Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена Киргуевой А.А. на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по русскому языку к учебнику для учащихся 8 класса общеобразовательной школы авторов: Л.А. Тростенцовой , ТА. Ладыженской, А.Д. Дейкиной.
Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует темы образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.конспект
Авторская программа по русскому языку для учащихся 8 класса
составлена Киргуевой А.А.
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена Киргуевой А.А. на основе
федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по
русскому языку к учебнику для учащихся 8 класса общеобразовательной школы авторов: Л.А.
Тростенцовой , ТА. Ладыженской, А.Д. Дейкиной.
Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам
программы. Она конкретизирует темы образовательного стандарта и дает примерное распределение
учебных часов по разделам курса.
Программа выполняет две основные функции.
Информационнометодическая функция позволяет всем участникам процесса повторить, обобщить,
расширить, систематизировать знания, полученные в 5 7 классах, рассмотреть трудные случаи
правописания, выработать умение писать сочинения и изложения различных типов, больше работать с
текстами различных жанров, получить представление о целях, содержании, общей стратегии
обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационнопланирующая функция предусматривает выделение этапов обучения,
структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных
характеристик на каждом из этапов.
Используемый учебнометодический комплекс
Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д., Александрова О. М., Русский язык. 8 класс:
Учебник для ощеобразовательных учреждений.
Цели обучения
Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного
отношения к языку ка духовной ценности, средству общения и получения знаний;
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков;
готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в
речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и
ситуациях общеь стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и
речевого этикета; обогащение словари запаса и расширение круга используемых
грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности и соответствия сфере и ситуации общения;
осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию;
применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Достижение вышеуказанных целей осуществляется в процессе формирования коммуникативной,
языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.Коммуникативная компетенция — знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и
создания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие
вступление в коммуникацию с целью быть понятым.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция — это знания основ науки о языке,
знания о языке как системе, владение способами и навыками действий с изучаемым и изученным
языковым материалом.
Культуроведческая компетенция это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения
национальнокультурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.
Место предмета
На изучение предмета отводится 4 часа в неделю, итого 136 часов за учебный год.
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 8 класса
Учащиеся должны знать:
основные сведения о языке, изученные в 5—8 классах;
изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;
основные единицы языка, их признаки;
смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого
общения;
признаки текста; способы и средства связи предложений и смысловых частей текста;
признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;
функциональносмысловые типы речи, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические,
орфографические, пунктуационные), изученные в 5—8 классах; нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
различать изученные стили речи;
определять тему, основную мысль текста, функциональносмысловой тип и стиль речи;
анализировать структур языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
аудирование и чтение
адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями,
справоч литературой;
говорение и письмо
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;
создавать тексты изученных стилей и жанров;
свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы
построения тек адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей
действительности, к прочитанш услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности,
находить и исправ. грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и
редактировать собственные тексты.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседнев жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей
личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социальнокультурных
ситуациях общения:
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств;
развития способное' самооценке;
получения знаний по другим учебным предметам.
II. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
ТЕМА
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ОСНОВНОЙ КУРС
РАСШИРЕННЫЙ КУРС
Введение. Русский язык в современном мире.
Повторение изученного в 57 классах.
Синтаксис и пунктуация. Культура речи.
Простое предложение
Двусоставные предложения. Главные члены предложения
1(1+0)
6 (5+1)
5 (5+0)
5 (3+2)
9 (7+2)
Двусоставные предложения. Второстепенные члены предложения
11 (8+3)
*1 (1+0)
*3(3+0)
*2 (2+0)
*1 (1+0)
*5 (5+0)
*4 (4+0)Односоставные предложения
Простое осложнённое предложение. Предложения с однородными
членами.
10 (8+2)
11 (9+2)
Простое осложнённое предложение. Предложения с обособленными
членами
13(11+2)
Слова, грамматически не связанные с членами предложения.
Предложения с обращениями
Слова, грамматически не связанные с членами предложения.
Предложения с вводными словами и вставными конструкциями
Чужая речь.
Повторение и систематизация изученного в 8 классе
ВСЕГО:
2 (2+0)
9 (9+0)
9 (8+1)
11(9+2)
102 (85+17)
*2 (2+0)
*3 (3+0)
*2(1+1)
*2(2+0)
*4(3+1)
*3 (2+1)
*2(2+0)
34 (31+3)
Темы, изучаемые в расширенном курсе русского языка в 8 классе
В основной курс изучения русского языка в 8 классе добавлено 34 часа, из которых 31 час дан на
изучение теоретического материала, 3 часа на развитие. Такое распределение часов поможет
учащимся лучше подготовиться к ГИА по русскому языку.
1. Комплексный анализ текста.
2. Трудные случаи постановки знаков препинания в сложном предложении.
3. Трудные случаи правописания ннн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.
4. Трудные случаи слитного и раздельного написания не с различными частями речи.
5. Комплексный анализ текста.
6. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. Простые и сложные словосочетания.
7. Знаки препинания в конце законченных предложений. Многоточие.
8. Осложнённые типы составного сказуемого.
9. Комплексный анализ текста
10. Зачин в тексте ( начало абзаца )
11. Абзац как пунктуационный знак.
12. Трудные случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым.13. Согласование приложений.
14. Приложения географические названия.
15. Однозначные и многозначные члены предложения.
16. Комплексный анализ текста.
17. Инфинитивные предложения.
18. Употребление односоставных предложений в художественном тексте и собственных речевых
высказываниях.
19. Комплексный анализ текста.
20. Особенности согласования сказуемого и определения, относящихся к однородным членам в
целом.
21. Предлоги, употребляемые с однородными членами.
22. Комплексный анализ текста.
23. Стилистические характеристики обособленных членов предложения.
24. Правильное произношение русских имен и отчеств, использующихся в роли обращения.
25. Комплексный анализ текста.
26. Стилистическая оценка вводных и вставных конструкций.
27. Союз а перед вводным словом.
28. Междометные предложения.
29. Вокативные предложения.
30 Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи .
31. Комплексный анализ текста.
32. Несобственно прямая речь.
33. Комплексный анализ текста.
34. Синтаксические средства русского языка.III. КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(8 класс)
Элементы
содержан
Тема урока
ия
1
1
Кол
во
часо
в
Тип урока
Элементы
содержания
Требования к уровню подготовки
2
3
4
5
6
Вводный урок о
русском языке
1
Вводный урок
Русский язык в современном мире 2часа
Знакомство с учеб
ником, его структу
рой, системой услов
ных обозначений,
приложениями; рас
крытие ценности
русского языка и его
места среди языков
народов мира
Знать роль русского языка как нацио
нального языка русского народа,
отражение в языке культуры и истории
народа; функции русского языка в
современном мире.
