Данная программа рассчитана на 1 час в неделю, разработана на основе анализа содержания и результатов ЕГЭ по русскому языку. Программа предполагает следующие виды контроля: написание статьи на заданную тему,презентации,тесты,публичные выступления.Программа направлена на то,чтобы научить учащихся ориентироваться в стилях русского языка.
элективный курс 9 класс.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей г. Зернограда
« Утверждаю »
Директор
МБОУ лицея г.Зернограда
____________Каракулькина Н.Н.
Приказ от августа 2016 г. № ___
Рабочая программа
по русскому языку
элективный курс
«Практическая стилистика»
9 класс
Количество часов : 9 класс — 34 часа
Учитель: Грабарь Елена Геннадьевна
1 Раздел 1. Пояснительная записка.
Данная образовательная программа составлена на основе анализа содержания и результатов ЕГЭ по русскому языку за
период с 20042011 год, сделанного Министерством общего и профессионального образования Ростовской области.
Одной из структурных единиц контрольноизмерительных материалов в ЕГЭ по русскому языку является задание С с
развернутым ответом (сочинение объемом не менее 150 слов). Это задание требует от учащихся умения четко, логично
сформулировать свою мысль, доказательно, аргументировано высказать свою точку зрения на предложенный текст. В
задании С определяется уровень сформулированности ряда речевых умений и навыков, составляющих основу
коммуникативной компетенции учащихся:
понимать читальный текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в нем);
определять его основную тему, позицию автора;
высказывать композицию своего письменного высказывания, объективная последовательность, логичность, связность
высказывания;
выбирать для данной речевой ситуации стиль и тип речи;
отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;
С учетом этих основных требований к умению учащихся при написании сочинения – рассуждения мною и составлена
программа спецкурса по теме « Практическая стилистика русского языка». Она предназначена для учащихся профильных
классов (экономического и технического) и направлена на достижение следующих целей:
научить учащихся ориентироваться в языковых стилях русского языка;
способствовать расширению речевого опыта учащихся в разных речевых сферах;
способствовать овладению конкретными жанрами устной и письменной коммуникации;
научить учащихся давать оценку экспрессивноэмоциональной окраски средств языка;
познакомить учащихся со стилистической дифференциацией лексических и грамматических средств, приемами наиболее
целесообразного их использования в соответствии с содержанием текста, его жанрам, целевым назначением и общей
экспрессивной направленностью.
Вид контроля: написание статьи на заданную тему, презентации, тест, публичные выступления.
Данный курс рассчитан на 1 час в неделю. Всего 34 часа.
2 Раздел 2 «Общая характеристика учебного предмета»
Содержание обучения русскому языку в 9 классе отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной
речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях
общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение основных знаний о языке как знаковой системе и
общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладении основными нормами русского
литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к
анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как о науке и учёныхрусистах; умение
пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и
истории народа, национальнокультурной специфики русского языка, владения нормами русского речевого этикета, культурой
межнационального общения.
Раздел 3 «Место учебного предмета, курса в учебном плане»
Кла
сс
Часть плана Количество часов
Полное название
предмета
В
В год
3 1
Русский язык
недел
ю
вариативная 1
По
программ
е
35
Фактически
34
Раздел 4.Требования к результатам освоения курса.
Выпускник должен знать:
общие сведения о русском языке, о лингвистике как науке;
признаки и особенности употребления в речи основных единиц языка.
Выпускник, применяя полученные знания, должен уметь:
создавать высказывания на лингвистическую тему в устной и письменной форме;
оценивать предложенное высказывание на лингвистическую тему;
анализировать особенности употребления основных единиц языка в устной и письменной речи с точки зрения
соблюдения норм и требований выразительности речи;
владеть приемами редактирования текста (использовать возможности лексической и грамматической синонимии,
устранять неоправданный повтор слов, неуместное употребление слов и выражений и т.п.)
Раздел 5. Содержание программы.
