Программа по социализации младших школьников "Я и Мы"
Оценка 4.9

Программа по социализации младших школьников "Я и Мы"

Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
16.11.2018
Программа по социализации младших школьников "Я и Мы"
Цель: Создать педагогические и социально- психологические условия, позволяющие учащимся начальной школы овладеть навыками социализации. В современных условиях всё больше требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на регуляции социального поведения ребёнка. Задачи программы: 1. Формирование у учащихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде; 2. Формирование положительной Я – концепции; 3. Формирование коммуникативной культуры, развитие умения общаться и сотрудничать; 4. Развитие волевой регуляции поведения и деятельности; 5. Воспитание духовно–нравственных качеств личности; 6. Развитие навыков рефлексивных действий.
Программа по социализации младших школьников.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение г.Хабаровска «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №80» Программа по социализации младших школьников "Я и Мы" Балдина Татьяна Альбертовна, учитель начальных классов Раздел: Внеклассная работа Цель: Создать педагогические и социально­ психологические условия, позволяющие  учащимся начальной школы овладеть навыками социализации. В современных условиях всё больше требуются активные волевые личности, умеющие  организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно  преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на  регуляции социального поведения ребёнка. Задачи программы: 1. Формирование у учащихся начальных классов умения ориентироваться в новой  социальной среде; 2. Формирование положительной Я – концепции; 3. Формирование коммуникативной культуры, развитие умения общаться и  сотрудничать; 4. Развитие волевой регуляции поведения и деятельности; 5. Воспитание духовно–нравственных качеств личности; 6. Развитие навыков рефлексивных действий. Учебно­тематический план программы: 1 модуль “Становление социальной позиции ребёнка 6­7 лет”. Основная цель данного модуля конкретизируется в следующих задачах:  Диагностика сформированности социально–психологической готовности с целью  организации работы по успешной адаптации ребёнка к школе.  Формирование умения ориентироваться в новой социальной среде, освоение новой  социальной роли.  Формирование потребности в общении и коммуникативных умений. Количество  часов 2 часа № п\п Цель воспитательной  деятельности 1. Создание условий для более  близкого знакомства детей.  Формирование  представлений о школьных  правилах. 2. Стимулирование  2 часа внутригруппового общения. 3. Развитие межличностного  общения в группе. 2 часа 4. Развитие коммуникативных  способностей. 6 часов 5. Учить детей решать  2 часа возникающие проблемы  мирным способом. Формы и виды работы Классный час “Я – ученик”, “Давайте  познакомимся”, просмотр учебного фильма  “Как вести себя в школе”, этюд “Наш класс  на перемене”; игра “Собери портфель”;  собрание “Права и обязанности школьника”. Тренинг общения “Я и Мы”, пальчиковый  игротренинг “Лесенка”, социоигры  “Разведчики”, “Найди пару”; игра “От  улыбки солнечной одной”. Игры: “Конспиратор”, “Закончи  предложение”, пальчиковый игротренинг  “Утречко”, час общения “Добрые слова о  моей игрушке”, групповое пение: “Улыбка”,  “Дружба”. Ролевая игра:    “Знакомство”, “Приветствие”, “Разговор по телефону”; речевая игра:   “Учимся благодарить”, “Поздравление”; упражнения:  “Мостик дружбы”, “Подари камешек”; сказкатерапия:    “Петушок и бобовоё зёрнышко”, “Винни­ Пух и все­все­все”А. Милн; игра “В одной связке”. Классный час “Мы – дружные ребята”,  инсценировка “Друзья”, коллективный просмотр  мультфильмов: “Приключения кота Леопольда”, “Зима в  Простоквашино”, игра “Маски”. 6. Учить анализировать свои  поступки и поступки других  людей (сверстников,  родителей и других  4часа Упражнения:  “Рисуем картинки в уме”, взрослых). 7. Снятие страха, агрессии,  2 часа напряжения. 8. Развитие положительной  самооценки,  самоорганизации. 