Программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
русский язык
5 кл
05.12.2017
Программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» предназначена для учащихся 5 класса и разработана с учётом требований ФГОС ООО и задач развития образования в регионе. В программе учитываются возрастные особенности учащихся 5 класса. Познавательная деятельность пятиклассников по-прежнему является ведущей, начинает мотив самообразования, представленный в активном интересе к дополнительным источникам знаний, на первое место выходит потребность понимания смысла учения «для себя».
Цель программы: усилить мотивацию ребёнка к познанию русского языка, создать условия для формирования орфографических умений и навыков учащихся, развить кругозор и мышление, формировать коммуникативные компетенции учащихся.
Задачи программы:
-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;
-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;
-способствовать развитию творческих способностей школьников; - организовать во время занятий целенаправленное повторение учебного материала по орфографии, освоенного в курсе начальной школы и в 5 классе;
- углубить знания учащихся по данному разделу лингвистики; освоение учащимися лингвистических знаний из области фонологии, морфемики, графики, лексикографии.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Количество часов -35.
Принципы реализации программы: принцип связи данного курса с уроками русского языка, принцип систематичности в подаче языкового материала, принцип учёта индивидуальных особенностей обучающихся, принцип занимательности, принцип разнообразия форм и видов работы.
Основные технологии:
• технология разноуровневого обучения;
• технология развивающее обучение;
• технология обучения в сотрудничестве;
• коммуникативная технология.
Формы проведения занятий:
• беседа;
• практические занятия с элементами игр и игровых элементов, конкурсов, викторин, олимпиад, турниров, проблемных и творческих заданий;
• анализ текстов;
• самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями; по составлению творческих работ, кроссвордов, шарад, ребусов.
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию курса
К концу обучения учащиеся должны иметь представления об основных терминах и понятиях языкознания;
знать:
- место русского языка в современном мире;
- историю русского языка;
- основные лингвистические термины и понятия;
- происхождение некоторых слов и выражений;
- иметь представление о русском языке как системе;
уметь:
- применять полученные знания на практике;
- вести наблюдения над явлениями языка;
- творчески подходить к изучению русского языка;
- разъяснять значения разных слов и правильно употреблять их;
- пользоваться различными словарями;
- делиться опытом по изучению основных тем русского языка.Программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»
Внеурочка 5 А.docx
Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» предназначена для учащихся 5 класса и разработана с учётом
требований ФГОС ООО и задач развития образования в регионе. В программе учитываются возрастные особенности учащихся 5 класса.
Познавательная деятельность пятиклассников попрежнему является ведущей, начинает мотив самообразования, представленный в активном
интересе к дополнительным источникам знаний, на первое место выходит потребность понимания смысла учения «для себя».
Цель программы: усилить мотивацию ребёнка к познанию русского языка, создать условия для формирования орфографических умений и
навыков учащихся, развить кругозор и мышление, формировать коммуникативные компетенции учащихся.
Задачи программы:
вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;
закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;
способствовать развитию творческих способностей школьников; организовать во время занятий целенаправленное повторение учебного
материала по орфографии, освоенного в курсе начальной школы и в 5 классе;
углубить знания учащихся по данному разделу лингвистики; освоение учащимися лингвистических знаний из области фонологии,
морфемики, графики, лексикографии.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Количество часов 35.
Принципы реализации программы: принцип связи данного курса с уроками русского языка, принцип систематичности в подаче языкового
материала, принцип учёта индивидуальных особенностей обучающихся, принцип занимательности, принцип разнообразия форм и видов
работы.
Основные технологии:
Формы проведения занятий:
заданий;
кроссвордов, шарад, ребусов.
