Программа по внеурочной деятельности «Что такое экология?»
Оценка 4.9
Мероприятия +1
doc
окружающий мир
1 кл—4 кл
31.03.2017
Программа «Что такое экология» призвана расширить экологические представления учащихся начальных классов, которые они получают на уроках окружающего мира. В процессе наблюдений, опытов, элементарной исследовательской деятельности, экологических игр и экскурсий дети начинают понимать разнообразие взаимоотношений человека с миром природы, усваивают систему нравственных правил поведения в среде обитания, учатся сопереживать, сочувствовать, помогать живым существам, проводить элементарную созидательную деятельность в природеПрограмма «Что такое экология»
ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЯ.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Иркеняшская основная общеобразовательная школа»
Мензелинского муниципального района РТ
Программа по внеурочной деятельности
(духовно – нравственное направление)
«Что такое экология?»
Файдрова Люция Иксановна
учитель начальных классов
высшая кв. категория 2014 год
Содержание
1. Пояснительная записка ……………………………………………..…3
2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности…………………………………………….....7
3. Тематический план 14 класс ……………………………………….10
4. Содержание программы 14 класс …………………………………...17
5. Список литературы ……………………………………………………23
6. Приложение …………………………………………………………...24 1. Пояснительная записка
Духовнонравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым
фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его
моральных ценностей, политической и экономической стабильности.
Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и
качество его внутренней жизни.
Основным содержанием духовнонравственного развития, воспитания и социализации
являются базовые национальные ценности, хранимые в социальноисторических, культурных,
семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к
поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период
закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно
относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам
природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и
взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность
людей.
Одной из приоритетных целей духовнонравственного воспитания младших школьников
является воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое
воспитание.
В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и
эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее
улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на
взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим
проблемам в системе: человекприродаобщество.
Программа «Что такое экология» призвана расширить экологические представления
учащихся начальных классов, которые они получают на уроках окружающего мира. В процессе
наблюдений, опытов, элементарной исследовательской деятельности, экологических игр и
экскурсий дети начинают понимать разнообразие взаимоотношений человека с миром природы,
усваивают систему нравственных правил поведения в среде обитания, учатся сопереживать, сочувствовать, помогать живым существам, проводить элементарную созидательную
деятельность в природе
Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения
учащихся к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего
компонента экологической культуры.
Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот
уровень культуры, носителем которого является общество.
Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность –
духовно, интеллектуально, нравственно.
Данная программа объединяет школьников, желающих систематизировать и расширять
знания в изучении природы родного края, истории образования своего района и села,
исследовании местной флоры и фауны. В ходе реализации программы школьники получают
знания об охране окружающей среды и бережного отношения к ней. Кроме того, в процессе
углубленного изучения своей родины, дети знакомятся с жизнью замечательных людей своего
села, занимаются изучением культуры народов, живущих рядом. Таким образом, у учащихся
совершенствуются навыки и умения научноисследовательской работы.
Духовнонравственное направление способствует всестороннему развитию личности
ребёнка, направлено на совершенствование интеллектуального, духовного нравственного
экологобиологическое,
развития,
включает следующие отделения:
краеведческое,
историческое.
Программа «Что такое экология» основывается на принципах:
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод
нравственного воспитания. Пример — педагога, старшего взрослого это возможная модель
выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного
выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и
внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.
Принцип системнодеятельностной организации воспитания. Воспитание,
направленное на духовнонравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом
школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой
деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности
обучающихся в рамках программы их духовнонравственного развития и воспитания
осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на
обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное
выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных
отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к
жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение
рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть
огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наше село.
Новизна программы «Что такое экология» состоит в том, что содержание рассматривает
вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому, причинному и вероятному
анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения
экологических проблем,
к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от
поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде.
Содержание программы «Что такое экология» реализуется через уроки окружающего мира,
занятия во внеурочное время, экскурсии, прогулки, встречи с интересными людьми нашего села,
что позволяет обеспечить
духовнонравственное и общеинтеллектуальное развитие и
воспитание обучающихся. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного
предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают учебное
содержание, уклад школьной жизни, многоплановую деятельность школьника как человека,
личности, гражданина.
Цели программы «Что такое экология»:
формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом
(формирование экологической культуры);
формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем,
уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по
защите окружающего мира.
Задачи программы:
расширять представления об окружающем мире;
формировать опыт участия в природоохранной деятельности;
формировать ответственность за свои поступки;
развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли
человека в природе; воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально
относиться к явлениям живой и неживой природы;
Содержание программы внеурочной деятельности «Что такое экология» соответствует целям и
задачам основной образовательной программы, реализуемой в МБОУ «Иркеняшская ООШ» для
обучающихся 711 лет (14 класс).
Место проведения занятий – учебный кабинет, пришкольный участок школы, читальный зал
библиотеки, лаборатории кабинетов химии, физики, биологии.
Содержание программы «Что такое экология» предполагает следующие виды деятельности:
познавательная,
ценностно
ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические
линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.
Виды деятельности и формы занятий:
художественная,
краеведческая,
игровая,
трудовая,
усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях
этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической
этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе
изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных
фильмов);
получение первоначального опыта эмоциональночувственного непосредственного
взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе
экскурсии, прогулки, туристических походов и путешествий по родному селу);
получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в
школе и на пришкольном участке, экологических акциях, десантах, высадка растений,
создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и
т.д.), участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;
усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой, (при поддержке
родителей расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях,
участие вместе с родителями в экологической деятельности). Программа «Что такое экология» относится к духовнонравственному направлению,
рассчитана на 4 года занятий, объемом в 135 часов, 1 час в неделю.
Класс
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Колво часов
33 часа
34часов
34часов
34часов
Теория
10 часов
8 часов
6 часов
9 часов
Практика
23 часов
26 часов
28 часов
25 часов
«Планируемые результаты освоения обучающимися программы
2..
внеурочной деятельности «Что такое экология»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований
к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного
стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных
достижениях выпускников.
Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся
выступает основная образовательная программа начального общего образования МБОУ
«Иркеняшская ООШ»
Содержание программы внеурочной деятельности «Что такое
экология», формы и методы работы позволят, на мой взгляд, достичь следующих результатов:
Личностные:
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ
жизни;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать
нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
предвосхищать результат.
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по
исправлению допущенных ошибок.
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
формулировать собственное мнение и позицию;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия:
ставить и формулировать проблемы;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе
творческого и исследовательского характера;
узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в
соответствии с содержанием учебных предметов.
запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение
предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
установление причинноследственных связей;
В программе «Что такое экология» описаны требования к обучающимся по годам
обучения.
К концу первого года обучения школьники должны знать:
1.Секреты живой и неживой природы
2.Условия, необходимые для жизни растений и животных города
3. Нравственные правила обращения с объектами природы
К концу первого года обучения школьники должны уметь:
1.Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков
предметов.
