Рабочая программа по русскому языку для 5 класса(по учебнику М. Б. Баранова, Т. А. Ладыженской). Содержит в себе планируемые результаты обучения, темы учебного курса с указанием количества часов, отведенных на каждую из тем, тематический план, а также тематическое планирование. Программа составлена с учетом ФГОС.
5 рус прогр целиком 18-19.doc
АНОО «Православная классическая гимназия святителя Филарета Московского»
«Утверждено»
Директор АНОО «Православной
классической гимназии святителя
Филарета Московского»
_____________/А.А. Киселева
Приказ № ___ от « 01 » сентября
2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 5 класса
на 20182019 учебный год
Количество часов
по программе
170
в неделю
5
Составитель:
Савостьянова А.В. учитель русского
языка и литературы
г.о. Коломна 2018 год Пояснительная записка
Целями изучения русского языка в основной школе является:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым
чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего
свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как
явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство
получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения
моральноэтических норм, принятых в обществе.
Цели изучения учебного предмета «Русский язык»
Основными целями изучения русского языка в 5 классе являются:
1. формирование представлений о русском языке как языке русского народа,
государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения,
консолидации и единения народов России;
2. формирование знаний об устройстве системы языка и закономерностях ее
функционирования на современном этапе;
3. обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, овладение
культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами и
способами использования языка в разных условиях общения;
4. овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными
способами деятельности (извлечение информации из лингвистических словарей различных
типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка
текста).
Основные задачи предмета «Русский язык» в 5 классе:
овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками,
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными
умениями и универсальными учебными действиями,
формирование навыков
самостоятельной учебной деятельности, самообразования
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее
функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять,
классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального
словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств,
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений
стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие
речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных
ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому
самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка
совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к
сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить
содержательные компромиссы.
Программа предмета «Русский язык» рассчитана на 5 лет. Общее количество часов
за уровень основного общего образования составляет 698 часов со следующим
распределением часов по классам: 5й класс – 175 часов; 6й класс – 210 часов; 7й класс
140 часов; 8й класс – 105 часов, 9й класс – 68 часов.
Данная программа реализуется на основе УМК по предмету: Русский язык: учебник
для 5 класса. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Т.А. Ладыженская, М.Т.
Баранов, Л.А Тростенцова и др.– М.: Просвещение, 2015. –191с.
2 Приоритетными технологиями, используемыми в преподавании предмета являются:
Технология
1. Технологии
личностно
ориентирован
ного
образования
Особенности применения
личностноориентированного
Технология
роль
объединяющего начала для всех других технологий. Причём это объединение
носит системный характер, где каждой технологии определены своё место и
роль.
образования играет
Личностноориентированное обучение и воспитание направлено на развитие
личностных качеств учащихся, способствующих адаптации и успешности
человека в обществе. К личностным качествам относятся надпредметные умения
и ключевые компетентности (общекультурные,
учебнопознавательные и
информационные, социальнотрудовые, коммуникативные, компетенции в сфере
личностного определения).
В личностноориентированной технологии
использованы методы учебных проектов и исследовательской деятельности в
малых группах, реализующие деятельностный подход в обучении; научный метод
познания и обучение. Для данных методов характерны все те особенности,
которые присущи проблемному методу.
2. Технологии
проблемного
обучения
Технология проблемного обучения и воспитания это создание под
руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную
деятельность учащихся по их разрешению с целью, в первую очередь,
интеллектуального и творческого развития учащихся, а также овладения ими
знаниями, навыками, умениями и способами познания
3. Проектные
технологии
Проектная технология Образовательный процесс при этом учитель строит не в
логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл
для ученика, что повышает его мотивацию в учении. Все, что я познаю, я знаю,
для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, основной тезис
понимания метода проектов. Проектный метод реализуется через:
организацию деятельностного подхода;
создание ситуации самостоятельности приобретения учащимися недостающих
знаний из разных источников;
каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный
продукт. Позиция учителя при такой технологии: энтузиаст, специалист,
консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы», координатор,
эксперт.
4. Учебно
социальные
практики
Учебносоциальные практики – вид практик, целью которых является освоение
учащимися технологий успешной деятельности в различных жизненных
ситуациях. Это один из важных социализирующих факторов в гимназическом
3 образовании. Практики основаны:
на свободном выборе учащимися определенной темы для исследования или
определенном виде задания;
ответственности учащегося за свой выбор;
результативности, т.е., выбрав задание, учащийся ответственно его выполняет,
затем представляет в виде готового продукта своей деятельности.
