Программа по шахматам " Шахматы детям"(дополнительное образование)
Оценка 4.7

Программа по шахматам " Шахматы детям"(дополнительное образование)

Оценка 4.7
Документация +1
docx
классное руководство +1
5 кл—11 кл +1
20.03.2018
Программа по шахматам " Шахматы детям"(дополнительное образование)
Программа по шахматам "шахматы детям". Предлагаю программу адаптированную к требованиям дополнительного образования в школе. материал преподносится в два этапа-облегчённый, повторение и закрепление. Рассчитана на 2 группы по 4,5 часа в неделю. Воспитанники обучаясь по этой программе могут достигнуть нормы 4 разряда.Программа "Шахматы детям"
!!!!2017 переработанная программа.docx
Рассмотрен                             Согласован                            Утверждаю на заседании МО                с метод.советом                    директор ГКОУ РО «Красносулинской                 «Красносулинской                «Красносулинской санаторной                               санаторной                            санаторной школы – интерната»                школы – интерната»            школы – интерната» Дата­­­­­­­­­­­­­­­­­                    Дата ­­­­­­­­­­­­­­                      Дата­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­                     ­­­­­­­­­­­­­­­                             ­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Рабочая программа по шахматам «Шахматы детям» Воспитатель ГКОУ РО «Красносулинской санаторной школы – интерната», руководитель кружка «Шахматы» Панченко Т.А. 2017 г Наименование  программы Разработчики  программы Исполнители  (участники)  программы Цель программы Задачи  программы  (образовательные,  коррекционно­ развивающие,  воспитательные)   К концу учебного  года дети должны  знать/понимать: К концу учебного  года дети должны  уметь: Паспорт программы: Программа «Шахматы детям» Панченко Татьяна Алексеевна Педагог дополнительного образования, воспитанники 5­9 классов ГКОУ РО «Красносулинской санаторной школы­интерната»  1. Обучить правилам игры в шахматы. 2. Сформировать умения играть каждой фигурой в  отдельности и в совокупности с другими фигурами без  нарушений правил шахматного кодекса. 3. Воспитать уважительное отношение в игре к  противнику. Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами  и шахматным кодексом. Научить ориентироваться на шахматной доске. Научить правильно помещать шахматную доску между  партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой;  различать горизонталь, вертикаль, диагональ. Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности  с другими фигурами. Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат. Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в  один ход. Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей,  шахматных фигур. Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной  силой фигур. Сформировать умение записывать шахматную партию. Сформировать умение проводить элементарные комбинации. Развивать восприятие, внимание, воображение, память,  мышление, начальные формы волевого управления поведением. шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь,  вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение,  белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе,  длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка,  король; правила хода и взятия каждой фигуры. ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с  другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах; Координатор  программы Сроки реализации Диагностические  методы и методики Механизм отслеживания результатов   работы ребенка по программе всеми   участниками образовательного процесса Условия реализации  программы             Этапы реализации ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход. Использовать приобретенные знания и умения в практической  деятельности и повседневной жизни. Зам. Директора по УВР санаторной школы – интерната г.  Красного Сулина ­ Мещерякова А.А.  Количество часов  всего: 78, в неделю 2ч15мин  2017­2018 Опрос, игра.   /итоговая оценка продуктивности работы ребенка   автором  программы             б/оценка результативности программы родителями в/самооценка результативности программы   самим ребенком­школьником Сухин. И.Г. Шахматы. Учебник для начальной школы, первый год   обучения.   В   двух   частях.   Часть   первая.   2­е   издание   М.: Просвещение, 2009. Сухин. И.Г. Шахматы. Учебник для начальной школы, первый год   обучения.   В   двух   частях.   Часть   вторая.   2­е   издание   М.: Просвещение, 2009. Сухин. И.Г. Шахматы. Рабочая тетрадь для начальной школы, первый год обучения. В двух частях. Часть первая. 2­е издание – Обнинс: Духовное возрождение,  2009. Сухин. И.Г. Шахматы. Рабочая тетрадь для начальной школы, первый год обучения. В двух частях. Часть вторая. 