Методическая разработка (конспект) по теме: «Опасности, возникающие в повседневной жизни».
Оценка 4.8
Разработки уроков
DOC
ОБЗР +1
1 кл—4 кл
22.01.2017
«Методические разработки (конспект) внеклассных мероприятий по обучению школьников мерам безопасности в чрезвычайных ситуациях».
Тема: Опасности, возникающие в повседневной жизни.
Цель: Рассмотреть взаимодействие человека с окружающей средой.
Задачи:
1. Познакомить с предупреждающими сигналами тревоги;
2. Обсудить опасные и безопасные ситуации, возникающие в повседневной жизни;
3. Познакомиться с понятием «Чрезвычайные ситуации», рассмотреть некоторые виды из них (землетрясение, наводнение, ураганы, пожары);
4. Показать роль огня в жизни человека;
5. Выявить причины, приводящие к возникновению пожара;
6. Формировать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях (в частности, при пожаре);
7. Воспитывать в детях уверенность в своих силах во время спасательных действий при пожаре или при других ЧС;
8. Составить памятку «Правила поведения в чрезвычайных ситуациях ЧС».
Внеклассное мероприятие по технике безопасности.DOC
« М е т о д и ч е с к и е р а з р а б о т к и ( к о н с п е к т )
в н е к л а с с н ы х м е р о п р и я т и й п о о б у ч е н и ю
ш к о л ь н и к о в м е р а м б е з о п а с н о с т и в ч р е з в ы ч а й н ы х
с и т у а ц и я х » .
Тема: «Опасности, возникающие в повседневной
жизни». Тема: Опасности, возникающие в повседневной жизни.
Цель: Рассмотреть взаимодействие человека с окружающей средой.
Задачи:
1. Познакомить с предупреждающими сигналами тревоги;
2. Обсудить опасные и безопасные ситуации, возникающие в повседневной
жизни;
3. Познакомиться с понятием «Чрезвычайные ситуации», рассмотреть
некоторые виды из них (землетрясение, наводнение, ураганы, пожары);
4. Показать роль огня в жизни человека;
5. Выявить причины, приводящие к возникновению пожара;
6. Формировать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях
(в частности, при пожаре);
7. Воспитывать в детях уверенность в своих силах во время спасательных
действий при пожаре или при других ЧС;
8. Составить памятку «Правила поведения в чрезвычайных ситуациях ЧС».
Оборудование:
Тест « Личная безопасность»;
иллюстрации «Люди, которые нам помогают»;
плакат « Стихийные бедствия»; аудио – запись «Легендарный древнегреческий
герой, подаривший огонь людям»;
цветные карандаши, фломастеры, ватман; памятка «Спаси и сохрани!».
1. Введение в тему
Ход классного часа:
Учитель: Ежегодно в нашей стране происходят миллионы несчастных случаев.
Страдают, а нередко и погибают люди разных возрастов и профессий. Причин много, но основные – это небрежное отношение к своим обязанностям и
незнание простейших правил безопасности. Вот почему сегодня мы с вами
поговорим о взаимодействии человека с окружающей средой, об опасностях,
возникающих в повседневной жизни, постараемся разработать правила
поведения в чрезвычайных ситуациях (ЧС).
2. Какие бывают чрезвычайные ситуации
Учитель: Какие же ЧС вы знаете? (ответы детей записываются на доску).
1
ЧС бывают разными: природными (стихийными )
(смотри приложение № 1 «Чрезвычайные ситуации»)
a) Землетрясение
b) Наводнение
c) Обвалы
d) Ураганы
e) Пожары
f) Засуха
Экологическими:
a) Загрязнение воздуха
b) Рек
c) Шум
d) Аварии на промышленных предприятиях
Когда возникает ЧС, угрожающая жизни огромного количества людей, раздается
сигнал « Внимание всем!». Звучит сирена. В это время необходимо
включить радио и выслушать сообщение. (Смотри приложение №2)
3. Основные правила поведения при возникновении ЧС
Учитель: Каждый из нас может столкнуться с опасностью.
