муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1»
муниципального образования – городской округ город Касимов
«Согласовано» «Утверждаю»
методическим советом директор МОУ «СШ №1»
МБОУ «СШ №1» _________________Е.В.Федюнина
Протокол №__ « »__________________ 2016 год
________________2016г.
Рабочая образовательная программа
по внеурочной деятельности
« Радуга здоровья»
на 4 года
711 лет
Составитель:
Зеленина Ольга Александровна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории г. Касимов
2016г
Пояснительная записка
Рабочая программа «Радуга здоровья» составлена на основе программы
Н.В.Лободиной «Здоровьесберегающая деятельность» ( Н.В.
Лободина,
Т.Н.Чурилова «Здоровьесберегающая деятельность»Волгоград: Издательство
«Учитель»).
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель
благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию,
но и дающий точный прогноз на будущее. Строго объективных критериев,
дифференцирующих понятия «болезнь» и «здоровье», пока нет. Существует более
300 определений здоровья. Остановимся на определении, где здоровье определяется
как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не
отсутствие болезней или физических дефектов.
Существует и определение здоровья по Брехману.
Соматическое здоровье – удел биологии и медицины.
Физическое здоровье – сфера физической культуры и спорта.
Психическое здоровье – область применения психологических наук.
Нравственное здоровье отражает социальную ценность человека, формирует
нравственность и духовность.
Представление о здоровье как триединстве здоровья физического(соматического),
психического и духовнонравственного отражает невозможность сохранить и
укрепить здоровье, заботясь только о физическом или только о духовном
благополучии, необходимость комплексного подхода. «Чтобы быть здоровым,
нужны собственные усилия–постоянные,
и значит заменить их ничем
нельзя»(Н.Амосов). Лекарства не помогут, если сам человек нарушает нормы
здорового образа жизни(ЗОЖ).
Известно, что здоровые привычки формируются с самого раннего возраста ребёнка.
Поэтому роль и значение семьи,
семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить. Несомненно, родители
стараются прививать ребёнку элементарные навыки гигиенической культуры, следят
за сохранением здоровья. Однако для осуществления преемственности в
формировании привычки к здоровому образу жизни у младших школьников
необходима совместная работа педагогов и родителей.
Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования
здоровья способствует созданию новых образовательно – оздоровительных программ,
начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот
период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового
образа жизни. Программа«Радуга здоровья» ориентирована на формирование у ребёнка позиции
признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление
своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Ключевое слово в валеологии («валео» быть здоровым, «логос» наука) – гармония.
А формирование гармонично развитой личности – цель воспитания. Для понимания
роли учителя и классного руководителя в валеологическом воспитании вспомним
легенду.
«У древнего бога Эскулапа было две дочери – Панацея и Гигиена. Они обе владели
даром целительства. Но лечили поразному. Панацея считала, что может подарить
людям лекарство от всех болезней сразу. Гигиена же говорила, что на все случаи
жизни одного – единственного средства быть не может. Человек слаб и уязвим,
потому что не знает Законов Жизни. Этим Законам надо людей научить. Разные пути
у дочерей Эскулапа. Панацея лечит людей таблетками да микстурами, ищет
единственное средство от всех болезней сразу. А Гигиена просвещает людей,
объясняет Законы Жизни. Она верит, что, овладев ими, станут физически и духовно
здоровыми, а сама жизнь – прекрасной.» Педагоги, подобно Гигиене, должны нести
знания о здоровье.
Значит, одна из задач классного руководителя – формирование у школьников
системы знаний и убеждений, обеспечивающих духовное отношение к себе, к своему
здоровью, к окружающему миру.
Принципы программы.
1. Системный подход.
Человек представляет собой единство телесного и духовного. Невозможно
сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально – волевую
сферу, если не работать с душой и нравственностью ребёнка.
Успешное решение задач валеологического воспитания воз можно только при
объединении воспитательных усилий школы и родителей.
2. Деятельностный подход.
Валеологическая культура осваивается детьми в процессе совместной
деятельности с родителями. Необходимо не направлять детей на путь здоровья, а
вести их за собой по этому пути.
1. Принцип «Не навреди!».
Предусматривает использование в валеологической работе только безопасных
приёмов оздоровления, апробированных тысячелетним опытом человечества и
официально признанных.