2­е издание – Обнинс: Духовное возрождение,  2009. Этап разработки и внедрения адаптированной обновлённой  программы 2008 года «Шахматы детям» (2014­2015)­ проектирование программы; Этап реализации (2015­2016учебный год),          (2016­ 2017учебный год) реализация функций дополнительного  образования по социально педагогическому направлению; Обобщающий этап (2017­2018учебный год) обобщение и анализ  полученных результатов, постановка задач на новый период,  модернизация программы и внесение изменений в её реализацию.                                                                                 Дата заполнения  паспорта программы_____________ Подпись _________________________ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА   память,   мышление,   Программа для младших школьников по шахматам  реализует общеинтеллектуальное направление   внеурочной   деятельности   и   составлена в   соответствии   с   требованиями Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального   общего образования на   основе   Программы   «Шахматы   –   школе»,   автор   И.Г.   Сухин.  Актуальность   программы   обусловлена   тем,   что   в   начальной   школе   происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее   полному   раскрытию   их   творческих   способностей.Введение   «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков —   сделать   обучение   радостным,   поддерживать   устойчивый   интерес   к знаниям.Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей   многих   психических   процессов   и   таких   качеств,   как   восприятие,   внимание, воображение,   начальные   формы   волевого   управления поведением.Обучение   игре   в   шахматы   с   самого   раннего   возраста   помогает   многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням   тысяч   детей   некоммуникативного   типа.   Расширение   круга   общения, возможностей   полноценного   самовыражения,   самореализации   позволяет   этим   детям преодолеть   замкнутость,   мнимую   ущербность.Педагогическая   целесообразность программы   объясняется   тем,   что начальный   курс   по   обучению   игре   в   шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится   деятельность   самих   учащихся,   когда   они   наблюдают,   сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается   широкое   использование   занимательного   материала,   включение   в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях,   использование   приема   обыгрывания   учебных   заданий,   создания   игровых ситуаций. Цели программы: Обучить правилам игры в шахматы. Сформировать   умения играть   каждой   фигурой   в   отдельности   и   в   совокупности   с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса. Воспитать уважительное отношение в игре к противнику. Задачи: Познакомить   с   шахматными   терминами,   шахматными   фигурами   и   шахматным кодексом. Научить ориентироваться на шахматной доске. Научить   правильно   помещать   шахматную   доску   между   партнерами;   правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ. Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами. Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат. Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход. Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур. Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур. Сформировать умение записывать шахматную партию. Сформировать умение проводить элементарные комбинации. Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Объем программы: программа рассчитана на 1 года обучения. На реализацию курса отводится 2часа 15 минут в неделю, 78 часов в год. Две подгруппы по 14 человек работают по программе кружка «Шахматы детям» Режим занятий обусловлен   нормативно­правовой   базой   общеобразовательной, ориентированной на обучение детей школьного возраста санаторной школы. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 1часу и 1час15мин для каждой группы. Основные формы работы   на   занятии: индивидуальные,   групповые   и   коллективные   (игровая деятельность). Структура   занятия включает   в   себя   изучение   теории   шахмат   через   использование дидактических ситуаций.  Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.  Содержание программы кружка «Шахматы детям»   Программой предусматривается 78 часов (2часа 15минут в неделю). Ha каждом из   занятий   прорабатывается   элементарный   шахматный материал   с   углубленной проработкой   отдельных   тем.   Основной   упор на   занятиях   делается   на   детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе   предусмотрено,   чтобы   уже   на   первом   этапе   обучения   дети   могли   сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи. Программа разработана для детей 5­9 классов. Это обеспечивается применением на занятиях доступных заданий по каждой теме   для   каждой   возрастной   группы   детей.   