Программа по внеурочной деятельности научно-исследовательской направленности "Экологическая тропа"
Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
doc
окружающий мир
3 кл—4 кл
27.06.2019
Программа внеурочной деятельности учащихся начальных классов научно-исследовательской направленности позволяет учащимся познавать окружающий их мир живой и неживой природы, делать выводы о том, что каждый объект на Земле имеет своё предназначение и является неотъемлимой частью земного мира, что этот мир надо сберечь для продолжения жизни на Земле.
Программа -Экологическая тропа.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная образовательная программа является авторской программой творческого
объединения «Экологическая тропинка» эколого – биологической направленности
расчитанная на один год для учащихся 34 класса. Её особенность заключается в том, что
она осуществляется с детьми детского дома школы, имеющими особые образовательные
потребности. Особенностями этой категории детей является, прежде всего,
практикоориентированное мышление. Поэтому в программу, помимо неообходимого
минимума теоретических знаний, в обязательном порядке включена практическая работа,
которая заключается в прохождении с детьми экологической тропы. Маршрут учебной
экологической тропинки проходит по окрестностям г. Советска, представляющим интерес
в биологическом и экологическом отношении благодаря разнообразию ландшафтов,
биоценозов, наличию некоторых редких видов животных и растений. На большей
протяженности маршрута весьма сильно проявляется негативное антропогенное
воздействие, что тоже помогает вести занятия по экологии с учащимися детского дома
школы, имеющими особые образовательные потребности, на примерах показывая им
необходимость бережного отношения к природе. Актуальность данной программы
заключается ещё и в том, что она способствует оздоровлению детей: занятия в большинстве
проводятся на воздухе, лишены статичности, дети находятся в постоянном контакте с
природой с животными, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень. Программа
способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает
гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое
саморазвитие. Практические экологические исследования дают, учащимся богатейший
материал, который успешно используется в жизни.
Цели и задачи создания программы
Социальноэкономический прогресс, как направление развития образовательной системы
развития России сопровождается развитием экологического просвещения. Формирование
экологической культуры подрастающего поколения создает основы успешного
экономического освоения природных ресурсов Калининградской области и успешной
реализации ресурсосберегающей политики Администрации Области, заложенной в
экологической программе ее развития.
В ходе учебноисследовательской деятельности учащиеся детского дома – школы,
имеющие особые образовательные потребности, приобщаются к пониманию глобальных
экологических проблем, у них появляется ответственность за состояние окружающей
среды, за здоровье людей, усиливается стремление к получению теоретических знаний в
области экологии. Деятельность (участие в чемлибо) рождает потребность в знаниях,
побуждает заниматься самообразованием, самостоятельно и добровольно, что приводит к
общению – передаче другому того, что найдено, понятно, сделано самим, помогает
скорректировать поведение и общее развитие детей, имеющихособые образовательные
потребности. Общение главный способ познания в подростковом возрасте. Дальше –
творческая деятельность. Задача учителя помочь ученику определиться, найти себя. Сделать успешно это можно, только если сформированы особые отношения учителя и
ученика, в основе которых совместный труд, общие интересы.
Цель программы создание условий для социальнопсихологической и эмоциональной
реабилитации детей с особыми образовательными потребностями с помощью вовлечения в
экологическую и природоохранную деятельность.
Основные задачи:
Образовательные:
1. Углубить и закрепить знания по окружающему миру, экологии родного края;
2. Формировать навыки самостоятельной работы по изучению объектов природы и
ее анализ.
3. Изучать на конкретном примере особенности учебного участка как экосистемы,
выявлять взаимосвязи компонентов и на этой основе составить рекомендации по
экологически грамотному существованию с природой
Развивающие
1. Развить у школьника познавательный интерес к изучению краеведческих
проблем экологического содержания;
2. На основе межпредметных связей развивать умственные способности
школьников в использовании методов научного анализа природных явлений;
3. Максимально привлекать учащихся к выполнению индивидуальных заданий,
развивая интеллектуальные способности, применяя принцип индивидуальности.
Воспитательные
1. Создание дружеской творческой среды вокруг самоопределяющейся личности,
воспитание любви к Родине;
2. Привитие учащимся любви и бережного отношения к природе.
3. Формирование уверенности в правильности принятых природоохранительных актов
государства на основе уважения законов развития природы и общества;
4. Формирование активной жизненной позиции.
Основные принципы обучения по программе:
1. Индивидуализация в педагогических подходах
2. Практическая направленность
Условия реализации программы
1. Наличие кабинета с интерактивной доской и компьютером.
2. Наличие автотранспорта для проведения загородных экскурсий. Учебно – тематический план первого года обучения (68 занятий, часов)
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
теория
практика
Экс
курсии
Всего
2
12
8
12
12
6
6
2
4
4
4
2
2
4
2
4
4
4
2
60
16
20
2
20
10
20
20
12
10
2
96
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Введение.
