Пояснительная записка.
Программа предусматривает обучение языку в его коммуникативной функции, в процессе формирования речевого
общения. Приоритетными направлениями в обучении языку являются формирование речевой деятельности, развитие
языковой способности, речевого поведения. Овладение каждым видом речевой деятельности (говорение (разговорная и
монологическая речь), письмо, чтение, слушание (слухозрительное восприятие в доступных пределах) требует
формирования у учащихся потребности в речи, обеспечения мотивированности высказываний, обучения планированию
высказывания, отбору средств и способов его осуществления. Воспитание речевого поведения предполагает формирование
речевой активности школьников, желания и умения вступать в контакт с окружающими, воспринимать информацию и
реагировать на нее на основе словесной речи. Учащиеся одновременно овладевают фонетикой, лексикой, грамматикой,
орфографией языка в условиях пользования речью как средством общения. При этом усвоение школьниками грамматической
структуры языка осуществляется в процессе практического овладения ими речью. С расширением практики речевого
общения и овладения учащимися умением использовать речевой материал в разных ситуациях улучшается грамотность их
высказываний.
Рабочая программа по языку составлена на основе программы «Развитие речи» для глухих детей (вспомогательные
классы), программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида.
Курс «Язык» в 6,7 классах включает в себя следующие разделы: развитие речи – 6 часов, чтение – 3 часа.
Обучение языку осуществляется:
на специальных уроках;
в процессе обучения всем учебным предметам;
на занятиях коррекционного блока;
– в условиях организованной воспитательной работы.
Факторами, интенсифицирующими развитие разговорной и связной речи на уроках русского языка, являются
использование педагогически организованной предметнопрактической деятельности, коллективной деятельности
школьников, соблюдение дифференцированного подхода к учащимся, реализация комплексного подхода к речевому
развитию (одновременно протекающая работа над всеми сторонами речи, внутрипредметные и межпредметные связи).
В обучении языку используется дактильная, устная и письменная форма речи, отвечающие задачам становления
речевого общения на различных этапах.
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
стремления совершенствовать свою речь.
развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями
общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными
способами анализа изучаемых явлений языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические
высказывания;
воспитание эмоциональноценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его
уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову
Задачи, стоящие в связи с обучением языку глухих детей с умственной отсталостью, состоят в следующем:
организовать словесный контакт с глухими учащимися, широко используя устнодактильную, а затем и устную речь как
основную форму общения;
создать у учащихся определённый словарный запас и выработать навыки построения повествовательных, побудительных
и вопросительных предложений, которые обеспечили бы общение и проведение обучения на словесной основе;
развивать и использовать остаточный слух, научить учащихся воспринимать на слух отдельные слова и несложные
предложения, заложить основы правильного произношения звуков, звукосочетаний и слов;
научить учащихся на слухозрительной основе воспринимать устную речь, понимать устные высказывания и письменный
текст, правильно говорить и строить письменные высказывания в пределах лексики и грамматических конструкций;
выработать умения составлять (устно и письменно) небольшие рассказы по сюжетным картинкам и личным
наблюдениям, планировать свою деятельность, в том числе предметно рактическую, составлять краткие отчёты о ней.
В первые недели обучения в первом классе учитель сообщает детям слова и фразы, необходимые для установления
первичного контакта с детьми и отражения в речи результатов их деятельности.
Речевой материал должен содержать побудительные предложения (чтото взять, убрать, раздать, подойти к чемуто).
Учащиеся знакомятся с некоторыми вопросительными предложениями: учитель задает вопросы и показывает, как на них
отвечать.
Формирование речи осуществляется с использованием всех ее форм: устной, дактильной и письменной. Исходной
формой для развития общения является дактильная речь. Однако глухие дети с трудом овладевают дактилированием,
техникой письма и артикулированием. Поэтому в первом классе необходимо пользоваться табличками с печатным шрифтом.
Учитель побуждает детей читать таблички дактильноустно. Подражая учителю, дети воспроизводят слова и фразы.