Раздел I Введение в спецкурс.
Тема1 Понятие стилистики. Предмет и задачи практической стилистики.
Сложность задач, стоящих перед стилистикой. Различие трех «стилистик, выделенных академиком В.В. Виноградовым:
1)стилистика языка как «система систем», или структурная стилистика, изучающая так называемые функциональные
языковые стили (разговорный, научноделовой, газетнопублицистический, официальноканцелярский и др.);
4 2)стилистика речи, анализирующая различия семантического и экспрессивностилистического характера между разными
жанрами и общественно обусловленными видами устной и письменной речи(выступление в дискуссии, лекция,
консультация, прессконференция, доклад, беседа и т.п.; передовая статья, научная рецензия, приветственный адрес и
т.п.)
3)стилистика художественной литературы, имеющая предметом своего исследования все элементы стиля литературного
произведения, стиля писателя, стиля литературного направления.
Раздел 2 Стили языка.
Понятие о функциональных стилях. Отличительные особенности каждого стиля русского языка. Что понимать под
функциональными стилями и каковы принципы их выделения. Важнейшие общественные функции языка: 1)общение, 2)
сообщение и 3) воздействие. При характеристике стилистических ресурсов языка учитывается двоякого рода окраска:
стилистическая (связанная с отнесением языковых средств к тому или иному функциональному стилю, тем самым – с
ограничением немотивированного их употребления) и экспрессивная ( связанная с выразительностью и эмоциональным
характером соответствующих средств языка).
Раздел 3 Лексическая стилистика.
Лексическая сочетаемость и ее значимость. Стилистическое использование многозначности слова. Стилистические
свойства слов, связанные с их отнесением к активному или пассивному составу языка. Стилистические свойства слов,
связанные со сферой их употребления. Употребление экспрессивной мимики в разных речевых стилях. Функции
фразеологических оборотов в разных стилях речи.
Раздел 4 Грамматическая стилистика.
Тема 1 Основные грамматические категории имен существительных.
Колебания в роде имен существительных. Род несклоняемых имен существительных. Родовые различия в личных именах
существительных. Особенности склонения некоторых слов и словосочетаний. Склонение имен и фамилий.
Тема 2 Употребление форм имен прилагательных.
Полная и краткая форма имен прилагательных в роли синонимов. Синонимические формы кратких прилагательных.
Склонение форм степеней сравнения имен прилагательных. Грамматикостилистические и семантические особенности
форм притяжательных прилагательных.
Тема 3 Употребление имен числительных.
5 Варианты сочетаний числительных с существительными. Числительные собирательные и числительные количественные
как синонимы. Числительные в составе сложных слов.
Тема 4 Употребление местоимений.
Стилистическое использование личных местоимений. Употребление возвратных и притяжательных местоимений.
Тема 5 Употребление форм глагола.
Особенности образования некоторых личных форм глагола. Синонимия личных форм глагола. Синонимия времен.
Синонимия наклонений. Варианты видовых форм. Синонимия возвратных и невозвратных глаголов. Варианты форм
причастий. Варианты форм деепричастий.
Раздел 5 Стилистический синтаксис.
Тема 15 Строй простого предложения.
Синонимия отдельных типов простого предложения. Варианты форм сказуемого. Стилистические функции порядка слов
в предложении. Место подлежащего и сказуемого в предложении. Место определения в предложении. Место определения
и обстоятельства в предложении. Варианты согласования сказуемого с подлежащим. Сказуемое при подлежащем,
выраженном количественноименным сочетанием. Варианты согласования определений и приложений. Варианты форм
связанных с управлением.
Тема 6 Стилистические особенности предложений с однородными членами.
Стилистические функции однородных членов. Союзы при однородных членов.
Тема 7 Стилистическое использование обращений.
Сфера употреблений обращений. Стилистические функции обращений.
Тема 8 Стилистическое использование вводных и вставных конструкций.
