Программа по вариативной части в средней группе "Заниматика"

  • Образовательные программы
  • doc
  • 29.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет и он достигнет стадии формально - логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет и он достигнет стадии формально - логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.
Иконка файла материала программа заниматика 16 год.doc
СОГЛАСОВАННО:                                                         УТВЕРЖДАЮ: Методист ГККП                                                                Заведующая ГККП Детского сада № 38 «Гулдер»                                         Детского сада № 38 «Гулдер» ______________________                                                  Лулудова Г.Ф «___»»_________»2016 год                                               «___»»_________»2016 год Министерство образования Республики Казахстан Алматинская область Енбекшиказахский район Государственное коммунально казенное предприятие детский сад № 38 «Гулдер» ВАРИАТИВНАЯ ПРОГРАММА ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ для детей средней русской группы «НЕПОСЕДЫ» ( дошкольного возраста от 4 до 5 лет) на 2016­2017 уч.год «ЗАНИМАТИКА» Составила воспитатель: 1Нольфина Е.Г с.Шелек  2016 год Оглавление 1. Пояснительная записка_________________________________3 1.1.Цели и задачи программы________________________________5 1.2.Организационно­методическое обеспечение программы______7 1.3.Методы, используемые в обучении дошкольников___________8 1.4.Ожидаемые результаты__________________________________9 2. Содержание программы      2.1. Календарно­тематическое планирование__________________10 2.2. Мониторинг освоения детьми программного материала_____24 3. Заключение___________________________________________25 4. Используемая литература______________________________26 2Пояснительная записка Логическое   мышление   формируется   на   основе   образного   и   является высшей   стадией   развития   детского   мышления.   Достижение   этой   стадии   ­ длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда   ребенку   исполнится   14   лет   и   он   достигнет   стадии   формально   ­ логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для   мыслительной   деятельности   взрослых.   Начинать   развитие   логического мышления следует в дошкольном детстве. Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются   психические   функции,   важные   для   перехода   следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте ­ в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба ­ решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. 3Лев   Николаевич   Толстой   говорил   о   первых   годах   своей   жизни,   что именно тогда приобрел все то, чем теперь живет, и приобрел так много, так быстро, что за всю остальную жизнь  не приобрел и сотой доли того: «От пятилетнего   ребенка   до   меня   только   один   шаг.   А   от   новорожденного   до пятилетнего огромное расстояние». Логические   приемы   ­   сравнение,   синтез,   анализ,   классификация, доказательство   и   другие   ­   применяются   во   всех   видах   деятельности.   Их используют   начиная   с   первого   класса   для   решения   задач,   выработки правильных   умозаключений.   «Сейчас,   в   условиях   коренного   изменения характера   человеческого   труда,   ценность   такого   знания   возрастает. Свидетельство тому ­ растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика» (Ивин А.А. Логика)    Занятия   создают условия для формирования у детей способности к саморазвитию. Все занятия основаны на упражнениях и заданиях, проводимых в   форме   игры.   В   программе   широко   представлены   математические развлечения:   задачи   –   шутки,   загадки,   головоломки,   словесные   игры, пальчиковые   игры,   игры   со   шнуровкой,   лабиринты,   игры   на   развитие пространственных   представлений.   Они   не   только   вызывают   интерес   своим содержанием и занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей находчивости, сообразительности.   Этому   способствуют   разнообразные   логические   игры, задачи,   упражнения.   Например:   «Найди   недостающую   фигуру»,   «Найди лишнее»,   «Чем   отличается?»,   «Найди   пару».   Для   решения   этих   заданий необходим анализ условий, правил, содержания игры или задачи и, в итоге, требуется применение математического умозаключения.  