Программа по русскому языку 5 класс

  • Образовательные программы
  • docx
  • 28.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа по русскому языку для 5 класса. Разработана на основе примерной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской,рассчитана на 5 часов в неделю. Программа содержит также и формы контроля на каждом уроке,а также все необходимые дидактические материалы (проверочные работы ,диктанты)
Иконка файла материала программа русский язык 5 класс новая.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей г. Зернограда «Утверждаю» Директор МБОУ лицей г. Зернограда Приказ от____ августа 2016 года № _______________ / Н.Н.Каракулькина / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 "А»КЛАСС Количество часов по учебному плану 170 ч. Количество часов по календарно­тематическому планированию 170ч. Учитель: Грабарь Елена Геннадьевна Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования, комплексной программы по  русскому языку под редакцией М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова 2016­2017 уч. год 1Раздел 1. Планируемые результаты изучения курса русского языка Программа направлена на достижение  личностных,  метапредметных и предметных результатов             Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку  являются: понимание   русского   языка   как   одной   из   основных   национально­культурных   ценностей   русского   народа, 1) определяющей   роли   родного   языка   в   развитии   интеллектуальны,   творческих   способностей   и   моральных   качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; 2) потребность   сохранить   чистоту   русского   языка   как   явления   национальной   культуры;   стремление   к   речевому самосовершенствованию; 3) чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и 4) Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и  национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гу­ манистических и демократических ценностных ориентации. 5) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ ностного смысла учения. 6) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности,  на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 7) Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 8) Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются: 1)  владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; 2овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; способность   определять   цели   предстоящей   учебной   деятельности,   последовательность   действий,   оценивать  владение разными видами чтения;  способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт­ диски   учебного   назначения,   ресурсы   Интернета;   свободно   пользоваться   словарями   различного   типа,   справочной литературой;   достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;  умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;  способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;  соблюдение   в   практике   речевого   общения   основных   орфоэпических,   лексических,   грамматических, стилистических   норм   современного   русского   литературного   языка;   соблюдение   основных   правил   орфографии   и пунктуации в процессе письменного общения;  умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; 2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.); 3) коммуникативно   целесообразное   взаимодействие   с   окружающими   людьми   в   процессе   речевого   общения, совместного   выполнения   каких­либо   задач,   участия   в   спорах,   обсуждениях;   овладение   национально­культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметными   результатами  освоения   выпускниками   основной   школы   программы   по   русскому  (родному)   языку являются: 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) 3) 4) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых основ лингвистики; 3овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами   лексическими,   грамматическими,   орфографическими, опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка; проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста; понимание   коммуникативно­эстетических   возможностей   лексической   и   грамматической   синонимии   и 5) русского   литературного   языка   (орфоэпическими,   пунктуационными), нормами речевого этикета; 6) 7) 8) использование их в собственной речевой практике; 9) высказывания при анализе текстов художественной литературы. осознание   эстетической   функции   родного   языка,   способность   оценивать   эстетическую   сторону   речевого Требования к уровню подготовки учащихся I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в  V  классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры. II. К концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:    Речевая деятельность:                аудирование:   понимать основное содержание небольшого по объему научно­учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;     чтение:   владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;  прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух; говорение: доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету 4речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации; письмо: подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять   план   сочинения   и   соблюдать   его   в  процессе   письма;   определять   и   раскрывать   тему   и   основную   мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения­миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста; использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении; фонетика и орфоэпия: выделять  в слове звуки речи, давать им фонетическую  характеристику; различать ударные  и безударные  слоги, не смешивать звуки и буквы; использовать   элементы   упрощенной   транскрипции   для   обозначения   анализируемого   звука   и   объяснения   написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем; графика: правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова; морфемика: выделять   морфемы   на   основе   смыслового   анализа   слова;   подбирать   однокоренные   слова   с  учетом   значения   слова; учитывать   различия   в   значении   однокоренных   слов,   вносимые   приставками   и   суффиксами;   пользоваться   словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально­ оценочными суффиксами в художественных текстах; лексикология и фразеология: объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов,   антонимов,   однокоренных   слов);   пользоваться   толковыми   словарями   для   определения   и   уточнения лексического значения злова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические 5группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;   владеть   наиболее   употребительными   оборотами   русского   речевого   этикета;   использовать   синонимы   как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора; морфология: различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;  орфография: находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила; синтаксис и пунктуация: выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания,   наличию   или   отсутствию   второстепенных   членов,   количеству   грамматических   основ;   правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; составлять простые и сложные предложения изученных видов; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило. Содержание курса 5 класс Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции 6Раздел 1. Речь и речевое общение 1. Речь   и   речевое   общение.   