Программа по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству
Оценка 5
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
09.10.2019
Программа внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству направлена на развитие творческих способностей детей, составлена с учётом требований ФГОС, возрастных особенностей детей, учитываются индивидуальные особенности детей. Материал построен от простого к сложному. Используются различные техники и материалы. Разработана система оценивания знаний, умений и навыков.
Декор-прикл.творчество Фантазия.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВАСИЛЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
Рабочая программа по внеурочной
деятельности
«Фантазия»
(декоративноприкладное творчество)
для обучающихся 1 -4 классов
Составитель:
Мочалова Е.Л.
Учитель начальных классов 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Из всего многообразия видов творчества декоративно прикладное является,
наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным
окружением человека и призвано эстетически оформлять быт людей и среду их
обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно
прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в
общественных местах.
С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях.
Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все
эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и
совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то
ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые
забылись навсегда.
Декоративноприкладное искусство обогащает творческие стремления детей
преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу,
раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также
видеть в реальных предметах декоративноприкладного искусства новизну и элементы
сказочности. В процессе создания предметов декоративноприкладного искусства у
детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и
достаточно полные представления о предметах декоративноприкладного искусства в
жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная
самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по
этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее».
Развитие детского творчества во многом зависит от умения детей работать с
различными материалами и соответствующими инструментами.
Также декоративноприкладное искусство способствует формированию таких
мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного и
патриотического воспитания.
При знакомстве детей с произведениями декоративноприкладного искусства
важно знакомить с самобытным творчеством и прикладным искусством наших
коренных национальностей.
У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю,
его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой
край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции.
На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный
характер выполнения работы: дети, создавая каждый свое изделие, вместе составляет общую композицию. В процессе занятий декоративноприкладного искусства у детей
воспитываются и нравственноволевые качества: потребность доводить начатое дело
до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности.
При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для
общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг
друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять
свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому.
Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на
материал народного декоративноприкладного искусства, одно из главных условий
полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно
творческих способностей.
Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца,
развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов.
Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности,
индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит
людям радость.
Данная образовательная программа имеет художественноэстетическую
направленность.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной,
предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно
эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает
возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир
декоративноприкладного искусства, проявить и реализовать свои творческие
способности.
Программа помогает развивать объемнопространственное мышление, чувство цвета,
реализовать способности и желания ребенка. Дети пополняют свой запас знаний в
ручном шитье, программа помогает обрести навыки работы на швейной машине.
Получить базовые знания о цвете, материале, рисунке, повышение практических
знаний и умений и развитие творческой личности.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из
наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь
речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия
декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.
Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Саккулина, Ю.В. Максимов, Р.Н.
Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные
представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного,
развивает творческие способности детей.
Время наше сложное – это время социальных перемен, политических бурь и
потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы
и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны. По
сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитания
гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно
актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного
богатство своего народа, освоения народной культуры. Велико значение опыта для духовного развития детей, их эстетического воспитания,
знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы
большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей.
Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления поновому, увидеть
красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир
детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всём
богатстве и многообразии декоративноприкладного искусства. А значит любое
занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели:
всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции
декоративноприкладного искусства, как целостного этнического, культурно
исторического и социальнопедагогического феномена. Что эти функции в их
интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей.
Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании школьников,
сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.
Целесообразность. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный
технологический процесс изготовления художественной композиций, предметов быта
и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративноприкладным
искусством – подержать в руках изделия с Городецкой росписью, дымковскую
игрушку и т.д. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость
творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примеры работы с
бумагой, тканью, кожей, вышивкой, бисером и т.п. ознакомить с образной стилизацией
растительного и геометрического орнамента.
Темы работы с детьми, выбранные мной, являются актуальными и
целесообразными в данное время. На занятиях кружка помогаю детям освоить не
только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные соединения
традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим
эстетике наших дней. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целью программы является: формирование и развитие основ художественной
культуры ребенка через народное декоративноприкладное искусство.
Задачи:
Обучающие:
познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития
декоративноприкладного творчества;
научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами
и приспособлениями, необходимыми в работе;
обучать технологиям разных видов рукоделия.
Воспитательные:
приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство
общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность
в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами
гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в
созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры
общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности);
способности развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной
самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства,
самоуважения; воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной
творческой деятельности;
воспитывать усидчивость, аккуратность, активность, уважение и любовь к труду,
формировать потребность учащихся к саморазвитию.
развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности,
добиваться успешного достижения поставленных целей.
Развивающие:
развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию,
наблюдательность, мышление, художественный вкус.
развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
развивать положительные эмоции и волевые качества;
развивать моторику рук, глазомер.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому
ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративноприкладного творчества,
выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.
Планируемые результаты освоения программы кружка.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественнотворческой деятельности,
включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой
деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; устойчивого
интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Первый год обучения – необходимый уровень:
Учиться определять цель деятельности на занятии с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на занятии.
Учиться высказывать своё предположение (версию).
Учиться работать по предложенному плану.
Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности на занятии. использовать необходимые средства
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Второй год обучения – необходимый уровень:
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Учиться планировать учебную деятельность на занятии.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
Работая по предложенному плану,
(технологические карты, простейшие приборы и инструменты).
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Третий и четвёртый год обучения необходимый уровень:
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать
средства её осуществления.
Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового
характера совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Повышенный уровень третьего и четвёртого года обучения:
Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем,
выбирать тему проекта с помощью учителя.
Составлять план выполнения проекта совместно с учителем.
Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные
средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ).
В диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе
оценки и самооценки.
В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатам.
Обучающийся научится: принимать и сохранять учебнотворческую задачу;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом
материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут: допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения
поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных
работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
владеть монологической и диалогической формой речи.
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественнотворческой
задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом
информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и
творческих задач и представления их результатов;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей); обобщать (выделять класс объектов по к/л
признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии.
Первый год обучения – необходимый уровень:
Отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать предметы.
Находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака.
Называть последовательность простых знакомых действий, находить пропущенное
действие в знакомой последовательности.
Второй год обучения – необходимый уровень:
Понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной
задачи в один шаг.
Понимать, в каких источниках можно найти необходимую информацию для решения
учебной задачи. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем
словарях и энциклопедиях.
Сравнивать и группировать предметы по нескольким основаниям.
Находить закономерности в расположении фигур по значению двух и более признаков.
Приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках.
Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний,
определять истинные и ложные высказывания.
Наблюдать и делать самостоятельные выводы
Третий и четвёртый год обучения –необходимый уровень:
Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи
в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди
предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.)
Сравнивать и группировать факты и явления.
Относить объекты к известным понятиям.
Определять составные части объектов, а также состав этих составных частей.
Определять причины явлений, событий. Делать выводы на основе обобщения знаний.
Решать задачи по аналогии. Строить аналогичные закономерности.
Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и
представлением их в пространственно графической или знаковосимволической
форме.
Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью
ИКТ.
Повышенный уровень третий и четвёртый год обучения:
Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной
учебной задачи, состоящей из нескольких шагов.
Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые
словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
(словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять
причины и следствия простых явлений.
Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область.
Использовать полученную информацию в проектной деятельности под руководством
учителяконсультанта.
Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с
помощью ИКТ.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской
задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использованию методов и приёмов художественнотворческой деятельности в
основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат
возможность:
Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое
мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и
областями применения;
Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных
материалов;
Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми
функциями уже известных инструментов;
Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со
сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные
роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
Достичь оптимального для каждого уровня развития;
Сформировать систему универсальных учебных действий;
Сформировать навыки работы с информацией.
Предметными результатами работы в кружке являются доступные по возрасту
начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об
основах культуры труда, элементарные умения предметнопреобразовательной
деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире
профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
Образовательная программа кружка «Декоративноприкладное искусство»
рассчитана на четыре года обучения.
Программа предусматривает изучение
необходимых теоретических сведений по выполнению изделий декоративно –
прикладного творчества. Содержание теоретических сведений согласовывается с
характером практических работ по каждой теме. На теоретическую часть отводится не более 30% общего объема времени. Остальное время посвящается практической
работе. Теория преподносится в форме беседы, сопровождающейся показом приемов
работы и ответами на вопросы воспитанников.
На первом году обучения происходит общее знакомство учащихся с различными
видами рукоделия, на втором, третьем и четвёртом – более углубленное постижение
основ мастерства.
Практические результаты и темп освоения программы является индивидуальными
показателями, так как зависят от уровня творческого потенциала, то есть от
природных способностей и первичной подготовки учащегося.
Занятия рукоделием развивают мелкую моторику обеих рук, способствуя тем
самым гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга, что повышает
общий умственный потенциал ребенка.
