Программа по социализации младших школьников "Я и Мы"
Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
16.11.2018
Цель: Создать педагогические и социально- психологические условия, позволяющие учащимся начальной школы овладеть навыками социализации.
В современных условиях всё больше требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на регуляции социального поведения ребёнка.
Задачи программы:
1. Формирование у учащихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде;
2. Формирование положительной Я – концепции;
3. Формирование коммуникативной культуры, развитие умения общаться и сотрудничать;
4. Развитие волевой регуляции поведения и деятельности;
5. Воспитание духовно–нравственных качеств личности;
6. Развитие навыков рефлексивных действий.
Программа по социализации младших школьников.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение г.Хабаровска
«Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №80»
Программа по социализации младших школьников "Я и Мы"
Балдина Татьяна Альбертовна, учитель начальных
классов
Раздел: Внеклассная работа
Цель: Создать педагогические и социально психологические условия, позволяющие
учащимся начальной школы овладеть навыками социализации.
В современных условиях всё больше требуются активные волевые личности, умеющие
организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно
преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на
регуляции социального поведения ребёнка.
Задачи программы:
1. Формирование у учащихся начальных классов умения ориентироваться в новой
социальной среде;
2. Формирование положительной Я – концепции;
3. Формирование коммуникативной культуры, развитие умения общаться и
сотрудничать;
4. Развитие волевой регуляции поведения и деятельности;
5. Воспитание духовно–нравственных качеств личности;
6. Развитие навыков рефлексивных действий.
Учебнотематический план программы:
1 модуль “Становление социальной позиции ребёнка 67 лет”.
Основная цель данного модуля конкретизируется в следующих задачах:
Диагностика сформированности социально–психологической готовности с целью
организации работы по успешной адаптации ребёнка к школе.
Формирование умения ориентироваться в новой социальной среде, освоение новой
социальной роли.
Формирование потребности в общении и коммуникативных умений. Количество
часов
2 часа
№
п\п
Цель воспитательной
деятельности
1. Создание условий для более
близкого знакомства детей.
Формирование
представлений о школьных
правилах.
2. Стимулирование
2 часа
внутригруппового общения.
3. Развитие межличностного
общения в группе.
2 часа
4. Развитие коммуникативных
способностей.
6 часов
5. Учить детей решать
2 часа
возникающие проблемы
мирным способом.
Формы и виды работы
Классный час “Я – ученик”, “Давайте
познакомимся”, просмотр учебного фильма
“Как вести себя в школе”, этюд “Наш класс
на перемене”; игра “Собери портфель”;
собрание “Права и обязанности школьника”.
Тренинг общения “Я и Мы”, пальчиковый
игротренинг “Лесенка”, социоигры
“Разведчики”, “Найди пару”; игра “От
улыбки солнечной одной”.
Игры: “Конспиратор”, “Закончи
предложение”, пальчиковый игротренинг
“Утречко”, час общения “Добрые слова о
моей игрушке”, групповое пение: “Улыбка”,
“Дружба”.
Ролевая игра:
“Знакомство”,
“Приветствие”,
“Разговор по телефону”;
речевая игра:
“Учимся благодарить”,
“Поздравление”; упражнения:
“Мостик дружбы”, “Подари камешек”;
сказкатерапия:
“Петушок и бобовоё зёрнышко”,
“Винни Пух и всевсевсе”А. Милн;
игра “В одной связке”.
Классный час “Мы – дружные ребята”,
инсценировка
“Друзья”, коллективный просмотр
мультфильмов:
“Приключения кота Леопольда”, “Зима в
Простоквашино”, игра “Маски”.
6. Учить анализировать свои
поступки и поступки других
людей (сверстников,
родителей и других
4часа
Упражнения:
“Рисуем картинки в уме”, взрослых).
7. Снятие страха, агрессии,
2 часа
напряжения.
8. Развитие положительной
самооценки,
самоорганизации.
2 часа
9. Развитие воли и терпения в
выполнении дела от начала
до конца.
2 часа
2 часа
10.
Обобщение и закрепление
полученных знаний и
навыков.
Ориентировочная
минимальная диагностика.