2.Оказывать помощь птицам в зимнее время 3.Эстетически, эмоционально нравственно относиться к природе
К концу второго года обучения школьники должны знать:
1. Элементарные традиции нравственноэтического отношения к природе в культуре народов
России, нормы экологической этики
2. Простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения
необходимости бережного отношения к природе своего края
3. Знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой
К концу второго года обучения школьники должны уметь
1.Уметь выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе
2.Подбирать материал о традициях нравственноэтического отношения к природе в культуре
народов России.
3. Уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.
К концу третьего года обучения школьники должны знать:
1.Реальные местные экологические условия.
2. Способы охраны природы.
3.Некоторые охраняемые растения и животные родного края и России.
К концу третьего года обучения школьники должны уметь:
1. Анализировать экологические ситуации и искать возможности их решить.
2. Использовать знания о способах охраны природы и бережного к ней отношения в трудовой,
общественнополезной, пропагандистской деятельности в школе, на пришкольном участке.
3.Проводить поисковоисследовательскую деятельность под руководством учителя.
К концу четвёртого года обучения школьники должны знать:
1.Некоторые методы, стимулирующие самостоятельную деятельность по формированию
экологической проблемы.
2.Нравственные и правовые принципы природопользования.
3. Причины необходимости посильного участия в охране природы родного села.
К концу четвёртого года обучения школьники должны уметь:
1.Реализовывать личный опыт в экологических инициативах, проектах.
2.Пропагандировать идеи правильного природопользования в борьбе со всем, что губительно
отражается на природе.
3. Использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила экологически грамотного
отношения к окружающей природе в реальном поведении. К концу 4 –го года обучения у школьников будут сформированы представления об
общечеловеческих ценностях какими являются: родная земля, заповедная природа, планета
Земля, экологическое сознание.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
проведение самостоятельного поиска информации;
понимание причин и значений событий и явлений повседневной жизни;
ориентирование на местности и чтения карт;
учёт фенологических наблюдений в природе своей местности;
решение практических задач по определению качества окружающей среды своей
местности, её использованию, по сохранению природы и защите людей в случае
стихийных бедствий;
высказывание собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях
местной истории, об историкокультурном наследии народов Республики Татарстан;
использование знаний об историческом пути и традициях народов Республики Татарстан
в общении с людьми другой культуры.
3. Учебно тематический план программы
1 класс
№
п/п
Наименование
разделов, блоков, тем
Всего
часов
Количество часов
внеа
тео
удит
рия
орны
пра
кти
ка
ауд
ито
р
е
1
2
Введение в экологию.
Молчаливые соседи.
2
3
2
1
1
1
2
2
1
Характеристика
деятельности обучающихся
что
узнают,
Выясняют,
такое
экология,
как
человек принимает участие в
восстановлении
богатств
Совершат
природы.
экскурсию в природу.
Наблюдают за домашними
питомцами.
Устанавливают природные
закономерности,
взаимосвязи.
Совершат 3
Пернатые друзья.
3
1
2
1
2
4
5
6
О чем шепчут деревья.
2
1
1
1
1
Загадки
мира.
животного
3
1
2
1
2
Секреты
природы.
неживой
2
1
1
1
1
7
Оранжерея на окне.
3
1
2
3
8
Человек – часть живой
природы.
4
1
3
2
2
в
сезонные
в
экскурсию в живой уголок
станции юннатов.
Подготовят фотовыставку
«Наши любимцы».
Рассмотрят
и
проанализируют иллюстрации
с изображением птиц,
подберут и прослушают
стихи, рассказы, разгадают
загадки.
Наблюдают за поведением
Примут
птиц на улице.
участие
акции:
«Кормушка»,
«Птичья
столовая».
Наблюдают
изменения деревьев
природе.
Анализируют особенности
роста и развития деревьев.
послушают и
Подберут,
обсудят
познавательные
рассказы о жизни животных в
лесах Республики Татарстан
и их приспособленности к
зимнему периоду. Совершат
экскурсию в краеведческий
музей.
Совершат экскурсию к пруду
деревни. Будут наблюдать за
состоянием воды в природе.
Расскажут об интересном в
неживой природе. Поиграют
в игру лото «Тайны вокруг
нас».
Посадят, будут ухаживать и
наблюдать за комнатными
растениями.
Выполнят
исследовательскую работу о
влиянии света на рост и
развитие
комнатных
растений.
Познакомятся с трудовой
деятельностью людей и ее
значением в жизни человека и
Выведут
общества.
элементарные
правила
безопасной работы. Посадят
и вырастят лук в комнатных
условиях. 9
10
Охрана природы.
7
1
Досуговые мероприятия 4
6
4
1
3
6
1
Итого:
33
10
23
16
17
2 класс
№
п/п
Наименование
разделов, блоков, тем
Всего
часов
Количество часов
внеау
тео
рия
дит
пра
кти
ка
ауд
ито
р
1
Общение с природой.
Сезонные
явления
природы.
6
1
5
2
4
Придумают правила ухода.
Узнают почему называется
«Красная книга». Изготовят
свою «Красную книгу»
Подберут и подготовят часть
материала
к
мероприятиям:
.Викторина
«Кто в лесу живет, что в лесу
растет?
Праздник «День птиц».
Устный журнал «Наш дом –
планета Земля».
Характеристика
деятельности обучающихся
за осенней
Наблюдают
Ведут
жизнью природы.
календарь
природы.
Собирают и записывают
народные приметы.
Вырабатывают
правила
поведения в природе.
Совершают экскурсию в
природу.
Подбирают
загадки к
экологической игре «Загадки
природы».
Готовят экспонаты для
выставки праздника «Дары
осени».
Ищут
к
тематической линейке «День
Земли»
материал
2
Солнце, воздух, вода…
и растения.
6
2
4
3
3
Устанавливают природные
закономерности,
взаимосвязи.
Учатся
распознавать встречающиеся
в нашей местности растения.
Принимают участие в беседе
«Прекрасны солнце, воздух и
вода – прекрасна вся моя
Земля». Выпускают книжку 3
Птицы нашего края.
6
2
4
3
3
4
5
6
Богатство
родной
природы в творчестве
народа.
5
1
4
2
3
Что мы знаем о своей
станице, о районе.
3
1
2
1
2
Откуда берется и куда
девается мусор?
6
1
5
2
4
малышку «Осторожно, их
мало!»
Рисуют к экологической игре
«Хочу все знать!»
Придумывают и оформляют
материал
на конкурс
экологических
сказок
«Украденное солнце».
Акция «Зеленая красавица»
Заочное путешествие.
Работают с иллюстрациями с
изображением птиц, читают
стихи, рассказы.
Наблюдают за поведением
птиц на улице во время
экскурсии.
Посещение
краеведческого музея.
Готовят выставку рисунков,
фотографий к тематической
линейке «День птиц».
Выпуск буклета «Птицы –
наши друзья»
Готовят кроссворды к
викторине «Знаешь ли ты
птиц своего края».
Изучение
подбор
материалов о народных
художественных промыслах.
Экология и фольклор (поиск
пословиц,
поговорок,
загадок, песен о природе).
Готовят работы к вставке
рисунков о природе.
Изготавливают поделки из
природного материала.
Конкурс
сказок.
об
Поиск
экологической
ситуации.