К   примеру,   при   изучении   игровых возможностей ладьи 12 детям предлагаются более легкие дидактические задания, чем детям 15 лет, при этом последовательность изложения материала остается прежней. К концу учебного года дети должны знать: шахматные термины: белое и черное поле,   горизонталь,   вертикаль,   диагональ,   центр,   партнеры,   начальное   положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры. К концу учебного года дети должны уметь: ориентироваться на шахматной доске; играть   каждой   фигурой   в   отдельности   и   в   совокупности   с   другими   фигурами   без игровых шах,   сказок мат,   и           пат, нарушений правил шахматного кодекса; правильно помещать шахматную доску между партнерами;   правильно   расставлять   фигуры   перед   игрой;   различать   горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах; ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:          Успешно организовать занятие можно в любом классе, где есть столы и желание детей играть в шахматы, шахматные доски (7 шт.) Последнее является главным, ибо в шахматы можно играть и в походе, на свежем воздухе, в беседке, на лавочке. Хорошие советы излагаются в книге В.Г. Гришина «Малыши играют в шахматы».  Сухин. И.Г. Шахматы. Учебник для начальной школы, первый год обучения. В двух частях. Часть первая. 2­е издание М.: Просвещение, 2009. Сухин. И.Г. Шахматы. Учебник для начальной школы, первый год обучения. В двух частях. Часть вторая. 2­е издание М.: Просвещение, 2009. Сухин. И.Г. Шахматы. Рабочая тетрадь для начальной школы, первый год обучения. В двух частях. Часть первая. 2­е издание – Обнинс: Духовное возрождение,  2009. Сухин. И.Г. Шахматы. Рабочая тетрадь для начальной школы, первый год обучения. В двух частях. Часть вторая. 2­е издание – Обнинс: Духовное возрождение,  2009. Методические приёмы: Теоретические занятия, проведение турниров, дружеские партии, сеансы  одновременной игры; Посещение городского шахматного клуба (1 раз  четверть).  Встречи с известными шахматистами; Турнир между подразделениями; Наглядность, банк мультимедийных презентаций о шахматах (в библиотеке); Шахматные задачи, дидактические игры, викторины, загадки; Оборудование и реквизит: Оформленный стенд; Магнитная доска; Полка для выставки, столы; Шахматные доски; Книжная выставка  «О шахматах». Как определить разряд в турнире? Коэффициен т турнира 1 Норма для получения  разрядов 1 в%                  2 и 3 в % 50                                  30 Коэффициент турнира 4,00 Норма для  получения 4 разряда  50 1,01­1,10 1,11­1,20 1,21­1,30 1,31­1,40 1,41­1,50 53                                  32 4,01­4,10 55                                  34 4,11­4,20 58                                  36 4,21­4,30 60                                  38 4,31­4,40 63                                  40 4,41­4,50 51 52 53 54 55 1,51­1,60 1,61­1,70 1,71­1,80 1,81­1,90 1,91­2,00 65                                  42   4,51­4,60 68                                  44 4,61­4,70 70                                  46 4,71­4,80 73                                  48 4,81­4,90 75                                  50 4,91­5,00 56 57 58 59 60 При  определении  среднего  коэффициента  турнира  шахматистам, не  имеющим разряда,   присваивается   показатель   5;   шахматистам   4,   3,   2   и   1   разрядов   – соответственно   4,   3,   2,   1.   Для   определения   коэффициента   надо   число   участников умножить на показатель разряда, полученные произведения сложить, и сумму разделить на   количество   участников   турнира.   Число   партий   умножить   на   коэффициент   и разделить на 100­ равняется ­ сколько нужно получить очков в турнире.        Согласно статье 30 шахматного кодекса, я использую в своей работе турниры по круговой системе. Использую следующую таблицу для определения цвета фигур при игре. 1  тур 2  тур 3  тур 4  тур 5  тур 6 тур 7 тур 1­ 8 8­ 5 2­ 8 8­ 6 3­ 8 8­ 7 4­ 8 2­ 7 6­ 4 3­ 1 7­ 5 4­ 2 1­ 6 5­ 3 3­ 6 7­ 3 4­ 7 1­ 4 5­ 1 2­ 5 6­ 2 4­ 5 1­ 2 5­ 6 2­ 3 6­ 7 3­ 4 7­ 1 Тематический план. Название тем 1. 2. 3. 4. 5. Вводное занятие.                                В стране шахматных чудес. Волшебная доска. Пешки. Практика. Слоны. Ладья. Практика. Кол­во часов      1 1­15 1 1­15 1 Ферзь. Могучая фигура. Практика. Конь. Прыг, скок и вбок. Практика. Волшебный квадрат. Поездки на городские соревнования. Турнир, посвященный дате, на получение 4 разряда. Пути совершенствования. Личное первенство. Краткая история шахмат. Чатуранга. Чемпионы мира Ходы фигур Спасительница оппозиция. Турнир «Белая ладья» в ДК. Комбинация. Практика Турнир среди желающих Турнир среди желающих.  Турнир на личное первенство в ДК Решение шахматных задач. Игра Нотация. Линейный мат, рокировка. Дебют, миттельшпиль в партии. Эндшпиль ­ конец партии. Что такое «вилка»?, «Мельница», двойной шах. Разрушение пешечного прикрытия. Превращение пешки. 6. 7. 8. Шах. Практика. 9. Мат. Практика 10. Шахматная шкатулка. 11. Нотация волшебной доски. 12. 13. Практика. Дружеские партии 14. 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Жертва слона при атаке позиции короткой рокировки 25 26 27 28 29 30 31 Шахматные вечера в санаторной школе. 