“Догадайся о выборе”;
разбор жизненных ситуаций “Я на
улице”,
“Общественный транспорт”; этюд
“Встреча с другом”; сказкатерапия
“Сова и Орёл”; прослушивание пьесы
П. И. Чайковского “Мама”; групповое
чтение
“Злая мать и добрая тётя”В. Осеева;
просмотр видеофильма “Внимание,
черепаха”.
Арт – терапия: лепка “Пластилиновая
живопись”, рисование; игры: “Шалтай
болтай”, “Клякса”, групповая игра “Смотри
на руки”, “Театр вещей”.
Диагностика самооценки “10 моих “Я”и
“Самореклама”; подвижная игра “Тропинка”,
игра “Самыйсамый”, “Это – Я”(составление
автопортрета), этюд “Три характера”.
Игровая деятельность: “Черепаха”, “Да и нет
не говори”; пальчиковые игры; классный час
“Мои “хочу”и мои “надо”, рисование,
групповое чтение К. Ушинский “Кончил дело
– гуляй смело”.
Игры, упражнения по выбору “День добрых
сюрпризов”. Социометрия
“Состав экипажа”, Наблюдение, с
последующей фиксацией данных о
результативности воспитания в сводной
таблице.
2 модуль “Волевая регуляция поведения и деятельности”.
Цель: Формирование и развитие волевых качеств как социально значимых свойств
личности.
Содержание
№
п\п
1 Ответственность и
самостоятельность в учебной
деятельности.
Умение организовывать свою
работу на уроке.
Формы и виды работ
В учебной деятельности: уроки технологии,
классный час “Я сам!”,
беседа “Смелость это…”, 2 Развитие волевых качеств в
процессе совместной
деятельности ребёнка с
родителями.
3 Активизация любознательности и
инициативности детей на основе
совместновзаимодействующей
формы организации
деятельности.
игра “Не подведи свой ряд”,
коллективное чтение: М. Зощенко
“Глупая история”, Ю. И. Ермолаев “Соседка
по парте”.
социоигры “Детские стихи по ролям”, “Так не
так”.
Родительские лектории “Что делать, если
ребёнок говорит “Не хочу!”, “Роль отца в
формировании волевых качеств личности
ребёнка”;
конкурс рисунков, поделок, выполненных
руками детей и их родителей;
игровые тренинги для учащихся и родителей;
родительский ринг: “Несколько “надо”и
“нельзя”для родителей”;
групповое чтение: В. Осеева “Берёза”, Е.
Шварц “Сказка о потерянном времени”, И.
Дик “Железная воля”, И. Тургенев “Капля
жизни”, М. Зощенко “Глупая история”, Е.
Пермяков “Надёжный товарищ”;
родительское собрание “Как воспитать
чувство ответственности”.
Создание проектов учащихся;
конкурсы газет, сочинений,
олимпиады.
социоигра “Умеешь сам, научи другого”;
коллективная исследовательская практика
младших школьников “Книга рекордов нашего
класса”, “Автомобиль будущего”,
коллективные экспрессисследования: “Как
ложится снег”, “Какие птицы живут в
окрестностях школы”, “Какие растут деревья
около школы”;
коллективная игра “Моделирование карты
мира”;
теоретическое экспрессисследование
“Искусство портрета”;
игра “Сложные задачи”.
4 Формирование волевой сферы
ребёнка, коррекция личностных
нарушений
(психолого–педагогическое
сопровождение учащихся)
Игровые тренинги “Тёмные мысли – чистые мысли”,
психотехнические упражнения: “Королевство”,
“Яма”, “Час откровения”; игра “Волшебный стул”;
драматизация “Три медведя”(умение отстаивать свою
точку зрения), “Садко”, “Стрекоза и Муравей”
(умение говорить “нет”).
5 Развитие самоуправления в
рамках школьной программы
“Содружество”.
Организация самоуправления в классе;
классное собрание “Традиции нашего класса”;
классный час “Как мы выполняем свои
поручения”;
участие в акциях “Твори добро”, “Книжкина
больница”; “Чистая планета”, “Бюро добрых
услуг”.
6 Ориентировочная диагностика
уровня воспитанности.
