Программа по внеурочной деятельности: География 10 класс
Оценка 4.7
Документация
docx
география
10 кл
11.06.2018
Глубокое и осмысленное усвоение практической составляющей школьной географии, расширение географического кругозора,
поможет учащимся формировать систематические и прочные знания по предмету, позволит отработать специальные практические умения решать задачи географического содержания, необходимые для более осознанного и глубокого усвоения теоретического материала. Данная программа поможет учителю географии успешно готовить учащихся к сдача ЕГЭЛичностные результаты Метапредметные результаты
1) российскую гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
2) готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
3) нравственное сознание на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
4) сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
4) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
1) самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
3) умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
4) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач;
5) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;
Предметные результаты обучения
Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться:
- работать с топографическими картами , планом, определять углы(азимут, дирекционный угол, истинное и магнитное склонение);
-определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений;
-описывать изменения геосфер, геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
-рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира; -знать назначение географических приборов и умение ими пользоваться;
- овладеют специальными умениями анализировать, описывать, проводить различные измерения, составлять профили;
-решать задачи на изменение атмосферного давления и высоты рельефа, температуры воздуха, с изменением высоты, относительной и абсолютной влажности воздуха;
-решать задачи на распределение экономически активного населения по секторам экономики; задачи на движение населения (естественное, механическое); на прирост населения;
- решать задачи определение страны мира по характерным особенностям;
Лецу статья РП.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №26»
г. Абакан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
10 класс
Решение творческих географических задач
Лецу Елена Захаровна
Абакан, 20172018учебный год Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Решение творческих географических задач» для 10
классов разработана на основании документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
ФГОС СОО (№ 413 от 17.05.2012);
Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина
России;
Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ
СОШ № 26 г. Абакана
Цель: глубокое и осмысленное усвоение практической составляющей школьной
географии, расширение географического кругозора.
Задачи: формирование систематических и прочных знаний по предмету;
отработка специальных практических умений решать задачи географического
содержания, необходимых для более осознанного и глубокого усвоения
теоретического материала;
расширение кругозора и общей подготовки, через включение теоретических знаний
в практическую деятельность
2 Планируемые результаты изучения программы внеурочной деятельности «
Решение творческих задач по географии»
Личностные результаты
самостоятельно
и
Метапредметные результаты
осуществлять,
1)
контролировать
корректировать
деятельность; использовать все возможные
ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;
2)
способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных
методов познания;
3) умение ориентироваться в различных
источниках информации,
критически
оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников;
4)
средства
информационных и коммуникационных
технологий
в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач;
5) владение навыками познавательной
рефлексии как осознания совершаемых
умение использовать
творческой
2) готовность и способность к
и
1) российскую гражданскую позицию
как активного и ответственного члена
российского общества,
самостоятельной,
ответственной деятельности;
3) нравственное сознание на основе
усвоения общечеловеческих ценностей;
4) сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию
успешной
и
общественной деятельности;
4) осознанный выбор будущей профессии
и возможностей реализации собственных
жизненных планов;
к
профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных,
общественных,
государственных,
общенациональных проблем;
профессиональной
отношение Предметные результаты обучения
Выпускник научится
определять
работать с топографическими картами ,
планом,
углы(азимут,
дирекционный угол, истинное и магнитное
склонение);
определять количественные и качественные
характеристики географических объектов,
процессов, явлений;
описывать изменения геосфер, геосистем в
результате природных и антропогенных
воздействий;
рассчитывать численность населения с
учетом естественного движения и миграции
населения стран, регионов мира;
действий и мыслительных процессов, их
результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных
задач и средств их достижения;
Выпускник получит возможность
научиться:
знать назначение географических приборов
и умение ими пользоваться;
овладеют специальными умениями
анализировать, описывать, проводить
различные измерения, составлять профили;
решать задачи на изменение атмосферного
давления и высоты рельефа, температуры
воздуха, с изменением высоты,
относительной и абсолютной влажности
воздуха;
решать задачи на распределение
экономически активного населения
по
секторам экономики; задачи на движение
населения (естественное, механическое); на
прирост населения;
решать задачи определение страны мира по
характерным особенностям;
Содержание программы внеурочной деятельности « Решение творческих
задач по географии»
Раздел I. Решение задач по теме «План и карта»
Тема 1. Масштаб. Измерение расстояний на плане местности. Ориентирование
на местности. Азимут. Решение задач по переводу масштаба из численного в
именованный и обратно. Измерение расстояний на плане местности разными
способами: с помощью линейки; курвиметра; циркуляизмерителя, без проведения
измерений. Решение задач на определение масштаба плана по предложенным
расстояниям на местности. Решение задач на определение площадей по плану
местности разными способами. Азимут. Понятия: истинный, магнитный азимут,
дирекционный угол, магнитное склонение. Выполнение заданий по определению
азимута и по нахождению объекта по заранее заданному азимуту. Решение задач на определение азимутов по плану и на местности. Использование
для ориентирования транспортира, компаса. Измерение расстояний на карте и
плане. Измерение протяжённости кривых линий на карте. Измерение расстояний
при помощи градусной сетки. Измерение площадей по карте.
