Программа «Юный математик» направлена на развитие математических способностей учащихся и формирование умений и навыков для решения математических заданий повышенного уровня сложности.Программа имеет практическую направленность и может иметь особое значение для детей, испытывающих трудности в освоении математики, а также для преодоления психологических барьеров в обучении.Рабочая программа дополнительного образования является частью дополнительной образовательной программы для детей и взрослых.
Программа доп. образования.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 72 ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ
ГАНУСА ФЕОДОСИЯ ГРИГОРЬЕВИЧА Г. ЛИПЕЦКА
Программа дополнительного
образования
по математике
«Юный математик»
Гладких Ольга Сергеевна,
учитель начальных классов Пояснительная записка.
Программа «Юный математик» направлена на развитие математических
способностей учащихся и формирование умений и навыков для решения
математических заданий повышенного уровня сложности.
1. Нормативноправовой основой программы «Юный математик»
являются следующие документы:
Федеральный закон от 29.12 2012 г. №273ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования,
утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22
декабря 2009 г., регистрационный № 15785).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г.
№ 1241 г. Москва «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»,
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г.
№ 2357 г. Москва «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».
Концепция долгосрочного социальноэкономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября
2008 г. №1662р.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,
утвержденная Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 г.
Пр271.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.28211«Санитарно –
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях».
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 12 мая
2011 года №30296 «Об организации внеурочной деятельности в
образовательных учреждениях,
реализующих образовательные
программы начального общего образования». 2. Цели и задачи программы «Юный математик»
Цель:
развивать математический образ мышления
Задачи:
расширять кругозор учащихся в различных областях
элементарной математики;
расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
применять математическую терминологию;
развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и
явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать
собственные мысли.
3. Общая характеристика программы.
программы
Педагогическая
целесообразность
объясняется
формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза,
сравнения, классификации, аналогии и обобщения, поиска информации ее
обработка и оценка. Программа имеет практическую направленность и может
иметь особое значение для детей, испытывающих трудности в освоении
математики, а также для преодоления психологических барьеров в обучении.
В настоящее время без основных мыслительных операций, которые позволяют
включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные
соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и
интересами, не будет оказывать положительное влияние на развитие
внимания, памяти, эмоции и речи ребенка. В этот период развиваются формы
мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний,
развитие научного, теоретического мышления. В младших классах
закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе,
но и в жизни.
Программа направлена на :
создание условий для развития ребенка;
развитие мотивации к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
профилактику ассоциативного поведения;
интеллектуальное, ценностное и творческое развитие личности
ребенка;
укрепление психического здоровья.
4. Место программы в учебном плане Рабочая программа дополнительного образования является частью
дополнительной образовательной программы для детей и взрослых. Сроки
реализации программы 1 год обучения; 1 час в неделю. Программа
рассчитана на 35 часов в основном практических занятий с вступительной
беседой учителя по теме каждого занятия.
(базовый
и повышенный) результатов
образовательной
5. Планируемые результаты освоения программы.
дополнительной
Описание уровней
дополнительной образовательной деятельности.
Базовый уровень результатов
деятельности
Учащиеся должны знать:
числа и операции над ними;
геометрические фигуры и величины;
старинные меры и величины;
таблицы мерок;
текстовые задачи; уравнения, схемы, графическое моделирование;
составление алгоритмов.
Учащиеся должны уметь:
воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть
способами обработки данной информации;
определять учебную задачу;
ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано
доказывать свою точку зрения;
владеть своим вниманием;
сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления,
владеть рациональными приемами запоминания;
владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;
использовать основные приемы мыслительной деятельности;
самостоятельно мыслить и творчески работать;
владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Повышенный уровень
деятельности:
результатов дополнительной образовательной
выбирать наиболее удобный способ вычисления значения выражения;
моделировать условие задачи освоенными способами; изменять схемы в
зависимости от условия задачи;
давать качественную оценку ответа к задаче («сможет ли…», «хватит
ли…», «успеет ли…»);
соотносить данные таблицы и диаграммы, отображать данные на
диаграмме;
проводить квазиисследования по предложенному плану; использовать приобретённые знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в
учебных и бытовых ситуациях
Личностные результаты
Развитие морально этических качеств личности, адекватных
полноценной математической деятельности.
Осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки, способность к рефлексивной самооценке своих действий и волевая
саморегуляция.
Спокойное отношение к ошибке как к рабочей ситуации, вера в свои силы.
Метапредметные результаты
Умение выполнять пробное учебное действие, анализировать ситуацию,
выявлять и устранять причины затруднения.
Формирование специфических для математики логических операций
(сравненение, анализ, синтез, обобщение, установление причинно
следственных связей, построение рассуждений,) необходимых человеку для
полноценного функционирования в современном обществе.