Фотоконкурс «Село глазами
детей».
Фотографируют,
делают зарисовки.
природы»
Узнают о промышленных
отходах и их реализации.
Бытовые отходы. Готовят
выставку поделок из бытовых
отходов.
Подбирают материал для
экологических
материала
и
Экскурсия
«Уголки 7
Досуговые
мероприятия
2
2
2
Итого:
34
8
26
15
19
3 класс
№
п/п
Наименование
разделов, блоков, тем
Всего
часов
Количество часов
тео
внеа
удит
ри
я
пр
акт
ика
ауд
ито
р
1
2
Вводный урок «Почему
мы часто слышим
слово «экология».
Вода – источник жизни.
1
7
1
1
1
6
3
4
3
Воздух и его охрана.
5
1
4
3
2
устного журнала «Чтобы ты
мог сделать для своего
двора?»
Ролевая игра
поиграем в волшебника».
Принимают участие в уборке
двора.
«Давай
загадки,
Готовят стихи,
кроссворды,
рисунки к
экологическому празднику
«Звери, птицы, лес и я –
вместе
дружная семья!»
Экологическая игра «Поиск
нарушителей природы»
Характеристика
деятельности обучающихся
Подбирают материал о
как
людях,
природопользователях,
об
состояния
ухудшении
окружающей среды
Научатся
проводить
эксперименты «Вода из
местных источников и ее
прозрачность как один из
показателей ее пригодности
для
водоснабжения
населения». Найдут материал
и подготовят презентацию к
экологической
игре
«Водоемы просят о помощи».
Проведут наблюдения для
выполнения работы на
конкурс «Где мы теряем
воду?»
Тематическая линейка «День
воды».
Научатся находить материал
на заданную тему. Круглый
стол «Как сохранить воздух кроссворды
чистым».
Викторина «Что мы знаем о
воздухе».
Сделают фотографии для
выставки «Чистые уголки
нашего села».
Учатся выращивать
и
ухаживать за комнатными
растениями.
Создадут
«Растения моего края».
Подберут материал для
экологического
журнала
«Жалобная книга природы»
(растения).
презентацию,
Подготовят
сделают рисунки для игры –
путешествия «По рыбьему
следу морей, рек и озер
России».
Заседание: «Что будет, если
исчезнут насекомые?»
журнал
Экологический
«Жалобная книга природы»
(животные).
Проект
незнакомцы»
экскурсию в зоопарк.
Будут выращивать рассаду
цветов.
Озеленят
участок.
«Знакомые
Совершат
пришкольный
Удивительный
растений.
мир
7
1
6
2
5
Загадочный
животных.
мир
9
2
7
4
5
4
5
6
Уголок
настроения.
хорошего
5
Итого:
34
1
6
4
2
3
28
15
19
4 класс
№
п/п
1
Наименование
разделов, блоков, тем
Всего
часов
Колво часов
тео
рия
пра
кти
ка
ауд
ито
р
внеа
удит
Характеристика
деятельности обучающихся
Мир глазами эколога.
3
1
2
1
2
о
глобальных
Узнают
проблемах экологии. Найдут
и подготовят презентации с
примерами экологических 2
Мы любим свою
станицу.
4
1
3
1
3
3
История нашего края.
6
1
5
1
5
4
Птицам наша забота.
4
1
3
2
2
5
Охрана растений.
4
1
3
2
2
6
Животные,
грозит исчезновение.
которым
4
1
3
3
1
«Не
кукол
буклет
катастроф.
Природоохранительная акция
«Мой экодом».
Экологическая игра
проходите мимо!»
Классный час «Охрана
–
природы
твоя
обязанность».
Составят
памятку «Правила поведения
в природе». Научатся вести
агитационную работу по
поддержанию чистоты на
улицах.
акция
Природоохранная
«Чистый
микрорайон».
Примут участие в уборке
территории школы.
Экскурсии по деревням.
Подготовят
выставку
рисунков и фотографий
«Село родное».
Изготовление
оберегов.
Создадут
«Достопримечательности
моего села».
Узнают, чем питаются разные
Заготовят корм.
птицы.
Природоохранная
акция
«Пернатые друзья».
и изготовят
Составят
«Красную
книгу»
исчезающих птиц Республики
Татарстан. Научатся делать
различные кормушки.
Устный журнал «Зеленая
книга».
об
особенностях роста хвойных
растений.
развесят
Составят
листовки.
Экологическая
акция «Не рубите, люди,
елок!»
«Красная книга растений»
Подготовят выступления и
презентации о разнообразии
животных
Республики
Татарстан.
Нарисуют животных, показав
особенности их внешнего
Узнают
и 7
8
Заповедники
и
заказники родного края.
5
1
4
2
3
Чем занимаются люди
сел.
2
1
1
1
1
9
Передаём свои знания
2
1
1
2
распространения,
вида,
поведения.
исследования
Проведут
сокращения
«Причины
численности
редких
животных» Составят план их
участия в охране животных,
охоты и рыбной
правила
ловли.
«Красная книга»
животных»
книги
различать
леса.
Подберут
о
заповедниках и заказниках
нашего края.
Игра –
путешествие «Заповедники и
заказники нашего края».
Научатся
растительность
Экскурсия в бор села
Проект «Заповедные зоны
родного края».
Выпуск «Жалобной книги
природы».
Запишут факты боевых и
трудовых
подвигов
односельчан.
Оформят
краеведческий уголок в
классе «Вклад моей семьи в
дела родного села». Узнают о
профессиях
своих
родственников.
Изготовят условные знаки,
экологические памятки.
Презентация
деятельности
«Экологическая
лаборатория»
КВН «Эта хрупкая планета».
результатов
Итого
34
9
25
15
19
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения
1.Вводное занятие. Введение в экологию. (2ч)
Теория(1ч)
Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при
проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая
собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома –
планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и
животными, между различными животными); связь между природой и человеком.
Практика(1ч)
Экскурсия в природу
2. Молчаливые соседи.(3ч)
Теория (1ч)
Знакомство с домашними животными. Наблюдения за домашними питомцами. Кошка и собака –
друзья человека. Как ухаживать за собакой и кошкой? Соблюдение требований гигиены и правил
безопасности при содержании животных. Чтение и обсуждение рассказов, стихов о домашних
животных. Пословицы, поговорки.
Установление природных закономерностей, взаимосвязей. Знакомство с особенностями
поведения диких животных.
Практика (2ч)
Экскурсия в живой уголок ЦРТ. Фотовыставка «Наши любимцы».
3. Пернатые друзья(3ч)
Теория (1ч)
Наблюдение за поведением птиц на улице. Знакомство детей с многообразием птиц, выделением
их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц. Перелётные птицы.
Зимующие птицы. Значение птиц в жизни человека. Птицы нашего двора. Помощь птицам в
трудное время. Изготовление кормушек.
Практика (2ч)
Акции: «Кормушка», «Птичья столовая».
4. О чем шепчут деревья (2ч)
Теория (1ч)
Красота вокруг нас. Характерные признаки растений. Сезонные изменения в жизни деревьев.
Зелёные насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что
мы делаем для здоровья деревьев?