4. Принцип гуманизма.
В валеологическом воспитании признаётся самоценность личности ребёнка.
Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.
5. Принцип альтруизма. Предусматривает потребность
делиться освоенными ценностями
валеологической культуры: «Научился сам –научи друга».
6. Принцип меры.
Для здоровья хорошо то, что в меру.
ЗОЖ определяется правильными взаимоотношениями человека с самим собой,
с другими людьми, с обществом и природой. В соответствии с этой системой
отношений программа «Радуга здоровья» осуществляет воспитательную работу в
следующих направлениях:
«Я и моё здоровье». Резервы моего здоровья – моё богатство.
«Я и другие люди». Взаимодействие в коллективе как условие здоровья
ребёнка.
«Семья – древо жизни». Моя родословная. Моя роль в семье.
«Мальчики и девочки – чудо природы». Половые различия как основа
мироустройства.
«Я и общество».Явления общественной жизни, социальные институты.
«Я и мир вещей». Уважительное отношение к творениям рук человеческих.
«Мир природы». Взаимодействие с природой как основа здоровья.
Человек должен овладеть искусством здоровой жизни, уметь вести здоровый
образ жизни. Под образом жизни понимают способ жизнедеятельности.
Понятие ЗОЖ включает в себя следующие блоки:
Режим труда и отдыха.
Физическая активность и закаливание.
Рациональное питание.
Психогигиена и психопрофилактика.
Создание благополучной для человека окружающей среды.
Отказ от курения и алкоголя.
Половое воспитание и сексуальное здоровье.
Нетрадиционные методы оздоровления.
Здоровый образ жизни–это формы и способы повседневной жизни человека,
которые приводят к совершенствованию резервных возможностей организма,
успешному выполнению сознательной и профессиональной функций,
способности к профилактике наиболее распространённых заболеваний.
Цель занятий по программе «Радуга здоровья»: учиться быть здоровым душой и
телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с
законами природы, законами бытия.
Огромную роль в решении этих задач играет классный руководитель. В своей
работе педагог ориентируется не только на усвоение ребёнком знаний и
представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического
поведения, реализации усвоенных ребёнком знаний и представлений в его реальном
поведении. На современном этапе уже не достаточно проведения занятий в форме
беседы и лекции. Методика работы с детьми строится в направлении личностно ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на
самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей,
что побуждает их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия
должны содержать познавательный материал, соответствующий возрастным
особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (психологические
тренинги, опыты и исследования, ролевые игры, решение ситуативных задач,
минутки рефлексии и выполнение творческих проектов), необходимыми для
развития навыков ребёнка.
Занятия с детьми должны быть различных видов: беседа, оздоровительные
минутки, деловые игры, комплекс физических и оздоровительных упражнений,
общение с природой.
Оздоровительные минутки включают в себя не только физические упражнения,
но и «этюды для души»(например:«Сотвори солнце в себе»,«Подари улыбку
близкому», «Добро побеждает зло»).
На каждом занятии используются приёмы как внешней, так и внутренней
мотивации. В содержание занятий включены проблемные вопросы, которые
активизируют познавательную деятельность школьников. Ролевые игры создают
эмоциональный настрой, будят эстетические чувства и интересы учащихся,
повышают личностную значимость учения для детей.
В настоящее время процесс обучения и воспитания всё больше связывают с
деятельностным подходом и освоением детьми новых знаний, умений и навыков.
Одним из видов такого подхода является проектная деятельность.
Основные условия применения методов проектов сводятся к следующему:
существование некой значимой проблемы, требующей решения путём
и применения путём
поиска
исследовательского(творческого)
интегрированного знания;
значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая,
познавательная);
структурирование этапов выполнения проекта;
самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.
Проекты в младших классах – это проблематично, так как дети ещё малы для
проектирования, но всётаки это возможно. Несложность проектов на первых
этапах обучения и воспитания обеспечивает успех их выполнения и является
стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других более сложных
самостоятельных проектов.