Стилистические функции вводных слов. Стилистические функции вставных конструкций.
Тема 9 Стилистика сложных предложений.
Стилистическое использование разных типов сложного предложения. Стилистические функции союзов и союзных слов.
Стилистические ошибки в сложных предложениях.
Тема 10 Параллельные синтаксические конструкции.
Общая характеристика параллельных конструкций. Причастные обороты. Конструкции с отглагольными
существительными.
Тема 11 Стилистическое использование периода.
6 Речь отрывистая и речь периодическая. Стилистические функции периода.
Тема 12 Стилистические особенности прямой и несобственнопрямой речи.
Стилистические функции прямой речи, стилистические функции авторских слов. Стилистические функции несобственно
прямой речи.
Раздел 6 Изобразительновыразительные средства языка.
Тема 1 Тропы.
Языковые средства, усиливающие действенность высказывания благодаря тому, что к чисто логическому его содержанию
добавляются различные экспрессивноэмоциональные оттенки. Виды тропов и их роль в тексте.
Тема 2 Стилистические фигуры.
Образно выразительная функция стилистических фигур: анафора и эпифора, параллелизм, антитеза, градация, инверсия,
эллипсис, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.
Наименование раздела,
(количество часов)
Номер
урока
Календарнотематическое планирование 9 кл
Тема урока
Дата
Дата урока
урока по
плану
факти
ческая
Глава1. Введение в
спецкурс.(1ч.)
Глава2. Стили языка.(6ч. )
1
2
3
4
Понятие о стилистике. Предмет
и задачи практической
стилистики
Понятие о функциональных
стилях
Научный стиль.
Официальноделовой стиль
2.09
9.09
16.09
23.09
Вид контроля
Составление плана по лекции
учителя.
Работа с текстами разных
стилей
Работа с текстами разных
стилей
Работа с текстами
упражнений.
7 Глава3. Лексическая
стилистика (4ч.)
Раздел 4. Грамматическая
стилистика(стилистическое
использование форм частей
речи)(5ч.)
5
6
7
8
9
Публицистический стиль
Статьи художественной
литературы
Разговорный стиль
Стилистические свойства слов,
связанных с их отнесением к
активному или пассивному
составу языка
Стилистические свойства слов,
связанных с их экспрессивной
окраской
10 Стилистические свойства слов,
связанных со сферой их
употребления
11 Стилистическое использование
фразеологических средств
языка. Стилистические ресурсы
словообразования
12 Употребление форм имен
существительных
13 Употребление форм имен
прилагательных
30.09
7.10
14.10
21.10
28.10
11.11
18.11
25.11
2.12
Составление бумаг.
Написание статьи на
заданную тему
Работа с текстами
упражнений
Работа с текстами
упражнений
Работа с текстами
упражнений
Работа с текстами
упражнений .
Работа с художественными
текстами
Презентация 2х,
3х сфер употребления слов
определенной стилистической
направленности
Работа с текстами
упражнений, творческая
работа с фразеологизмами
8 14 Употребление имен
числительных.
15 Употребление местоимений.
16 Употребление форм глагола.
17 Строй простого предложения.
Глава 5. Стилистический
синтаксис. (15ч.)
Варианты форм сказуемого.
18
19 Стилистические функции
порядка слов.
Варианты согласования и место
подлежащего и сказуемого.
20
22
21 Место определения и
обстоятельства.
Варианты форм, связанных с
управлением.
23 Стилистические особенности
предложений с однородными
членами.
24 Стилистическое использование
обращений
25 Стилистическое использование
вводных слов и вставных
конструкций
9.12
16.12
23.12
13.01
20.01
27.01
3.02
10.02
17.02
3.03
10.03
17.03
Раздел 4. Грамматическая
стилистика(стилистическое
использование форм частей
речи)(5ч.)
Тестирование
Комментированное письмо.
Сборник ЕГЭ 2017, задание
А4в вариантах 110
Работа с текстами.
