Программа по развитию детей группы раннего возраста

  • Документация
  • docx
  • 16.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа по развитию детей группы раннего возраста группы разработана в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «Радуга» под редакцией С.Г. Якобсон, Т.Н. Гризик, Е.В., Е.А. Екжановой, в соответствии с ФГОС ДО. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса групп раннего возраста МКДОУ «д/с № 25».
Иконка файла материала 2. Ранний возраст.docx
Ранний возраст I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка Программа   по   развитию   детей   группы   раннего   возраста   группы   разработана   в соответствии   с   примерной   общеобразовательной   программой   дошкольного   образования «Радуга»  под  редакцией   С.Г.   Якобсон,   Т.Н.   Гризик,   Е.В.,   Е.А.   Екжановой,  в соответствии   с   ФГОС   ДО.   Программа   определяет   содержание  и   организацию образовательного процесса групп раннего возраста МКДОУ «д/с № 25». Нормативной базой для составления программы являются:  Федеральный   закон   от   29.12.2012   N   273­ФЗ   "Об   образовании   в   Российской Федерации"   Приказ   МОиН   РФ   «Об   утверждении   федерального   государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013   г.   №   1014   «Об   утверждении   порядка   организации   и   осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам ­ образовательным программам дошкольного образования».  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049­13 Санитарно­эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».  Устав ДОУ. Общие   цели   Программы   «Радуга»   раскрываются   и   реализуются   в   процессе разнообразных   видов   детской   деятельности:   игровой,   коммуникативной,   трудовой, познавательно­исследовательской,   продуктивной,   музыкально­художественной,   чтения. Содержание программы охватывает все предусмотренные ФГОС образовательные области: социально­коммуникативное   развитие;   познавательное   развитие;   речевое   развитие; художественно­эстетическое развитие; физическое развитие.   Для достижения целей программы первостепенное значение имеют: забота   о   здоровье,   эмоциональном   благополучии   и   своевременном   всестороннем развитии каждого ребенка; создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам,   добрыми, любознательными,   инициативными,   стремящимися   к   самостоятельности   и творчеству;   что   позволяет   растить   их   общительными,    максимальное   использование   разнообразных   видов   детской   деятельности;   их интеграция   в   целях   повышения   эффективности   воспитательно­образовательного процесса; творческая организация (креативность) воспитательно­образовательного процесса; вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; уважительное отношение к результатам детского творчества; единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;   соблюдение   преемственности   в   работе   детского   сада   и   начальной   школы, исключающей   умственные   и   физические   перегрузки   в   содержании   образования ребенка дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения. 2. Возрастные особенности развития детей 2.1. Возрастные особенности развития детей 1,5 – 3 года. «Непоседы»: 1 – 2 года Ключ   возраста.  Активность,   инициативность   и   самостоятельность   ребенка определяется возможностями его самостоятельного перемещения в пространстве. Эмоции.  Реакции   ребенка   непосредственны   и   немедленны.   Эмоции   отличает переключаемость. Ребенок охотно вступает в эмоциональный контакт. Имитирует действия взрослого с предметами быта. Помогает убирать игрушки. Восприятие.  Рассматривает   и   узнает   предметы   и   игрушки.   Различает   знакомые предметы   и   игрушки   на   однопредметных   картинках.   Трогает   руками   собственное отражение   в   зеркале.   Усваивает   назначение   и   способы   употребления   окружающих предметов. К 2 годам соотносит игрушку и предметную картинку («Дай такую»). Сличает предметы   по   цвету,   величине,   форме.   Хорошо   слышит   звуки   окружающей действительности, реагирует на них. и различает их. Внимание.  Получив   возможность   самостоятельно   перемещаться   в   пространстве, ребенок более активно включается в процесс познания окружающего мира. В этот период внимание ребенка все еще слабое, неустойчивое, носит непроизвольный характер. Оно не требует   каких­либо   усилий,   являясь   лишь   реакцией   на   все   необычное,   яркое   или представляющее угрозу. Длительность сосредоточения внимания ребенка на объекте – 2­3 минуты.   Отличительной   особенностью   внимания   ребенка   этого   возраста   является ригидность, трудность переключения с одного действия на другое. Память.  Годовалый ребенок делает первые попытки узнавания близких взрослых (кроме   родителей).   В   этот   период   активно   идет   процесс   развития   нервной   системы, благодаря   чему   увеличивается   объем   и   прочность   запоминания.   Быстрому   обогащению опыта   ребенка   способствует   в   особенности   освоения   ходьбы.   На   втором   году   жизни формируются   основы   образной   памяти,   поэтому   первые   осознанные   воспоминания относятся именно к этому периоду жизни. Речь. В активном словаре ребенка начала второго года жизни примерно 8­10 слов, в 2 года – 200­400 слов. Развитие речи на втором году жизни включено в практическую деятельность по освоению предметов. Если связывать действие или предмет со словом­ названием,   то  ребенок   осмысливает   эти   слова,   они   становятся   обозначением   действий. Ребенок начинает понимать речь взрослого, не подкрепленную ситуацией. Ему доступен смысл целых предложений о событиях и явлениях з его личного опыта. К 2 годам малыш способен понять небольшой рассказ без иллюстраций, что свидетельствует о более прочной связи   слов   с   обозначаемыми   ими   предметами   и   действиями.   Его   деятельность   может регулироваться словесно. При общении начинается использование простых фраз сначала из двух, а потом из трех слов. Речь эмоциональна и интонационно выразительна. Мышление. На основе развития речи развивается наглядно­действенное мышление. Действуя с разнообразными предметами, слыша от взрослых их названия, определение их свойств,   ребенок   развивает   мышление   –   различение,   сравнение,   установление   сходства признаков   предметов.   Развивается   и   очень   существенная   функция   речи   –   обобщение предметов по их основным признакам, но пока только в понимаемой речи. К 2 годам припомощи   речи   и   на   основе   расширяющегося   опыта   ребенок   начинает   делать   сравнения, определять сходство и различия предметов, обобщать предметы не только в понимаемой, но   и   в   активной   речи,   устанавливать   связь   между   некоторыми   явлениями   –   все   это отражает дальнейшее развитие мышления. Деятельность.  