Пояснительная записка
Сложные условия современного дорожного движения предъявляют ко всем его участникам очень высокие требования. Участники дорожного
движения должны ориентироваться в сложной дорожной обстановке, обладать способностью предвидеть развитие транспортных ситуаций,
быть максимально внимательными и предупредительными друг к другу. Одним из путей решения этой задачи в процессе образования
является обучение человека правильно себя вести на дороге и в транспорте.
В программе делается акцент на особенности работы детского объединения юных инспекторов движения в связи с совершенствованием
профилактической работы, поиском новых форм и методов обучения правилам дорожного движения, на формирование грамотного участника
и убежденного пропагандиста правил дорожного движения.
Проблема детского дорожнотранспортного травматизма попрежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные
дифференцированные формы работы с детьми. Поэтому программа “Азбука дорожного движения” разработана для того, чтобы дети успешно
усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных
ситуациях, на практике применяли свои знания. Программа учитывает требования регионального стандарта, рекомендации работников
ГИББД, интересы детей, возрастные особенности. Программа по пропаганде правил безопасного движения на дорогах детей – это программа
работы на перспективу. Чем раньше научатся дети культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на
проезжей части улиц.
Направленность: Социальное
Актуальность программы:
Перед обществом встаёт вопрос: «Как сделать так, чтобы улицы и дороги стали безопасными для наших детей?» Только нашими усилиями,
используя знания, терпение, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром дорог. Поэтому важным стал поиск новых
интересных форм работы с детьми и родителями.
Новизна программы. Воспитание личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их
исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества
происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий.
Цель программы: Формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности
участников дорожного движения.
Задачи:
Использовать современные формы и способы обучения и воспитания детей, инновационные технологии в изучении основ безопасности
жизнедеятельности и правил дорожного движения;
вовлечь учащихся в деятельность по профилактике детского травматизма;
познакомить детей с содержанием работы специалистов, обеспечивающих безопасность дорожного движения; обучить правилам безопасного движения на дорогах и улицах;
формировать у учащихся чувство ответственности за поведение на дороге.
Основной задачей деятельности программы «Азбука дорожного движения» является воспитание грамотной личности в области «Правил
дорожного движения» и Основам безопасности жизнедеятельности
Возраст детей, для реализации данной программы 6,58 лет (учащиеся 1 классов).
Объем и сроки изучения: Количество часов в год: 1 класс – 33 часа
Формы и режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятий детей первого года обучения 35 минут.
Сроки реализации: 1 год
Формы и методы обучения:
Занятия проводятся один раз в неделю по 35 минут в форме подвижных игр, театрализаций, викторин, конкурсов, экскурсий. В ходе
проведения занятий ребёнок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями идёт по улице, или
пассажир, который едет в маршрутном транспорте, автомобиле с родителями. Дорога, улица манит ребёнка своей неизведанностью,
многообразием впечатлений, необычностью ситуаций. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку
в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и
улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Программа направлена на формирование у учащихся начальной школы представлений о правилах поведения на улице, выработку умений по
соблюдению правил дорожного движения и способности ориентироваться в окружающем пространстве улицы на основе развития
сенсомоторных способностей детей.
В данной программе правила дорожного движения (ПДД) рассматриваются с разных сторон. Это не только рассказ о правилах и знаках,
цветах светофора, но к тому же ещё интересные факты из истории дорожного движения и происхождения некоторых слов и терминов ПДД.
В программу включены практические занятия по переходу улицы, по составлению безопасного маршрута до школы и домой, запланированы
экскурсии, акция "Соблюдай правила дорожного движения"
Перечень основных разделов программы:
знакомство с элементами дороги, участниками дорожного движения и правилами их поведения;
знакомство с сигналами светофора и регулировщика;
знакомство со знаками дорожного движения;
игры, экскурсии; практические занятия Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве
(этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор,
при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности в заданной ситуации;
Проговаривать последовательность действий при решении поставленной ситуативной задачи;
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в системе дорожных знаков (разрешающие, предупреждающие, запрещающие);
Проводить предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе по правилам дорожного движения;
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт, информацию, полученную от учителя и из
документальных источников;
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы по рисункам, схемам.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого
текста).
Слушать и понимать речь других. Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).
все безопасные места перехода проезжей части в микрорайоне школы;
все виды перекрёстков и правила перехода проезжей части на них;
К концу 1 класса дети должны знать: все сигналы светофора и их значение;
правила перехода проезжей части;
правила посадки и высадки из автобуса, троллейбуса.