Культурная растительность.
Животные и растения луга.
Животные и растения водоёмов.
Животные и растения леса
Влияние человека на экологию Земли.
Человеческий организм.
Заключительное занятие
Всего часов:
Одно занятие – 2 часа
Тема №1. Введение. (1 занятие)
1.Вводное занятие. Распорядок работы.
Тема №2. Культурная растительность. ( 10 занятий: 20 часов)
Теория: ( 12 часов)
1.Плодовые деревья
2.Овощи
3. Ягоды
Экскурсии: (4часа)
1.В сад
2.На огород Практические занятия: (4 часа)
1. Проращивание семян овощй.
2. Высаживание рассады.
Тема №3. Животные и растения луга.( 5 занятий – 10 часов)
Теория:
1. Насекомые
2. Птицы
3. Грызуны
4. Травенистые растения
Экскурсии:
1. На луг
Тема №4 Животные и растения водоёмов.
1.Пресноводные животные.
2. Растительность пресноводных водоёмов
3.
4.
.Животный мир морей и океанов.
Теория:
1.Камни, песок
2. воздух, вода.
3. Пассатыветры дующие всегда.
4.Красота и гармония гор.
5.Минералы.
6. Сказочная красота камней(яшма, изумруды, малахит).
7. Мир пещер их красота и многоликость. Карстовые пещеры.
8.Соль Земли.
9.Песок и глина.
10.Вездесущий и многоликий кварц.
11. Обычная вода, но это интересно! Беседа о твёрдой, жидкой и газообразной воде.
12Вода в быту. Экономия воды. Вода источник жизни на Земле.
13.Озёра это голубые глаза Земли.
14Чистая вода Байкала. Хранилища воды на суше.
15.Как снег становится льдом.
16.Во власти вечной мерзлоты.
Экскурсии: 1.На Балтийское море.(3 занятия)
2.На р. Неман.
Практические занятия:
1. Опыта с водой живая вода
2. Опыты с водой – вода под микроскопом.
3. Опыты с водой твердое состояние воды лёд.
4. Опыты с водой – газообразное состояние воды.
Тема №5. Влияние человека на экологию Земли.
( 4 занятия)
1.Как возникли динозавры.
2. Почему вымерли динозавры
3.Экологическая катастрофа, приведшая к исчезновению динозавров.
4.Просмотр видеофилма о динозаврах
Тема №6. Живая природа. ( 48 занятий )
Теория:
1.Растения разведчики недр.
2.Зелёные кладоискатели.
3Многообразие растений на Земле, их предназначение.
4Растения в разные сезоны года.
5.Водные растения, лекарственные и ядовитые растения
.6 Растения паразиты и растения хищники.
7. Удивительное в жизни растений.
8. Грибы съедобные и ядовитые. Грибыпаразиты.
9Многообразие животного мира.
10. Кто из животных самый быстрый?
11. Какое животное живёт дольше всех? Почему льва называют царём зверей?
12. Когда были одомашнены собаки?
13.Удивительное в животной среде (притворство и отпугивание, превращения и брачные
ритуалы). Тайны животных (массовые миграции, самоубийства китов).
14.Рыбы, особенности строения.
15.Как дышат рыбы?
16.Электрические рыбы.
17. Могут ли рыбы жить без воды?
18. Как рыбы летают?
19.Знакомство с обитателями аквариума.
20.Птицы их красота и разнообразие.
21. Как птицы находят путь домой?
22.Почему сову называют мудрой?
23.Какая из летающих птиц самая большая? Какая самая маленькая птица?
24.Почему поют птицы?
Экскурсии: 5. В сад ( 2экскурсии)
6. В краснознаменский лес (3 экскурсии)
7. В зоопарк г. Калининграда (3 экскурсии)
8. Экскурсия в мир аквариумов
9. Посещение магазина «Флора»
10. В парк (3 экскурсии)
Практические занятия:
1. Занятие на тему «Лекарственные и ядовитые растения» (сценка с
участием ребят «В гостях у травницы Лизаветы»);
2. Подсчёт птиц ( 2 занятия)
3. Гербария из литьев деревьев (2 занятия)
4. Гербарий из лекарственных растений (2 занятия)
5. Изготовление поделок из природного материала (4 занятия)
6. Просмотр фильма о животных
Тема №7. Космические пространства. (8 занятий )
Теория:
1.Тайны вселенной. Есть ли жизнь на других планетах?
2. Созвездия и галактики. Что такое Млечный Путь?
3.Что такое падающие звёзды? Что такое комета?
4.Почему астрономы полагают, что на Марсе может быть жизнь?
Практические занятия:
1.Наблюдение за звёздным небом. ( 4 занятия)
Тема №8. Человеческий организм. (24 занятий)
Теория:
1.Как мы растём? Как мы усваиваем пищу?