Способность к использованию знаково – символических средств
математического языка для представления информации, создания моделей
изучаемых объектов и процессов,
решения коммуникативных и
познавательных задач.
Овладение навыками смыслового чтения текстов.
Умение работать в парах, группах, осуществлять взаимный контроль,
адекватно оценивать своё поведение, способность разрешать конфликты.
Предметные результаты
Освоение опыта самостоятельной математической деятельности по
решению текстовых арифметических задач.
Использование приобретённых математических знаний для решения
учебнопрактических задач.
Овладение приёмами анализа условия задачи и наглядного
представления данных и процессов, исполнения и построения алгоритмов.
Умение устно и письменно решать текстовые задачи, составлять выражения.
Овладение математической речью, знание терминологии используемой
при рассуждении в процессе решения задачи.
Система оценки результатов освоения программы.
Текущий контроль:
прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия
до
выполнения;
послеоперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и
последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
реального
начала
его рефлексивный контроль, обращенный на ориетировочную основу, «план»
действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
контроль по результату, который поводится после осуществления учебного
действия методом сравнения фактических результатов или выполненных
операций с образцом.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
знакомство с научнопопулярной литературой,
связанной с
математикой;
проектная деятельность
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы
тестирование;
практические работы;
творческие работы учащихся;
выставки;
проекты;
портфолио.
Итоговый контроль проводится в следующих формах:
Самооценка и самоконтроль определение учащимся границ своего
«знаниянезнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание
тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления
деятельности.
Результаты освоения
дополнительной
образовательной
программы
Виды деятельности
Методы и формы
диагностики
1.Информационно
коммуникативная
компетентность
2. Компетентность «Учиться
всю
жизнь» (самообразование)
3. Самоорганизация
Самостоятельная познава
тельная
творческая
гражданскообщественная
социально значимая бытовая
общение
предметная
Письменные работы: проекты,
рефераты, доклады.
Ведение диалога, участие в
диалоге: аргументация, умение
договариваться, умение задавать
вопросы и отвечать на них. игровая
4.Специальные:
практические навыки
творческие способности
естественнонаучная
предметные
Ценности
Проектные работы, творческие
работы.
Решение проблемных и
нестандартных задач.
Групповой и индивидуальный
Проект.
Игровые проблемные ситуации
Портфолио учащегося
Наблюдение
Социальная практика.
Творческая деятельность №
Наименование раздела, темы
Количество
Форма проведения
Формируемые УУД
часов
занятий
Содержание программы
Дата
проведения
занятия
Раздел 1. « Числа и операции над
ними.
Вводное занятие «Математика – царица
наук»
Конкурс эрудитов «А ну, познания
человеческие, поглядим, кто
кого!» (Жан Поль Сартр)
Решение ребусов и логических
задач.
в
упражнения
Страну
Геометрические
«Путешествие
Геометрию»
Упражнения в построении чертежей
на нелинованной бумаге.
Игра «Удивительный квадрат».
«Геометрические
Раздел 2.
фигуры и величины»
Преобразование фигур на
плоскости.
1
2
3
4
5
6
7
6
1
1
1
1
1
7
1
разгадка
«математических
фокусов»
групповая работа,
решение
нестандартных
задач
конкурс буклетов о
великих
математиках
прогулка, конкурс
рисунков на
асфальте
практическая
работа,выставка
прогулка, конкурс
рисунков на
асфальте
Личностные
Самообразование:
понимать учебную задачу;
формулировать гипотезы по решению поставленной
учебной проблемы;
оценивать учебные действия и результаты учебной
деятельности.
Самоорганизация:
соблюдение правил поведения и норм общения в
разных ситуациях
Регулятивные:
самостоятельная постановка учебных целей;
планирование, контроль.
Коммуникативные:
уметь работать в парах, группах, осуществлять
взаимный контроль, адекватно оценивать своё
поведение, способность разрешать конфликты.
Познавательные:
установление отношений между:
— данными условия;
— данными требования (вопроса);
— данными условия и требованиями задачи
конструирование
фигур на плоскости
из различного
материала
Самообразование:
Личностные 8
9
Задачисмекалки.
Симметрия фигур.
10 Соединение и пересечение фигур
11 Познавательная игра
вёрст…»
«Семь
12 Вычисление площади фигур.
13 Объём фигур
Раздел 3.Текстовые задачи.
14 Логическая игра «Молодцы и
хитрецы»
15 Конструирование предметов из
геометрических фигур.
16 Проектная
деятельность
«Зрительный образ квадрата».
17 Школьный тур олимпиады
1
1
1
1
1
22
1
1
1
1
практическая
работа, решение
нестандартных
задач
создание мини
альбома «Узоры
геометрии»
вычерчивание
геометрических
фигур
решение
нестандартных
заданий на меры
длины
создание мини
проекта «Наш
школьный стадион»
создание мини
проекта «Наш
школьный стадион»
решение задач на
упорядочивание
множеств
минипроект «Наша
детская площадка»
работа
над
проектом,
защита
проекта
решение
повышенной
трудности
заданий
оценивать учебные действия и результаты учебной
деятельности.