2 часа 9. Развитие воли и терпения в  выполнении дела от начала  до конца. 2 часа 2 часа 10.     Обобщение и закрепление  полученных знаний и  навыков. Ориентировочная  минимальная диагностика.       “Догадайся о выборе”; разбор жизненных ситуаций “Я на  улице”, “Общественный транспорт”; этюд “Встреча с другом”; сказкатерапия “Сова и Орёл”; прослушивание пьесы  П. И. Чайковского “Мама”; групповое  чтение “Злая мать и добрая тётя”В. Осеева;  просмотр видеофильма “Внимание,  черепаха”. Арт – терапия: лепка “Пластилиновая  живопись”, рисование; игры: “Шалтай­ болтай”, “Клякса”, групповая игра “Смотри  на руки”, “Театр вещей”. Диагностика самооценки “10 моих “Я”и  “Самореклама”; подвижная игра “Тропинка”,  игра “Самый­самый”, “Это – Я”(составление  автопортрета), этюд “Три характера”. Игровая деятельность: “Черепаха”, “Да и нет  ­ не говори”; пальчиковые игры; классный час “Мои “хочу”и мои “надо”, рисование,  групповое чтение К. Ушинский “Кончил дело  – гуляй смело”. Игры, упражнения по выбору “День добрых  сюрпризов”. Социометрия “Состав экипажа”, Наблюдение, с  последующей фиксацией данных о  результативности воспитания в сводной  таблице. 2 модуль “Волевая регуляция поведения и деятельности”. Цель: Формирование и развитие волевых качеств как социально значимых свойств  личности. Содержание №  п\п 1 Ответственность и  самостоятельность в учебной  деятельности. Умение организовывать свою  работу на уроке. Формы и виды работ  В учебной деятельности: уроки технологии, ­  классный час “Я сам!”,  беседа “Смелость это…”, 2 Развитие волевых качеств в  процессе совместной  деятельности ребёнка с  родителями. 3 Активизация любознательности и инициативности детей на основе  совместно­взаимодействующей  формы организации  деятельности.     игра “Не подведи свой ряд”, коллективное чтение: М. Зощенко “Глупая история”, Ю. И. Ермолаев “Соседка  по парте”. социоигры “Детские стихи по ролям”, “Так не  так”.  Родительские лектории “Что делать, если  ребёнок говорит “Не хочу!”, “Роль отца в  формировании волевых качеств личности  ребёнка”;      конкурс рисунков, поделок, выполненных  руками детей и их родителей; игровые тренинги для учащихся и родителей; родительский ринг: “Несколько “надо”и  “нельзя”для родителей”; групповое чтение: В. Осеева “Берёза”, Е.  Шварц “Сказка о потерянном времени”, И.  Дик “Железная воля”, И. Тургенев “Капля  жизни”, М. Зощенко “Глупая история”, Е.  Пермяков “Надёжный товарищ”; родительское собрание “Как воспитать  чувство ответственности”.  Создание проектов учащихся;     конкурсы газет, сочинений, олимпиады. социоигра “Умеешь сам, научи другого”; коллективная исследовательская практика  младших школьников “Книга рекордов нашего  класса”, “Автомобиль будущего”, ­  коллективные экспресс­исследования: “Как  ложится снег”, “Какие птицы живут в  окрестностях школы”, “Какие растут деревья  около школы”;    коллективная игра “Моделирование карты  мира”; теоретическое экспресс­исследование  “Искусство портрета”; игра “Сложные задачи”. 4 Формирование волевой сферы  ребёнка, коррекция личностных  нарушений (психолого–педагогическое  сопровождение учащихся) Игровые тренинги “Тёмные мысли – чистые мысли”,  психотехнические упражнения: “Королевство”,  “Яма”, “Час откровения”; игра “Волшебный стул”;  драматизация “Три медведя”(умение отстаивать свою точку зрения), “Садко”, “Стрекоза и Муравей”  (умение говорить “нет”). 5 Развитие самоуправления в  рамках школьной программы “Содружество”.  Организация самоуправления в классе;    классное собрание “Традиции нашего класса”; классный час “Как мы выполняем свои  поручения”; участие в акциях “Твори добро”, “Книжкина  больница”; “Чистая планета”, “Бюро добрых  услуг”. 6 Ориентировочная диагностика  уровня воспитанности. Наблюдение, с последующей фиксацией данных о  результативности воспитанности черт характера в  сводной таблице. 