Речевая   ситуация.   Речь   устная   и   письменная.   Речь   диалогическая   и   монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды. 2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами диалога и монолога. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения. Раздел 2. Речевая деятельность 1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. 2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста,   воспринимаемого   зрительно   или   на   слух.   Передача   содержания   прочитанного   или   прослушанного   текста   в сжатом   или   развёрнутом  виде  в  соответствии   с  ситуацией   речевого   общения.  Овладение  практическими   умениями просмотрового,   ознакомительного,   изучающего   чтения,   приёмами   работы   с   учебной   книгой   и   другими информационными   источниками.   Овладение   различными   видами   аудирования   Создание   устных   и   письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему. Раздел 3. Текст 1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Функционально­смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.  2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально­смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность,   связность,   соответствие   теме   и   т.   д.).   Оценивание   и   редактирование   устного   и   письменного речевого высказывания. Раздел 4. Функциональные разновидности языка 1. Функциональные   разновидности   языка:   разговорный   язык;   функциональные   стили:   научный,   язык   художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа). 2. Установление   принадлежности   текста   к   определённой   функциональной   разновидности   языка.  Создание   письменных высказываний разных типов речи: описание, повествование, рассуждение. Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций Раздел 5. Общие сведения о языке 71. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Раздел 6. Фонетика и орфоэпия 1. Фонетика   как   раздел   лингвистики.   Звук   как   единица   языка.   Система   гласных   звуков.   Система   согласных   звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог ударение.  2. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь. 3. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение   с   помощью   элементов   транскрипции   особенностей   произношения   и   написания   слов.   Проведение фонетического   разбора   слов.   Нормативное   произношение   слов.   Оценка   собственной   и   чужой   речи   с   точки   зрения орфоэпической правильности. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой. Раздел 7. Графика 1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j].  2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС­сообщениях. Раздел 8. Морфемика и словообразование 1. Морфемика   как   раздел   лингвистики.   Морфема   как   минимальная   значимая   единица   языка.   Словообразующие   и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.  2. Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь. 3. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо­ и словообразования. Применение знаний по морфемике в практике правописания. Раздел 9. Лексикология и фразеология 1. Лексикология   как   раздел   лингвистики.   Слово   как   единица   языка.   Лексическое   значение   слова.   Однозначные   и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка. 2. Извлечение   необходимой   информации   из   лексических   словарей   различных   типов   (толкового   словаря,   словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря и т. п.) и использование её в различных видах деятельности. 8Раздел 10. Морфология 1. Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико­грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола, наречия. Словари грамматических трудностей. 2. Распознавание   частей   речи   по   грамматическому   значению,   морфологическим   признакам   и   синтаксической   роли. Проведение  морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление  форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания. Раздел 11. Синтаксис 1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания   и   эмоциональной   окраске.   Грамматическая   основа   предложения,   главные   и   второстепенные   члены. Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры. Однородные члены предложения, обращение. Классификация сложных предложений. Прямая речь 2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности  употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания. Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация 1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники.  Пунктуация   как   система   правил   правописания.   Знаки   препинания   и   их   функции.   Знаки   препинания   в   конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания при прямой речи, в диалоге. 2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания   слова.   Опора   на   грамматико­интонационный   анализ   при   объяснении   расстановки   знаков   препинания   в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию. 9Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции Раздел 13. Язык и культура 1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет. 2. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. База данных КИМов и творческих заданий (контрольные, диктанты, тесты)  1. Входной диктант с грамматическим заданием.  С каждым днём весна наступает. Оживает, голубеет небо. Тёплый ветер гонит по нему воздушные корабли. Высоко над  землей купаются в лучах солнца жаворонки. Радостной трелью льются их песни высоты.         Приятно прогуляться в весенний лес погожим деньком. Извилистая тропка петляет между деревьев. Пахнет весенними  почками. Как хорошо и легко дышится! Вот вертится на кленовой веточке маленькая птичка. Спешит по своим делам колючий ёж. Быстро спускается по стволу ели шустрая белочка. Звонкой дробью отмечает приход весны дятел. Далеко разносится  чудесная песня голосистого дрозда.         Щебету птиц вторит говорливый ручей. Лесная тропка выводит нас к нему. Ветви ивы склоняются к воде и смотрятся в  прозрачную гладь. Грамматические задания 1.Озаглавьте текст. 2.Выпишите из текста три слова с безударной гласной в корне, графически объясните их написание. 3.Выпишите из текста три глагола І спряжения и три глагола  ІІ спряжения, графически объясните их правописание. 4.Разберите по членам предложения       1вариант: Теплый ветер гонит по нему воздушные корабли.       2вариант: Высоко над землей купаются в лучах солнца жаворонки.   2. Проверочный диктант с грамматическим заданием по теме «Орфография». 10Дни поздней осени   Живая природа чутко откликается на времена года. Вот и последние листочки облетели с деревьев. Ковёр из мокрых листьев покрывает сады и парки. Идёшь по такому ковру и слышишь, как под ногами шуршат яркие звёздочки листвы. На голых сучьях повисли крупные капли ночного дождя.    