2. Почему мы потеем? Почему мы испытываем жажду?
3.Почему мы устаём? Что происходит, когда мы спим? Что вызывает сны?
4.Как циркулирует кровь? Как определить группу крови? Что такое переливание крови?
5.Что такое кожа? Почему кожа у людей разного цвета?
6Что такое веснушки? Почему у нас есть родинки?
7.Из чего состоит глаз? Как мы различаем цвета?
8.Как работает ухо.
9.Что такое человеческие зубы?
10.Почему у людей такие разные волосы? Седеют ли волосы от испуга?
11.Из чего сделаны ногти? Есть ли одинаковые отпечатки пальцев?
12.Как мы разговариваем? Как мы запоминаем?
13.Почему мы плачем? Почему мы смеёмся? Что вызывает икоту? 14.Что такое боль? Что такое простуда? От чего бывает жар?
15.Вредные привычки (никотин, алкоголь)
16.Обобщающее занятие.
Практические занятия:
1. Оказание помощи пострадавшему (4 занятия) :
измерение температуры
перебинтовывание пальцев рук, головы
полоскание рта
искуственное дыхание
2. Изготовление скелета челвека из картона (4 занятия)
череп
верхние конечности
нижние конечности
туловище
Тема №9. Заключительное занятие. (2 занятия)
1. «Мы выбираем здоровье» профилактика вредных привычек.
2.Подведение итогов.
По окончании первого года обучения учащийся должен знать:
знать 10 видов животных и их отличительные признаки;
знать 34 вида аквариумных рыбок;
знать отличительные особенности нескольких видов птиц;
владеть основными экологическими терминами, пользоваться понятийным
аппаратом.
должен уметь:
уметь отличать по признакам 1020 видов растений и знать их названия;
уметь отличить съедобный гриб от ядовитого;
иметь представление о свойствах воды и её значении в быту;
уметь самостоятельно подготовить сообщение по теме и выступить с ним перед
аудиторией.
Способы контроля результатов обученности школьников в творческом объединении
"Экологическая тропинка"
/ Диагностика и мониторинг развития познавательных качеств личности школьника/.
Составляется таблица на начало и конец года обучения по разделам.
1. Умение связно передать наизусть текст 1520 предложений .Умение построить план
выступления.
2. Умение составить кроссворд на 10 понятий из темы.
3. Умение составить дидактическое задание, запрограммировав 68 ошибок. 4. Умение вести фенологические наблюдения.
5. Умение подбирать познавательный материал для загадок.
6. Умение делать гербарии.
7. Умение работать с микроскопом.
8. Умение находить на карте К.о. и ее границы.
9. Умение показать заповедники К.о. на карте.
10. Умение вести дискуссию.
11. Умение взять интервью.
12. Знание природных ресурсов К.о.
13. Знание основных экологических терминов.
14. Знание флоры К.о.
15. Знание фауны К, о.
16. Знание заповедных местных реликтовых растений.
17. История Куршской косы.
18. Знание основных комнатных растений.
19. Знание об основных загрязнителях .
20. Знание о биологических особенностях "домашних" и городских животных.
21. Знание о природоохранных учреждениях города.
22. Знание гимна, герба, аббревиатуры творческого объединения .
23. Выпуск газеты, статьи, бюллетеня.
24. Участие в конкурсах и семинарах.
25. Участие в олимпиадах.
26. Участие в экологических движениях (экошоу).
27. Самостоятельные исследовательские работы.
Обозначение дается в цветовой гамме на начало и конец года.
Красный цвет качество развито очень хорошо.
Синий цвет качество развито хорошо.
Желтый цвет развито слабо.
Коричневый развито средне, лишь изза неустойчивой любознательности
Зеленый цвет сформировано слабо изза природной стеснительности.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Обоснованность расположения маршрута и выбора мест для остановок
Маршрут начинается с ПЛОДОВЫХ ДЕРЕВЬЕВ: На данном этапе ставится задача
рассмотреть привычные растения не только с точки зрения биологических особенностей,
но и как биологическую систему.
ЛУГ: Здесь учащиеся узнают, что многие растения луга относятся к семействам, которые
изучались на уроках; что площадь лугов уменьшается и к чему это может привести; как
влияют климатические условия на природные сообщества. .ПРУД: Какие положительные и отрицательные изменения внесены с точки зрения природы
при строительстве искусственного водоема.
«СВАЛКА»: Как избавиться от мусора не причиняя вреда природе – проблема
становиться все актуальнее во всем мире
ДИКОРАСТУЩИЕ ДЕРЕВЬЯ, КУСТАРНИКИ: Живые организмы в природе благодаря
разносторонней приспособленности друг к другу и окружающим условиям неживой среды
в процессе эволюции образуют комплексы со сложными взаимоотношениями. Растения и
животные распределяются не случайно, образуя природные сообщества, связанные цепями
питания.