3 модуль “Психолого – педагогический статус ученика начальной школы”. Задачи модуля: Выделить психологические составляющие социальной активности учащихся, выявить её  внутриличностные детерминанты и особенности развития у младших школьников; Определить комплекс продуктивных приёмов психолого­педагогического сопровождения  выпускника начальной школы с целью успешной адаптации в среднем звене. По анализу данных предыдущих диагностик создаются две группы для дальнейшей работы. Первая группа работает над развитием когнитивно – поведенческих компонентов:  отношение к значимой деятельности, взаимодействие со сверстниками, навыки  самоконтроля, навыки поведения в трудных ситуациях. Вторая группа работает над развитием мотивационно – личностного компонента:  самооценки, учебной мотивации, саморегуляции. Занятия в группах проводятся в форме тренингов и игровых упражнений. Учащимся  представляется возможность вступить во взаимодействие со сверстниками, прожить  ситуации сотрудничества, взаимоподдержки, создать модели эффективного общения.  Игровое действие развивает способность к самоконтролю, критичность к себе и другим,  способность анализировать эти действия. Занятия проводятся с чередованием, 1 раз в  неделю и составляют 19 – 20 занятий. 1 группа “Развитие когнитивно – поведенческого компонента”. Формы и виды работ Кол­ во часов 5  часов №Когнитивно­ поведенческий компонент 1. Эмоционально­ положительное  восприятие школы и  учения. 2. Взаимодействие со  сверстниками. 3. Навыки самоконтроля. Классный час с приглашением родителей “Мы тоже  были школьниками”, родительский лекторий “Роль  семьи в развитии эмоционально­положительного  отношения к школе”, методика “Лесная школа”. Классные часы, коллективные творческие дела,  инсценировки, спортивные праздники, эстафеты. Игры “Запретный номер”, “Слушай команду”, “Делай  как я”. 5  часов 5  часов 4 часаТренинг поведенческих навыков. 4. Навыки поведения в  трудных ситуациях. 2 группа “Развитие мотивационно – личностного компонента”. №  п\п Мотивационно­ личностный компонент 1. Высокая самооценка,  удовлетворённость  собой. Критичное отношение к  себе. 2. Учебная мотивация. 3. Саморегуляция. Кол – во часов 3 часа 3 часа Формы и виды работы. Психотехника “Я люблю себя за…”, упражнение  “Ладошка”, “Я никогда не…”, групповая дискуссия  “Факты о нас”, “Алмазы – бриллианты”, сочинение  “Какой я”. Конкурсы, олимпиады, КВН, викторины, смотры, слёт  отличников, конференции. 5  часов 3 часаИгры: “Запретный номер”, “Запрещённое движение”,  “Замри”, “Волшебное слово” 4. Соблюдение социальных 2 часаИзучение декларации прав ребёнка, просмотр  норм и правил. киножурнала “Ералаш”. 5. Ценностное отношение к другой личности. 3 часаУпражнение “Ты мне нравишься, потому что…”, анализ  художественных произведений “Сказка о Жабе и  Розе”Г. Х. Андерсен, “Стрекоза и муравей”И. А.  Крылов, “Лягушка – путешественница”В. Гаршин. Реализация этой программы позволит пятиклассникам безболезненно принять и освоить  новые социальные роли в школе второй ступени, успешно функционировать в иной системе школьных отношений. При этом речь идёт не только о предпосылках успешной адаптации в пятом классе, но и  закладывание фундамента успешного обучения и психологического развития ребёнка в  процессе всего дальнейшего обучения. Собранный диагностический материал используется во время работы педагогического  консилиума по преемственности начального и среднего звена и при планировании  воспитательной работы с классом.

Программа по социализации младших школьников "Я и Мы"

Программа по социализации младших школьников "Я и Мы"

Программа по социализации младших школьников "Я и Мы"

Программа по социализации младших школьников "Я и Мы"

Программа по социализации младших школьников "Я и Мы"

Программа по социализации младших школьников "Я и Мы"

Программа по социализации младших школьников "Я и Мы"

Программа по социализации младших школьников "Я и Мы"

Программа по социализации младших школьников "Я и Мы"

Программа по социализации младших школьников "Я и Мы"

Программа по социализации младших школьников "Я и Мы"

Программа по социализации младших школьников "Я и Мы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2018