32 33 34 35 36 37 Шахматная нотация. Тест «Шахматная доска» 38 39 40 41 42 43 44 45 46 Элементы шахматной стратегии. Открытая линия. Слабое поле. Блокада. Игра. Повторение, Игра. Сводная таблица игроков. Турнир, посвященный дате, на получение 4 разряда. Правила ведения записи шахматной партии. Эндшпиль. Практика. Обозначение горизонталей и вертикалей. Принципы развития фигур и некоторые другие понятия Обозначение шахматных фигур и термины Ценность фигур. Дид. игры и задания “Кто сильнее”. Достижение материального перевеса. Защита в дебюте. Ценность шахматных фигур. Способы защиты.   Контрольный опрос за 3 четверть Техника матования короля .Дид.  игры и задания “Шах или мат”. Шах  или мат черному королю? “Мат или пат”. “Мат в один ход”. Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля. Техника матования одинокого короля.  Ладья и король против  47 48 1­15 1 1­15 1         с 1­15 1 1­15 1 1­15 1 1­15 1         о 1­15 1 1­15 1 1­15 1 1­15   н 1 1­15 1 1­15 1 1­15 1 1­15   д 1 1­15 1 1­15 1 1­15   я 1 1­15 1 1­15 1 1­15 1 1­15  ф 1 1­15 49 50 51 короля. Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в  два хода в миттельшпиле.  Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.   Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в  два хода в дебюте. 52 Шахматная комбинация.  Тема завлечения. 53 Матовые комбинации. Блокировка. 54 Тест по теме «Достижение мата» Разрушение королевского  прикрытия 55 Матовые комбинации. Тема уничтожения защиты.  56 Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия.  Сочетание приёмов. 57 Матовые комбинации.  Достижению материального перевеса  Отвлечение и завлечение. 58 Матовые комбинации.  Тема уничтожения защиты. Тема связки. 59 Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема  освобождения пространства. Тема перекрытия.  Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема  превращения пешки. Комбинации, ведущие к достижению материального  перевеса. Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах. Тест «Патовые комбинации» Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса.  Сочетание тактических приемов. Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах Тест «Патовые комбинации» Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита  контрольного поля». Повторение программного материала. К/р д\и «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение  подвижности». 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 ито г 1 1­15 1 1­15   м 1 1­15 1 1­15 1 1­15 1 1­15 1        а 1­15 1 1­15 1 1­15 1 1­15 1        м 78ч 30м ПРОГРАММА. Тема 1. Вводное занятие.       Цели и задачи обучения: Содержание. Правила поведения на занятии. Просмотр  альбома «Шахматы – это Жизнь…». Тема 2. «В стране шахматных чудес» (сказка). Беседы о шахматах,   «шахматные царства ­ государства». Тема 3. Волшебная доска. Чтение легенды «Мудрец». Знакомство с шахматной доской. Ведение тетрадей, выполнение заданий. Тема 4. Пешки. Практика. Научить соблюдать правило «тронул ­ ходи». Выполнение  заданий, ответы на вопросы из «Шахматной шкатулки». Тема 5. Слоны. Ладья. Как ходят слоны, ладья. Ценность этих фигур. Выполнение  заданий, ответы на вопросы из « Шахматной шкатулки». Тема 6. Ферзь. Могучая фигура. Как ходит фигура. Выполнение заданий. Ценность  фигуры. Практика. Работа в тетради.. Тема 7. Конь. Прыг, скок и вбок. Трудности ­ как ходит фигура. Задачи­упражнения.  Задания. «Шахматная шкатулка». Анкета: «Конь». Тема 8. Шах, Мат. Как ходит король. Короли не приближаются друг к другу.  Практика. Работа в тетради. Тема 9. Мат. Нотация волшебной доски. Что такое нотация. Линейный мат, рокировка, элементы записи  партии. Решение шахматных задач. Чтение записи партии. Тема 10. Шахматная шкатулка. Игра.  Тема 11. Нотация доски. Решение шахматных задач. Ведение тетрадей. Повторение.  Игра начинающих. Тема 12. Волшебный квадрат. Чтение сказки. Что такое «мельница», «вилка», двойной  шах. Решение комбинаций. Игра начинающих. Тема 13. Шахматные задачи. «Реши этюд, отгадай задачу ­ сыщешь удачу». Практика.  Тема 14. Спасительница оппозиция. Игра. Задачи. «Белая ладья» Тема 15. Комбинация. Практика, шахматные вечера. Тема 16. Турнир среди желающих. Решение шахматных задач, разбор партий. Тема 17. Турнир среди желающих. Фотоотчёт­ презентация. Подготовка материала к  исследовательской работе по шахматам. Личное первенство в ДК. Тема 18. Решение шахматных задач. Игра. Ответы на вопросы шахматной шкатулки. Тема 20. Дебют, миттельшпиль в партии. Игра. Разбор партий. Запись в тетради. Тема 21. Эндшпиль ­ конец партии. Здоровьесберегающий элемент обучения и  воспитания. Умение доводить партию до конца. Тема 22. Что такое «вилка»?, «Мельница», двойной шах. Игра. Задачи. Тема 23. Разрушение пешечного прикрытия. Превращение пешки. Игра. Тема 24. Жертва слона при атаке позиции короткой рокировки. Игра. Тема 25. Элементы шахматной стратегии. Открытая линия. Листовка кружка­выучить. Тема 26. Слабое поле. Блокада. Игра. Дружеская встреча 5 и 6 классов. Тема 27. Повторение, Игра. Сводная таблица игроков.  Тема 28. Турнир, посвященный дате, на получение 4 разряда.                   