Тестирование
Работа с текстами.
Работа с текстами.
Тестирование
Работа с текстами
Зачет по пройденным темам.
Конструирование
предложений.
9 Стилистика сложных
предложений
26
27
Параллельные синтаксические
конструкции
28
29
30 Стилистическое использование
периода
31 Стилистические особенности
прямой и несобственнопрямой
речи.
Глава 4. Изобразительно
выразительные средства
языка (3ч.)
32
33
Тропы, их виды и роль в тексте
34 Стилистические фигуры
24.03,
7.04
14.04,
21.04
28.04
5.05
12.05,
19.05
26.05
Редактирование текста с
грамматическими ошибками
Работа с текстами
Устная творческая работа по
составлению предложений с
обращениями.
Исследование текстов с
вводными словами и
предложениями.
Тестирование.
Нахождение в текстах
параллельных
синтаксических
конструкций.
Работа с текстами
упражнений.
Работа с текстами рассказов
А.П. Чехова
10 Формы и средства контроля.
Прочитайте тексты. Определения, к какому типу речи они относятся:
№1
I Радостно и отрешенно пели вокруг птицы. Прямо за домом раскатисто, многоколенно журчало горло дроздадерябы, тут
и там застенчиво и озорно цвиньками смычками… И гдето вдали, но ясно и чисто куковала кукушкой. Ее голос был
печален и светел, а ритм кукования был похож на биение сердца. Недаром в народе называли этот голос сиротским,
вдовьим…
(В. Белов)
II В морозный тишине резко стрекота любопытные любопытные сороки. Меж густых кедровых ветвей бойко прыгали
серые юркие белки. Под деревьями на мягком белом снегу отпечатались причудливые следы незнакомых зверей и птиц.
(А. Гайдар)
III красноватая, не очень яркая луна безмолвно висела над широкой каймой реки. Справа от нас темной полосой спадала к
реке гряда елового леса. Слева с высокого холма виднелось отличное поле. Река едва ощущалась внизу в полусумраке.
11 (В.Белов)
IV Ему за тридцать, он не высок и худощав. Рот маленький, с короткой верхней губой, нос небольшой, приплюснутый, с
крохотными ноздрями, глазки голубоватосерые, живые… Он скромен, тих и неприметен. Говорит заметно шепелявя
может, поэтому стеснителен и на людях молчалив.
(В.Боголюбов)
Задания:
1.Определите темы первых трех текстов. Выпишите из каждого текста имена существительные, использование которых
обусловлено темой текста.
2.В какой части первого текста используется параллельная связь, а в какой цепная? Укажите языковые средства
выражения смысловой связи между предложениями. Какую роль в этом тексте выполняет первые предложения.
3.Подчеркните грамматические основы в отрывках с параллельной связью. Докажите, что параллельное, близкое строение
предложений служит средством связи в тексте.
4.Определите,что общего в первых трех текстах. Чем отличается от них четвертый отрывок? (Обратите внимание на
содержание и языковые особенности). Что общего в способах выражения сказуемого в первых трех текстах?
5.Выпишите из третьего текста предложения, связь между которыми усиливается благодаря использованию наречий
антонимов. Обратите внимание на порядок слов в этих предложениях.
6.Расскажите, что вы знаете о параллельной связи предложений в тексте. Используйте примеры из данных выше текстов.
Перечень учебнометодических средств обучения
Раздел1 Введение в спецкурс. Понятие о стилистике. Предмет и задачи практической стилистики.
Литература:
1.Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика.М.,1963,с.5(АНСССР).
2.Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.Издание 3 испр. и доп. Учебное пособие для вузов.
М.,»Высшая школа»,1974,с.618
Раздел 2 Стили языка.
Литература:
12 1.Кожина М.Н. О понятии стиля и места языка художественной литературы среди функциональных стилей. Пермь,
1962,с.1617
2.Ефремов А.Ф. В чем богатство русского языка. Саратов,1963, с.9
3.Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. Изд.3, испр. и доп. Учебное пособие для вызов. М., «Высшая
школа», 1974, с. 1963
4.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 1011 кл.