Но жизнь продолжается. Вот несколько синичек пролетело над головой и пропало в чаще парка. В кучке листвы шуршит обычная серая мышь. Она ищет съестное, запасается на зиму.   Скоро и настоящие холода. Снег оденет чащи, леса и перелески в белый наряд.    Грамматическое задание:   Выпишите из текста 5 слов с безударными гласными, проверяемыми или непроверяемыми ударением. Подчеркните нужную букву.   Выпишите слова с Ь на конце, в скобках обозначьте часть речи.   Выпишите однокоренные слова группами. 3. Контрольная работа. Анализ текста. Определение стиля текста. Задания. 1 .Спишите текст. 2.Определите стиль речи, укажите речевую ситуацию, в которой может быть использован этот текст. 3.Подчеркните слова и выражения, характерные для этого стиля речи. Тексты для анализа. 1 вариант. Зима на исходе. Сонно хмурится солнце в лесу, сонно ресницами игл п лес. Снег на дорогах чернеет, и в полдень на них  маслянисто блещут л Пахнет снегом и березовыми почками. (по Б.Пастернаку) 2 вариант ­А какая Италия? ­ Италия­то? Италия, сынок, хорошая. Жарко там, солнца много, i всякие растут сладкие да вкусные. Все там черные от  солнца ходят, раздетые, вовсе нет. (Ю.Казаков) 114.Изложение «Барсучонок». 1)Однажды ходили мы с Джеком и Барсиком по лесу. 2)Я грибы собирал, Джек за птичками охотился, а Барсик разных жуков, червячков под листвой отыскивал. 3)Долго бродили и выбрались наконец на полянку.4) Самое хорошее место посидеть,  отдохнуть. 5)Уселся я под куст, хотел в корзине грибы перебрать. 6)Джек возле меня в холодок улёгся, а Барсик шуршит в кустах.  7)Выбрался, подбежал к нам и вдруг начал носом водить: что­то учуял. 8)От нас прямо к дуплистому пню побежал и давай лапами труху разгребать. 9)Что там такое, я и не понял. 10)Только слышу,  как зажужжит, загудит кто­то.11) Смотрю: из дупла оса, другая, третья… целый рой. 12)Все над Барсиком кружатся, жужжат, а ему хоть бы что. 13)Шерсть у него густая, попробуй ужаль его! 14)Закусил личинками и как ни в чём не бывало прямо ко  мне. 15)А осы за ним. 16)Я корзину с грибами бросил да бежать. 17)Джек тоже удирать пустился. 18) И всё­таки не удрали.19) Одна оса меня в шею ужалила, а другая Джека прямо в губу. 20)Один Барсик не пострадал.  21)Он личинками полакомился, а нам с Джеком за его лакомство расплатиться пришлось. 5. Контрольная работа по фонетике и орфоэпии. Вариант1 1.Фонетика – это наука .. .а) о языке; б) о словарном составе языка; в) о  звуках  речи. 2.Укажи звонкие согласные звуки­ а) [в,ф, г,к], б) [р,б, г,в], в) [р,ф, г,к]. 3.Укажи только твердые согласные звуки ­ а) [ф,ж,к], б) [б, ш,в], в) [ж,ш, ц]. 4.Запиши название букв алфавита с 11по 18. 5.Запиши слова и расставь  в них ударение : свекла, договор, каталог, щавель, квартал, банты, звонит, алфавит, крапива,  туфля. 6.В каком слове на месте Ч произносится ) [Ш]? а) чтобы, б)почему, в)четко   7. В каком слове звуков больше, чем букв?   а)район; б)сияние; в)декабрь; 8. В каком слове все согласные звуки твёрдые? а)тушь; б) горсть; в) четки; 9. В каком слове произносится звук [ч']? а) счет; б) грузчик;  в) чемпионат. 1210.Затранскрибируй слова, одного сделай фонетический разбор : юбилей, вьюжный, скользкий, яшма. Вариант2 1.Орфоэпия–это наука... а)о языке; б)правилах произношения; в)правилах написания слов. 2.Укажи глухие согласные звуки­ а) [ш,ф, с,к], б) [р,с, г,в], в) [р,ф, г,к]. 3.Укажи только мягкие согласные звуки ­ а) [ф',ж', й'], б) [б',л',в'], в) [й',ч',щ']. 4.Запиши название букв алфавита с 19 по 26. 5.Запиши слова и расставь в них ударение : досуг, кухонный, красивее, свекла, договор, шофер, столяр, позвонит, алфавит,  процент. 6.В каком слове на мечте Ч произносится ) [Ш]? а)пчела, б) что, в) черт.   7. В каком слове звуков больше, чем букв?   а)птица; б)дождь; в) елочка; 8. В каком слове все согласные звуки твёрдые? а)мышь; б)печь; в)рой; 9. В каком слове нет звука [т]? а)расчистить; б)подписчик; в) брусчатка. 10. Затранскрибируй слова, одного сделай фонетический разбор : южный, тюбик, дождь, семья. 6. Контрольный диктант по теме «Лексика»  Павел Михайлович Третьяков был известным русским фабрикантом, богатым купцом, а также истинным другом художников.  Он употреблял свое состояние на приобретение картин русских живописцев. Третьяков покупал их у знаменитых и молодых  мастеров, если видел в них талант и преданность искусству. Тихо, без лишних слов делал Третьяков великое дело. А когда  собрал большую коллекцию, создал галерею, то передал ее в дар Москве.    Когда П.М. Третьякова не стало, его дом превратился в музей, а фасад галереи потребовалось перестроить. Проект было  предложено разработать Виктору Михайловичу Васнецову.   В.М. Васнецов создал чудесный терем. Красный, белый, с резными каменными украшениями, с золотым кружевом под  крышей. Высоко над входом, в фигурном кокошнике, черный барельеф ­ древний герб Москвы: Георгий Победоносец,  побеждающий змея.  (По Л. Кудрявцевой) (113 слов)  13Задания к тексту:   1. Найдите синонимы к слову художник.   2. Являются ли слова молодой и знаменитый антонимами?   3. Составьте словосочетания со словом молодой, иллюстрируя разные значения этого слова. 7. Изложение Друг детства Я решил заняться боксом. Мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку. И бросила его мне на диван. ­ Погляди, какой тугой. Живот толстый. Ишь как выкатил! Чем не груша? Я обрадовался. Устроил мишку на диване, чтобы мне удобней было об него тренироваться и развивать в себе силу удара. Он  сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый. У него были разные глаза. Один его собственный – жёлтый, стеклянный, а другой большой белый – из пуговицы от наволочки.  Мишка довольно весело  смотрел на меня своими разными глазами. Он расставил ноги и выпятил живот, а обе руки поднял, будто шутил, что он уже  заранее сдаётся… Вот он сидит на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара… (127 слов) (По В.Драгунскому) 8. Контрольный диктант  №7 по теме «Словообразование и правописание» Погода стала меняться. Из­за горизонта быстро пронеслись низкие облака. Солнце нырнуло в тучи, мелькнуло в голубом  просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, сухие листья сбросил в воду и погнал по реке. «Мальчики, проводите меня домой!» ­ предложила Нина. Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает.  Но вот зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель.* Сплошной полосой пошел проливной дождь. Нина  радостно закричала: «Бежим, ребята!» 14Задания. 1. 2. 3. 4. 5. В последнем предложении первого абзаца выделите основу. Составьте схему предложения, обозначенного звездочкой. Выпишите из выделенных предложений словосочетания: 1 вариант­1­е предложение, 2 вариант – 2­е предложение. Сделайте морфологический разбор выделенных слов: 1 вариант­в голубом просвете, 2 вариант – сплошной полосой. Запишите слова и разберите их по составу: 1 вариант – налетает, 2 вариант – стихает. Запишите 2 слова с таким же  составом 9. Контрольная работа по теме «Главные и второстепенные члены предложения» Начало формы 1. Укажите тот вариант ответа, где выделенное слово является подлежащим.  1) Солнце светило сквозь ВЕТВИ сосен.  