Программа По воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Оценка 4.7

Программа По воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
ОБЗР
Детсад
23.04.2018
Программа  По воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Данная программа рассчитана на работу с детьми второй младшей группы (3-4 года) и взаимодействие с родителями по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей. Её содержание соответствует современным тенденциям обновления российского дошкольного образования и федеральным государственным требованиям.Цель: формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) в повседневной жизни в детском саду и в семье.Данная программа рассчитана на работу с детьми второй младшей группы (3-4 года) и взаимодействие с родителями по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей. Её содержание соответствует современным тенденциям обновления российского дошкольного образования и федеральным государственным требованиям.Цель: формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) в повседневной жизни в детском саду и в семье.
программа по КГН.doc
Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение          «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением            деятельности  по художественно – эстетическому развитию детей №101»                                                              г. Оренбурга                              Программа По воспитанию культурно – гигиенических  навыков у детей младшего дошкольного возраста                                         Разработала: воспитатель  2 младшей группы                                                                                              Кожевникова Н.В. 2015 г.  Пояснительная записка Культурно­гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения.  Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически,  одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиены, но и  нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они  регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к  окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не  умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не  будет одобрен окружающими людьми. Кроме того, воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены  играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному  поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной  гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом  постоянно совершенствовались. Данная программа рассчитана на работу с детьми второй младшей группы (3­ 4 года) и взаимодействие с родителями по вопросам формирования  культурно­гигиенических навыков у детей. Её содержание соответствует  современным тенденциям обновления российского дошкольного образования  и федеральным государственным требованиям. Цель: формировать культурно­гигиенические навыки у детей младшего  дошкольного возраста (3­4 года) в повседневной жизни в детском саду и в  семье. Задачи:  способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости     соблюдения правил личной гигиены; познакомить  с алгоритмом выполнения культурно­гигиенических  навыков; приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать  формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть  руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на  место, пользоваться расчёской и носовым платком; формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно  пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить  хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным  ртом.   создавать условия для развития умений у детей самостоятельно  использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и  дома; формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и  опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома. Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение  поставленных задач: прямое обучение;  показ;    упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр; систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения  правил гигиены. Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на  протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по  гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные  картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей  педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических  навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в  режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных  упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по  физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для  этого используются некоторые дидактические и сюжетно­ролевые игры.  Интересны детям и литературные сюжеты “Мойдодыр”, “Федорино горе” и  др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли  между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в процессе   разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте  режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания. Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое  значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно  помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к  подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом. Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям  различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они  закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было  интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто­то стал  значительно опрятнее и т.д.). Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей,  воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы  необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного  физического и гигиенического развития. Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания  – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает  гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником,  няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять  гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно,  чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали. Содержание программы представлено циклом игровых тематических занятий  (9 занятий на учебный год) – 1 занятие в месяц, занятия включены в серию  познавательных, проводятся в I половине дня. Работа, проводимая на  специально организованных занятиях, продолжается в совместной  деятельности взрослых и детей,  и самостоятельной деятельности детей, где  педагог создаёт и предлагает игровые проблемные ситуации, совместно с  детьми проживает события  и, в то же время, решает свои педагогические  задачи. В календарно­тематическом планировании представлена система  работы с детьми и родителями по вопросам воспитания к.г.н. у детей второй  младшей группы. В приложении представлены примеры дидактических игр на  формирование гигиенических навыков, вопросы для анкетирования  родителей, подборка потешек, используемых в режимных моментах. Календарно­тематический план Период Собственно  образовательна я деятельность Сентяб рь Познавательное развитие. Тема  «Наша группа». Задачи:  – познакомить  детей с  групповой  комнатой  (раздевалка,  групповая,  умывальная); их  Совместная  деятельность  воспитателя с  детьми Дидактические  игры: «Что ты  можешь о них  сказать?» Цель:  познакомиться с  предметами  гигиены и их  использованием. Игра­упражнение  «Кукла Таня  простудилась».  Цель: показать  Самостоятель ная  деятельность  детей Игровые  ситуации для  сюжетной  игры: – кукла Таня у  нас в гостях; Ситуации для  обсуждения:  – как шапка  поссорилась с  курткой в  шкафу. Работа с  родителями Анкетирова ние  родителей  <Приложе ние 1> предназначением ; – учить детей  ориентироваться в групповом  пространстве; – развивать  чувство любви и  гордости за свою группу; – побуждать  детей бережно  относиться к  своей одежде; – познакомить  со схемами  алгоритмов  действия в  раздевалке, в  умывальной  комнате. Познавательное развитие. Тема  «Доброе утро,  расчёска!» Цель:формиров ание навыков  пользования  расчёской и  ухода за ней. Октябр ь Ноябрь Познавательное развитие. Тема  «Как мы  кормим Хрюшу и Степашку» Цель: способы  правильного  пользования  носовым платком. Празднование дней  рождения в группе. Дидактические  игры:  «Перемешанные  картинки». Цель:  закрепить и  проверить  культурно­ гигиенические  навыки. Празднование дней  рождения в группе  (регулярно). Чтение сказки К.  Чуковского  «Федорино горе».  Просмотр м/ф  «Федорино горе». Инсценировка  сюжета из сказки  Сюжетно­ ролевая игра  «Дела  семейные»: – внесение  игровой  ситуации  (куклы Таня и  Маша  собираются на  праздник). Консультаци и: «Как  научить  малыша  мыть руки  (одеваться)  и т.д.?»;  «Что  должен  уметь  ребёнок?» Сюжетно­ ролевая игра  «Угостим  куклу». Родительско е собрание  «Единство  требований  в  воспитании  детей со «Федорино горе». стороны  взрослых». Оформление уголка  «Советы  родителям». Тема  «Советы для маленьких  упрямцев!»  <Приложе ние 3> Чтение  стихотворений  К.И. Чуковского  «Мойдодыр»,  А.Барто «Девочка  чумазая»,  просмотр м/ф  «Мойдодыр»,  инсценировка «Как Мойдодыр подарил Ване мыло».  Дидактическая  игра «Это нужно  нам зачем?» (с  предметами  туалета). Сюжетно­ ролевая игра  «Дела  семейные»: –  внесение  игровой  ситуации «К  нам пришла  Замарашка». Игры­забавы с  водой в Центре воды и песка:  купание кукол, рыб, уточек. Декабр ь – формировать  умение  сервировать  стол,  умение  действовать по  алгоритму;  – воспитывать  культуру  поведения за  столом. Познавательное развитие. Тема  «Умывание  каждый день» Цель: закрепить  навыки детей в  умывании, в  знании  предметов  туалета и их  назначении; – воспитывать  культурно­ гигиенические  навыки, желание всегда быть  красивым,  чистым,  аккуратным,  уважительно  относится к  своему телу. Обсуждение  ситуации «Опять  Хрюша заболел».   Январь Познавательное развитие. Тема  «Купаться  любят все» Цель: вызвать  интерес к  выполнению  Консультаци я «Как  увлечь  ребенка  ежедневной  гигиеной  зубов?» Феврал ь Март к.г.н., побуждать детей к  постоянному их  соблюдению. Познавательное развитие. Тема  «Приглашаем  куклу на чай» Цель:формиров ать умение  элементарно  сервировать  стол, навыки  поведения за  столом. Познавательно  развитие. Тема  «Вместе с  куклой на  прогулку» Цель: – закрепить  выполнение  алгоритма  одевания  одежды; – формировать  потребность в  соблюдении  опрятности в  саду и на улице. Дидактическая  игра  «Чистоплотные  дети». Цель:  проверить знания  детей о предметах  гигиены и их  назначении.  <Приложение 2>. Сюжетно­ ролевые игры  «Дом» и  «Семья»: –  внесение  игровой  ситуации  «Идём друг к  другу в гости». Коллективная  практическая  деятельность  детей  «Поможем  кукле Тане  сложить вещи  на место». Дидактическая  игра «Научим  куклу  одеваться/раздеват ься»; «Одень  куклу»; с  предметными  картинками на  тему «Одежда,  обувь, головные  уборы».  Рассматривание  сюжетных  картинок «дети на  прогулке» (в  разные времена  года). <Приложе ние 3> Оформление фотовыстав ки «Мы –  чистюли!» Мастер­ класс для  родителей  «Баю­ башки­ баю…  (знакомимся с русской  народной  убаюкивающ ей  потешкой,  песенкой,  приговорами ).  <Приложе ние 4>.  Обмен  опытом  между  родителями  «Как я  укладываю  своего Дидактическая  игра «Что нужно  кукле!» Цель:  упражнять  культурно­ гигиенические  навыки. Сюжетно­ ролевые игры  «Дом» и  «Семья»: –  внесение  игровой  ситуации  «Кукла Катя  хочет спать». ребёнка  спать». Мастер­ класс для  родителей  «Изготовлен ие народной  куклы,  которую  кладут  ребёнку в  кроватку,  чтобы он  лучше  засыпал». Дидактическая  игра «Оденем  куклу на  прогулку». Совместный  праздник с  родителями  «В гостях у  Мойдодыра ». Сюжетно­ ролевые игры:  «Дела  семейные» –  внесение  игровой  ситуации  «Кукла Маша  у нас в гостях» Апрель Познавательное развитие. Тема  «Баю­баюшки­ баю, куклу  спать я  уложу…» Цель: – развивать  умения свободно пользоваться  предметами  постельного  белья,  применять их по  назначению,  называть  правильно; – формировать  потребность в  соблюдении  правил личной  гигиены перед  сном (умывание,  аккуратно  складывать  одежду). Май Познавательное развитие. Тема  «Водичка,  водичка…». Цель: закрепить  уже имеющиеся  у детей  культурно­ гигиенические  навыки. 