Очень важно не растеряться и помнить, что необходимо обращаться за
01,
помощью: при возникновении пожара – телефон
с мобильного
02;
001
; милиция –
скорая
– 03;
повреждение газопровода
помощь
– 04.
(Смотри приложение № 3)
Учитель: Вспомните, случалось ли с вами
2
что – то опасное? (ответы детей записываются на доске).
3. Опасные и безопасные ситуации.
Учитель: Прежде, чем продолжить наш классный час, мы проведем тест
«Личная безопасность», который поможет нам определить, умеете ли вы
правильно поступать в опасных ситуациях. (Каждый ученик получает
тестовые задания). (Смотри приложение №4) (Обсуждение результатов
теста).
Тест
1. Что ты будешь делать, если потеряешься в большом городе,
магазине и т. п.?
a) Будешь искать родителей сам.
b) Обратишься за помощью к взрослым.
c) Дашь объявление.
2. Если ты увидел в транспорте оставленный кем – то пакет, что
ты будешь делать?
a) Возьмешь себе.
b) Подаришь другу.
c) Сообщишь контролеру или водителю.
3. Если на улице кто – то преследует тебя, как ты поступишь? a) Остановишься и запоешь: « Нам не страшен серый волк».
b) Побежишь в людное место и обратишься за помощью к милиционеру
или взрослым.
c) Побежишь к нему на встречу с криком: «Забодаю».
4. Продолжите фразу: «если нас зовут купаться, в телевизоре
сниматься, обещают дать конфет, отвечайте твердо…»
a) Да.
b) Нет.
c) Подумаю.
3
5.
Ты пролил на себя горячий чай, что надо сделать в первую очередь?
a) Обожженное место подставить под струю холодной воды.
b) Смазать маслом.
d) Смазать зеленкой.
6.
На прогулке ты обморозил пальцы, что будешь делать?
а) Потрешь снегом.
в) Примешь горячий душ.
г) Сделаешь легкий массаж.
7. Если кто – то тонет на твоих глазах, что ты будешь делать?
a) Помашешь ему рукой.
b) Позовешь на помощь взрослых.
с) Попробуешь спасти его сам.
8. Какую грубую ошибку совершила бабушка Красной Шапочки?
a) Открыла дверь незнакомцу.
b) Не предложила Волку чаю.
c) Не спела Волку песню. Учитель: Ребята, так что же такое опасность? Какие виды опасностей вы
знаете? Кто или что вам помогает, если вы
попали в ЧС?
(Смотри приложение № 5)
Вывод: Опасность – это когда человеку
что– то или кто – то угрожает.
Возможные опасные места: улица
(перекресток дорог), лес, река, дом,
квартира (когда ребенок остается один).
Посмотрите на людей, изображенных на
рисунке. Кто они? Найдите того, кто вам
может помочь в опасной ситуации. Если
этого человека здесь нет, то нарисуйте его в свободном прямоугольнике.
4
(Ученики получают лист с изображением людей). (Смотри приложение № 6)
Вывод: Помочь в опасной ситуации могут разные люди. Но к ним нужно
вовремя обратиться.
Учитель: Мир не всегда бывает спокоен и прекрасен. Свирепые ветры
(ураганы), гигантские волны (цунами), землетрясения и извержения вулканов
могут уничтожить все вокруг, принося большие беды людям. Однако причиной
бед может быть не только стихия, но и сам человек.
Давайте вспомним, какие бедствия могут произойти по вине человека?
(ответы детей)
Учитель: Послушайте и отгадайте мои загадки, и вы узнаете, о каком бедствии
мы сегодня подробно поговорим
1. Накормишь – живет, напоишь – умрет. (Огонь)
2.
Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом, Над костром и пароходом.
