Программа профориентации
Оценка 5

Программа профориентации

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
администрации +1
Взрослым
18.03.2018
Программа профориентации
Региональная программа комплексного развития профессионального образования Тюменской области позволяет определить цель профессиональной ориентации: самопроектирование личности; формирование у школьника готовности к осознанному выбору, способности рассматривать себя развивающимся, готовым постоянно расширять свои возможности и максимально их реализовывать; задачи профессиональной ориентации: -повышение информированности учащихся о социально-экономическом состоянии и развитии города Тюмени и Тюменской области; -развитие мотивации учащихся к самопроектированию личности; -вовлечение учащихся в социальную практику и деятельность в сфере материального производства, показ привлекательности современного труда в промышленности и сельском хозяйстве; -развитие творческих способностей, навыков и умений обучающихся для успешной социализации на рынке труда.
Программа по профориентации.docx
Муниципальное автономное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №        Рассмотрена на                                                            Утверждена педагогическом совете                                              директором ОУ   ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 Тюмень 2013 Содержание программы Паспорт программы………………………………………………………..3 1. Пояснительная записка………………………………………………….5 2.   Содержание   программы   профессиональной   ориентации обучающихся…………………………………………………………………….11   Механизмы   реализации 3   Этапы   реализации   программы. программы………………………………………………………………………..17 4.   Ожидаемые   результаты   реализации   программы   профессиональной ориентации обучающихся………………………………………………………21 5.   Мониторинг   реализации   программы   профессиональной   ориентации обучающихся…………………………………………………………………….22 Список литературы……………………………………………………….24 2 Паспорт программы Полное название программы Программа профессиональной ориентации обучающихся Адресат (для кого, количество участников, география участников) Основания для разработки программы Обучающиеся МАОУ СОШ №8 г. Тюмени  ­Закон РФ «Об образовании»; ­Концепция   долгосрочного   социально­экономического развития РФ до 2020 г.; ­Федеральная   целевая   программа   развития   образования на 2011­2016 гг. от 07 февраля 2011 г. №163­р; ­Примерная   программа   профессиональной   ориентации учащихся   на   ступени   основного   общего   образования (Федеральные образовательные стандарты); государственные     ­Концепция   профильного   обучения   на  старшей   ступени общего образования; ­Программа­ориентир воспитания учащихся МАОУ СОШ № на период до 2015 года 2013­2016 гг. самопроектирование    которая   поможет обучающимся   в   дальнейшем   самоопределиться   на личности, 3 Сроки реализации программы Цель программы Задачи Краткое содержание программы современном   рынке   труда;  формирование   у   школьника готовности   к   осознанному   выбору,   способности рассматривать себя развивающимся, готовым постоянно расширять   свои   возможности   и   максимально   их реализовывать. ­повышение информированности учащихся  о социально­ экономическом состоянии и развитии города Тюмени и Тюменской области; ­развитие   мотивации   учащихся   к   самопроектированию личности; ­вовлечение   учащихся   в   социальную   практику   и деятельность в сфере материального производства, показ современного привлекательности в промышленности и сельском хозяйстве; ­развитие   творческих   способностей,   навыков   и   умений обучающихся для успешной социализации на рынке труда труда         Программа   предусматривает   работу   ОУ   по   трем организации ключевым профориентационной информационно­ аналитическая организационно­   консультационная   и методическая   деятельность, психолого­педагогическая деятельность, включая работу со всеми субъектами образовательного процесса направлениям работы: деятельность,                   в социума субъектов Ожидаемый результат ­увеличение сферу профессиональной   ориентации   школьников   (школа, семья, общественность); ­обогащение   содержания,   форм,   методов,   средств подготовки личности к выбору профессии; ­сформированность «профессия»,   «сознательный   выбор   профессии»;   представлений   об экономике и ресурсах региона, города; ­формирование   долга   и   ответственности   при   выборе профессии, уважение к людям труда; ­осознание   личностью   прав   и   обязанностей   в   выборе профессии, перспектив профессионального продвижения Название организации Муниципальное автономное образовательное учреждение, понятий     средняя общеобразовательная школа №  Почтовый адрес учреждения, телефон 4 ФИО руководителя учреждения ФИО автора программы Никонова Г. А., заместитель директора по ВР 1. Пояснительная записка Возросшие   требования   современного   высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы   профессиональной   ориентации   молодежи,   поскольку профессиональные намерения значительной части выпускников зачастую не соответствуют   потребностям   экономики   Тюменской   области   в   кадрах определенной профессии.  