Программа По воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
ОБЗР
Детсад
23.04.2018
Данная программа рассчитана на работу с детьми второй младшей группы (3-4 года) и взаимодействие с родителями по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей. Её содержание соответствует современным тенденциям обновления российского дошкольного образования и федеральным государственным требованиям.Цель: формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) в повседневной жизни в детском саду и в семье.Данная программа рассчитана на работу с детьми второй младшей группы (3-4 года) и взаимодействие с родителями по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей. Её содержание соответствует современным тенденциям обновления российского дошкольного образования и федеральным государственным требованиям.Цель: формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) в повседневной жизни в детском саду и в семье.
программа по КГН.doc
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по художественно – эстетическому развитию детей №101»
г. Оренбурга
Программа
По воспитанию культурно – гигиенических
навыков у детей младшего дошкольного возраста
Разработала: воспитатель 2 младшей группы
Кожевникова Н.В. 2015 г.
Пояснительная записка
Культурногигиенические навыки очень важная часть культуры поведения.
Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически,
одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиены, но и
нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они
регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к
окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не
умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не
будет одобрен окружающими людьми.
Кроме того, воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены
играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному
поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с
детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной
гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом
постоянно совершенствовались.
Данная программа рассчитана на работу с детьми второй младшей группы (3
4 года) и взаимодействие с родителями по вопросам формирования
культурногигиенических навыков у детей. Её содержание соответствует
современным тенденциям обновления российского дошкольного образования
и федеральным государственным требованиям.
Цель: формировать культурногигиенические навыки у детей младшего
дошкольного возраста (34 года) в повседневной жизни в детском саду и в
семье.
Задачи:
способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости
соблюдения правил личной гигиены;
познакомить с алгоритмом выполнения культурногигиенических
навыков;
приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать
формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть
руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на
место, пользоваться расчёской и носовым платком;
формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно
пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить
хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным
ртом.
создавать условия для развития умений у детей самостоятельно
использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и
дома;
формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и
опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома.
Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение
поставленных задач:
прямое обучение;
показ;
упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;
систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения
правил гигиены.
Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на
протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный
и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по
гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные
картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей
педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических
навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в
режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных
упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по
физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для
этого используются некоторые дидактические и сюжетноролевые игры.
Интересны детям и литературные сюжеты “Мойдодыр”, “Федорино горе” и
др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли
между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в процессе
разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте
режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое
значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно
помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к
подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.
Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям
различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они
закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было
интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (ктото стал
значительно опрятнее и т.д.). Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей,
воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная
культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы
необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного
физического и гигиенического развития.
Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания
– единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает
гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником,
няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять
гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно,
чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
Содержание программы представлено циклом игровых тематических занятий
(9 занятий на учебный год) – 1 занятие в месяц, занятия включены в серию
познавательных, проводятся в I половине дня. Работа, проводимая на
специально организованных занятиях, продолжается в совместной
деятельности взрослых и детей, и самостоятельной деятельности детей, где
педагог создаёт и предлагает игровые проблемные ситуации, совместно с
детьми проживает события и, в то же время, решает свои педагогические
задачи. В календарнотематическом планировании представлена система
работы с детьми и родителями по вопросам воспитания к.г.н. у детей второй
младшей группы. В приложении представлены примеры дидактических игр на
формирование гигиенических навыков, вопросы для анкетирования
родителей, подборка потешек, используемых в режимных моментах.
Календарнотематический план
Период Собственно
образовательна
я деятельность
Сентяб
рь
Познавательное
развитие. Тема
«Наша группа».
Задачи:
– познакомить
детей с
групповой
комнатой
(раздевалка,
групповая,
умывальная); их
Совместная
деятельность
воспитателя с
детьми
Дидактические
игры: «Что ты
можешь о них
сказать?» Цель:
познакомиться с
предметами
гигиены и их
использованием.
Играупражнение
«Кукла Таня
простудилась».
Цель: показать
Самостоятель
ная
деятельность
детей
Игровые
ситуации для
сюжетной
игры:
– кукла Таня у
нас в гостях;
Ситуации для
обсуждения:
– как шапка
поссорилась с
курткой в
шкафу.
Работа с
родителями
Анкетирова
ние
родителей
<Приложе
ние 1> предназначением
;
– учить детей
ориентироваться
в групповом
пространстве;
– развивать
чувство любви и
гордости за свою
группу;
– побуждать
детей бережно
относиться к
своей одежде;
– познакомить
со схемами
алгоритмов
действия в
раздевалке, в
умывальной
комнате.
Познавательное
развитие. Тема
«Доброе утро,
расчёска!»