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию курса
К концу обучения учащиеся должны иметь представления об основных терминах и понятиях языкознания;
анализ текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями; по составлению творческих работ,
технология разноуровневого обучения;
технология развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
беседа;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, конкурсов, викторин, олимпиад, турниров, проблемных и творческих знать:
место русского языка в современном мире;
историю русского языка;
основные лингвистические термины и понятия;
происхождение некоторых слов и выражений;
иметь представление о русском языке как системе;
уметь:
применять полученные знания на практике;
вести наблюдения над явлениями языка;
творчески подходить к изучению русского языка;
разъяснять значения разных слов и правильно употреблять их;
пользоваться различными словарями;
делиться опытом по изучению основных тем русского языка.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
понимание русского языка как одной из основных национально культурных ценностей русского народа;
определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в
процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения; способность к самооценке на основе наблюдения над своей речью
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
формулировать проблему;
самостоятельно формулировать тему и цели занятий;
составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД: находить главное и второстепенное в потоке информации;
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинноследственные связи;
строить рассуждения;
пользоваться дополнительными источниками информации: словарями, справочниками, материалами интернетресурсов.
Коммуникативные УУД:
умело владеть письменной и устной формой общения;
слушать и слышать других,
принимать иную точку зрения;
использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Содержание программы
Раздел 1. Организационное занятие (1 час)
Цели и задачи курса «Занимательная грамматика»
Раздел 2.Общие сведения о языке (2 часа)
Язык – важнейшее средство общения. Роль русского языка в современном мире.
Конкурс ораторов «Самый лучший язык в мире».
Раздел 3. История языка (3 часа)
История письменности.
Первоучители словенские. История русского алфавита.
Выставка рисунков «Моя любимая буква» .
Раздел 4. Фонетика и орфоэпия.(5 часов)
Звуки и буквы.
Гласные и согласные звуки.
Буквы Ь и Ъ.
Орфоэпия. Экскурсия в библиотеку. Орфоэпические словари и книги по фонетике.
Праздник фонетических шарад.
Раздел 5. Морфемика. (5 часов)
Морфема как минимальная значимая часть слов.
Корень слова. Однокоренные слова и формы одного слова. Основа и окончание. Суффикс и приставка.
Экскурсия в библиотеку, словообразовательные словари и книги по морфемике.
Олимпиада по морфемике.
Раздел 6. Лексика. (6 часов)
Слово. Лексическое значение слова.
Многозначные и однозначные слова.
Прямое и переносное значение слов.
Омонимы. Синонимы. Антонимы.
Фразеология. Экскурсия в библиотеку. Словари по лексике.
Игра «Путешествие по стране Лексике».
Раздел 7. Морфология (7 часов)
Имя существительное интересная часть речи.
Экскурсия по городу «Найдём имя собственное»
Имя прилагательное интересная часть речи.
Экскурсия на природу «Роль прилагательных в описании окружающего мира».
Глагол интересная часть речи.
Составление сказок, загадок, стихов на тему «Глагол».
Олимпиада «Части речи».
Раздел 8. Синтаксис. (5 часов)
Словосочетание, предложение, текст.
Знаки препинания.
Турнир знатоков «Непростое простое предложение».
Составление сказок «Члены предложения»
Экскурсия в компьютерный класс интернет тестирование «Знаки препинания».
Раздел 9. Заключительное занятие. (1 час)
Диспут «Русский язык – это интересно».
Календарнотематический план
№ Раздел
Тема
Планируемые результаты
1
Организационное
занятие (1 час).
1. Цели и задачи курса
«Занимательная
Личностные
Формирование
«стартовой» мотивации к
Метапредметные
Регулятивные:
формулировать проблему;
Дата грамматика»
изучению нового
материала.
формулировать тему и цели.
Познавательные:
находить главное и второстепенное в потоке
информации;
строить рассуждения.
Коммуникативные:
умело владеть устной формой общения;
слушать и слышать других,
принимать иную точку зрения.
2
Общие сведения о
языке (2 часа).
1.Язык – важнейшее
средство общения. Роль
русского языка в
современном мире.
2.Конкурс ораторов
«Самый лучший язык в
мире».
Формирование
осознанного отношения к
месту русского языка в
современном мире, к
пониманию русского
языка как основной
национальнокультурной
ценности русского народа,
уважительного отношения
к русскому языку.
Регулятивные:
составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с
целью, корректировать свою деятельность.