Рыночные отношения требуют подготовки компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах  деятельности, умеющего   самостоятельно  проектировать  и  реализовывать  свои  саморазвиваться  на образовательные   и   профессиональные   ценности, протяжении всей жизни, в связи с чем профориентация детей и молодежи является проблемой не только педагогической, но и общественной. Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления   противоречия   между   объективно   существующими потребностями   рынка   труда   в   сбалансированной   структуре   кадров   и неадекватными профессиональными устремлениями молодежи.  традиционно     сложившимися   субъектными По   данным   мониторинга,   выпускники   школ   города   Тюмени 5 мотивированы на получение высшего профессионального образования, лишь 7 % готовы обучаться рабочим профессиям. Около  27% детей считают, что дальнейшая   трудовая   и   жизненная   карьера   определяется   родителями,   это свидетельствует о неготовности подростков к взрослой жизни, к принятию самостоятельных решений. В   последние   годы   развитие   профессиональной   ориентации   в   городе Тюмени   шло   в   направлении   углубления   личностной   (психологической)   и расширения   информационной   составляющей.   Профориентация   должна учитывать не только способности личности, но и ее  возможности, а также условия для сознательного профессионального самоопределения.  В Региональной программе комплексного развития профессионального образования   Тюменской   области   на   2011­2015   годы   перед общеобразовательной школой поставлена задача подготовки обучающихся к профессиональному   выбору.   То   есть   школа   должна  научить  ребенка определяться   в  собственных   интересах  и  возможностях,   в   ситуации   на рынке   труда,   ориентироваться   в   мире   профессий.   Профориентационная работа в школе должная быть направлена на подготовку к профессиональной деятельности   на   основе   актуализации   человеческого   ресурса:   мотивации, способностей,   воли,   социального   интеллекта   (необходимость   развития творческих способностей, навыков, умений учащихся).  Учитывая   государственную   политику,   направленную   на   улучшение   и расширение   системы   подготовки   рабочих   и   специалистов   среднего   звена, востребованных на рынке труда, а также в целях перераспределения потоков выпускников школ с учреждений высшего образования в учреждения среднего профессионального направлением образования     основным   профориентационной   работы,   проводимой   общеобразовательными учреждениями является ориентация учащихся на поступление в учреждения среднего профессионального образования.  6 Профориентационную   работу   с   учащейся   молодежью   необходимо направить   на   повышение   степени   известности,   популярности,   социальной значимости  рабочих   профессий  в   обществе   в   целях     формирования устойчивой профессиональной направленности, психологической готовности к   деятельности   в   условиях   рыночных   отношений,   мотивации   к профессиональной деятельности каждой отдельной личности учащегося.  Повышение престижа рабочих профессий позволит привлечь молодежь для поступления в учреждения среднего профессионального образования, что будет способствовать восполнению трудовых ресурсов и решению проблемы нехватки рабочих кадров вТюменском регионе. Региональная   программа   комплексного   развития   профессионального образования   Тюменской   области   позволяет   определить  цель профессиональной   ориентации:  формирование у школьника готовности к осознанному выбору, способности рассматривать   себя   развивающимся,   готовым   постоянно   расширять   свои самопроектирование  личности; возможности и максимально их реализовывать;  задачи профессиональной ориентации:  ­повышение информированности учащихся о социально­экономическом состоянии и развитии города Тюмени и Тюменской области; ­развитие мотивации учащихся к самопроектированию личности; ­вовлечение учащихся в социальную практику и деятельность в сфере материального производства, показ привлекательности современного труда в промышленности и сельском хозяйстве; ­развитие   творческих   способностей,   навыков   и   умений   обучающихся для успешной социализации на рынке труда. Концептуальные положения формирования готовности обучающихся к сознательному   выбору   профессии   основываются   на   деятельности работников коллектива школы.  