Практика(1ч)
Игровой прием «Путешественник» (деревья родного села)
5. Загадки животного мира (3ч)
Теория (1ч)
Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных в лесах и их
приспособленность к зимнему периоду.
Практика (2ч)
Экскурсия в краеведческий музей. Заочное путешествие «Загадки животного мира».
6. Секреты неживой природы (2ч)
Теория (1ч)
Приключения маленькой капельки воды. Вода в нашей жизни. Наблюдение за состоянием воды в
природе. Вода сырая, кипячёная, загрязнённая. Сколько стоит вода? Почему её надо экономить?
Как можно экономить воду? Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь
животного мира? Водные процедуры, закаливание водой. Почему нужно чистить зубы и мыть
руки?
Практика (1ч)
Игра «Тайны вокруг нас». Экскурсия к пруду села. 7. Оранжерея на окне (3ч)
Теория (1ч)
Растения, влияющие на здоровье человека. Лекарственные растения края. Наблюдение за
комнатными растениями. Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия
содержания, правила расстановки комнатных растений с учётом приспособленности к условиям
существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста
растений: освещённость, частоту полива. Уход за комнатными растениями.
Практика (2ч)
Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений. Ухаживание
и выращивание растений.
8. Человек часть живой природы(4ч)
Теория (1ч)
Знакомство с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества.
Изучение элементарных правил безопасной работы.
Практика (3ч)
Выращивание лука в комнатных условиях. Правила ухода.
9. Охрана природы (7ч)
Теория (1ч)
Знакомство с понятием «Красная книга». Знакомство с редкими видами растительного и
животного мира.
Практика (6ч)
Посещение живого уголка станции юннатов.
10. Досуговые мероприятия (4ч)
Практика (4ч)
Викторина «Кто в лесу живет, что в лесу растет? Праздник «День птиц».
Устный журнал «Наш дом – планета Земля». Гостиная «В гостях у золотой рыбки».
Игра «Азбука экологии». Игра «Приключения в лесу».
Праздник «Наш окружающий мир».
2 год обучения
1.Общение с природой 6 ч
Теория 1ч
Наблюдение за жизнью природы. Календарь природы. Народные приметы.
Правила поведения в природе.
Практика 5ч
Экскурсия в природу. Экологическая игра «Загадки природы». Праздник «Дары осени».
Тематическая линейка «День Земли»
2. Солнце, воздух, вода…и растение 6ч
Теория 2ч
Установление природных закономерностей, взаимосвязей. Распознавание встречающихся в
нашей местности растений. Беседа «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя
Земля».
Практика 4ч
Выпуск книжкималышки «Осторожно, их мало!» Экологическая игра «Хочу все знать!» Конкурс экологических сказок «Украденное солнце». Акция «Зеленая красавица»
3. Птицы нашего края 6ч
Теория 2ч
Заочное путешествие. Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов.
Наблюдение за поведением птиц на улице во время экскурсии.
Практика 4ч
Посещение краеведческого музея. Тематическая линейка «День птиц». Выпуск буклета «Птицы
– наши друзья» Викторина
«Знаешь ли ты птиц своего края». Экологическая игра
«Приключения в лесу».
4. Богатство родной природы в творчестве русского народа 5ч
Теория 1ч
Изучение и подбор материалов о народных художественных промыслах. Экология и фольклор
(пословицы, поговорки, загадки, песни о природе).
Практика4ч
Выставка рисунков о природе. Ярмарка народного мастерства.
Конкурс экологических сказок.
5. Что мы знаем о родной станице 3ч
Теория 1ч
Экологическая ситуация в районе.
Практика 2ч
Фотоконкурс «Село глазами детей». Экскурсия «Уголки природы»
6. Откуда берется и куда девается мусор? 6ч
Теория 1ч
Знакомство с промышленными отходами и их реализацией. Бытовые отходы.
Практика 5ч
Выставка поделок из бытовых отходов. Устный журнал «Чтобы ты мог сделать для своего
двора?»
Ролевая игра «Давай поиграем в волшебника». Акция «Наш чистый школьный двор».
7. Досуговые мероприятия
Практика 2
Экологический праздник «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья!» Экологическая игра
«Поиск нарушителей природы»
3 год обучения
1.Вводный урок. Почему мы часто слышим слово «экология» 1ч
Теория 1ч
Человек как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности
восстанавливающий ее богатства.
2. Вода источник жизни 7ч
Теория 1ч
Неживая природа. Вода и ее охрана. Водоемы Свердловской области.
Практика 6 Экологическая игра «Водоемы просят о помощи». Проведение эксперимента «Вода из местных
источников и ее прозрачность как один из показателей ее пригодности для водоснабжения
населения». Конкурс творческих работ «Где мы теряем воду?»
Тематическая линейка «День воды». Игровые приемы: «Портрет воды», «Чистый голос воды»,
«Добрая Фея». Инсценировка экологической сказки «Репка».
3. Воздух и его охрана 5ч
Теория 1ч
Неживая природа. Составляющие воздуха. Атмосфера, смог, «парниковый эффект». Охрана
воздуха, стране.
Практика 4ч
Круглый стол «Как сохранить воздух чистым». Викторина «Что мы знаем о воздухе».
Фотовыставка «Чистые уголки нашего села».
4. Удивительный мир растений 7ч
Теория 1ч
Знакомство с растениямилекарями, сорняками.
Практика 6ч
Выращивание и уход за комнатными растениями. Создание кроссвордов «Растения моего края».
Экологический журнал «Жалобная книга природы» (растения). Игровые приемы: «Кто
внимательный?», «Угадай по описанию». Экологическая игра «Лесная аптека».
5. Загадочный мир животных 9ч
Теория2ч
Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных.
Викторина: «Калейдоскоп интересных фактов из жизни животных»
Практика 7ч
Игра – путешествие «По рыбьему следу морей, рек и озер нашей страны».Заседание : «Что
будет, если исчезнут насекомые?» Экологический журнал «Жалобная книга природы»
(животные). Игровые приемы: «Эрудит», «Лесные заморочки». Проект «Знакомые незнакомцы»
6. Уголок хорошего настроения 5ч
Теория 1ч
Условия способствующие хорошему росту декоративных цветов.
Практика4ч
Выращивание рассады цветов. Озеленение пришкольного участка.
4 год обучения
1.Мир глазами эколога 3ч
Теория 1ч
Экологические связи между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи
между природой и человеком. Глобальные проблемы экологии. Что такое экологическая
катастрофа
Практика 2ч
Природоохранительная акция «Мой экодом». Экологическая игра «Не проходите мимо!»
2. Мы любим свой край 4ч
Теория1ч
Выявление экологической ситуации в районе, сопричастность каждого к будущему станицы. Пути решения экологических проблем района, страны.
Практика 3ч
Классный час «Охрана природы – твоя обязанность». Природоохранная акция «Чистое село».
3. Птицам наша забота 4ч
Теория 1ч
Изучение разнообразия птиц родного края. Причины сокращения численности редких птиц,
необходимые меры их охраны.
Практика 3ч
Природоохранная акция «Пернатые друзья». Составление «Красной книги» исчезающих птиц.
Конкурс кормушек.