Познавательные:
применять методы информационного поиска, в
том числе с помощью компьютерных средств.
Коммуникативные:
добывать недостающую информацию с
помощью вопросов (познавательная
инициативность) 3
История языка. (3
часа)
1.История письменности.
2.Первоучители
словенские. История
русского алфавита.
3.Выставка рисунков
«Моя любимая буква».
Формирование
осознанного отношения к
культурноисторической
ценности русского языка,
стремления к
развитию личных
творческих способностей.
4
Фонетика и
орфоэпия.
(5 часов)
Формирование
познавательного
интереса к изучению
фонетики,
дополнительной
мотивации в обучении.
1.Звуки и буквы.
2.Гласные и согласные
звуки.
3.Буквы Ь и Ъ.
4.Орфоэпия. Экскурсия в
библиотеку.
Орфоэпические словари и
книги по фонетике.
5.Праздник фонетических
шарад.
Регулятивные:
формулировать тему и цели занятий;
осознавать самого себя как движущую силу
своего научения.
Познавательные:
устанавливать причинноследственные связи;
строить рассуждения;
пользоваться дополнительными источниками
информации.
Коммуникативные:
использовать адекватные языковые средства
для отображения в форме речевых
высказываний своих чувств, мыслей,
побуждений и иных составляющих внутреннего
мира.
Регулятивные:
составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану.
Познавательные:
информацию из одной формы в другую;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинноследственные связи.
Коммуникативные:
владеть монологической
и диалогической формами речи в
соответствии с нормами
родного языка.
5 Морфемика.
(5 часов)
1.Морфема как
минимальная значимая
часть слов.
2.Корень слова.
Формирование
мотивации к
аналитической
деятельности;
Регулятивные:
формулировать проблему;
работать по плану, сверяя свои действия с
целью, корректировать свою деятельность; 6
Лексика.
(6 часов)
Однокоренные слова и
формы одного слова.
Основа и окончание.
3.Суффикс и приставка.
4.Экскурсия в
библиотеку,
словообразовательные
словари и книги по
морфемике.
5.Олимпиада по
морфемике.
1.Слово. Лексическое
значение слова.
2.Многозначные и
однозначные слова.
3.Прямое и переносное
значение слов.
4.Омонимы. Синонимы.
Антонимы.
5.Фразеология. Экскурсия
в библиотеку. Словари по
лексике.
6.Игра «Путешествие по
стране Лексике»
уважительного отношение
к языку,
стремление к речевому
самосовершенствованию.
Формирование отношения
к русскому языку как
единой системы,
уважительного отношения
к слову,
потребности сохранить
чистоту русского языка
как явления национальной
культуры,
стремления к речевому
самосовершенствованию,
к увеличению объема
словарного запаса и
свободного выражения
мыслей и чувств в
процессе речевого
общения.
вырабатывать критерии оценки и определять
степень успешности своей работы и работы
других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
объяснять языковые явления,
процессы, связи и отношения, выявляемые в
ходе исследования структуры слова.
Коммуникативные:
формировать навыки
речевого отображения (описания, объяснения)
содержания совершаемых действий в форме
речевых значений с целью ориентировки.
Регулятивные:
формулировать проблему;
самостоятельно формулировать тему и цели
занятий;
составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с
целью, корректировать свою деятельность;
вырабатывать критерии оценки и определять
степень успешности своей работы и работы
других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
находить главное и второстепенное в потоке
информации;
перерабатывать и преобразовывать
информацию из одной формы в другую;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинноследственные связи;
строить рассуждения; работать в группе;
пользоваться дополнительными источниками
информации. 7 Морфология (7
часов)
Формирование
устойчивой мотивации к
самостоятельной и
групповой
исследовательской
деятельности.
1.Имя существительное
интересная часть речи.
2.Экскурсия по городу
«Найдём имя
собственное»
3.Имя прилагательное
интересная часть речи.
4.Экскурсия на природу
«Роль прилагательных в
описании окружающего
мира»
5.Глагол интересная
часть речи.
6.Составление сказок,
загадок, стихов на тему
«Глагол».