Технология критического мышления представляет собой систему стратегий,
обучающих мыслительным умениям, позволяющим эффективно работать с
информацией, принимать осмысленные решения, решать повседневные проблемы
и взаимодействовать с окружающим миром. Она позволяет найти ответ на
вопрос: Как научиться вести диалог с текстом? Образовательный процесс
строится на научнообоснованных закономерностях взаимодействия личности и
информации. Фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия)
инструментально обеспечены таким образом, что учитель может быть
максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент
времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с
текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. Стратегии
технологии позволяют все обучение проводить
на основе
принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.
Технология эффективной речевой деятельности способствует развитию
личностных качеств, необходимых гимназистам для эффективного общения,
умению выражать свои мысли, чувства и пониманию эмоционального состояния
других,
литературном
языке. Эффективность достигается через:
к осознанному желанию говорить
на
5. Технологии
критического
мышления
6. Технологии
эффективной
речевой
деятельности
активизацию устной речевой деятельности учащихся;
дифференцированную работу с разными видами текстов;
использование разнообразных видов речевой деятельности учителя и ученика;
мониторинг качества речи.
7. Информаци
онно
коммуникацио
нные
технологии
Информационнокоммуникационные технологии обеспечивают такие новые
формы учебной деятельности, как регистрация, сбор, накопление, хранение,
обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, передача
достаточно больших объемов информации, представленных в различной форме.
Ведущей целью применения ИКТ на уроке обществознания является достижение
более глубокого запоминания учебного материала через образное восприятие,
усиление его эмоционального воздействия, обеспечение “погружения” в
конкретную социокультурную среду. Современный учитель обязан уметь
работать с современными средствами обучения, чтобы обеспечить одно из
4 8. Здоровьесб
ерегающие
технологии
главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.
Здоровьесберегающие технологии совокупность методов, которые направлены
на решение таких задач, как охрана и укрепление здоровья учащихся, создание
оптимальных моделей планирования образовательного процесса, основанных на
пропорциональном сочетании учебной нагрузки и различных видов отдыха, в том
числе, активных его форм, формирование в сознании учащихся ценностей
здорового образа жизни. Использование здоровьесберегающих технологий в
учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в
образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие
способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального
поведения. Здоровье основа формирования личности, «без здорового не может
быть понастоящему духовного».
Основной итоговой формой контроля образовательных достижений обучающихся за курс
русского языка являются Всероссийские Проверочные Работы или итоговый контрольный диктант.
Планируемые результаты освоения предмета «Русский язык»
В соответствии с системнодеятельностным подходом, составляющим методологическую
основу требований стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует
обобщенные способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать
учебные и учебнопрактические задачи, в том числе задачи, направленные на отработку
теоретических моделей и понятий, и задачи, по возможности максимально приближенные к
реальным жизненным ситуациям.
Личностными результатами освоения учениками основной школы программы по русскому
языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного
образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной
культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на
основе наблюдения за собственной речью.
Личностные результаты освоения православного компонента основных
образовательных программ общего образования должны отражать:
1. наличие нравственного самосознания (понятия о добре и зле, правде и лжи), усвоение таких
качеств, как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность;
2. наличие исторической памяти, чувства тесной связи со своим народом и Отечеством,
осознание базовых ценностей общества: священного дара жизни, человеческой личности, семьи,
Родины;
3. благоговейное отношение к святыням Русской Православной Церкви;
4. наличие навыков добродетельной жизни (христианского благочестия), развитие таких
качеств, как послушание, терпение, трудолюбие, милосердие, целомудрие и др.; хранение чести и
гражданского достоинства;
5 5. ответственность и прилежание в учебе;
6. наличие навыков неприятия зла, различения греха (непослушания, обидчивости, зависти,
лени и др.) и противостояния искушениям «века сего»;
7. наличие эстетических чувств, умения видеть красоту Божьего мира, красоту и внутренний
смысл православного Богослужения;
8. наличие бережного отношения к природе и всему живому.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку
являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
1)
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной
установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами
аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации, компактдиски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться
словарями различного типа, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему, умение
вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче
информации, полученной в результате чтения и аудирования;
говорение и письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи, жанров с учетом
замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие
теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей
действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога и диалога;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение
основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно
использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в
повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее
содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки,
недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами,
рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств
аргументации.