4. Охрана растений нашей местности 4ч
Теория 1ч
Распознавание встречающихся в нашей местности растений. Растения, нуждающиеся в защите.
Особенности их внешнего строения и распространения.
Практика 3ч
Устный журнал «Зеленая книга». Экологическая акция «Не рубите, люди, елок!». «Красная
книга растени».
5. Животные, которым угрожает исчезновение 4ч
Теория1ч
Разнообразие животных. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины
сокращения численности редких животных и меры их охраны. Об охоте и рыбной ловле.
Практика 3ч
«Красная книга» животных.
6. История нашего края 6ч
Теория 1ч
Знакомство с историей района.
Практика 5ч
Экскурсии: земская больница, к памятнику героям ВОВ и вечному огню.
Изготовление куколоберегов. Создание буклета «История моего села».
7. Заповедники и заказники родного края 5ч
Теория1ч
Знакомство с растительностью бора села. Заповедники и заказники.
Практика 4ч
Игра – путешествие «Заповедники и заказники Республики Татарстан». Экскурсия в лес.
Проект «Заповедные зоны родного края». Выпуск «Жалобной книги природы».
8. Чем занимаются люди земли
Теория 1ч
Практика 1ч
Экскурсия в краеведческий музей. Оформление краеведческого уголка в классе «Вклад моей
семьи в развитие села».
9. Передаем свои знания 2ч
Теория 1ч Практика1ч
Изготовление условных знаков, экологических памяток. Презентация результатов деятельности
«Экологическая лаборатория» КВН «Эта хрупкая планета». Презентация «Экологический
календарь»
4. Формы учёта знаний, виды контроля.
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные
методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие
работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Участие в конкурсах по
разным направлениям
Выступления на
школьных линейках
Презентации
проектов
ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Чемпионаты
Выставки
Конференции 5.Список литературы.
Список литературы для учителя
Основная литература
1. Концепция духовнонравственного воспитания российских школьников. М.:2010.
2. Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. – М.:Просвещение,
2010, 119с.
3. Аверина, Н.Г. О духовнонравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина //
Нач. школа. – 2005 №11 – С. 6871
4. Бобкова, Н.Н. Окружающий мир: тематический тестовый контроль в начальной школе.
Волгоград: Учитель, 2007. 152с.
5. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический
конструктор. – М.: Просвещение, 2010, 223с.
6. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовнонравственного образования в
современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 №3
– С. 912
7. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В.
Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. :
Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 9785090210584.
8.Чуракова, Р.Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности
(Текст): 14 кл.: в 2 ч. М.: Академкнига/Учебник, 2011. Ч. 1: 240 с.
Дополнительная литература
1. Гераськина Е.Г., Кувшинова Л.В. Экологический клуб «Почемучки». – Новокузнецк, 2011,26с.
1.Кропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения. Новокузнецк, 1997, 52с.
2. Кропочева ,Т.Б. Нетрадиционные уроки природоведения. Методическое пособие.
Новокузнецк: Изд.ИПК, 1999, 42с.
3.Ляшова, Н.Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по естествознанию. 14 классы.
Ростов н/Д: издво «Феникс»,2003. 448с.
4. Маханева, М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории
России: Методическое пособие. М.: АРКТИ, 2005.72 с.
5.Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – журнал «Начальная школа» №10,
2005.
6.Рыжова, Н.А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки, праздники). – журнал
«Начальная школа», 1998, №10.
7.Тарабарина, Т.И. И учеба и игра: Природоведение. Популярное пособие для родителей и
педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997.240 с.
8.Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль: «Академия
развития», 1997.192 с.
Список литературы для обучающихся
Основная литература
1.Калугин, М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки. Ярославль: «Академия
развития», 1998, 192с.
2.Кропочева, Т.Б. Родной край: Учебное пособие для учащихся начальных классов.
Новокузнецк: Издво КузГПА, 2006. 126с.
Дополнительная литература 1.Скребцова, М. Природа – глазами души.: М.: 1999, 48 с.
2.Томилина, М.Е. Природоведение для младших школьников. СПб.: Издательский Дом
«Литера», 2006. 64 с.3.Шамионов Р.М. Я и мир вокруг меня. 34 класс: тетрадь для занятий.
Волгоград: Учитель, 2010, 39 с.
Приложение
1 класс
Тест «Что я знаю о природе»
1.Что такое природа?
А) Природа это все, что есть в доме.
Б) Природа – это все, что окружает человека.
В) Природа – это все, что окружает человека и не сделано им.
2.. Кого называют «молчаливыми соседями»?
А) Животные «Красной книги».
Б) Домашние питомцы.
В) Змеи.
3. Кто такие пернатые друзья?
А) Павлин.
Б) Куры, гуси, утки.
В) Птицы родного края.
______________________».
4.Дополни предложение: «Дереву никто не говорит, когда надо __________________
5.Выбери правильный ответ «Животные, живущие в наших лесах».
А) Волк, белка, слон, морж.
Б) Лиса, заяц, барсук, лось.
В) Выдра, тюлень, кит, медведь.
6. В каком из ответов перечислены названия только предметы неживой природы?
А) Сирень, сосулька, глина, ворона.
Б)Одуванчик, песок, солнце, лиса, грач.
В) камень, сосулька, воздух, солнце, снежинка.
7. Как называются растения, которые человек выращивает для украшения дома?
А) Домашние.
Б) Уличные.
В) Комнатные.
8. Почему природа – важнейшее условие жизни человека?
А) Природа укрывает человека от врагов.
Б) Природа повсюду укрывает человека.
В) Природа дает все необходимое для жизни: тепло, свет, воду, воздух, пищу. 9. Что такое «Красная книга»?
А) Книга из красной бумаги.
Б) Книга в красной обложке. В нее записаны исчезающие растения и животные.
В) Яркая, очень красивая книга.
Тест «В гостях у осени»
2 класс
1.Запиши цифрами порядок осенних месяцев:
октябрь
сентябрь
ноябрь
2.Как осенью солнце поднимается над горизонтом по сравнению с летом? Обведи нужную
букву.
а) выше, чем летом;
б) так же, как летом;
в) ниже, чем летом.
3.Какие осенние изменения происходят в неживой природе. Обведи кружком все буквы
правильных ответов.
а) заморозки;
б) цветение растений;
в) похолодание;
г) листопад;
д) иней.
4.Кто и что готовит на зиму? Соедини стрелками.
БОБРЫ
МЕДВЕДЬ
ХОМЯКИ
ПЧЕЛЫ
зерно
мёд
ветки деревьев
жир
5.Подчеркни перелетных птиц одной чертой, а зимующих птиц – двумя чертами.
Скворец, журавль, синица, соловей, воробей, кукушка, ворона, ласточка.
*6. Обведи кружком букву правильного ответа. На юге перелётные птицы:
а) вьют гнёзда; б) не вьют гнёзда.
Тест «КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?»
ВАРИАНТ 1
1.Соедини стрелками название признака и название группы растений.
Один твёрдый ствол
Один или несколько сочных,
мягких, неодревесневших стеблей
Несколько тонких деревянистых
стеблей
кустарник
дерево
травянистое растение
признак является главным для дерева? Обведи нужную букву.
