Программа по внеурочной деятельности к курсу "Радуга здоровья"
Оценка 4.8

Программа по внеурочной деятельности к курсу "Радуга здоровья"

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
ОБЗР
1 кл—4 кл
30.01.2017
Программа по внеурочной деятельности к курсу "Радуга здоровья"
программа радуга здоровья.doc
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя  школа №1» муниципального образования – городской округ город Касимов  «Согласовано»                                                                                                «Утверждаю»  методическим советом                                                                                  директор МОУ «СШ №1»  МБОУ «СШ №1»                                                                            _________________Е.В.Федюнина  Протокол №__                                                                                     «   »__________________ 2016 год ________________2016г. Рабочая образовательная программа по внеурочной деятельности « Радуга здоровья» на 4 года 7­11 лет Составитель: Зеленина Ольга Александровна учитель начальных классов высшей квалификационной категории г. Касимов 2016г  Пояснительная записка Рабочая   программа   «Радуга   здоровья»   составлена   на   основе   программы Н.В.Лободиной   «Здоровьесберегающая   деятельность»   (   Н.В.   Лободина, Т.Н.Чурилова   «Здоровьесберегающая   деятельность»­Волгоград:   Издательство «Учитель»). Состояние   здоровья   подрастающего   поколения   –   важнейший   показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но   и   дающий   точный   прогноз   на   будущее.   Строго   объективных   критериев, дифференцирующих понятия «болезнь» и «здоровье», пока нет. Существует более 300 определений здоровья. Остановимся на определении, где здоровье определяется как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов. Существует и определение здоровья по Брехману. ­Соматическое здоровье – удел биологии и медицины. ­Физическое здоровье – сфера физической культуры и спорта. ­Психическое здоровье – область применения психологических наук. ­Нравственное   здоровье  отражает   социальную   ценность   человека,   формирует нравственность и духовность. Представление о здоровье как триединстве здоровья   физического(соматического), психического   и   духовно­нравственного   отражает   невозможность   сохранить   и укрепить   здоровье,   заботясь   только   о   физическом   или   только   о   духовном благополучии,   необходимость   комплексного   подхода.   «Что­бы   быть   здоровым, нужны   собственные   усилия–постоянные,   и   значит   заменить   их   ничем нельзя»(Н.Амосов).   Лекарства   не   помогут,   если   сам   человек   нарушает   нормы здорового образа жизни(ЗОЖ). Известно, что здоровые привычки формируются с самого раннего возраста ребёнка. Поэтому роль и значение семьи,  семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить. Несомненно, родители стараются прививать ребёнку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за   сохранением   здоровья.   Однако   для   осуществления   преемственности   в формировании   привычки   к   здоровому   образу   жизни   у   младших   школьников необходима совместная работа педагогов и родителей. Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно – оздоровительных программ, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период   у   ребёнка   закладываются   основные   навыки   по   формированию   здорового образа жизни. Программа«Радуга   здоровья»  ориентирована  на  формирование  у  ребёнка   позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение  знаний и навыков по гигиенической культуре. Ключевое слово в валеологии («валео» ­ быть здоровым, «логос» ­ наука) – гармония. А формирование гармонично развитой личности – цель воспитания. Для понимания роли учителя и классного руководителя в валеологическом   воспитании вспомним легенду. «У древнего бога Эскулапа было две дочери – Панацея и Гигиена. Они обе владели даром целительства. Но лечили по­разному. Панацея считала, что может подарить людям   лекарство от всех болезней сразу. Гигиена же говорила, что на все случаи жизни   одного   –   единственного   средства   быть   не   может.   Человек   слаб   и   уязвим, потому что не знает Законов Жизни. Этим Законам надо людей научить. Разные пути у   дочерей   Эскулапа.   