Цель:формиров
ание навыков
пользования
расчёской и
ухода за ней.
Октябр
ь
Ноябрь Познавательное
развитие. Тема
«Как мы
кормим Хрюшу
и Степашку»
Цель:
способы
правильного
пользования
носовым платком.
Празднование дней
рождения в группе.
Дидактические
игры:
«Перемешанные
картинки». Цель:
закрепить и
проверить
культурно
гигиенические
навыки.
Празднование дней
рождения в группе
(регулярно).
Чтение сказки К.
Чуковского
«Федорино горе».
Просмотр м/ф
«Федорино горе».
Инсценировка
сюжета из сказки
Сюжетно
ролевая игра
«Дела
семейные»:
– внесение
игровой
ситуации
(куклы Таня и
Маша
собираются на
праздник).
Консультаци
и: «Как
научить
малыша
мыть руки
(одеваться)
и т.д.?»;
«Что
должен
уметь
ребёнок?»
Сюжетно
ролевая игра
«Угостим
куклу».
Родительско
е собрание
«Единство
требований
в
воспитании
детей со «Федорино горе».
стороны
взрослых».
Оформление
уголка
«Советы
родителям».
Тема
«Советы для
маленьких
упрямцев!»
<Приложе
ние 3>
Чтение
стихотворений
К.И. Чуковского
«Мойдодыр»,
А.Барто «Девочка
чумазая»,
просмотр м/ф
«Мойдодыр»,
инсценировка «Как
Мойдодыр подарил
Ване мыло».
Дидактическая
игра «Это нужно
нам зачем?» (с
предметами
туалета).
Сюжетно
ролевая игра
«Дела
семейные»: –
внесение
игровой
ситуации «К
нам пришла
Замарашка».
Игрызабавы с
водой в Центре
воды и песка:
купание кукол,
рыб, уточек.
Декабр
ь
– формировать
умение
сервировать
стол, умение
действовать по
алгоритму;
– воспитывать
культуру
поведения за
столом.
Познавательное
развитие. Тема
«Умывание
каждый день»
Цель: закрепить
навыки детей в
умывании, в
знании
предметов
туалета и их
назначении;
– воспитывать
культурно
гигиенические
навыки, желание
всегда быть
красивым,
чистым,
аккуратным,
уважительно
относится к
своему телу.
Обсуждение
ситуации «Опять
Хрюша заболел».
Январь Познавательное
развитие. Тема
«Купаться
любят все»
Цель: вызвать
интерес к
выполнению
Консультаци
я «Как
увлечь
ребенка
ежедневной
гигиеной
зубов?» Феврал
ь
Март
к.г.н., побуждать
детей к
постоянному их
соблюдению.
Познавательное
развитие. Тема
«Приглашаем
куклу на чай»
Цель:формиров
ать умение
элементарно
сервировать
стол, навыки
поведения за
столом.
Познавательно
развитие. Тема
«Вместе с
куклой на
прогулку»
Цель:
– закрепить
выполнение
алгоритма
одевания
одежды;
– формировать
потребность в
соблюдении
опрятности в
саду и на улице.
Дидактическая
игра
«Чистоплотные
дети». Цель:
проверить знания
детей о предметах
гигиены и их
назначении.
<Приложение 2>.
Сюжетно
ролевые игры
«Дом» и
«Семья»: –
внесение
игровой
ситуации
«Идём друг к
другу в гости».
Коллективная
практическая
деятельность
детей
«Поможем
кукле Тане
сложить вещи
на место».
Дидактическая
игра «Научим
куклу
одеваться/раздеват
ься»; «Одень
куклу»; с
предметными
картинками на
тему «Одежда,
обувь, головные
уборы».
Рассматривание
сюжетных
картинок «дети на
прогулке» (в
разные времена
года).
<Приложе
ние 3>
Оформление
фотовыстав
ки «Мы –
чистюли!»
Мастер
класс для
родителей
«Баю
башки
баю…
(знакомимся
с русской
народной
убаюкивающ
ей
потешкой,
песенкой,
приговорами
).
<Приложе
ние 4>.
Обмен
опытом
между
родителями
«Как я
укладываю
своего Дидактическая
игра «Что нужно
кукле!» Цель:
упражнять
культурно
гигиенические
навыки.
Сюжетно
ролевые игры
«Дом» и
«Семья»: –
внесение
игровой
ситуации
«Кукла Катя
хочет спать».
ребёнка
спать».
Мастер
класс для
родителей
«Изготовлен
ие народной
куклы,
которую
кладут
ребёнку в
кроватку,
чтобы он
лучше
засыпал».
Дидактическая
игра «Оденем
куклу на
прогулку».
Совместный
праздник с
родителями
«В гостях у
Мойдодыра
».