Постепенно они усваивают дактиль. Письмо вводится после подготовительной работы, где учащиеся выполняют упражнения, способствующие развитию
мелких движений рук, пространственных представлений, готовящие детей к письму: рисуют предметы, заданной формы
(фигуры) и размера, определяемого количеством клеток, заштриховывают контурные рисунки, раскрашивают их со слабым и
сильным нажимом цветного карандаша и т.д. Со второй четверти они приступают к написанию элементов букв, простейших
строчных букв и слов из них. Одновременно дети работают с разрезной азбукой.
На всех уроках обязательной является работа над произносительной стороной речи детей, использование
звукоусиливающей аппаратуры.
Программные требования по развитию речи в 68 классах включают речевой материал разговорной речи, обязательный
для употребления на всех уроках и во внеклассное время. Учащиеся должны уметь самостоятельно выполнить поручение,
выразить просьбу, желание, уметь обратиться к однокласснику. Кроме того у учащихся формируются навыки связной речи.
Они должны уметь составить рассказ по картине (устно и письменно); связно описать предмет, свою деятельность, погоду (в
письменной и устной форме). Работа по развитию связной речи проводится с опорой на наблюдения детей, их личный опыт,
практическую деятельность и основывается на дифференцированном и строго индивидуальном подходе к каждому ученику.
В программе по развитию речи большое внимание уделяется практической направленности устных и письменных работ
по связной речи, отражению в них трудовой и общественно полезной деятельности учащихся, явление и фактов окружающей
действительности. В связи с этим важным являются такие виды работ, как описание работы в мастерской, составление
писем, записок, записей об интересных событиях, рассказы о своей жизни и т.д. Понимание назначения высказывания
способствует овладению и другими формами связной речи – составление рассказа по картинке и серии картин, написание
изложений, описание предметов и др.
Уроки развития речи предусматривают устные и письменные работы, 23 вида заданий. Важным является и
использование разных форм организации учебного процесса: коллективная работа под руководством учителя сменяется
индивидуальным самостоятельным выполнением заданий, а затем групповой или другой формой деятельности детей.
Для наиболее полной реализации возможностей каждого глухого ученика в речевом и общем развитии необходимо
широко осуществлять дифференциацию заданий. Так, после коллективного обсуждения и устного составления описания
предмета, учитель предлагает части учащихся самостоятельно выполнить задание, другим – с использованием опорных слов,
третьим – вписать в готовый текст пропущенные слова, словосочетания.
В программу по развитию речи включены требования по формированию первоначальных грамматических обобщений.
Основным направлением в работе является обучение практическому умению строить различные предложения. Эта работа
осуществляется в тесной связи с развитием речи учащихся. Для специальных грамматических и лексических упражнений
выделяются не более двух уроков в неделю. Однако и эти уроки не сводятся к выполнению чисто грамматических упражнений. Все виды заданий (составление предложений по картинкам, ответы на вопросы, дописывание фраз и слов и т.д.),
их содержание направлены на развитие речи детей. Большое практическое значение имеет установление связи слов в
предложении. Выделение пар слов, связанных между собой, помогает учащимся практически уяснить, что слова поразному
связаны друг с другом, что для связи слов в предложении большое значение имеет изменение окончаний слов.
Программа предусматривает постепенное усложнение синтаксических конструкций.
Грамматические термины (подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство) учащимся не
сообщаются. Работа над грамматическими обобщениями осуществляется на речевом материале, отрабатываемом в данном
классе и в предшествующие года обучения. Указанные в программе структуры предложений не должны вытеснять из речи
детей другие типы фраз. Речевая практика учащихся должна быть значительно шире и богаче. В условиях речевой практики
дети усваивают и лексику. Специальную работу по выделению групп слов, обозначающих признаки предметов по цвету,
величине, вкусу, подбор слов противоположных по значению и т.п., возможно проводить как на уроках развития речи, так и
на уроках грамматических обобщений.