Цель творческого проекта «Народная мудрость о здоровье» развить
творческие и коммуникативные способности ребёнка; привить навыки здорового
образа жизни на основе изучения фольклора, первоначальные умения собирать
информацию из разных источников, осмыслить её и использовать для выполнения
проекта. Пословицы и поговорки – это кладезь народной мудрости, основа, фун
дамент воспитания, формирования основ здорового образа жизни. Эти маленькие мудрые изречения веками учили и воспитывали целые поколения. В результате
творческой работы учащиеся собирают «копилку» пословиц и поговорок о
здоровье, оформляют альбом с пословицами, где на отдельном листе
иллюстрируют каждую пословицу, объясняя в рисунке её смысл. В конце данной
работы проводится игра «Собери и объясни пословицы и поговорки о здоровье».
Соревнование проходит между двумя командами: команда родителей и команда
детей.
Творческий проект «Моя родословная» осуществляет воспитательную работу в
направлении «Семья – древо жизни». Цели и задачи данного проекта: обобщить
знания детей о своей родословной; рассмотреть роль ребёнка и его отношения в
семье; развить творческие и коммуникативные способности ребёнка; прививать
навыки сотрудничества с другими людьми; активизировать навыки эмоцио
нального общения с членами семьи; привить первоначальные умения собирать
информацию из разных источников, осмыслить её и использовать для выполнения
проекта. Параллельно с этим детям предложено написать сочинения на темы:
«Моя семья», «Традиции семьи», «Имена, которыми я горжусь».
Исследовательский проект Народы мира против вредных привычек». Данный
творческий проект проводится с целью формирования отказа от вредных
привычек у младших школьников, в результате чего учащиеся создают альбом с
пословицами и поговорками, смысл которых объясняют не только в рисунке, но и в
сочинениирассуждении.
Социальный проект «Народные игры» имеет исследовательский и развивающий
характер. Школьники изучают виды русских народных игр, историю их появления,
правила каждой игры, традиции и обряды русского народа, изготавливают
необходимый инвентарь для проведения игры. В результате творческой работы
оформляют альбом, проходит праздник, посвящённый народным играм, где дети
играют вместе с родителями.
Творческий проект «Мастерская настольных игр по ЗОЖ».
Учащиеся
разрабатывают и изготавливают на стольные игры: лото«Путешествие по стране
здоровья», ребусы, кроссворды и т.д. в данном проекте школьники выделяют
правила гигиены, выполнения режима дня, значение правильного питания, вредные
привычки, и соотносят их с удачным или неудачным ходом в игре.
Метод рефлексии. Не менее важно для сохранения здоровья развивать у
ребёнка способность рассматривать себя и своё состояние со стороны, понимать
свои чувства и причины их возникновения. Самонаблюдение и самоанализ
формируют желание самосовершенствоваться, позволяют ребёнку видеть и
развивать свои личностные возможности, повышать свой интеллектуальный
потенциал. Необходимо формировать у ребёнка нравственное отношение к своему
здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести
ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека – важнейшая ценность,
главное условие достижения любой жизненной цели и каждый сам несёт
ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать
положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие
от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей
жизни, личный пример родителей.
Метод решения педагогических ситуаций используется не только при работе с
детьми на внеклассных занятиях, но и в работе с родителями. На родительских
собраниях взрослым предлагаются для решения педагогические задачи, даются
рекомендации по выбору более правильного пути в воспитании ЗОЖ ребёнка.
Нетрадиционные формы занятий: брейн ринг, путешествие, суд, викторина,
соревнование, аукцион и т.д. В творческом поиске родились игровые формы
воспитания ЗОЖ (проведение судебного процесса над «вредными привычками»,
«табаком», «сигаретой», «алкоголем» . Школьники судят «Хулиганство»,
«Лицемерие», «Зло», «Бранные слова» и т.д. Проводятся ролевые игры и занятия
в форме «путешествий», где заранее намечаются ряд станций. Класс разбивается
на 23 команды, и каждая команда получает свой маршрут следования. Важно
отметить, что уже в 34 классах учащиеся сами придумывают названия станций и
задания, которые необходимо здесь выполнить.
Форма аттестации: реализация данной программы не предполагает прохождения
обучающимися промежуточной и итоговой аттестации. Однако отслеживание
результатов планируется осуществлять путём проведения урокасоревнования,
урокавикторины, анкетирования, выполнения контрольных заданий и др.