Тема 2..Определение прямоугольных и географических координат. По
топографической карте. Алгоритм определения прямоугольных и географических
координат по топографической карте, решение задач по определению
прямоугольных и географических координат по фрагменту топографической карты.
Тема 3. Условные знаки на плане, топографической карте, географической карте.
Понятия: план, карта, топографическая карта, отличие плана от карты. Условные
знаки и их различия на плане, карте, топографической карте. Горизонтали, шкала
заложений, бергштрихи на топографической карте. Выполнение заданий и решение
задач на чтение условных знаков. Определение различий между изображением
земной поверхности на плане и карте.
Тема 4. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа на плане
местности. Особенности определения абсолютной высоты и вычисления
относительной высоты по плану местности. Решение задач на определение
превышения высоты между отдельными точками на местности. Изображение
неровностей рельефа с помощью горизонталей и бергштрихов. Определение
зависимости расстояния между горизонталями от крутизны склонов и направления
склонов. Построение простых профилей по плану местности. Тренировка умения
читать рельеф по плану местности. Решение задач на определение взаимной
видимости географических объктов на основе анализа топографической карты.
Тема 5. Классификация географических карт по разнообразным признакам.
Понятие географическая карта. Работа с разнообразными атласами по определению
различий карт по масштабу, по содержанию, по охвату территории, по назначению.
Тема 6.
Картографические проекции и искажения. Понятие и виды
картографических проекций. Картографические искажения. Картографическая
генерализация. Определение различий карт, выполненных в разнообразных
картографических проекциях. Работа с картами атласов по определению
картографических проекций, в которых они выполнены. Решение задач на сравнение
точности изображаемых географических объектов на картах различных проекций.
Тема 7. Градусная сетка. Географические координаты. Экватор, параллели,
меридианы, начальный (Гринвичский) меридиан, полюса. Работа с географической сеткой
на разнообразных картах в атласе. Географическая широта, географическая долгота.
Решение задач на определение географических координат заданной точки и
наоборот, на определение точки по заданным координатам по карте. Решение задач
на определение географической широты по формуле. Определение сторон
горизонта по параллелям и меридианам. Определение и анализ длин меридианов и
параллелей. Решение задач на сравнение протяжённости параллелей и меридианов
на глобусе и географической карте. Решение задач на сравнение времени совершения путешествий в различных широтах, в зависимости от направления
движения; по разным меридианам и параллелям. Определение местоположения
объекта по одной координате.
Решение задач на определение расстояний между пунктами по данным
Решение задач на определение антиподов
(диаметрально противоположных объектов,
географических координат.
географических объектов
расположенных на поверхности земного шара).
Тема 8. Годовое и суточное движение Земли. Решение задач на определение
территорий на поверхности земного шара, где бывает Солнце в зените. Решение
задач на определение продолжительности ночи и дня. Решение задач на
определение полуденной высоты Солнца.
Тема 9. Часовые пояса. Местное и поясное время. Решение задач на определение
местного и поясного времени. Особенности пересечения линии перемены дат.
Решение задач на определение времени затраченного на путешествие с запада на
восток (с востока на запад) при условии пересечения 180 меридиана.
Раздел II. Решение задач по теме «Оболочки Земли»
Тема 1. Литосфера. Гидросфера Решение задач на определение изменения
температуры при движении вглубь Земли. Решение задач на определение глубины,
при условии, что известны температуры на поверхности и на глубине. Решение
задач на определение расположения слоев горных пород в зависимости от их
возраста. Решение задач на сравнение и ранжирование географических объектов
по глубине. Решение задач на определение, сравнение и анализ солёности воды в
морях и океанах.
Тема 2. Атмосфера. Биосфера. Понятия: погода, климат, прогноз погоды.
Приборы для определения температур.