2) Есть ГОРОД, который я вижу во сне.  3) Все гости усердно хвалили яблочный ПИРОГ, и вскоре на большом фарфоровом блюде остались одни крошки.  4) Но какую же РАДОСТЬ испытает мой папа?  2. Укажите тот вариант ответа, где выделенное слово является дополнением.  1) За справедливостью ДИМА всегда обращался к бабушке. 2) Радости и трагедии, открытия и сражения, происходившие в разные годы и эпохи, перемешались с голове,  путались, наскакивали друг на друга.И все же Дима, вздохнув, принялся за второй ТОМ. 3) Бабушка ОЧЕНЬ любила нас воспитывать. Но делала это как­то по­своему. 4) «А сын моей соседки научился варить суп», – говорила бабушка, и я должен был понять, что мне ТОЖЕ не мешало бы этому научиться. 3. Укажите тот вариант ответа, где выделенное слово является определением. 1) «А Коля, который вместе с тобой окончил медицинский институт, стал заведующим отделением», – сообщала она  папе. И папа должен был сделать вывод, что ему тоже не мешало бы стать ЗАВЕДУЮЩИМ. 2) Я учусь в той же школе, где когда­то учились мама и папа. Папу почему­то никто не запомнил. А маму запомнили  15МНОГИЕ. 3) Два года назад мне удаляли гланды. «ЧЕПУХОВАЯ операция!» – говорили все. Но я как­то этого не  почувствовал... 4) Хирург причинял мне ужасную боль, и я должен был бы его ненавидеть, а я относился к нему прямо­таки С  ВОСХИЩЕНИЕМ. 4. Укажите тот вариант ответа, где выделенное слово является обстоятельством. 1) Я раскрыл портфель и запрятал ОТКРЫТКИ поглубже. 2) Конечно, мама могла увидеть ЭТУ афишу и где­нибудь в другом месте. Но тут уж я ничего поделать не мог! 3) Сперва я хотел сорвать афишу и уничтожить ЕЁ. 4) В тот же день мама, вернувшись с работы, вошла в комнату прямо в пальто. Когда она так СТЕМИТЕЛЬНО, не  задерживаясь в коридоре, проходит в комнату, я знаю, что ничего хорошего ждать не следует. 5. Укажите тот вариант ответа, где выделенное слово является дополнением. 1) Однажды по почте пришли сразу две ОТКРЫТКИ из нашей школы. 2) Я ВООБЩЕ не люблю, когда моим родителям из школы присылают открытки. 3) И как­то НЕЧАЯННО прочитал… На этот раз речь шла не обо мне. 4) Маму и папу приглашали на традиционный «объединенный» вечер выпускников сразу двух ШКОЛ: нашей и  музыкальной. 6. Укажите тот вариант ответа, где выделенное слово является определением. 1) Первое, что я увидел в школьном вестибюле, было огромное объявление о традиционном «объединенном» вечере.  ВНИЗУ чёрным по белому было написано: «В художественной части выступит лауреат Всероссийского конкурса С.  Потапов». 2) «Так, понятно… – подумал я. – Значит, он будет у всех на глазах демонстрировать СВОЁ искусство. Ему будут  аплодировать. А папа продемонстрировать свое искусство у всех на глазах не сумеет. Ведь не сможет же он прямо на  сцене вырезать кому­нибудь аппендицит!» 3) Я ВОПРОСИТЕЛЬНО развёл руки в стороны. 164) Я давно уже знал этот способ: когда не хочется врать, не хочется говорить «да» или «нет», надо вопросительно  развести руки В СТОРОНЫ. Пусть думают что хотят! 7. Укажите тот вариант ответа, где выделенное слово является подлежащим.  1) – Нам с папой НИЧЕГО не присылали из школы? – спросила мама. Я попытался неопределенно развести руки в  стороны. Но она повторила: – Нам ничего не присылали?  2) – Ах да! Вспомнил! Вам прислали открытки. Я их по РАССЕЯННОСТИ сунул в портфель. В тот день была  контрольная работа и я как­то…  3) Я протянул маме открытки. Но она даже не взглянула на них: она не могла оторвать глаз от МЕНЯ!  4) – Забыл! Не обратил внимания! Это хуже всего. Потому что говорит о твоем равнодушии. ОНО меня убивает!  Неужели ты не понимаешь, какое удовольствие доставила бы мне встреча с друзьями? Которых я не видела столько лет!  8. Укажите тот вариант ответа, где выделенное слово является обстоятельством. 1) – ЧТО же ты натворил, если так боялся нашего появления в школе?!  2) Мама, не снимая пальто, даже не расстегнув его, ТЯЖЕЛО опустилась на стул.  3) – Ну хорошо... МНЕ ты не пожелал доставить радость. Но подумал бы об отце! Неужели и он тебе безразличен?  Что я мог ей ответить?  4) К счастью, в этот момент в комнату вошла бабушка и сказала: – А сын моей соседки опять получил ПЯТЁРКУ. И  научился варить компот!  9. Укажите тот вариант ответа, где выделенное слово является сказуемым. 1) – Вот когда у тебя опять БУДЕТ приступ мигрени, – сказал я, – вызывай не врача, а этого своего… виолончелиста! Пусть он тебе поможет! 2) – Добиваются же люди таких успехов, как Серёжа Потапов! – причитала бабушка, уже НАТЯГИВАЯ пальто. 3) Через несколько дней, СОБИРАЯСЬ в школу, я услышал в программе передач, что Сергей Потапов будет  выступать вечером по телевизору. К счастью, кроме меня, этого никто не услышал. 4) Ещё через неделю я обнаружил, что Сергей Потапов собирается выступать по радио. За пятнадцать минут до его  ВЫСТУПЛЕНИЯ я разложил тетради на кухне, где у нас стоит радиоприёмник. 1710. Укажите тот вариант ответа, где выделенное слово является дополнением. 1) – Вот видите, как удобно, – говорил я. – Совсем БЛИЗКО! И вы садитесь на современный вид транспорта…  Правда, не на метро, но по крайней мере и не на трамвай! 2) Еще через несколько дней я сообщил: – Мы писали сочинение на тему «Кем быть?». И представьте себе, почти  ВСЕ ребята хотят стать врачами! 3) Вообще­то мне не хотелось, чтобы мои родители каждое утро прямо у всех на глазах провожали меня,  шестиклассника, в школу. Но теперь я был готов абсолютно на ВСЁ! 4) Как­то в воскресенье я привел к нам домой своего приятеля Ваську­Паганини. Паганини – это ПРОЗВИЩЕ.  Васька играет на скрипке и учится в школе для одаренных.  Конец формы 10. Изложение Джек здоровается ЗАДАНИЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ: 1.Озаглавьте текст. 2.напишите изложение, сохраняя стиль и тип речи. 3.Отметьте на полях типы речи. 4.Подчеркните в тексте слова и выражения, с помощью которых изображается, рисуется картина. Мы с братом Сережей ложились спать. Вдруг дверь растворилась, и вошел папа, а следом за ним большая красивая  собака, белая, с коричневыми пятнами на боках. Морда у нее была коричневая, огромные уши свисали вниз. ­ Папа, откуда? Это наша будет? Как ее зовут? – закричали мы, вскакивая с постелей и бросаясь к собаке. Папа сказал, что эта охотничья собака теперь наша и что зовут ее Джек. Пес, немного смущенный такой бурной встречей, все же дружелюбно завилял хвостом и позволил себя погладить.  Шерсть у Джека была короткая, блестящая, гладкая, а из­под нее проступали сильные мускулы. Он даже обнюхал мою  руку и лизнул ее мягким розовым языком. 18­Джек, здравствуй! – сказал папа. Пес подал ему руку. Папа потряс ее и снял с колен, но Джек подал лапу опять. Так он 2здоровался» раз десять. Мы  весело смеялись. (132 слова) (По Г.Скребицкому) 11. Контрольная работа. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА РЕЧИ. Задания:1.Спишите текст, укажите тип речи. 2.0формите свой ответ в виде связного письменного рассуждения. 1) Перышки у свиристелей были коричневато­розовые, крылья и хвост черные с белыми, желтыми и малиновыми  полосками. Но особенно хорош хохол на голове, как будто лихо зачесанный к затылку. 2) Совы ­ полезные птицы, так как они уничтожают мелких и вредных грызунов. Одна сова ловит за сутки в среднем  четырех мышей. 