Уметь объяснять термины, называ
ющие функции языка; составлять опор
ные конспекты и пересказывать
тексты; составлять сочинение
миниатюру «Что значит любить
русский язык?»
2*
Комплексный
анализ текста
1
Комбинированн
ый урок
Уметь анализировать
текст, знать средства
Текстграмматической и
лексической связи
между
предложениями
Повторение изученного в 57 классах (8+1) часов
1
Урок по
вторения
Язык как средство
коммуникации; нормы
русского речевого
этикета, его особен
ности
Пунктуация и
орфография
Знаки
препинания:
знаки
завершения,
разделения,
выделения
Знаки препина
ния в сложном
предложении
1
Урок по
вторения
Типы сложных пред
ложений и средства
связи в них
1
Урок по
вторения
Типы сложных пред
ложений и средства
связи в них
Знать основные нормы русского лите
ратурного языка (грамматические и ор
фографические); назначение знаков
препинания.
Уметь составлять вопросный план тек
ста, расставлять пропущенные знаки
препинания и графически обозначать
синтаксические конструкции, употреб
ление которых определяет необходи
мость знаков препинания
Знать типы сложных предложений и
средства связи в них; функции знаков
препинания в сложном
предложении. Уметьопределять тип
сложного предложения, границы
простых предложений в составе
сложного; расставлять пропущенные
запятые, строить схемы сложных
предложений
Знать типы сложных предложений и
средства связи в них; функции знаков
препинания в сложном
предложении. Уметьопределять тип
сложного предложения, границы
простых предложений в составе
сложного; расставлять пропущенные
запятые, строить схемы сложных
предложений
3
4
5*
6
Трудные случаи
постановки
знаков
препинания в
сложном
предложении.
Смысловое,
структурное и
интонационное
единство частей
сложного
предложения.
Буквы ннн в
суффиксах
прилагательных,
причастий и
наречий
1
Урок по
вторения
Правописание ннн в
суффиксах прила
гательных, причастий
и наречий
Знать правописание ннн всуффиксах
прилагательных, причастий и наречий,
условия
выбораорфограммы. Уметьформулиро
вать правило по схеме, самостоятельно
строить схемы предложений,
расставлять пропущенные знаки7*
8
9*
10
11
1
1
1
1
1
Трудные случаи
правописания н
нн в суффиксах
прилагательных,
причастий и
наречий
Слитное и
раздельное
написание не с
разными частями
речи
Трудные случаи
слитного и
раздельного
написание не с
разными частями
речи
Изложение
Контрольный
диктант по те
ме«Повторение
изученного в 5
7 классах»
Урок по
вторения
Правописание ннн в
суффиксах прила
гательных, причастий
и наречий
Урок по
вторения
Урок по
вторения
Трудности при выбо
ре слитного и раз
дельного написания
не с разными частями
речи
Трудности при выбо
ре слитного и раз
дельного написания
не с разными частями
речи
препинания
Знать правописание ннн всуффиксах
прилагательных, причастий и наречий,
условия
выбораорфограммы. Уметьформулиро
вать правило по схеме, самостоятельно
строить схемы предложений,
расставлять пропущенные знаки
препинания
Знать и уметь объяснять условия вы
бора слитного и раздельного
написания нес разными частями речи;
графически обосновывать свой выбор,
самостоятельно строить схемы
предложений, расставлять
пропущенные знаки препинания
Знать и уметь объяснять условия вы
бора слитного и раздельного
написания нес разными частями речи;
графически обосновывать свой выбор,
самостоятельно строить схемы
предложений, расставлять
пропущенные знаки препинания
Урок развития
речи
Тема. Основная
мысль, план текста.
Стиль и тип речи.
Уметь определять тему и основную
мысль текста, составлять его план;
писать изложение от 3го лица.
Урок контроля
Систематизация зна
ний, контроль
Знать основные нормы русского лите
ратурного языка.
Уметь применять изученные орфо
граммы; соблюдать основныеправила
орфографии
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи ( 5+2) часов
12
Основные
единицы син
таксиса. Текст
как единица
синтаксиса
1
Урок усвоения
новых знаний
Углубление пред
ставлений о новом
разделе синтаксисе
и пунктуации; основ
ные единицы синтак
сиса; различие
единиц языка по
назначению; текст
как единица языка
Знать основные разделы
языка. Уметь определять основные
разделы языка; коммуникативные
единицы текст и предложение,
служащие для общения, обмена
мыслями, чувствами; отмечать
языковые средства, которые
обеспечивают связность текста;13
Предложение
как единица
синтаксиса
1
Урок усвоения
новых знаний
Основное свойство
предложения; отли
чие слова и словосо
четания от предло
жения. Написание
сжатого
предложения
14
Словосочетание
как единица
синтаксиса.
Виды словосо
четаний
1
Урок усвоения
новых знаний
Словосочетание как
единица синтаксиса;
грамматические
средства связи в сло
восочетании; главное
и зависимое слово в
словосочетании;
виды словосочетаний
делить текст на абзацы; находить
предложения, в которых раскрывается
основная мысль
Знать особое свойство предложения
(соотнесённость с фрагментами окру
жающей действительности), коммуни
кативную функцию
предложения. Уметьотличать слова,
словосочетания от предложения,
обозначать границы предложений
знаками завершения и расставлять
знаки препинания внутри
предложения; из отдельных слов со
ставлять словосочетания, а из словосо
четаний предложения; сокращать
предложенный текст вдвое, лаконично
раскрывая основную мысль; писать
сжатое изложение
Знать определение словосочетания;
основные виды словосочетаний, стро
ение, отношения между компонентами
словосочетания, способы выражения,
средства связи в
словосочетании. Уметьвычленять
словосочетание из предложения;
определять вид словосочетания по
главному слову, самостоятельно
строить словосочетания, обозначая в
них средства связи; грамотно
употреблять в речи
15
Синтаксические
связи слов в
словосочетании
1
Урок усвоения
новых знаний
Виды подчинитель
ной связи (согласо
вание, управление,
примыкание)
Знать виды подчинительной
связи.Уметь определять способ
подчинительной связи по вопросу;
подбирать синонимичные
словосочетания как
16*
Комплексный
анализ текта
1
Комбинированн
ый урок
Текст. Средство
связи
средство выразительности речи; опо
знавать языковые единицы, проводить
различные виды их анализа
Иметь представления о тексте, о
средствах грамматической и
лексической связи между частями17*
18
19
20
21
Нормы
сочетания слов и
их нарушение в
речи. Простые и
сложные
словосочетания.
1
Комбинированн
ый урок
Нормы сочетания
слов в речи. Простые
и сложные
словосочетания.
Синтаксический
разбор словосо
четания
1
Урок усвоения
новых знаний
План синтаксическо
го разбора словосо
четания
предложения
Знать нормы сочетания слов в в
составе
словосочетания. Уметьосуществлять
выбор падежной формы управляемого
слова, предложнопадежной формы
управляемого существительного
Знать план синтаксического разбора
словосочетания.