Выполнение заданий на отработку умения работать с температурными
показателями: построение графиков хода температур различного уровня сложности;
определение средних температур; определение амплитуд. Сравнение полученных
данных средних температур с данными многолетних наблюдений (на местном
материале). Анализ графиков показателей метеорологических элементов. Решение
задач на определение высоты гор, при условии, что известны данные температур у
подножия и на вершине. Решение задач на определение температур на различной
высоте в атмосфере.
Решение задач с использованием данных атмосферного давления: определение
высоты форм рельефа (использование данных разницы атмосферного давления у
подножия и на вершине). Построение схемы движения ветра; решение задач на
сравнение силы ветра. Анализ различных роз ветров. Понятие «барическая ступень».
Решение задач на определение относительной и абсолютной влажности. Определение
влияния разных природных объектов на показатель насыщенности воздуха.
Насыщение воздуха, точка росы,
испаряемость, испарение, коэффициент
увлажнения. Приборы для определения абсолютной и относительной влажности
воздуха. Отработка умений строить диаграммы и их анализировать. Определение
годовой суммы осадков. Решение задач на определение высоты образования облаков
построение диаграмм облачности. Понятие «облачность, виды облаков, прогноз
изменений погоды по виду облаков. Работа с климатическими картами: чтение
изотерм, определение количества осадков. Простейшие приёмы работы с синоптическими картами. Решение задач на соответствие между природной зоной,
почвами, животными и растениями, характерными для данной ПЗ.
Раздел III. Решение задач по темам «Население Земли» и «Политическая карта
мира»
Тема 1. Население Земли. Политическая карта мира. Выполнение заданий на
тренировку умения характеризовать расселение людей по территории планеты,
определение плотности населения на заданной территории. Решение задач по
ожидаемой продолжительности жизни населения стран мира. Задачи на
распределение экономически активного населения по секторам экономики. Задачи
на движение населения (естественное, механическое); на прирост населения.
Раздел IV. Решение задач по теме «География России»
Тема 1. Природа России. Решение задач на соотношение возраста земной коры,
тектонической структуры, формы рельефа и полезными ископаемыми. Решение
задач на определение типов климата России по климатограмме, соотнесение ее с
территорией России.
Тема 2. Население России. Решение демографических задач: на определение
рождаемости, смертности и естественного прироста. Решение задач на
определение сальдо миграций. Анализ статистических демографических
данных. Решение задач на определение уровня урбанизации региона. Решение задач
на определение плотности населения субъектов РФ, выявление зависимости
плотности населения субъектов РФ от природных условий.
Тема 3. Хозяйство России. Решение задач на обоснование размещения
предприятий различных отраслей промышленности на определённых
территориях страны (обоснование выбора типа электростанций, возможности
строительства металлургического комбината и т.д.) Решение задач на
зависимость размещения отраслей промышленности от наличия минерально
сырьевой базы. Решение задач на определение субъекта РФ по характерным
чертам географического положения, особенности природы и населения и
хозяйства, определение субъекта РФ по туристическим слоганам.
Тема 4. Страны мира. Решение задач на определение страны по описанию. Тематическое планирование спецкурса «Решение творческих задач по
географии»
Тема
№
п/п
1 Масштаб. Азимут.
2
3
4
5
6
Определение
прямоугольных и
географических
координат.
Условные знаки на
плане, карте.
и
Абсолютная
относительная
высота.
Классификация
географических карт
Картографические
проекции
искажения.
и
Содержание
Решение задач на определение масштаба
плана по предложенным расстояниям на
местности;
на определение площадей по плану
местности разными способами. Азимут.
Понятия: истинный, магнитный азимут,
дирекционный угол, магнитное склонение.
Измерение протяжённости кривых линий на
карте; расстояний0
Алгоритм определения прямоугольных и
географических координат по
топографической карте, решение задач по
фрагменту топографической карты.
Условные знаки и их различия на плане,
карте, топографической карте. Горизонтали,
шкала заложений, бергштрихи на
топографической карте. Задачи на чтение
условных знаков. Различия между
изображением земной поверхности на плане
и карте.
Построение простых профилей по плану
местности. Чтение рельефа по плану
местности. Решение задач на определение
взаимной видимости географических
объктов на основе анализа топографической
карты.
Определение различий карт по масштабу,
по содержанию, по охвату территории, по
назначению.
Понятие и виды картографических
проекций. Картографические искажения;
генерализация. Работа с картами атласов по
определению картографических проекций, в
которых они выполнены. Решение задач на
сравнение
изображаемых
точности
Количество
часов
2
2
2
2
2
3 7
сетка.
Градусная
Географические
координаты.
географических объектов на картах
различных проекций.