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным
6 3)
предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на
межпредметном уровне(на уроках иностранного языка, литературы и др.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими
людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какоголибо задания, участия в
спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национальнокультурными нормами речевого
поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
– интерес к познанию русского языка;
– ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
– предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на
основе предложенных критериев;
– осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической
принадлежности;
России;
– развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю;
– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина
– понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих
людей;
– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
– понимание чувств одноклассников, учителей;
– понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами
курса по русскому языку.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно
познавательных мотивов;
– выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
– учебнопознавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
– способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
– сопереживания другим людям;
– следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
– чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалом курса по
русскому языку.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее
осуществления;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на
нагляднообразном, словеснообразном и словеснологическом уровнях;
7 самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение в конце действия с учебным материалом;
на основе результатов решения речевых задач делать выводы о свойствах изучаемых
языковых явлений.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных
изданиях, рекомендуемых учителем;
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке;
пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в
учебной литературе;
строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных
видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
овладеет логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
установление аналогий и причинноследственных связей, построение рассуждений отнесение
к известным понятиям;
проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно
выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте
(явлении);
обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения
(например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены; подлежащее,
сказуемое);
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с
использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
строить сообщения в устной и письменной форме;
находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно
выделенным основаниям (критериям);
строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
активно использовать речевые средства для решения коммуникативных познавательных
задач;
строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать другое мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);
контролировать действия партнера;
8 адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных
задач.
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности.
Обучающийся получит возможность:
строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной
поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе при
возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих
с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
использовать речь для регуляции своего действия;
понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
использовать речь для планирования своей деятельности.
Предметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального
языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни
человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в
целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
4) освоение базовых основ лингвистики: лингвистика и ее основные разделы, язык и речь,
речевое общение, речь устная и письменная, монолог, диалог и их виды, ситуация речевого
общения, разговорная речь, научный стиль, язык художественной литературы, жанры научного
стиля и разговорной речи, функциональносмысловые типы речи (повествование, описание,
рассуждение), текст, типы текста, основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка,
основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и
использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное
употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического,
морфемного,
словообразовательного,лексического, морфологического) синтаксического анализа словосочетания
и предложения;
8) понимание коммуникативноэстетических возможностей лексической и грамматической
синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Обучающийся научится:
– осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых
речевых ситуациях;
выбирать адекватные средства: слова, интонации, темп речи, тембр и силу голоса, жесты,
мимику в соответствии с конкретной ситуацией общения;
– выражать собственное мнение, обосновывать его;
9 – владеть начальными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор,
привлечь внимание и т.п.);
– строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный
отчет о выполненной работе;
– применять речевой этикет в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения;
– определять последовательность частей текста, составлять план.
Обучающийся получит возможность научиться:
– использовать в монологическом высказывании разные типы речи:
описание, повествование, рассуждение;
– сочинять письма, записки, рекламу, афишу, объявление и пр.;
– находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные
слова, синонимы);
– составлять содержательное и стилистически точное продолжение к началу текста;
– создавать тексты по предложенному заголовку, получить первичные умения в анализе
написанных работ, в их редактировании;
– подробно или выборочно пересказывать текст;
– пользоваться специальной и справочной литературой, словарями, газетами, журналами,
Интернетом.
10 Содержание учебного курса
Язык и общение.
Вспоминаем, повторяем, изучаем
1.Части слова.
Орфограмма. Место орфограмм в слове. Правописание
проверяемых и непроверяемых гласных и согласных. Правописание букв и, а, у после
шипящих. Разделительные ъ и ь
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения,
род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква
ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных
окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2, 3 лица.
Глагол. Лицо, время, число, род (в прошедшем времени), правописание гласных в
личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения, буква ь во 2м
лице единственного числа глаголов. Правописание тся, ться, разделительное написание не с
глаголом.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со
словами.
1. Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
1. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение,
текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели
высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и
невосклицательные предложения. Знаки препинания.
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение,
определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами).
Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными
союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с
союзами , но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после
обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетаний и предложений.
Обобщение, знаки препинания при обращении.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак
сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в
каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но,
чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними, знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
2. Умение интонационно правильно произносить повествовательные,
вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с
обобщающим словом
3. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль
текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
11 Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи
1. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные
и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие
согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие
согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпический словарь.