Уметь делать разбор словосочетания;
оценивать самостоятельную работу по
словосочетаниям
Грамматическая
(предикативная)
основа предло
жения
1
Урок усвоения
новых знаний
Простое предложение ( 4+2) часов
Строение предложе
ния, виды по цели
высказывания и эмо
циональной окраске.
Виды простого пред
ложения (двусостав
ные и
односоставные)
Знать основные единицы языка, их
признаки.
Уметь осознавать предложение как ос
новную единицу языка, средство выра
жения мысли, чувств; употреблять в ре
чи предложения, разные по цели
высказывания; находить двусоставные
и односоставные предложения в
тексте; работать с художественными
текстами изучаемых литературных
произведений
Особенности
связи
подлежащего и
сказуемого
1
Урок усвоения
новых знаний
Способы связи
подлежащего и
сказуемого
Порядок слов в
предложении.
Интонация.
Логическое
ударение
1
Урок усвоения
новых знаний
Прямой и обратный
порядок слов, логи
ческое ударение в
предложении
Знать особенности связи подлежащего
и сказуемого.Уметь определять
границы предложений и способы их
передачи в устной и письменной речи,
правильно согласовывать глагол
сказуемое с подлежащим, выраженным
словосочетанием или
сложносокращённым словом;
определения с определяемыми
словами
Знать основные единицы языка, их
признаки.
Уметь с помощью логического ударе
ния и порядка слов выделять наиболее
важное слово в предложении;22*
23 24
Знаки
препинания в
конце
законченных
предложений.
Многоточие
Описание
памятника
культуры
(сочинение
описание по
картине)
1
Комбинированн
ый урок
Знаки препинания и
их функции.
2
Урок развития
речи
Редактирование тек
ста. Определение те
мы, идеи сочинения,
составление плана,
написание сочинения
выразительно читать текст;
использовать поэтические тексты,
работать со стихотворениями
Знать функции знаков препинания.
Уметь объяснить расстановку знаков
препинания, использовать справочники
по правописанию при решении
пунктуационных проблем.
Знать признаки текста, особенности
сочиненияописания. Умет
ьосуществлять выбор и организацию
языковых средств в соответствии с
темой и целями; правильно излагать
свои мысли в устной и письменной
форме, соблюдать нормы построения
текста; совершенствовать и редактиро
вать собственный текст
Двусоставные предложения. Главные члены предложения (12+2) часов
25
Главные члены
1 Комбини
предложения.
Подлежащее
рованный урок
Главные члены пред
ложения; подлежа
щее и способы его
выражения
Знать основные единицы языка, их
признаки.
Уметь находить подлежащее в пред
ложении, определять способ его выра
жения; согласовывать подлежащее со
сказуемым; работать с текстами изу
чаемых художественных произведений;
выписывать из них предложения с раз
ными способами выражения подлежа
щего
Знать биографические сведения и о И.
Шевандроновой. Уметьдавать общую
характеристику увиденного на картине,
отбирать языковой материал , писать
сочинениеописание по картине
1 Урок развития
речи
Устное сочинение
по картине И.
Шевандроновой
«На террасе»
Сочинениеописание
по картине.
Передний и задний
план картины.
Цветовая гамма.
Краткая биография
И. Шевандроновой
26
27
Сказуемое.
Простое
глагольное
1 Комбини
рованный урок
Сказуемое, его ос
новные типы и спо
собы выражения,
Знать основные способы выражения
сказуемого.сказуемое
2 Урок усвоения
новых знаний
2829
Составное
сказуемое.
Составное
глагольное
сказуемое.
связь сказуемого с
подлежащим. По
нятие простое гла
гольное
сказуемое. Трудные
случаи согласования
сказуемого с
подлежащим
Понятие составное
сказуемое.
Отличительные осо
бенности составного
глагольного сказу
емого от составного
именного
30
Сочинение на тему
«Чудный собор»
1 Урок развития
речи
Редактирование тек
ста. Определение те
мы, идеи сочинения,
составление плана,
написание сочинения
Уметь различать сказуемые по составу
слов, по способу выражения лексиче
ского и грамматического значений; на
ходить сказуемое в тексте; грамотно
согласовывать сказуемое с
подлежащим
Знать основные признаки выражения
сказуемого.
Уметь различать сказуемые по составу
слов, по способу выражения лексиче
ского и грамматического значений; сти
листически различать простые и со
ставные глагольные сказуемые;
определять способы выражения
именной части составного именного
сказуемого; определять роль
сказуемых различных типов в
изучаемом произведении, находить и
выписывать предложения с различ
ными типами сказуемых
Знать признаки текста, особенности
сочиненияописания. Умет
ьосуществлять выбор и организацию
языковых средств в соответствии с
темой и целями; правильно излагать
свои мысли в устной и письменной
форме, соблюдать нормы построения
текста; совершенствовать и редактиро
вать собственный текст
31
Составное
именное
сказуемое
1 Урок усвоения
новых знаний
Понятия составное
именное сказуемое .
Его отличительные
особенности.
Знать основные признаки составного
именного сказуемого . Уметь различать
в тексте составные именные
сказуемые.
32*
Осложненные
типы составного
сказуемого
1 Урок усвоения
новых знаний
Осложненные типы
составного
сказуемого
Знать осложненные типы составного
сказуемого, уметь их различать в
тексте.
33*
Комплексный
анализ текста
1 Комбини
рованный урок
Текст. Средства
грамматической и
лексической связи
Иметь представление о тексте, уметь
анализировать его.34
Тире между
подлежащим и
сказуемым
1 Комбини
рованный урок
между
предложениями.
Орфограммы и знаки
препинания.
Условия постановки
тире между подле
жащим и сказуемым
35*
Зачин в тексте
( начало абзаца)
1 Урок усвоения
новых знаний
Условия постановки
тире между подле
жащим и сказуемым
Знать основные нормы русского лите
ратурного языка (орфографические и
пунктуационные). Уметьнаходить
подлежащее и сказуемое; ставить
знаки препинания между ними;
составлять предложения с грам
матическим заданием; писать сочине
нияминиатюры с использованием тире
(на тему «Наши великие соотечествен
ники»)
Знать правила постановки тире между
подлежащим и
сказуемым. Уметьиспользовать
предложения, в которых стоит тире
между подлежащим и сказуемым в
тексте.
36*
37*
38
39
Абзац как
пунктуационный
знак
Трудные случаи
постановки тире
между
подлежащим и
сказуемым
Контрольный
диктант с грам
матическим за
данием по
теме«Двусоставн
ые предложения»
Роль второсте
пенных членов в
предложении.
Дополнение
1 Урок практикум Основные приемы
компрессии текста
Знать, что абзац – пунктуационный
знак. Уметь членить текст на абзацы.