общеобразовательных учреждений. Изд. 7, дораб. М., «Просвещение»,2001,с. 196310
Упр.№ 339 стр. 198200
Упр.№348 стр. 209210
Упр.№385 стр. 230232
Упр.№505 стр. 315317
5.Дейкина А.Д.,Пахнова Т.М. Русский язык. учебникпрактикум для старших классов. М., «Вербум –М», 2003
Упр.№16 стр. 21
Упр. № 26 стр. 31
Упр. № 19 стр. 2324
Раздел3 Лексическая стилистика.
Литература:
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. Изд. 3, испр. и доп. Учебное пособие для вузов. М., «Высшая
школа», 1974, стр. 6394
Упр. №1 стр.6667
Упр.№4 стр.73
Упр.№8 стр.90
Упр.№93 стр.93
Презентация 23 сфер употребления слов определенной стилистической направленности.
Раздел 4 Грамматическая стилистика.
Литература:
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. Изд.3, испр. и доп. Учебное пособие для вузов. М.. «Высшая
школа»,1974,с.98196
13 Упр.№31 стр. 143144
Упр.№38 стр. 150
Упр.№49 стр.174
Упр.№53 стр.182
Упр.№60 стр.197
Темы рефератов:
1.«Употребление отвлеченных, вещественных и собственных имен существительных во множественном числе».
2. «Особенности склонения имен и фамилий».
3. «Варианты сочетаний числительных с существительными».
Раздел 5 Стилистический синтаксис.
Литература:
1.Малащенко В.П., Милевская Т.В., Малащенко А.И. Русский литературный язык. Учебное пособие для студентов
гуманитарных вузов и педколледжей. РостовнаДону ЛаПО,2004.с.141179
Тесты по разделу «Синтаксис и пунктуация» стр. 236238
2.Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. Изд.3, испр. и доп. Учебное пособие для вузов. М., «Высшая
школа»,1974,с.198336
Упр.№65 стр. 217
Упр.№70 стр. 232
Упр.№82 стр. 266267
Упр.№94 стр.308309
Упр.№99 стр.330
3.Бухарева Г.А. Пейзажные зарисовки И.С. Тургенева на уроках синтаксиса, ж Русский язык в школе №6, 1995,с.9
Раздел 6 Изобразительновыразительные средства языка.
Литература:
1.Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. Изд.3,испр. и доп. Учебное пособие для вузов. М.,»Высшая
школа», 1974,с.338346
Упр.№104 стр. 338339
Упр.№105 стр.339340
14 Упр.№106 стр. 340
Упр.№107 стр. 341
2.Александрова Д.И. Сравнение как способ создания художественного образа в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» ж.
«Русский язык в школе» №3,2005,с.5458
3.Воителева Т.М. Работа над синтаксическими синонимами на уроках русского языка. Ж. «Русский язык в школе»
№3,2004,с. 1220
4.Пахнова Т.М. Работа с текстом при изучении и повторении лексики. Ж. «Русский язык в школе»№6,1995,с. 3240
5. Бунин А.И. «Антоновские яблоки».
6.Щербатский Б.М. Упражнение по стилистике. Пособие для учителя.М., «Просвещение»,1985
15
Программа по русскому языку 9 класс
Программа по русскому языку 9 класс
Программа по русскому языку 9 класс
Программа по русскому языку 9 класс
Программа по русскому языку 9 класс
Программа по русскому языку 9 класс
Программа по русскому языку 9 класс
Программа по русскому языку 9 класс
Программа по русскому языку 9 класс
Программа по русскому языку 9 класс
Программа по русскому языку 9 класс
Программа по русскому языку 9 класс
Программа по русскому языку 9 класс
Программа по русскому языку 9 класс
Программа по русскому языку 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.