-11 класс
Программа по профориентации школы "Удивительный мир профессий" 1-11 класс
Программа по профориентации школы "Удивительный мир профессий" 1-11 класс
Программа по профориентации школы "Удивительный мир профессий" 1-11 класс
Программа по профориентации школы "Удивительный мир профессий" 1-11 класс
Программа по профориентации школы "Удивительный мир профессий" 1-11 класс
Программа по профориентации школы "Удивительный мир профессий" 1-11 класс
Программа по профориентации школы "Удивительный мир профессий" 1-11 класс
Программа по профориентации школы "Удивительный мир профессий" 1-11 класс
Программа по профориентации школы "Удивительный мир профессий" 1-11 класс
Программа по профориентации школы "Удивительный мир профессий" 1-11 класс
Программа по профориентации школы "Удивительный мир профессий" 1-11 класс
Программа по профориентации школы "Удивительный мир профессий" 1-11 класс
Программа по профориентации школы "Удивительный мир профессий" 1-11 класс
Программа по профориентации школы "Удивительный мир профессий" 1-11 класс
Программа по профориентации школы "Удивительный мир профессий" 1-11 класс
Программа по профориентации школы "Удивительный мир профессий" 1-11 класс
Программа по профориентации школы "Удивительный мир профессий" 1-11 класс
Программа по профориентации школы "Удивительный мир профессий" 1-11 класс
Программа по профориентации школы "Удивительный мир профессий" 1-11 класс
Программа по профориентации школы "Удивительный мир профессий" 1-11 класс
Программа по профориентации школы "Удивительный мир профессий" 1-11 класс
Программа по профориентации школы "Удивительный мир профессий" 1-11 класс
Программа по профориентации школы "Удивительный мир профессий" 1-11 класс
Программа по профориентации школы "Удивительный мир профессий" 1-11 класс
Программа по профориентации школы "Удивительный мир профессий" 1-11 класс
Программа по профориентации школы "Удивительный мир профессий" 1-11 класс
Программа по профориентации школы "Удивительный мир профессий" 1-11 класс
Программа по профориентации школы "Удивительный мир профессий" 1-11 класс
Программа по профориентации школы "Удивительный мир профессий" 1-11 класс
Программа по профориентации школы "Удивительный мир профессий" 1-11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.