Большое   место   на   занятиях   занимают   дидактические   игры   и   упражнения.   Они   являются   ценным   средством   воспитания   умственной деятельности   детей,   активизируют   психические   процессы   (внимание, мышление, память, воображение), вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний.    пространственных представлений, развитие умений математического  конструирования, на расширение знаний о величине, форме, размере  предметов.  В программу включены игровые и занимательные задания на развитие  наблюдательности,     самостоятельности,   4Цель программы ­  овладение детьми дошкольного возраста на  элементарном уровне приемами логического мышления через систему  занятий(флипчартов) познавательной направленности.  Задачи программы: 1.Воспитывать   у   детей   устойчивый   интерес   к   математическим умение   пользоваться   ими   специальными знаниям(флипчартам),  принадлежностями  и стремлением  самостоятельно их приобретать. 2.Развивать  элементарные  математические   представления  детей  через обобщение,   систематизацию,   расширение   и   углубление   знаний   детей, приобретенных ими на предыдущих этапах. 3.Способствовать   осмыслению   детьми   последовательности   чисел   и места каждого из них в натуральном ряду. 4.Углублять представления детей о свойствах и отношениях объектов (в основном,   через   игры   на   классификацию   и   сериацию,   практическую деятельность, направленную на воссоздание, преобразование форм предметов и геометрических фигур). 5.Развивать у детей умения и способности: ­ Оперировать свойствами, отношениями предметов, числами, выявлять простейшие изменения и зависимости по их    форме, размеру. ­   Сравнивать,   обобщать   группы   предметов,   соотносить,   вычленять   оперировать   в   плане закономерности   чередования   и   следования, представлений, стремиться к творчеству. ­ Проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или   выдвижении   цели,   в   ходе   рассуждений,   в   выполнении   и   достижении результата. 5­  Рассказывать о выполняемом или выполненном действии, составлять диалог   со   взрослыми,   сверстниками   по   поводу   содержания   игрового (практического) действия. 6.Развивать   познавательные   и   творческие   способности   детей   через вовлечение их в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях, в самостоятельную игровую и практическую деятельность. 7.Развивать   умственные   способности   детей,   смекалку   и сообразительность, самостоятельность и гибкость мышления,    мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, пространственного воображения. 8.Учить   детей   использовать   знания   и   навыки   математического содержания в разных видах детской деятельности, проявлять волевые усилия, приучаться действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца. 9.Развивать трудовые умения в подготовке к занятию. 10.Воспитывать   привычку   к   точности,   аккуратности,   умение контролировать свои действия. 11.Формировать   дружеские   взаимоотношения   между   детьми, взаимопомощь в выполнении заданий. Программа построена на основе основных принципов, которые  решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего: 1. Принцип деятельности включает ребенка в познавательный процесс.  2. Принцип целостного представления о мире в деятельном подходе тесно связан   с   дидактическим   принципом   научности.   У   детей   формируется личностное отношение к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности.  3.   Принцип   психологической   комфортности   предполагает   снятие,   по возможности, всех стрессообразующих факторов на занятиях кружка.  4.   Принцип   вариативности   предполагает   развитие   у   детей   вариативного мышления,   то   есть   понимания   возможности   различных   способов   решения заданий и умения осуществлять систематический перебор материалов.  5.   Принцип   творчества   (креативности)   предполагает   максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.  6Организационно­методическое обеспечение программы Программа   «Логика»   разработана   для   детей   среднего   дошкольного возраста(4­5 лет). Для успешного освоения содержания программы численность детей в группе не должна превышать 10­15 человек. Временной период Кол­во занятий В неделю В месяц В год 2 8 72 Длительность   занятия   – 20 минут 7Главными методами обучения дошкольников являются: 1.