2.Какой
а) один твердый ствол;
б) много веток и листьев;
в) дерево высокое.
3.Какое растение в каждой строке «чужое»? Вычеркните его. Назови группу оставшихся
растений.
Орешник, шиповник, смородина, ель, крыжовник – это __________
Липа, сосна, берёза, рябина, тополь – это ______________
Крапива, одуванчик, осина, ландыш, колокольчик – это __________
4.Как отличить хвойное дерево от лиственного дерева? Обведи нужную букву.
а) у хвойных деревьев нет листьев, а у лиственных есть листья;
б) у хвойных деревьев ствол коричневый, а у лиственных белый;
в) у хвойных деревьев листья в виде иголок, а у лиственных в виде пластинок.
5.Покажи стрелками, к какой группе относятся данные растения:
берёза
ЛИСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ель
рябина
ХВОЙНЫЕ РАСТЕНИЯ сосна
лиственница
липа *6. Допиши предложения.
К зиме стволы деревьев ________________
К зиме стебли трав ____________________
К зиме стебли кустарников _____________
Слова помощники: не изменяются, увядают, отмирают, остаются живыми.
1.Соедини стрелками название признака и название группы растений.
ВАРИАНТ 2
Один твёрдый ствол
Один или несколько сочных,
мягких, неодревесневших стеблей
кустарник
дерево
травянистое растение
признак является главным для кустарника? Обведи нужную букву.
Несколько тонких деревянистых
стеблей
2.Какой
а) меньше дерева;
б) много тонких, деревянистых стеблей;
в) имеет цветки.
3.Какое растение в каждой строке «чужое»? Вычеркните его. Назови группу оставшихся
растений.
Берёза, сосна, липа, тополь, орешник, дуб – это ________________
Ромашка, клевер, подорожник, шиповник, репейник – это ________
Калина, крыжовник, лиственница, смородина, рябина – это _______
4.Какой группе растений принадлежат эти признаки? Напиши её название.
Листья в виде пластинок у ______________________.
Листья в виде иголок у _________________________.
5.Покажи стрелками, к какой группе относятся данные растения:
дуб
Лиственные растения пихта
сосна
Хвойные растения калина
клён
можжевельник
*6. Допиши предложения. К зиме стволы деревьев ________________.
К зиме стебли трав ____________________.
К зиме стебли кустарников _____________.
Слова помощники: не изменяются, увядают, отмирают, остаются живыми.
Тест «КАК ЖИВУТ РАСТЕНИЯ»
А1. Как развивается растение?
1) семя, листья, стебель, плод, цветок
2) семя, плод, листья, стебель, цветок
3) семя, стебель, цветок, листья, плод
4) семя, стебель, листья, цветок, плод
А2. Чего не требуется растению для развития?
1) тишина
2) свет
3) тепло
4) вода
А3. Почему комнатные растения ставят близко к окну?
1) им нужен свет
2) им нужен свежий воздух
3) для красоты
4) чтобы освободить место в комнате
А4. Какой уход не требуется растениям?
1) не надо рыхлить почву
2) не надо поливать
3) не надо встряхивать
4) не надо протирать листья
А5. Как называется плод фасоли?
1) орех
2) желудь 3) фасоль
4) боб
А6. Почему растения нельзя поливать обильно?
1) оно будет очень быстро расти
2) оно не зацветет
3) корни будут гнить
4) листья завянут
А7. Докажи, что растение живое.
1) оно приносит потомство
2) оно умирает
3) оно развивается
4) оно гнется
Тест «В ГОСТИ К ЗИМЕ»
ВАРИАНТ 1
1.Какие зимние явления происходят в неживой природе? Вычеркни лишнее.
Изморозь, гололедица, ледоход, оттепель.
2.О каком зимнем явлении идет речь? Допиши предложение.
Снег подтаивает, становится влажным и легко лепится – это ___________
3.Кто впадает в зимнюю спячку? Обведи нужную букву.
а) волк;
б) лось;
в) кабан;
г) ёж.
4.Какие птицы зимующие? Обведи нужную букву.
а) грач, сойка, соловей;
б) клёст, воробей, голубь;
в) скворец, ворона, ласточка.
5.Почему многие птицы зимой держатся ближе к жилью человека? Обведи нужную букву.
а) здесь можно погреться;
б) здесь проще отыскать корм; в) здесь можно пообщаться с людьми.
6.Какие животные меняют окраску к зиме? Подчеркни.
Белка, медведь, лиса, заяц, лось.
ВАРИАНТ 2
1. Какие зимние явления происходят в неживой природе? Вычеркни лишнее.
Метель, снегопад, гололедица, листопад.
2. О каком зимнем явлении идет речь? Допиши предложение.
На деревьях и проводах образуется пушистая снежная бахрома – это ____________
3. Кто не впадает в зимнюю спячку? Обведи нужную букву.
а) медведь;
б) ёж;
в) белка;
г) барсук.
4. Какие птицы зимующие? Обведи нужную букву.
а) чайка, синица, грач;
б) поползень, сорока, свиристель;
в) чиж, скворец, кукушка.
5. Как люди должны помогать птицам выжить зимой? Обведи нужную букву.
а) строить для них гнёзда;
б) помещать их в специальные жилища;
в) подкармливать их.
6. Какое хвойное растение зимует без листьев – хвоинок? Подчеркни.
Сосна, лиственница, ель, можжевельник.
Тест «В ГОСТИ К ВЕСНЕ»
ВАРИАНТ 1
1. Какие весенние явления происходят в неживой природе? Вычеркни лишнее.
Таяние снега, изморозь, ледоход, гроза.
2. О каком весеннем явлении идёт речь? Допиши предложение. Большие и маленькие льдины быстро плывут по течению, сталкиваются и разбиваются – это
__________.
3.
Какие растения раннецветущие? Обведи кружком все буквы правильных
ответов.
а) хохлатка;
б) медуница;
в) тополь;
г) верба;
д) одуванчик.
4. Какие изменения весной происходят в жизни птиц? Обведи кружком все
буквы правильных ответов.
а) прилетают из жарких стран;
б) вьют гнёзда;
в) отдыхают;
г) выводят птенцов.
5. Выбери примету, не относящуюся к весне.
а) воздух становится день ото дня всё теплее;
б) солнце поднимается всё выше и выше;
в) появляются первоцветы;
г) животные ложатся в спячку;
д) появляются насекомые;
ВАРИАНТ 2
1. Какие весенние явления происходят в неживой природе? Вычеркни
лишнее.
Ледоход, таяние снега, половодье, метель.
2. О каком весеннем явлении идёт речь? Допиши предложение.
От растаявшего снега и льда река переполняется водой и выходит из берегов – это
__________.
3.
Какие растения раннецветущие? Обведи кружком все буквы правильных
ответов.
а) матьимачеха;
б) рябина;
в) чистяк весенний; г) ольха;
д) ландыш.
4. Какие изменения весной происходят в жизни зверей? Обведи кружком все
буквы правильных ответов.
а) линяют;
б) рождают детёнышей;
в) начинают петь;
г) продолжают спать.
5. Выбери примету, не относящуюся к весне.