Звуковое обозначение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных Мягкий знак
для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор. Орфографические словари.
2. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках
требований учебника, произносить гласные и согласные перед гласным е.
3. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в
зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи
1. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его
лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения
слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
2. Умение пользоваться толковым словарем. Умение употреблять слова в
свойственном им значении.
3. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на
части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых
средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи
1. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как наименьшая значимая часть
слов. Изменение и образование слов. Основа и окончание в самостоятельных словах. Роль
окончаний в словах. Нулевое окончание. Корень, суффикс, приставка; их значение в слове.
Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов.
Морфемные словари.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок.
Правописание чередующихся гласных и о в корнях лож, лаг, рос, раст. Буквы ё и о
после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
2. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение
пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
3. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное
1. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени
существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные
Три склонения имен
собственные и нарицательные.
существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Род существительных.
Существительные,
множественного числа.
имеющие форму только единственного или только
Морфологический разбор слова. Буква о и е после шипящих и ц в окончаниях
существительных.
Склонение существительных на ия, ий, ие. Правописание гласных в падежных
окончаниях имен существительных.
2. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с
существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия,
12 яблоко)
Умение использовать в речи существительныесинонимы для более точного
выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
3. Доказательство и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное
1. Имя прилагательное как часть речи.
прилагательного в предложении.
Синтаксическая роль имени
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях
прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких
прилагательных с основой на шипящую.
2. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден,
трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательнымисинонимами для более точного
выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
3. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические
разновидности данного жанра.
Глагол
1. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на тся, ться, ти, тись, чь, чься.
Правописание ться, чь, чься в определенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных
в безударных личных окончаниях глагола.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов бер, бир, дер,
дир, мер, мир, пер, пир, тер, тир, стел, стил. Правописание не с глаголами.
2. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых
допускаются ошибки (начать, понять, начал, понял, начала, поняла, повторит, облегчит и
др.)
Умение согласовывать глаголсказуемое в прошедшем времени с подлежащим,
выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение
употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголысинонимы (например, со значением
высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мыслей и для
устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
3. Понятие о рассказе, особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный
рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
13 Тематический план
№ п/п
Раздел, тема раздела
Общее
количество
часов
теория
практика
Из них
Контроль (ТУЗ, контрольные
работы, диагностические
срезы)
Язык и общение
Вспоминаем,
повторяем, изучаем
Синтаксис.
Пунктуация.
Культура речи
Фонетика.
Орфоэпия. Графика.
Орфография.
Культура речи
Лексика. Культура
речи
Морфемика.
Орфография.
Культура речи
Морфология.
Орфография.
Культура речи. Имя
существительное
Имя прилагательное
Глагол
Повторение и
систематизация
изученного (
3
26
33
15
11
24
20
10
23
5
3
24
29
14
10
23
19
9
22
4
2
4
1
1
1
1
1
1
1
Итого
170 часов
157 часов
0 часов
13 часов
14 Тематическое планирование по русскому языку
Классы: 5
Учитель: Савостьянова Анастасия Валерьевна
Количество часов по учебному плану
Всего 170 часов; в неделю 5 часов.
Плановых контрольных работ 12
Для предметов естественнонаучного цикла
Плановых работ по развитию речи 26
Планирование составлено на основе программы Н.В. Егоровой
Учебник: Русский язык. 5 кл. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Т.А.
Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А Тростенцова и др.– М.: Просвещение, 2015. –191с.
Тема
Домашнее
задание
Плановые сроки
проведения урока
Фактические
сроки
Язык и общение (3)
Введение в курс 5ого класса
Язык и человек. Общение устное и письменное.
Р/р Стили речи.
Вспоминаем, повторяем, изучаем (24+2)
Повторение «Звуки и буквы. Произношение и
правописание».
Орфограмма.
Правописание проверяемых безударных гласных
Правописание проверяемых безударных гласных в
корне слова.
Правописание проверяемых согласных в корне слова.
Правописание непроверяемых согласных в корне
слова.
15
3.09.– 9.09.
3.09.– 9.09.
3.09.– 9.09.
3.09.– 9.09.
3.09.– 9.09.
10.09.–16.09.
10.09.–16.09.
10.09.–16.09.
10.09.–16.09.
№
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9 10
11
Буквы и, у, а после шипящих.
Разделительные ъ и ь.