Психолого­педагогическую поддержку и 7 социально­педагогическое   сопровождение   формирования   готовности учащихся   к   сознательному   выбору   профиля   обучения   и   профессии осуществляют  классные   руководители,   педагог­психолог,   учителя­   медицинский   работник, предметники,   социальный   педагог, библиотекарь. заместитель директора по учебно­воспитательной работе/внеурочной   Координацию   этой   деятельности   осуществляет деятельности. Заместитель   директора   по   воспитательной   работе  как координатор   профориентационной   работы   в   школы   реализует   следующие направления: ­выработка   стратегии   взаимодействия   субъектов,   ответственных   за педагогическую   поддержку   самоопределения   школьников   с   целью согласования и координации их деятельности; ­поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы; ­планирование  работы  педагогического  коллектива  по   формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в   соответствии   с   концепцией   и   образовательной   программой общеобразовательного учреждения; ­осуществление   анализа   и   коррекции   деятельности   педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей­предметников, классных   руководителей   по   организации   системы   учебно­воспитательной работы,   направленной   на   самоопределение   учащихся:   профпросвещение, профконсультирование,   профдиагностика   определения   индивидуальной образовательной траектории); 8 ­проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме   профильного   и   профессионального   самоопределения старшеклассников; ­организация летней трудовой практики; ­организация   участия   одаренных   детей   в   предметных   олимпиадах разного уровня; ­организация   системы   повышения   квалификации   классных руководителей (кураторов), учителей­предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся. Классный   руководитель,   опираясь   на   концепцию,   образовательную программу и план воспитательной работы школы: ­составляет   для   конкретного   класса   (группы)   план   педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников; ­организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции; ­ведет   психолого­педагогические   наблюдения   склонностей   учащихся (данные   наблюдений,   анкет,   тестов   фиксируются   в   индивидуальной   карте ученика); ­помогает   обучающемуся   проектировать   индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и   профессионального   становления,   осуществлять   анализ   собственных достижений; ­организует   посещение   учащимися   дней   открытых   дверей   в   вузах   и средних профессиональных учебных заведениях; ­организует   тематические   и   комплексные   экскурсии   учащихся   на предприятия; 9 ­оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения; ­проводит   родительские   собрания   по   проблеме   формирования готовности   учащихся   к   профильному   и   профессиональному самоопределению; ­организует   встречи   учащихся   с   выпускниками   школы   –   студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений. Учителя­предметники: ­способствуют   развитию   познавательного   интереса,   творческой направленности   личности   школьников,   используя   разнообразные   методы   и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции,   предметные   недели,   олимпиады,   факультативы,   конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.: ­обеспечивают   профориентационную   направленность   уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки; ­способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; ­проводят   наблюдения   по   выявлению   склонностей   и   способностей учащихся; ­адаптируют   учебные   программы   в   зависимости   от   профиля   класса, особенностей учащихся. Библиотекарь: ­регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе; ­изучает   читательские   интересы   учащихся   и   рекомендует   им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о   профессиях   и   читательские   диспуты­конференции   на   темы   выбора профессии; 10 ­обобщает   и   систематизирует   методические   материалы,   справочные данные   о   потребностях   региона   в   кадрах   и   другие   вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий); ­регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям   (машиностроение,   транспорт,   строительство,   в   мире   искусства   и т.