Программа
профильного курса по истории
Пояснительная
записка
XX
век – самый сложный в истории России и мира. Этот период истории насыщен
многообразными событиями, среди которых немаловажное значение имеют войны.
Войны разъединяли и соединяли людей, страны, эпохи. Поэтому курс “Войны XX
века” посвящён войнам и конфликтам мира этого периода. На стандартных уроках
истории не всегда из-за ограниченности времени удаётся раскрыть всю суть того
или иного события, и тем более показать хроники военных действий, участников
войны. Исходя из этого, учащимся довольно часто просто не интересно изучать эти
моменты именно из-за “сухости” материала.
Данный
курс рассчитан на то, чтобы как можно ярче показать историю войн и конфликтов.
Дать определённые знания, которые помогут в 9 классе при изучении этих событий.
Предпрофильный курс предполагает работу с компьютерным учебником “История
России. ХХ век”, который имеется в медиотеке гимназии.
Необходимость
проведения элективных курсов постоянно подчёркивается в современной педагогической
и методической литературе, рассматривается как дополнительное средство
расширения и углубления знаний, приобретаемых на уроке.
В
процессе освоения программы курса “Войны XX века” даётся учащимся возможность
использовать различные справочники, энциклопедии, а также информационные
технологии, Интернет и учебные компьютерные программы.
Цели
и задачи курса
- Повысить
интерес к исторической науке.
- Развивать
чувства патриотизма и любви к истории своего Отечества.
- Реализовать
свой интерес к истории, уточнить готовность и способность ученика
осваивать выбранный предмет на профильном уровне.
Содержание
курса (6 часов)
Тема
1. Русско-японская война. (1 час)
Причины
войны. Интересы сторон. Причины поражения России.
Тема
2. Первая Мировая война. (1 часа)
Мир
накануне войны. Военно-политические союзы. Новое оружие. Россия в Первой
Мировой войне.
Тема
3. Вторая Мировая война. (1час)
Русско-финская
война. Антигитлеровская коалиция. Итоги войны.
Тема
4. Великая Отечественная война. (1 час)
Причины
войны. Важнейшие сражения. Героизм народа на фронте и в тылу. Роль СССР во
Второй мировой войне и решении вопросов о послевоенном устройстве мира.
Тема
5. “Холодная война”. (1 час)
Военно-политические
союзы в системе международных отношений. Карибский кризис. Гонка вооружений.
Вьетнамская война. Афганская война. Война в Корее.
Повторение
по курсу. Подведение итогов. (1 час)
Знания,
умения, навыки
Уметь:
- Выделять
главные причины войны или локального конфликта.
- Определять
историческую значимость события.
- Связывать
события прошлого с настоящим временем.
Знать:
- Основные
войны и локальные конфликты XX века.
- Роль и
историческое значение события.
- Героев войн
Российской истории.
1. Информационная
компетенция
- Обучать
восприятию и переработке информации.
- Развивать
критическое мышление,
- Формировать
умение находить, готовить, передавать требуемую информацию.
- Делать
обобщенные выводы при прослушивании текста, радио-, теле-, магнитофонных
записей.
- Подготовить
доклад, тезисы выступления.
- Уметь
работать с критической литературой.
- Подбирать книги
по теме, пользуясь списками, каталогом, самостоятельно составлять перечень
прочитанных книг.
- Работать с
дополнительными источниками информации (газеты, журналы, энциклопедии,
Интернет и другие базы данных.)
2.
Учебно-познавательная компетенция
- Самостоятельно
организовывать учебную деятельность (ставить цели, планировать. определять
оптимальное соотношение цели и средств и др.).
- Владеть
навыками самоконтроля.
- Самостоятельно
оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников,
сравнивая ее с установленными нормами и деятельностью в прошлом.
- Определять
структуру объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных
связей и отношений между частями целого.
- Уметь
разделять процессы на этапы, звенья; выделять характерные
причинно-следственные связи.
- Сравнивать,
сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или
нескольким предложенным основаниям, критериям.
3.
Общекультурная компетенция
- Понимать
исторические причины и историческое значение событий и явлений современной
жизни; высказывать собственные суждения об историческом наследии народов
России и мира;
- объяснять
исторически сложившиеся нормы социального поведения; использовать знаний
об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми
другой культуры, национальной и религиозной принадлежности,
- объяснять
свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России
и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
4.
Коммуникативная компетенция
- Формировать
интерес к самому процессу общения и сотрудничества, а не только к его
результату.
- Выступать
публично, участвуя во всех формах активного диалога: дискуссии, беседе,
полемике, диспуте, беседе.
- Выслушивать и
принимать во внимание взгляды других людей, отстаивать собственную точку
зрения, признавать право на иное мнение.
- Рассказывать,
рассуждать в связи с прочитанным, прослушанным текстом, используя
аргументацию, достаточную для возрастных особенностей.
Ожидаемый
результат
- Уметь
представлять результаты своей индивидуальной или групповой
историко-познавательной деятельности в формах конспекта, исторического
сочинения, публичной презентации.
- Научиться
извлекать необходимую информацию из источников различного типа.
- Развивать
умение пользоваться различными справочниками, энциклопедиями,
Интернет-ресурсами.
Методические
рекомендации
Данный
курс рекомендуется проводить при использовании компьютерного учебника фирмы
Клио Софт “Россия XX век”. /Авторы: Антонова Т.С., Коновалов В.Е., Харитонов
А.Л./. Целесообразно предложить учащимся в тетради составлять смысловой
конспект по материалом войны, обращая внимание на позиции: причина войны, повод
к войне, важные сражения, итоги войны и герои войны.
Не менее
40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую
им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.
Итогом
работы может стать обзорная беседа с учащимися, представление презентаций или
информационных докладов.
Примерные
вопросы для итоговой беседы
- Япония и
Россия: возникновение очага войны на Дальнем Востоке.
- Германия на
пути подготовки к войне и крах идеи коллективной безопасности.
- Причины
возникновения Второй Мировой войны.
- Формирование
антифашистской коалиции и проблема второго фронта.
- Основные
события и характеристика Великой Отечественной войны.
- Роль СССР во
Второй Мировой войне.
- Основные
итоги Второй Мировой войны.
- Создание и
принципы деятельности ООН.
- Причины и
основные этапы “холодной войны”.
- Локальные конфликты
периода “холодной войны” и советско-американские отношения.
- Карибский
кризис 1962г. И его значение.
- Революция на
Кубе и её значение.
- Борьба за
демократию в странах Восточной Европы.
- Проблемы
миропорядка и роль России в мире конца XX века.