Но нигде – нигде меня
Не бывает без огня. (Дым)
3. Это тесный – тесный дом:
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестер
Может вспыхнуть как костер. (Спички)
Учитель: Кто из вас догадался о какой опасности мы сегодня подробно
поговорим? ( о пожаре). Но сначала поговорим о значении огня и вспомним,
как огонь попал к людям. (Дети говорят о том, что древние люди огонь
добывали трением, высекали искры из камня).
Учитель: А знаете ли вы, кто такой Прометей? Это легендарный
древнегреческий герой, подаривший огонь людям. Давайте послушаем легенду о
древнегреческом герое, подарившем огонь людям. (Звучит аудио – запись
легенды.)(Для прослушивания нажмите на текст гиперссылки, удерживая
5
клавишу Ctrl).
Учитель: Огонь стал надежным товарищем и помощником людей. Трудно
представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы не
использовался огонь. Назовите сферы применения огня. (Приготовление пищи,
плавка металла, изготовление стекла и кирпича, отопление жилища,
теплоэлектростанции и др.).
4.Чтение и обсуждение стихотворения.
Учитель: Можно еще долго перечислять, как помогает всем нам огонь и в быту,
и на производстве, но нужно всегда помнить, что неосторожное обращение с
огнем, шалости с огнем, могут привести к беде. Статистика показывает, что
обычно от 15% до 20% общего количества пожаров происходит от шалости
детей с огнем или нагревательными приборами. Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров. Каждый третий погибший в огне человек –
ребенок. Послушайте стихотворение Д.Лапина,
П. Юрциньш «Не шали с огнем!»
(Слушая четверостишия, учащиеся рисуют иллюстрации к ним, затем
прикрепляют все картинки к доске. Проводится беседа по этим
иллюстрациям, дети высказывают свое мнение о том, к чему приводят
шалости с огнем.)
Не шали с огнем!
Огонек всегда такой
И хороший и плохой:
Он и светит, он и греет,
И проказничать умеет.
Трое маленьких зайчат
С огоньком сидят, шалят.
Им, зайчатам, невдомек,
Что опасен огонек.
Возле газовой плиты
Расшалился – жди беды.
Лучше даже и не стой
Перед газовой плитой
Каждый знает, что утюг
Добрый, но серьезный друг.
Тот, кто с утюгом знаком,
Не играет с утюгом.
Кто науку изучает,
Так приборы не включает:
Перегретая розетка
Загорается не редко
Чайник все кипел, кипел,
6
И весь выкипеть успел.
И от злости поволок
Черный дым на потолок.
У окна, сказала мать,
Калорифер не включать!
Поздно, зайка говорит,
Занавеска–то горит!
Если гремит гроза,
В страхе закрывай глаза
Не разумно и смешно.
Надо закрывать окно
Взгляд лесничего суров:
Здесь не место для костров!
Погасить велел костер
И закончил разговор.
Чтобы выросла пшеница,
Нужно много потрудиться.
И огня не разжигай
Там, где зреет урожай.
Побежал, как ручеек,
В старой травке огонек. Разве скажет ктонибудь
Где он свой закончит путь?
5. Работа в группах.
Учитель: Как вы понимаете пословицы?
– Вода и огонь – хорошие слуги, но страшные господа.
От маленькой искры большой пожар бывает.
Не бывает дыма без огня.
Огонь воды боится.
Искру туши до пожара, беду отводи от удара.
6. Коллективное составление памятки. «Шаги принятия решений в
опасной ситуации». Каждый ученик получает листовку по правилам поведения
при пожаре «Спаси и сохрани!». (Смотри приложение № 7).
1. Остановись!
2. Подумай, сосредоточься!
3. Выбери правильное решение!
4. Похвали себя!
7. Подведение итогов занятия
Как сообщают о стихийных бедствиях? С какими чрезвычайными ситуациями
вы сегодня познакомились? Какой вывод для себя вы сделали?