практические (игровые)­работа с интерактивной доской(флипчарты);  2.развития;  3.исследования;  4.экспериментирование;  5.моделирование;  6.воссоздание;  7.преобразование;  8.конструирование. 8В результате проведения занятий дети будут уметь:  Ожидаемы результаты:   обобщать,     классифицировать, 1.выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;  систематизировать 2.сравнивать, предметы окружающей   действительности   (выделять   свойства   предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам);  3.ориентироваться в пространстве, различать предметы, находящиеся  справа, слева, вверху, внизу;  4.разбивать   множество   на   подмножества,   характеризующиеся   общим свойством;  5.сопоставлять части и целое для предметов и действий;  6.называть главную функцию (назначение) предметов;  7.расставлять события в правильной последовательности;  8.выполнять перечисляемую или изображенную последовательность  9действий;  9.применять какое­ либо действие по отношению к разным предметам;  10.описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;  11.находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;  12.проводить аналогию между разными предметами;  13.запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать,  рассуждать.  14.проявлять   доброжелательное   отношения   к   сверстнику,   выслушать, помогать по необходимости.  15. применять свои знания при работе с интерактивной доской. 10№ п/п 1 2 3 тема Цель занятия Календарно­тематическое планирование « Здравствуй, ёжик!» (математика + развитие речи) «Птичий двор» (математика + лепка) 1. Игра «Найди предметы». 2.Игра «Угадай, что в мешочке». Цель: развивать у детей познавательный интерес к  природе, представлений о зависимости  существования конк­ретного животного в условиях окру­жающей среды; развивать сенсорные  способности (восприятие цвета, фор­мы,  величины). Совершенствовать интеллект детей  ( внимание, память, мышление, воображение, речь). Цель: развивать комбинаторские способности,  логическое мышление, творческое воображение;  учить составлять целое изображение из частей. 1.Расширять умение детей в нахождении  совокупностей предметов (много) и единичных  предметов (один) в окружающей обстановке. 2.Упражнять детей в сравнении равных и неравных  групп предметов, пользуясь приемом  приложения,  в обозначении результатов сравнения  словами:  больше, меньше, столько, сколько, поровну. 3.Продолжать развивать умение находить и на  ощупь определять геом. фигуру, ее форму;  использовать в речи прилагательные:  круглой, квадратной, треугольной формы. Количество  часов 1 1 1 Дата  проведения Сентябрь 05.09.16  07.09.16 14.09.16   4    «   Страна  Муравия» Цель: развивать умение выявлять и абстрагировать 1 19.09.16 10(математика + конструирование) «Зверюшки Фиолетового леса» (математика  + лепка) 1. «Знакомство с прямоугольником». 2.Игровое упражнение «Строимся на  зарядку». 3.Игра «Найди лишнюю фигуру». 1. «Знакомство с цилиндром и некоторыми  свойствами объемных тел». 2. Игра « Найди свой автобус». 5 6 7 свойства геометрических фигур; развивать  познавательные способности: внимание, память,  мышление. Цель: развивать умение выделять свойства  предметов, абстрагировать их от других, следовать определенным правилам при решении  практических задач 1.Познакомить детей с прямоугольником. 2.Учить различать прямоугольник, квадрат и  треугольник по характерным признакам. 3.Совершенствовать умение сравнивать,  ранжировать по высоте, длине. 4.Показать способ соотнесения предметов. 5.Развивать умение анализировать предметы по  признакам:  форма – цвет, форма – размер, размер – цвет. 1.Познакомить детей с цилиндром. 2.Дать детям представление о некоторых  свойствах объемных тел: шара, куба, цилиндра  (устойчивость и неустойчивость, наличие и  отсутствие углов). 3.Продолжать учить обследовать модели фигур  осязательно­двигательным путем; устанавливать размерные соотношения между 2­4  предметами по объему. 4.Уточнить представление о части суток – утро,  связав ее название с деятельностью детей и   близких им взрослых. 5.Упражнять в различении круга, квадрата,  прямоугольника и треугольника. 1 1 1 21.09.16 26.09.16 28.09.16 118 9 «Улица поселка моего» (математика +  конструирование + развитие речи)    «Волшебные  логоформочки» (математика  +художественная лите­ратура) 10 1.Беседа – день. 2.Д./и. «Найди клад»(2). 3. Игра «Волшебные фигуры» (построение из геометрических фигур). 