Панацея   лечит   людей   таблетками   да     микстурами,   ищет единственное   средство   от   всех   болезней   сразу.   А   Гигиена   просвещает   людей, объясняет Законы Жизни. Она верит, что, овладев ими,  станут физически и духовно здоровыми, а сама жизнь – прекрасной.» Педагоги, подобно Гигиене, должны нести знания о здоровье. Значит,   одна   из   задач   классного   руководителя   –   формирование   у   школьников системы знаний и убеждений, обеспечивающих духовное отношение к себе, к своему здоровью, к окружающему миру. Принципы программы. 1. Системный подход. ­   Человек   представляет   собой   единство     телесного   и     духовного.   Невозможно сохранить   тело   здоровым,  если   не   совершенствовать   эмоционально  –  волевую сферу, если не работать с душой и нравственностью ребёнка. ­   Успешное   решение   задач   валеологического   воспитания   воз   можно     только   при объединении  воспитательных  усилий  школы и родителей. 2. Деятельностный подход. Валеологическая   культура   осваивается   детьми   в   процессе   совместной деятельности с родителями. Необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути. 1. Принцип «Не навреди!». Предусматривает использование в валеологической   работе только безопасных приёмов   оздоровления,   апробированных   тысячелетним   опытом   человечества   и официально признанных. 4. Принцип гуманизма. В   валеологическом   воспитании   признаётся   самоценность   личности   ребёнка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности. 5. Принцип альтруизма. Предусматривает   потребность   делиться   освоенными   ценностями валеологической культуры: «Научился сам –научи друга». 6. Принцип меры. Для здоровья хорошо то, что в меру. ЗОЖ определяется  правильными  взаимоотношениями  человека с самим собой, с  другими   людьми,  с  обществом   и  природой.  В  соответствии   с  этой   системой отношений программа «Радуга здоровья» осуществляет воспитательную работу в следующих направлениях:  «Я и моё здоровье». Резервы  моего  здоровья – моё богатство.  «Я   и   другие   люди».   Взаимодействие   в   коллективе   как   условие   здоровья ребёнка.  «Семья – древо жизни». Моя родословная. Моя роль в семье.  «Мальчики   и   девочки   –   чудо   природы».   Половые   различия   как   основа мироустройства.  «Я и общество».Явления общественной жизни, социальные институты.  «Я и мир вещей». Уважительное отношение к творениям рук человеческих.  «Мир природы». Взаимодействие с природой как основа здоровья. Человек   должен   овладеть   искусством   здоровой   жизни,  уметь   вести   здоровый образ жизни. Под образом жизни понимают способ жизнедеятельности. Понятие ЗОЖ включает в себя следующие блоки:  Режим труда и отдыха.  Физическая активность и закаливание.  Рациональное питание.  Психогигиена и психопрофилактика.  Создание благополучной для человека окружающей среды.  Отказ от курения и алкоголя.  Половое воспитание и сексуальное здоровье.  Нетрадиционные методы оздоровления.  Здоровый образ жизни–это формы и способы повседневной жизни человека, которые приводят к совершенствованию резервных возможностей организма, успешному   выполнению     сознательной     и       профессиональной   функций, способности к профилактике наиболее распространённых заболеваний. Цель занятий по программе «Радуга здоровья»: учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с закона­ми природы, законами бытия. Огромную роль в решении этих задач играет   классный руководитель. В своей работе   педагог   ориентируется   не   только   на   усвоение   ребёнком   знаний   и представлений,   но   и   становление   его   мотивационной   сферы   гигиенического поведения, реализации усвоенных ребёнком знаний и представлений в его реальном поведении.  