Литература
7
1.Д.Б.Игуменова, И.Г.Иванников «Чтобы не было беды. Детям – об огне и
пожаре» Москва «Стройиздат»1992г.
2. Л.П.Анастасова, П.В.Ижевская, Н.В.Иванова «Основы Безопасности
Жизнедеятельности» Москва «Просвещение» 2005г.
3. Газета «ПедСовет» для учителей начальной школы № 4 2007г.
4. Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина, О.Е.Жиренко «Новые 135 уроков Здоровья,
или Школа Докторов Природы» Москва «ВАКО» 2007г.
5. Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни» Москва «Русский журнал»
№ 9 2002г.; № 7 2006г. 8
Приложение № I Приложение № I Предупреждающие сигналы.
Приложение № II « Внимание всем!». Звучит сирена. В это время
необходимо включить радио и выслушать
сообщение.
Приложение № III Приложение № IV 1. Что ты будешь делать, если потеряешься в большом городе,
Тест
магазине и т. п.?
d) Будешь искать родителей сам.
e) Обратишься за помощью к взрослым.
f) Дашь объявление.
2. Если ты увидел в транспорте оставленный кем – то пакет, что ты
будешь делать?
a) Возьмешь себе.
b) Подаришь другу.
c) Сообщишь контролеру или водителю.
3. Если на улице кто – то преследует тебя, как ты поступишь?
a. Остановишься и запоешь: « Нам не страшен серый волк».
b. Побежишь в людное место и обратишься за помощью к милиционеру
или взрослым.
c. Побежишь к нему на встречу с криком: «Забодаю».
4. Продолжите фразу: «если нас зовут купаться, в телевизоре
сниматься, обещают дать конфет, отвечайте твердо…»
a. Да.
b. Нет.
c. Подумаю.
5.
Ты пролил на себя горячий чай, что надо сделать в первую очередь?
a. Обожженное место подставить под струю холодной воды.
b. Смазать маслом.
c. Смазать зеленкой.
6.
На прогулке ты обморозил пальцы, что будешь делать?
а) Потрешь снегом. б) Примешь горячий душ.
в) Сделаешь легкий массаж.
7. Если кто – то тонет на твоих глазах, что ты будешь делать?
c) Помашешь ему рукой.
d) Позовешь на помощь взрослых.
p) Попробуешь спасти его сам.
8. Какую грубую ошибку совершила бабушка Красной Шапочки?
d) Открыла дверь незнакомцу.
e) Не предложила Волку чаю.
f) Не спела Волку песню. Приложение № V Приложение № VI Спаси и сохрани!
Приложение № VII
(Пожарная профилактика в быту и порядок действий при возникновении
Э. Морозов
пожара).
В 1982 г. на русский язык была переведена изданная во Франции книга Р. Виже
«3О советов по пожарной безопасности». Выпущенная у нас тиражом в 25 тысяч
экземпляров,
библиографической редкостью.
она давно
стала
Между тем изложенные в ней советы и рекомендации по профилактике пожаров
в быту и правилам поведения людей в условиях их возникновения не потеряли
своей актуальности и сегодня.
Умейте правильно
1.
опасность
оценить
возникновения пожара в
собственной
своей
Проверьте,
квартире.
существуют ли источники
воспламенения. Убедитесь
исправности
в
отопительных установок,
и
электропроводки
обогревательных приборов. Ознакомьтесь с возможными путями эвакуации, изучите средства борьбы с
огнем.
Выбор средства борьбы с огнем. Вы располагаете многими средствами,
2.
позволяющими потушить огонь в самом начале: одеяла, грубая ткань,
мешковина, емкости с водой. Вы должны уметь сразу ими воспользоваться, знать
источники водоснабжения вашего дома, уметь пользоваться огнетушителем.
3.
Частота и порядок. Дом, в котором царят чистота и порядок, защищен от
пожара. Слой пыли, пленка жира способствуют распространению огня. Не
храните старые вещи, загромождающие вашу квартиру. Чистота и порядок
должны стать вашим девизом.