В результате изучения курса обучающиеся должны:
знать/понимать:
признаки утомления, в том числе зрительного;
чем отличается состояние здоровья от состояния болезни;
понятие «эмоции»,«настроение»,основные виды эмоций у себя и других людей;
общепринятые правила коммуникации;
названия основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в
жизнедеятельности организма человека;
правила личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и
др.;
основные правила рационального питания с учётом возраста;
правила профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха
и других;
основные природные факторы, укрепляющие здоровье, и правила их
использования;
способы охраны своего здоровья от простудных и
инфекционных заболеваний;
правила оказания первой доврачебной помощи;
вредные привычки и какой вред представляют они для здоровья;
алкоголизм и наркомания – трудноизлечимые заболевания;
основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций;
некоторых других лечебные учреждения, профессии врачейспециалистов, которые могут оказать
услуги в случае болезни; почему необходимо посещать врача;
лечебные свойства некоторых деревьев, кустарников, трав;
правила использования лекарственных растений для профилактики и лечения
некоторых заболеваний;
особенности своего физического и психического развития, характера, памяти,
внимания для их совершенствования и коррекции;
особенности развития мальчиков и девочек, значение самовоспитания в
формировании личности мальчика и девочки;
состав, родственные корни своей семьи;
правила общения с взрослыми незнакомыми людьми обоего пола, избегая тем
самым возможных экстремальных ситуаций;
значение досуга, образа жизни для личного здоровья и хорошего самочувствия,
успехов в учёбе;
значение двигательной активности для развития здорового организма;
уметь:
применить общепринятые правила коммуникации;
соблюдать правила личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений,
одежды, обуви и др.;
выделить, проанализировать и рассказать о субъективных признаках своей
усталости;
словесно объяснить основные виды эмоций и настроения, отчётливо выразить их
с помощью жестов, мимики, позы;
приготовить витаминный травяной чай, фруктовые и овощные коктейли;
самостоятельно искать выходы из проблемных ситуаций
корректно отказаться от общения с незнакомыми людьми;
в случае необходимости правильно обратиться за экстренной медицинской
помощью;
аккуратно и осознанно обращаться с лекарствами, которые хранятся дома;
(в модельных условиях) избегать ситуации пассивного курения;
отказаться от вредных привычек;
выполнять правила профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов
зрения, слуха и других;
экологически взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких
условиях среда обитания (жилище, класс, улица, дорога, лес, степь) безопасна
для жизни;
оказывать простейшую помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах,
обморожениях;
правильно строить режим дня и выполнять его;
составить для себя программу оздоровления на летний и зимний сезоны года и
обеспечить её выполнение;
измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и дыхания в
состоянии покоя и после физической нагрузки, понимать значение определения
этих показателей для контроля за состоянием здоровья и его коррекции; распознавать и анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и
находить выход из них;
удовлетворять свои двигательные потребности в процессе учебных занятий и в
течение всего дня;
любить и почитать отца, мать, уважать других членов семьи, помогать вести
хозяйственные дела в семье;
иметь представление:
о том, что восприимчивость к наркотическим средствам индивидуальна и
зависимость может наступить после первого приёма.
Ожидаемый конечный результат:
Улучшение организации и повышение качества оказания психологической
помощи детям и взрослым.
Формирование здорового жизненного стиля и высокоактивных поведенческих
стратегий и личностных ресурсов у младших школьников.
Эффективность решения оздоровительных задач валеологического воспитания
можно определить по динамике физического состояния ребёнка, по уменьшению
заболеваемости, по формированию его умений выстраивать отношения со
сверстниками, родителями и другими людьми, по проявлениям сострадания,
стремления помочь окружающим, по снижению уровня тревожности и агрес
сивности.
Программа по внеурочной деятельности к курсу "Радуга здоровья"
Программа по внеурочной деятельности к курсу "Радуга здоровья"
Программа по внеурочной деятельности к курсу "Радуга здоровья"
Программа по внеурочной деятельности к курсу "Радуга здоровья"
Программа по внеурочной деятельности к курсу "Радуга здоровья"
Программа по внеурочной деятельности к курсу "Радуга здоровья"
Программа по внеурочной деятельности к курсу "Радуга здоровья"
Программа по внеурочной деятельности к курсу "Радуга здоровья"
Программа по внеурочной деятельности к курсу "Радуга здоровья"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.