3) Ловко перелезая с ветки на ветку, попугай подбирался к висевшему яблоку,срывал его своим мощным клювом, затем  брал в лапу и выгрызал клювом с одной стороны из яблока мякоть. Потом доставал зернышки,с аппетитом их ел, а  надкусанное яблоко бросал вниз на траву. Расправившись с одним, он тут же направлялся к другому. 12. Изложение с элементами сочинения Золотой рубль.          Осенью  1703  года лили холодные дожди. Задули ветры, погнали по Финскому заливу метровые волны. В один из таких  дней подошел к Неве чужеземный корабль. Прибыли на нём купцы из страны Дании. У входа в Неву корабль бросил якорь,  капитан послал в Петербург за лоцманом.         Вскоре к кораблю причалила лодка. Молодой лоцман поднялся на борт. Он осмотрел судно, встал за штурвал и искусно  ввёл корабль в Неву. На прощанье довольный капитан подарил моряку золотой рубль.         В Петербурге капитану очень хотелось увидеть царя Петра I. Однажды желание его исполнилось.         Все ждали царя в огромном зале. Двери распахнулись. Капитан ахнул от удивления. Прямо к нему шёл его знакомый  лоцман. Это был Петр I.         Капитан через переводчика стал приносить царю извинения и просил вернуть его несчастный рубль. Но Петр Алексеевич  отказался. Сказал, что рубль этот не украл, а честным трудом заработал. 19(По С. Алексееву) 13. Контрольный диктант  по теме «Синтаксис и пунктуация». Фомка и Барин.    По дороге топал еж. Он меня заметил и свернулся клубком. Закатил я колючего зверька в кепку. Принес домой и  назвал Фомкой.    В комнате Фомка развернулся, громко забарабанил ножками по столу. Вскоре гость нашел за печкой старый валенок и  забрался в него. А на том валенке любил дремать рыжий кот Барин. Всю ночь до рассвета кот гулял, а утром прыгнул за  печь. Вдруг Барин выгнул спину дугой и выскочил на середину комнаты. А из валенка выкатился колючий клубок. Со  страху кот прыгнул на шкаф, и я подумал: «Теперь тебе, Барин, спокойной жизни не будет». Но через неделю еж и кот  уже частенько ужинали вместе. По А. Баркову (103 слова.)      2.Грамматическое задание. 1) Сделайте синтаксический разбор простого предложения: Вариант I –  В комнате Фомка развернулся, громко забарабанил ножками по столу. Вариант II ­ Но через неделю еж и кот уже частенько ужинали вместе. 2) Составьте схему предложения с прямой речью. 3) Выпишите 3 слова с изученными различными орфограммами. 14. Контрольный диктант по теме «Глагол». Как заяц спас старику жизнь. Однажды дедушка Семен пошел поохотиться и забрался в лесную глушь. Вдруг он заметил, что стелется дым, а в чаще  слышится треск. В лесу начался пожар. Ветер гонит огонь дальше, и он разгорается сильнее. Не выберешься из леса –  погибнешь. Старик торопится, бежит, тяжело дышит, а пожар разрастается. Ветки елок хлещут лицо, колются. Обгоревшие деревья  рушатся. Охотник сбивается с дороги. Вдруг у самых ног он увидел зайчонка и бросился за ним. Звери легче определяют направление огня и спасаются. Вот  они выбираются с места лесного пожара… 20Старик вылечил зайца и оставил жить у себя. Охотник заботится о зайчишке, и они всегда дружны. (104 слова) (по К.Паустовскому) Задания. 1.Выделите в рамочку безударные окончания глаголов 1 спряжения (1 вариант), 2 спряжения (2 вариант). 2.Объясните правописание окончаний одного из глаголов ( укажите признак, который помогает определить  принадлежность глагола к 1 или 2 спряжению). 3.Разберите по составу слова: разрастается (1 вариант); выбираются (2 вариант) 15. Контрольная работа по морфологии. Анализ контрольной работы. Контрольная работа по теме «Морфология». 1.Определить части речи в тексте. Космонавты живут на орбитальной станции по много месяцев. Где же они купаются? В их космическом доме есть душ, но душ  необычный. Работает он примерно как поливальная машина. 2.Морфологический разбор. 1 вариант                                                                    2 вариант Белеет, в комнату, бумажного (листа).                Садишься, мимо школы, синюю (юбку). 3.Определить спряжение глаголов, записать их в 3 л.ед. и мн. ч.  1вариант                                                                     2 вариант Клеить, веять                                                             посмотреть, белеть 4.Объяснить написание слов с орфограммами. Образец:  на опушке (1 скл., П.п.)   видит (1 спр.)  от   берега (от чего?)  далёкий (даль) 1. Вдруг (в) тишин…   (раз)даёт..ся  крик  с..вы. 2.Со..нце (за)шло (за) гору.3.Математик..  без грамматик… (не) научит..ся.  4. (В) поз..н.. ноч..  над  устал..й  деревней сон непробудный царит, только старушку столетн…,  древн…  (не) посетил  он: (не) спит. 5. Эй, кто (нибудь ) дома)? 6. В ответ мы услыш..ли  какую(то) возню. 5.Изменить прилагательное тонкий (1 в.), весенняя(2 в.) по падежам, присоединив сущ. Выделить окончания. 6.С помощью  –то. ­либо, ­нибудь, кое­ образовать неопределённое местоимение от слова кто(1 в.),какой (2в). 7.Образуйте от данных глаголов форму 2 л. ед. ч.: ловить, просить, пасти, прийти, тянуть. 8. Списать предложения. Подчеркнуть грамматические основы. Расставить запятые, где необходимо. 211.Снег лежит полотном и от солнца блестит.2.Трещит мороз и воет вьюга и хлопья снега друг на друга ложатся и растёт  сугроб. 16.  Контрольное изложение  Весной   Хорош лес весною, когда он начинает пробуждаться после зимнего сна. Жизнь в лесу нарастает с каждым часом. Весной соки могучим потоком поднимаются по стволам к сучьям, набухают почки, зеленеет травка. Воздух в лесу при распускании почек  свеж и пахуч. Слышится пение птиц. Внезапно темнеет от туч небо, и в тёплом воздухе наступает тишина. Вдруг раздаётся  оглушительный гром, сверкает молния, обрушивается ливень, который так нужен растениям. Но небо быстро проясняется, и  уже опять сияет солнце, журчит и сверкает под ярким лучом ручей.   17. Итоговый контрольный диктант. Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.       В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Под деревьями расстилаются белые  сугробы, а над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея молодые березки.       Хорош лес ранней и поздней весной, когда пробуждается в нем бурная жизнь. Тает снег. Все больше слышатся в лесу  голоса птиц. На лесных полянках появляются проталины, ковром разрастаются подснежники. На кочках видишь  крепкие листочки брусники.       Многое услышишь в весеннем лесу. На вершине высокой ели распевает дрозд. Тонко пищат рябчики, на болоте  возятся журавли. Над желтыми пуховками ивы жужжат пчелы. (101 слово) Грамматическое задание 1.Синтаксический разбор предложения 1 вариант На лесных полянках появляются проталины, ковром разрастаются подснежники. 2 вариант Тонко пищат рябчики, на болоте возятся журавли. 2.Выписать и разобрать три словосочетания 1 вариант­ глагольные 2 вариант­ именные 223.Морфологический разбор глагола 1 вариант На вершине высокой ели распевает дрозд. 2 вариант Все больше слышатся в лесу голоса птиц.                                                  Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.  Ученикам   предъявляются   требования   только   к   таким   умениям   и  навыкам,  над   которыми   они   работали   или   работают   к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.  