1 Комбини
рованный урок
Условия постановки
тире между подле
жащим и сказуемым
1 Урок контроля
Систематизация зна
ний, контроль
Знать основные нормы русского лите
ратурного языка (орфографические и
пунктуационные). Уметьнаходить
подлежащее и сказуемое; ставить
знаки препинания между ними;
Знать основные нормы русского лите
ратурного языка.
Уметь применять изученные орфо
граммы; соблюдать основные правила
орфографии
Второстепенные члены предложения (12+3 ) часов
1 Комбини
рованный урок
Понятие второсте
пенные члены пред
ложения.
Дополнение: прямое
и косвенное.
Смыслоразличительн
ая роль порядка слов
Уметь находить в тексте второстепен
ные члены предложения, ставить во
просы, определять роль дополнения
в предложении; завершать
предложения прямыми дополнениями,
выраженными словами или
сочетаниями слов; находить ошибки вупотреблении существительных,
которыми выражены дополнения
40
Определение.
1 Комбини
рованный урок
Согласованные и не
согласованные опре
деления, способы их
выражения
Знать основные признаки согласован
ных и несогласованных
определений. Уметьнаходить в тексте
согласованные и несогласованные
определения; определять способы их
выражения; использовать в речи для
характеристики предмета, явления
41
Приложение.
Знаки препинания
при нём
1 Урок усвоения
новых знаний
Приложение как раз
новидность опреде
ления
Знать понятие
приложение. Уметьраспознавать
приложения среди других членов
предложения; использовать
приложение как средство вырази
тельности речи; правильно ставить
знаки препинания при приложениях;
выполнять выборочную работу с
текстами
художественныхпроизведений
42*
Согласование
приложений
1 Урокпрактикум Приложение. Знаки
препинания при нем,
согласование
приложений
Уметь согласовывать приложения,
правильно ставить знаки препинания
при них.
43*
Приложения
географические
названия
1 Урокпрактикум Приложения
географические
названия
Иметь представление о приложениях
географических названиях, уметь
правильно расставлять знаки
препинания4445
Обстоятельство
2 Комбини
рованные уроки
46*
Однозначные и
многозначные
1 Урок усвоения
новых знаний
члены
предложения
47*
Комплексный
анализ текста
1 Комбиниро
ванный урок
Ораторская речь и
её особенности
1 Урок развития
речи
48
49
Синтаксический
разбор двусос
тавного пред
ложения
Понятие обстоя
тельства; обстоя
тельства места, вре
мени, причины, цели,
условия, уступки, об
раза действия
Понятие
однозначные и
многозначные члены
предложения.
Текст.
Грамматические и
лексические
средства связи.
Главные и
второстепенные
члены предложения.
Понятие ораторской
речи и её
особенностей
Уметь находить в тексте второстепен
ные члены предложения, ставить
вопросы, определять роль
обстоятельства в предложении;
составлять предложения на заданную
тему, используя обстоятельства места,
времени, образа действия,
выраженные наречиями (р/р); опре
делять, в каких второстепенных членах
могут совмещаться разные значения
(дополнения и обстоятельства, опреде
ления и дополнения)
Уметь различать однозначные и
многозначные члены предложения,
правильно использовать их в речи
Уметь находить в тексте
второстепенные члены предложения,
определять их роль в предложении,
выполнять синтаксический разбор
предложений.
Знать особенности ораторской речи и
принципы её
построения.Уметь составлять
ораторскую речь.
Понятие групповой
портрет. Отбор ма
териала для сочине
ния по картине с
групповым портре
том, составление
плана, определение
идеи и темы сочи
нения
Уметь выполнять синтаксический раз
бор предложения
Знать признаки текста, особенности
создания описания группового портре
та, языковые особенности. Знать и
уметь пользоваться терминологией
(композиция картины, передний план,
палитра, тёплые и холодные цвета);
уметь осуществлять выбор и орга
низацию языковых средств в
соответствии с темой, целями, стилем и
жанром текста сочинения; излагать
свободно и правильно свои мысли в
1 Урок усвоения
новых знаний
План разбора двусос
тавного предложения
Знать план разбора двусоставного
предложения.
5051
Характеристика
человека как вид
текста. Групповой
портрет
2 Уроки развития
речиписьменной форме.
Уметь отбирать материал, составлять
план сочинения, определять тему и
идею работы
52
53
Повторение по
теме «Дву
составные
предложения»
Контрольный
диктант по
теме«Двусоставн
ые
предложения» с
грамматическим
заданием
1 Урок по
Систематизация зна
ний по теме
вторения и
обобщения
полученных
знаний
1 Урок контроля
Систематизация зна
ний, контроль
Знать основные нормы русского лите
ратурного языка (грамматические, ор
фографические, пунктуационные)
Знать основные нормы русского лите
ратурного языка.
Уметь применять изученные орфо
граммы; соблюдать основные правила
орфографии
Односоставные предложения 12 (10+2) часов
Урок усвоения
новых знаний
54
Главный член
1
односоставного
предложения.
Назывные
предложения
Особенности смы
словых значений од
носоставных пред
ложений в сопостав
лении с двусостав
ными; типы односо
ставных предложе
ний. Назывные пред
ложения
Знать особенности смысловых значе
ний односоставных предложений в со
поставлении с двусоставными; призна
ки назывных
предложений.Уметь проводить
наблюдение: стилистические
возможности односоставных
предложений; находить назывные
предложения в текстах
художественных произведений;
определять роль назывных
предложений в художественной
литературе, газетных и журнальных
очерках; пользоваться ими в описании
для обозначения места и времени55
Определённо
личные пред
ложения
1
Урок усвоения
новых знаний
56
Неопределённо
личные пред
ложения
1
Урок усвоения
новых знаний
Особенности смы
словых значений од
носоставных пред
ложений в сопостав
лении с двусостав
ными; типы односо
ставных предложе
ний. Определённо
личные предложения
Знать особенности смысловых значе
ний односоставных предложений в со
поставлении с двусоставными; призна
ки назывных
предложений.Уметь проводить
наблюдение: стилистические
возможности односоставных
предложений; находить определённо
личные предложения в текстах
художественных произведений;
определять роль определённоличных
предложений в художественной
литературе
Особенности смы
словых значений од
носоставных пред
ложений в сопостав
лении с двусостав
ными; типы односо
ставных предложе
ний. Неопределённо
личные предложения
Знать различия между
односоставными предложениями и
двусоставными; признаки
неопределённоличных предло
жений. Уметьнаходить неопределённо
личные предложения в тексте; исполь
зовать неопределённоличные предло
жения в различных стилях речи; заме
нять двусоставные предложения
анало
гичными односоставными определённо
личными и неопределённоличными.
Интеграция с уроком литературы: рас
суждения на тему «Почему в рассказах
И. С. Тургенева много неопределённо
личных предложений?»