12 Правописание непроизносимых согласных в корне
слова
13
Раздельное написание предлогов с другими словами.
14 Контрольный диктант по теме «Повторение
изученного»
Работа над ошибками
Р/р Что мы знаем о тексте.
Р/р Обучающее изложение
15
16
17
18 Части речи. Глагол.
19
Тся и –ться в глаголах.
20 Личные окончания глаголов.
21
Р/р Тема текста.
22 Имя существительное.
23 Имя прилагательное.
24 Местоимение.
25
Р/р Сочинение по картине. Описание картины А.
Пластова «Летом»
26 Проверочная работа по теме «Морфология»
27
Р/р Основная мысль текста.
28 Контрольный диктант по теме «Морфология»
29 Анализ контрольного диктанта по теме (было
повторение)«Морфология»
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (29+4)
30
31
32
Синтаксис и пунктуация
Словосочетание
Разбор словосочетания.
33 Предложение.
16
10.09.–16.09.
17.09.–23.09.
17.09.–23.09.
17.09.–23.09.
17.09.–23.09.
17.09.–23.09.
24.09.–30.09.
24.09.–30.09.
24.09.–30.09.
24.09.–30.09.
24.09.–30.09.
01.10. – 7.10.
01.10. – 7.10.
01.10. – 7.10.
01.10. – 7.10.
01.10. – 7.10.
08.10. – 14.10.
08.10. – 14.10.
08.10. – 14.10.
08.10. – 14.10.
08.10. – 14.10.
15.10. – 21.10.
15.10. – 21.10.
15.10. – 21.10. 34
35
36
Р/р Сжатое изложение (по тексту В. Катаева).
Виды предложений по цели высказывания.
Восклицательные предложения.
Р/р Сочинение на тему «Памятный день в
школе».
37
Тест по теме «Словосочетание и предложение»
38 Члены предложения. Главные члены предложения.
Подлежащее.
Сказуемое.
Тире между подлежащим и сказуемым.
39
40
41 Нераспространенные
и
распространенные
предложения.
42
Второстепенные члены предложения. Дополнение.
43 Определение.
44 Обстоятельство
45
Закрепление темы «Второстепенные члены
предложения»
46 Предложения с однородными членами.
47
Знаки препинания в предложениях с однородными
членами.
48 Обобщающие слова при однородных членах
49 Проверочная работа по теме «Однородные члены
предложения»
50 Предложения с обращениями.
51
52
Р/р Письмо.
Синтаксический и пунктуационный разбор простого
предложения.
53 Простые и сложные предложения.
54 Простые и сложные предложения.
55
Синтаксический разбор сложного предложения.
56 Контрольная работа по теме «Простые и
17
15.10. – 21.10.
15.10. – 21.10.
22.10. – 28.10.
22.10. – 28.10.
22.10. – 28.10.
22.10. – 28.10.
22.10. – 28.10.
05.11. –11.11.
05.11. –11.11.
05.11. –11.11.
05.11. –11.11.
12.11.–18.11.
12.11.–18.11.
12.11.–18.11.
12.11.–18.11.
12.11.–18.11.
19.11.–25.11.
19.11.–25.11.
19.11.–25.11.
19.11.–25.11.
19.11.–25.11.
26.11.–2.12
26.11.–2.12 сложные предложения»
57 Прямая речь.
58 Прямая речь
59
Диалог.
60 Проверочная работа по темам «Простые и
сложные предложения», «Прямая речь»
26.11.–2.12
26.11.–2.12
26.11.–2.12
3.12.–9.12.
61 Повторение по теме «Синтаксис. Пунктуация.
3.12.–9.12.
Культура речи»
62 Итоговый урок по теме «Синтаксис.
3.12.–9.12.
Пунктуация. Культура речи»
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.
Культура речи (14+1)
63 Фонетика. Гласные звуки.
64
Согласные звуки.
65 Изменение звуков в потоке речи. Согласные твердые
и мягкие.
66
67
68
69
Р/р Повествование. Обучающее изложение с
элементами
(К.Паустовский.
«Шкатулка»)
описания
Р/р Повествование. Обучающее изложение с
элементами
(К.Паустовский.
«Шкатулка»)
описания
Согласные звонкие и глухие.
Графика. Алфавит.
70 Обозначение мягкости согласных с помощью
мягкого знака.
71
72
Р/р Описание предмета. Сочинениеописание.
Двойная роль букв е, ё, ю, я.