На  современном этапе уже не достаточно проведения занятий в форме беседы и лекции. Методика работы с детьми строится в направлении личностно­ ориентированного   взаимодействия   с   ребёнком,   делается   акцент   на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, что побуждает их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия должны   содержать   познавательный   материал,   соответствующий   возрастным особенностям  детей  в  сочетании  с практическими заданиями (психологические тренинги,   опыты   и   исследования,   ролевые   игры,   решение   ситуативных   задач, минутки   рефлексии   и   выполнение   творческих   проектов),     необходимыми     для развития навыков ребёнка. Занятия   с   детьми   должны   быть   различных   видов:   беседа,   оздоровительные минутки,   деловые   игры,   комплекс   физических   и   оздоровительных   упражнений, общение с природой. Оздоровительные минутки включают в  себя  не только физические упражнения, но   и   «этюды   для   души»(например:«Сотвори   солнце   в   себе»,«Подари   улыбку близкому», «Добро побеждает зло»). На   каждом   занятии   используются   приёмы   как   внешней,   так   и   внутренней мотивации.   В   содержание   занятий   включены   проблемные   вопросы,   которые активизируют   познавательную   деятельность   школьников.  Ролевые   игры  создают эмоциональный   настрой,   будят   эстетические   чувства   и   интересы   учащихся, повышают личностную значимость учения для детей. В   настоящее   время   процесс   обучения   и   воспитания   всё   больше   связывают   с деятельностным подходом  и  освоением детьми новых знаний, умений и навыков. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность. Основные условия применения методов проектов сводятся к следующему:  существование   некой   значимой   проблемы,   требующей   решения   путём   и   применения   путём   поиска исследовательского(творческого) интегрированного знания;  значимость   предполагаемых   результатов   (практическая,   теоретическая, познавательная);  структурирование этапов выполнения проекта;  самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора. Проекты в младших классах – это проблематично, так как дети ещё малы для проектирования,   но   всё­таки     это   возможно.   Несложность   проектов   на   первых этапах   обучения   и   воспитания   обеспечивает   успех   их   выполнения   и   является стимулом,   вдохновляющим   ученика   на   выполнение   других   более   сложных самостоятельных проектов. Цель   творческого  проекта   «Народная   мудрость   о   здоровье»  ­   развить творческие и коммуникативные способности ребёнка; привить навыки здорового образа   жизни   на   основе   изучения   фольклора,   первоначальные   умения   собирать информацию из разных источников, осмыслить её и использовать для выполнения проекта. Пословицы и поговорки – это кладезь народной мудрости, основа, фун­ дамент воспитания, формирования основ здорового образа жизни. Эти маленькие мудрые изречения веками учили и воспитывали  целые поколения. В результате творческой   работы   учащиеся   собирают   «копилку»   пословиц   и   поговорок   о здоровье,   оформляют   альбом   с   пословицами,   где   на   отдельном   листе иллюстрируют каждую пословицу, объясняя в рисунке её смысл. В конце данной работы проводится игра «Собери и объясни пословицы и поговорки о здоровье». Соревнование проходит между двумя командами: команда родителей и команда детей. Творческий проект «Моя родословная» осуществляет воспитательную работу в направлении «Семья – древо жизни». Цели и задачи данного проекта: обобщить знания детей о своей родословной; рассмотреть роль ребёнка и его отношения в семье;   развить   творческие   и  коммуникативные   способности  ребёнка;   прививать навыки   сотрудничества   с   другими   людьми;   активизировать   навыки   эмоцио­ нального   общения   с   членами   семьи;   привить   первоначальные   умения   собирать информацию из разных источников, осмыслить её и использовать для выполнения проекта.   Параллельно   с   этим   детям   предложено   написать   сочинения   на   темы: «Моя семья», «Традиции семьи», «Имена, которыми я горжусь». Исследовательский проект Народы мира против вредных привычек». Данный творческий   проект   проводится   с   целью   формирования     отказа   от     вредных привычек  у  младших школьников, в результате чего учащиеся создают альбом с пословицами и поговорками, смысл которых объясняют не только в рисунке, но и в сочинении­рассуждении. Социальный проект «Народные игры» имеет исследовательский и развивающий характер. Школьники изучают виды русских народных игр, историю их появления, правила   каждой   игры,   традиции   и     обряды   русского     народа,   изготавливают необходимый  инвентарь  для  проведения  игры. В результате творческой работы оформляют альбом, проходит праздник,  посвящённый народным играм,  где  дети играют вместе с родителями. Творческий  проект   «Мастерская   настольных   игр   по   ЗОЖ».    