57
Инструкция
58
Безличные
предложения
1
1
Урок развития
речи
Особенности состав
ления инструкции
Знать особенности составления инст
рукции.
Уметь составлять инструкцию, упот
ребляя в ней односоставные предло
жения
Урок усвоения
новых знаний
Знакомство с безлич
ными предложения
ми; с общими и отли
чительными призна
ками двусоставных и
безличных предло
жений, синонимичных
по значению; со
способами выра
Знать различие между типами односо
ставных предложений, признаки без
личного предложения.Уметь находить
безличные предложения в тексте по
значению и структурным особенностям;
употреблять безличные предложения
для передачи состояния природы и
окружающей среды; использовать
синонимическую замену безличныхжения сказуемых в
безличных предло
жениях
предложений двусоставными; писать
сочинениеминиатюру «Осенний
дождь» с использованием безличных
предложений
59*
Инфинитивные
предложения
1
Урок усвоения
новых знаний
Инфинитивные
предложения
Уметь находить инфинитивные
предложения в тексте.
60
Рассуждение
1
Урок развития
речи
Обобщение и расши
рение представления
о таком типе речи,
как рассуждение;
прямой и обратный
способы доказа
тельств; тезис и ан
титезис; риториче
ский вопрос
Знать тип речи рассуждение; отличи
тельные признаки, особенности
рассуждения.
Уметь строить текстрассуждение с
использованием изучаемых языковых
явлений, применяя прямой и обратный
способы доказательств, риторические
вопросы, выдвигая тезисы и антитези
сы; самостоятельно редактировать и
творчески перерабатывать
собственный текст
61
Неполные
предложения
1
Урок усвоения
новых знаний
Особенности стро
ения полных и непол
ных предложений,
сфера их употребле
ния, роль неполных
предложений в тек
стах художественных
произведений
Знать особенности и функции непол
ных предложений.
Уметь находить неполные
предложения в тексте; заменять
неполные предложения
синонимичными полными; различать
неполные двусоставные предложения
и односоставные назывные. Инте
грация с уроком литературы: уметь
проводить наблюдения
(стилистические возможности
неполных предложений)
Знать и уметьпроизводить синтакси
ческий разбор односоставного предло
жения
Урок усвоения
новых знаний
План синтаксическо
го разбора
62
Синтаксический
разбор односо
ставного пред
ложения
63*
Употребление
односоставных
1
1
Урокпрактикум Односоставные
предложения в
Уметь употреблять односоставные
предложения в художественном текстепредложений в
художественном
тексте и
собственных
речевых
высказываниях
художественном
тексте и в
собственных речевых
высказываниях.
и в собственных речевых
высказываниях
64
Повторение
по теме
«Односоставные
предложения»
1
Урок
повторения
Систематизация
знаний по теме.
и обобщения
полученных
знаний
Структура
односоставных
предложений и их
роль в текстах худо
жественных произве
дений
Знать отличие между типами односо
ставных предложений, признаки
каждого из них.
Уметь определять тип односоставного
предложения, находить в тексте, со
ставлять предложения по схемам
65
Контрольный
диктант по
теме«Односостав
ные предложе
ния» с грамма
тическим заданием
1
Урок контроля
Систематизация зна
ний, контроль
Знать основные нормы русского лите
ратурного языка.
Уметь применять изученные орфо
граммы; соблюдать основные правила
орфографии
Простое осложнённое предложение. Предложение с однородными членами.15 (12+3) часов
66
67
Понятие об ос
ложнённом
предложении.
Понятие об од
нородных членах
предложения
1
Урок усвоения
новых знаний
Понятие об ослож
нённом предложе
нии. Использование
предложений с одно
родными членами в
текстах и в речи
1
Комбини
рованный урок
Пунктуация при од
нородных членах
предложения
Однородные члены
предложения,
связанные только
перечислительной
интонацией, и
пунктуация при них
Знать об осложнённом предложении.
Уметь находить однородные члены
предложения в тексте; правильно рас
ставлять знаки препинания в
предложении; соблюдать
перечислительную интонацию.
Интеграция с уроком литературы:
уметь «видеть» однородные члены
предложения в рассказе Л. Н. Толстого
«После бала», определять их роль
Уметь находить однородные члены
предложения в тексте; правильно рас
ставлять знаки препинания в
предложении; соблюдать
перечислительную интонацию и
графически обозначать её, уместно
употреблять предложения с
однородными членами68
Однородные и
неоднородные
определения
1
Комбини
рованный урок
Различие однород
ных и неоднородных
определений, оформ
ление их
пунктуационно
Знать правило постановки знаков пре
пинания при однородных определениях
и отсутствия знаков при неоднородных
определениях.
Уметь составлять схемы предложений
с однородными определениями; разли
чать однородные и неоднородные
определения
69
Однородные
члены, связанные
сочинительными
союзами, и пунк
туация при них
1 Комбини
рованный урок
Сочинительные сою
зы и знаки препина
ния при них. Отсут
ствие запятой во
фразеологических
оборотах с повторя
ющимися
союзами и ... и, ни ...
ни
Знать правила постановки знаков пре
пинания при однородных членах, свя
занных сочинительными союзами.
Уметь правильно ставить знаки препи
нания при однородных членах, связан
ных союзами; определять стилистиче
скую окраску союзов в предложении с
однородными членами
70*
Комплексный
анализ текста
1 Урокпрактикум Текст как основная
71
Изложение
(сравнительная
характеристика) с
элементами
сочинения
1 Урок развития
речи
дидактическая
единица. Тема и
основная мысль
текста. Стиль и тип
речи. Средства связи
частей в тексте. План
текста.
Сравнительная ха
рактеристика двух
женщин (чем разли
чаются мать и дочь)
Уметь выразительно читать текст,
определять его тему, основную мысль,
стиль и тип речи; составлять план
текста
Уметь составлять сравнительную ха
рактеристику, используя данный план
(упр. 263), озаглавливать текст; осуще
ствлять выбор и организацию
языковых средств в соответствии с
темой, целями, стилем и жанром текста
собственного сочинения; излагать
свободно и правильно свои мысли в
письменной форме
7273
Обобщающие
слова при
однородных
членах и знаки
препинания при
2 Комбини
рованный урок
Обобщающие слова
при однородных чле
нах и знаки препина
ния при них
Знать правила постановки знаков пре
пинания при обобщающих словах с од
нородными членами.Уметь правильно
ставить знаки препинания; раскрывать
содержание обобщающих слов,них
Особенности
согласования
сказуемого и
определения,
относящихся к
однородным
членам в целом.