д.). Социальный педагог: ­способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена; ­оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения; ­осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам; ­оказывает   помощь   классному   руководителю   в   анализе   и   оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника. Школьный психолог: ­изучает профессиональный интерес и склонностей учащихся; ­осуществляет   мониторинг   готовности   учащегося   к   профильному   и профессиональному   самоопределению   через   анкетирование   учащихся   и   их родителей; ­проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся; ­проводит   беседы,   психологическое   просвещение   для   родителей   и педагогов на тему выбора; ­осуществляет   психологические   консультации   с   учётом   возрастных особенностей учащихся; ­способствует формированию у школьников адекватной самооценки; ­приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков; 11 ­оказывает   помощь   классному   руководителю   в   анализе   и   оценке интересов и склонностей учащихся. Медицинский работник: ­способствует   формированию   у   школьников   установки   на   здоровый образ жизни, используя разнообразные формы, методы, средства; ­проводит   с   учащимися   беседы   о   взаимосвязи   успешности профессиональной карьеры и здоровья человека; ­организует консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру. 2. Содержание программы профессиональной ориентации обучающихся Система   профессиональной   работы   учащихся   включает   в   себя следующие направления: 1. информационно­аналитическая деятельность – создание и обновление информационно­диагностического   банка   данных   по   профориентационной работе,   анализ   результативности   результативности   профориентационной работы в ОУ; 2.   организационно­методическая   деятельность   –   деятельность   с различными   категориями   педагогических   работников   школы;   разработка элективных   курсов   профориентационной   направленности;   проведение конференций, круглых столов, практикумов; 3.   консультационная   и   психолого­педагогическая   деятельность   с обучающимися разных возрастных групп, родителями учащихся, педагогами и классными руководителями школы. План реализации программы № Содержание мероприятий Сроки Ответственный 12 1. Организационно­методическая деятельность май май зам. директора по ВР зам. директора по ВР сентябрь ежемесячно администрация  школы,  родительский  комитет школы библиотекарь каждую четверть зам. директора по ВР постоянно зам. директора по ВР в течение года постоянно 1 половина 3  четверти администрация  школы администрация  школы зам. директора по  ВР; классные  руководители;  педагог­психолог;  социальный педагог;  родители 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. подготовка планов работы по  профориентации на учебный год подготовка планов совместной  работы школы с заинтересованными  организациями (учреждениями доп.  образования, учреждениями  культуры, учебными заведениями) создание Совета по профориентации  для координации профессиональной  ориентации школьников Пополнение   библиотечного   фонда литературой   по   профориентации   и трудовому   обучению;   проведение выставки   книг   «Человек   и профессия» Обеспечение школы документацией и методическими материалами по  профориентации. подготовка методических материалов по профориентации (памяток,  бюллетеней) для классных  руководителей, родителей создание ИМЦ с информацией:  потребности рынка труда,  справочники об учебных заведениях,  профессиограммы  размещение информации по  профориентации на сайте школы  (разделы: «Выпускнику»,  «Родителям») неделя профориентации: ­1­4 кл.: конкурс рисунков  «Профессия моих родителей»;  конкурс «Пословицы и высказывания  о профессиях»; ­5 кл.: конкурсы рисунков и  сочинений «Моя будущая  профессия», « Профессия моей  мамы», « Профессия отца»; ­6 кл.: КВН «В мире профессий»;  оформление стенда “Компас в мире  профессий”; ­7 кл.: экскурсии на предприятия  города, в институты, ВУЗы; ­8 кл.: мини­проект «Моя будущая  профессия»; деловая игра «Кем  13 быть?»; ­9 кл.: экскурсии на предприятия  города, в ВУЗы; ­10 кл.: участие в проекте  «Стратегия жизни»; встречи с  представителями Центра занятости;  конкурс сочинений «Дороги, которые мы выбираем»; экскурсии на  предприятия города, в ВУЗы; ­11 кл.: тренинг «Ошибки при выборе профессии»; экскурсии на  предприятия, в ВУЗы; ­выставка литературы по  профориентации; ­проведение диагностик;  заполнение профкарт оборудование кабинетов (уголков)  профориентации Выпуск газет к профессиональным  праздникам:  День учителя;  День  нефтяника т.д. ежемесячно ежегодно администрация  школы, кл.  руководители  Педагог­ организатор,  классные  руководители 2. Консультационная и психолого­педагогическая деятельность 2.1. Работа с педагогическими кадрами работа групп кл. руководителей по  проблемам профориентации сопоставление и обсуждение плана  профориентационной работы на  новый учебный год организовать для педагогов  профконсультации   по изучению личности школьника:   «Исследование готовности учащихся к выбору профессии»;  «Изучение личностных особенностей  и способностей учащихся»;  «Изучение склонностей и  интересов»;  «Изучение профессиональных  намерений и планов учащихся» предусмотреть в плане работы  методических объединений педагогов рассмотрение вопросов методики  профориентационной работы, обмен  опытом ее проведения:  «Подготовка учащихся к  компетентному выбору профессии»; 1 раз в квартал зам. директора по ВР май­август каждую четверть зам. директора по  ВР, кл.  