11 «Праздник цифры» Цель: учить решать головоломки; развивать  аналитическую деятельность, умение  классифицировать объекты; учить строить улицу  из деталей строительного материала,  анализировать постройку. Цель: учить составлять эталонные и другие  геометрические фигуры из частей. Развивать  процессы внимания, памяти; умение сравнивать,  анализировать, объединять части в целое;  выстраивать логические связи, развивать  сообразительность.  1.Уточнить представление о части суток – день. 2.Продолжать развивать умение выявлять в  предметах, абстрагировать и называть (цвет,  форму, размер, толщину) одновременно 2 свойства  (форма и цвет, форма и размер, размер и цвет…). 3.Продолжать упражнять в назывании геом. фигур,  их свойств. 4.Развивать творческое мышление. Цель: закрепить знания детей о цифрах, умение  находить цифру соответственно количеству  предметов, упражнять детей в отгадывании  математических загадок, решении задач, срав­ нивании чисел. Развивать умение анализировать,  сравнивать, сопоставлять, развивать память. 12 «Чудо­лукошко» ( математика + рисование) Цель: закрепить счет в пределах 10, учить  составлять десяток из двух меньших чисел,  выделять множество, совершенствовать интеллект,  1 1 2 1 1  Октябрь 03.10.16 05.10.16 10.10.16 12.10.16 17.10.16 19.10.16 1213    «Сложи прямоугольник».    «Что сделали? Что получилось?» 2.Беседа:  «Сутки». Д./и. «Назови соседей». 14 « Нетающие льдинки озера Айс»  ( математика + аппликация) 15 «Занимательные задачи» (математика  +конструирование) развивать мелкую моторику рук. 1.Учить делить предметы на 2 и 4 равные части  складыванием предмета пополам (на 2 части) и еще раз пополам (на 4 части). 2.Упражнять детей в использовании в речи  результатов деления (сложили пополам, получили  2(4) равные части, половина целого, одна из 2  частей, одна из 4 частей). 3.Обобщить все части суток в одно понятие ­  ,,Сутки”. Помочь детям осознать, что отсчет  последовательности частей суток можно начинать  с любой из них. 4.Развивать умение различать контрастные и  смежные части суток. 5.Совершенствовать умение детей в  количественном счете, познакомить с правилом:  Количество предметов не зависит от того, где они  находятся и как их считать: справа налево или  слева направо (направление счета). . Цель: познакомить детей с эталонами формы и  величины, соотношением це­лого и числа, с  физическими свойст­вами: прозрачность, гибкость; разви­вать сенсорные, познавательные и творческие способности.  Цель: учить решать занимательные задачи.  Продолжать знакомство детей с геометрическими  фигурами, их эле­ментами; развивать ,сенсорные,  пси­хические, творческие способности.  Способствовать развитию умения сос­тавлять  различные предметы из плас­тинок «Прозрачного  2 24.10.16 26.10.16 1 1 31.10.16 Ноябрь 02.11.16 1316 17 18 19 «Черепашка». Моделирование из скорлупы  грецкого ореха. 1.Игра «Вопрос – ответ». 2. Игра с 2 обручами. 3. Игра «Сложи узор». «Математика ­ это интересно» 1.Игра «Составь картинку». 2.Игра «Угадай какая фигура?» .3.Игра «Зоопарк». квадрата».  Учить аккуратно намазывать клеем край скорлупы, наклеивать на заготовки, прижимая салфеткой.  Развивать мелкую моторику рук, творческие  способности. 1.Учить использовать при решении логических  задач умение рассуждать, доказывать. 2.Продолжать совершенствовать умение выделять  одновременно 2 свойства предметов,  ориентироваться на плоскости (слева, справа,  посередине). 3.Способствовать развитию комбинаторных  способностей путем комбинирования цвета и  формы; творческого воображения,  пространственного мышления. Цель: стимулировать развитие мыслительных  способностей детей, их познавательный интерес.  Учить детей делать несложные игрушки из  поролона. 1.Учить составлять целое из частей. 2.Развивать умение опираясь на карточки­коды,  выделять предметы одновременно с 3 свойствами  (форма, цвет, размер), понимать схематическое  изображение позы человека. 3.Закреплять умение выделять одновременно 2  свойства (размер­цвет) предмета. 4.Развивать аналитическое восприятие,  комбинаторные способности, умение  устанавливать соответствие. 1 1 2 2 07.11.16 09.11.16 14.11.16 16.11.16 21.11.16 23.11.16 1420 «День рождения куклы Кати (математика +  ознакомление с окру­жающим) 21 «Магический  Геоконт» (математика +  конструирование) 22 1.  Игра «Найди лишнюю». 23 1.История про трамвай. 2.Решение логических задач. 