В   этот   период   наиболее   интенсивно   происходит   формирование предметной деятельности. Ребенок использует предметы по функциональному назначению. Выполняет   соотносящие   действия   (с   матрешкой,   кубиками­вкладышами),   а   также процессуальными действиями. Постепенно дети отображают в игре не только физические свойства, но и социальное назначение отдельных предметов (катают машинку, коляску, везут груз). Далее ребенок сажает в машину или коляску куклу, или мишку и катает их, а потом кормит и т.п. В 1,5 – 2 года дети начинают пользоваться предметами­заместителями (палочка­термометр, кубик­мыло и т.п.), к 2 годам – воображаемыми предметами. Ребенок переходит от элементарной ориентировочной реакции:  «Что такое» ­ к элементарному ориентировочно­исследовательскому   действию:   «Что   с   этим   можно   делать».   Объект сосредоточения – как взрослый, так и предметы, их признаки и действия с предметами. Сознание.  Содержание   сознания   в   значительной   мере   заполняется   в   результате сенсорного   опыта   ребенка.  Разнообразие   и  полимодальность   сенсорных   впечатлений, которые получают все анализаторы системы, имеет большое значение для его развития. По мере   развития   речи   накопленные   чувственные   образы   приобретают   свои   словесные обозначения и смыслы («Из чашки пьют»). Личность. К 2  годам происходит осознание своего Я, понимание различий между девочками и мальчиками, отношений «взрослый – родитель». Возникающие таким образом отношения   являются   необходимой   предпосылкой   для   развития   чувства   семьи, соотносимого, в свою очередь, с чувством рода и более широко чувством человеческой общности. «Думаю, действуя»: 2 – 3 года Ключ возраста. До 5 лет все основные психические процессы – внимание, память, мышление – несут у ребенка непроизвольный характер. Это означает, что он не может по собственному желанию сосредоточиться или запомнить, а обращает внимание только на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что «само запоминается» и т.п. Это важнейшая особенность, которая определяет характер используемых в работе с детьми методических приемов. Эмоции. Ребенок проявляет вои эмоции немедленно, ярко и непосредственно. Он не способен   произвольно   контролировать   эти   проявления   и   не   может   по   своей   воле «немедленно прекратить», как от него иногда требуют взрослые. Если эмоция слишком сильна и захватила ребенка, он нуждается в том, чтобы взрослый помог ему успокоиться, восстановить   равновесие.   В   этом   возрасте   его   легко   отвлечь   и   переключить   с   одного состояния на другое. Причины негативных эмоций у детей часто связаны с физическим состоянием. Упал, и ушибся – плачет. Не выспался, проголодался, давит тесная обувь или «кусает»   раздражающий   нежную   кожу   шерстяной   свитер   –   хнычет,   ноет   и   т.п. Положительные   эмоции   также   в   значительной   степени   связаны   с   сенсорными впечатлениями: вкусная любимая еда, приятные запахи, приятный физический контакт со взрослым и т.п. Для поддержания ровного положительного эмоционального фона очень важно   соблюдение   чёткого   и   соответствующего   возрастным   физиологическим особенностям   и   ритмам   режима.   В   этом   возрасте   у   многих   детей  проявляются возрастающие   страхи   –   темноты,   чудовищ,   больших   и   лохматых   существ,   собак   и   т.п. Ребенок может испугаться неожиданного резкого громкого звука, движения.Восприятие.  Для   детей   третьего   года   жизни   восприятие   еще   не   является самостоятельным процессом и включено в решение разных предметно­практических задач. Восприятие характеризуется: во­первых, тем, что оно ориентировано на так называемые смысловые признаки предметов, те, которые выступают на первый план. Так при виде машины­бетономешалки   ребенок   схватывает   только   вращающуюся   емкость   и   ручками воспроизводит это движение; во­вторых, предметы и явления воспринимаются целостно, без выделения частей или отдельных сенсорных свойств (цвета, величины и т.д.). Очень важным, хотя внешне малозаметным, является появление взаимодействия в работе разных органов чувств. Зрение и осязание начинают взаимодействовать при восприятии формы, величины   и   пространственных   отношений,   слух   и   речедвигательные   системы   –   при восприятии и различении речи. Постепенно увеличиваются острота зрения и различение цветов. Внимание. У детей третьего года жизни внимание очень не похоже на то, которое наблюдается у взрослых. Дети просто не понимают, что это значит – заставить себя быть внимательным, т. произвольно направлять и удерживать вое внимание на объекте. Они внимательно не потому, что хотят, а потому, что объект приковал их внимание к себе. Устойчивость внимания зависит от их интереса к объекту. На интересном для них деле даже   такие   малыши   могут   сосредотачиваться   до   20­25   минут.   Никакого   насилия   со стороны их внимание не терпит. Направить его на что­либо путем словесного указания «посмотри» или «послушай» очень трудно. Переключить на другой предмет с помощью словесной инструкции можно только при условии ее многократных повторений. Именно поэтому детям этого возраста так сложно немедленно выполнить просьбу принести что­ либо,   убрать   игрушки   и   т.п.   Объем   внимания   очень   невелик.   Если   взрослый   может одновременно удерживать в поле своего внимания до шести разных объектов, то малыш – всего один­единственный объект. Память.  В   этом   возрасте   память   проявляется   главным   образом   в   узнавании воспринимавшихся ранее вещей и событий. Ничего преднамеренно, специально дети этого возраста  запомнить  не  могут.  И в   то  же   время  они  прекрасно  запоминают   то,  что  им понравилось, что они с интересом слушали или наблюдали. Ребенок может знать наизусть «Телефон» К.  Чуковского  и  не  в  состоянии  запомнить  простое  поручение  – положить карандаш на стол в другой комнате. Он запоминает то, что запомнилось само. Речь.  Между  2  и  3  годами   происходит   становление   и   интенсивное   развитие активной речи.  Вместе с тем речь детей ситуативна.  Она  привязана к тем условиям и обстоятельствам,   которые   ребенок   воспринимает   и   в   которых   он   действует.   Она осуществляется   в   процессе   диалога,   т.е.   требует   постоянной   поддержки   со   стороны собеседника. Словарный запас должен за этот год значительно возрасти. Если в 2 года он в среднем составляет 270 слов, а в 2,5 года – 450, то в 3 года – это уже 800, а у хорошо развитых детей – более 1000 слов. Мышление  ребенка данного возраста носит наглядно­действенный характер.  