Оценка устных ответов учащихся            Устный опрос является одним из основных способов учета  знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.   Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1­2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1­2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание  основных положений данной темы, но: 1) излагает 23материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает   ошибки   в   формулировке   определений   и   правил,   искажающие   их   смысл,   беспорядочно   и   неуверенно   излагает материал.   Оценка   «2»   отмечает   такие   недостатки   в   подготовке   ученика,   которые   являются   серьезным   препятствием   к успешному овладению последующим материалом. Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала. Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится   поурочный   балл),   при   условии,   если   в   процессе   урока   не   только   заслушивались   ответы   учащегося,   но   и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.  Оценка диктантов  Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90­100 слов, для 6 класса – 100­110, для 7 – 110­120, для 8 – 120­150, для 9 – 150­170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова.) Контрольный словарный диктант     проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для5 класса – 15­20, для 6 класса – 20­25 слов, для 7 класса ­25­30, для 8 класса – 30­35, для 9 класса – 35­40 слов. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам. Для   контрольных   диктантов  следует   подбирать   такие   тексты,   в   которых   изучаемые   в   данной   теме   орфограммы   и пунктограммы были бы представлены не менее 2­3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1­3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе ­12 различных орфограмм и 2­3 пунктограммы, в 6 классе ­16 различных орфограмм и 3­4 пунктограммы, в 7 классе ­20   различных   орфограмм   и   4­5   пунктограмм,   в   8   классе   ­24   различных   орфограмм   и   10   пунктограмм,   в   9   классе   ­24 24различных орфограмм и 15 пунктограмм. В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2­3 предыдущих уроках). В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6­7 классах – не более 7 слов, в 8­9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались. До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса. При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки: 1)     В переносе слов; 2)     На правила, которые не включены в школьную программу; 3)     На еще не изученные правила; 4)     В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа; 5)     В передаче авторской пунктуации. Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). При   оценке   диктантов   важно   также   учитывать   характер   ошибки.  Среди   ошибок   следует   выделять негрубые,  то   есть   не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки: 1)     В исключениях из правил; 2)     В написании большой буквы в составных собственных наименованиях; 3)     В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами; 4)     В   случаях   раздельного   и   слитного   написания   «не»   с   прилагательными   и   причастиями,   выступающими   в   роли сказуемого; 5)     В написании ы и  и после приставок; 6)     В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.); 7)     В собственных именах нерусского происхождения; 8)     В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; 9)     В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности. 25Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными   считаются   ошибки   на   одно   правило,   если   условия   выбора   правильного   написания   заключены   в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок). Первые   три   однотипные   ошибки   считаются   за   одну   ошибку,   каждая   следующая   подобная   ошибка   учитывается   как самостоятельная. Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку. При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3­х и более исправлений. Диктант оценивается одной отметкой. Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки. Оценка   «4» выставляется   при   наличии   в   диктанте   двух   орфографических   и   двух   пунктуационных   ошибок,   или   1 орфографической   и   3­х   пунктуационных   ошибок   или   4­х   пунктуационных   ошибок   при   отсутствии   орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3­х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Оценка   «3» выставляется   за   диктант,   в   котором   допущены   4   орфографические   и   4   пунктуационные   ошибки   или   3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.  Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических   и   8   пунктуационных   ошибок,   или   5   орфографических   и   9   пунктуационных   ошибок,   или   8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1». При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» ­ 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» ­ 7 орфографических ошибок. В   комплексной   контрольной   работе,   состоящей   из   диктанта   и   дополнительного (фонетического,   лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы. 26При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим: Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно. Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания. Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий. Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий. Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания. Примечание.   Орфографические   и   пунктуационные   ошибки,   допущенные   при   выполнении   дополнительных   заданий, учитываются при выведении оценки за диктант. При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим: Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок. Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1­2 ошибки. Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3­4 ошибки. Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1». Оценка сочинений и изложений Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня  речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в 5­9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи». С помощью сочинений и изложений проверяются: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; соблюдение языковых норм и правил правописания. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление,  вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются  оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по  литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям: Соответствие работы ученика теме и основной мысли; 27Полнота раскрытия темы; Правильность фактического материала; Последовательность изложения. При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: Разнообразие словаря и грамматического строя речи; Стилевое единство и выразительность речи; Число речевых недочетов. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и  грамматических. Оценка «5» Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью  словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета. Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. Оценка «4» Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов. Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3  пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические  ошибки. Оценка «3» В работе допущены существенные отклонения от темы. 28Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное  словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5  пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки. Оценка «2» Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не  соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между  ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8  пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. Оценка «1» В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок. Примечания. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения,  уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют  повысить первую оценку за сочинение на один балл. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует  исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке  29грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема  сочинения не принимается во внимание. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по  остальным показателям оно написано удовлетворительно. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о  сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов». Оценка обучающих работ          Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем  контрольные работы.         При   оценке   обучающихся   работ   учитывается:  1)   степень   самостоятельности   учащегося;   2)   этап   обучения;   3)   объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.         Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.          Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.          Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида. 30КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН     Раздел курса О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ РЕЧЬ ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Фонетика. Графика. Текст. Орфография. Письмо. Строение слова. Слово как часть речи. СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА Фонетика. Орфоэпия.  Синтаксис и пунктуация Лексика. Словообразование. Правописание Морфология. Правописание Глагол. Имя существительное. Имя прилагательное. Повторение изученного за год 31 Количество часов 1 час + 1 р/р 41 час 18+11 (речь)+ 2 к/р 3 ч. 21 ч.  5 ч.   9+7(речь)+ 2 к/р 32 + 8 (речь)+ 3 к/р 18+6(речь)+ 2ч. к/р   56+ 8 (речь)+3 к/р 20 ч. (1к/р. 3 р/р) 18 ч. (1 к/р. 4 ч. р/р) 14 ч. (1 к/р. 1 ч. р/р) 8 ч. (1 пр/р)Наименование  раздела, (количество  часов) О языке и речи (2ч) повторение изученного  в начальных классах ­ 18+11 (речь) фонетика. графика –  3 ч. текст. орфография,  письмо. строение  слова.­ 21 ч. Календарно­тематическое планирование 5 кл Номе Тема урока р урока Дата урока по плану Дата урока факти­ ческая 1 2 3 4 5 6 7 8 Р/р. О языке  Зачем человеку нужен язык? Что мы знаем о русском языке Фонетика, орфоэпия и графика. Звуки и буквы. Алфавит Что обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я Фонетический разбор слова Р.р. Речь монологическая и диалогическая. Речь устная и письменная Письмо. Орфография. Зачем людям  письмо Орфография. Нужны ли правила? 32 1.09 2.09 5.09 6.09 7.09 8.09 9.09 12.09 Вид контроля Беседа  Беседа Фронтальный  опрос Предупредительн ый диктант Письменный  разбор Составление  собственного  текста Беседа Фронтальный  опрос9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Р.Р. Речь монологическая и диалогическая. Речь устная и письменная (продолжение  темы). Орфограммы в корнях слов. Правила  обозначения звуками гласных звуков Текст. Орфография. Р.р. Что такое текст (повторение). Тема текста Правила обозначения буквами согласных  звуков Сочетание букв жи – ши, ча – ща, чу – щу,  нч, нк, нщ, рщ. Р.р. Основная мысль текста. От чего  зависит порядок расположения  предложений в тексте. Подготовка к  домашнему сочинению Мягкий знак после шипящих на конце  существительных и глаголов Разделительные Ь и Ъ Р.р. Анализ сочинений «Один день моих  летних каникул» НЕ­с глаголами Р.р. Абзац как часть текста Р.р. Что изучает стилистика. Разговорная  и книжная речь 13.09 14.09 15.09 16.09 19.09 20.09 21.09 22.09 23.09 26.09 27.09 28.09 33 Работа с текстом Объяснительный  диктант Беседа Письменный  опрос Составление  предложений Беседа Письменный  опрос Предупредительн ый диктант Беседа Опрос Беседа Составление  собственного  текста21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Написание –тся и–ться в глаголах Проверочный диктант с  орфографическим заданием по теме  «Орфография» и его анализ Строение слова. Почему корень,  приставка, суффикс и окончание –  значимые части слова Р.р. Художественная и научно – деловая  речь Как образуются формы слов с помощью  окончания Р.р. Художественная и научно – деловая  речь 29.09 30.09 3.10 4.10 5.10 6.10 Слово как часть речи. Самостоятельные  части речи 7.10 Как изменяются имена существительные,  имена прилагательные и глаголы 10.10 Служебные части речи Р.р. Контрольная работа. Анализ текста:  определение стиля речи 11.10 12.10 34 Словарный  диктант Беседа Устный опрос Объяснительный  диктант Беседа Фронтальный  опрос Работа по  индивидуальным  карточкам Устный опрос31 Р.р.  Анализ контрольной работы. Что  такое тип речи 13.10 Беседа 32 Что изучает фонетика. 14.10 Устный опрос систематическй курс русского языка. фонетика. орфоэпия.   9+7(речь) +2 к/р 33 34 35 36 37 38 39 40 Звуки гласные и согласные Р.р. Изложение «Барсучонок» Р.р. Анализ изложения «Барсучонок» Р.р. Что такое тип речи Слог, ударение Что изучает орфоэпия. Произношение  ударных и безударных гласных звуков Произношение согласных звуков.  Орфоэпический разбор слова Обобщающий урок по фонетике и  орфоэпии. Подготовка к контрольной  работе 35 17.10 18.10 19.10 20.10 21.10 24.10 25.10 26.10 Творческое  списывание Беседа Устный опрос Письменный  разбор Предупредительн ый диктант Фронтальный  опрос41 42 К/Р Контрольная работа по фонетике и  орфоэпии Анализ контрольной работы 27.10 28.10 Беседа 43­44 Р.р. Сочинение­описание по картине  Шишкина «Корабельная роща» 7.11­8.11 45 Произношение согласных звуков.  Орфоэпический разбор слова  (продолжение темы) 46­47 Р.р. Описание, повествование,  рассуждение 9.11 10.11­ 11.11 Творческое  списывание 48 Как определить лексическое значение слов 14.11 Беседа 49 50 51 52 Сколько лексических значений имеет  слово Когда слово употребляется в переносном  значении Как пополняется словарный состав языка К/Р.Контрольный диктант №6 по теме  «Лексика» 15.11 16.11 17.11 18.11 36 Работа по  карточкам Фронтальный  опрос Письменный  разбор Лексика.  Словообразование. Правописание.     18+6(речь)+2 ч.к/р53 Анализ контрольной работы. Работа над  ошибками 54­55 Р.р. Сочинение­описание по картине И.Т.  Хруцкого «Цветы и плоды» 21.11 22.11­ 23.11 56 57 58 59 60 61 62 63 Как образуются слова в русском языке Чередования гласных и согласных  в  словах Правописание чередующихся гласных – А  – О­ в корнях–ЛАГ ­ ЛОЖ ­, ­РОС­РАСТ  (­РАЩ­) Буквы – О ­ Ё­ после шипящих в корнях  слов Чем отличаются друг от друга слова­ омонимы Что такое профессиональные и диалектные слова О чём рассказывают устаревшие слова Умеем ли мы употреблять в речи  этикетные слова 24.11 25.11 28.11 29.11 30.11 1.12 2.12 5.12 64­65 Р.