Чередование занятий тремя – четырьмя видами рукоделия дает ребенку
возможность найти себя в одном из видов творчества и наиболее полно реализовать в
нем свои способности. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у
детей высокий уровень интереса к рукоделию. Овладев несколькими видами
рукоделия и комбинируя их, ребенок получает возможность создавать
высокохудожественные изделия с применением различных техник.
Планируемая на занятиях практическая работа не является жестко
регламентированной. Воспитанники реализовывают свои творческие замыслы, готовят
поделки, сувениры к своим групповым торжествам и к любимым праздникам. Это
позволяет повысить уровень знаний и интереса детей.
Организация учебного процесса:
В каждый год обучения проходит одно занятие в неделю по 1 часу по каждому
направлению и составляют 34 часа в год.
Программа рассчитана на обучение детей от 7 – 15 лет.
Основные формы и методы организации учебного процесса
Каждое занятие специфично по своей конкретной цели, по логике и по своей
структуре. Основные функции методов обучения состоят в том, чтобы обеспечить
взаимосвязанную деятельность педагога и ребёнка по обеспечению усвоения учебного
содержания в соответствии с задачей; способствовать воспитанию и развитию
воспитанников, активизировать учебнопознавательную деятельность ребенка. Исходя
из этого, при выборе определенных методов обучения учитывается особенность
контингента детей. Каждое занятие является формой реализации всех функций
процесса обучения, организует мотивированную учебнопознавательную деятельность
каждого ребенка, качества знаний формируется в системе, индивидуализация
обучения осуществляется через дифференцированный подход путем создания условий
для усвоения учебного материала с учетом темпа и дозы индивидуально. В целом
работа педагога характеризует особым стилем, манерой работы. Основная форма
1
Образовательная задача,
решаемая на занятиях
2
1. Познавательное занятие Передача информации.
2. Практическое занятие по
отработке определенного
умения.
Вырабатывать
Обучение.
обращаться
с
умение
инструментом,
предметами,
Научить
материалами.
применять теорию в практике,
учить трудовой деятельности.
Поиск решения проблемы
самостоятельно
3.Самостоятельная
деятельность детей
4. Творческие упражнения Применение знаний в новых
Обмен идеями,
условиях.
опытом.
5. Игровая форма
6. Конкурсы
7. Выставки
ситуации
Создание
занимательности
Контроль знаний,
развитие
коммуникативных отношений.
знаний,
Корректировка
умений,
развитие
ответственности,
самостоятельности
Массовая информация и
наглядная
информация,
пропаганда творчества, оценка
роста мастерства
Методы
3
рассказ,
Беседа,
доклад,
прослушивание
Упражнения
Упражнения
Упражнения,
взаимная проверка,
временная работа в
группах
Короткая игра,
играоболочка
Игра
Экспозиция
8. Занятие – соревнования Закрепление умений, знаний,
Игра
Занятие – деловая
9.
(ролевая) игра
10. Занятие лекция
11. Занятие зачет
12.
занятие
Интегрированное
навыков
Усиление мотивации учения,
формирование познавательной
деятельности, углубление и
расширение знаний, перенос
теоретического
учебного
материала в практическую
деятельность
Формирование
установка
восприятие
Подведение итогов, выявление
осознанности
знаний,
повышение ответственности за
результат своего труда
Развитие интереса учащихся к
предмету
мотивации,
активное
на
Урокпутешествие,
урокэкскурсия,
урокинтервью,
урокпрезентация и
т.д.
групповое
Индивидуальное
или
занятие,
собеседование.
Собеседование,
семинар,
конференция,
Программа по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству
Программа по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству
Программа по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству
Программа по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству
Программа по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству
Программа по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству
Программа по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству
Программа по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству
Программа по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству
Программа по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству
Программа по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству
Программа по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству
Программа по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству
Программа по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству
Программа по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству
Программа по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству
Программа по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству
Программа по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству
Программа по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству
Программа по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству
Программа по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству
Программа по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству
Программа по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству
Программа по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству
Программа по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству
Программа по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству
Программа по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству
Программа по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству
Программа по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству
Программа по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству
Программа по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству
Программа по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству
Программа по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству
Программа по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству
Программа по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству
Программа по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству
Программа по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству
Программа по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству
Программа по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству
Программа по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству
Программа по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству
Программа по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству
Программа по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству
Программа по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству
Программа по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству
Программа по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству
Программа по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству
Программа по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.