4. Перегрузка электросети. Не перегружайте электросеть, включая
одновременно слишком много электроприборов. Не включайте все наши
приборы в одну розетку: изза перегрузки ее может возникнуть пожар.
Как потушить огонь,
5.
электроприбор.
Прежде всего, надо прекратить подачу электропитания. После
этого сам прибор можно накрыть влажной тряпкой — этим вы затушите пламя.
если загорится электропроводка или
Внимание! Не лейте воду на горящий электроприбор пока не убедитесь, что он
не находится под напряжением, в противном случае вы рискуете получить удар
током.
6.
Опасность на кухне. Каждый четвертый пожар жилого дома начинается на
кухне. Не оставляйте приготовляемую пищу на огне без присмотра: если вы
пользуетесь газовой плитой, сквозняк может погасить горелку, а это, в свою
очередь, может привести к взрыву. Кроме того, различные сорта масла,
применяемые для приготовления пищи, могут воспламениться при температуре
около 450°С. Никогда не выливайте горящее масло в раковину. Не пользуйтесь водой, чтобы потушить горящее масло или жир, так как это вызовет
распространение огня по всей кухне. Если возможно, изолируйте действие
источника энергии (прекратите подачу газа, электротока). Накройте
фритюрницу, сковороду или кастрюлю крышкой или мокрой тряпкой, чтобы
затушить пламя. Оставьте их накрытыми до полного охлаждения масла, иначе
огонь вспыхнет вновь. Тряпка из грубого холста — это огнетушитель домашней
хозяйки. Ее следует накинуть на руки, чтобы предохранить их от огня, а затем
осторожно опустить на горящий сосуд в развернутом виде, не давая ей
контактировать с жидкостью.
7. Курильщик – это поджигатель. Каждый шестой пожар возникает по вине
курильщиков. Чтобы избежать этого, расставьте во всех комнатах пепельницы в
достаточном количестве. Они должны быть вместительными и предназначены
только для окурков. Прежде чем вытряхнуть пепельницу в мусорное ведро,
убедитесь, что в ней нет горящих окурков. Никогда не курите в постели.
Помните! Большинство пожаров возникает по вине курильщиков, находящихся
в нетрезвом состоянии.
8.
Пиротехника. Это искусство, доступное далеко не каждому. Ограничьтесь
посещением официальных зрелищ и не устраивайте любительских фейерверков.
9. Новогодние елки. Не украшайте свечами. Не оставляйте включенными без
присмотра елочные гирлянды. Поставьте ствол елки в воду. Если она высохла,
избавьтесь от нее, так как она может вспыхнуть, как факел. Прежде чем уйти из
квартиры, перекройте подачу газа. Плотно закройте все двери в вашей квартире,
чтобы избежать сквозняков и помешать распространению огня, если пожар
возникнет. Убедитесь, что вы нигде не оставили источника огня (горящие угли в
печи, не затушенные окурки). Оставьте дубликат ключей у соседа: в случае
пожара это позволит пожарным попасть в вашу квартиру без задержки. Огонь охватил человека. Помешайте ему бежать, так как это усилит пламя.
10.
Заставьте его лечь на пол (при необходимости сделайте это силой). Накройте
его пальто или одеялом, защитив, прежде всего голову. Для того чтобы
полностью загасить пламя, устраните всякий приток воздуха под защитное
покрытие.
Ваш дом горит. Не забывайте, что первый враг для вас не огонь, а дым,
11.
который слепит и душит.
Чего никогда не нужно делать. Бороться с пламенем самостоятельно, не
вызвав пожарных (если вы не справились с огнем за несколько секунд, его
распространение может привести к большому пожару). Тушить пожар, который
не может быть потушен имеющимися у вас средствами. Пытаться выйти через
задымленный коридор или лестницу (дым очень токсичен, горячие газы могут
обжечь легкие). Спускаться по водосточным трубам и стоякам с помощью
простыней (падение почти неизбежно). Прыгать из окна (начиная с четвертого
этажа, каждый второй прыжок смертелен).