3.Игра «Светофор». 24 «В гостях у Эника и Бэника» (математика + развитие речи) Цель: закрепить знания детей о форме и величине  предметов, знакомить с пространственными  отношениями. Развивать внимание, память, мышле­ ние, воображение продолжать готовить руку  ребенка к письму. . Цель: познакомить детей с понятием «линия»,  используя для этого наглядный способ и свободное моделирование; уточнить точки пересечения двух  кривых линий, используя для этого бумагу и  карандаш. 1.Продолжать учить группировать фигуры по  форме, обобщать их признаки. 2.Развивать умение сравнивать и обобщать  геометрические фигуры (по толщине…) по  качественным признакам. 3.Способствовать развитию логического  мышления, комбинаторных способностей. 1.Показать образование чисел 6 и 7. 2.Учить вести счет в пределах 7. 3.Познакомить с цифрами – 6 и 7. 4.Уточнить представление о получении числового  ряда до 7. 5.Закрепить свойство тройки смежных чисел  посредством решения логических задач. 6.Развивать внимание детей. Цель: развивать геометрическое и  пространственное воображение, логическое  мышление, внимание, зрительную память,  комбинаторские способности, речь детей. 1 1 1 1 1 28.11.16 30.11.16 Декабрь 05.12.16 07.12.16 12.12.16 1525 26    «Фонарики для жителей вол­шебной  страны» (математика +конст­ руирование) 1.Беседа:  « Вчера, сегодня, завтра». Д./и. «Назови соседей». 2. «Монгольская игра» 3. Игра  «Где, чей дом?» 27 «Математическое развлечение» 28 1. Моделирование по образцу. . 2.Игра «Угадай, что, где находится». 3.Игра с цветными палочками. 29 «Путешествие в сказку» (математика + рисование+ художественная  Цель: развивать творческое воображе­ние детей,  умение ориентироваться в пространстве.  Продолжать учить скла­дывать полоски бумаги,  украшать фо­нарики готовыми формами. 1.Дать представление о временных понятиях:  вчера, сегодня, завтра. 2.Уточнить представление о частях суток, понятии  – сутки. 3.Упражнять в группировке фигур (квадрат,  прямоугольник, треугольник, круг) по форме,  размеру, цвету. 4.Совершенствовать умение устанавливать  соответствие по величине. Цель: доставить детям радость и удовольствие от  игр развивающей направленности. Поддерживать  интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием,  проявляя настойчивость, целеустремленность,  взаимопомощь. . 1.Учить моделировать по образцу. 2.Упражнять детей в определении  пространственного расположения предметов  относительно себя (впереди, перед, за, сзади, слева, справа, вверху, внизу).   3.Совершенствовать умение выкладывать силуэты,  узоры, четко соблюдая цвет и размер палочек по  образцу. Цель: учить детей эмоционально воспринимать  содержание сказки, пере­давать его с помощью  1 2 2 1 2 14.12.16 19.12.16 21.12.16 26.12.16 28.12.16 Январь 04.01.17 09.01.17 11.01.17 16литература) 30 1. Игровая ситуация «Придумай загадку». 2.Игра «Придумай головоломку». 31 1. Игровая ситуация «Назови цепочку слов». 2. «Дети в городе Геометрических фигур». 3. Игра  «Кто быстрее соберет гирлянду».  32 «Путешествие в Фиолетовый лес»  (математика + конструирование) 33 « В гости к веселым гномам» ( математика +  рисование) изобразительных материалов; способствовать раз­ витию мелкой моторики рук, творческому  воображению, ориентированию на плоскости. 1.Учить сравнивать предметы одновременно по  нескольким качественным признакам, выделяя их  составлять загадки. 2.Упаражнять детей в преобразовании фигур,  количественном счете, умении составлять задачи  на преобразование. 3.Развивать пространственные представления,  умение ориентироваться по схеме, считать клетки,  соотносить их с шагами, использовать в речи слова: вперед … шагов, налево, направо. 1.Познакомить и учить пользоваться приемами  мнемотехники. 2.Продолжать развивать умение выделять основные признаки предметов: цвет, форму, величину – и  находить предметы с заданными свойствами. 3.Упражнять в подборе предметов по цвету,  соблюдая их чередование. 4.Развивать память, внимание детей. Цель: закрепить знания детей о днях недели;  развивать комбинаторские способности путем  комбинирования цвета и формы, развивать  творческое воображение, память; учить склады­ вать лодочку путем сгибания листа бумаги  предметы по определенному признаку. 5.Развивать внимание, творческое воображение,  комбинаторные способности. Цель: освоение цвета, пространственного  1 1 1 1 16.01.17 18.01.17 23.01.17 25.01.17 17) 34 1.