руководители педагог­психолог каждую четверть зам. директора по  ВР; педагог­ психолог 14 10. 11. 1. 2. 3. 4. «Методика профориентационной  работы по возрастным группам»;  «Психологическая и социальная  обусловленность выбора профессии  старшеклассниками»; «Методы работы с родителями по  вопросу выбора профессии»   помощь в разработке классных часов по профессиональной направленности учащихся на кл. часах кл. руководители 2.2. Работа с родителями проведение родительских собраний  профориентационной тематики:  «Предпрофильная подготовка (7­ 8 классы)»;  «Когда не поздно выбирать  профессию?» (10­11­е классы); «Профильные классы в школе (7­9­е  классы)» индивидуальные консультации для  родителей по вопросам  профориентации организация экскурсий на  предприятия родителей конкурс семейных сочинений  «Профессии моей семьи» (1­6 классы) организовать встречи учащихся с их  родителями – представителями различных  профессий. 1 раз в год администрация  школы, кл.  руководители постоянно 2 четверть кл. руководители,  педагог­психолог родители, кл.  руководители кл. руководители 3, 4 четверть кл. руководители 2.3. Работа с учащимися участие обучающихся и их родителей  в «Ярмарках рабочих мест»; Днях  открытых дверей 3,4 четверть участие в проекте «Стратегия жизни» по формированию у учащихся 10­х  классов интереса к  предпринимательской деятельности организация экскурсий на  предприятия города Тюмени раз в месяц в течение года проведение тематических классных  часов (примерные названия:  3 четверть 15 зам. директора по  ВР, кл.  руководители,  родители зам. директора по  ВР, кл.  руководители зам. директора по  ВР, кл.  руководители,  родители кл. руководители 5. 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. «Профессии моих родителей»; «Хочу быть, как папа»; «Сто дорог – одна  твоя»;  «Как претворить мечты в  реальность»;  «Легко ли быть молодым?»;  «К чему люди стремятся в жизни»; «Мастерим мы – мастерят родители (1 классы)»; «Профессии   моего   города»   (2 классы); «Трудовая родословная моей семьи» (3 классы); «Известные люди нашего города» (4 классы); «Мир профессий» (5 классы); «Как   изучить   свои   способности»   (6 класс); «Я   и   моя   будущая   профессия»   (7 классы); «Внутренняя   культура   –   гарант удачного бизнеса» (8 классы); «Формула   успеха   ­   труд   по призванию. Проблемы профессионального   самоопределения учащихся» (9 классы); «Как   вести   себя   в   конфликтных ситуациях» (10 классы); «Дороги,   которые   мы   выбираем. Профессиональное   самоопределение, подготовка к сдаче государственных экзаменов» (11 классы). проведение конкурсов по профессии,  конференций, интеллектуальных игр  и др.:  «Фестиваль профессий»; конкурс рисунков «Моя будущая  профессия»  «Мама, папа на работе» (1­4 кл.) организация экскурсий и встреч со  специалистами  «Центра занятости» диагностика выявления интересов  учащихся Тестирования: « Карта интересов»; «Склонности   и   профессиональная направленность»; «ДДО»; «Профессиональные склонности»;   «Профессиональный тип личности»;   5. 6. 7. 8. 1 половина 3  четверти Зам. директора по  воспитательной  работе,   кл. руководители 3­4 четверть зам. директора по ВР март педагог­психолог 3 четверть педагог­психолог 16 «Мотивы   выбора»;   «Профессиональный интерес»    анкета 9. 10. 11. 1. 2. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. исследование коммуникативных и  организаторских способностей  (опросник КОС), 9, 11 классы;  экспресс­оценка ведущего  профессионального мотива «Я  занимаюсь любимой профессией  через 10 лет» определение степени выраженности  тревожности учащихся (9,11 классы) мониторинг профессионального  самоопределения учащихся 8, 10  классов 3 четверть педагог­психолог март педагог­психолог февраль­март педагог­психолог 2.4. Работа с социальными партнерами заключение договоров о  сотрудничестве с социальными  партнерами организация встреч между  представителями предприятий,  родителями и учащимися школы сентябрь администрация  школы в течение года зам. директора по ВР 3. Информационно­аналитическая деятельность проведение социологического опроса  выпускников школы с целью  выявления профессиональных  намерений и их реализации анализ трудоустройства и  поступления в учебные заведения  выпускников 9, 11 классов оформление странички на сайте  школы «Выпускнику»  выявление учащихся, не  определившихся с выбором профиля  обучения и профессии внедрение в практику школы  «профориентационной карты  обучающегося» совместная работа с учреждениями  доп. образования, учреждениями  культуры, Центром занятости по  развитию профессиональных  интересов и склонностей анализ  работы по профориентации с  учащимися и их родителями сентябрь зам. директора по ВР октябрь зам. директора по ВР постоянно в течение года сентябрь­октябрь администрация  школы зам. директора по  ВР, педагог­ психолог зам. директора по ВР постоянно социальный педагог  школы март­апрель администрация  школы 17 3. Этапы реализации программы. Механизмы реализации программы При   проведении   профориентационной   работы   следует   обязательно учитывать   возрастные   особенности   школьников.   