р. Описание, повествование,  рассуждение. Изложение Правописание приставок 66 6.12­7.12 8.12 37 Объяснительный  диктант Беседа Тест Работа по  карточкам Письменный  разбор Беседа Фронтальный  опрос Объяснительный  диктант Беседа Предупредительн ый диктантСинтаксис и пунктуация (вводный курс) 32 + 8 (речь) + 3 к/р 67 68 Буквы И­Ы после Ц К/Р.Контрольный диктант  №7 по теме  «Словообразование и правописание» 69 Анализ диктанта 70­71 Р.р. Оценка действительности 72 Что изучает синтаксис и пунктуация 73­74 Словосочетание 75 76 77 78 79 Предложение. Интонация предложения.  Виды предложений по цели высказывания Восклицательные предложения Главные члены предложения Тире между подлежащим и сказуемым Предложения распространённые и  нераспространённые 38 9.12 12.12 13.12 14.12­ 15.02 16.12 19.12­ 20.12 21.12 22.12 23.12 26.12 27.12 Работа по  карточкам Объяснительный  диктант Составление  текста Устный опрос Письменный  разбор Беседа Фронтальный  опрос Письменный  разбор Объяснительный  диктант Письменный  разборВторостепенные члены предложения Дополнение Определение. 80 81 82 83 84 85 Обстоятельство Повторение изученного по теме «Главные и второстепенные члены предложения» К/Р по теме «Главные и второстепенные  члены предложения» Работа над ошибками 86 87­88 Р.р. Изложение 89­90 Однородные члены предложения 91 Обобщающее слово перед однородными  членами. Двоеточие после обобщающего  слова 92­93 Р.р. Анализ текста: определите тип текста. Контрольная работа. Анализ  контрольной работы 94­95 Обращение 96 Синтаксический разбор простого  предложения 9.01 10.01 11.01 12.01 13.01 16.01 17.01 18.01­ 19.01 20.01,23.0 1 24.01 25.01­ 26.01 27.01,30.0 1 31.01 Работа по  карточкам Беседа Творческое  списывание Опрос Тест Беседа Письменный  разбор Творческое  списывание Беседа 97­98 Р.р. Изложение с элементами сочинения 99­ Сложное предложение 1.02­2.02 3.02,6.02 Фронтальный  39Глагол – 20 ч. (1к/р. 2  р/р) 100 101­ 102 103 104 105­ 106 107­ 108 109 110 111 112 113 114 115 116 Прямая речь Диалог Повторение  изученного по теме  «Синтаксис и пунктуация» К/Д Контрольный диктант  по теме  «Синтаксис и пунктуация». Анализ  диктанта Р.р. Сочинение­описание по картине К.Ф.  Юона "Русская зима" Р.р. Строение текста типа рассуждения –  доказательства Что вы знаете о частях речи. Что  обозначает глагол. Р.р. Как связываются предложения в тексте. «Данное» и «Новое» в предложениях Слитное и раздельное написание НЕ ­с  глаголами Как образуются глаголы Виды глагола Корни с чередованием букв – Е – И. Инфинитив. Правописание – ТСЯ ­ и –  40 7.02­8.03 9.02 10.02 13.02­ 14.02 15.02­ 16.02 17.02 20.02 21.02 22.02 27.02 28.02 1.03 2.03 опрос Составление  текста Работа по  карточкам Тест Беседа Составление  текста Письменный  опрос Письменный  разбор Фронтальный  опрос Работа по  карточкам  Устный опрос117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127­ 128 129 130 131 ТЬСЯ ­ в глаголах. Наклонение глагола. Как образуется сослагательное (условное)  наклонение глагола. Как образуется повелительное наклонение  глагола. Р.р Повторение темы «Текст» Времена глагола. Спряжение глагола. Лицо и число. Правописание безударных  личных  окончаний глагола Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы. Повторение темы «Глагол». К/Д Контрольный диктант по теме  «Глагол». Анализ диктанта. Что обозначает имя существительное Как образуются имена существительные Употребление суффиксов  существительных – ЧИК­,­ЩИК­. 41 3.03 6.03 7.03 9.03 10.03 13.03 14.03 15.03 16.03 17.03 20.03­ 21.03 22.03 23.03 24.03 Творческое  списывание  Тест Беседа Составление  текста Работа по  карточкам Предупредительн ый диктант Письменный  разбор Объяснительный  диктант Устный опрос Тест Беседа Письменный  разбор Работа по  карточкам Имя существительное – 18 ч. (1 к/р. 2 ч. р/р)132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142­ 143 144 145 146 147 Имя прилагательное – 11 ч. (1 к/р. 2 ч. р/р) Употребление суффиксов  существительных – ЕК ­, ­ИК­ (­ЧИК­). Слитное и раздельное написание  НЕ с  существительными. Имена существительные одушевлённые и  неодушевлённые. Собственные и нарицательные имена  существительные. Род имён существительных 3.04 4.04 5.04 6.04 7.04 Существительные общего рода. Род несклоняемых имён существительных 10.04 11.04 12.04 Число имён существительных. Падеж и склонение имён существительных. 13.04 14.04 Правописание безударных падежных  окончаний имён существительных. К/Р Контрольная работа по  морфологии. Анализ контрольной работы. Р.р. Строение текста типа описания  предмета. Р.р. Соединение типов речи в тексте. 17.04­ 18.04 19.04 20.04 Что обозначает имя прилагательное Прилагательные качественные,  21.04 24.04 42 Предупредительн ый диктант Тест Фронтальный  опрос Списывание с  заданиями Письменный  опрос Устный опрос Письменный  опрос Беседа Тест Письменный  опрос Создание текста Творческое  списывание Беседа Фронтальный148 149 150 151 152 153 154 155­ 156 157 158 159­ 160 161­ 162 163­ 164 165­ 166 167 относительные и притяжательные Правописание окончаний имён  прилагательных Образование имён прилагательных Прилагательные полные и краткие Сравнительная и превосходная степень  качественных имён прилагательных.  Образование сравнит.степени Р.р. Строение текста типа рассуждение  Как образуется превосходная степень  прилагательного Р.р. Контрольное изложение «Весной». Повторение и обобщение  изученного по  теме «Имя прилагательное» К/Р Итоговый контрольный диктант Анализ итогового контрольного  диктанта Повторение раздела «Фонетика.» Повторение раздела  «Орфоэпия» Повторение разделов «Лексика» и  «Фразеология». Повторение раздела «Орфография». Викторина «Час занимательного русского  43 25.04 26.04 27.04 28.04 3.05 4.05 5.05 10.05­ 11.05 12.05 15.05 16.05­ 17.05 18.05­ 19.05 22.05­ 23.05 24.05­ 25.05 26.05 опрос Письменный  разбор Объяснительный  диктант Работа по  карточкам Письменный  опрос Создание текста Работа по  карточкам Тест Беседа Тест Тест Письменный  разбор Объяснительный  диктантязыка» Тестовая работа повторение раздела  «Орфография» Анализ тестовой работы  Урок­игра «Умники и умницы» 168 169 170 29.05 30.05 31.05 Беседа    СОГЛАСОВАНО                                                         СОГЛАСОВАНО                                                                                                     Протокол  заседания                                           Заместитель директора по УВР                                                                                          Методического совета                                        ___________/___________/                            МБОУ лицей                                              от «_____»   августа 2016 года                                                                 г. Зернограда                                                                                  от «_____»   августа 2016 года                                                                                                                                                                         ______________/___________ /                               4445