Предлоги,
употребляемые с
однородными
членами
Сочинение –отзыв
в книгу
посетителей
выставки
Синтаксический и
пунктуационный
разбор
предложения с
однородными
членами
Повторение по
теме «Пред
ложения с од
нородными
членами»
подобрав к ним однородные члены
(составлять предложения); составлять
схемы предложений с обобщающими
словами при однородных членах;
различать предложения с
обобщающими словами и предложения
с именным составным сказуемым
1 Урок усвоения
новых знаний
Согласование
сказуемого и
определения
Уметь согласовывать сказуемое и
определение, относящиеся к
однородным членам в целом.
1 Урок усвоения
новых знаний
Предлоги при
однородных членах
Уметь употреблять предлоги при
однородных членах
Уметь писать сочинениеотзыв .
1 Урок развития
речи
Тема, основная
мысль, план текста.
Стиль и тип речи.
Языковые
особенности текста
отзыва.
1 Комбини
рованный урок
План синтаксическо
го и пунктуационного
разбора
Знать и уметь выполнять синтаксиче
ский и пунктуационный разбор предло
жения с однородными членами
1 Комбини
рованный урок
Систематизация зна
ний по теме; исполь
зование
предложений с
однородными и не
однородными
членами
Знать правила постановки знаков пре
пинания в предложениях с однородны
ми членами и уметь разбирать такие
предложения по членам; составлять
схемы; находить в тексте, уметь само
стоятельно составлять предложения с
однородными членами
Диктант (с
грамматическим
заданием) по
теме«Предложени
1 Урок контроля
Систематизация зна
ний, контроль. Лик
видация пробелов
Знать основные нормы русского лите
ратурного языка.
Уметь применять изученные орфо
74*
75*
76
77
78
79я с однородными
членами»
граммы; соблюдать основные правила
орфографии
Обособленные члены предложения 15 (12+3)часов
1
Комбини
рованный урок
Обособленные члены
предложения, их
роль в речи. Общие
условия обособления
определений
80
Понятие
об обособлении.
Обособленные
определения,
выделительные
Обособленные
приложения.
Выделительные
знаки препинания
при них
2
Комбини
рованный урок
81 82
Обособление
согласованных
распространённых
и нерас
пространённых
определений
Общие правила
обособления согла
сованных распро
странённых и нерас
пространённых опре
делений
83 84
Рассуждение на
дискуссионную
тему (упр. 302)
2
Уроки развития
речи
Обобщение и расши
рение представления
о таком типе речи,
как рассуждение;
прямой и обратный
способы доказа
тельств; тезис и ан
титезис; риториче
ский вопрос
85
Обособленные
приложения
1
Урок усвоения
новых знаний
Правила обособления
приложений
Знать, что такое обособление
(термин).Уметь правильно выделять
запятыми обособленные члены
предложения, соблюдать правильную
интонацию при обособлении; заменять
предложения с обособленными
членами синонимичными простыми и
сложными предложениями; уместно
использовать предложения с
обособленными членами в тексте
Знать правила обособления согласо
ванных распространённых и нераспро
странённых
определений. Уметьправильно
обособлять определения интонационно
и на письме; проводить
синонимическую замену обособленных
членов; составлять план параграфа;
выполнять выборочную работу из
текстов художественной литературы
(И. С. Тургенев)
Знать о таком типе речи, как рассуж
дение; отличительные признаки, осо
бенности рассуждения.Уметь строить
текстрассуждение с использованием
изучаемых языковых явлений,
применяя прямой и обратный способы
доказательств, риторические вопросы,
выдвигая тезисы и антитезисы;
самостоятельно редактировать и
творчески перерабатывать
собственный текст
Знать правила обособления
приложений.Уметь находить
приложения в тексте, определять
условия их обособления; выразительно
читать предложения с обособлением86 87
Обособленные
обстоятельства.
Выделительные
знаки препинания
при них
2
Комбини
рованные уроки
Условия обособления
деепричастий и дее
причастных оборотов
88
89*
90*
1
Урок усвоения
новых знаний
Понятие об уточня
ющих членах пред
ложения
Обособленные
уточняющие члены
предложения.
Выделительные
знаки препинания
при уточняющих
членах предло
жения
1
1
Комплексный
анализ текста
Стилистические
характеристики
обособленных
членов
предложения.
Урокпрактикум Анализ текста,
средства связи
частей, тема,
основная идея
Урок развития
речи
Стилистические
особенности
обособленных членов
предложения.
Обособленные члены
предложения и
придаточные
предложения –
синтаксические
Знать правило обособления обстоя
тельств, выраженных деепричастным
оборотом и
деепричастием. Уметьвыявлять
условия обособления обстоятельств;
определять границы деепричастных
оборотов; правильно ставить знаки
препинания при выделении
обособленных обстоятельств; вы
писывать из изучаемого художествен
ного произведения 10 предложений по
теме (интеграция с уроком литературы)
Знать правило обособления уточня
ющих членов
предложения.Уметь выявлять условия
обособления уточняющих членов
предложения; выразительно читать
предложения с уточняющими членами;
находить обособленные уточняющие
члены предложения в тексте;
составлять предложения на тему
«Изобретения наших дней»
Уметь выполнять комплексный анализ
текста , находить основную идею,
правильно определять тему.
Знать определение обособленных
членов предложения. Уметь находить к
ним синтаксические синонимы.91
92
Синтаксический и
пунктуационный
разборы
предложений с
обособленными
членами
Повторение по
теме «Пред
ложения с обо
собленными
членами»
синонимы
1
Урок усвоения
новых знаний
Планы разборов
Знать и уметьпроизводить синтакси
ческий и пунктуационный разборы
предложений с обособленными
членами
1
Урокзачёт
Проверка знания тео
ретического мате
риала по теме, обоб
щение изученного
Знать правила постановки знаков пре
пинания в предложениях с обособлен
ными и уточняющими
членами.Уметь применять изученные
правила при решении грамматических
задач; производить синтаксический и
пунктуационный разборы;
использовать разнообразные
конструкции в связной речи;
составлять в научном стиле речи
связный текст об обособленных обстоя
тельствах и уточняющих членах пред
ложения
93 Диктант (с
1
Урок контроля
грамматическим
заданием) по
теме«Обо
собленные члены
предложения»
94 Анализ кон
трольной работы.
Работа над
ошибками
1
Урок работы
над ошибками
Анализ контрольной
работы. Ликвидация
пробелов
Систематизация зна
ний, контроль
Знать основные нормы русского лите
ратурного языка.
Уметь применять изученные орфо
граммы; соблюдать основные правила
орфографии; осуществлять самокон
троль, находить в работе грамматиче
ские ошибки
Уметь анализировать контрольную ра
боту и выполнять работу над ошибками
Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращения 4 (4+0) часа
9596
Обращение.