Игровое упражнение «Подними картинку». Игровое упражнение :  « Сосчитай звуки». 2.Игра «Найди ключи».Дети определяют по  плану под каким предметом спрятаны ключи. 3. Игра с палочками     Кюизенера : 35 « Жила - была Гусеничка…» 36 « Поляна волшебных корзинок» (математика  + конструирование) расположения, развитие умений считать,  определять порядковый номер, развитие внимание,  памяти, воображения. Учить детей тонировать  бумагу, воспитывать аккуратность.            1.Продолжать учить считать и отсчитывать  предметы в пределах 8 по образцу, по звуку, по  числу. 2.Развивать умение запоминать предметы, находить направление на плоскости: слева, справа,  посередине. 3.Упражнять в воспроизведении определенного  количества движений по числу. 4.Познакомить с цифрой 8. 5.Способствовать развитию умения  ориентироваться в групповой комнате по плану,  путем упражнений, распознания условных  обозначений. 6.Развивать аналитические способности, осваивать  понятие итогового числа. Цель: стимулировать развитие позна-вательных процессов, целенаправлен-ность и устойчивость внимания, уме-ние довести начатое дело до конца. Нахождение предметов в окружающей обстановке,  похожих на определенные геометрические фигуры. Цель: закрепить счет, состав числа первого  десятка с помощью зрительного, слухового и  тактильно­осязательного анализаторов;  2 1 1 Февраль 30.01.17 01.02.17 06.02.17 08.02.17 1837 38 39 40 «Ежик». Моделирование из семечек и  пластилина. 1. «Образование числа 9». 2. «В городе Геометрических фигур». 3. «Монгольская игра». «Ворон Метр и малыш Гео» (математика  +экология) 1.Игра  «Мастерская ковров». . 2.Игра  «Вертикальная и горизонтальная  лесенки».    3. Игра  «Разрезные картинки». способствовать совершенствованию мелкой  моторики руки ребенка. Закрепить умение  складывать объемные корзинки, дополнять изделия украшениями. Учить подбирать детали, передавать  выразительность образа. Развивать воображение,  умение создавать композицию.  1.Познакомить детей с образованием числа 9. 2.Упражнять в количественном счете в пределах 9. 3.Показоть независимость числа предметов от  площади, которую они занимают. 4.Совершенствовать умение детей выделять  одновременно 3 признака предметов: длину,  ширину, толщину; выстраивать предметы по увеличению признаков. 5.Продолжать развивать комбинаторные  способности. Цель: закрепить умение конструировать  геометрические фигуры, развивать  пространственное мышление и творческое  воображение. 1.Учить ориентироваться на плоскости стола и  листе бумаги. Активизировать словарь детей за  счет использования слов и словосочетаний:  в  середине, снизу, сверху, справа, слева, названия  геометрических фигур. 2.Познакомить детей с использованием условной  мерки для измерения длины, высоты. 3.Совершенствовать умение ранжировать предметы по высоте, длине; в счете до 9. 1 1 2 1 13.02.17 15.02.17 20.02.17 22.02.17 27.02.17 19«Ромашка». Аппликация из семян тыквы. «День рождения пчелки Жу­жи» (математика + рисование ) 1.Образование числа 10. 2.Здача­головоломка: «Составь ракету».   3.Игра «Цветная лесенка». Найди нужную деталь. Построй домик. « Веселый поезд» (математика) 4.Закреплять умение различать геометрические  фигуры. 5.Развивать у детей сенсорные умения,  аналитическое восприятие. Продолжать учить наклеивать семена тыквы на  готовое изображение. Развивать чувство  композиции, воображение, творчество. Цель: развивать сенсорные способности,  психические процессы: внимание, память,  мышление, творческие способности и мелкую  моторику руки, способствовать развитию умения  закрашивать и штриховать.  1.Познакомить детей с образованием числа 10. 2.Упражнять в количественном счете в пределах  10. 3.Совершенствовать умение правильно строить  изображение по образцу и преобразовывать его,  пользоваться условной меркой для сравнения  длины предметов. Развивать внимание, наблюдательность, умение  соединять детали, умение концентрировать  внимание. Цель: учить детей раскладывать веревочки в  порядке возрастания и убывания длины.  Способствовать развитию у детей представления о  числе на основе счета.  Лабиринт. Дорисуй картинку. Развивать пространственные представления.  Развивать умение обобщать. Чего не хватает? Покажи одинаковые чашки.  Развивать умение обобщать, внимание, память,  41 42 43 44 45 46 47 1 2 1 1 1 1 Март  01.03.17 06.03.17 13.03.17 15.03.17 20.03.17 27.03.17 29.03.17 2048 49 50 51 52 53 Поймай рыбку. «Туфелька для Золушки» (математика +  художественная литература +  конструирование) «Шел домой Глеб» (математика +  художественная литература +  конструирование) 1.