7.Олимпиада «Части
речи»
Коммуникативные:
умело владеть письменной и устной формой
общения;
слушать и слышать других,
принимать иную точку зрения;
использовать речевые средства для решения
различных коммуникативных задач.
Регулятивные:
проектировать маршрут преодоления
затруднений в обучении через включение в
новые виды деятельности и формы
сотрудничества
Познавательные:
объяснять языковые явления,
процессы, связи и отношения, выявляемые в
ходе исследования текста.
Коммуникативные:
умело владеть письменной и устной формой
общения;
слушать и слышать других,
принимать иную точку зрения;
использовать речевые средства для решения
различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической
формами речи.
8
Синтаксис. (5 часов)
1.Словосочетание,
предложение, текст.
2.Знаки препинания.
3.Турнир знатоков
«Непростое простое
предложение».
4.Составление сказок
Формирование
устойчивой мотивации к
интеграции
индивидуальной и
коллективной учебно
познавательной
деятельности; понимание
Регулятивные:
формулировать проблему;
формулировать тему и цели занятий;
составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с
целью, корректировать свою деятельность;
вырабатывать критерии оценки и определять «Члены предложения»
5.Экскурсия в
компьютерный класс:
интернет тестирование
«Знаки препинания».
русского языка как
системы; осознание
ценности языка;
формирование
потребности к сохранению
чистоты языка и к
языковому
самосовершенствованию
степень успешности своей работы и работы
других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
находить главное и второстепенное в потоке
информации;
перерабатывать и преобразовывать
информацию из одной формы в другую;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинноследственные связи;
строить рассуждения;
пользоваться дополнительными источниками
информации.
Коммуникативные:
умело владеть письменной и устной формой
общения;
слушать и слышать других,
принимать иную точку зрения;
использовать речевые средства для решения
различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической
формами речи.
9
Заключительное
занятие. (1 час)
1.Диспут «Русский язык –
это интересно».
Формирование осознанно
уважительного отношения
к русскому языку;
формирование
потребности сохранить
чистоту русского языка
как явления национальной
культуры;
формирование
стремления стремление к
речевому
Регулятивные:
формулировать проблему, в изучении
русского языка;
самостоятельно формулировать тему и цели
занятий;
составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с
целью, корректировать свою деятельность;
вырабатывать критерии оценки и определять
степень успешности своей работы и работы
других в соответствии с этими критериями. самосовершенствованию и
к увеличению
объема словарного запаса
и усвоенных
грамматических средств
для свободного
выражения мыслей и
чувств в процессе
речевого общения;
формирование
способности к самооценке
на основе наблюдения над
своей речью
Познавательные:
находить главное и второстепенное в потоке
информации;
перерабатывать и преобразовывать
информацию из одной формы в другую;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинноследственные связи;
строить рассуждения;
пользоваться дополнительными источниками
информации.
Коммуникативные:
умело владеть письменной и устной формой
общения;
слушать и слышать других,
принимать иную точку зрения;
использовать речевые средства для решения
различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической
формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку
зрения;
договариваться и приходить к общему
решению в совместной деятельности.
Использованный учебнометодический комплекс
1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – 3е изд. – М.:
Просвещение, 2013.
2. Волина В. В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995 г.
3. Игровые технологии на уроках русского языка. 59 классы. Авторсоставитель В.Н.Пташкина. Волгоград: Учитель, 2011.
4. Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся по русскому языку. 511 классы. Авторсоставитель
Т.А.Чернова. М.: Планета, 2012.
5. Панов, Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1980.
6. Шибаев А.А. Весёлая грамматика. – Смоленск: Русич, 2001 г. 7. Шмаков С.А. Игры – шутки, игры – минутки. – М.: Новая школа, 1993г.
8. Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window.edu.ru
9. Сайт «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru
10. Сайт «Сеть творческих учителей»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.itn.ru
Программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»
Программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»
Программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»
Программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»
Программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»
Программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»
Программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»
Программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»
Программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»
Программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»
Программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.