Обучение   на   начальной, основной   и   старшей   ступени   должно   быть   организовано   по­разному. Ключевую   позицию   в   организации   работы   по   профориентации   должно занимать   психологическое   сопровождение   ученика   с   учетом   его индивидуальных   особенностей   на   протяжении   всего   периода   обучения   в школе. Это поможет подготовить учащегося к осознанному выбору будущей профессии.  С   учетом   психологических   и   возрастных   особенностей   школьников содержание этапы   и   рекомендуется   выделить   следующие   профориентационной работы в школе: 1. Первый   этап   ­   пассивно­поисковый     (пропедевтический)   ­ для учащихся 1 ­ 4 классов.  Цель   первого   этапа   ­   развить   интересы   и   способности   школьников, создать   поля   самоактуализации   учащихся   младших   классов   в   различных сферах деятельности, сформировать потребности ребят в профессиональном самоопределении.  Для   реализации   этих   задач   необходимо   увеличить   число   кружков дополнительного   образования   и   факультативов,   привлекать   школьников   к   организовывать   встречи   с коллективной   творческой   деятельности, родителями как с профессионалами в тех или иных сферах труда, проводить экскурсии на предприятия. 2. Второй   этап   ­   поисково­зондирующий,   развивающий профессиональное самоопределение  ­ для учащихся 5­9 классов Цель второго этапа ­ помочь подросткам понять себя, свои личностные особенности, возможности и способности, обеспечить подростков средствами самопознания,   формировать     мотивы     саморазвития,   личностного   роста, 18 сформулировать   конкретные   личностные   задачи   профессионального   и личностного   самоопределения   и   обеспечить   психолого­педагогическое сопровождение выбора выпускников основной общей школы (9­го класса).  На   этом   этапе   ведется   активная   информационно­просветительская работа на классных часах в 5­9 классах, уроках психологии, тренингах. Кроме того,   учащиеся   8­9   классов   посещают     курсы   планирования профессиональных   и   жизненных   перспектив,     привлекаются       к   работе   в каникулярное   время.   На   данном   этапе   необходимо   активизировать деятельность по организации экскурсий на производство, учреждения города.  Третий этап – профессиональное определение учащихся 10­ 3. 11 классов. Цель третьего этапа – подготовить выпускников школы к адекватному выбору   профессии,   карьеры,   жизненного   пути   с   учетом   способностей, состояния   здоровья   и   потребностей   на   рынке   труда;   к   личностной   и профессиональной реализации в социуме.  Формы и приемы работы с младшими школьниками (6­10 лет): Развитие   представлений   младших   школьников   о   мире   профессий осуществляется   в   процессе   обучения   при   помощи   разнообразных   приемов работы: разноуровневые задания на уроках, сочинения о будущей профессии, коллективные   творческие   дела   профориентационной   направленности, профориентационные   игры,   профессиональные   мини­пробы.  Значительным профориентационным   потенциалом   обладают   ролевые,   дидактические, сюжетно­ролевые игры, развивающие и диагностические упражнения.  Игровые методики профориентационной направленности для младших школьников   включают   в   себя:   загадки,   пословицы,     ребусы,   стихотворный материал о труде, который очень нравится детям и в увлекательной для них форме вводят в мир труда и профессий взрослых. 19 Приемы проведения профориентации   на уроке  различны. Исходя    из содержания логики урока, учитель может в форме отдельных замечаний и вставок,   коротких   рассказов   и   бесед,   устных   и   письменных   упражнений, предупредительных и контрольных диктантов, при выполнении лабораторных работ,   решении   задач,   просмотра   учебных   кинофильмов   пробудить   или усилить   интерес   учащихся   к   предмету,   к   определенной   профессии, познакомить   их   с   отраслями   народного   хозяйства,   предприятиями, учреждениями,  с условиями труда и другими вопросами, необходимыми для сознательного выбора профессии.    К профориентационным играм, которые предлагаются школьникам как во время уроков, так и во внеурочное время, можно отнести целый класс игр, объединенных названием «Угадай профессию», «Профессия на букву...», «Кто использует в работе?».    