73 Орфоэпия. Фонетический разбор слова.
74 Повторение по теме «Фонетика»
75 Контрольная работа по теме «Фонетика»
18
3.12.–9.12.
3.12.–9.12.
10.12.–16.12.
10.12.–16.12.
10.12.–16.12.
10.12.–16.12.
10.12.–16.12.
17.12.–23.12.
17.12.–23.12.
17.12.–23.12.
17.12.–23.12.
17.12.–23.12.
24.12.–30.12. 76 Анализ контрольной работы по теме «Фонетика»
77
Описание
Р/р
предметов,
изображенных на картине Ф. Толстого «Цветы,
фрукты, птица»
(устное)
Лексика. Культура речи (10+1)
78
Слово и его лексическое значение. Способы
выражения лексических значений слов
79 Однозначные и многозначные слова
80 Прямое и переносное значение слов
81 Омонимы
82
83
Синонимы
Р/р Сочинение по картине И.
«Февральская лазурь»
Грабаря
84 Антонимы
85
Р/р Подробное изложение по тексту К.
Паустовского «Первый снег»
86 Повторение по теме «Лексика»
87 Контрольная работа по теме «Лексика.
Культура речи»
24.12.–30.12.
24.12.–30.12.
24.12.–30.12.
24.12.–30.12.
9.01.–13.01.
9.01.–13.01.
9.01.–13.01.
14.01.–20.01
14.01.–20.01
14.01.–20.01
14.01.–20.01
14.01.–20.01
88 Анализ творческих и контрольной работы по теме
21.01.–27.01
«Лексика. Культура речи»
Морфемика. Орфография. Культура речи (23+1)
89 Понятие о морфеме Изменение и образование слов.
90 Окончание. Основа слова
91
Р/р Сочинениеписьмо
92 Корень слова
93
94
95
Р/р Рассуждение.
Суффикс
Суффикс
96 Приставка
19
21.01.–27.01
21.01.–27.01
21.01.–27.01
21.01.–27.01
28.01.–3.02.
28.01.–3.02.
28.01.–3.02.
28.01.–3.02. 97
98
Р/р Выборочное изложение с изменением лица
Закрепление
«Приставка»
тем «Корень»,
«Суффикс»,
99 Чередование звуков.
100 Беглые гласные.
101 Варианты морфем. Морфемный разбор слова
102 Правописание гласных и согласных в приставках
103 Буквы з, с на конце приставок.
104 Буквы з, с на конце приставок.
105 Буквы ао в корне лаг – лож
106 Буквы ао в корне раст – ращ – рос
107 Буквы ёо после шипящих в корне
108 Буквы иы после ц
109 Р/р Сочинение по картине П. Кончаловского
«Сирень в корзине»
28.01.–3.02.
4.02.–10.02.
4.02.–10.02.
4.02.–10.02.
4.02.–10.02.
4.02.–10.02.
11.02.–17.02.
11.02.–17.02.
11.02.–17.02.
11.02.–17.02.
11.02.–17.02.
25.02.–3.03.
25.02.–3.03.
110 Повторение по теме «Морфемика. Орфография.
25.02.–3.03.
Культура речи»
111 Контрольный диктант по теме «Морфемика.
25.02.–3.03.
Орфография. Культура речи»
112 Анализ
контрольного диктанта по теме
25.02.–3.03.
«Морфемика. Орфография. Культура речи»
Анализ творческих работ.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное (19+1)
113 Имя существительное как часть речи
114 Р/р Доказательства в рассуждении
115 Имена существительные
одушевленные
и
неодушевленные
4.03.–10.03.
4.03.–10.03.
4.03.–10.03.
116 Имена
существительные
собственные
и
4.03.–10.03.
нарицательные. Род имен существительных
20 117 Имена существительные, которые имеют форму
11.03.–17.03.
только множественного числа
118 Р/р Сжатое изложение по тексту Е. Пермяка
11.03.–17.03.
«Перо и чернильница»
119 Имена существительные, которые имеют форму
11.03.–17.03.
только единственного числа
120 Три склонения имен существительных.
121 Падеж имен существительных
122 Падеж имен существительных
123 Правописание гласных в падежных окончаниях
существительных в единственном числе.
11.03.–17.03.
11.03.–17.03.
18.03.–24.03.
18.03.–24.03.
124 Правописание гласных в падежных окончаниях
18.03.–24.03.
существительных в единственном числе.
125 Р/р Изложение с изменением лица
126 Множественное число имен существительных.