3. Планируемые результаты Дети При освоении образовательной области «Здоровье» в разделе «Воспитание  культурно­гигиенических навыков», у ребёнка 3­4 лет должны быть  сформированы культурно­гигиенические навыки согласно его возрасту: – ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту  гигиенические процедуры и в детском саду и дома; – самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные  правила поведения во время еды, умывания; – имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил  гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома; – умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи  взрослых; – ребёнок с желанием и  интересом принимает участие в играх, направленных  на формирование культурно­гигиенических навыков. Родители – родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ  по вопросам воспитания культурно­гигиенических навыков; – принимают активное, живое участие в жизни группы; – проявляют личную заинтересованность в согласовании требований к  воспитательному процессу; высказывают рекомендации, идеи по обеспечению  эффективности  воспитательного процесса; – проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении  культурно­гигиенических навыков; – осознают особенности организации образовательного процесса и их влияние  на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств. 4. Способы и формы оценки результата Цель: обеспечить комплексный подход к оценке промежуточных и итоговых  результатов освоения рабочей программы для изучения оценки динамики  достижений детей по освоению образовательной области «Здоровье»  (воспитание культурно­гигиенических навыков). Объект мониторинга – личностные качества детей, достижения детей. Методы изучения результативности   Наблюдение за детьми. Анкетирование родителей.  Беседы. Способы фиксации данных обследования  Протоколы наблюдений. Способы обработки результатов  Обобщение результатов в таблицы. Периодичность мониторинга:  2 раза в года (на начало и конец года). Таблица. Сформированность культурно­гигиенических навыков у детей. Имя, фамил ия ребёнк Сформированнос ть навыка мытья рук (в баллах) а     1 2 3 4 5 6 7               Кол­ во балло в     Сформированнос ть навыка опрятной еды (в баллах) 1 2 3 4 5 6 7               Сформированнос ть навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке (в баллах) 1 2 3 4 5 6 7               Кол­ во балло в     Примечание. Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:  1.       Мыть лицо, уши, руки  2.       Закатать рукава;  3.       Смочить руки;  4.       Взять мыло, намыливать до появления пены;  5.       Смыть мыло;  6.       Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою  ячейку;  7.       Пользоваться расческой.   Навыки опрятной еды включают умение:  1.       Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой,  салфеткой;  2.       Не крошить хлеб;  3.       Пережевывать пищу с закрытым ртом;  4.       Не разговаривать с полным ртом;  5.       Тихо выходить по окончании еды из­за стола;  6.       Благодарить;  7.       Пользоваться только своим прибором.  Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке  включают умение:  1.       Расстегнуть пуговицы; 2.       Снять платье (брюки);  3.       Аккуратно повесить;  4.       Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки;  5.       Снять обувь;  6.       Снять колготки, повесить на рубашку (платье);  7.       Надеть в обратной последовательности. Критерии оценки: 3 балла – правильно выполненное действие;  2 балла – действие выполненное с небольшими неточностями;  1 балл – неумение выполнять действие. Уровни сформированности культурно­гигиенических навыков Высокий уровень (84­63 балла) – все навыки сформированы прочно;  Средний уровень (62­40 баллов) – один и более навыков, находятся в стадии  становления;  Ниже среднего (39­28 баллов) – один и более навыков не сформированы. 5. Список используемой литературы 1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего  2. 3. дошкольного возраста: Практическое пособие для воспитателей детских  садов. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001. Меремьянина О.Р. Вместе с куклой я расту: методическое пособие. –  Барнаул: АКИПКРО, 2008. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная  программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.  Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА­СИНТЕЗ, 2010. 4. Пашкевич Т.Д. Образовательная программа дошкольного  образовательного учреждения: методические рекомендации. – Барнаул:  АКИПКРО, 2010. 5. 6. Пашкевич Т.Д. Формирование у детей дошкольного возраста интереса к математике: методические рекомендации. – Барнаул: АКИПКРО, 2010. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией  М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6­е изд., испр. и доп. –  М.: МОЗАИКА­СИНТЕЗ, 2011.

Программа По воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Программа  По воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Программа По воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Программа  По воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Программа По воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Программа  По воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Программа По воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Программа  По воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Программа По воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Программа  По воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Программа По воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Программа  По воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Программа По воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Программа  По воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Программа По воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Программа  По воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Программа По воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Программа  По воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Программа По воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Программа  По воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Программа По воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Программа  По воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018