а) дни становятся длиннее;
б) солнце поднимается всё выше и выше;
в) появляются насекомые;
г) улетают в теплые края перелетные птицы;
д) зацветают растения;
Тест «ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ»
1. Изза чего на Земле становится меньше лесов? Обведи нужную букву.
а) изза пожаров и стихийных бедствий;
б) изза изменения климата на Земле;
в) изза вырубки и строительства городов, дорог, возделывания полей.
2. Отчего загрязняется вода в водоемах? Обведи нужную букву.
а) от использования воды в быту;
б) от использования воды в производстве;
в) от слива сточных вод заводов и фабрик. 3. Какой воздух и вода необходимы для жизни растений, животных и человека? Обведи
нужную букву.
а) прозрачные;
б) чистые;
в) бесцветные.
4. Что люди делают для спасения живой природы? Обведи нужную букву.
а) создают заповедники и национальные парки;
б) создают бульвары и скверы;
в) создают фермы, пасеки и птицефабрики.
5. Что такое заповедники? Обведи нужную букву.
а) это участки земли, где выращивают редкие растения со всего мира;
б) это участки земли, где обитает большое разнообразие зверей, птиц и насекомых;
в) это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной.
3 класс
Тест « ВОДА»
ВАРИАНТ 1
1. Что такое вода? Обведи нужную букву.
а) вода – это твердое вещество;
б) вода – это жидкое вещество;
в) вода – это газообразное вещество. 2. Какими свойствами обладает вода? Вычеркни лишнее.
Прозрачная, кислая, бесцветная, не имеет запаха, имеет температуру, растворитель, текучая,
сжимается при охлаждении, расширяется при нагревании.
3. Как называется процесс очистки воды? Обведи нужную букву.
а) нагревание;
б) фильтрование;
г) охлаждение.
4. Что происходит с водой при нагревании? Обведи нужную букву.
а) вода сжимается;
б) вода расширяется;
в) изменений не происходит.
5. В стакан с водой опустили ложку. Ложка хорошо видна. Какое свойство воды в этом
проявилось? Обведи нужную букву.
а) воды нет в стакане;
б) вода невидима;
в) вода бесцветна.
ВАРИАНТ 2
1. Что такое вода? Обведи нужную букву.
а) вода – это твердое вещество;
б) вода – это жидкое вещество;
в) вода – это газообразное вещество.
2. Какими свойствами обладает вода? Вычеркни лишнее.
Текучая, упругая, сжимается при охлаждении, бесцветная, не имеет запаха, солёная,
растворитель, прозрачная, расширяется при нагревании.
3. Какой предмет помогает очистить загрязненную воду? Обведи нужную букву.
а) термометр;
б) фильтр;
в) сито.
4. Что происходит с водой при охлаждении? Обведи нужную букву.
а) вода сжимается;
б) вода расширяется;
в) изменений не происходит.
5. В чай положили сахар. Вскоре сахара не стало, а чай стал сладким. Какое свойство воды
в этом проявилось? Обведи нужную букву.
а) вода умеет есть, поэтому она съела сахар;
б) вода растворяет некоторые вещества, она – растворитель;
в) вода с самого начала имела сладкий вкус.
Тест «ВОЗДУХ И ЕГО ОХРАНА» ВАРИАНТ 1
1. Что такое воздух? Обведи нужную букву.
а) воздух – это жидкое вещество;
б) воздух – это твердое вещество;
в) воздух – это газообразное вещество.
2. Какие вещества входят в состав воздуха? Обведи кружком все буквы правильных
ответов.
а) кислород;
б) водород;
в) азот;
г) углекислый газ.
3. Какими свойствами обладает воздух? Вычеркни лишнее.
Прозрачен, синий, проводит звуки, не имеет запаха, плохо проводит тепло, при охлаждении
сжимается, при нагревании расширяется, бесцветен.
4. Растения, зимующие под снегом, не замерзают. Какое свойство воздуха используется?
Обведи нужную букву.
а) при охлаждении воздух сжимается;
б) воздух плохо проводит тепло;
в) при нагревании воздух расширяется.
5. По каким причинам происходит загрязнение воздуха? Обведи кружком буквы
правильных ответов.
а) дыхание животных;
б) курение;
в) выхлопные газы машин;
г) выбросы отработанных газов заводов;
д) пожары и горящие костры.
ВАРИАНТ 2
1. Что такое воздух? Обведи нужную букву.
а) воздух – это смесь газов;
б) воздух – это смесь жидкостей;
в) воздух – это смесь твердых веществ.
2. Какие вещества входят в состав воздуха? Обведи кружком все буквы правильных
ответов.
а) азот;
б) пропан;
в) углекислый газ;
г) кислород.
3. Какими свойствами обладает воздух? Вычеркни лишнее. Упругий, без запаха, прозрачен, имеет форму шара, бесцветен, при нагревании расширяется,
плохо проводит тепло, при охлаждении сжимается.
4. В окнах устанавливаются двойные рамы на зиму. Какое свойство воздуха используется?
Обведи нужную букву.
а) при нагревании воздух расширяется;
б) при охлаждении воздух сжимается;
в) воздух плохо проводит тепло.
5. По каким причинам происходит загрязнение воздуха? Обведи кружком буквы
правильных ответов.
а) пожары и горящие костры;
б) подвижные игры;
в) выхлопные газы машин;
г) чтение книг;
д) выбросы отработанных газов заводов и фабрик.
Тест «ПРИРОДА МОЕГО КРАЯ»
1. Мой край расположен на материке...
а) Африка;
в) Австралия;
б) Евразия;
г) Северная Америка.
2. Мой край находится в природной зоне...
а) лесов;
б) тундра; в) степи;
г) пустыни.
3. Мой край находится в ...
а) восточном полушарии;
б) западном полушарии.
4. В моем краю растут...
а) кактусы, кипарисы;
в) ель, береза, осина;
б) ягель, клюква, карликовая ива;
г) полынь, ковыль, саксаул.
5. У нас обитают...
а) лоси, зайцы, кабаны;
б) косули, волки;
в) олени, медведи.
6. Мой край даст стране...
а) продукты сельского хозяйства;
б) легковые автомобили;
в) морепродукты.
7.Территория моего края расположена в...
а) тропическом поясе;
б) полярном поясе;
в) умеренном поясе. Тест «ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ!»
1. Изза чего исчезают некоторые виды животных? Обведи нужную букву.
а) изза неумеренной охоты и истребления ради меха и мяса;
б) изза пожаров и стихийных бедствий;
в) изза изменения климата на Земле.
2. Отчего загрязняется воздух? Обведи нужную букву.
а) от посадки и выращивания растений;
б) от воздушнотранспортных средств;
в) от выброса дыма заводами и выхлопных газов автомобилями.
3. Какой воздух и вода необходимы для жизни растений, животных и человека? Обведи
нужную букву.
а) чистые;
б) бесцветные;
в) прозрачные.
4. Что люди делают для спасения живой природы? Обведи нужную букву.
а) создают бульвары и скверы;
б) создают фермы, пасеки и птицефабрики;
в) создают заповедники и национальные парки.
5. Что такое национальные парки? Обведи нужную букву.