Тема 29. Правила ведения записи шахматной партии. Игра. Тема 30. Эндшпиль. Практика. Тема 31. Шахматные вечера в санаторной школе. Тема 32. Поездки на городские соревнования. Тема 33. Турнир, посвященный дате, на получение 4 разряда. Тема 34. Пути совершенствования. Личное первенство. Тема 35 Краткая история шахмат. Чатуранга Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу.  Чемпионы мира по шахматам. Предметные результаты: Уметь отличать горизонтали, вертикали, диагонали, знать названия, ходы шахматных  фигур. Игра Чатуранга Личностные результаты: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех  людей правила поведения при сотрудничестве. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью  учителя. Коммуникативные УУД: Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и следовать им. Тема 36 Повторение. Ходы фигур. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать  новое от уже известного с помощью учителя. Тема 37 Шахматная нотация. Тест «Шахматная доска» Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная  шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения. Предметные результаты: Знать об истории происхождения шахмат, запись шахматных фигур, уметь записывать  шахматную партию Личностные результаты: В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие  для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников  группы и педагога, как поступить. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью  учителя. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других. Слушать и понимать речь других. Тема 38Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. 39 Принципы развития фигур и некоторые другие понятия 40Обозначение шахматных фигур и терминов. 41Ценность шахматных фигур Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса.  Способы защиты. Дидактические игры и задания “Кто сильнее”. Предметные результаты: Знать ценность шахматной фигуры, способы защиты Личностные результаты: В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие  для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников  группы и педагога, как поступить. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью  учителя. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Коммуникативные УУД: Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. 42 Достижение материального перевеса. Ориентироваться в своей системе знаний:  отличать новое от уже известного с помощью учителя. 43 Ценность шахматных фигур. Защиты в дебюте. 44Способы защиты.  Ценность фигур. Техника матования короля Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. Тест «Ценность  фигур» Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля. Дидактические, игры и задания “Шах или мат”. Шах  или мат черному королю? “Мат или пат”. “Мат в один ход”. Требуется объявить мат в  один ход черному королю. “На крайнюю линию”. “Ограниченный король”. Надо  сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей  для отхода. Предметные результаты Уметь ставить мат королю ладьёй и ферзем, королём и ладьёй Личностные результаты: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех  людей правила поведения при сотрудничестве. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие  для всех простые правила поведения. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной  работы всей группы. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других. Слушать и понимать речь других. 45Контрольный опрос 3 четверть. Ценность фигур. В предложенных педагогом  ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила  поведения. 46 Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против  короля. Король и ладья против короля. Дидактические, игры и задания “Шах или мат”.  Шах или мат черному королю? “Мат или пат”. “Мат в один ход”. Требуется объявить  мат в один ход черному королю. “На крайнюю линию”. “Ограниченный король”. Надо  сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей  для отхода. Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля. 47 Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля. 48Достижение мата Техника матования одинокого короля. Ладья и король против  короля. Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в  эндшпиле. Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале,  середине и конце игры). Защита от мата. Дидактические игры и задания “Объяви мат в  два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода. “Защитись от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один  ход. Предметные результаты Уметь ставить мат в два хода в дебюте, в эндшпиле, в миттельшпиле Личностные результаты: В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, при  поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: Проговаривать последовательность действий. Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного. Познавательные УУД: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Коммуникативные УУД: Слушать и понимать речь других. 49Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в  миттельшпиле.  50Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в  дебюте. 51 Шахматная комбинация Матовая комбинация. Темы комбинаций. Тема отвлечения. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы  матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства,  уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению  материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный  шах, патовые комбинации и др.). Предметные результаты: Уметь ставить мат, используя тему отвлечения, завлечения,  блокировки, тему прикрытия, освобождения пространства, превращения пешки. Уметь  ставить мат, используя тему освобождения пространства, превращения пешки Знать, как построить патовую комбинацию. Личностные результаты: В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие  для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников  группы и педагога, как поступить. 52 Матовые комбинации. Тема завлечения. Тест по теме «Достижение мата» 53 Матовые комбинации. Тема блокировки. 54 Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. 55 Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. 56Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание приемов. 57 Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения.  Тема завлечения. 58 Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения  защиты. Тема связки. 59 Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения  пространства. Тема перекрытия. Контрольная работа за 4 четверть Контрольная работа за 3 четверть 60 Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения  пешки. 61Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание  тактических приемов. Дидактические игры и задания “Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать  материал и дать мат в два хода. “Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и  достичь ничьей. “Выигрыш материала”. Надо провести простейшую двухходовую  комбинацию и добиться материального перевеса Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку  деятельности товарищей. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью  учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной  работы всей группы. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других. Слушать и понимать речь других 62Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. 63 Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах. Тест «Патовые  комбинации» 64Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание  тактических приемов. 65 Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. 66 Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах. Повторение программного материала. Шахматная нотация.  Предметные результаты: Знать запись партии из начального положения и из игрового, ценность шахматной  фигуры Личностные результаты: В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, как  поступить. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку  деятельности товарищей. Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие  шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила  шахматных фигур. Коммуникативные УУД: Слушать и понимать речь других. 67 Повторение программного материала. Тест «Патовые комбинации» 68 Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного  поля». Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку  деятельности товарищей. 69 Повторение программного материала.  д\и «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».  Повторение программного материала. Шахматная нотация. Контрольная работа за год Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального  положения. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Король и ладья против  короля. Р.S некоторые темы раскрыты для понимания важности и нужности занятий с  предметными, с личностными, метапредметными результатами, регулятивными УУД,  познавательными УУД. коммуникативными УУД. Используемая литература 1. И.Г.Сухин Учебник "Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем" Обнинск  Духовное возрождение 2011г 85 стр  2. Т. Ноттингем «Шахматы для детей­шахматы для будущих чемпионов» Москва  АСТ Астрель2009 г ­125стр 3. В.Г. Гришин. Москва «Просвещение»1991. «Малыши играют в шахматы».  4. В. Г. Зак. «О маленьких для больших». Москва1973«Физкультура и спорт» 1973. 5. В. Г. Черняк . «Мы играем в шахматы». «Физкультура и спорт» 1986. 6. Ю. Карахан «Основы судейства в шахматах». «Советская Россия». 7. ж­л «Классный руководитель». 8. Шахматный кодекс СССР «Физкультура и спорт» 1981. 9. Последние шахматные лекции Капабланки. «Физкультура и спорт»1972. 10. Д. И. Бронштейн, Г.Л. Смолян «Прекрасный и яростный мир».изд. «Знание»  Москва 1978. 11. Гавриил Иваниченко кандидат мед. наук «Исследования мышления  шахматистов» 2011.  12. Игорь Георгиевич Сухин, старший научный сотрудник Института теории и  истории педагогики РАО, член Союза писателей России, автор единственного  официально одобренного курса преподавания шахмат в школе, руководитель  Интернет­проектов http://chess555.narod.ru и http://suhin.narod.r