ОЗЕРО: Вода играет исключительную роль в жизни любого организма, поскольку она
является структурным компонентом клетки (на долю воды приходится 6080% массы
клетки). Виды растений и животных, населяющих природный пресноводный водоём,
распределяются в нем неравномерно. Поэтому в разных участках водоёма образуются
довольно постоянные и характерные для него видовые комплексы – сообщества растений и
животных, между которыми существует тесная взаимосвязь.
РЕКА НЕМАН: Загрязнение рек и озер вызвано сбросом неочищенных или недостаточно
очищенных сточных вод, различного мусора. Загрязнение воды приводит к ухудшению
качества питьевой воды, что приводит к гибели ценных промысловых рыб и наносит
значительный ущерб здоровью человека.
Формы работы на тропе
Экологическая тропа это природная зона, где школьники ведут наблюдение за
растительным и животным миром, почвами и водами, проводят экскурсионно
пропагандистскую работу. Занимаются описанием и определением растений, ведут
топографическую съёмку местности. Кроме того, сажаются деревья, ведется прополка
молодых насаждений, заготавливаются зеленые веники, лекарственные растения,
изготавливаются кормушки и жилища для птиц.Таким образом, вовлекая учащихся в
практическую деятельность по решению проблем окружающей среды «местного значения»
мы создаем возможность участвовать в данной работе практически каждому школьнику, в
зависимости от его возможностей: от описания объектов, растений, животных, составления
памяток, плакатов, до работы над рекомендациями по экологическому образованию
населения, над различными проектами (в будущем).Пусть пока длина экологической тропы
невелика (около одного километра) и работа на ней продолжается (экскурсии младших
школьников, работа учащихся среднего и старшего звена проходят лишь весной и осенью),
самое главное все изменения на ней должны и будут проходить при участии школьников, с
их предложений и пожеланий. В будущем планируется изучение, использование данного
объекта учителями различных предметов, уже сейчас вызывает интерес краеведческая работа, изучение химических, физических процессов.С увеличением объёма знаний о
живой природе растет список видов полезных для человека, убеждаемся, что продукты
естественного происхождения не могут быть заменены искусственными. Виды в природе
взаимосвязаны друг с другом, и уничтожение или воздействие на один из них может
привести к непредсказуемым последствиям.
СХЕМА МАРШРУТА
пруд
Луг
Р.
Тильз
итка
Р. Тии
СВАЛКА
озеро
ШКОЛА
ДЕРЕВЬЯ
КУСТАРНИКИ
ПЛОДОВЫЕ
ДЕРЕВЬЯ
ДЕРЕВЬЯ
КУСТАРНИКИ р.Неман
Литература:
1. Конвенция о правах ребенка
2. Фрумэн Н. Д., Эльпонин Б. Д. "Образовательное пространство как пространство
развития"/ж л "Вопросы психологии" №1 93.
3. "Дополнительное образование детей фактор развития творческой личности (тезисы
и материалы Всероссийской научнопрактической конференции)". "Проблемы
становления и развития образовательного процесса в учреждении дополнительного
образования детей". Спб., 2004г.
4. Беляев В. С., Василевская С. Д. "Изучаем природу родного края". М.: Просвещение,
5. Пелевин В. И. "Охрана природы". М.: Наука, 2001г.
6. Панарков М. А. "Школьные походы в природу". М.: Просвещение, 2005г.
7. Дроздов Н. Н. "Определитель птиц Фауны России". Просвещение, 2000г.
8. Склеревский Л. Я., Губанов Н. А. "Лекарственные растения в быту". М.: Наука,
2002г.
2002г.
9. Гладков И. А., Рустамов А. К. "Животные культурных ландшафтов". М.: Мысль,
2006г
Программа по внеурочной деятельности научно-исследовательской направленности "Экологическая тропа"
Программа по внеурочной деятельности научно-исследовательской направленности "Экологическая тропа"
Программа по внеурочной деятельности научно-исследовательской направленности "Экологическая тропа"
Программа по внеурочной деятельности научно-исследовательской направленности "Экологическая тропа"
Программа по внеурочной деятельности научно-исследовательской направленности "Экологическая тропа"
Программа по внеурочной деятельности научно-исследовательской направленности "Экологическая тропа"
Программа по внеурочной деятельности научно-исследовательской направленности "Экологическая тропа"
Программа по внеурочной деятельности научно-исследовательской направленности "Экологическая тропа"
Программа по внеурочной деятельности научно-исследовательской направленности "Экологическая тропа"
Программа по внеурочной деятельности научно-исследовательской направленности "Экологическая тропа"
Программа по внеурочной деятельности научно-исследовательской направленности "Экологическая тропа"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.