Сохранять хладнокровие. Вызвать или послать вызвать
Что нужно делать.
пожарных. Бороться с пожаром в самом его начале, пытаться потушить не огонь,
а то, что горит. Принять необходимые меры для спасения жизни. 1й случай
:
выходы (коридоры, лестницы — не слишком заполнены дымом). Перекройте
кран подачи газа, отключите напряжение в квартире, выкрутив пробки. Закройте
все двери в вашей квартире, чтобы избежать притока воздуха и распространения
огня. Уходите по наиболее безопасному в данной ситуации пути (вы должны
были изучить его в обычной обстановке). Дождитесь пожарных, чтобы
информировать их и проводить на место пожара. Не возвращайтесь в здание без
: густой дым заполнил все выходы. Плотно
разрешения пожарных. 2й случай
закройте входную дверь вашей квартиры, законопатив все щели мокрыми
тряпками (чтобы предотвратить проникновение дыма). Увлажняя дверь, можно увеличить время ее сопротивления огню. Если дым уже проник в квартиру,
держитесь около пола: там всегда есть свежий воздух. Закройте рот и нос
влажным платком или полотенцем. Встаньте у окна, чтобы пожарным было
известно о вашем пребывании в квартире. Запомните: дубовая дверь толщиной
З см сопротивляется огню в течение получаса! В городских условиях пожарным
нужно меньше времени, чтобы прибыть на место пожара. Огонь на лестничной
клетке распространяется только в одном направлении — снизу вверх. Поэтому,
обнаружив, что единственный выход блокирован, сохраняйте спокойствие и
старайтесь следовать приведенным выше советам.
Методическая разработка (конспект) по теме: «Опасности, возникающие в повседневной жизни».
Методическая разработка (конспект) по теме: «Опасности, возникающие в повседневной жизни».
Методическая разработка (конспект) по теме: «Опасности, возникающие в повседневной жизни».
Методическая разработка (конспект) по теме: «Опасности, возникающие в повседневной жизни».
Методическая разработка (конспект) по теме: «Опасности, возникающие в повседневной жизни».
Методическая разработка (конспект) по теме: «Опасности, возникающие в повседневной жизни».
Методическая разработка (конспект) по теме: «Опасности, возникающие в повседневной жизни».
Методическая разработка (конспект) по теме: «Опасности, возникающие в повседневной жизни».
Методическая разработка (конспект) по теме: «Опасности, возникающие в повседневной жизни».
Методическая разработка (конспект) по теме: «Опасности, возникающие в повседневной жизни».
Методическая разработка (конспект) по теме: «Опасности, возникающие в повседневной жизни».
Методическая разработка (конспект) по теме: «Опасности, возникающие в повседневной жизни».
Методическая разработка (конспект) по теме: «Опасности, возникающие в повседневной жизни».
Методическая разработка (конспект) по теме: «Опасности, возникающие в повседневной жизни».
Методическая разработка (конспект) по теме: «Опасности, возникающие в повседневной жизни».
Методическая разработка (конспект) по теме: «Опасности, возникающие в повседневной жизни».
Методическая разработка (конспект) по теме: «Опасности, возникающие в повседневной жизни».
Методическая разработка (конспект) по теме: «Опасности, возникающие в повседневной жизни».
Методическая разработка (конспект) по теме: «Опасности, возникающие в повседневной жизни».
Методическая разработка (конспект) по теме: «Опасности, возникающие в повседневной жизни».
Методическая разработка (конспект) по теме: «Опасности, возникающие в повседневной жизни».
Методическая разработка (конспект) по теме: «Опасности, возникающие в повседневной жизни».
Методическая разработка (конспект) по теме: «Опасности, возникающие в повседневной жизни».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.