К концу класса учащиеся должны уметь:
применять на практике основные правила перехода проезжей части;
перейти улицу, дорогу с односторонним движением;
выбрать наиболее безопасный маршрут к другу, в магазин, на спортивную площадку.
Иметь навыки дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге не переходящие в чувство боязни и страха.
Ученик научится:
отличать проезжую часть улицы от тротуара;
правильно ходить по улицам и дорогам;
переходить проезжую часть;
понимать сигналы светофора;
понимать некоторые дорожные знаки;
выбирать место для игр.
Ученик получит возможность научиться:
составлять безопасный маршрут от дома до школы;
отличать виды пешеходных переходов;
отличать виды перекрестков;
«разговаривать» с улицей при помощи дорожных знаков.
Контроль и оценка планируемых результатов. В основу изучения внеурочного курса «Азбука дорожного движения» положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются
воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником теоретических знаний (об устройстве дорог, о социально одобряемых и
неодобряемых формах поведения на дороге), первичного понимания необходимости соблюдения правил дорожного движения.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к реально возникшей ситуации.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть
в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое
подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за
пределами дружественной среды школы. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та
готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
(результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его
построения;
контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или
выполненных операций с образцом.
тестирования, практических работ, творческих работ учащихся;
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А.
Текущий:
Итоговый контроль в формах
Все – или наиболее значимые – результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе, т. е.
входить в ПОРТФОЛИО ребенка. Литература:
1. Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт,
2007. Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения» 1—4 кл.: (Иллюстративный материал) / под ред. А. Т. Смирнова. —
24 листовки, 24 плаката (комплект для школьников, комплект для учителя). — М.: Просвещение: Рилионт, 2003.
2. Топоров И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразоват. учреждениях: кн. для
учителя / — М.: Просвещение, 2008.
4.Л. Б. Баряева, В. Л. Жевнеров, Е. В. Загребаева «Азбука дорожного движения» Москва: «Дрофа», 2007 г.
5.Е. А. Гальцова «Изучение правил дорожного движения» Волгоград: «Учмтель», 2007 г.
6. Под ред. В. Н. Кирьянова «Дорожная безопасность» учебная книжка – тетрадь для 1 класса Москва: «Третий Рим», 2005 г.
7.Т. Ф. Саулина «Три сигнала светофора» Москва: «Просвещение», 1989 г.
9.Ивнев П.С. Азбука улицы., Калининград, 2004. №
Тема занятия
1
2
Вводное занятие.
Понятие об участниках
дорожного движения.
Безопасный маршрут до
школы и домой.
Улица полна
неожиданностей.
Коли
честв
о
часов
1
1
Формы и
методы
обучения
игры
беседа,
безопасный
маршрут
Беседа,
презентация,
стихи,
ситуаций
анализ
Тематическое планирование.
Содержание занятия
Дата проведения
план
факт
Формировать и развивать у учащихся целостное
восприятие
среды,
наблюдательность; выбирать наиболее безопасный путь
в школу и домой. Разбор конкретного маршрута.
окружающей дорожной
Город, поселок, в котором мы живем. Познакомить с
основными улицами в микрорайоне школы.
Объяснить, почему на улице опасно. Для чего надо
знать и выполнять Правила дорожного движения.
Рассмотреть элементы дороги: проезжая часть, тротуар.
Пешеходные ограждения.
Объяснить, как правильно ходить по тротуару,
переходить дорогу.
Дисциплина на улице – залог безопасного движения.
Будь внимательным и осторожным!
Расширить представление детей о дорожных знаках.
Дорожные знаки – командиры и помощники водителей и
пешеходов.
Прогулка по улице (экскурсия). Разобрать, какие на
улице установлены знаки и что они означают
Экскурсия
3
Дорожные знаки.
4
Помощник на дорогах –
1
1
Беседа, игры,
Дать первоклассникам понятие – «светофор», светофор.
5
Проект «Добрый светофор»
1
6 Мы – пешеходы».
7 Мы пассажиры.
8
Пешеходные переходы.
1
1
1
отгадывание
загадок
Практическое
занятие
Беседа, загадки,
презентация,
стихи, анализ
ситуаций,
работа в
группах.
Беседа,
опрос,
экскурсия.
блиц
Беседа, загадки,
презентация,
стихи, анализ
ситуаций,
работа в
группах.
объяснить его световые сигналы и научить безопасно
переходить улицу по зелёному сигналу светофора. Дать
представление о том, что специальный транспорт может
проезжать на красный сигнал светофора. Игра «Зеленый
свет».
Ознакомить учащихся с историей появления светофора,
развивать интерес к технике, совершенствовать
двигательные умения и навыки безопасного поведения
на улицах и дорогах.
