Представлено планирование профилактической работы с детьми из неблагополучных семей для плана воспитательной работы классных руководителей.
Цель: оказание помощи семье в преодолении трудностей в воспитании и обучении детей. Материал может быть полезен для классных руководителей
Задачи программы:
• повышение психологической и правовой культуры родителей в сфере межличностных, семейных, родительских отношений;
• содействие в преодолении конфликтных ситуаций в семье;
• коррекция внутрисемейных отношений.Цель: оказание помощи семье в преодолении трудностей в воспитании и обучении детей. Материал может быть полезен для классных руководителей
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №21
г. ЮЖНОСАХАЛИНСКА.
Программа профилактической работы с
детьми из неблагополучных семей
на 20..20.. учебный год
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
Авторсоставитель:
Шаврина Ирина
Владимировна
заместитель директора
по воспитательной работе/
учитель начальных классов
г. ЮжноСахалинск,
Сахалинская область
20152016
г. Южно СахалинскПояснительная записка.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что
ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей
жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней
ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по
длительности своего воздействия на личность ни один из институтов
воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы
личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину
сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и
отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность
ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье
людей матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к
ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с
тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести
столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Анализ показывает, что в настоящий момент в нашей стране
существенно деформировались социальноэкономическая, психологическая
функции семьи. Проявилась устойчивая тенденция снижения роли семьи в
воспитании и развитии детей, обеспечении их нравственного и физического
здоровья. Кризисное состояние семьи, как социального института,
усугубляется распространением преступности, алкоголизма, наркомании,
бродяжничества, сиротства при живых родителях.
Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин,
порождающих "трудных" детей, можно выделить следующие:
отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних
лет;
незнание их интересов и потребностей;
неблагоприятные семейнобытовые отношения;
отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание
к детям;
чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные
проступки;
сверхзанятость родителей в сфере общественного производства;
потеря эмоциональных контактов с детьми.
Перевоспитание ребёнка необходимо начинать с коррекции
отношений внутри семьи.
Цель программы: оказание помощи семье в преодолении
трудностей в воспитании и обучении детей.Задачи программы:
повышение психологической и правовой культуры родителей в сфере
межличностных, семейных, родительских отношений;
содействие в преодолении конфликтных ситуаций в семье;
коррекция внутрисемейных отношений.
Принципы, применяемые в работе с семьей:
повышение престижа здоровой семьи;
повышение активной жизненной позиции;
коммуникативная культура (эмоциональная, информационная,
логическая, речевая, духовная);
поддержка самореализации семьи;
социальное партнерство всех служб;
профилактика проблем.
План работы
Мероприятия
Составление социального паспорта класса
Выявление неблагополучных семей класса
Обследование жилищных условий детей из
неблагополучных семей
Вовлечение учащихся из неблагополучных семей в работу
кружков и секций
Наблюдение за детьми из неблагополучных семей
Рейды по неблагополучным семьям класса
Составление актов посещения неблагополучных семей
класса
Систематическая индивидуальная работа с родителями и
детьми из неблагополучных семей
Индивидуальные профилактические беседы с родителями
Разработка и распространение памяток для родителей по
воспитанию детей
Организация летнего отдыха детей из неблагополучных
семей
Срок
Сентябрь
В течение
учебного года
В течение
учебного года
Октябрь
В течение
учебного года
В течение
учебного года
В течение
учебного года
В течение
учебного года
В течение
учебного года
В течение
учебного года
Июнь
Прогнозируемый результат: сформированная мотивация родителей
на самостоятельное и эффективное решение возникающих проблем в семье.
Источники1. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя: 1 4 классы – М.:
ВАКО, 2007 г.
2. Максименко Н. А. Спутник классного руководителя: 1 4 классы –
Волгоград: Учитель, 2008 г.