Назначение обра
щения
2
Комбини
рованные уроки
Сведения об обраще
нии: назначение об
ращений, обращения
распространённые и
нераспространённые,
выделительные
знаки препинания
при обращении,
употребление обра
Уметь находить обращения в тексте;
употреблять их с учётом речевой
ситуации; выразительно читать
предложения с обращением; правильно
ставить знаки препинания при
обращении; находить обращения в
художественных произведениях XIXXX
вв., определять роль обращенийщений
(интеграция с уроками литературы)
97*
98*
1
Урок изучения
нового
Правильное
произношение
русских имен и
отчеств,
использующихся в
роли обращения
Комплексный
анализ текста
1
Урок
практикум
Русские имена и
отчества в роли
обращения.
Правильное их
произношение
Текст лексическая и
грамматическая
связь предложений.
Орфограммы. Знаки
препинания.
Уметь правильно произносить русские
имена и отчества ,использующиеся в
роли обращения
Знать особенности эпистолярного
текста .Уметь составлять подобные
тексты.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Вводные и вставные конструкции 13 (12+1) часов
2
Уроки усвоения
новых знаний
99100
Вводные конст
рукции. Группы
вводных слов и
вводных сочетаний
слов по
назначению
Вводные слова и
предложения как
средство выражения
субъективной оценки
высказывания. Груп
пы вводных слов
Знать понятие вводные слова как
средство выражения субъективной
оценки высказывания.
Уметь выражать определённые отно
шения к высказываниям с помощью
вводных слов и предложений;
правильно ставить знаки препинания
при вводных словах; находить в
художественных произведениях,
изучаемых на уроках литературы,
предложения с вводными словами,
выписывать их; использовать в речи
вводные слова и предложения с
учётом содержания стиля вы
сказывания
101102
Выделительные
знаки препинания
при вводных
словах, вводных
сочетаниях слов и
вводных пред
2
Уроки усвоения
новых знаний
Выделительные зна
ки препинания при
вводных словах,
вводных сочетаниях
слов и вводных пред
Знать выделительные знаки препина
ния при вводных словах, вводных соче
таниях слов и вводных
предложениях. Уметьнаходить
вводные слова, вводные сочетания
слов и вводные предложения вложениях
ложениях
103*
Союз а перед
вводным словом
1
Урок усвоения
новых знаний
Союз а перед
вводным словом
104*
Стилистическая
оценка вводных и
вставных
конструкций
Междометия в
предложении
105
1
1
Урок развития
речи
Стилистическая роль
вводных и вставных
конструкций
Урок усвоения
новых знаний
усвоения
Междометия «эмо
циональные сигна
лы». Выделительные
знаки препинания
при междометиях
106*
Междометные
предложения.
1
Комбинированн
ый урок
107*
Вокативные
предложения
1
Урок усвоения
новых знаний
Интонационное
оформление
междометных
предложений. Знаки
препинания при
междометиях
Интонационное
оформление
вокативных
предложений
текстах художественных и пуб
лицистических произведений;
выражать определённые отношения к
высказываниям с помощью вводных
слов и вставных конструкций;
правильно ставить выделительные
знаки препинания при вводных словах,
вводных сочетаниях слов и вводных
предложениях
Уметь правильно расставлять знаки
препинания, если союз астоит перед
вводным словом.
Уметь находить в тексте подобные
предложения.
Знать стилистические особенности
вводных и вставных конструкций.
Уметь правильно использовать их в
речи
Знать выделительные знаки препина
ния при междометиях; особенности
постановки запятой при условии
употребления междометия вместе с
обращением.Уметь различать
вводные, вставные конструкции и
междометия, правильно расставлять
знаки препинания при них;
осмысливать нормы и сферу использо
вания данных слов
Уметь выражать различные чувства и
побуждения с помощью междометий;
употреблять междометия для
выражения этикетных формул,
команд, приказов
Иметь представление о вокативных
предложениях. Уметь употреблять их
в речи.
108
Синтаксический и 1
Урок усвоения План синтаксическо Знать и уметь выполнять синтаксичепунктуационный
разбор
предложений со
словами,
словосочетаниями
и предложениями,
грамматически не
связанными с
членами пред
ложения
новых знаний
ский и пунктуационный разбор
предложений со словами,
словосочетаниями и предложениями,
грамматически не связанными с
членами предложения
го и пунктуационного
разбора предложе
ний со словами, сло
восочетаниями и
предложениями,
грамматически не
связанными с чле
нами предложения
Комбини
рованный
урок
Проверка знания
теоретического
материала по теме,
обобщение
изученного
Знать правила постановки знаков
препинания в предложениях с
вводными словами,
словосочетаниями и предло
жениями.
Уметь применять изученные
правила при решении
грамматических задач;
производить синтаксический и
пунктуационный разборы;
использовать разнообразные
конструкции в связной речи;
находить их в текстах; различать
вводные слова и предложения
Систематизация
знаний, контроль
Знать основные нормы русского
литературного языка.
Уметь применять изученные орфо
граммы; соблюдать основные
правила орфографии;
осуществлять самоконтроль,
находить в работе грамматические
ошибки
109 Повторение по
теме «Пред
ложения с
вводными
словами,
словосочета
ниями и пред
ложениями.
Предложения
с
обращениями.
Междометия в
предложении»
110 Диктант (с
1 Урок кон
троля
грам
матическим за
данием) по
теме
«Предложения
с вводными
словами,
слово
сочетаниями и
предложе
ниями.
Выборочная ра
бота с текстами
художественны
х произведений,
проблемные за
дания,
упражнения,
тестирование
Контрольный
диктант с
грамматическим
заданиемПредложения
с обра
щениями.
Междометия в
предложении»
111 Анализ кон
1 Урок работы
трольной
работы.
Работа над
ошибками
над
ошибками
Анализ контрольной
работы.
Ликвидация
пробелов.
Уметь анализировать
контрольную работу и выполнять
работу над ошибками
Работа над
ошибками
112 Понятие о чу
1 Урок
жой речи. Ком
ментирующая
часть
усвоения
новых знаний
Понятие о чужой
речи. Комментиру
ющая часть. Инто
нация предупрежде
ния и интонация по
яснения в комменти
рующей части
Чужая речь 12 (10+2) часов
Знать понятия чужая речь,
комментирующая часть; место
комментирующей части в
предложении; глаголы, обозна
чающие чужую
речь. Уметьраспространять
комментирующую часть
предложений с чужой речью на
основе данных схем
Упражнения,
тренинг,
практикум
113 Прямая и
косвенная речь
1 Комбини
рованный
урок
Отличие прямой
речи от косвенной
Упражнения, тре
практикум
Знать об отличии прямой речи
от косвенной; о постановке
знаков препинания в
предложениях с прямой речью.