Представление детей о мире профессий   можно изучать с помощью прямых вопросов, типа: «Что ты знаешь о профессии…», «Кто работает на стройке?», «Что значит быть профессионалом?».                                         Необходимо   активизировать   интерес   детей   к   профессиям   через проведение   конкурсов   рисунков   (например,     «Профессия   моей   мамы», «Профессия отца», «Какая профессия мне нравится?»). Формы и приемы работы с подростками (11­15 лет): ­беседы   о   профессиях   (форма   проведения     ­   уроки   психологии, классный час один раз в два месяца);  ­элективные курсы по предпрофильной подготовке; ­тематические занятия (форма проведения – тренинг);  ­тематическая   неделя   по   профориентации   (игры,   тренинги,   конкурсы, родительские собрания, театрализованные выступления, выпуск тематических газет);  ­целевые экскурсии на предприятия города; 20 ­предметные олимпиады;  ­участие в общешкольных предметных неделях;  ­кружковая работа;  ­проведение   конкурсных   программ   (к   примеру,   «Юные   модельеры»,   «Рукодельницы», др.); ­конкурсы рисунков и сочинений; ­психологическая диагностика. Формы и приемы работы со старшеклассниками (15­17 лет): ­элективные курсы по профильному обучению; ­целевые   встречи   со   специалистами   средних   и   высших   учебных заведений «Куда пойти учиться?», бывшими выпускниками школы; ­ярмарки  учебных мест; ­сотрудничество с отделом занятости; ­встречи с профессионалами (проект «Стратегия жизни»);  ­беседы о профессиях (форма проведения – классный час, один раз в два месяца, уроки психологии);  ­тематические   занятия   (форма   проведения   –   тренинг,   блочное проведение);  ­тематическая   (игры,   тренинги,   конкурсы,   родительские   собрания,   по   неделя   профориентации   театрализованные выступления, выпуск тематических газет);  ­проведение конкурсных программ;  ­конкурс сочинений «Моя будущая профессия»;  ­целевые экскурсии на предприятия города; ­научно­исследовательская работа учащихся;  ­знакомство с образовательными услугами города;  ­проведение обзоров научно­популярной и художественной литературы по вопросам профориентации;  21 ­социологический опрос учащихся; ­психологическая диагностика Для   успешной   реализации   программы   профессиональной   ориентации учащихся необходимо предусмотреть механизмы и условия ее реализации. К механизмам реализации следует отнести:  ­обеспечение научно­методического руководства программой; ­подготовка   педагогических   кадров,   способных   реализовать   данную программу; ­подготовка   материально­технической   базы   и   программно­ методического обеспечения для реализации программы; ­информационное обеспечение для реализации программы. Представляется необходимым проводить профориентацию в процессе изучения   учебных   дисциплин,   так   как   воспитательная   работа   по формированию   готовности   учащихся   к   выбору   профиля   обучения   и профессии   со   стороны   учителей­предметников   желает   быть   лучшей. Например,   по   литературе   в   «профориентационный   компонент»   можно включать основные профессии писателей: Чехов – врач, Лермонтов – офицер, Антуан   де   Сент­Экзюпери   –   летчик.   При   изучении   химического   состава клеток   на   уроках   биологии   можно   рассказать   о   профессии   лаборанта, фармацевта.   На   уроках   русского   языка   проводить   словарную   работу (например, знакомство с профессиями повар, спортсмен, хлебороб). 22 4. Ожидаемые результаты реализации программы профессиональной ориентации обучающихся ­увеличение субъектов социума в сферу профессиональной ориентации школьников (школа, семья, общественность); ­обогащение содержания, форм, методов, средств подготовки личности к выбору профессии; ­сформированность   понятий     «профессия»,   «сознательный   выбор профессии»; представлений об экономике и ресурсах региона, города; ­формирование   долга   и   ответственности   при   выборе   профессии, уважение к людям труда; ­осознание   личностью   прав   и   обязанностей   в   выборе   профессии, перспектив профессионального продвижения; ­самопроектирование личности; ­повышение информированности учащихся о социально­экономическом состоянии и развитии города Тюмени и Тюменской области; ­вовлечение учащихся в социальную практику и деятельность сельского хозяйства, в сферу материального производства, промышленности; ­развитие творческих способностей, навыков и умений учащихся. 5. Мониторинг реализации программы профессиональной ориентации обучающихся Мониторинг   представляет   собой   систему   диагностических исследований,   направленных   на   комплексную   оценку   результатов эффективности реализации программы. Мониторинг реализации программы осуществляется   посредством:   наблюдения   за   проявлением   личностных качеств обучающихся; опросов (анкеты, интервью, собеседования, дискуссии), тестирований учащихся, их родителей, педагогов.   