Программа по разделу «Чтение» включает в себя перечень навыков и умений по технике чтения и понимания
прочитанного. Ведущим видом чтения является чтение вслух. Для обучения детей самостоятельному, сознательному
пониманию прочитанного учитель дает учащимся различные виды заданий: выбор иллюстраций к тексту, беседа, пересказ,
зарисовка.
На уроках чтения обогащается словарь учащихся: уточняется, раскрывается значение новых слов, которые постепенно
вводятся в речь детей. Предварительная подготовка словаря осуществляется на экскурсии, в процессе наблюдений, на
уроках предметнопрактического обучения, во время бесед на уроках чтения.
Основное время в работе по развитию речи отводится формированию связной монологической речи при дальнейшем
совершенствовании диалогической речи. Эта работа осуществляется на всех уроках развития речи, чтения. Она
предусматривает продолжение обучения, начатого в младших классах, по формированию умения выражать просьбу, желание,
выполнять поручения, сообщать о выполненной работе, участвовать в диалоге. Для формирования перечисленных умений
привлекаются такие методические приемы, как использование естественной ситуации в процессе учебной деятельности,
специальное создание условий, вызывающих потребность в речевом общении. Материал разговорной речи дети воспринимают
слухозрительно. При затруднении в восприятии учащимися фразы, слова, учитель использует и дактильную форму речи.
Устнодактильная форма речи может использоваться во время уроков в общении учащихся друг с другом. В обучении
разговорной речи предусматривается и использование письменной формы – запись нового речевого материала на доске, на
табличках, которыми дети пользуются при необходимости, обращение к учащимся с письменными заданиями, поручениями. Для достижения положительных результатов в обучении языку необходима частая повторяемость отрабатываемого
словаря, типов фраз. Целесообразным является отработка материала изучаемой темы в связи с проведением разных видов
работы, тщательный отбор речевого материала с целью его повторения, необходимого расширения, обогащения.
Выполнение программных требований по языку предполагает тесное взаимодействие между работой по развитию
диалогической, монологической речи, чтением и уроками грамматических обобщений. Эта связь реализуется в
повторяемости тем, в соблюдении единых принципов отбора речевого материала в общности методического подхода к
знакомству и закреплению речевого материала, в способах его восприятия и воспроизведения.
Форма занятий: классноурочная.
Режим занятий: школьное расписание.
Возраст детей: 2,6,7,8 классы.
Срок реализации: 20152016 учебный год. Критерии оценок.
«5» за работу, в которой нет ошибок.
«4» за работу, в которой допущено 13 ошибки.
«3» за работу, в которой допущено 46 ошибок.
«2» за работу, в которой допущено более 7 ошибок.
Примечание
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые
сделал учащийся, не влияют на оценку. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае
проверяющий работу может быть недостаточно объективным.
При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Литература.
1. Зыкова Т.С., Зыкова М.А. и др. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида М.:
Просвещение.
2. Зыкова Т.С., Кузмичёва. Е.П. Развитие развитие речи (учебник для 1 класса специальных(коррекционных)
образовательных учреждений I вида) М.: Просвещение.
3. Зыкова Т.С. «Развитие речи» (учебник для 2 класса специальных(коррекционных) образовательных учреждений I вида)
М.: Просвещение.
4. Зыкова Т.С. «Развитие речи» (учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I
вида). М: Просвещение
5. Носкова Л.П., Колтуненко И.В.Русский язык (учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных
учреждений I вида ). М.: Просвещение
6. Программа «Развитие речи» для глухих детей (вспомогательные классы) М.: Просвещение.
7. Рау Ф.Ф., Кац З.Г. и др. Букварь: 0 класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида М.:
Просвещение.
8.
Программа по развитию речи и ч тению
Программа по развитию речи и ч тению
Программа по развитию речи и ч тению
Программа по развитию речи и ч тению
Программа по развитию речи и ч тению
Программа по развитию речи и ч тению
Программа по развитию речи и ч тению
Программа по развитию речи и ч тению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.