Сюжетно
ролевые игры:
«Дела
семейные» –
внесение
игровой
ситуации
«Кукла Маша
у нас в гостях»
Апрель Познавательное
развитие. Тема
«Баюбаюшки
баю, куклу
спать я
уложу…»
Цель:
– развивать
умения свободно
пользоваться
предметами
постельного
белья,
применять их по
назначению,
называть
правильно;
– формировать
потребность в
соблюдении
правил личной
гигиены перед
сном (умывание,
аккуратно
складывать
одежду).
Май
Познавательное
развитие. Тема
«Водичка,
водичка…».
Цель: закрепить
уже имеющиеся
у детей
культурно
гигиенические
навыки. 3. Планируемые результаты
Дети
При освоении образовательной области «Здоровье» в разделе «Воспитание
культурногигиенических навыков», у ребёнка 34 лет должны быть
сформированы культурногигиенические навыки согласно его возрасту:
– ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту
гигиенические процедуры и в детском саду и дома;
– самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные
правила поведения во время еды, умывания;
– имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил
гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;
– умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи
взрослых;
– ребёнок с желанием и интересом принимает участие в играх, направленных
на формирование культурногигиенических навыков.
Родители
– родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ
по вопросам воспитания культурногигиенических навыков;
– принимают активное, живое участие в жизни группы;
– проявляют личную заинтересованность в согласовании требований к
воспитательному процессу; высказывают рекомендации, идеи по обеспечению
эффективности воспитательного процесса;
– проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении
культурногигиенических навыков;
– осознают особенности организации образовательного процесса и их влияние
на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств.
4. Способы и формы оценки результата
Цель: обеспечить комплексный подход к оценке промежуточных и итоговых
результатов освоения рабочей программы для изучения оценки динамики
достижений детей по освоению образовательной области «Здоровье»
(воспитание культурногигиенических навыков).
Объект мониторинга – личностные качества детей, достижения детей.
Методы изучения результативности
Наблюдение за детьми.
Анкетирование родителей.
Беседы.
Способы фиксации данных обследования
Протоколы наблюдений.
Способы обработки результатов
Обобщение результатов в таблицы.
Периодичность мониторинга: 2 раза в года (на начало и конец года).
Таблица. Сформированность культурногигиенических навыков у детей.
Имя,
фамил
ия
ребёнк
Сформированнос
ть навыка мытья
рук (в баллах)
а
1 2 3 4 5 6 7
Кол
во
балло
в
Сформированнос
ть навыка
опрятной еды
(в баллах)
1 2 3 4 5 6 7
Сформированнос
ть навыка
снимания и
надевания
одежды в
определенном
порядке (в
баллах)
1 2 3 4 5 6 7
Кол
во
балло
в
Примечание.
Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:
1. Мыть лицо, уши, руки
2. Закатать рукава;
3. Смочить руки;
4. Взять мыло, намыливать до появления пены;
5. Смыть мыло;
6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою
ячейку;
7. Пользоваться расческой.
Навыки опрятной еды включают умение:
1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой,
салфеткой;
2. Не крошить хлеб;
3. Пережевывать пищу с закрытым ртом;
4. Не разговаривать с полным ртом;
5. Тихо выходить по окончании еды изза стола;
6. Благодарить;
7. Пользоваться только своим прибором.
Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке
включают умение:
1. Расстегнуть пуговицы; 2. Снять платье (брюки);
3. Аккуратно повесить;
4. Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки;
5. Снять обувь;
6. Снять колготки, повесить на рубашку (платье);
7. Надеть в обратной последовательности.
Критерии оценки:
3 балла – правильно выполненное действие;
2 балла – действие выполненное с небольшими неточностями;
1 балл – неумение выполнять действие.
Уровни сформированности культурногигиенических навыков
Высокий уровень (8463 балла) – все навыки сформированы прочно;
Средний уровень (6240 баллов) – один и более навыков, находятся в стадии
становления;
Ниже среднего (3928 баллов) – один и более навыков не сформированы.
5. Список используемой литературы
1.
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего
2.
3.
дошкольного возраста: Практическое пособие для воспитателей детских
садов. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001.
Меремьянина О.Р. Вместе с куклой я расту: методическое пособие. –
Барнаул: АКИПКРО, 2008.
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2010.
4.
Пашкевич Т.Д. Образовательная программа дошкольного
образовательного учреждения: методические рекомендации. – Барнаул:
АКИПКРО, 2010.
5.
6.
Пашкевич Т.Д. Формирование у детей дошкольного возраста интереса к
математике: методические рекомендации. – Барнаул: АКИПКРО, 2010.
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией
М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6е изд., испр. и доп. –
М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2011.
Программа По воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Программа По воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Программа По воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Программа По воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Программа По воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Программа По воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Программа По воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Программа По воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Программа По воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Программа По воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Программа По воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.