а) это природные музеи в закрытых заповедниках;
б) это природные музеи под открытым небом;
в) это природные музеи, где выращивают домашних животных. Тест «НАШИ ПОДЗЕМНЫЕ БОГАТСТВА»
4 класс
1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают...
а) археологи;
б) геологи;
в) строители
2. К полезным ископаемым относятся…
кирпич, бетон, бензин;
станки, вазы, ножницы;
нефть, газ, глина.
З. В строительстве используются...
а)
б)
в)
торф, железная руда, самоцветы;
песок, глина, гранит;
мрамор, каменный уголь, малахит.
а)
б)
в)
а)
б)
в)
4. Металлы получают из ...
каменного угля, янтаря, мела;
жемчуга, известняка, торфа.
железной руды, медной руды.
5. Какие полезные ископаемые добывают в твоем крае:
______________________________________________________
________________________________________________________
6. В шахтах добывают... . . .
а)
б)
в)
известняк, ракушечник, гранит;
каменный уголь, антрацит, железную руду;
поваренную соль, жемчуг, графит.
7. В карьерах добывают...
а) известняк, песок, глину;
б) золото, малахит, мрамор;
в) нефть, торф, бурый уголь.
8. Как используются полезные ископаемые вашей местности?
Запиши___________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________ Тест «ПОВЕРХНОСТЬ И ВОДОЕМЫ НАШЕГО КРАЯ»
1. Углубление в земной поверхности, имеющее крутые осыпающиеся склоны,
называется….
а) балка; б) холм; в) овраг.
2. Возвышенность, имеющая вершину высотой 300м, называют…
а) холм; б) гора; в)плоскогорье.
3. Горы, созданные людьми, называют:
а) холмы; б)плоскогорья; в)терриконы.
4. Хранилища воды называют...
а) низменности; б)водоемы; в) плато.
5. К естественным водоемам относятся...
а) пруд, озеро, канал; б) ручей, море, река;
в) водохранилище, океан, пруд.
6. Назови наиболее крупные реки Свердловской области. Запиши
их________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Запиши наиболее крупные озера своего края
__________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
7.
8. С водоемами связана жизнь следующих животных:
а) утки, лебеди, цапли;
б) трясогузки, совы, кукушки;
в) орлы, аисты, кедровки; ТЕСТ «КАКИЕ БЫВАЮТ ЖИВОТНЫЕ?»
ВАРИАНТ 1
1. Кто в ряду «чужой»? Вычеркни его. Назови одним словом оставшиеся тела. Допиши
предложение.
Комар, щука, лягушка, чашка, синица, медведь – это __________
2. Обведи кружком все буквы правильных ответов. У животных есть:
а) лапы;
б) ноги;
в) руки;
г) крылья.
3. Соедини стрелками название признака и название группы животных.
тело, покрытое перьями, две
ноги, большинство летает
тело, покрытое чешуей, живут
в воде, плавают
тело покрыто шерстью,
четыре ноги
РЫБЫ
ЗВЕРИ
ПТИЦЫ
4. Сколько ног у насекомых? Обведи нужную букву.
а) 4 ноги;
б) 8 ног;
в) 6 ног.
5. Какое животное относится к рыбам? Обведи нужную букву.
а) дельфин;
б) бегемот;
в) карп.
6. Какое животное относится к земноводным? Обведи нужную букву.
а) ящерица; б) лягушка;
в) носорог;
как
7.Запиши,
твоего
края______________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________
животных
жизнь
растения
влияют
на
самого
твоего
8.Запиши
края______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
маленького
большого
самого
зверя
и
9. Какие заповедники и заказники твоего края ты знаешь? Запиши
Тест «КАКАЯ БЫВАЕТ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ»
1. Какие отрасли промышленности существуют? Заполни схему.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
2. Расшифруй сокращения.
ГЭС – ________________________________________________________.
АЭС – ________________________________________________________.
3. Подчеркни предприятия пищевой промышленности.
Обувная фабрика, хлебозавод, кондитерская фабрика, электростанция, мясокомбинат,
металлургический завод, консервный завод, сахарный завод.
4. Какие отрасли промышленности производят данные товары? Установи соответствие.
МЕТАЛЛУРГИЯ
ХИМИЧЕСКАЯ
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
ЛЕГКАЯ
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Пальто
Сода
Медь
Алюминий
Носки
Краски
Какую
5.
Запиши
__________________________________________________________________________________
местности?
продукцию
производят
твоей
в __________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________
*6. Напиши, какие отрасли промышленности связаны между собой для изготовления рельсов?
________________________, ___________________________,
________________________, ___________________________.
7.
известных
О
каких
людях
Кузнецкой
земли
ты
знаешь?
Запиши____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Программа по внеурочной деятельности «Что такое экология?»
Программа по внеурочной деятельности «Что такое экология?»
Программа по внеурочной деятельности «Что такое экология?»
Программа по внеурочной деятельности «Что такое экология?»
Программа по внеурочной деятельности «Что такое экология?»
Программа по внеурочной деятельности «Что такое экология?»
Программа по внеурочной деятельности «Что такое экология?»
Программа по внеурочной деятельности «Что такое экология?»
Программа по внеурочной деятельности «Что такое экология?»
Программа по внеурочной деятельности «Что такое экология?»
Программа по внеурочной деятельности «Что такое экология?»
Программа по внеурочной деятельности «Что такое экология?»
Программа по внеурочной деятельности «Что такое экология?»
Программа по внеурочной деятельности «Что такое экология?»
Программа по внеурочной деятельности «Что такое экология?»
Программа по внеурочной деятельности «Что такое экология?»
Программа по внеурочной деятельности «Что такое экология?»
Программа по внеурочной деятельности «Что такое экология?»
Программа по внеурочной деятельности «Что такое экология?»
Программа по внеурочной деятельности «Что такое экология?»
Программа по внеурочной деятельности «Что такое экология?»
Программа по внеурочной деятельности «Что такое экология?»
Программа по внеурочной деятельности «Что такое экология?»
Программа по внеурочной деятельности «Что такое экология?»
Программа по внеурочной деятельности «Что такое экология?»
Программа по внеурочной деятельности «Что такое экология?»
Программа по внеурочной деятельности «Что такое экология?»
Программа по внеурочной деятельности «Что такое экология?»
Программа по внеурочной деятельности «Что такое экология?»
Программа по внеурочной деятельности «Что такое экология?»
Программа по внеурочной деятельности «Что такое экология?»
Программа по внеурочной деятельности «Что такое экология?»
Программа по внеурочной деятельности «Что такое экология?»
Программа по внеурочной деятельности «Что такое экология?»
Программа по внеурочной деятельности «Что такое экология?»
Программа по внеурочной деятельности «Что такое экология?»
Программа по внеурочной деятельности «Что такое экология?»
Программа по внеурочной деятельности «Что такое экология?»
Программа по внеурочной деятельности «Что такое экология?»
Программа по внеурочной деятельности «Что такое экология?»
Программа по внеурочной деятельности «Что такое экология?»
Программа по внеурочной деятельности «Что такое экология?»
Программа по внеурочной деятельности «Что такое экология?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.