Это означает,  что познание окружающего мира  происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Соответственно ведущим типом игры является предметно­манипулятивная игра. Полноценное развитие предметно­манипулятивной игры имеет большое значение для развития у ребенка воображения, которое является основой творческих способностей. Деятельность. Целеполагание.  Важнейшим психическим новообразованием этого возраста   является   становление   целеполагания.  У  ребенка   появляются   желание   и способность   не   просто   манипулировать   предметами,   как   он   это   делал   раньше,   но   и создавать из них или с их помощью нечто новое ­ забор из кубиков, поезд из стульев и т.п. Чтобы   создавать   новые   вещи,   необходимо   заранее   –   в   уме   –   представить   себе   тот результат,   который   желательно   получить   в   конце.   Эта   способность   поставить   ипредставить себе конечную цель своих действий и попытаться удерживать ее в мыслях в течение всего времени, необходимого для ее достижения, и есть то важнейшее психическое новообразование,   которое   должно   появиться   у   ребенка   к   3   годам.   Освоение   мира предметов   связано   с   формированием   орудийной   деятельности.   Важно   помнить,   что собственно цели деятельности взрослых ребенок понимает еще не вполне отчетливо. Он стремится, прежде всего, имитировать само действие с предметами. Начальная орудийная деятельность   обеспечивает   развитие   ручной   умелости,   мелкой   моторики,   способствует совершенствованию   зрительно­двигательной   координации,   столь   необходимых   в   этом возрасте.   Овладевая   навыками   самообслуживания,   застегивая   пуговицы,   развязывая шнурки, ребенок учиться выполнять точные, контролируемые движения, которые должны привести к совершенно определенному результату. Третий год жизни – лучшее время для формирования   хороших   привычек   любого   рода.   К   их   числу   относятся   навыки самообслуживания, культурно­гигиенические навыки. В игре ребенок также воспроизводит именно игровое действие, используя для этого разнообразные предметы­заместители. Дети этого возраста любят повторения: они с удовольствием много раз слушают одну и ту же сказку,   любят   петь   знакомые   песни,   повторять   знакомые   действия.   Это   дает   им возможность хорошо овладеть материалами и почувствовать себя уверенно. Сознание.  Сознание   как   высший   уровень   психического   отражения   человеком действительности в виде обобщенных образов и понятий только начинает формироваться у детей   третьего   года   жизни.   Содержание   сознания   в   значительной   мере   заполняется   в результате   сенсорного   опыта   ребенка.   Разнообразие   и   полимодальность   сенсорных впечатлений, которые получают все анализаторные системы, имеют большое значение для его развития. Становление сознания ребенка тесно связано с развитием его речи. Речью ребенок овладевает только благодаря стараниями взрослых и в ходе общения с ними. При этом малыш воспринимает речь взрослого в том случае, если она обращена лично к нему и взрослый смотрит в момент речи  на него. В мир  культуры  – песен, сказок, рассказов, картин – его вводят также взрослые. Личность.  Отношение   к   взрослому.  Взрослый   необходим   ребенку.   в   первую очередь, как источник помощи и защиты. Обучение в этом возрасте происходит, кроме собственного практического опыта, на основе подражания симпатичному взрослому. При этом   ребенок   подражает   всему,   что   делает   взрослый   –   и   хорошему,   и   плохому;   и правильному, и неправильному. Дети начинают ценить себя, если их ценят другие. Если взрослый   действительно   относятся   к   детям   с   уважением   и   выражают   его   четко   и постоянно, малыши быстро усваивают границы желательного и нежелательного поведения. Для   этой   возрастной   группы   развитие   исходит   из   опыта,   который   поддерживает инициативу, творчество  и самоуважение. Дети борются за независимость и уважение к себе, и все же они нуждаются в направлении и поддержке. Эти дети нуждаются в том, чтобы им предоставили возможность проявить свою ответственность, осуществить выбор, но   они   должны   и   чувствовать,   что   с   них   требуют,   призывают   к   дисциплине   такими способами, которые не затрагивают их достоинства. Личность.   Отношение   к   сверстникам.   Сверстник   еще   не   представляет   для ребенка данного возраста особого интереса и рассматривается часто как еще один предмет. Дети играют «рядом, но не вместе». Друг для друга дети нередко становятся источниками отрицательных эмоций: другой ребенок исследует предмет, который интересует и меня; другой ребенок завладел вниманием воспитателя, которого я люблю и т.п. Заняться общим делом детям этого возраста еще трудно. Зато они с интересом наблюдают друг за другом и всегда готовы подражать сверстнику, особенно если тот принимает необычную позу или совершает необычные  движения. Они  охотно танцуют, взявшись за руки,  или  прыгают, глядя друг на друга и заражаясь весельем.2.2. Целевые ориентиры освоения программы Целевые   ориентиры   не   подлежат   непосредственной   оценке,   в   том   числе   в   виде педагогической   диагностики   (мониторинга),   и   не   являются   основанием   для   их формального сравнения с реальными достижениями детей. Результаты   педагогического   мониторинга   используются   исключительно   для решения следующих образовательных задач: 1). индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной   траектории   или   профессиональной   коррекции   особенностей   его развития); 2). оптимизации работы с группой детей. Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:  Ребёнок   интересуется   окружающими   предметами   и   активно   действует   с   ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;  Использует специфические, культурно­фиксированные предметные действия, знает назначение   бытовых   предметов   (ложки,   расчёски,   карандаши   и   пр.)   и   умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;  Владеет активной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами,   понимает   речь   взрослых;   знает   название   окружающих   предметов   и игрушек;  Стремится   к   общению   со   взрослыми   и   активно   подражает   им   в   движениях   и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого;  Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;  Проявляет интерес к стихам, песням, сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться   под   музыку;   эмоционально   откликается   на   различные   произведения культуры и искусства;  У   ребёнка   развита   крупная   моторика,   он   стремится   осваивать   различные   виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.). 2.3. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы. К   трехлетнему   возрасту   при   успешном   освоении   Программы   достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка: Интегративное   качество  «Физически   развитый,  овладевший   основными культурно­гигиеническими навыками»  Имеет хороший аппетит, сон.  Ходит   уверенно,   меняя   направление   и   хорошо   ориентируясь   в   пространстве. Меняют высоту и ширину шага в зависимости от препятствия. Меняет темп ходьбы. Легко переходит от ходьбы к бегу и наоборот. Легко переходит от ходьбы к бегу и наоборот.  Бросает   большой   мяч   двумя   руками   способом   снизу,   сверху.   Ловит   мяч   от взрослого. Прокатывает мячи в ворота, по дорожке.  Подпрыгивает   на   месте,   прыгает   с   продвижением   вперёд.   Перепрыгивает   через «ручеёк» (15­35).  Самостоятельно  (без  напоминаний)   идёт  мыть   руки  после  прогулки,   перед   едой (иногда может забывать). Самостоятельно ест (пользуется ложкой, чашкой), пытается правильно использовать салфетку. Интегративное качество «Любознательный, активный»  Активное   приобретение   информации   вербальным   путём:  задаёт   разнообразные вопросы: «Где? Куда? Почему?», слушает разъяснения.  Пытается использовать приобретённые двигательные навыки в новых, неожиданных условиях (преодоление препятствий, расстояний в изменившихся условиях).  С  удовольствием   повторяет   знакомые   стихи,   фрагменты   сказок,   по  собственной инициативе «читает» сам знакомые сказки, стихи, с интересом воспринимает новые книжки, появившиеся в детском саду и в семье. Инициативно осваивает язык, в т.ч. и через активное словотворчество. Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»  Открыт, в общении преобладает положительный эмоциональный фон, не проявляет  необоснованной агрессии по отношению к окружающим и себе.  В соответствующих ситуациях сопереживает сверстнику, герою литературного  произведения, мультфильма. Интегративное   качество  «Овладевший   средствами   общения   и   способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»  Испытывает потребность в общении и инициирует общение. Может быть ведущим в диалоге со взрослым, даже малознакомым (задаёт вопросы, призывает к действию и т. п.)  Со сверстниками в основном играет рядом, но может сотрудничать предметной, игровой деятельности, может обмениваться игрушками и т.п. Интегративное   качество  «Способный   управлять   своим   поведением   и планировать   свои   действия   на   основе   первичных   ценностных   представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»   Пытается сдерживать действия, неодобряемые детьми и взрослыми.  Регулирует своё поведение, ориентируется на речевые высказывания окружающих: поощрение, похвала стимулируют инициативные движения; неодобрение, осуждение тормозят нежелательные действия и поступки.  Стремиться   к   самостоятельности   при   выполнении   привлекательных   или   хорошо освоенных движений.  Проявляет   стремление   к   независимости,   свободе,   перестройке   отношений   со взрослыми   (выбор   движения,   материала,   места,   партнёров,   длительности деятельности и т.п.). К концу года проявляется позиция «Я сам». Интегративное   качество  «Способный   решать   интеллектуальные   личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту».   Может   достаточно   долгое   время   (до   5   минут   и   более)   сосредотачиваться   на интересующем его занятии.  Активно привлекает взрослого для решения задач, которые не может выполнить сам (достать игрушку, надеть курточку и т.п.); в случае непонимания взрослым, что именно требуется, пытается объяснять это иначе. Может вариативно менять свои действия на пути достижения цели. Интегративное   качество  «Имеющий   первичные   представления   о   себе,   семье, обществе, государстве, мире и природе  Узнаёт и называет членов своей семьи.  Даёт себе характеристику самостоятельно (Миша или я­ хороший), не соглашается с   отрицательной   характеристикой   (на   вопрос   «Миша   плакса   (грязнуля,непослушный и т.п)?» отвечает отрицательно или мотает головой, не принимая по отношению к себе отрицательные характеристики).  Ориентируется в отношении гендерных представлений о людях и себе (мальчик, девочка, тётя, дядя) и возраста людей (дедушка, бабушка, тётя, дядя, дети).  Имеет первые представления о профессиях (продавец, воспитатель, врач, водитель). Образовательная область «Физическое развитие»  Умеет ходить и бегать, не наталкиваясь на других детей. Может прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед и т. д.  Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч.  Умеет ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу.  Образовательная область «Социально­коммуникативное развитие»  Открыт, в общении преобладает положительный эмоциональный фон, не проявляет необоснованной агрессии по отношению к окружающим и себе.  Проявляет   стремление   к   независимости,   свободе,   перестройке   отношений   со взрослыми   (выбор   движения,   материала,   места,   партнёров,   длительности деятельности   и   т.п.).   К   концу   года   проявляется   позиция   «Я   сам».   Пытается сдерживать действия, неодобряемые детьми и взрослыми.  Разыгрывает с помощью взрослых простые игровые сюжеты, понятные ребёнку по его непосредственному опыту.  Может использовать в игре предметы­ заместители. Образовательная область «Познавательное развитие»  Активное   приобретение   информации   вербальным   путём:   задаёт   разнообразные вопросы: «Где? Куда? Почему?», слушает разъяснения.  Способен   к   переносу   действия   на   новые   предметы   (например,   вместо   совочка использует кусок фанеры или картона и т.п.), при этом приспосабливает движение руки к свойствам нового материала.  Опирается в деятельности на простейшие сенсорные эталоны (различает основные формы, цвета, относительные размеры).  Экспериментирует с новыми предметами, использует в деятельности их свойства.  Различает   и   использует   по   назначению   основные   строительные   детали   (кубик, кирпичик, пластина); в сотворчестве со взрослым, а затем самостоятельно создаёт и увлечённо обыгрывает простейшие постройки (дорожка, башенка, мостик, диванчик, стол, домик и др.) из 2­7 деталей. Образовательная область «Речевое развитие»  Испытывает потребность в общении и инициирует общение. Может быть ведущим в диалоге со взрослым, даже малознакомым (задаёт вопросы, призывает к действию и т. п.)  Строит высказывание, используя все части речи, кроме причастия и деепричастия.  Инициативно осваивает язык, в том чсле и через активное словотворчество.  С  удовольствием   повторяет   знакомые   стихи,   фрагменты   сказок,   по  собственной инициативе «читает» сам знакомые сказки, стихи, с интересом воспринимает новые книжки, появившиеся в детском саду и в семье.  