Чтение сказки С. Михалкова «Бездельник светофор»,
Изготовление макетов светофора. (Из цветной бумаги
или картона сконструировать модель светофора)
Необходимость правил в жизни человека. Знакомство с
правилами поведения пешеходов. Что будет, если
пешеходы не будут соблюдать правила поведения на
дорогах. Обсуждение ситуации «Если бы на свете
отменили все правила».
Отгадывание загадок по ПДД, обыгрывание ситуаций на
дороге.
Повторение правил поведения в транспорте. Повторить
значение понятий «пешеход», «пассажир», «водитель».
Ролевая игра «Если мы вежливы»..
Пешеходный переход и его обозначения. Пешеходные
переходы в микрорайоне школы.
Правила перехода дороги с двусторонним и
односторонним движением.
Опасные ситуации при переходе дороги.
Подземный и наземный пешеходные переходы, их
обозначения. Правила перехода при их наличии.
Правила перехода дороги, если в зоне видимости
отсутствуют пешеходный переход или перекресток.
Сюжетноролевая игра «Мы по улице идем». 9
Викторина «Красный,
желтый, зеленый».
10 Внимание!
Железнодорожный переезд!
11 Нерегулируемые
перекрёстки.
1
1
1
12
Регулируемые перекрёстки.
Светофор.
1
13
Виды пешеходных
переходов, их обозначение.
1
по
Игра
станциям
Беседа, блиц
опрос, загадки,
экскурсия.
в
анализ
Беседа,
презентация,
стихи,
ситуаций,
работа
группах.
Беседа,
презентация,
загадки, стихи,
работа
в
группах.
анализ
Беседа,
презентация,
стихи,
ситуаций,
работа
группах.
в
14 Что такое транспорт. Виды
1
транспорта.
Беседа,
презентация,
стихи, работа в
группах.
Викторина «Красный, желтый, зеленый».
Правила поведения на железнодорожных переездах и
рядом с железной дорогой. Чем различаются знаки
«Железнодорожный переезд со шлагбаумом» и
«Железнодорожный переезд без шлагбаума».
Дать понятие «перекрёсток». Движение транспортных
средств на перекрестке. Поворот транспортных средств.
Предупредительные сигналы, подаваемые водителями.
Обозначения нерегулируемого перекрестка. Правила
перехода дороги на нерегулируемом перекрестке.
Игра
газеты:
«Школа
информационной
Для чего нужен светофор? Виды светофора. Сигналы
светофора. Как работает 3секционный светофор. Как
нужно переходить дорогу на перекрестке со
светофором.
Пешеходный светофор и его сигналы.
«Внимание!»
Выпуск
светофорика».
Как правильно выбрать место перехода через проезжую
часть. Безопасный переход улиц при регулировании
дорожного движения светофором. Подземный и
наземный пешеходный переходы, их обозначения.
Дорожные знаки «Подземный пешеходный переход»,
«Наземный пешеходный переход».
Правила перехода дороги при наличии этих переходов.
Действия пешеходов при приближении транспортных
средств с включенными специальными сигналами
(синими проблесковыми маячками и звуковыми
сиренами).
Какие транспортные средства называют маршрутными?
Городской маршрутный транспорт:
автобусы,
троллейбусы, трамваи, маршрутное такси.
Остановка автобуса и троллейбуса. Ее обозначение. Как 15 Проект «Виды транспорта»
16 Дорожные знаки и
дорожная разметка.
17
Запрещающие знаки и
предупреждающие знаки
18 Акция «Соблюдайте
правила дорожного
движения"
Где можно и где нельзя
играть.
19
20
Ты – велосипедист.
1
1
1
1
1
Практическое
занятие,
загадки,
Беседа,
презентация,
стихи,
ситуаций,
работа
группах.
анализ
в
Беседа,
презентация,
стихи, работа в
группах.
Беседа,
экскурсия
Беседа,
презентация,
ролевая игра.
Беседа,
презентация,
стихи, работа в
группах.
знаки:
«Пешеходный
правильно пройти на остановку. Правила поведения на
остановке.
Правила для пассажиров автобуса и
троллейбуса при посадке, в салоне и при выходе.
Правила перехода дороги после выхода из автобуса или
троллейбуса.
Рассмотреть виды городского транспорта. Какие
правила должны выполнять пассажиры. Составление
пазлов «Транспорт»
Назначение дорожных знаков.
переход»
Дорожные
«Подземный
(информационноуказательный),
пешеходный переход»,
«Наземный пешеходный
переход», «Место остановки автобуса и (или)
троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Движение
пешеходов запрещено», «Дорожные работы» Закрепить
полученные знания, уметь правильно переходить
дорогу.
Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные
знаки», презентация, работа в парах (нарисовать знак,
рассказать о нём, что запомнили). (Что разрешают, что
запрещают или о чем предупреждают).
Дети выходят на улицу и раздают памятки прохожим
"Соблюдайте правила дорожного движения"
Опасность игр рядом с проезжей частью, в местах
дорожных работ, в транспорте.
Места для игр и езды на самокатных средствах и
т.д.Что делать, если мяч выкатился на проезжую
часть.Стихи Г.Титова «Глупый утёнок играет в футбол»
История велосипеда, его общее устройство. Что нужно
знать о велосипеде для безопасной езды на нем. Где
можно кататься на велосипеде до 14 лет.
Правила езды на велосипеде. Значение знаков
«Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах
запрещено». 21 Выставка рисунков по ПДД
«Правила дорожные знать
всей семье положено!».
22 Проект «Дорожные знаки»
23 Дорога глазами водителей.
24 Экскурсия «Я пешеход»
25. Для чего нужны правила
дорожного движения.
26 Проект «Правила для
пешеходов».
27 Участники дорожного
движения.
28. Обязанности пешеходов.
29. Профессия водитель
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Выставка
рисунков
Выставка рисунков по ПДД «Правила дорожные знать
всей семье положено!».
Практическое
занятие.
загадки,
Ролевая игра,
работа в
группах
Беседа,
презентация,
ролевая игра.
Беседа, игра
презентация,
викторина
Практическое
занятие
Беседа,
презентация,
загадки, ролевая
игра.
Беседа, игра,
стихи, ребусы,
инсценировка,
презентация.
Беседа,
презентация,
ролевая игра.
Отгадывание загадок по ПДД, обыгрывание ситуаций на
дороге.
Проезжая часть – место работы водителей. Почему
происходят дорожнотранспортные происшествия
(ДТП)? Как водитель видит пешеходовнарушителей?
Показать учащимся опасные места вокруг школы,
объекты, закрывающие обзор улиц и дорог. Игра по
ПДД «Подскажи словечко»
Акцентировать внимание первоклассников на дорожные
знаки, умение ориентироваться в дорожной обстановке.
Викторина «Пешеход на улице».
Кого называют пешеходом? Движение пешеходов по
тротуару и обочине. Формировать представления
первоклассников о безопасности дорожного движения
при передвижении по улицам и дорогам. Выпуск
памятки: «Правила для пешеходов».
Рассмотреть, кто является участником дорожного
движения. Роль и обязанности участников дорожного
движения.
Повторить и закрепить правила безопасного поведения
на дороге. Провести воспитательную работу по
соблюдению Правил дорожного движения и безопасного
поведения на улицах и дорогах, внушить учащимся, что
дисциплинированность должна стать их привычкой.
Игра «Вставь нужное слово»,
История возникновения машин. Знакомство с такими
понятиями , как «профессия», «водитель»,
«транспорт». Знакомство с профессией «водитель».
Ознакомление с видами транспорта и художественной 30
31
Подготовка к утреннику
«Знай правила движения,
как таблицу умножения!».
32 Выступление ребят из
группы «Светофорик».
Утренник.
33 Игра «Внимательный
пешеход».
2
1
1
Стихи,
инсценировка,
викторина,
загадки.
Стихи,
инсценировка,
викторина,
загадки.
Беседа, игра,
презентация,
загадки, анализ
ситуаций
литературой. Знакомство с правилами поведения
пассажиров
Подготовка к утреннику «Знай правила движения, как
таблицу умножения!».
Утренник «Знай правила движения, как таблицу
умножения!». Выступление ребят из группы
«Светофорик».
Отработка практических навыков движения по дороге в
группе. Игра «Внимательный пешеход».
Программа по внеурочной деятельности "Азбука дорожного движения", 1 класс
Программа по внеурочной деятельности "Азбука дорожного движения", 1 класс
Программа по внеурочной деятельности "Азбука дорожного движения", 1 класс
Программа по внеурочной деятельности "Азбука дорожного движения", 1 класс
Программа по внеурочной деятельности "Азбука дорожного движения", 1 класс
Программа по внеурочной деятельности "Азбука дорожного движения", 1 класс
Программа по внеурочной деятельности "Азбука дорожного движения", 1 класс
Программа по внеурочной деятельности "Азбука дорожного движения", 1 класс
Программа по внеурочной деятельности "Азбука дорожного движения", 1 класс
Программа по внеурочной деятельности "Азбука дорожного движения", 1 класс
Программа по внеурочной деятельности "Азбука дорожного движения", 1 класс
Программа по внеурочной деятельности "Азбука дорожного движения", 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.