«Знакомство с фигурами овальной формы». 2.Игра «Кто живет в трехэтажном доме». 3.Игра «Уголки». Кого надо нарисовать? Найди похожие  круги. Какая фигура будет последней? «Забавные цифры» (математика ) точность движения, пространственные  представления.  Цель: стимулировать развитие познавательных  навыков, умение довести начатое дело до конца.  Способствовать развитию мелкой моторики рук,  пространственного мышления. Цель: развивать сенсорные способности, показать  независимость количества от пространственного  расположения и размера предметов. Учить  складывать кошку методом оригами 1.Познакомить детей с фигурой овальной формы. 2.Продолжать учить детей обследовать фигуры,  используя осязательно­двигательный прием  обследования моделей. 3.Развивать умение словесно описывать фигуру. 4.упражнять в составлении числа из 2 меньших. 5.Поощрять активное участие детей в воссоздании  построек по образцу. Учить наблюдательности. Развивать логическое  мышление, умение делать умозаключения. Цель: закрепить счет, знание цифр. Развивать  способности ориентироваться в пространстве,  логическое мышление, мелкую моторику рук. « Плетеный коврик для Винни­  Пуха»( математика + конструирование  +ознакомление с окружающим +  художественная литература) Цель: стимулировать развитие мыслительных  способностей детей. Учить детей делать коврик:  переплетать бумажную основу полосками цветной  бумаги. 1 1 1 1 1 1 Апрель 03.04.17 05.04.15 10.04.17 12.04.17 17.04.17 19.04.17 2154 1.Игра с 2 обручами. . 3.Игра «Исправь и раскрась лесенку».       55 56 57 1. Игра «Найди противоположности». 2.Игра «Найди лишнюю картинку». 3.Игра с блоками Дьенеша. :   «Дни недели» (математика +  рисование+  художественная литера­тура) 1.Игра «Найди Микки­Мауса». 2.Игра «Вчера, сегодня, завтра». 3.Игра «Геометрическая мозаика». 1.Учить классифицировать множества по 1­2  свойствам (цвет и форма, размер и форма, цвет и  размер). 2.Продолжать совершенствовать детей в  количественном счете, в умении подводя итог,  обводить предметы движением руки и называть  итоговое число. 3.Продолжать развивать умение согласовывать  числительные с существительными (один, одна,  одно). 4.Закрепить умение сравнивать предметы по  высоте, выстраивать лесенку по возрастанию,  исправляя ошибки; способствовать соотнесению  предметов по длине, цвету и числу. 1.Учить детей находить противоположности. 2.Совершенствовать умение сравнивать и обобщать предметы по признаку, исключая лишний предмет. 3.Закрепить умение группировать по размеру,  толщине, цвету. Цель: закрепить представление детей о днях  недели. Развивать познавательные способности,  умение наблюдать и анализировать, сравнивать и  сопоставлять. Учить рисовать цифры с помощью  цветных веревочек. 1.Уточнить представление о временных понятиях  (вчера, сегодня, завтра) и частях суток. 2.Упражнять в различении понятий по признакам и  соотнесение с определенными знаками­символами. 3.Закрепить умение создавать узор по образцу и по  замыслу. 1 24.04.17 1 1 1 26.04.17 Май  03.05.17 10.05.17 2258 59 60 61 62 «День и ночь   ( математика)     ­ сутки прочь » «Отправляемся в путь» (математика +  конструирование + ознакомление с  окружающим) 1.Игра «Придумай головоломку». Дети придумывают задачи­головоломки со  счетными палочками на уменьшение или  перекладывание их. 2.Игра «Кто назовет большее количество  фигур?» . 4. Игра «Что изменилось?» Загадки без слов. Чудесный мешочек. Какая  фигура будет последней?  «Животные на волшебной поляне»   (математика + рисование) 4.Развивать комбинаторные способности,  творчество детей. . Цель: продолжать знакомство детей с  временными понятиями. Развивать познавательные  способности, способствовать освоению  математического материала. Цель: развивать умение ориентиро­ваться по  карте. Упражнять в умении увеличивать и  уменьшать числа в пре­делах 10. Учить  изготавливать автобус из коробок; закреплять  умение допол­нять поделку деталями для  придания ей большей выразительности. 1.Учить придумывать задачи­головоломки,  используя счетные палочки, находить решения им  путем уменьшения количества палочек или  перекладывания. 2.Продолжать упражнять детей в умении  подводить итог. 3.Совершенствовать умение, пользуясь условными  обозначениями, рисовать схему маршрута. 