Самоорганизация:
соблюдение правил поведения и норм общения в
разных ситуациях
Осознание личностного смысла учения и интерес к
изучению математики
Регулятивные:
самостоятельная постановка учебных целей;
планирование, контроль, оценка учебной
деятельности.
Коммуникативные:
уметь работать в парах, группах, осуществлять
взаимный контроль, адекватно оценивать своё
поведение, способность разрешать конфликты.
Познавательные:
Освоение опыта самостоятельной
математической деятельности по решению
текстовых нестандартных задач. Последовательно
перевести каждую смысловую единицу и структуру
их отношений в целом на знаковосимволический
язык
Личностные
Самообразование:
осознавать личностный смысл учения и интерес к
изучению математики
понимать учебную задачу;
формулировать гипотезы по решению поставленной
учебной проблемы;
оценивать учебные действия и результаты учебной
деятельности. 18 Математическая игра «Умники и
умницы»
19 Открытие нуля.
20 Экскурсия в компьютерный класс
21 Компьютерные
математические
игры.
22 Конкурс знатоков
23 Учимся комбинировать элементы
знаковых систем.
24 Конкурс знатоков
25 Учимся разрешать задачи на
противоречия.
26 Игра «Гонка за лидером: меры в
пословицах»
27 Анализ проблемных ситуаций во
многоходовых задачах.
28 Анализ проблемных ситуаций в
многоходовых задачах
Задачи с многовариантными
решениями.
Решение нестандартных задач
29
30
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
на
«Почему
решение
нестандартных
математических
заданий
исследовательская
работа
так?»
конкурс рисунков
индивидуальная
работа
компьютере
решение
нестандартных
заданий
«Мой
проект
суперпример
–
самый лучший!»
конкурс
решение игровых
заданий «Богатыри
и разбойники»
решение
нестандартных
заданий
решение
повышенной
сложности
проверочный тест
задач
проблемная
ситуация
составление плана
последовательности
решения задачи.
Самоорганизация:
соблюдение правил поведения и норм общения в
разных ситуациях
Осознание личностного смысла учения и интерес к
изучению математики
Регулятивные:
самостоятельная постановка учебных целей;
планирование, контроль, оценка учебной
деятельности.
Коррекция: внесение необходимых дополнений и
корректив в план и способ действия в случае
расхождения эталона, реального действия и его
результата.
Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний,
его временных характеристик
Коммуникативные:
уметь работать в парах, группах, осуществлять
взаимный контроль, адекватно оценивать своё
поведение, способность разрешать конфликты.
Познавательные:
Определять способ решения задачи;
определить последовательность действий ;
Освоение
математической
деятельности
текстовых арифметических задач.
опыта
самостоятельной
решению
по
Использование приобретённых математических
знаний для решения учебнопрактических задач.
Овладение приёмами анализа условия задачи
и наглядного представления данных и процессов,
исполнения и построения алгоритмов.
Творческие способности 31 Практикум «Подумай и реши».
32
Задачи с изменением вопроса.
33 Математический КВН
34 Круглый стол «Подведем итоги»
35 Проект «Место математики в моей
жизни»
1
1
1
1
1
схематическое
изображение задач
схематическое
изображение задач
КВН
отчёт о
проделанной работе
проект
уметь вносить собственные элементы в работу по
образцу.
Практические навыки:
применять инструкцию по осуществлению
определенного вида работы. Описание материальнотехнического и учебнометодического обеспечения образовательной деятельности
Литература и методическое обеспечение программы
1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2011г.
2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. –
Пб,2009г.
3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
7. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
8. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
9. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С. Пб.: «Лань», 1995
10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1
– 4 классы. М., 2004
11.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
12.«Начальная школа» Ежемесячный научнометодический журнал
наличие дидактических карточекзаданий по математике;
подборка печатных изданий и материалов.
Цифровые образовательные ресурсы:
Дидактический материал:
компьютер, интерактивная доска.
подборка видеофрагментов.
Интернетресурсы: http://metaschool.ru/internetolympiadapomatematike.php Меташкола
http://mathkang.ru/ Кенгуру
http://www.nicsnail.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=258&Itemid=62 – конкурс игра Слон
Программа по внеурочной деятельности
Программа по внеурочной деятельности
Программа по внеурочной деятельности
Программа по внеурочной деятельности
Программа по внеурочной деятельности
Программа по внеурочной деятельности
Программа по внеурочной деятельности
Программа по внеурочной деятельности
Программа по внеурочной деятельности
Программа по внеурочной деятельности
Программа по внеурочной деятельности
Программа по внеурочной деятельности
Программа по внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.