Выделяет любимые произведения, проявляет инициативу в их повторном слушании. Образовательная область «Художественно­ эстетическое развитие»  Владеет   (с   разной   степенью   освоенности)   изобразительной   и   пластической деятельностью.  Получает и выражает разными способами яркие эмоциональные впечатления при   природными   явлениями   как   объектами ознакомлении   с   предметами,изобразительной деятельности (яркие игрушки на ёлке, одуванчики на лугу, шумный дождь и т.д.).  Испытывает   чувство   радости   от   процесса   и   результата   художественной деятельности, стремиться поделиться радостью со взрослыми и детьми.  Участвует в несложных танцах, хороводах под музыку, некоторые движения может выполнять в паре с другим ребёнком. Может двигаться в с характером   музыки   (весёлая   –грустная,   плавная­   ритмичная).   С   удовольствием включается в пение интересных для него песен. соответствии   2.4. Региональный компонент Особенности условий донского региона. Особенности осуществления образовательного процесса (национально­культурные, демографические, климатические). Реализация   регионального   компонента   осуществляется   через   знакомство   с национальными особенностями Донского края, в том числе знакомство с историей родного города, его традициями и достопримечательностями. Основной целью работы является   развитие   духовно­нравственной   культуры ребенка,   формирование   ценностных   ориентаций   средствами   традиционной   народной культуры родного края. Принципы работы:  Системность и непрерывность.  Личностно­ориентированный   гуманистический   характер   взаимодействия   детей   и взрослых.  Свобода индивидуального личностного развития.  Признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на позитивный внутренний потенциал развития ребенка.  Принцип регионализации (учет специфики региона). 1. Природно­климатические и экологические особенности региона. 2. Национально­культурные особенности региона.              3. Учитывая демографические особенности ДОУ в группе планируется работа по воспитанию в детях толерантности, формированию гендерной, семейной принадлежности, приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Задачи этой воспитательно–образовательной работы  отражены в структуре содержания  общего дошкольного образования в направлении «Социально­личностное развитие детей». В раннем и младшем дошкольном возрасте формируются представления о человеке, семье, культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к культурным ценностям семьи, родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.   Поэтому   в   детском   саду   в   образовательном   процессе   используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности: народные подвижные игры и забавы, дидактические игры, слушание музыки, наблюдения в природе. Климатические особенности: При   организации   образовательного   процесса   учитываются   климатические   особенности региона: время начала и окончания тех или иных сезонных явлений (листопад, таяние снега и т. д.) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т. д. Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:   холодный период: учебный год (сентябрь­май, составляется определенный режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности); теплый период (июнь­август, для которого составляется другой режим дня)Содержание регионального компонента в образовательных областях. Образовательные области Социально­ Коммуникативное развитие Познавательное  развитие Речевое развитие Художественно­ Эстетическое развитие Физическое  развитие Содержание Воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей  семье, родному дому, проявлением на этой основе нравственных  отношений к окружающему миру и сверстникам. Использовать    знания о семье в игровой   деятельности. Вызывать интерес и  уважительное отношение к народной культуре и традициям,  стремление сохранять национальные ценности. Приобщать детей к истории Уральского края. Формировать представления о традиционной культуре родного  края через ознакомление с природой, ближайшем окружении. Развивать речь, мышление, первичное восприятие речи через  знакомство с культурой родного края. Приобщать детей к музыкальному творчеству родного края; воспитывать   любовь в родной земле через слушание музыки,  разучивание песен, хороводов. Формировать представления детей о различных народных  промыслах. Развивать эмоциональную свободу, физическую; традиционные игры и забавы родного края. Планирование регионального компонента в образовательном процессе осуществляется как в   совместной   деятельности   педагогов   с   детьми,   так   и   в   самостоятельной.   При планировании используются:   парциальная   программа   «Приобщение   к   истокам   русской   народной   культуры» Князева О.Л. Маханева М.Д.; парциальная программа «Наш дом – Южный Урал» Е.С. Бабунова. II. Содержательный раздел. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей   в   различных   видах   деятельности   и   охватывает   следующие   структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее ­ образовательные области):     социально­коммуникативное   развитие   («моральное   воспитание», «социализация»); познавательное   развитие   («мир   природы»,   «мир   человека»,   «математические представления»); речевое   развитие   («лексическая   сторона   речи»,   «грамматический   строй   речи», «произносительная сторона речи», «связная речь»); художественно­эстетическое   развитие   («художественная   литература»,   «музыка», «изобразительное искусство»);   «труд»,  физическое развитие («охрана здоровья», «физическое развитие», «безопасность»). 1.  Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка. Социально­коммуникативное развитие направлено на:усвоение   норм   и   ценностей,   принятых   в   обществе,   включая   моральные   и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;   развитие   социального   и   эмоционального   интеллекта,   эмоциональной отзывчивости,   формирование   готовности   к   совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;   сопереживания,  формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;  формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познавательное развитие предполагает: развитие воображения и творческой активности; развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;   формирование познавательных действий, становление сознания;   формирование   первичных   представлений   о   себе,   других   людях,   объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете,   размере,   материале,   звучании,   ритме,   темпе,   количестве,   числе,   части   и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.); о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.  Речевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие   связной,   грамматически   правильной   диалогической   и   монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;  формирование   звуковой   аналитико­синтетической   активности   как   предпосылки обучения грамоте. Художественно­эстетическое развитие предполагает:  развитие   предпосылок   ценностно­смыслового   восприятия   и   понимания произведений   искусства   (словесного,   музыкального,   изобразительного),   мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;   формирование элементарных представлений о видах искусства;    восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию   самостоятельной   творческой   деятельности   детей   (изобразительной, конструктивно­модельной, музыкальной и др.).            Физическое развитие включает: приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе   связанной   с   выполнением   упражнений,   направленных   на   развитие   таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих   правильному   формированию   опорно­двигательной   системы организма,   развитию   равновесия,   координации   движения,   крупной   и   мелкоймоторики   обеих   рук,   а   также   с   правильным,   не   наносящем   ущерба   организму выполнением   основных   движений   (ходьба,   бег,   мягкие   прыжки,   повороты   в   обе стороны),  формирование   начальных   представлений   о   некоторых   видах   спорта,   овладение   подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление   ценностей   здорового   образа   жизни,   овладение   его   элементарными нормами   и   правилами   (в   питании,   двигательном   режиме,   закаливании,   при формировании полезных привычек и др.). Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и  индивидуальных особенностей воспитанников Образовательные области Социально­ коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно­ эстетическое развитие Физическое развитие Содержание Игровое упражнение; индивидуальная игра; совместная с  воспитателем игра; совместная со сверстниками игра  (парная, в малой группе); игра; чтение; беседа; наблюдение;  рассматривание; чтение; педагогическая ситуация; праздник;  экскурсия; ситуация морального выбора; поручение. Рассматривание; наблюдение; игра­экспериментирование;  исследовательская деятельность; конструирование;  развивающая игра; экскурсия; ситуативный разговор;  рассказ; интегративная деятельность; беседа; проблемная  ситуация. Рассматривание; игровая ситуация; дидактическая игра;  ситуация общения; беседа (в том числе в процессе  наблюдения за объектами природы, трудом взрослых);  интегративная деятельность; хороводная игра с пением; игра­ драматизация; чтение; обсуждение; рассказ; игра. Рассматривание эстетически привлекательных предметов;  игра; организация выставок; изготовление украшений;  слушание соответствующей возрасту народной,  классической, детской музыки; экспериментирование со  звуками; музыкально­дидактическая игра; разучивание  музыкальных игр и танцев; совместное пение. Игровая беседа с элементами движений; игра; утренняя  гимнастика; интегративная деятельность; упражнения;  экспериментирование; ситуативный разговор; беседа;  рассказ; чтение; проблемная ситуация. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и   индивидуальных   особенностей   детей,   определяется   целями   и   задачами   программы   и реализуется   в   различных   видах   деятельности   (общении,   игре,   познавательно­ исследовательской деятельности ­ как сквозных механизмах развития ребенка). 2. Особенности взаимодействия с семьей.В   современных   условиях   дошкольное   образовательное   учреждение   является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние. В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы: единый подход к процессу воспитания ребёнка; открытость дошкольного учреждения для родителей; взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей; уважение и доброжелательность друг к другу; дифференцированный подход к каждой семье; равно ответственность родителей и педагогов. На   сегодняшний   день   в   ДОУ   осуществляется   интеграция   общественного   и   семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:                          с семьями воспитанников; с будущими родителями. Содержание работы с семьей по направлениям  «Физическое развитие»: информирование родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движение); стимулирование   двигательной   активности   ребенка   совместными   спортивными играми, прогулками. «Социально­коммуникативное»: знакомство родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями (дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема) и способами поведения в них; привлекать родителей к активному отдыху с детьми; заинтересовать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения; сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий; изучить традиции трудового воспитания в семьях воспитанников; проводить   совместные   с   родителями   конкурсы,   акции   по   благоустройству   и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно обоснованные принципы и нормативы. «Познавательное развитие»: ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию,  общению со взрослыми и сверстниками; «Речевое развитие»: развивать у родителей навыки общения с ребенком; показывать значение доброго, теплого общения с ребенком; доказывать родителям ценность домашнего чтения; показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой. «Художественно­ эстетическое развитие»: поддержать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома; привлекать   родителей   к   активным   формам   совместной   с   детьми   деятельности способствующим возникновению творческого вдохновения; раскрыть   возможности   музыки   как   средства   благоприятного   воздействия   на психическое здоровье ребенка. 3. Адаптационный период младших дошкольников в условиях ДОУ.Адаптация ­ это не только процесс привыкания ребенка к ДОУ на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни. Чем младше ребенок, тем больше степень утомления организма и тем труднее вырабатываются приспособительные реакции, следовательно, и большое значение имеет индивидуальный подход к ребенку. Длительность периода адаптации зависит от многих причин: От особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;  От наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;  От состояния здоровья;  От резкого контраста между обстановкой в которой ребенок привык находиться, и той, в которой он находится в детском саду; от разницы методов воспитания.  