4.Развивать внимание детей. Развивать умение работать по схеме. Учить детей  обобщать и классифицировать. Развивать  логическое мышление. Цель: развивать математические представления  (освоение состава 10, соотношение целого и части), творческие способности. Способствовать умению  рисовать фигурки животных по трафарету. 1 1 1 1 1 15.05.17 17.05.17 22.05.17 24.05.17 29.05.17 2363 «Математический праздник    « В гостях у Магнолика» . Итого: 72 занятия Цель: доставить детям радость и удовольствие от  игр развивающей направленности. Поддерживать  интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием,  проявляя настойчивость, целеустремленность,  взаимопомощь. 1 31.05.17 2425Мониторинг освоения детьми программного материала Уровни освоения программы. Низкий.  Ребенок   различает   предметы   по   форме,   размерам,   называет   их, группирует в совместной со взрослым деятельности. Пользуется числами до 3­5, допускает ошибки при сосчитывании. Выполняет игровые и практические действия   в   определенной   последовательности;   ошибается   в   установлении связей между действиями (что сначала, что потом). Средний.  Ребенок различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам   («все   большие»,   «все   некруглые»).   Выполняет   действия   по группировке, воссозданию фигур. Затрудняется в высказываниях, пояснениях. Обобщает группы предметов по количеству (числу, размеру, устанавливает неравенство). Считает до 4­7. Высокий.  Ребенок   оперирует   свойствами   предметов,   обнаруживает зависимости   и   изменения   в   группах   предметов   в   процессе   группировки, сравнения,   сериации;   сосчитывает   предметы   до   8­10.   Устанавливает закономерность увеличения (уменьшения) количества, размеров предметов по длине,   толщине,   высоте.   Отвечает   на   вопрос:   «А   что   будет,   если   уберем, добавим?»   Самостоятельно   экспериментирует   с   целью   определения неизменности   количества   и   размера,   объясняет,   почему   стало   больше   или меньше. Проявляет творческую самостоятельность в практической, игровой деятельности, применяет известные ему способы действий в иной обстановке. Мониторинг   освоения   детьми   программного   материала   помогает педагогу определить уровень детской умелости, подсказывает, на что следует обратить внимание в работе с детьми. 24Заключение   «Задача   дошкольного   воспитания   состоит   не   в   максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на   «рельсы»   школьного   возраста,   а   прежде   всего   в   создании   каждому дошкольнику   условий   для   наиболее   полного   раскрытия   его   возрастных возможностей и способностей». Наиболее   близкие   и   естественные   для   ребенка   виды   деятельности   ­ игра,   общение   со   взрослыми   и   сверстниками,   экспериментирование   и предметная деятельность. Именно   в   этих   видах   деятельности   происходит   интеллектуальное, эмоционально   ­   личностное   развитие.   Дети   обретают   уверенность   в   себе, учатся излагать свои мысли, чувства. Все это будет хорошим подспорьем при их подготовке к школе.  Эффективность   занятий  достигается   через   использование современных образовательных технологий. В работе используются следующие технологии обучения:  1.здоровьесберегающие технологии (физкультминутки во время занятий на укрепление мышц глаз, шеи, позвоночника);  2.проблемное обучение (использование упражнений, позволяющих найти самостоятельный путь решения);  3.технологии  личностно –  ориентированного  подхода  (дети получают задания соответственно своему индивидуальному развитию). 4.использование флипчарт занятий 25Используемая литература 1. Популярное пособие для родителей и педагогов. И учеба, и игра:  математика. Ярославль «Академия развития» 1997г.  2. Б. П. Никитин. Ступеньки творчества или развивающие игры. Москва  «Просвещение» 1991.  4.. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль,  1997.  5. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления (для пятилетних  детей). М., 1984.// www.pedlib.ru  6. Гурьянова Ю. Математические игры и головоломки для детей 2­5 лет.  М., 2008.  7. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М., 2008.  8. Копытов Н. Задачи на развитие логики. М., 1998.  9. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998.  10. Немов Р.С. Психология. Книга 1. М., 2001.  11. Светлова И. Логика. М., 2007.  26