2
на
задач
Решение
определение
географических координат заданной точки
и наоборот, на определение точки по
заданным координатам по карте. Решение
задач на определение географической
широты по формуле. Определение сторон
горизонта по параллелям и меридианам.
Определение и анализ длин меридианов и
параллелей. Решение задач на сравнение
протяжённости параллелей и меридианов на
глобусе и географической карте.
8
Годовое и суточное
движение Земли.
9
Часовые пояса.
10 Литосфера.
Гидросфера.
2
2
Решение задач на определение
территорий на поверхности земного шара,
где бывает Солнце в зените; на определение
продолжительности ночи и дня; на
определение полуденной высоты Солнца.
2
Решение задач на определение местного и
поясного времени. Особенности
пересечения линии перемены дат. Решение
задач на определение времени затраченного
на путешествие с запада на восток (с востока
на запад) при условии пересечения 180
меридиана.
Решение задач на определение изменения
температуры при движении вглубь Земли;
на определение глубины, при условии,
что известны температуры на поверхности
и на глубине; на определение
расположения слоев горных пород в
зависимости от их возраста; на сравнение
и ранжирование географических объектов
по глубине; на определение, сравнение и
анализ солёности воды в морях и океанах.
11 Атмосфера.
Биосфера.
Решение задач с использованием данных
атмосферного давления:
определение
высоты форм рельефа Построение схемы
движения ветра; решение задач на сравнение
силы ветра. Анализ различных роз ветров.
2 насыщенности
«барическая
испарение,
Понятие
ступень».
Решение задач на определение относительной
и абсолютной влажности. Определение
влияния разных природных объектов на
показатель
воздуха.
точка росы,
Насыщение воздуха,
испаряемость,
коэффициент
увлажнения. Приборы для определения
абсолютной и относительной влажности
воздуха.
Отработка умений строить
диаграммы и их анализировать. Определение
годовой суммы осадков. Решение задач на
определение высоты образования облаков
построение диаграмм облачности. Понятие
«облачность,
прогноз
изменений погоды по виду облаков. Работа
с климатическими картами: чтение изотерм,
определение количества осадков.
Решение
ожидаемой
продолжительности жизни населения стран
мира.
распределение
экономически активного населения
по
секторам экономики. Задачи на движение
населения (естественное, механическое); на
прирост населения.
Задачи на
облаков,
виды
задач
по
Решение задач на определение страны по его
описанию.
Решение задач на соотношение возраста
земной коры, тектонической структуры,
формы рельефа и полезными ископаемыми.
Решение задач на определение типов
климата России по климатограмме,
соотнесение ее с территорией России.
Решение задач на определение уровня
урбанизации региона. Решение задач на
плотности населения
определение
субъектов РФ,
выявление зависимости
плотности населения субъектов РФ от
природных условий.
12 Население Земли
13 Страны мира.
14 Природа России.
15 Население России.
16 Хозяйство России.
Решение задач на зависимость размещения
отраслей промышленности от наличия
минеральносырьевой базы; на определение
2
2
2
2
3 субъекта РФ по характерным чертам
географического положения, особенности
природы и населения и хозяйства, Календарнотематическое планирование
№ Тема.
Раздел I. Решение задач по теме «План и карта»
Количества
часов
Дата
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Масштаб. Азимут.
Определение прямоугольных и географических
координат.
Условные знаки на плане, карте.
Абсолютная и относительная высота.
Классификация географических карт
Картографические проекции и искажения.
Градусная сетка. Географические координаты.
Годовое и суточное движение Земли.
Часовые пояса.
2
2
2
2
2
3
2
2
2
Раздел II. Решение задач по теме «Оболочки Земли»
Литосфера. Гидросфера.
Атмосфера. Биосфера.
10
11
Раздел III. Решение задач по темам «Население Земли» и «Политическая карта мира»
12
13
Население Земли
Страны мира.
2
2
2
2
Раздел IV. Решение задач по теме «География России»
14
15
16
Природа России.
Население России.
Хозяйство России.
2
2
3
Программа по внеурочной деятельности: География 10 класс
Программа по внеурочной деятельности: География 10 класс
Программа по внеурочной деятельности: География 10 класс
Программа по внеурочной деятельности: География 10 класс
Программа по внеурочной деятельности: География 10 класс
Программа по внеурочной деятельности: География 10 класс
Программа по внеурочной деятельности: География 10 класс
Программа по внеурочной деятельности: География 10 класс
Программа по внеурочной деятельности: География 10 класс
Программа по внеурочной деятельности: География 10 класс
Программа по внеурочной деятельности: География 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.