Уметь находить предложения с
косвенной речью;
преобразовывать предложения
с прямой речью в предложения с
косвенной речью; правильно
ставить знаки препинания в
предложениях с косвенной
речью114 Диалог
1 Комбини
рованный
урок
Составление
диалогов
1 Урок раз
вития речи
115
*
Стилистически
е возможности
разных
способов
передачи
чужой речи
116
*
Комплексный
анализ текста
1 Урок
практикум
117
*
Несобственно
прямая речь
118 Рассказ
1 Урок
усвоения но
вых знаний
1 Урок раз
вития речи
Наблюдение за
стилистическими
возможностями
резных способов
передачи чужой
речи
Анализ текста,
средства связи
частей, тема,
основная идея
Несобственно
прямая речь
Рассказ с диалогом.
Повествовательный
текст в жанре
рассказа, его
особенности
119 Цитата
1 Урок
усвоения но
вых знаний
Способы передачи
чужой речи. Цитата
дословная
выдержка из чужой
речи.
Уметь составлять диалоги и
записывать их; находить
диалоги, соответствующие
схемам; заменять глагол гово
ритьглаголами, более точно
обозначающими характер речи;
выразительно читать диалоги,
объяснять знаки препинания
при них; перестраивать диалог в
прямую речь
Познакомить учащихся со
стилистическими возможностями
разных способов передачи
чужой речи.
Выборочная работа с
текстами
художественных
произведений,
проблемные задания,
упражнения,
творческая работа
Текст, упражнения.
Уметь выполнять комплексный
анализ текста , находить
основную идею, правильно
определять тему.
Знать особенности
несобственности прямой речи,
уметь использовать ее
Знать особенности текста в
жанре рас
сказа. Уметь перерабатывать
текст в рассказ с диалогом,
используя выделенные глаголы;
кратко передавать содержание
диалогов и прямой речи (упр.
419),
озаглавливать своё изложение
так, чтобы в названии
отражалась основная мысль
текста; придумывать рассказ
Знать о способах передачи
чужой речи. Уметь составлять и
записывать предложения с
цитатами; находить цитаты в
тексте; определять основную
мысль цитаты и вводить её в
текст двумя способами: 1) как
прямую речь и 2) как часть
предложения
Текст, упражнение
Работа с текстами
Выборочная работа с
текстами
художественных
произведений,
проблемные задания
Выборочная работа с
текстами
художественных
произведений,
проблемные задания,
(интервью)Знать и уметь выполнять устный
и письменный разбор
предложений с чужой речью
Тренинг
Знать правила постановки
знаков препинания в
предложениях с прямой и
косвенной речью.
Уметь применять изученные
правила при решении
грамматических задач;
производить синтаксический и
пунктуационный разборы;
использовать разнообразные
конструкции при передаче
чужой речи
Выборочная работа с
текстами
художественных
произведений,
проблемные задания,
упражнения,
тестирование
Контрольный диктант
с грамматическим
заданием
120 Синтаксически
1 Урок
усвоения но
вых знаний
й и
пунктуацион
ный разбор
предложений с
чужой речью
121 Повторение по
1 Урок
теме «Чужая
речь»
повторения
и сис
тематизации
полученных
знаний
Образец (устный и
письменный) син
таксического и пунк
туационного
разбора
предложений с чу
жой речью
Проверка знания
теоретического
материала по теме,
обобщение
изученного
122 Диктант (с
грамматиче
ским заданием)
по теме «Чужая
речь»
1 Урок кон
троля
Систематизация
знаний, контроль
Знать основные нормы русского
литературного языка.
Уметь применять изученные
орфограммы; соблюдать
основные правила орфографии;
осуществлять самоконтроль,
находить в работе грамматиче
ские ошибки
123 Анализ
диктанта
1 Работа над
ошибками
Повторение
орфографии
Уметь анализировать
контрольную работу и
осуществлять работу над
ошибками
Текст
Повторение и систематизация изученного в 8 классе 13 (11+2) часов
124
125
Синтаксис и
морфология
2 Комбини
рованные
уроки
Первичная и вторич
ная синтаксическая
роль различных час
тей речи
Знать, какова первичная и
вторичная синтаксическая роль
различных частей речи.
Уметь составлять предложения
с данными словосочетаниями;
определять в них роль
инфинитива; выполнять полный
и частичный разбор
предложения; графически
указывать члены предложения
Выборочная работа с
текстами
художественных
произведений,
проблемные задания,
упражнения,
тестирование126
127
Синтаксис и
пунктуация
2 Комбини
рованные
уроки
Систематизация
знаний изученных
языковых явлений
Беседа, упражне
самостоятельная
работа, творческая
работа (р/р:подробно
е изложение), ор
фографическая
работа
Знать изученные языковые
явления; условия постановки
знаков препинания,
пользоваться графическим
условным обозначением;
выделять в тексте абзацы,
составлять план
текста.Уметь анализировать
словосочетания и простые
предложения; пользоваться
синтаксическими синонимами в
соответствии с целью и стилем
высказывания; определять роль
пунктуации в речи
128
*
Комплексный
анализ текста
1 Урок
практикум
Уметь выразительно читать
текст, определять его тему,
основную мысль, стиль и тип
речи; составлять план текста
Комплексный анализ
текста
Текст как основная
дидактическая
единица. Тема и
основная мысль
текста. Стиль и тип
речи. Средства
связи частей в
тексте. План текста.
1 Урок
практикум
Синтаксические
средства русского
языка
Знать синтаксические средства
русского языка, уметь находить
их в тексте
Текст, упражнение
Знать, что основа культуры речи
соблюдение норм русского
литературного языка.
Тренинг, работа со
словарём, ре
дактирование текста
Уметь предупреждать
синтаксические ошибки: в
словосочетаниях с управлением,
в употреблении деепричастных
оборотов, в построении сложных
предложений
Знать основные нормы русского
языка (грамматические,
орфографические,
унктуационные).
Уметь применять изученные
Кодированный
диктант, сводные
таблицы, упражнения
129
*
130
131
Синтаксически
е средства
связи русского
языка
Синтаксис
и культура речи
2 Комбини
рованные
уроки
Три составляющие
компонента
культуры речи:
нормативный,
этический, коммуни
кативный
132 Синтаксис и
орфография
1 Комбини
рованный
Связь синтаксиса и
орфографии133 Итоговая кон
1 Урок кон
трольная
работа
троля
Проверка, оценка и
коррекция знаний
учащихся
правила и приёмы; пользоваться
определёнными способами их
применения; делать вывод о
связи синтаксиса и орфографии,
составлять взаимодиктант по
теме
Знать основные нормы русского
литературного языка
(орфографические,
пунктуационные).
Уметь применять изученный
материал при решении
грамматических задач,
осуществлять самоконтроль
Контрольный диктант
134
135
Итоговая
работа по
развитию речи
2 Уроки раз
вития речи
Сжатое изложение Уметь писать сжатые
Сжатое изложение
изложения и сжимать текст.
136 Итоговый урок
1 Урок
повторения
Повторение
орфографии и
пунктуации
Знать и уметь применять
орфографические и
пунктуационные правила