23 Основным   критерием   эффективности   профессиональной   ориентации является осознанный выбор профессии с учетом личностных возможностей, социальной значимости профессии и возможности карьерного роста в ней. Все это   позволило   выработать   систему   оценки   эффективности   реализации программы, включающую показатели по основным направлениям организации профориентационной работы учащихся: 1.   информационно­аналитическая   деятельность  (охват   учащихся, включенных   в   диагностику   по   определению   уровня   готовности   к   выбору профиля обучения и профессии; наличие страницы на сайте школы; наличие «профориентационной   карты   обучающихся»;   оптимальность   распределения выпускников по каналам обучения; успешность обучения выпускников школы в профессиональных учебных заведениях); 2.   организационно­методическая   деятельность  (наличие комплексного   плана   организации   профориентационной   работы,   его системность,   результатитвность;   наличие   Совета   по   профориентации   для координации профессиональной ориентации школьников и эффективность его деятельности;   уровень   методической   обеспеченности   образовательного процесса по профориентации); 3.   консультационная   и   психолого­педагогическая   деятельность (уровень   профессиональной   компетентности   педагогических   работников, обеспечивающих организацию профориентационной работы; охват учащихся, занятых  в кружках  по   интересам  (%);  охват  учащихся,  для  которых  были организованы   экскурсии   на   предприятия   (%);   охват   учащихся,   занятых   в профессиональных   пробах  (%);   охват   учащихся,   для   которых   реализуются курсы профессиональной направленности (%); охват учащихся 10­11 классов, для которых организовано профильное обучение (%); наличие договоров о сотрудничестве со всеми потенциальными социальными партнерами).    24 Список литературы 1.   Инновационные   процессы   в   образовании:   от   теории   к   практике: материалы   региональной   научно­практической   конференции   /   ГАОУДПО «Институт развития образования и социальных технологий». – Курган, 2011. 2.   Концепция   профильного   обучения   на   старшей   ступени   общего образования: утв. Приказом Министерство образования РФ от 18 июля 2001 года № 2783. 3.   Ларькина   Н.   Ю.   Методические   рекомендации   «О   проведении профориентационной   работы   в   общеобразовательных   учреждениях   города Тюмени». – Тюмень, 2013. 4. Ларькина Н. Ю. Профессиональное самоопределение обучающихся (требования стандартов нового поколения). – Тюмень, 2013. 5.   Программно­методическое   обеспечение   учебного   процесса   для кабинета   профориентации   и   кабинета   психолога   в   образовательном учреждении. – М., 2013. 25 6.   Программа­ориентир   воспитания   учащихся   МАОУ   «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Тюмени на период до 2015 года. 7.   Пряжников   Н.   С.   Профориентация   в   школе:   игры,   упражнения, опросники (8­11 классы). – М., 2005.  8. Терех В. С. Профессиональное самоопределение учащихся. – Минск, 2011. 9.   Челнокова   Т.  А.  Элективные   курсы   и   профессиональное   развитие личности учащихся // Справочник заместителя директора школы. – 2011. ­ № 7. С. 39­46.   26

Программа профориентации

Программа профориентации

Программа профориентации

Программа профориентации

Программа профориентации

Программа профориентации

Программа профориентации

Программа профориентации

Программа профориентации

Программа профориентации

Программа профориентации

Программа профориентации

Программа профориентации

Программа профориентации

Программа профориентации

Программа профориентации

Программа профориентации

Программа профориентации

Программа профориентации

Программа профориентации

Программа профориентации

Программа профориентации

Программа профориентации

Программа профориентации

Программа профориентации

Программа профориентации

Программа профориентации

Программа профориентации

Программа профориентации

Программа профориентации

Программа профориентации

Программа профориентации

Программа профориентации

Программа профориентации

Программа профориентации

Программа профориентации

Программа профориентации

Программа профориентации

Программа профориентации

Программа профориентации

Программа профориентации

Программа профориентации

Программа профориентации

Программа профориентации

Программа профориентации

Программа профориентации

Программа профориентации

Программа профориентации

Программа профориентации

Программа профориентации

Программа профориентации

Программа профориентации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2018