Наблюдение, с последующей фиксацией данных о
результативности воспитанности черт характера в
сводной таблице.
3 модуль “Психолого – педагогический статус ученика начальной школы”.
Задачи модуля:
Выделить психологические составляющие социальной активности учащихся, выявить её
внутриличностные детерминанты и особенности развития у младших школьников;
Определить комплекс продуктивных приёмов психологопедагогического сопровождения
выпускника начальной школы с целью успешной адаптации в среднем звене.
По анализу данных предыдущих диагностик создаются две группы для дальнейшей работы.
Первая группа работает над развитием когнитивно – поведенческих компонентов:
отношение к значимой деятельности, взаимодействие со сверстниками, навыки
самоконтроля, навыки поведения в трудных ситуациях.
Вторая группа работает над развитием мотивационно – личностного компонента:
самооценки, учебной мотивации, саморегуляции.
Занятия в группах проводятся в форме тренингов и игровых упражнений. Учащимся
представляется возможность вступить во взаимодействие со сверстниками, прожить
ситуации сотрудничества, взаимоподдержки, создать модели эффективного общения.
Игровое действие развивает способность к самоконтролю, критичность к себе и другим,
способность анализировать эти действия. Занятия проводятся с чередованием, 1 раз в
неделю и составляют 19 – 20 занятий.
1 группа “Развитие когнитивно – поведенческого компонента”.
Формы и виды
работ
Кол
во
часов
5
часов
№Когнитивно
поведенческий компонент
1. Эмоционально
положительное
восприятие школы и
учения.
2. Взаимодействие со
сверстниками.
3. Навыки самоконтроля.
Классный час с приглашением родителей “Мы тоже
были школьниками”, родительский лекторий “Роль
семьи в развитии эмоциональноположительного
отношения к школе”, методика “Лесная школа”.
Классные часы, коллективные творческие дела,
инсценировки, спортивные праздники, эстафеты.
Игры “Запретный номер”, “Слушай команду”, “Делай
как я”.
5
часов
5
часов
4 часаТренинг поведенческих навыков.
4. Навыки поведения в
трудных ситуациях.
2 группа “Развитие мотивационно – личностного компонента”.
№
п\п
Мотивационно
личностный компонент
1. Высокая самооценка,
удовлетворённость
собой.
Критичное отношение к
себе.
2. Учебная мотивация.
3. Саморегуляция.
Кол –
во
часов
3 часа
3 часа
Формы и виды работы.
Психотехника “Я люблю себя за…”, упражнение
“Ладошка”, “Я никогда не…”, групповая дискуссия
“Факты о нас”, “Алмазы – бриллианты”, сочинение
“Какой я”.
Конкурсы, олимпиады, КВН, викторины, смотры, слёт
отличников, конференции.
5
часов
3 часаИгры: “Запретный номер”, “Запрещённое движение”,
“Замри”, “Волшебное слово”
4. Соблюдение социальных
2 часаИзучение декларации прав ребёнка, просмотр
норм и правил.
киножурнала “Ералаш”.
5. Ценностное отношение к
другой личности.
3 часаУпражнение “Ты мне нравишься, потому что…”, анализ
художественных произведений “Сказка о Жабе и
Розе”Г. Х. Андерсен, “Стрекоза и муравей”И. А.
Крылов, “Лягушка – путешественница”В. Гаршин.
Реализация этой программы позволит пятиклассникам безболезненно принять и освоить
новые социальные роли в школе второй ступени, успешно функционировать в иной системе
школьных отношений.
При этом речь идёт не только о предпосылках успешной адаптации в пятом классе, но и
закладывание фундамента успешного обучения и психологического развития ребёнка в
процессе всего дальнейшего обучения.
Собранный диагностический материал используется во время работы педагогического
консилиума по преемственности начального и среднего звена и при планировании
воспитательной работы с классом.
Программа по социализации младших школьников "Я и Мы"
Программа по социализации младших школьников "Я и Мы"
Программа по социализации младших школьников "Я и Мы"
Программа по социализации младших школьников "Я и Мы"
Программа по социализации младших школьников "Я и Мы"
Программа по социализации младших школьников "Я и Мы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.