Учащиеся разрабатывают  и   изготавливают на­ стольные игры: лото«Путешествие по стране здоровья»,  ребусы,  кроссворды   и   т.д.  в  данном   проекте   школьники     выделяют правила гигиены, выполнения режима дня, значение правильного питания, вредные привычки, и соотносят их с удачным или неудачным ходом в игре. Метод рефлексии.     Не   менее   важно   для сохранения здоровья развивать   у ребёнка способность рассматривать себя  и своё  состояние со стороны, понимать свои   чувства   и   причины   их   возникновения.   Самонаблюдение   и   самоанализ формируют   желание   самосовершенствоваться,   позволяют   ребёнку   видеть   и развивать   свои   личностные   возможности,   повышать   свой   интеллектуальный потенциал. Необходимо формировать у ребёнка нравственное  отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что  здоровье  для  человека – важнейшая  цен­ность, главное   условие   достижения   любой   жизненной   цели   и   каждый   сам   несёт ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать его   на   здравоохранительное   поведение,   необходимо   заинтересо­вать,   создать положительные эмоции при   освоении   знаний, дать почувствовать удовольствие от  методов  оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей. Метод решения педагогических ситуаций используется не только при работе с детьми  на  внеклассных занятиях, но и в работе с родителями. На родительских собраниях взрослым предлагаются для решения педагогические   задачи, даются рекомендации по выбору более правильного пути в воспитании ЗОЖ ребёнка. Нетрадиционные формы занятий:  брейн ­ ринг,  путешествие, суд, викторина, соревнование,   аукцион   и   т.д.   В   творческом   поиске   родились   игровые   формы воспитания ЗОЖ (проведение судебного  процесса  над «вредными  привычками», «табаком»,   «сигаретой»,   «алкоголем»   .   Школьники   судят   «Хулиганство», «Лицемерие», «Зло», «Бранные слова» и т.д. Проводятся ролевые игры и занятия в форме «путешествий», где заранее намечаются ряд станций. Класс разбивается на 2­3 команды, и каждая команда получает свой маршрут следования.   Важно отметить, что уже в 3­4 классах учащиеся сами придумывают названия станций и задания, которые необходимо здесь выполнить. Форма аттестации: реализация данной программы не предполагает прохождения обучающимися   промежуточной   и   итоговой   аттестации.   Однако   отслеживание результатов   планируется   осуществлять   путём   проведения   урока­соревнования, урока­викторины, анкетирования, выполнения контрольных заданий и др. В результате изучения курса обучающиеся должны: знать/понимать: ­ признаки утомления, в том числе зрительного; ­ чем отличается состояние здоровья от состояния болезни; ­ понятие «эмоции»,«настроение»,основные виды эмоций у себя и других людей; ­ общепринятые правила коммуникации; ­ названия основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека; ­ правила личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.; ­ основные правила рационального питания с учётом возраста; ­ правила профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других; ­   основные   природные   факторы,   укрепляющие   здоровье,   и   правила   их использования; ­   способы   охраны   своего   здоровья   от   простудных   и   инфекционных заболеваний; ­ правила оказания первой доврачебной помощи; ­ вредные привычки и какой вред представляют они для здоровья; ­ алкоголизм и наркомания – трудноизлечимые заболевания; ­ основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций;   некоторых   других ­ лечебные учреждения, профессии врачей­специалистов, которые могут оказать услуги в случае болезни; почему необходимо посещать врача; ­ лечебные свойства некоторых деревьев, кустарников, трав; ­ правила использования лекарственных  растений  для профилактики и лечения некоторых заболеваний; ­ особенности своего физического и психического развития, характера, памяти, внимания для их совершенствования и коррекции; ­   особенности   развития   мальчиков   и   девочек,   значение   самовоспитания   в