Особое внимание уделяется детям, которые только поступили в детский сад, так как   их   нервная   система   испытывает   значительные   нагрузки   в   условиях   новой, непривычной обстановки. Адаптационный   период   начинается   в   июне­августе,   длится   минимум   3   недели   и проходит   согласно   разработанной   программы   и   плана   работы   по   обеспечению адаптационного периода ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Результаты   адаптационного   периода   ребенка   фиксируются   в   листе   адаптации   и обсуждаются   на   заседании   мини­педсовета   ДОУ.   Совместное   обсуждение   полученных данных позволяет определить уровень течения адаптационного периода у детей группы раннего возраста, определить оптимальный педагогический маршрут, обеспечить ребенка индивидуальным сопровождением, спланировать мероприятия. 4. Формы и способы адаптации детей раннего возраста С  поступлением  ребенка  в  ДОУ  в его  жизни  происходит множество  изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования, постоянный контакт с детьми, новое помещение, таящее в себе много неизвестного. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию,   которая   без   специальной   организации   может   привести   к   невротическим реакциям,   таким   как   капризы,   страхи,   отказ   от   еды.   Поэтому   принципами   работы   по адаптации детей в ДОУ являются: 1. подбор педагогических кадров в формирующихся группах; 2. предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ; 3. постепенное заполнение групп; 4.   гибкий   режим   пребывания   детей   в   начальный   период   адаптации   с   учетом индивидуальных особенностей детей; 5. сохранение в первые 2­3 недели имеющихся у малышей привычек; 6.   информирование   родителей   об   особенности   адаптации   каждого   ребенка   на   основе адаптационных карт. В процессе адаптации ребенка в группе также используют такие формы и способы адаптации детей как:  Элементы телесной терапии (обнять, погладить). В детском возрасте необходимо развивать   координацию,   гибкость   и   выносливость.   Комплекс   специальных упражнений помогает ребенку выработать силу воли, увеличить чувствительность и узнать много нового о своем теле. Занятия укрепляют и делают более эластичными мышцы,   разработают   суставы,   а   движения   становятся   более   красивыми   и пластичными.   Кроме   этого,   с   помощью   телесно­ориентированной   терапии оздоравливаются   внутренние   органы   и   улучшается   самочувствие.   Комплекс заканчивается упражнениями на релаксацию, потому что расслабление в такой жестепени   необходимо   для   развития   мышц,   как   и   тренировка.   Нервная   система получает полноценный отдых, кровообращение приходит в абсолютное равновесие.  Исполнение колыбельных песен перед сном ­ колыбельные ­ первые уроки родного языка   для   ребенка.   Песни   помогают   малышу   запоминать   слова,   их   значения, порядок слов в предложении. Чтение ребенку поэзии оказывает такой же эффект. С помощью певучих колыбельных у ребенка постепенно формируется фонетическая карта языка, он лучше воспринимает и запоминает эмоционально окрашенные слова и   фразы,   а   значит,   раньше   начнет   разговаривать.   Через   колыбельную   у   ребенка формируется потребность в художественном слове, музыке. Постепенно привыкая к повторяющимся   интонациям,   ребенок   начинает   различать   отдельные   слова,   что помогает   ему   овладеть   речью,   понимать   ее   содержание.   С   колыбельной   песней ребенок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах. Колыбельная песня несет в себе свет и тепло, является оберегом для малыша.  Релаксационные   игры   (песок,   вода)   ­   релаксация   ­   это   снятие   напряжения, расслабление,   отдых.   За   основу   упражнений   по   релаксации   взяты   приемы   по дыхательной   гимнастике,   мышечному   и   эмоциональному   расслаблению. Упражнения по релаксации являются методом предотвращения стрессов у детей и оказывают   положительное   влияние   на   их   здоровье.   Они   учат   детей   снимать напряжение,   не   замыкаться   на   своих   проблемах   и   через   сюжетно­ролевые   игры уметь находить причины этого состояния.  Музыкальные   занятия   и   развитие   движений   ­   музыка   рано   начинает   привлекать внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес. Они ищут источник звучания, ждут звуки музыки при виде металлофона, триоды или других музыкальных инструментов. Песни разного характера вызывают у детей различный эмоциональный   отклик.   Дети   знакомятся   с   бодрыми,   веселыми   и   ласковыми, спокойными   песнями   и   пьесами,   но   и   приучаются   более   точно   воспринимать особенности музыкального звучания, а именно высоту, тембр, силу, длительность. Восприятие   этих   свойств   музыкального   звука   связано   с   развитием   у   детей музыкально­сенсорных способностей.  Игровые   методы   взаимодействия   с   ребенком.   В   конце   первого   года   ребёнок приобретет   стремление   к   самостоятельности   и   независимости.   На   втором   году жизни   взрослый   становится   для   ребёнка   не   только   источником   внимания   и доброжелательности,   не  только   "поставщиком"  самих  предметов,  но  и  образцом человеческих   предметных   действий.   Общение   со   взрослым   уже   не   сводится   к прямой   помощи   или   к   демонстрации   предметов.   Теперь   необходимо   соучастие взрослого,   выполнение   одного   и   того   же   дела.   В   ходе   такого   сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка, и, главное ­ новые способы действия с предметами. Взрослый теперь не только  даёт ребёнку  в  руки  предметы,  но вместе  с предметом передаёт  способ действия с ним. Общение со взрослым протекает как бы на фоне практического взаимодействия с предметами. Возникает новый тип ведущей деятельности ребёнка. Это   уже   не   просто   неспецифические   манипуляции   с   вещами,   а   предметная деятельность,   связанная   с   овладением   культурными   способами   действий   с предметами.   Предметная   деятельность   является   ведущей   потому,   что   она обеспечивает   развитие   всех   остальных   сторон   жизни   ребёнка:   внимания,   памяти речи, наглядно­действенного и наглядно­образного мышления. Все эти важнейшие способности   в   данном   возрасте   лучше   всего   развиваются   именно   в   процессе практических предметных действий. Кроме того, действуя с предметами, ребёнокчувствует свою самостоятельность, независимость, уверенность в своих силах, что очень важно для развития его личности. Правильная   организация   в   адаптационный   период   игровой   деятельности, направленной   на   формирование   эмоциональных   контактов   “ребенок   —   взрослый”   и “ребенок — ребенок” и обязательно включающей игры и упражнения. Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок   должен   увидеть   в   воспитателе   доброго,   всегда   готового   прийти   на   помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе   совместных   действий,   сопровождаемых   улыбкой,   ласковой   интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни   один   ребенок   не   чувствовал   себя   обделенным   вниманием.   Инициатором   игр   всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения. Проводятся   консультации   с   родителями   по   снижению   заболеваемости   в   период адаптации. Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро   засыпает   и   просыпается   в   бодром   настроении,   играет   со   сверстниками. Длительность   адаптации   зависит   от   уровня   развития   ребенка.   Очень   важно,   чтобы родители в этот период относились к ребенку очень бережно и внимательно, стремились помочь   ему   пережить   этот   трудный   момент   жизни,   а   не   упорствовали   в   своих воспитательных планах, не боролись с капризами. Медицинская сестра ДОУ еженедельно анализирует листы адаптации.  III. Организационный раздел Организация развивающей предметно­пространственной среды группы Требования к построению РППС группы в соответствии с ФГОС. 1.   Развивающая   предметно­пространственная   среда   обеспечивает   максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы, а также территории, прилегающей   к   ДОУ,   материалов,   оборудования   и   инвентаря   для   развития   детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. 2.   Развивающая   предметно­пространственная   среда   должна   обеспечивать возможность   общения   и   совместной   деятельности   детей   (в   том   числе   детей   разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.   3. Развивающая предметно­пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; учет национально­культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей. 4.   Развивающая   предметно­пространственная   среда   должна   быть   содержательно­ насыщенной,   трансформируемой,   полифункциональной,   вариативной,   доступной   и безопасной. 4.1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное   пространство   должно   быть   оснащено   средствами   обучения   и воспитания   (в   том   числе   техническими),   соответствующими   материалами,   в   том   числе расходным   игровым,   спортивным,   оздоровительным   оборудованием,   инвентарем   (в соответствии со спецификой Программы). Организация   образовательного   пространства   и   разнообразие   материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:  игровую,   познавательную,   исследовательскую   и   творческую   активность   всех воспитанников,   экспериментирование   с   доступными   детям   материалами   (в   том числе с песком и водой); двигательную   активность,   в   том   числе   развитие   крупной   и   мелкой   моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное   благополучие   детей   во   взаимодействии   с   предметно­ пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые   и   достаточные   возможности   для   движения,   предметной   и   игровой деятельности с разными материалами.  4.2.   Трансформируемость   пространства   предполагает   возможность   изменений предметно­пространственной   среды   в   зависимости   от   образовательной   ситуации,   в   том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.     4.3. Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;  наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным   способом   употребления)   предметов,   в   том   числе   природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов­заместителей в детской игре). 4.4. Вариативность среды предполагает: наличие разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую   сменяемость   игрового   материала,   появление   новых   предметов, стимулирующих   игровую,   двигательную,   познавательную   и   исследовательскую активность детей. 4.5. Доступность среды предполагает: доступность   для   воспитанников,   в   том   числе   детей   с   ограниченными возможностями здоровья и детей­инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;  свободный   доступ   детей   к   играм, обеспечивающим все основные виды детской активности;  исправность и сохранность материалов и оборудования. 4.6.   Безопасность   предметно­пространственной   среды   предполагает   соответствие всех   ее   элементов   требованиям   по   обеспечению   надежности   и   безопасности   их использования.   материалам,   игрушкам,   пособиям,    5. ДОУ самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие   материалы   (в   том   числе   расходные),   игровое,   спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы. 6.   Модель   организации   воспитательно   ­   образовательного   процесса   на   день воспитательно­образовательный процесс условно подразделен на:       образовательную   деятельность, совместную   деятельность   с   детьми: осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности; образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие   с   семьями   детей   по   реализации   основной   образовательной программы дошкольного образования. 7. Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения и воспитания Программно­методическое обеспечение образовательного процессаОбразовательные области Речевое развитие Познавательное  развитие Физическое развитие Художественно­ эстетическое развитие Социально­ коммуникативное развитие Методическая литература Гризик Т. И. Речевое развитие для детей 2­3 лет Гризик Т. И. Говорим правильно. Слушаем и беседуем. 2­3 лет Гризик Т. И. Методическое пособие Познавательное развитие  детей мир природы и мир человека 2­8 лет Гризик Т. И. Узнаю мир "Радуга". Игры­занятия с детьми 2­3 лет Соловьева Е. В. «Формирование математических  представлений детей 2 ­7 лет» Методическое пособие для  воспитателей Гризик Т. И. Познавательное развитие детей 2 ­ 7 лет.  Методическое пособие для воспитателей Гризик Т. И., Глушкова Г. В., Доронова Т. Н. «Планирование  работы в детском саду с детьми 2 ­3 лет» Методические  рекомендации для воспитателей Л.И. Пензулаева физкультурные занятия с детьми 2­3 лет  Доронова Т. Н. Художественное творчество детей 2­ 7 лет.  Методическое пособие для воспитателей. Т.  Н.  Доронова, С.  Г.  Якобсон «Обучение детей 2­4 лет  рисованию, лепке аппликации в игре». Доронова Т. Н. Художественное творчество детей 2 ­ 7 лет. Н. В. Краснощекова Сюжетно­ролевые игры для детей  дошкольного возраста. Гризик Т. И., Глушкова Г. В., Доронова Т. Н. «Планирование  работы в детском саду с детьми 2 ­3 лет» Методические  рекомендации для воспитателей. О. Л. Князева Р. Б. Стеркина Я, ты, мы: Социально­ эмоциональное развитие детей. Методическое пособие для  воспитателей.