Программа по шахматам " Шахматы детям"(дополнительное образование)

Программа по шахматам " Шахматы детям"(дополнительное образование)

Программа по шахматам " Шахматы детям"(дополнительное образование)

Программа по шахматам " Шахматы детям"(дополнительное образование)

Программа по шахматам " Шахматы детям"(дополнительное образование)

Программа по шахматам " Шахматы детям"(дополнительное образование)

Программа по шахматам " Шахматы детям"(дополнительное образование)

Программа по шахматам " Шахматы детям"(дополнительное образование)

Программа по шахматам " Шахматы детям"(дополнительное образование)

Программа по шахматам " Шахматы детям"(дополнительное образование)

Программа по шахматам " Шахматы детям"(дополнительное образование)

Программа по шахматам " Шахматы детям"(дополнительное образование)

Программа по шахматам " Шахматы детям"(дополнительное образование)

Программа по шахматам " Шахматы детям"(дополнительное образование)

Программа по шахматам " Шахматы детям"(дополнительное образование)

Программа по шахматам " Шахматы детям"(дополнительное образование)

Программа по шахматам " Шахматы детям"(дополнительное образование)

Программа по шахматам " Шахматы детям"(дополнительное образование)

Программа по шахматам " Шахматы детям"(дополнительное образование)

Программа по шахматам " Шахматы детям"(дополнительное образование)

Программа по шахматам " Шахматы детям"(дополнительное образование)

Программа по шахматам " Шахматы детям"(дополнительное образование)

Программа по шахматам " Шахматы детям"(дополнительное образование)

Программа по шахматам " Шахматы детям"(дополнительное образование)

Программа по шахматам " Шахматы детям"(дополнительное образование)

Программа по шахматам " Шахматы детям"(дополнительное образование)

Программа по шахматам " Шахматы детям"(дополнительное образование)

Программа по шахматам " Шахматы детям"(дополнительное образование)

Программа по шахматам " Шахматы детям"(дополнительное образование)

Программа по шахматам " Шахматы детям"(дополнительное образование)

Программа по шахматам " Шахматы детям"(дополнительное образование)

Программа по шахматам " Шахматы детям"(дополнительное образование)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2018