формировании личности мальчика и девочки; ­ состав, родственные корни своей семьи; ­ правила общения с взрослыми незнакомыми людьми обоего пола, избегая тем самым возможных экстремальных ситуаций; ­ значение досуга, образа жизни для личного здоровья и хорошего самочувствия, успехов в учёбе; ­значение двигательной активности для развития здорового организма; уметь: ­ применить общепринятые правила коммуникации; ­   соблюдать   правила   личной   гигиены,   гигиены   жилых   и   учебных   помещений, одежды, обуви и др.; ­   выделить,   проанализировать   и   рассказать   о     субъективных   признаках   своей усталости; ­ словесно объяснить основные виды эмоций и  настроения, отчётливо выразить их с помощью жестов, мимики, позы; ­ приготовить витаминный травяной чай, фруктовые и овощные коктейли; ­ самостоятельно искать выходы из проблемных ситуаций ­ корректно отказаться от общения с незнакомыми людьми; ­ в случае необходимости правильно   обратиться   за экстренной медицинской помощью; ­ аккуратно и осознанно обращаться с лекарствами, которые хранятся дома; ­ (в модельных условиях) избегать ситуации пассивного курения; ­ отказаться от вредных привычек; ­   выполнять   правила   профилактики   заболеваний   позвоночника,   стопы,  органов зрения, слуха и других; ­ экологически взаимодействовать с окружающей средой, понимать,   при каких условиях среда обитания (жилище, класс, улица, дорога, лес, степь)   безопасна для жизни; ­   оказывать   простейшую   помощь   при     небольших   ранениях,   ушибах,   ожогах, обморожениях; ­ правильно строить режим дня и выполнять его; ­ составить для себя программу оздоровления на летний и зимний сезоны года и обеспечить её выполнение; ­   измерять   рост,   массу   тела,   определять   частоту   своего   пульса   и   дыхания   в состоянии покоя и после физической нагрузки, понимать значение определения этих показателей для контроля за состоянием здоровья  и  его  коррекции; ­ распознавать  и анализировать опасные  ситуации,  прогнозировать последствия и находить выход из них; ­ удовлетворять свои двигательные потребности в процессе учебных занятий и в течение всего дня; ­ любить и почитать отца, мать, уважать других членов семьи, помогать вести хозяйственные дела в семье; иметь представление: ­   о   том,   что   восприимчивость   к   наркотическим   средствам   индивидуальна   и зависимость может наступить после первого приёма. Ожидаемый конечный результат: ­   Улучшение   организации   и   повышение   качества   оказания   психологической помощи детям и взрослым. ­ Формирование здорового жизненного стиля и высокоактивных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у младших школьников. ­ Эффективность решения оздоровительных задач валеологического воспитания можно определить по динамике физического состояния ребёнка, по уменьшению заболеваемости,   по   формированию   его   умений   выстраивать   от­ношения   со сверстниками,   родителями   и   другими   людьми,   по   проявлениям   сострадания, стремления помочь окружающим, по   снижению   уровня тревожности   и   агрес­ сивности.

Программа по внеурочной деятельности к курсу "Радуга здоровья"

Программа по внеурочной деятельности к курсу "Радуга здоровья"

Программа по внеурочной деятельности к курсу "Радуга здоровья"

Программа по внеурочной деятельности к курсу "Радуга здоровья"

Программа по внеурочной деятельности к курсу "Радуга здоровья"

Программа по внеурочной деятельности к курсу "Радуга здоровья"

Программа по внеурочной деятельности к курсу "Радуга здоровья"

Программа по внеурочной деятельности к курсу "Радуга здоровья"

Программа по внеурочной деятельности к курсу "Радуга здоровья"

Программа по внеурочной деятельности к курсу "Радуга здоровья"

Программа по внеурочной деятельности к курсу "Радуга здоровья"

Программа по внеурочной деятельности к курсу "Радуга здоровья"

Программа по внеурочной деятельности к курсу "Радуга здоровья"

Программа по внеурочной деятельности к курсу "Радуга здоровья"

Программа по внеурочной деятельности к курсу "Радуга здоровья"

Программа по внеурочной деятельности к курсу "Радуга здоровья"

Программа по внеурочной деятельности к курсу "Радуга здоровья"

Программа по внеурочной деятельности к курсу "Радуга здоровья"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017