127 Правописание ое после шипящих и ц в окончаниях
существительных.
18.03.–24.03.
18.03.–24.03.
25.03.–31.03.
128 Р/р Сочинение по картине Г. Нисского «Февраль.
25.03.–31.03.
Подмосковье»
129 Морфологический разбор имени существительного.
130 Повторение по теме «Имя существительное как
25.03.–31.03.
25.03.–31.03.
часть речи»
131 Контрольный диктант по теме «Имя
25.03.–31.03.
существительное как часть речи»
132 Анализ контрольного диктанта по теме «Имя
1.04.–7.04.
существительное как часть речи»
Анализ творческих работ
Имя прилагательное (9+1)
133 Имя прилагательное как часть речи.
134 Имя прилагательное как часть речи.
1.04.–7.04.
1.04.–7.04.
21 135 Правописание гласных в падежных окончаниях
1.04.–7.04.
прилагательных.
136 Правописание гласных в падежных окончаниях
1.04.–7.04.
прилагательных
137 Р/р Описание животного. Сочинение «Мое
8.04.–14.04
любимое животное»
138 Прилагательные полные и краткие
139 Морфологический разбор имени прилагательного
140 Повторение по теме «Имя прилагательное как часть
речи»
8.04.–14.04
8.04.–14.04
8.04.–14.04
141 Контрольный диктант по теме «Имя
8.04.–14.04
прилагательное»
142 Анализ контрольного диктанта по теме «Имя
прилагательное». Анализ творческих работ
Глагол (22+1)
143
Глагол как часть речи
144 Не с глаголами
145
Р/р Рассказ
146 Неопределенная форма глагола.
147 Правописание –тся и –ться в глаголах.
148 Виды глагола
149 Виды глагола
150 Буквы еи в корнях с чередованием
151 Время глагола. Прошедшее время
152 Настоящее время
153 Будущее время
154 Спряжение глаголов
155 Как определить спряжение глагола с безударным
личным окончанием
15.04.–21.04.
15.04.–21.04.
15.04.–21.04.
15.04.–21.04.
15.04.–21.04.
22.04.–28.04.
22.04.–28.04.
22.04.–28.04.
22.04.–28.04.
22.04.–28.04.
6.05.–12.05.
6.05.–12.05.
6.05.–12.05.
6.05.–12.05.
156 Правописание безударных личных окончаний
13.05.–19.05
глаголов
22 157 Р/р Составление описаний и диалогов с
использованием глаголов настоящего времени
158 Морфологический разбор глагола
159 Р/р Изложение
160 Ь после шипящих в глаголах во 2м лице
единственного числа
13.05.–19.05
13.05.–19.05
13.05.–19.05
13.05.–19.05
161 Ь после шипящих в глаголах во 2м лице
20.05.–26.05.
единственного числа
162 Употребление времен
163 Р/р Употребление времен в устных и
письменных рассказах
164 Повторение по теме «Глагол»
165 Контрольный диктант по теме «Глагол»
Повторение и систематизация изученного (4+1)
166
Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и
корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов.
167 Употребление букв ъ и ь
168
Знаки препинания в простом и сложном
предложении и в предложениях с прямой речью.
169 Итоговый диктант
170 Анализ творческой работы и диктанта
20.05.–26.05.
20.05.–26.05.
20.05.–26.05.
20.05.–26.05.
27.05.–2.06.
27.05.–2.06.
27.05.–2.06.
27.05.–2.06.
27.05.–2.06.
«Согласовано»
Заместитель директора по УР
_________________ /Соловых В.В.
« » августа 2018 г.
23 24
Программа по русскому языку 5 класс
Программа по русскому языку 5 класс
Программа по русскому языку 5 класс
Программа по русскому языку 5 класс
Программа по русскому языку 5 класс
Программа по русскому языку 5 класс
Программа по русскому языку 5 класс
Программа по русскому языку 5 класс
Программа по русскому языку 5 класс
Программа по русскому языку 5 класс
Программа по русскому языку 5 класс
Программа по русскому языку 5 класс
Программа по русскому языку 5 класс
Программа по русскому языку 5 класс
Программа по русскому языку 5 класс
Программа по русскому языку 5 класс
Программа по русскому языку 5 класс
Программа по русскому языку 5 класс
Программа по русскому языку 5 класс
Программа по русскому языку 5 класс
Программа по русскому языку 5 класс
Программа по русскому языку 5 класс
Программа по русскому языку 5 класс
Программа по русскому языку 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.